Задачи физического развития дошкольников
Задачи физического развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста
материал по физкультуре на тему
Задачи физического развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_fizicheskogo_razvitiya_i_vospitaniya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи физического развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста
Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма человека: антропометрические и биометрические показатели (рост, масса тела и др.), и физические качества (быстрота, ловкость, сила, выносливость и др.).
Физическое развитие в дошкольных учреждениях – это единство цели, задач, условий, методов и форм работы, направленных на укрепление здоровья ребенка. Цель физического развития — формирование у детей основ здорового образа жизни.
Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, именно в этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка. И вся работа с детьми в детском саду должна быть пронизана заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Для полноценного физического развития и здоровья ребенка, необходима длительная целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива ДОУ.
Способы достижения физического здоровья дошкольника не сводятся только к узко педагогическим средствам физического воспитания и различным медицинским мероприятиям – они должны охватывать всю организацию жизни детей в детском саду: предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности и т.д.
В детском саду основными задачами по физическому воспитанию детей являются:
— охрана и укрепление здоровья детей,
— развитие физических качеств,
— формирование двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка,
— создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности и др.
Условием успешного решения задач физического развития детей в условиях детского сада является комплексное использование всех средств физического воспитания, к которым относятся: гигиенические факторы (гигиена, режим, питание), физические упражнения (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры и упражнения на улице и в помещении, музыкальные занятия, связанные с ритмическими движениями, спортивный досуг детей), общее закаливание организма как в условиях детского сада, так и в семье.
Для удовлетворения потребности детей в движении, а также для их мотивации к занятиям физкультурой должны быть созданы следующие условия:
— в группах должно быть выделено достаточно места для активного движения;
— физкультурные уголки, которые должны содержать разнообразные пособия и оборудование для спортивных занятий, упражнений, гимнастики: основные цели физкультурной зоны: удовлетворение потребности детей в двигательной активности; организация самостоятельной двигательной активности; развитие потребности в творческом самовыражении через физическую активность; развитие навыков успешной коммуникации и взаимодействия со сверстниками в совместных видах физической деятельности и т.д.;
— должны быть оборудованы спортивные залы и площадки на улице с зонами для подвижных и спортивных игр, «полосами препятствий» и т.д.
Особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. В старших группах – занятия физкультурой имеют направленность на формирование потребности в движении, развитии двигательных способностей и самостоятельности.
Взаимодействие с семьей также имеет немаловажный фактор в приобщении детей к здоровому образу жизни. В детском саду такое взаимодействие происходит в форме родительских собраний и вовлечении родителей в спортивно-оздоровительную работу детского сада (соревнования, игры и т.п.)
Таким образом, для достижения цели физического воспитание детей дошкольного возраста, основные задачи физического воспитания должны решаться в комплексном использовании всех средств физического воспитания — гигиена, режим, питание, физические упражнения, игры, гимнастика и т.д.
Создание мотивации детей к обучению и привитию навыков здорового образа жизни — одно из важнейших направлений решения задач физического воспитания детей в ДОУ.
Организация предметно-развивающей среды, стимулирующая физическое развитие детей – одно из действенных средств, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для физического, познавательного, социального становления личности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности равновесия детей старшего дошкольного возраста. Способы развития равновесия.
Доклад «Аквааэробика как средство оздоровления, развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста» Неничас Виктория Ивановна, инструктор по физической культуре (плавание) муниципаль.
Программное содержание: Расширять представление детей о разнообразии природного мира, в том числе о редких растениях и животных, занесенных в Красную книгу. Формировать представления о заповедных мест.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка-детский сад № 14 «Аленький цветочек» Истринского муниципального района с.Павловская СлободаПрограммное со.
Сопровождение к презентации.
что ребенок уже может делать самостоятельно, а что ему еще не доступно;- какие изменения в поведении, в физическом, интеллектуальном развитии, в развитии речи и т.п. вы замечаете в своем ребенке.
Консультация для родителей на тему » Задачи физического воспитания и развития детей дошкольного возраста»
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
Помогает проект «Инфоурок»
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение города Абакана «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»
Задачи физического воспитания и развития детей дошкольного возраста.
инструктор по физической культуре
В современном обществе вопрос о физическом воспитании дошкольников стоит очень остро и чрезвычайно заботит многих родителей. На сегодняшний день стало очень модно заниматься спортом или просто общеукрепляющими упражнениями, стало очень модно заботиться о своём здоровье, следить за правильным питанием и т.д. Но статистика говорит о том, что наши дети подвержены многим факторам и всего лишь 4% абсолютно здоровых детей поступает в школу.
Многие ошибочно полагают, что к физическому воспитанию относятся только развитие физических качеств ребёнка. Это далеко не так. К физическому воспитанию ребёнка, в первую очередь, относится сохранение и укрепление здоровья малыша. Ваш ребёнок ещё очень мал и не может без помощи взрослого беречь и укреплять своё здоровье. Поэтому именно взрослый, а именно, вы родители должны создать для своего ребёнка необходимую благоприятную среду, которая обеспечит ему полноценное физическое развитие (безопасность жизнедеятельности, правильное питание, режим дня, организация двигательной активности и т.д.).
Задачи физического воспитания дошкольников условно можно разделить на три группы: оздоровительные, образовательные и воспитательные.
Оздоровительные задачи физического воспитания дошкольников :
— Охрана и укрепление здоровья ребёнка;
— Закаливание организма ребёнка;
— Развитие двигательных навыков ребёнка в достаточном количестве.
Образовательные задачи физического воспитания дошкольников :
· Знакомить ребёнка со сведениями о человеческом организме;
· Формировать у ребёнка физические навыки (учить ходить, бегать, лазать, прыгать и т.д.);
· Научить ребёнка играть в подвижные игры;
· Научить ребёнка самостоятельно контролировать нагрузку для своего организма.
Воспитательные задачи физического воспитания дошкольников :
· Воспитывать культурно-гигиенические навыки;
· Воспитывать физические качества. К ним относятся: развитие ловкости, развитие быстроты, развитие силы, развитие выносливости , развитие гибкости.
Для решения всех этих задач можно выделить средства физического воспитания дошкольников и различные формы физического воспитания ребёнка , которые достаточно доступны и их можно реализовывать в домашней семейной обстановке.
Средства физического воспитания дошкольника :
1. Специальные гигиенические и социальные условия. К ним относятся очень простые и банальные вещи – ванная комната, кухня, личное пространство ребёнка, спортивные игрушки и т.д.
2. Правильное питание ребёнка.
3. Общение с природой. Сюда подойдут подвижные игры на свежем воздухе, физические упражнения на свежем воздухе, катание на санках, на лыжах, на коньках, на велосипеде, организация прогулок, организация семейных походов и т.д.
5. Организация двигательной активности ребёнка. Необходимо постараться так, чтобы ребёнок в течение всего дня не сидел дома за компьютером или телевизором, а как можно больше двигался, удовлетворяя тем самым свои потребности в двигательной активности. Если этого не обеспечивать, то двигательная активность будет проявляться в чём-то ещё, например, в детских шалостях или в гиперактивности.
6. Закаливание детского организма.
Формы физического воспитания дошкольника.
1. Утренняя гимнастика. Уделите этой форме немного времени, достаточно всего 5 минут в день. Не обязательно в традиционной форме, можно пофантазировать на эту тему. Просто потанцевать с ребёнком под весёлую музыку или поиграть в подвижную игру или выполнить интересный комплекс упражнений в игровой форме. Главное – поднять с утра настроение и хорошенько настроиться на предстоящую деятельность в течение дня.
2. Подвижные игры. Их следует проводить не только на улице, но и дома.
3. Прогулки на свежем воздухе.
4. Дни здоровья. Ошибочно полагать, что дни здоровья бывают только в образовательных учреждениях, их можно устраивать и в домашней обстановке. Для этого практически ничего не надо. Можно конечно заранее подготовиться, подобрать подвижные конкурсы и игры, пригласить гостей (друзей вашего малыша и их родителей) – всё это будет просто замечательно. Но можно пойти достаточно простым путём – организовать катание с горки зимой или велосипедную прогулку с пикником на свежем воздухе. Всё будет зависеть от вашей фантазии и возможностей. Так что включайте воображение и дерзайте.
Методы физического воспитания ребёнка – всё те же методы воспитания, которые были рассмотрены ранее. Это и беседы, и рассказ, и объяснения с разъяснениями. Большое значение здесь имеют практические методы, т.е. методы организации деятельности – упражнение и личный пример. Естественно, все эти методы должны касаться физического воспитания, т.е. если это беседа, то она должна быть, например, о значении утренней гимнастики или о важности культурно-гигиенических процедур и т.д. Ещё можно использовать нетрадиционные методы, которые повысят интерес ребёнка к физической активности, играм и упражнениям.
Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста
Физическое воспитание в дошкольных учреждениях — это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает так же учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание.
Цель физического воспитания: формирование у детей основ ЗОЖ.
В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Оздоровительные задачи: охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.
Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечнососудистой и дыхательной системы.
Важно повышать общую работоспособность у детей учитывая особенности развития их организма, совершенствовать деятельность ЦНС, способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств.
Образовательные задачи: формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средства передвижения. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию: ребенок, ползая сам, приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного возраста, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными двигательными и различными видами деятельности (трудовые операции). Следует научить детей играть в спортивные игры (городки, настольные теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.). В этом возрасте важное значение имеет привитие первоначальных навыков личной и общественной гигиены (мыть рук, забота о костюме, обуви и т.д.). Полученные знания позволяет детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в детском саду и семье.
Воспитательные задачи: разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений. Дети также овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения (устройство ямы с песком для прыжков в длину, заливка катка и т.д.).
Поскольку целью физического воспитания является формирование у детей навыков здорового образа жизни, то для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используется: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигает при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.
Физические упражнения — основное специфическое средство физического воспитания оказывающего на человека разностороннее воздействие.
Двигательная активность — биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.
Правильное физическое воспитание детей — одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
Дата добавления: 2018-05-09 ; просмотров: 1501 ;
Значение, задачи и средства физического воспитания дошкольников
Задачи физического воспитания в дошкольном детстве, сохраняя общую целевую направленность, конкретизируются с учетом анатомо-фиэиологических и психологических особенностей.
Оздоровительные задачи направлены на развитие форм и функций организма (костная система, мышечная, сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная системы, внутренние органы, кожа), борьбу с заболеваниями, закаливание, повышение сопротивляемости организма под влиянием внешней среды.
Образовательные задачи включают формирование двигательных навыков, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, первоначальных знаний, связанных с физкультурными занятиями и освоением культурно-гигиенических навыков.
Воспитательные задачи включают необходимость выработки у детей потребности, привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, умения самостоятельно заниматься этими упражнениями дома и в дошкольном учреждении, развития нравственно-волевых качеств, положительных черт характера, двигательных качеств, способностей; содействие умственному, трудовому, эстетическому, нравственному воспитанию.
Все эти задачи решаются комплексно, на основе соответствующих принципов.
Основные принципы физического воспитания дошкольников:
Ведущая роль воздействия среды, воспитания и обучения в физическом раэвитяи
Связь физического развития с общим развитием ребенка,
Всесторонность физического воспитания,
Эмоционально-положительное влияние игры в системе физического воспитания
Систематичность и последовательность в работе по физическому воспитанию,
Учет индивидуальных особенностей детой в физическом воспитании
Сознательность и активность детей при овладении движениями, гигиеническими навыками.
В процессе физического воспитания и обучения применяются общепедагогические принципы — наглядности, доступности и т. д.
Основными средствами физического воспитания дошкольников являются:
I) гигиенические факторы (режим дня, гигиена одежды, обуви, гигиеническая обстановка, культурно-гигиенические навыки). Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм ребенка, а также содействуют нормальной работе всех внутренних органов и систем.
2) Естественные силы природы (солнце, вода, воздух) усиливают положительное воздействие физических упражнений на организм и повышают работоспособность ребенка, используются для его закаливания.
3) Физические упражнения — основное средство физического воспитания. Они используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, содействуют осуществлению умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников, а также являются средством лечения при многих заболеваниях. Все эти средства физического воспитания имеют свои характеристики, методы и пути осуществления для детей разного возраста. Но все они основаны на общих требованиях, сформулированных Е. Л.Ларкиным:
— во всех мероприятиях по физическому воспитанию следует основываться на знании анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста;
— необходимо учитывать целостность и единство организма ребенка, которое проявляется в том, что всякое воздействие на любую часть тела вызывает реакцию всего организма. Не может быть изолированных реакций: центральная нервная система объединяет все системы организма в единое целое;
— важное значение придается подвижным играм. Они являются не только средством физического воспитания здоровых детей, но и лечебным и оздоровительным средством для больных и ослабленных детей. Игра формирует нравственные качества ребенка, его характер;
— необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Дня этого следует знать не только силы и умения ребенка, но и учитывать, что они развиваются и формируются под воздействием воспитания. При этом нельзя выделять детей, которым отдельные движения даются легко и подчеркивать недостатки другого ребенка. Следует у всех детей воспитывать уверенность в своих способностях. Здесь особенно важна роль личности воспитателя, его отношение к физкультуре, гигиене, закаливанию.
Задачи и средства физического воспитания
В системе всестороннего и гармонического развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особенное место. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности; в эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.
Физическое формирование ребенка тесно связано с его интеллектуальным и морально- волевым развитием, с развитием всех психических функций. Решающую роль при этом играет влияние жизненных условий и воспитание.
В годы дошкольного детства важнейшими задачами физического воспитания являются охрана жизни и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию и закаливанию, повышение работоспособности. Значение этих задач обусловлено тем, что, несмотря на быстрый рост и развитие органов и систем, деятельность их еще несовершенна, слабо выражены защитные свойства организма, маленькие дети легко подвергаются неблагоприятным влияниям внешней среды. Поэтому необходимо содействовать правильному и своевременному развитию костной системы и связочно-суставного аппарата, формированию физиологических изгибов позвоночника, развитию сводов стопы; укреплять все группы мышц, особенно мышцы разгибатели; способствовать развитию сердечно-сосудистой системы, увеличивать возможности ее приспособления к разным и быстро меняющимся нагрузкам; укреплять дыхательную мускулатуру, способствовать углублению и ритмичности дыхания, развитию умения согласовывать дыхание с движением; содействовать развитию нервной системы и органов чувств.
Важной задачей является развитие движений детей, формирование двигательных навыков и физических качеств — ловкости, быстроты, силы,
Существенная сторона работы по физическому воспитанию дошкольников — формирование правильной осанки.
Необходимо детям привить навыки личной и общественной гигиены, нужные в быту и при занятиях физической культурой.
Не менее важно содействовать развитию психических и мыслительных процессов детей путем сообщения им знаний о пользе занятий, о разнообразных движениях человека, о названии и назначении физкультурных пособий, требованиях к использованию, хранению их и.т.д.
Физическое воспитание способствует осуществлению умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей. Помогает поддерживать у них бодрое, жизнерадостное настроение и активность.
Физические упражнения оказывают разностороннее влияние на развитие ребенка. По словам известного врача-педиатра, гигиениста Л.И.Чулицкой, движения являются фундаментом его развития.
Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляя рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.
Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с образованием ощущений, восприятий, представлений, формирование знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это способствует совершенствованию психических свойств ребенка, его всестороннему развитию.
Разнообразные физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма. Помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Обогащают опыт ребенка новыми движениями. Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания. Но только комплексное их применение в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяет добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта.
У закаленного человека повышается устойчивость организма к температурным условиям, солнечной радиации, резким колебаниям погодных условий, увеличивается сопротивляемость организма разнообразным заболеваниям.
Крупнейший педагог и педиатр Е.А.Аркин в книге «Дошкольный возраст» подчеркивает, что физическая культура дошкольника состоит не только в выполнении мышечных упражнений, усвоении гигиенических навыков и укреплении здоровья. Он считает, что физическая культура в дошкольном возрасте есть «…культура чувств, внимания, воли, красоты, культура всего характера».
Дата добавления: 2015-03-29 ; Просмотров: 3145 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет