221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Закономерности психофизического развития

Закономерности психофизического развития нормально развивающихся детей четвертого года жизни
статья (средняя группа)

Закономерности психофизического развития нормально развивающихся детей четвертого года жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
zakonomernosti_psihofizicheskogo_razvitiya_.docx14.33 КБ

Предварительный просмотр:

Закономерности психофизического развития нормально развивающихся детей четвертого года жизни

Нормально развивающийся ребенок четвертого года жизни особенно восприимчив к педагогическим воздействиям. Именно в этот период жизни он продолжает активно общаться. Общение связано с предметными действиями, и оно становится не только эмоциональным, но и речевым.

На этом этапе резко возрастает стремление ребенка к самостоятельности, что обуславливает кризис трех лет. Его симптомы — упрямство, негативизм, протест близких родственников, главные изменения в период сосредоточены вокруг «я».

Расширению самостоятельности детей способствует формирование у них культурно-гигиенических навыков. Под руководством взрослого ребенок третьего года жизни постепенно осваивает культурно-гигиенические навыки (прием пищи, умывание, одевание, пользование туалетом).

Четвертый год жизни — период интенсивного физического развития. Если основные движения ребенка на третьем году жизни несовершенны, что объясняется слабостью мышц, недостаточной координацией движений и т. д., то на четвертом году жизни движения становятся более целенаправленными. Значительно улучшается двигательная координация — развивается согласованность движений рук и ног. Со стороны взрослых возрастают требования к уже сформированным движениям ребенка, а число различных видов движений, которыми ребенок должен овладевать, увеличивается.

Особенно важно на этом возрастном этапе совершенствовать движения кистей и пальцев рук ребенка. Это стимулирует речевой центр и артикуляционный аппарат.

Познавательное развитие ребенка связано с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем мире. Под влиянием предметной деятельности, общения развиваются все психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание, речь, но центральное место при этом занимает восприятие. Наибольшее влияние на развитие восприятия, мышления и речи оказывают соотносящие и орудийные действия. Соотносящие действия — это действия, в которых нужно совместить два предмета или две части предмета, учитывая свойства и качества обеих частей. При сборке пирамидок, башенок, складывании матрешек у ребенка формируются внешние ориентировочные действия: малыш методом проб и ошибок добивается правильного практического результата. Внешние ориентировочные действия складываются у ребенка при овладении и орудийными действиями. Орудийные действия — это действия, в которых один предмет — орудие — употребляется для воздействия на другие предметы. Ребенок в ходе обучения использует только самые элементарные предметы-орудия: ложку, чашку, сачок, лопатку, совочек, карандаш и т. д.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего познавательного развития ребенка младшего дошкольного возраста, с другой — имеет самостоятельное значение. Главная задача сенсорного воспитания детей четвертого года — научить их выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать знания о цвете, форме и об отношениях между ними.

Мышление ребенка четвертого года жизни — наглядно-действенное, т.e. выполняя действия с предметами, направленные на достижение цели, и видя результаты своих действий, ребенок решает стоящую перед ним практическую задачу. Мышление, более чем другие формы психической деятельности, связано у него с активностью.

На четвертом году жизни продолжает интенсивно развиваться речь ребенка — он овладевает словарем, усваивает грамматический строй речи. Словарный запас около ста слов.

У ребенка, овладевшего речью, появляется произвольное поведение. Речь взрослых становится важным средством передачи ребенку общественного опыта, правления его деятельностью. Уже в конце второго года жизни ребенок может выполнять простые указания взрослого — отнести, взять, положить какой-нибудь предмет.

В период с трех лет совершенствуются движения рук, при правильном воспитании ребенок может почти самостоятельно одеться, раздеться, умыться овладевает некоторыми тонкими движениями кисти рук и пальцев: начинает владеть карандашом, застегивать пуговицу, пускать волчок.

Раскройте закономерности психического развития в норме и патологии критический (гетерохрония развития)

Определите понятие онтогенез, патогенез и дизонтогенез

ОНТОГЕНЕЗ— процесс индивидуального развития организма (от его зарождения до смерти). Период онтогенеза от оплодотворения яйцеклетки до выхода молодой особи из яйцевых оболочек или тела матери называется зародышевым, или эмбриональным, развитием (эмбриогенез); после рождения начинается постэмбриональный период.

Патогене́з (др.-греч. πάθος «страдание, болезнь» + γένεσις «происхождение, возникновение») — механизм зарождения и развития болезни и отдельных её проявлений. Рассматривается на различных уровнях — от молекулярных нарушений до организма в целом. Изучая патогенез, медики выявляют, как, каким образом развивается болезнь.

Это процесс, необходимый для развёртывания остальных и определяющий специфику болезни [1] . На его своевременной ликвидации основано патогенетическое лечение, так как при этом болезнь не будет развиваться.

Периоды

1. Латентный (в инфекционных болезнях — инкубационный);

3. Выраженных клинических признаков;

Дизонтогенез — это неправильное развитие психики, что возникает под влиянием патогенных факторов на организм человека и приводит к такому ущербу, при котором становится невозможным нормальное развитие без специальной помощи.

Важной составляющей постнатального (после рождения) онтогенеза выступает психический онтогенез, который заключается в психическом развитии человека. Самым важным периодом его становления является детский и подростковый возраст, когда формируются функции психики и сама личность. Дизонтогенез — это расстройство процесса становления психики на любом этапе индивидуального развития человека.

Раскройте представления о первичных, вторичных и третичных нарушениях в психическом развитии.

Компенсация-возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохраненных или перестройки частично нарушенных функций.

Понятие о первичных и вторичных дефектах было введено Выгодским. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какао-либо биологической системы (анализатор высших отделов головного мозга)

Вторичный дефект имеет характеристику психического недоразвития и нарушений социального поведения непосредственно вытекающих из первичного дефекта.

Сложный дефект – сочетание двух или более первичных дефектов в одинаковой степени определяющих структуру аномальног развития и трудности в обучении и воспитании ребенка

В процессе развития изменяется иерархия между первичным и вторичным биологическим и социально-обусловленными нарушениями.

Если на начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является органический дефект, то затем в случае не своевременно-начатой коррекционно-педагогической работы или при ее отсутствии, вторично возникшие явления психического недоразвития, а также неадекватные личностные установки не редко начинают занимать ведущее место в формировании негативного отношения к себе.

Раскройте закономерности психического развития в норме и патологии (критический, или сензитивный (чувствительный), период)

В норме психическое развитие имеет очень сложную организацию. Развивающийся ребёнок всё время находится в процессе не только количественных изменений, но и качественных. При этом в самом развитии наблюдаются периоды убыстрения и периоды замедления, а в случае затруднений – возвращение к прежним формам активности. Эти отступления, как правило нормальное явление в развитии детей.

Рассмотрим механизмы системогенеза психических функций: критический или сензитивный, гетерохрония и асинхрония.

Критический или сензитивный характеризуется изберательной чувствительностью к определённым средовым воздействием. Это период к наибольшей восприимчивости к обучению. Смена одних критических периодов другими задаёт определённую последовательность.

Гетерохрония развития- внешне психическое развитие выглядит как переход от простого к сложному. Однако если обратиться к рассмотрению внутренних закономерностей, то оказывается, что каждый новый этап является результатом межфункциональных перестроек. В результате гетерохронии между отдельными функциями возникают различные по своему характеру связи. В одних случаях они носят временный характер, другие становятся постоянными. В результате межфункциональных перестроек психический процесс приобретает новые качества и свойства.

Асинхрония развития. В норме межфункциональные связи складываются в процессе гетерохронии. В патологии возникают различные диспропорции в развитии:

Явление изоляции – изолированная функция лишенная воздействия со стороны других функций, останавливается в своём развитии, теряет адаптивный характер.

Жесткие связи и их нарушения. Свидетельствует о возникновении устойчивых связей между отдельными звеньями психического процесса. Жесткая система не способна адекватно реагировать на многообразие окружающих условий, не обладает достаточной пластичностью. В патологии нарушение отдельных звеньев ведёт к нарушению всей цепочки в целом.

Иерархические связи и их нарушения. Как показал Бернштейн, многоуровневый тип взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью. В результате такой организации ведущий уровень, разгружаясь от контроля за технической стороной процесса, имеет широкие возможности для дальнейшего усложнения в развитии.

Первым, кто пытался целенаправленно рассмотреть вопрос о наличии закономерностей психического развития, проявляющихся при разных типах нарушений, и выделить некоторые из них, был Л.С.Выготский. Рассматривая такие недостатки, как глухота, слепота, умственная отсталость, он отметил, что причины, их вызывающие (в основном

это различные заболевания, травмы, иногда — наследственность), ведут к возникновению основного нарушения в сфере психической деятельности, которое определяется как первичное нарушение. Так, первичным нарушением при слепоте является выключение или резко выраженная недостаточность зрительного восприятия, при глухоте — грубые нарушения или полное выключение слухового восприятия, при умственной отсталости — нарушения аналитико-синтетической деятельности мозга.

Первичное нарушение, если оно возникает в раннем детстве, приводит к своеобразным изменениям всего психического развития ребенка, что проявляется в формировании вторичных и последующего порядка нарушений в сфере психической деятельности. Все они обусловлены первичным нарушением и зависят от его характера, степени его выраженности и времени возникновения.

Возникновение вторичных дефектов в процессе психического развития ребенка с недостаточностью того или иного типа было выделено Л.С.Выготским в начале 1930-х гг. как общая закономерность аномального развития. Тогда же он указал еще на одну закономерность, проявляющуюся в затруднениях взаимодействия с социальной средой и в нарушениях связей с окружающим миром всех детей, имеющих недостатки развития. Рассматривая проблему общности и своеобразия в нарушениях развития, Ж. И. Шиф формулирует эту закономерность следующим образом:

«Общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность порождаемых дефектом следствий проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребенка в целом».

Раскройте закономерности психического развития в норме и патологии критический (гетерохрония развития)

Гетерохрония развития — это неодновременное (с разной скоростью) созревание отдельных функциональных систем организма в онтогенезе [3].

Разновременность наблюдается уже на биохимическом уровне функционирования организма, а также в соматическом, половом, физиологическом развитии.

В наибольшей степени гетерохрония выражена в психическом развитии человека. Так, не только отдельные функции, но даже их различные свойства и характеристики могут находиться в разных фазах своего развития. Именно многообразие темпов создает чрезвычайно сложную и разнородную во временном отношении картину развития. Формирование высших психических функций, речевой деятельности имеет опережающее значение и происходит еще до того, как простые сенсорные функции достигают своей зрелости.

Внешне психическое развитие выглядит как плавный переход от простого к сложному. Однако если обратиться к рассмотрению внутренних закономерностей, то оказывается, что каждый новый этап является результатом сложных межфункциональных перестроек.

Формирование отдельных психофизиологических функций происходит с различной скоростью. Одни функции на определенном возрастном этапе опережают в своем развитии другие и становятся ведущими, а затем скорость их формирования уменьшается. Наоборот, функции, прежде отстававшие, на новом этапе обнаруживают тенденцию к быстрому развитию. Таким образом, в результате гетерохронии между отдельными функциями возникают различные по своему характеру связи. В одних случаях они носят временный, факультативный характер, другие становятся постоянными. В результате межфункциональных перестроек психический процесс приобретает новые качества и свойства.

Лучшим примером таких перестроек является опережающее развитие речи, которая перестраивает на речевой основе все остальные функции. С конца второго года жизни ребенка начинается быстрое развитие «взрослой» речи. На переходном этапе возникает факультативное образование, так называемая автономная речь. Она состоит из звуковых комплексов (ма-ма-ма, му-му, ав-ав и т.д.).

Овладение взрослой речью также подчиняется закону гетерохронии: быстрее развивается понимание, медленнее — говорение.

Итак, одним из основных проявлений гетерохронии является возникновение на каждом возрастном этапе, наряду с постоянными иерархическими координациями, факультативных, отражающих переходный характер ряда психических образований. При этом чем сложнее психическая функция, тем больше таких факультативных координаций возникает на пути ее формирования. Таким образом, в норме межфункциональные связи складываются в процессе гетерохронии. В патологии же возникают различные диспропорции в развитии — асинхрония.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 278 ;

Презентация на тему : «Основные закономерности психофизического развития ребенка с ОВЗ»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Основные термины Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Недостаток — физический или психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях повторной экспертизой; Аномалия (греч.anomalia – неровность, отклонение) – отклонение от нормы в структуре и (или) функции организма в целом или его частей. К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушениям общего развития.

Основные закономерности психофизического развития ребенка с ОВЗ В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма. Психическое развитие — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций, изменение их количественных и качественных характеристик и в тоже время преобразование уже существующих форм психики. Психофизическое развитие Психическое развитие Физическое развитие.

Особенности психофизического развития у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Более 30% детей с нарушениями ОДА гиперактивные, агрессивные, легковозбудимые, характерна низкая работоспособность, повышенная утомляемость, двигательная неловкость, отсутствие концентрации внимания, низкая познавательная активность как результат ограниченный запас знаний и представлений об окружающем. Недостаточность ручной моторики и зрительно-моторной координации, несформированность пространственных представлений и слабость кинестетических ощущений в общей, ручной и речевой моторике. Обычно имеют место наиболее тяжелые недостатки звукопроизносительной стороны речи, которые нередко сочетаются с нарушениями слуха. Дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других — робость, застенчивость, заторможенность.

Психофизическое развитие детей с нарушениями слуха Дети, имеющие нарушения слуха, отстают от нормально слышащих детей по развитию двигательной сферы. Некоторая неустойчивость, трудности сохранения статичного и динамичного равновесия, недостаточно точная координация и неуверенность движений, относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки сохраняются у многих на протяжении всего дошкольного возраста. У большинства детей имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата. Низкая, по сравнению со слышащими, скорость выполнения отдельных движений замедляет темп деятельности в целом. Ребенок с нарушением слуха очень отличается от слышащих детей по развитию речи. Глухой ребенок обычно пользуется в общении естественными жестами, произносит несколько лепетных слов, относя их к достаточно широкому кругу предметов и явлений. Речь глухих детей в этом возрасте лет бедна по словарю, по способам высказывания. Замедлены все психические процессы.

Психофизическое развитие детей с нарушениями зрения Ребенок с нарушением зрения отстает в развитии координации рук, что ведет к задержке развития мелких движений пальцев, развития моторики. Отмечаются затруднения в формировании ходьбы, наблюдается неуверенность при принятии вертикальной позы. Двигательные затруднения и слабость ориентировочной деятельности слепого ребенка влияют и на его эмоциональную сферу, вызывая боязнь передвижения в пространстве, что в свою очередь тормозит развитие ориентировки и движения. На психическом развитии дошкольника с нарушениями зрения неблагоприятно сказывается ограниченный запас знаний и представлений, трудности в осуществлении предметной деятельности. Эти вторичные нарушения приводят к замедлению темпа развития и к длительному пребыванию ребенка на качественно более низком уровне психического развития.

Особенности психофизического развития у детей с ТНР. Первичная патология речи отражается на развитии мышления, тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. В физическом развитии отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, заметны отставания в двигательной сфере. Первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Речь этих детей малопонятна. Присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Особенности психофизического развития у детей с задержкой психического развития. Дети с ЗПР более зависимы от взрослого, значительно менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, Значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии, да и «главное занятие» этого возраста — игровая деятельность — у них тоже еще недостаточно сформирована. Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот. Отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности. Особенности психофизического развития у детей с умственной отсталостью. Ребенок с умственной отсталостью значительно отстает в развитии всех психических функций. У умственно отсталых детей наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. У детей отсутствует активный поиск решения, они остаются равнодушными к результату. Умственно отсталый ребенок дошкольного возраста не умеет ориентироваться в пространстве, не использует прошлый опыт, не может оценить свойства объектов и отношения между ними. Отдельные дошкольники даже в 5 лет пользуются лепетными словами или произносят лишь первый слог нужного слова. Фонетический строй речи почти у всех таких детей к началу школьного обучения оказывается сформированным не полностью.

Биологические и социальные факторы, их роль в нормальном и отклоняющемся развитии. Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака. Л.С. Выготский убедительно доказал, что «врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития — естественный и культурный — совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка»

К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей, относятся: хромосомно-генетические отклонения как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций; инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп); венерические заболевания; эндокринные заболевания матери; несовместимость по резус-фактору; алкоголизм и прием наркотиков родителями; биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды), воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития; серьезные отклонения в соматическом здоровье матери; гипоксические; токсикозы матери во время беременности; патологическое протекание родовой деятельности; мозговые травмы и тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте; хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте.

К социальным факторам риска относятся: неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать будущего ребенка и которые направлены непосредственно против самого ребенка (например, желание прервать беременность, негативные или тревожные чувства, связанные с будущим материнством и т.п.); длительные отрицательные переживания матери (это приводит к сужению сосудов плода, гипоксии, отслойке плаценты и преждевременным родам); сильные кратковременные стрессы – потрясения, испуги (это может привести к самопроизвольному выкидышу); психологическое состояние матери во время родов; отрыв ребенка от матери или лиц ее заменяющих, недостаток эмоционального тепла, бедная в сенсорном отношении среда, неправильное воспитание, бездушное и жестокое отношение к ребенку и пр.

Основные категории аномальных детей педагогическая классификация Аномальные дети Дети с нарушениями слуха Дети с нарушениями зрения Дети с нарушениями интеллекта Дети с нарушениями речи Дети с нарушениями эмоционально- волевой сферы Дети с комбини рованным дефектом Дети с нарушениями опорно- двигательного аппарата

Причины аномального развития По времени воздействия По характеру поражения Врожденные Приобретенные Органические Функциональные

По характеру нарушения: Органические – при которых имеются дегенеративные (разрушительные) или деструктивные (с изменением строения) повреждения ткани, органа. Например: травма (разрыв тканей); инфекция (воспалительный процесс при заболевании, сопровождающийся повреждением или разрушением клеток); интоксикация (гибель клеток или изменение их строения под воздействием ядов).

По характеру нарушения: Функциональные – при которых нет повреждений тканей, органов. Например: нарушения санитарно-гигиенических норм, приводящие к дисфункции органов: недостаток света – к снижению зрения; неблагополучное социальное окружение, которое ведет к нарушению психофизического развития: плохая речь окружающих – к дефектам речи, дефицит раздражителей окружающей среды – к сенсорной депривации (депривация – лишение).

Причины аномального развития ВРОЖДЕННЫЕ ПРИОБРЕТЕННЫЕ По времени воздействия

По времени воздействия Врожденные аномалии развития Наследственные (эпилепсия, шизофрения) Наследственные болезни с нарушением обмена веществ Изменения хромосомного набора (болезнь Дауна) Врожденные болезни (гидроцефалия)

По времени воздействия Приобретенные аномалии развития Травмы Инфекции Интоксикации Неблагоприятные социальные условия Осложнения после заболеваний Нарушения санитарно-гигиенических норм и правил

ТЕОРИЯ Л.С.ВЫГОТСКОГО О СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЕ ДЕФЕКТА БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ИСКАЖЕНИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ, ЗАДЕРЖКА ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ НАРУШЕНИЕ ОБЩЕНИЯ ОСОБЕНОСТИ ХАРАКТЕРА НАРУШЕНИЕ РЕЧИ ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ СНИЖЕНИЕ СЛУХА ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И ОТКЛОНЕНИЙ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА

ТЕОРИЯ Л.С.ВЫГОТСКОГО О СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЕ ДЕФЕКТА БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР НАРУШЕНИЕ ПРОСТРАН- СТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОГРАНИЧЕНИЯ ОБЩЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И ОТКЛОНЕНИЙ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА ИСКАЖЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОСОБЕННОСТИ ПОХОДКИ ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ

ТЕОРИЯ Л.С.ВЫГОТСКОГО О СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЕ ДЕФЕКТА БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ЛИЧНОСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ЗАМЕДЛЕНИЕ ПСИХО- МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ НАРУШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И ОТКЛОНЕНИЙ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА

ТЕОРИЯ Л.С.ВЫГОТСКОГО О СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЕ ДЕФЕКТА БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР Нарушение познавательной деятельности Нарушение общения ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ Нарушение речи Вторичная задержка психического развития Особенности характера Снижение речевой активности ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И ОТКЛОНЕНИЙ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА

Список литературы : 1 Дефектология: Словарь-справочник/Под ред. Б.П.Пузанова.-М.:Новая школа,1996. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.- М.:Просвещение,1995 2 Абрамова Г.С. Возрастная психология, 2003 3 Лубовский В.И. Специальная психология, 2003 4 Т.А. Власова, М.С. Певзнер О детях с отклонениями в развитии, 2001 5 Косякова О.О. Логопсихология, 2014

Закономерности психофизического развития

Центр, специалисты, услуги

Хрестоматийные материалы

Лаборатория картографии

Инструментарий мастеров

Архив полезных ресурсов

Форум Блог Обратная связь

Последние действия на сайте

3547 дн. с момента
открытия on-line центра

09. Общие и специфические закономерности нормального и отклоняющегося развития

Неблагоприятные условия и законы процесса развития психики

Общие (главные) закономерности психического развития

Характеризуя общие, или главные закономерности психического развития, следует подчеркнуть, что развитие связано, прежде всего, с позитивными качественными изменениями, появление которых знаменует очередную фазу или стадию этого процесса. Процесс развития необратим и непрерывен. Кроме того, общим законом развития является механизм иерархизации — соподчинения. Более молодые и более совершенные функции включают в свой состав, подчиняют себе более «старые», тем самым, создавая условия для взаимного развития.

Еще одной важной стороной развития является его неравномерность, или гетерохронность. В этом отношении законом нормального развития следует считать сочетания неравномерности со своевременностью формирования тех или иных структур. В психологии разновременность формирования разных сторон психики называется сензитивными периодами.

Кроме всего сказанного, необходимо упомянуть, что психика не только представляет собой внутренний регулятор внешней предметной деятельности, но и сама может развиваться только в условии этой деятельности. При этом всегда указывается, что развитие психики осуществляется в ведущем для данного возраста виде деятельности.

Процесс психического развития можно рассматривать как:

  • направленный
    (функциональный генез) —
    процесс изменений в психике ребенка под влиянием обучения;
  • спонтанный
    изменение в процессе самонаучения путем подражания.

Общее определение процесса психического развития

Специфические закономерности психического развития

Модально неспецифические закономерности псих. развития

Модально неспецифические закономерности изучены еще далеко недостаточно. К их числу можно отнести свойственное для всех форм дизонтогенеза

  • замедление скорости приема и
    переработки поступающей информации
    , характерное
    • и для нарушенных анализаторных систем,
    • и для сохранных анализаторных систем.

Практически для всех групп детей с отклонениями в развитии типично, хотя и в разной степени и по разным причинам,

  • снижение уровня познавательной активности,
    что дополнительно замедляет развитие познавательных процессов.

Многие ученые отмечают бедность запаса представлений и знаний об окружающей действительности. Сказанное отнюдь не означает, что при разных формах дизонтогенеза страдает адекватность отражения окружающего мира. Изменяется лишь степень полноты и точности отражения. Помимо этого, для разных групп детей с отклонениями в развитии вполне характерны

  • разнообразные формы речевых нарушений
    и затруднения в формировании
    процесса речевого опосредования
    ,
    что сказывается на темпах формирования
    высших психических функций.

В связи с этим вполне естественно то, что для всех групп дизонтогенеза характерны трудности в сфере общения в разной степени и по разным причинам.

Общее моторное и психомоторное развитие оказывается нарушенным при разных формах дизонтогенеза. В исследованиях последних лет показано, что в основе

  • отставания в развитии моторной сферы могут лежать не только
    • первичные нарушения двигательного анализатора, но и
    • недостатки формирования и оперирования
      пространственными представлениями
      .

    Моторные нарушения сказываются

    • на темпах развития навыков и умений, а также
    • на формировании разных форм деятельности
      игровой, учебной, трудовой и др.

Кроме того, как отмечается разными исследователями, для многих групп детей с отклонениями в развитии характерна

  • определенная диспропорция между
    образной и вербальной сферами психики
    .

Наконец, весьма распространенным явлением в случаях нарушенного развития могут быть разнообразные

  • деформации социальной ситуации развития,
    проявляющейся в неправильных стилях воспитания.

Нельзя не отметить, что в подавляющем большинстве случаев для детей с нарушениями в развитии характерно

  • проявление различных депривационных симптомов.
Читать еще:  Интеллектуальное развитие дошкольников это
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector