221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Умственное интеллектуальное воспитание

Умственное воспитание(цели,задачи)

Содержание

1. Умственное воспитание(цели,задачи)

2. Теоретические основы умственного воспитания дошкольников

3.Глебова М.В.Методологические подходы к исследованию состояния умственного воспитания старшеклассников в современной школе

Умственное воспитание(цели,задачи)

Умственное воспитание — целенаправленное формирование умственных качеств воспитанников (мышления, речи, воображения, памяти, познавательных, творческих способностей, умений самообразования и др.).

Содержание умственного воспитания включает развитие умственных сил учащихся. Это степень развитости ума, способность человека накапливать знания, овладевать основными мыслительными операциями, развивать интеллектуальные умения, которые характеризуют умственную деятельность учащихся.

Цели умственного воспитания: формирование интеллектуальной культуры, развитие интеллектуального потенциала человека, формирование научного мировоззрения.

Интеллектуальная культура (культура мышления) — совокупность формально-логических, языковых, содержательно-методологических и этических знаний, умений и навыков, проявляющихся в интеллектуальной деятельности человека. От этой культуры зависят процессы социализации личности, ее творческие и профессиональные достижения. Интеллектуальная культура включает комплекс знаний и умений в области культуры умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать её, выполнять познавательные операции, работать с источниками информации, оргтехникой, заниматься самообразованием и т.п. В структуру этого компонента базовой культуры личности входят общие и специальные учебные умения, а также такие интеллектуальные качества, как быстрота, гибкость, глубина, широта, логичность, ясность, активность, самостоятельность ума.

Задачи умственного воспитания:

§ развитие всех видов мышления (теоретического, практического, социального, творческого и др.), познавательных интересов, потребности и умений самообразования, умственных, творческих способностей;

§ формирование системы знаний о природе, человеке, обществе, мышлении, т.е. знаний мировоззренческого характера;

§ формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, интеллектуальных, учебных умений и навыков;

§ расширение опыта познавательной деятельности, развитие эрудиции и кругозора.

Умственное воспитание осуществляется в процессе предметного обучения, во внеурочной деятельности и общении учащихся, в процессе самообразования и самовоспитания, в результате влияния СМИ. При этом наиболее значимыми видами деятельности являются: учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность в разных сферах (человекознание, естествознание, техника, искусство и т.п.); организаторская деятельность (например, участие в ученическом самоуправлении); аналитическая, оценочная деятельность (например, участие в анализе групповых дел, конфликтных ситуаций и т.п.); рефлексия своей деятельности.

Умственное воспитание включает воспитание информационной культуры учащихся как совокупности знаний, умений и навыков в области информационных технологий и способов овладения ими. Информационная культура позволяет эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций в личностном и профессиональном становлении. Для воспитания информационной культуры в учебно-воспитательном процессе используются средства массовой информации, в том числе Интернет, информационные и компьютерные технологии; проводятся информационные часы, организуется работа информационно-пропагандистских групп.

Важнейшим показателем воспитанности интеллектуальной культуры личности является сформированность мировоззрения.

Под мировоззрением понимают специфическую форму сознания человека, включающую обобщенную систему знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых проявляется его отношение к развитию природы и общества и которые определяют его общественно-политическую и нравственно-эстетическую позицию и поведение в разных сферах жизни (по И.Ф. Харламову). Мировоззрение есть высшее интегративное отношение личности к себе и окружающему миру. Оно выступает внутренним фактором формирования личности. Поэтому формирование мировоззрения учащихся — важная педагогическая задача. В структуре мировоззрения выделяют объективные (вся совокупность знаний человека) и субъективные (взгляды, убеждения, идеалы) компоненты (см. таблицу 13).

Читайте также:

  1. Вопрос: Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Обучение как средство умственного воспитания
  2. Документ 9.3. Следует ли отказаться от тестов на умственное развитие?
  3. Сенсорное и умственное
  4. Умственное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениям слуха.
Структура мировоззрения личности
Объективные компонентыСубъективные компоненты
Знание (как принадлежность индивида) — образы вещей, свойств, процессов, отношений действительности, сохраняющиеся в памяти индивида в форме представлений, понятий, чувств, отношений и т.п. Это по сути описательно-констатирующие суждения личности, связанные с осмыслением и пониманием объективных природных и общественных явлений. Основу мировоззрения составляют знания о природе, обществе, человеке (о самом себе), мышлении и др. Для того чтобы знания стали взглядами и убеждениями, вошли в общую систему ценностных ориентаций, они должны проникнуть в сферу чувств и воли личности, приобрести для нее субъективный смысл1. Взгляды человека — принятые человеком в качестве достоверных идеи, концепции, выводы, оценки и т.п. Это мнения, субъективные выводы, появляющиеся в ходе объяснения природных или общественных явлений и определения своего отношения к ним. 2. Убеждения человека — знания (идеи, концепции, теории и т.п.), в которые человек верит, как в истину, отстаивает их, стремится увлечь ими других людей. Это идеи, относящиеся к разным сферам жизни человека и общества, которые индивид глубоко осознал и эмоционально пережил. 3. Идеалы — осознанные и эмоционально окрашенные представления о самом совершенном образце чего-либо. Идеалом может выступать высшая цель, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью. Нравственные идеалы — представления о нравственно совершенной личности, о лучших ее качествах, которые стали стимулом и регулятором развития индивида. В этом смысле идеал человека — мысленно-эмоциональное предвосхищение того, каким индивид хочет и стремится стать

В педагогике выделены следующие функции мировоззрения (по И.Ф. Харламову).

§ Информационно-отражательная функция заключаются в том, что все события и явления окружающего мира человек воспринимает и отражает в сознании через призму уже имеющихся у него взглядов и убеждений.

§ Ориентационно-регулятивная функция состоит в том, что мировоззрение оказывает определяющее влияние на действия и поступки человека. Изменение мировоззрения влечет изменение и его поведения.

§ Оценочная функция связана с тем, что факты, явления окружающего мира оцениваются человеком на основе своих взглядов и убеждений.

§ В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяют три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное, или житейское (см. схему 19).

Можно говорить также о мифологическом мировоззрении (опирается на фантастическое представление о мире), о мировоззрении различных прослоек общества, а также представителей различных политических течений и партий. Важно, чтобы основу любого вида мировоззрения составляли идеи нравственности, добра, справедливости, совести и чести.

Научное мировоззрение формируется у учащихся в результате последовательного овладения научными, в частности, философс­кими знаниями, современными научными достижениями, а также си­стемой общих методов познания действительности. Это достаточно длительный, постепенный, противоречивый процесс.

Возрастные возможности формирования мировоззрения школьников учитываются при проектировании содержания образования (см. таблицу 14).

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Младший школьный возрастПодростковый возрастЮношеский возраст
Пониманию учащихся доступны некоторые существенные зависимости, связи между явлениями природы и общества, которые носят мировоззренческий характер (представления о сезонных изменениях в жизни природы, о постоянном развитии мира и другие)Создаются благоприятные условия для овладения учащимися диалектико-материали-стической картиной мира в процессе изучения систематических курсов основ наук. У подростков невелик жизненный опыт, их взгляды не всегда отличаются стройностью, полнотой и устойчивостью. Для них обычно характерна неадекватная самооценка, склонность к подражанию. Поэтому важно побуждать подростков к самостоятельной и обоснованной оценке предметов и явленийВажнейшее новообразование — самосознание личности — определяет готовность старшеклассников к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Для них характерны философская направленность мышления, потребность проникнуть в суть вещей и явлений окружающего мира. Это создает основу для формирования фундаментальных методологических идей, прочных взглядов и убеждений учащихся, обеспечивающих принципы их поведения и деятельности. Складывающиеся мировоззренческие позиции способствуют также профессиональному самоопределению старшеклассников

Помимо учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся педагогическими условиями формирования научного мировоззрения школьников являются: обеспечение научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера; придание общественной направленности обучению; соблюдение принципа историзма в изучении содержания учебных предметов; развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в педагогическом процессе; стимулирование эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу; связь обучения с жизнью, включение учащихся в разнообразную практическую деятельность; взгляды и убеждения самих педагогов, их личностные и профессиональные качества.

Критериями сформированности мировоззрения личности являются:

§ знание важнейших понятий, законов, теоретических обобщений, имеющих определяющее значение для понимания законов развития природы и общества и выработки мировоззрения;

§ устойчивость взглядов и убеждений, проявляющаяся при оценке явлений и событий окружающей жизни;

§ развитие способности диалектического осмысления действительности, обнаруживающейся в умелом анализе человеком новых для него знаний, явлений, событий;

§ проявление своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в деятельности и поведении.[1]

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 304 ; Нарушение авторских прав

Цель, содержание, организационные формы и методы умственного воспитания

Ум — функция мозга в отражении закономерностей явлений окружающей жизни, совокупность познавательных процессов. Умственные способности у человека характеризуются такими качествами ума: сообразительность (скорость умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты и явления), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи), вдумчивость, глубина ума и т. д.

Умственное воспитание — процесс овладения общественно-историческим опытом, накопленным человечеством. Это специально организуемый педагогический процесс, направленный на формирование у детей системы знаний, умений, навыков, способов умственной деятельности, развитие способностей.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. В раннем детстве умственное воспитание тесно связано с физическим. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их деятельность. Наиболее правильный путь интеллектуального развития ребенка – общение с взрослыми и детьми старшего возраста, в результате которого расширяется кругозор, и пополняется словарный запас ребенка. Для умственного развития дошкольника чрезвычайно важным являются игры-занятия. Полезны игры, в которых используются одинаковые по форме, но различные по величине и цвету, предметы, а также ролевые игры, в которых ребенок подражает действиям взрослых в быту. Таким образом, умственное воспитание основывается на:

– развитии воли, памяти, сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов;

– формирование культуры учебного и трудового процессов;

– развитие личностных качеств – расширение кругозора и словарного запаса, воображения, самостоятельности и способности к творчеству;

– стимулирование интереса к работе с книгой.

Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоение знания в деятельности.

В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста. Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80 % веса мозга взрослого человека. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.

Основной функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир.

Цель умственного воспитания заключается в формировании осознанного мышления, познания и развитого интеллекта личности. Реализация этой цели приводит к развитию следующих качеств:

Воспитание в данном направлении происходит на основе знаний наук, а они содействуют формированию творчески мыслящей личности, которая испытывает потребность в постоянном пополнении своих знаний и желании совершенствовать их уровень.

Данный процесс непрерывен, проходит в процессе обучения, трудовой и игровой деятельности. Знания черпаются из книг, интернет — ресурсов, средств массовой информации.

Методы умственного воспитания детей

Ведущие педагоги сегодня пришли к мнению, что умственное воспитание детей дошкольного возраста позволяет значительно облегчить обучение в школе. Этому способствует возможность использования совершенно иных методов по сравнению со школьным обучением, в которых немаловажное значение отводится наглядным методикам и игровым приемам. Для развития умственных способностей и усвоения нового материала воспитатель в детском саду или центре раннего развития должен предлагать выполнение различных заданий – рисования, лепки, конструирования.

Кроме того, методы умственного воспитания детей должны быть направлены на выполнение поставленных перед воспитателем целей, включающих:

Развитие мыслительной деятельности;

В зависимости от поставленной цели выбирается и соответствующая методика. Развитие и становление речи направлено на воспитание звуковой культуры речи, обогащение словаря и формирование грамматического строя. В зависимости от возраста для этого могут использоваться различные дидактические материалы, пальчиковые и подвижные игры. Формирование культуры речи необходимо для выработки навыков выражать свою мысль, умения выслушать собеседника и удерживать предмет разговора. Методы умственного воспитания детей для развития мыслительной деятельности также разнообразны и определяются как возрастом, так и психологическими особенностями ребенка. Для этого чаще всего используется игровая среда, в которой малыш наиболее легко может усвоить необходимые знания и получить навыки. В развивающем обучении синтезируются элементы игрового, познавательного, учебного и поискового взаимодействия. Также необходимо стимулировать разнообразную самостоятельную деятельность ребенка и поощрять его интерес к получению знаний об окружающем мире.
Методами называют способы достижения целей умственного воспитания. Их делят на игровые, наглядные и словесные. Формы — это инструменты методов.

Наглядные методы соответствуют особенностям детского мышления. Девочки и мальчики всегда легче воспринимают информацию в форме картинки. То есть наглядность в умственном воспитании — это не обязательно раздаточный материал, кубики, пазлы.

Демонстративные приемы наглядных методов — это рассматривание картинок, предметов, орудий труда, иллюстраций, кинофильмов, видеоматериалов. Оно помогает детям изучить то, что в повседневной жизни они не видят.

Словесные методы всегда используются вместе с наглядными. Рассматривая того же слона, воспитатель или мама объясняют ребенку словами, для чего служит зверю хобот, информируют о месте его проживания, питания.

Практические методы используются для формирования умений ребенка, углубления его знаний. Они применяются педагогами в тесной связи со словесными и наглядными методами. Чаще используются в старшем дошкольном и школьном возрасте.

Задача детского дошкольного учреждения — подготовить ребенка к школе. Часть этой задачи состоит в вооружении малыша знаниями и умениями.

Изучением темы десятки лет занимался руководитель лаборатории умственного воспитания НИИ дошкольного воспитания Академии педагогических наук Николай Поддьяков. Суть работы заключалась в исследования внутреннего противоречия как рычага саморазвития ребенка.

Ученый сформулировал принцип оптимального соотношения умственного воспитания и саморазвития. Согласно исследованиям Николая Поддьякова, детское экспериментирование положительно влияет на развитие конструирования, игр, труда в природе, изобразительной деятельности. Оно способствует также и общему психическому развитию детей. Главные задачи умственного воспитания дошкольников — это:

1. Сенсорное развитие (органов чувств и восприятия) .

2. Мыслительная деятельность (овладение мыслительными операциями, развитие познавательных способностей) .

3. Становление речи.

4. Воспитание любознательности.

5. Формирование системы знаний об окружающей среде.

Все вышеуказанные задачи взаимосвязаны. Их специфика определяется возрастными возможностями детей, и в детском дошкольном учреждении четко сформулированы в Программе дошкольного воспитания, которой и руководствуются воспитатели.

Каждой возрастной группе соответствует определенный уровень умений, знаний, навыков, овладеть которыми ребенок должен к концу года. Задачи умственного воспитания достигаются в процессе ежедневных занятий. Это математика, рисование, физкультура, трудовая деятельность, лепка, конструирование.

Развитие игр, общения, формирование отношения детей к окружающему связано со знаниями о жизни общества и деятельности взрослых, о явлениях природы.

Содержание умственного воспитания в детском саду — это и усвоение правил и норм поведения, например, отношений детей и взрослых, использования вещей, правил поведения на дороге, в лесу, парке, общественных местах.

27. Система эстетического воспитания характеристика ее структурных компонентов.Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра — первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 – летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так самым утверждая их в понимании того, что красота – дела рук человеческих.

Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по картинам.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1822 ;

Интеллектуальное и умственное воспитание в развитии дошкольников

Умственные способности ребенка лежат в основе его полноценного всестороннего развития. Ведь в это понятие входят развитие психики, мышления, логики, внимания, памяти, восприятия, речи, творческих способностей. Важную роль в этом играет интеллектуальное воспитание в дошкольном учреждении и дома – систематическая целенаправленная работа по воздействию на маленького человека с целью развития этих важных сфер. Когда и как этим нужно заниматься?

Каждому возрасту – свое

Чтобы понять, с какого возраста заниматься этими сферами, нужно знать теоретические основы умственного воспитания. Прежде всего – возраст, в котором ребенок наиболее готов к развитию тех или иных способностей.

  • Основой полноценного развития всех интеллектуальных способностей ребенка можно считать эмоциональный этап, который длится от рождения до полуторагодовалого возраста. В этот период наиболее важна благоприятная эмоциональная атмосфера в семье. Кроме того, познавательные процессы имеют сенсорную специфику – малыш изучает окружающий мир через прикосновения. Поэтому тактильному развитию на данном этапе – зеленый свет. Пусть трогает предметы, различные по форме, размеру, из разных материалов, с разными свойствами.
  • Логический этап (от года до 5 лет) является благоприятным для закладки и дальнейшего развития логического мышления, а также музыкальных способностей. Конструкторы, логические задачки, развивающие игры, головоломки, музыкальные занятия помогут в интеллектуальном воспитании на этом этапе.
  • Речевой этап продолжается от рождения примерно до 10 лет. Это время для расширения кругозора, словарного запаса, тренировки слухового восприятия информации, развития памяти, чтения, активного общения.

Поэтому эффективное умственное воспитание должно строиться с учетом этих особенностей.

Занимайтесь развитием речи ребенка с первых же месяцев его жизни. Больше с ним говорите, даже если он пока еще не понимает смысла сказанного, затем побуждайте говорить самого, отвечать на вопросы, обсуждайте с ним все происходящее, читайте много книжек. Ведь речь – это важнейшее средство коммуникации, с помощью которого ребенок сможет последовательно, связно, полно излагать свои мысли, делать выводы, строить отношения со сверстниками, общаться с воспитателями в саду, принимать участие в обучающих и познавательных играх.

Как достичь цели?

Собственно, какие это цели? Какие задачи должны решаться в процессе воспитания интеллектуальных и умственных способностей малыша? Основные из них следующие:

  • формирование адекватных представлений о мире, законах природы и социума;
  • развитие психически обусловленных познавательных процессов (таких, как память, речь, восприятие, воображение, мышление);
  • развитие любознательности и воображения;
  • развитие простейших приемов умственной деятельности;
  • речевое развитие.

Как решают эти задачи в детском саду? Прежде всего, в самой понятной и приятной для дошкольников форме – игровой, что обусловлено психологией возраста, а также в процессе физического и трудового воспитания, любой продуктивной деятельности. В ходе таких игр и занятий, используя доступный и понятный детям материал, воспитатели учат малышей сравнивать, наблюдать, размышлять, делать первые выводы, устанавливать причинно-следственные связи, осваивать навыки коммуникации, ставить и достигать цели. В конечном счете все эти навыки помогают стимулировать дошкольника к активной познавательной деятельности.

Особую роль в этом важном процессе играет организация личного опыта малыша. Наблюдение, эксперименты, простейшие опыты над обыденными вещами (особенно – над природными явлениями) помогают детям дошкольного возраста накопить такой опыт.

Занимаемся дома

Основное условие для успешного умственного развития – любящая семья, в которой всегда поймут, помогут, поддержат, похвалят за успехи, посоветуют, придадут уверенности. В такой обстановке ребенок будет более продуктивно и гармонично развиваться.

Второе необходимое условие – воспитание в виде игры. Такая форма способствует:

  • повышению интереса к учебе;
  • творческой и познавательной деятельности;
  • развитию мышления, логики, памяти и других интеллектуальных процессов;
  • раскрытию склонностей и талантов ребенка;
  • повышению усидчивости, концентрации внимания;
  • нравственному, трудовому, физическому воспитанию;
  • развитию наблюдательности, воображения, чувства прекрасного.

При этом ребенок не отдает себе отчет в том, что он учится, познает. Это происходит незаметно для него.

Учите своего малыша играть в шашки, шахматы, разгадывать ребусы, кроссворды и головоломки, собирать конструкторы, пазлы. Эти занятия прекрасно способствуют интеллектуальному развитию.

Третье условие – учитываем склонность ребенка к развитию тех или иных способностей, соответственно возрасту.

Современные технологии все прочнее входят в нашу жизнь. Но помните, что увлечение ребенка компьютером или телефоном далеко не всегда полезно. Чаще всего это лишь дополнительная нагрузка на органы зрения и психику, поэтому ограничивайте время, которое малыш проводит, «общаясь» с современной техникой.

Как играть?

Важно подбирать игры на развитие разных способностей ребенка. Ниже приведены некоторые из них.

Для развития восприятия формы прекрасно подходит узнавание предметов, находящихся в мешке, на ощупь. Цветовое восприятие тренируют, например, подбирая пары к предметам заданного цвета. Для развития восприятия размеров можно просить малыша расставить несколько предметов по возрастанию или убыванию их величины. Восприятие времени тренируется при помощи наводящих вопросов: «Какое время года сейчас? Как ты это понял? Что быстрее растет, цветок или человек? Почему?».

Можно поиграть с ребенком в пуговицы. Для этого двум игрокам понадобятся расчерченные в клетку листы бумаги, а также одинаковые наборы различных пуговиц. Ведущий на своем поле выкладывает несколько пуговиц, а затем накрывает их бумагой. Ребенок должен повторить раскладку на своем поле.
Еще одна игра – «Найди изменение». Малышу показывают картинку, дают запомнить. Затем показывают похожее изображение, на котором что-то отсутствует или заменено. Ребенок должен вспомнить, что именно.

С ребенком договариваются, что он хлопнет, услышав правильно построенную фразу, топнет – услышав фразу с какой-то ошибкой (снег всегда идет летом).
Отслеживание начала и конца какой-то линии, переплетенной на рисунке с несколькими другими, – также прекрасная тренировка внимания.

Малышу предлагают представить себя потерянным шарфиком, маминой шубой, найденной перчаткой, смятой или аккуратно сложенной рубашкой и т. д.
Также полезно взрослому и дошкольнику нарисовать разные закорючки и обменяться рисунками. У кого получится дорисовать их до логических картинок – тот победил. Другой вариант – малышу предлагают незаконченное изображение и просят назвать, что изображено.

Здесь хороши игры по типу «съедобное-несъедобное» (например, «бывает – не бывает»). Полезно отгадывать предметы по их описанию, додумывать – «что будет, если…».

Умственные и интеллектуальные способности не прогрессируют сами собой. Для этого ребенку нужно получать соответствующий опыт, а затем использовать его. Давая ему этот опыт в игровой форме, важно помнить, что все дети отличаются скоростью мышления. Кто-то схватывает быстрее, кто-то медленнее. Нельзя ругать малыша за его «тугодумство». У него просто свой ритм. А вот похвала, поддержка помогут любому малышу развить интеллект, хорошо подготовиться к школе и дальнейшей социализации.

Умственное воспитание

Умственное воспитание: сущность и основные задачи

Умственное воспитание – это процесс целенаправленного организованного педагогического воздействия на интеллектуальное развитие детей для передачи им знаний и навыков, требующихся для их разностороннего развития, приобщения к социальной жизнедеятельности.

В процессе умственного воспитания происходит становление и развитие познавательных способностей воспитанников, совершенствование их познавательного функционала и развитие навыков усвоения и применения, переданных знаний в практической жизнедеятельности.

Умственное воспитание неразрывно связано и не может существовать в отрыве от умственного развития. Оно представляет собой комплекс качественных и количественных преобразований, осуществляемых в мыслительной деятельности при возрастных изменениях и под воздействием окружающей природной и социальной среды. Умственное развитие индивида, в отличие от умственного воспитания, обусловлено не только социальными факторами и педагогическим воздействием. Оно зависит от физиологии человека: строения коры головного мозга, функционирования его рецепторов, способностей ЦНС к восприятию и передаче импульсов, психологического развития, генетических факторов.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Умственное воспитание нацелено на интеллектуальное развитие личности ребенка. Оно помогает совершенствовать существующие физиологические процессы, ориентированные на усвоение знаний и навыков, тем самым, расширяя познавательные способности и, формируя интеллектуальные навыки. При этом, эффективность воспитательного воздействия зависит от учета закономерностей интеллектуального развития каждого ребенка с раннего возраста.

Воспитание не должно быть построено на основе перегрузки ребенка непосильной и непонятной для него информацией. С одной стороны, такое воспитание нацелено на развитие высоких интеллектуальных навыков и способностей, а с другой стороны оно требует огромных нервных и психических затрат организма, что вызывает нарушение функционирования познавательных процессов и не может принести должного воспитательного эффекта.

Рисунок 1. Умственное воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Умственное воспитание, при учете его оптимальной организации, способствует развитию не только интеллектуальной сферы личности, но и благотворно сказывается на формировании нравственных качеств, моральных принципов, формировании эстетических черт. Такое воспитание помогает развить привычку здорового образа жизни, поддержания физической формы.

Поскольку, интеллектуальное воспитание направлено на формирование познавательной деятельности посредством которой ребенок исследует окружающий мир, знакомится с законами его функционирования, то в этом процессе принимают участие его мышление и способность к восприятию.

Основными задачами умственного воспитания являются следующие:

  1. Сенсорное воспитание – педагогическое воздействие, носящее целенаправленный характер и ориентированное на развитие чувственных процессов – ощущений и восприятий.
  2. Развитие мыслительной деятельности – становление, совершенствование и развитие мыслительных операций, помогающих развивать познание и мыслительные навыки, а также применять их в различных сферах жизнедеятельности. Требуется развивать память и воображение ребенка с ранних лет.
  3. Формирование речевых навыков – развитие способностей выражать свои мысли, посредством словесных форм. Речь сопряжена с мышлением. Учась говорить, называя предметы и явления, ребенок одновременно и получает определенные знания и учится мыслить.
  4. Развитие любознательности и познавательной заинтересованности – эти процессы необходимы для гармоничного и продуктивного познания. Познавательная заинтересованность необходима для формирования стремления самопознания, саморазвития, исследования процессов и явлений окружающего мира.
  5. Развитие системы знаний об окружающем мире – знакомство с окружающим миром, его процессами и явлениями, объектами и субъектами. Оно составляет фундамент процесса познания. Без знаний и представлений о мироустройстве тяжело воспринимать и усваивать иную познавательную информацию.

Средства, применяемые в умственном воспитании

Педагогика как наука подразделяет все средства, применяемые в воспитании на две большие группы:

  1. Деятельность ребенка.
  2. Продукты духовной и материальной культуры.

К первой группе относится, прежде всего, бытовая деятельность. Она сопровождает ребенка с раннего возраста и заключается в соблюдении режима дня, следования правилам гигиены. Все это положительно сказывается на формировании пространственной ориентации. Дети получают первые представления о времени суток, изучают названия предметов, процессов, осваивают правила поведения в быту.

Для детского возраста лучшим воспитательным средством является игровая деятельность. В ее ходе дети получают разнообразные знания, касающиеся различных сфер и направлений жизнедеятельности. Игровая деятельность дает положительный результат, поскольку она интересна ребенку, увлекает его и развивает стремление к новому познанию.

Немаловажное значение отводится продуктивным разновидностям деятельности:

  1. Трудовая деятельность – ориентирована на развитие сенсорных процессов, опыта ребенка в различных трудовых действиях. Воспитанники знакомятся с материалами, их параметрами, свойствами, вариантами изменений под влиянием внешних факторов, способами применения различных орудий труда и их социальной значимостью;
  2. Конструктивная деятельность – имеет связь с трудовой деятельностью. Ребенок учится составлять конструкции, начиная с элементарных, что развивает его мышление и активизирует познавательные процессы;
  3. Изобразительная деятельность – творческое познание не менее важная составная часть умственного воспитания. Ребенок знакомится с различными направлениями искусства, усваивает культурные ценности, учится смотреть на мир, как на нечто прекрасное и уникальное. Это способствует не только формированию интеллектуальных навыков, но и формирует любовь к прекрасному.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Читать еще:  Интеллектуальное развитие ребенка с рождения
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector