221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автор концепции естественного воспитания

ПЕДАГОГИКА

Лекция 2. Теория естественного и свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо

1. Жизненный путь Ж.-Ж.Руссо.

2. Теория естественного и свободного воспитания – центр педагогической теории Ж.-Ж.Руссо.

3. Возрастная периодизация. Задачи, содержание и методы воспитания и обучения.

Выдающийся мыслитель, высказавший оригинальные идеи, оказавший большое влияние на развитие педагогической теории и практики Ж.-Ж.Руссо родился в Женеве в семье ремесленника (1712-1778). Не получил систематического образования. Непродолжительное время учился в городской школе, затем покинул отчий дом, очень много скитался (Швейцария, Франция), попробовал себя в разных профессиях (ремесле, разнорабочим, писал статьи, врачевал и даже поработал педагогом). Всего, чего достиг мыслитель, добился самообразованием. Уже сложившимся человеком приезжает в Париж и знакомится с энциклопедистами (Гельвеций, Дидро и др.). По совету Дидро участвует в конкурсе научных работ Дижонской академии. Пишет сочинение «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?», за что получает премию академии и становится известным в научных кругах. В 1762 был опубликован социально-педагогический трактат «Эмиль, или О воспитании», который делает автора всемирно известным. Этот роман был принят неоднозначно: были ярые противники, так и сторонники идей автора. Официально роман был запрещен, его стали публично сжигать, автора обвинили в богохульстве и даже был отдан приказ о его аресте. Ж.-Ж.Руссо был вынужден скрыться. Во Францию он возвращается на склоне лет. Интерес вызывает эпитафия на камне Ж.-Ж.Руссо: «Здесь покоится человек природы и истины».

В основе его педагогических воззрений лежит идея естественного и свободного воспитания. Человек должен воспитываться естественно, т.е. сообразно собственной природе. В этом была принципиально отличительная черта идеи природосообразности Ж.-Ж.Руссо от Я.А.Коменского. Воспитание следует природе ребенка. Воспитание человек получает из трех источников: от природы, окружающих людей и от вещей. Правильно если все три фактора действуют согласованно. Идеи естественного и свободного воспитания составляют единое целое. «Человек родился свободным, между тем он повсюду в цепях», — писал он. Истинно свободным является человек, живущий своим трудом. Поэтому надо воспитывать такого человека, который бы ни от кого не зависел, ценил бы свою свободу и умел её защищать. Человек, ценящий свою свободу, будет конечно уважать и свободу других людей. Мыслитель выступает против схоластической школы с её зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями. Он требовал уважения к личности ребенка, следование его интересам и запросам. Доминирующие идеи: гуманизм, демократизм, всестороннее развитие человека, любовь к ребенку, подчинение обучения воспитанию и воспитание, соответствующее возрасту.

Воспитание должно организовано с первого дня рождения и до вступления человека в брак. Цель воспитания – высокий уровень физического, умственного и нравственного развития. Цель обучения – вооружить полезными практическими умениями. Возрастная периодизация: 1) от рождения до 2 лет; 2) от 2 до 12 лет; 3) от 12 до 15 и 4) от 15 лет до совершеннолетия. Периодизация не была лишена диалектики. В первый период акцент делается на физическое воспитание: укрепление здоровья, закаливание, никаких лекарств, материнское молоко, свобода движений, никаких ограничений, в том числе в виде режимов дня, следование естественным потребностям, не форсировать развитие речи, приучать к темноте, незнакомым людям и предметам. Второй период «сна разума», когда ребенок не может рассуждать и логически мыслить. Нужно развивать «внешние чувства». Измерять, взвешивать, сравнивать ребенку самому, когда он в этом почувствует нужду. В третий период широко разворачивается умственное воспитание. Развитие любознательности, поиски ответов на собственные вопросы, ребенок «не выучивает науку, а выдумывает». Обучение ремеслу и широкое трудовое воспитание. И в четвертый «период бурь и страстей» осуществляется преимущественно нравственное воспитание. Эмиль возвращается в общество и начинается общественное воспитание. «Жить – вот ремесло, которому я его хочу обучить. Выйдя из моих рук, он не будет – я согласен с этим – ни судьей, ни солдатом, ни священником; он будет, прежде всего, человеком».

Концепция естественного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 09:43, реферат

Описание работы

Концепция естественного воспитания зародилась во Франции, ее основоположником
был Жан Жак Руссо (1712-1778). Франция ХVШ в. переживала бурное время.
Противоречия между развивающимися производительными силами, интенсивный
ростом капиталистической мануфактуры и феодальными отношениями,
тормозившими этот объективный процесс, должны были вот-вот привести и в
дальнейшем действительно привели к революционному взрыву.

Работа содержит 1 файл

Концепция естественного воспитания.doc

Концепция естественного воспитания

Концепция естественного воспитания зародилась во Франции, ее основоположником

был Жан Жак Руссо (1712-1778). Франция ХVШ в. переживала бурное время.

Противоречия между развивающимися производительными силами, интенсивный

ростом капиталистической мануфактуры и феодальными отношениями,

тормозившими этот объективный процесс, должны были вот-вот привести и в

дальнейшем действительно привели к революционному взрыву. Господство

духовенства и дворянства, первых двух сословий феодальной иерархической

лестницы, их привилегии и неограниченные права, жестокая эксплуатация

народных масс вызывали возмущенно и ненависть третьего сословия, которое,

будучи неоднородным, объединяется в тот период против об­щего врага —

Читать еще:  Теория социального воспитания

Одновременно идет я идеологическая подготовка буржуазной революция. Острие

беспощадной критики направляется со стороны французских просветителей как

идеологов нового нарождающегося класса против религии и духовенства,

королей я монархов, феодальной идеологии, против феодального строя вообще и

всех его порождений. Однако, как третье сословие в целом (буржуазия,

ремесленники, крестьяне, городская беднота) не было однородным», так и

просветители, как выразители их чаяний и нужд, не были едиными в своих

взглядах и устремлениях. Достаточно отметить лишь тот факт, что Вольтер,

аристократ по происхождению, резкий и решительный в борьбе против духовенства

и более умеренный в отношениях к дворянству, неприязненно относился к Руссо,

плебею по происхождению, и не разделял многих его демократических взглядов,

называя его «босяком».

Жан Жак Руссо занимает выдающееся место среди французских просветителей. Как

отмечает В.Ф. Асмус, гуманизм Руссо объединяет его с просветителями, а его

демократизм во многом опережает просветителей.

Руссо, не получив систематического образования, был обра­зованнейшим

человеком своего времени. Круг его интересов, диапазон его духовных запросов

являлся весьма широким и разносторонним, философия и социология, литература

и педагогика, поэзия и драматургия, искусствоведение и музыка — ни в одной из

этих областей Руссо не показал себя дилетантом, напротив, оставил в каждой из

них заметный след, оказав огромное влияние на дальнейшее развитие духовной

культуры человечества. Не так уж много среди великих деятелей прошлого

найдется людей, чья личность, чьи взгляды вызывали так много споров, подчас

прямо противоположных оценок, как личность и взгляды Руссо. Даже буржуазия,

идеологом которой был Руссо во время её юности, отворачивается теперь от

своего бывшего кумира.

От наследия Руссо, пишет Н.К.Крупская, отрекается современ­ная, одряхлевшая

буржуазия. «Предки ее, не отделявшие еще интересов своего класса от дела

народа, превозносили Руссо; теперешняя буржуазия относится к Руссо холодно,

свысока и хотя по традиции называет его «великим», но неизменно добавляет

«утопистом». Причем под утопией понимает не только то, что действительно

утопично в произведениях Руссо, но и его демократизм, его уважение перед

«человеком», перед «трудом».

Более того. На великого французского гуманиста нередко кле­ветали и при жизни

и после смерти. Клеветали, извращали и продолжают извращать как сущность

его взглядов (в том числе и педагогических) , так и истинные мотивы его

деятельности. Взгляды великого реформатора на воспитание, например,

трактовались во многих случаях как проявление педагогического анархизма

(особенно в трудах немецких историков педагогики).

Педагогическая теория Жан Жака Руссо не стоит особняком от его социально-

политических и философских взглядов. Путь духовного развития Руссо, особенно

философского развития, был более сложен и противоречив, чем, скажем, путь

таких французских просветителей, как Гельвеции, Гольбах и др., которые были

последовательными материалистами в понимании многих вопросов философии.

Такой последовательности у Руссо мы не увидим. Напротив, наряду с элементами

материализма и диалектики у него можно встретить изрядную долю идеализма, а

по ряду вопросов — и чистейший идеализм. Непоследовательностью и

противоречивостью отличаются воззрения Руссо на религию. Не менее

противоречив Руссо и как социальный мыслитель. Исследователь его творчества

И. Верцман пишет, например: «Руссо метался от одной крайности к другой — то

жаждал переворота и верил в осуществимость своих замыслов, то боялся

революции, мечтал о покое и мещанском уюте; иногда он устремлял свою мысль в

будущее, иногда при посредстве воображения убегал от настоящего к эре

первобытной лесной анархии, представляя себе вольницу добрых, чувствительных

дикарей, не испорченных цивилизацией и живущих необщественной жизнью». Свои

педагогические взгляды Руссо излагает в трактате «Эмиль, или о воспитании»,

вышедшем в свет в 1762 г., т.е. в тот период его жизни, когда он после

появления своих социальных трактатов приобрел широкую популярность (а вместе

с этим немало как друзей, так и врагов) и выступил перед читателем в новой

роли — роли педагога-реформатора. Однако по существу, Руссо и а своем

педагогическом романе оставался все тем же социальным мы­слителем,

подходившим к животрепещущим проблемам воспитания не с узких позиций

педагога-методиста, а с позиций педагога-философа. Поэтому сила «Эмиля» — не

только в сокрушительной критике феодального воспитания, но и в солидной

философской и социально-политической базе педагогики Руссо.

Материалистическое понимание истории

Сознание непоследовательности, незавершенности, односторонности старого материализма привело Маркса к убеждению в необходимости “согласовать науку об обществе с материалистическим основанием и перестроить ее соответственно этому основанию”61. Если материализм вообще объясняет сознание из бытия, а не обратно, то в применении к общественной жизни [c.55] человечества материализм требовал объяснения общественного сознания из общественного бытия. “Технология – говорит Маркс (“Капитал”, I) – вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них духовных представлений”62. Цельную формулировку основных положений материализма, распространенного на человеческое общество и его историю, Маркс дал в предисловии к сочинению “К критике политической экономии” в следующих словах:

Читать еще:  Современные концепции воспитания реферат

“В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие, отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил.

Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением этого – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или [c.56] философских, короче: от идеологических форм, в которых люди сознают этот конфликт и борются с ним.

Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями”. “В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации”63. (Ср. краткую формулировку Маркса в письме к Энгельсу от 7 июля 1866 г.: “Наша теория об определении организации труда средствами производства”64.)

Открытие материалистического понимания истории или, вернее, последовательное продолжение, распространение материализма на область общественных явлений, устранило два главных недостатка прежних исторических теорий. Во-1-х, они в лучшем случае рассматривали лишь идейные мотивы исторической деятельности людей, не исследуя того, чем вызываются эти мотивы, не улавливая объективной закономерности в развитии системы общественных отношений, не усматривая корней этих отношений в степени развития материального производства; во-2-х, прежние теории не охватывали как раз действий масс населения, тогда как исторический материализм впервые дал возможность с естественно-исторической точностью исследовать общественные условия жизни масс и изменения этих условий. Домарксовская “социология” и историография в лучшем случае давали накопление сырых фактов, отрывочно набранных, и изображение отдельных сторон исторического процесса. Марксизм указал путь к всеобъемлющему, всестороннему изучению процесса возникновения, развития и упадка общественно-экономических формаций, рассматривая совокупность всех противоречивых тенденций, сводя их к точно определяемым условиям жизни и производства различных [c.57] классов общества, устраняя субъективизм и произвол в выборе отдельных “главенствующих” идей или в толковании их, вскрывая корни без исключения всех идей и всех различных тенденций в состоянии материальных производительных сил. Люди сами творят свою историю, но чем определяются мотивы людей и именно масс людей, чем вызываются столкновения противоречивых идей и стремлений, какова совокупность всех этих столкновений всей массы человеческих обществ, каковы объективные условия производства материальной жизни, создающие базу всей исторической деятельности людей, каков закон развития этих условий, – на все это обратил внимание Маркс и указал путь к научному изучению истории, как единого, закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесса.

История педагогики

Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо (1712-1778)

Ж.-Ж. Руссо родился в Женеве в семье часовщика. В жизни переменил много разных профессий: был учеником нотариуса, а потом — гравера; служил лакеем и секретарем; домашним воспитателем и учителем музыки. Систематического школьного образования не получил, но много занимался самообразованием. В 1741 г. он поселился в Париже, где познакомился со многими выдающимися людьми того времени. По своим воззрениям он был близок просветителям типа Д. Дидро. Мировоззрение его отличалось глубокими противоречиями. Развитие наук и искусства, полагал он, не способствует улучшению нравов людей, а ухудшает их. К этой проблеме он обращался во многих своих произведениях, таких как «О причине неравенства между людьми», «Общественный договор», «Способствовало ли возрождение наук и искусства очищению нравов», «Эмиль, или О воспитании» и др.

Наступило время, утверждал Ж.-Ж. Руссо, когда знание, в котором искал спасения человек, стало обманом: науки рождаются из потребности защититься, искусства — из честолюбивого желания выделиться, философия — из стремления господствовать. В отличие от других просветителей, он не ставил развитие гражданственности и нравственности в зависимость от прогресса наук и искусства, центром его внимания стал естественный, природный человек, который родится совершенным, но которого уродуют общественные условия. Однако при этом Ж.-Ж. Руссо не отрицал роли воспитания, более того, его теория естественного воспитания явилась основой его педагогической концепции.

Свою теорию воспитания Ж.-Ж. Руссо изложил в произведении, в котором он сконцентрировал свои размышления о врожденной доброте человека: это «Эмиль, или О воспитании» (1762), трактат, который он считал лучшим, наиболее важным из своих трудов и в котором его педагогические воззрения выражены через художественные образы. В предисловии к «Эмилю» Ж.-Ж. Руссо отмечал, что пишет эту книгу на_ основании своих собственных идей и считает, что именно этот труд дает ему право на признательность людей, так как человечество может быть спасено только посредством воспитания.

Читать еще:  Методика воспитания монтессори

В своей педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо отвергал современную ему образовательно-воспитательную традицию. По его мнению, старая система воспитания, санкционируемая церковью, должна быть отброшена. Вместо этого он считал необходимым ввести демократическую систему, которая должна способствовать выявлению у ребенка дарований, заложенных природой. Воспитание будет содействовать развитию ребенка только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер, если оно будет напрямую связано с естественным развитием индивида и побуждением его к самостоятельному приобретению личного опыта и знаний, на нем основанных.

Воспитание, считал Ж.-Ж. Руссо, дается человеку природой, людьми и окружающими его вещами. Воспитание, получаемое от природы, — это внутреннее развитие способностей и органов человека; воспитание, получаемое от людей, — это обучение тому, как пользоваться этим развитием; воспитание со стороны вещей — это приобретение человеком собственного опыта относительно предметов, дающих ему восприятие. Все эти три фактора должны, по мнению Ж.-Ж. Руссо, действовать согласованно.

О природе как факторе воспитания Ж.-Ж. Руссо рассуждал следующим образом: ребенок рождается чувственно восприимчивым и получает впечатления через органы чувств от окружающих его предметов. По мере роста он становится более восприимчивым, знания об окружающем расширяются, углубляются, изменяются под влиянием взрослых. Такой подход к воспитанию был для того времени принципиально новым, так как вся система школьного воспитания практически игнорировала как возрастные, так и индивидуальные особенности ребенка.

Воспитание человека начинается вместе с его рождением и продолжается всю жизнь, и главная задача воспитания — создать человека. Этим новое воспитание, по мнению Ж.-Ж. Руссо, должно отличаться от старого, которое ставило себе целью подготовку из ребенка доброго христианина и добропорядочного гражданина. Для Ж.-Ж. Руссо воспитание было искусством развития подлинной свободы человека, зависящей только от него самого. Отсюда вытекало отрицание им системы общественного воспитания, так как, по его мнению, нет отечества и нет граждан, а есть лишь угнетенные и угнетатели.

Естественное воспитание

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

Смотреть что такое «Естественное воспитание» в других словарях:

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ — пед. концепция, определяющая целью воспитания содействие естеств. развитию ребёнка. Понятие Е. в. введено и раскрыто Ж. Ж. Руссо в романах «Новая Элоиза» (1761) и «Эмиль, или О воспитании» (1762). Руооо критиковал подход к ребёнку как к… … Российская педагогическая энциклопедия

Естественное воспитание — (ст. слав. – есть, сущий) – педагогическое учение, как система воззрений, видящих главную цель и назначение воспитания, образования и обучения в естественном развитии ребенка, в следовании его природным возможностям. Впервые подобные идеи… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Естественное родительство — Это статья о неакадемическом направлении исследований. Пожалуйста, отредактируйте статью так, чтобы это было ясно как из её первых предложений, так и из последующего текста. Подробности в статье и на странице обсуждения … Википедия

ВОСПИТАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ — англ. education, natural; нем. Erziehung, naturliche. Воспитание, цель к рого состоит в развитии естественных склонностей и интересов ребенка (Ж. Ж. Руссо). Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Естественное — Естественное ♦ Naturel В широком, классическом смысле слова – все, что не является сверхъестественным. В узком и современном – все, что не является порождением культуры. Последнее толкование остается проблематичным. Если человек, как я… … Философский словарь Спонвиля

ВОСПИТАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ — англ. education, natural; нем. Erziehung, naturliche. Воспитание, цель к рого состоит в развитии естественных склонностей и интересов ребенка (Ж. Ж. Руссо) … Толковый словарь по социологии

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ — направление в пед. теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём. Ведущие принципы С. в.: вера педагога в творческие… … Российская педагогическая энциклопедия

Половое воспитание — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Половое воспитание это система медико педагогических мер по воспитанию у родителей … Википедия

Половое воспитание — система медико педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. Цель П. в. способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, повышению сексологических знаний,… … Большая советская энциклопедия

ПРИРОДНОЕ (естественное) — данное по природе; противостоит продуктам культуры. С психологической точки зрения, природное означает темперамент индивида (органические составляющие – связанные с нервами, железами, – принадлежащие индивиду от рождения). Тогда различают:… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector