221madou.ru

Мама и Я
32 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автор вальдорфской концепции обучения и воспитания

Принципы вальдорфской педагогики и специфика развития детей

Каждый родитель хочет для своего ребенка только самого лучшего, поэтому прикладывает массу усилий для выбора «идеального» учебного заведения, рассматривая в том числе варианты нестандартных и альтернативных подходов. К их числу относится вальдорфская педагогика – довольно спорная и широко обсуждаемая методика, которая имеет и несомненные плюсы, и ряд отрицательных моментов. Предлагаем узнать о ней подробнее.

Что это такое?

Приверженцы методики полагают, что главная цель процесса обучения – не нагрузить ребенка каким-то конкретными знаниями, а воспитать его свободной, творческой, мыслящей личностью, готовой заниматься своим любимым делом, а оттого – счастливой. Специфика учебного заведения состоит в том, что ученика не заставляют учиться, а предлагают ему возможность выбора.

Здесь нет уроков в традиционном понимании, однако ученики получают все условия для полноценного раскрытия творческих способностей. Основной принцип учебного заведения – помочь ребенку как можно дольше оставаться ребенком, не принуждая его взрослеть.

История школы

Необычное учебное заведение обязано своим возникновением немецкому исследователю и философу Рудольфу Штайнеру. Профессионально занимаясь воспитанием детей, Штайнер столкнулся со «сложным случаем» –10-летним мальчиком, гидроцефалом, серьезно отстающим в развитии. Педагогический талант молодого человека развернулся в полную мощь: он всего за два года научил ребенка всему тому, что должны знать его ровесники, а в дальнейшем ученик поступил в университет и стал врачом. Результат впечатляет.

Первую свободную вальдорфскую школу Штайнер создал в 1919 году. Она была весьма необычной и новаторской, а также при ней был открыт детский сад. Название «вальдорфская» происходит от наименования компании «Вальдорф — Астория», которая оплачивала строительство, поскольку это учебное заведение посещали дети сотрудников фирмы. Каких-либо делений по сословной принадлежности здесь не прослеживалось, главную ценность составляла личность ребенка. Процесс обучения был максимально демократизирован, использовались принципы трудового и эстетического воспитания.

Многие идеи Штайнера не утратили своей полезности и актуальности и применяются по сей день. Именно поэтому придуманные им школы продолжают существовать, чаще всего – за счет государства, в отдельных случаях – с финансовой поддержкой родителей.

Принципы и концепция

Вальдорфская концепция обучения и воспитания исходит из того, что любая рациональная деятельность ребенку вредна, мир он должен постигать не за партой, а в процессе трудовой или творческой деятельности. Поэтому младшие школьники вместо уроков нередко мастерили игрушки или занимались сельскохозяйственной работой.

Система опиралась на следующие принципы педагогики.

  • Дети непременно должны быть окружены искренней любовью.
  • Пример взрослого. Штайнер был уверен, что в хорошей работящей семье не может вырасти «плохой» ребенок, ведь взрослые будут подавать ему положительный пример.
  • Активное использование игровой деятельности. В процессе игры ребенок получает удовольствие, и это очень хорошо, поскольку именно в атмосфере счастья формируется гармоничная личность.
  • Применение игрушек, которые сделаны из природных материалов (желудей, ракушек) своими руками. Сам процесс изготовления помогает развивать фантазию и стимулировать творческие проявления учеников.
  • Организация жизни группы подчинена определенному ритму. Присутствует режим дня, который составлен в ненавязчивой форме с возможностью выбора, периодически проводятся веселые праздники. День представляет собой чередование «вдохов» (обучение с воспитателем) и «выдохов» (свободной игры детей). Есть также ритм недели (в каждый день – свой вид деятельности), года (каждый сезон связан с определенным родом труда).
  • Любой ребенок – индивидуальность, с этим необходимо считаться.

Говоря кратко, вся концепция необычной школы состоит в том, чтобы дать малышу возможность как можно дольше задержаться в детстве. Но одновременно – развиваться, получать полезные для дальнейшей жизни умения и навыки в веселой, ненавязчивой форме. Целью обучения является раскрытие природных способностей каждого ученика, обретение им веры в собственные силы.

Отношение к запретам и оценкам

Автор методики и его последователи очень негативно относятся к запретам, считая, что говорить ребенку «нет» можно только в самых крайних случаях:

  • если идея малыша опасна для него самого;
  • если задумка способна причинить вред другим детям;
  • когда воплощение идеи обернется материальными убытками для школы.

Исключительно в этих случаях педагог может ограничивать инициативу детей. При этом запрет должен быть категоричным и не терпящим возражения, это поможет ребенку усвоить, что сама жизнь строится на основе определенных законов, соблюдение которых является обязательным.

Отношение к оценкам аналогичное – они в уникальной школе не ставятся, чтобы в еще большей степени подчеркнуть равенство детей. Избавление от оценочной системы – способ, помогающий избавиться от элемента состязательности. Однако если ребенок по какой-то причине переводится в обычную школу, необходимые ему оценки будут выставлены.

Также не в почете и учебник, его использование ограничено и чаще всего происходит в старших классах.

Методы реализации

Вальдорфская школа необычна еще и тем, что ее педагоги могут сами выбрать, чему и как обучать своих воспитанников. Однако используемые формы должны быть подобраны таким образом, чтобы максимально раскрыть творческий потенциал детей, не выходя за рамки принципа «неопережения развития». Поэтому основным методом является «душевная экономия» – возможность заниматься тем видом деятельности, который в наилучшей степени будет получаться у ребенка в данном возрасте.

Чаще всего использовались такие приемы:

  • для сплочения учеников в единый коллектив – гимнастика, драматургия;
  • обучение умению слушать и слышать друг друга – хоровое пение, хоровое чтение;
  • практическая деятельность – освоение ремесел, садоводства.

Преподаются и традиционные предметы, при этом каждый новый из них вводится постепенно. Дисциплины художественного профиля (рисование, пение) стоят на одном уровне с математикой, литературой, историей, географией.

Преподаются иностранные языки – английский и немецкий – в легкой ненавязчивой форме, при помощи простых детских песенок и стишков. Однако учиться читать школьники будут только со второго класса.

Есть и необычный предмет – эвритмия. Это своеобразное сочетание танца, музыки, поэтической речи и пантомимики. Занятия позволяют улучшить осанку, развить пластичность тела. Нередко даже математика изучается в процессе танца.

Использование в современной педагогике

Многие идеи вальдорфской педагогики были взяты на вооружение иными течениями и направлениями. В частности это совмещение начального образования с профессиональной ориентацией. Поэтому в отдельных современных учебных заведениях можно столкнуться с производственной практикой на реальных предприятиях.

Сейчас такие школы есть во многих странах мира:

  • Голландии;
  • Германии;
  • США;
  • России (здесь школ более 30, детских садов – около 60);
  • Японии;
  • Швейцарии;
  • Великобритании.

Издается специализированная литература, позволяющая подготовить кадры к столь необычной работе. Все это говорит о том, что идеи продолжают жить. Известно, что к числу выпускников подобных учебных заведений относятся люди, которые сумели завоевать свое место в мире: это Сандра Баллок, Рудгер Хауэр, обладатель Нобелевской премии Томас Кристиан Зюдхоф и другие. Всего в современном мире более 2000 школьных и дошкольных учебных заведений, основанных на вальдорских принципах.

Плюсы методики

Нередко вальдорскую педагогику называют лечебной, и этому есть несколько причин. Прежде всего, она направлена на развитие личности, духовное и душевное, процесс обучения ведется без принуждения, личность ребенка является главной ценностью, что помогает воспитанникам стать гармоничными и творческими людьми.

Также к числу преимуществ относится:

  • эмоциональное и эстетическое развитие детей, их знакомство с народной культурой;
  • ритм жизни помогает решить проблемы со здоровьем и психикой;
  • воспитание силы воли в легком, но увлекательном трудовом процессе;
  • знакомство с различными технологиями рукоделия и видами ремесел поможет ребенку определиться со своей дальнейшей профессиональной деятельностью.

Дети для педагогов-вальдорфцев – подлинная ценность, поэтому маленькие ученики будут развиваться в атмосфере любви и заботы, раскрывать свой творческий потенциал, получать удовольствие от посещения школы.

Минусы системы

Рассмотрим и отрицательные моменты данной педагогики. Прежде всего, подойдут такие учебные заведения не каждому ребенку, не всякой семье. Необходимо понимать, что обучение предполагает глубокую вовлеченность всей семьи в общественную жизнь школы, необходимость участия в мероприятиях.

Читать еще:  Игры на развитие интеллекта дошкольников

Кроме того, к числу недостатков можно отнести следующее.

  • Вальдорфское образование носит гуманитарный, творческий характер. С таким едва ли удастся поступить в технический вуз. Однако из выпускников школы могут получиться хорошие актеры, дизайнеры, художники.
  • Перевод ученика в стандартное учебное заведение будет сопряжен с рядом трудностей. Для ребенка станет шоком появление оценок, домашних заданий и огромного потока информации.
  • Некоторые видят в системе черты секты, а тот факт, что основатель, Штайнер, увлекался оккультизмом, лишь укрепляет их веру.

Как мама могу заметить, что детей в этих школах действительно слышат и любят. Они редко ведут себя здесь неадекватно, потому что им просто не за чем это делать. Они полностью удовлетвлряют собственные эмоциональные потребности.

Но такая школа подходит не всем семьям. Вот детям, наверное всем. Но родители часто не готовы к такому подходу. Потому что в вальдорфской педагогике родитель включён в жизнь школы. Участвует в её праздниках, узнает вместе с ребёнком много нового, ходит в походы.

Существует мнение, несмотря на явные достоинства такого образования, что ребенок, получивший его, рискует стать «белой вороной» на фоне своих сверстников. Нравственное и творческое развитие детей действительно проводится на высшем уровне, они получают массу полезных практических навыков, но знаний математики, физики, химии, необходимых для поступления в престижные вузы, у них не окажется. Ребенок будет расти в атмосфере уважения, поэтому нет риска, что он станет закомплексованным аутсайдером, но и к реалиям современной жизни он окажется не вполне готов. Поэтому вопрос о нестандартных учебных заведениях до сих пор открыт и однозначного ответа на вопрос, доверять ли им своего малыш, все так же нет.

Вальдорфская педагогика — методика Штайнера

Вальдорфская методика (педагогика) или методика Штайнера, была разработана около ста лет назад в Германии создателем «духовного течения» — антропософии. Ее автор австрийский философ, эзотерик, оккультист, ясновидящий и мистик Рудольф Штайнер.

На основе чего строится вальдорфская педагогика? На основе религиозно-мистических воззрений ее автора. Если говорить кратко, то эти воззрения как минимум не научны. Эфирным и астральным телам не место в светском образовании. На периодизацию и знания о ребенке того времени, он нанизывает свою философскую концепцию. Которая не подкрепляется научными доводами, а строиться только на абстрактных рассуждениях автора. Из такого суррогата и получается вальдорфская педагогика, со своей терминологией и метафорами. Насколько сильно в реальных классах проповедуются идеи Штайнера, зависит от каждой конкретной школы.

Чтобы не быть многословными и понять, как мыслит автор методики, приведем пример объяснения Штайнером психики и способностей ребенка:

«До 10 лет ребенок не в состоянии понять реальную связь причины и следствия. Он не понимает эти слова, потому что он ощущает свой костяк только через посредство мускульной системы. После 11 лет костная система получает способность непосредственного контакта с внешним миром. Она начинает господствовать над мускульной системой и через нее вводить в душевное и духовное существа ребенка элементы, свойственные ее собственной природе. Вследствие этого он может теперь получить подлинное и живое понятие об отношениях причинности, об отношениях силы, о механике и динамике мира. Он приобретает чувство геометрических форм, горизонтали, вертикали и так далее».

Вот так, ребенок не понимает связь причины и следствия в 10 лет, потому что не ощущает свой костяк. Но в 11 лет он приобретает чувство геометрических форм и все ему становится ясно.

Возрастная периодизация Штайнера

  1. До шести лет — фаза имитации — дети учатся через примеры, копируя других, при помощи практической деятельности.
  2. 7-14 лет (в 7 лет рождается эфирное тело) — фаза воображения — дети учатся с помощью искусства и творчества, через следование авторитету (учителю). Развивается фантазия и память.
  3. 14 лет и старше (в 14 лет рождается астральное тело) — происходит эмоциональное взросление и развитие интеллекта, у ребенка появляются абстрактные понятия, он познает основы этики и социальной ответственности.

Особенности педагогики Штайнера в школе

Вальдорфская педагогика сильно отличается от традиционной. Она представляет из себя единую систему «детский сад – школа». В которой нет оценок, они заменены на педагогические характеристики в конце года. Также нет и учебников (но есть рабочая тетрадь, где отражается опыт ученика), а знания не являются целью обучения. Учебников конечно же нет в классической версии методики, но в реальных школах ближе к ЕГЭ все обзаводятся учебниками, и как правило репетиторами. Также в школах нет цифровых устройств (компьютеров, проекторов и т.д.)

До 8 класса детей всем предметам обучает один и тот же учитель. Представим, что основной учитель немного фанат философии Штайнера и познает мир через духовное и чувственное, какое в этом случае образование он даст ребенку? Данная методика, подразумевает множество рисков.

Что же тогда дает школа ребенку? Прежде всего общение, приобщение к труду и художественная практика.

Дети начиная с детского сада занимаются художественной деятельностью: рисованием, лепкой, подделками, значение придается всему, что можно делать руками. Большое внимание уделяется чувственному познанию, часто взамен интеллектуального. Все это происходит через сказки, истории, музыку, танцы, театр. Основной акцент приходится на развитие интуиции и воображения, на умение фантазировать и творить. Большая часть методики строится не на рациональном познании мира, а на чувственном.

Чтение и математика начинается ближе к 9-10 годам (сейчас многие российские вальдорфские школы отходят от классического учения, и начинают вводить их раньше, как того требуют родители).

Интеллектуальная составляющая обучения приходит, когда ребенку исполняется 12 лет. Тогда же начинаются естественно-научные школьные предметы.

Модель построения уроков

Предметы в вальдорфской школе преподаются блоками, или эпохами, которые длятся по три-четыре недели. Содержание главного урока составляет какой-либо из основных школьных предметов: родной язык, арифметика, история, физика, химия, биология, геология, геометрия и другие.

Иностранные языки (обычно два) изучают уже с первых классов. Вначале устно, потом и письменно.

Как мы уже сказали, много времени отводится под уроки творческой направленности: музыка, различные искусства (рисование, стихи и пр.) и ремесла.

Отдельно стоит отметить физические упражнения и эвритмию. Эвритмия — это звук, выраженный в движении. Дети прыгают или танцуют, стучат палками и проговаривают стихи, или поют различные звуки алфавита.

Вальдорфский детский сад

Но вернемся к дошкольникам. Чем же вальдорфский детский сад отличается от обычного государственного?

Как мы уже описывали выше, у детей до шести лет (по Штайнеру) — фаза имитации, когда они учатся через примеры, копируя других. Роль примера берут на себя взрослые, в детском саду это воспитатели. Дети всячески подражают воспитателю, который является абсолютным образцом поведения. Так воспитатель может подавать пример работы в хозяйстве, что побуждает детей помогать ему, например: вытирать пыль, накрывать на стол, работать в саду и т.п.

Вальдорфская система не ставит перед собой задачу научить ребенка знанию, которое пригодится ему в будущем. Она дает ему возможность научиться тому, что принесет пользу уже сейчас. Поэтому задача воспитателя – помочь ребенку раскрыть свой творческий потенциал, не прибегая к внешнему навязыванию знаний. Это снимает с ребенка обязанность взрослеть и накапливать специальные умения (чтение, счет) раньше школы, что позволяет оставаться в мире фантазий и игры максимально долго.

Как и в системе Монтессори, в вальдорфском детском саду нет обязательных занятий, которые есть в государственном. Детей не усаживают в круг или за парты, не пытаются в организованной форме привить какие-либо знания. Большую часть дня дети занимаются свободными занятиями: рисованию, лепке, аппликациям, песням и стишкам, играм на свежем воздухе (в том числе игры с водой или песком), ролевым играм, действиям с природными материалами (гончарный круг, сами делают игрушки) и т.п.

Классическая вальдорфская методика стремится привести детей ближе к природе, связать ее с реальной жизнью и практикой. Так дети могут пробовать заниматься выращиванием растений, плести корзины, что-то строить или даже печь хлеб.

Читать еще:  Методика зайцева это обучение

Еще одна особенность данной методики — в ней нет готовых игрушек (особенно из пластмассы и с элементами электроники), и дети совместно с воспитателями должны создавать их самостоятельно. Основу игрушек составляют природные материалы, которые иногда можно собрать прямо на прогулочной площадке: различные производные от деревьев (ветки, желуди, листья и т.п.), солома и травы, натуральные ткани, краска (от цветов, растений) и т.д. Все это формирует у детей воображение и развивает творческие способности, что создает базис для будущего освоения более сложных форм мышления (логического и абстрактного).

Критика вальдорфской школы

В современном мире вальдорфская методика переживает кризис адаптации, и ей все чаще приходиться отходить от классических постулатов. Школьная программа все больше усложняется, требуя не только учебников (которые не предусмотрены методикой), но и цифровых устройств, а также более интенсивного изучения естественных наук. Если ребенок заинтересован в естественно-научных предметах, то ему приходиться нанимать репетиторов, чтобы удачно поступить в вуз.

Хорошо ли отсутствие оценок? В идеальном обществе, наверное — да. Но детям приходиться по окончанию школы поступать в вузы и выходить в реальный мир. Где будут не только оценки их работ и знаний, но и оценки их самих. Когда же ребенку лучше столкнуться с системой оценивания? В обычной начальной школе, когда его психика активно формируется и адаптируется, или в 18 лет в вузе? Всегда нужно помнить, что главная задача родителей, способствовать социализации ребенка и его интеграции в мир людей.

Хотя методика и ставит перед собой цель развить полноценную личность, в ней существует большой перевес в сторону художественного и гуманитарного знания. Такой перевес происходит за счет сокращения естественно-научных знаний, которые составляют основу мышления взрослого человека. Школьные педагоги откровенно говорят, что ученики переходящие из вальдорфской школы в обычную, часто имеют пробелы в знаниях и проблемы с адаптацией.

Родители преимущественно выбирают вальдорфскую школу не за ее качества, а как избегание государственной школьной системы, со всем ее бюрократизмом, нагрузкой и иногда жестокостью. Но правильный ли это подход для ребенка? Вальдорфские школы частные и за них приходиться платить, не лучше ли родителям поискать стандартную школу (государственную или частную) более высокого уровня и с более сбалансированный моделью обучения. Ведь ребенку все равно придется войти в стандартную модель обучения рано или поздно.

Если вы боитесь, что ребенок проникнется философским учением вперемешку с религией, то вы правильно боитесь. Ведь основу вальдорфсокй педагогики составляет религиозно-мистическое учение Штайнера — антропософия.

Мы не можем посоветовать данную методику для использования. Да, в ней есть здравое зерно, которое выражается в гуманном подходе к процессу учебы и ученикам. Но такой подход предлагают и многие другие частные школы, в которых не будет религиозно-философского учения и псевдонаучности.

Насколько же Вальдорфская педагогика отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»?

Вальдорфская методика

Вальдорфская методика обучения — это альтернативная педагогическая система. Её основал Рудольф Штайнер (1861–1925). Первую школу открыли в 1919 году по желанию Эмиля Мольта, который был директором сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория». В первой вальдорфской школе было 256 учеников, 8 классов и 12 учителей, которые прослушали лекции Рудольфа Штайнера. Затем при школе организовали детский сад, который работал по тем же методам, что и школа. Новоявленная система начала давать свои положительные плоды, поэтому на волне успеха начали открываться вальдорфские школы по всей Германии и Западной Европе. На сегодняшний день работают примерно 1000 школ и 2000 детских садов по всему миру. Вальдорфская методика базируется на философских мнениях Рудольфа Штайнера, которые он изложил в своем антропософском учении. Согласно нему, человек состоит из Духа, Души и Тела, поэтому в воспитании ребенка нужно помнить и о духовном развитии. Сама теория достаточно интересная, в ней поиск индивида смысла жизни крепко переплетается с шансом стать богоподобным. В учебных заведениях антропософии детей не учат, но она все равно находится во главе угла вальдорфской методики.

Основные принципы методики

  • Основной принцип – уважать ребенка как личность. В системе используется индивидуальный подход к каждому малышу. Таким образом крошка раскроет себя и свой внутренний мир. Вальдорфская методика не имеет оценок, свои настоящие успехи малыш сравнивает с прошлыми, так он начинает понимать достижения. Благодаря отсутствию оценок, ребенок не нервничает и не обесценивает себя.
  • Чтобы развить способности ребенка, нужно создать определенную благоприятную среду. Комната должны быть организована так, чтобы малышу было в ней комфортно и интересно учиться. В середине должен стоять стол, за которым расположились педагоги.
  • Каждая игрушка обязана возбуждать в ребенка творческий порыв, малыш должен рассмотреть несколько видов игр с ней. Творчество в вальдорфской методике играет очень большую роль, учителя всегда поддерживают, когда проявляется креативный потенциал. Игрушкой может быть любой предмет, например, лист дерева, варежка, вилка, кубик льда, пока он не растает.
  • Все педагоги как личности играют важную роль в вальдорфской системе. Они являются безусловным авторитетом и примером для подражания. Поэтому педагогу нужно постоянно саморазвиваться, улучшать себя, пробовать новое, но в то же время следить, чтобы манеры, поведение, жесты, мимика и слова были на уровне. Подражание – чуть ли не основная часть обучения. Детям свойственно подражать не только взрослым и сверстникам, но и всей природе в общем.
  • Только в вальдорфской школе ваш сын или дочь будет играть очень долго, разнообразно, с интересом. Чтобы познать окружающий мир, его таинства, секреты природы, детям нужно вовлечься в игру. В ней не прописаны определенные и конкретные правила, ребенок просто играет. Задача воспитателей и учителей – направить малышей в игре, поощрять их любопытство. Взрослые должны вмешиваться в игровой процесс как можно меньше.
  • Дети, обучающиеся в вальдорфской школе, поздно прощаются с детством. Они учатся считать и писать уже после 7 лет. Основатель методики, Рудольф Штайнер, считал, что малыш только в это время готов учиться новым навыкам. В данной школе развитие умственных способностей уходит на второй план. Акцент делается на труд и творчество.
  • Необходимо, чтобы ребенок получал новые знания и умения тогда, когда он готов. Тогда ему будет интересно осваивать новые горизонты. Допустим, учить читать ребенка 4 лет не нужно, потому что ему будет скучно.

Особенности вальдорфской системы

Главная особенность методики Рудольфа Штайнера – это не форсировать интеллектуальное развитие ребенка, поэтому вальдорфские педагоги отрицают необходимость раннего развития ребенка. В детских садах не спешат учить чтению и математике, а в школах нет традиционных уроков и оценок. Школьный учебный материал преподается «эпохами», которые распределяются на 3–4 недели. Это дает ребенку возможность полностью погрузиться в изучаемую тему. Школьный день также разделен на три блока: на духовную, душевную и творческую части. До старшей школы у учеников нет традиционных учебников, только тетради, где они ведут записи. Особый упор делается на второстепенные для обычной школы предметы – музыка, рисование, эвритмия (сочетание танца, музыки и поэзии) и т.д. С первого по восьмой класс с детьми работает один учитель, который для них и руководитель, и наставник, и доверенное лицо. Более интенсивное обучение начинается после 12 лет, так как вальдорфцы считают, что к этому времени ребенок созрел для развития мышления. Главным считается умение учителя заинтересовать детей, увлечь их предметом. Много внимания уделяется междисциплинарному подходу.

Вальдорфский детский сад. Основные принципы организации

Лариса Южакова
Вальдорфский детский сад. Основные принципы организации

«Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам —

это и есть нормальное состояние ребёнка».

Вальдорфская педагогика была основана Рудольфом Штайнером. В 1907 году он издал книгу «Образование ребенка», в которой раскрыл основные принципы обучения.

Читать еще:  Методика зайцева обучение чтению скачать

7 сентября 1919 года открыл первую школу, а затем и детский сад для детей, чьи родители работали на табачной фабрике «Вальдорф — Астория» в Штутгарте (Германия). Именно от названия фабрики и произошло название методики – Вальдорфская.

Вскоре подобные детские сады и школы были открыты и в других городах Германии, а также США, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Норвегии, Австрии и Венгрии и др. На данный момент по всему миру насчитывается около 2000 вальдорфских садов и 800 вальдорфских школ. В России вальдорфская педагогика развивается с конца 80-х годов ХХ века. В 1989 году открылся первый вальдорфский детский сад. В 1992 году – первые вальдорфские школы. На сегодня в России 70 вальдорфских групп и инициатив и 25 школ.

Вальдорфская педагогика основывается на выделившемся из теософии (мистическое богопознание) религиозно-мистическом учении Рудольфа Штайнера. Инициатор вальдорфского движения в России В. К. Загвоздкин заявляет, что антропологический педагогический подход Р. Штайнера противопоставляет себя традиционализму и прагматизму, использует язык «антропософской антропологии». Вальдорфовские школы являются общеобразовательными. В вальдорфской школе отсутствуют оценки в младших классах, и преподавание ведётся преимущественно без учебников.

О вальдорфской методике

У Рудольфа Штейнера был свой взгляд на развитие детей. Он одним из первых заявил, что детство – уникальный период жизни человека. Поэтому, дети, как можно дольше должны оставаться маленькими, а задача родителей и воспитателей — помочь им насладиться всеми прелестями раннего возраста.

Вальдорфская система образования основана на уважении к детству и работает по принципу «не опережения»,

т. е. ребенок развивается в собственном темпе.

Цель вальдорфской педагогики — развивать природные способности каждого ребенка и укреплять его веру в собственные силы, которые понадобятся ему во взрослой жизни. Во главу эта школа ставит не передачу знаний, а воспитание.

Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности.

Для вальдорфцев очень важно созвучие в ребенке души и тела. Иными словами, ребенок –это целостный и гармоничный человек во всех проявлениях: интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических.

Основные принципы организации детских садов и школ

В вальдорфских садах разновозрастные группы для детей от 3х до 7 лет. Таким образом, дети живут, как в одной большой многодетной семье. Младшие ребятки стремятся подражать старшим, старшие учатся ухаживать за младшими. Наполняемость групп — до 20 человек.

Организация пространства

Индивидуальность ребенка может развиваться свободно, если её ничего не подавляет. Поэтому для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы в вальдорфской группе организовано игровое пространство (столы, плетеные стульчики, вдоль стен стоят деревянные открытые полки, на них — корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами и т. д., подготовлено разнообразное оборудование (самодельные игрушки) и художественно оформлены помещения (стены и занавески – нежно-розового цвета, на стенах — панно из тканей и природных материалов, репродукции икон и картин, на столах – льняные скатерти и т. д.). Вальдорфская среда не предусматривает наличие телевизора, радио и компьютеров.

Вальдорфские игрушки

Вальдорфцы не признают пластмассовые, электронные и механические игрушки. Предпочтение отдается упрощенным игрушкам исключительно из природных материалов. Игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре. Считается, что именно такие рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты. Так, например, куколкой может стать завязанный по-особому носовой платок или веточка, листик с дерева. Строительным материалом выступают деревянные брусочки, поленья, чурбаны, спилы веток и стволов, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры, камни, ракушки и т. п. Руками воспитателей, родителей и самих детей создаются красиво сшитые куклы, гномы, животные, эльфы, набитые непряденой шерстью, вязаные куры и овечки, подвижные деревянные игрушки по типу за горских (кузнец стучит по наковальне) и т. п.

Основные идеи и принципы работы

Детство — это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Поэтому вальдорфская педагогика отклоняет те формы работы с малышами и воздействия на них, которые стремятся «ускорить» интеллектуальное развитие в ущерб всему остальному. Это касается, прежде всего, различных программ интеллектуального тренинга, раннего обучения письму и чтению, призванных ускорить развитие детей. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности — прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое.

Основные принципы работы вальдорфского детского сада:

• воспитание через подражание и пример; через ясные, осмысленные, обозримые и доступные для участия ребёнка действия;

• культивирование многообразных форм игровой деятельности;

• создание пространства, способствующего развитию свободной игры;

организация здорового ритма жизни группы;

• занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, танец);

• создание атмосферы, благоприятной развитию.

• В вальдорфской системе очень важна совместная работа родителей и педагогов, посвященная общей задаче воспитания. Родители здесь — частые и желанные гости, и их инициатива всегда приветствуется – помощь в изготовлении игрушек, оформлении и уборке группы, активное участие в праздниках и т. д.

Отрицательные моменты вальдорфской системы

• • Вальдорфские детские сады подойдут далеко не всем детям, вернее не всем родителям. Ведь принципы Штайнера должны быть близки вашим жизненным взглядам – следование народным традициям, обстановка дома без всяких излишеств, отсутствие плодов цивилизации, творческий семейный уклад, любовь к искусству, литературе, театру и т. д.

• • Нужно понимать, что основное направление вальдорфских садов и школ – гуманитарное. Так что если ваш ребенок больше склонен к точным наукам – ему это врядли подойдет. Закончив, школу, выпускники — «вальдорфцы» в основном идут учиться на педагогов, актеров, художников, дизайнеров и т. п.

• Изначально вальдорфская система была рассчитана на детей рабочих табачной фабрики. Поэтому-то так много внимания уделяется именно хозяйственно-трудовым навыкам, а не интеллектуальным, научным, техническим и логическим.

• • Сам Рудольф Штайнер был весьма незаурядным человеком – мистиком, эзотериком, увлеченным изучением души и ауры человека, основателем антропософского общества. Естественно, что и в его системе идет небольшой «перекос» имеемо в чувственно — духовную сферу.

• В общем и целом, вальдорфская педагогика говорит о том, что нравственное развитие детей во многом определяется не только общественными установками, влиянием семьи и врожденными задатками, но прежде всего условиями жизни и воспитания ребенка.

Основные принципы личностно ориентированного подхода в воспитании и их соответствие современным требованиям ФГОС В дошкольном образовании в последнее время происходят коренные изменения, масштабы и прогностическая роль которых весьма значительны. Происходящие.

Принципы организации занятий по изодеятельности с детьми раннего возраста Развитие творческого потенциала личности ребенка происходит в различных видах изобразительной деятельности и осуществляется с раннего детства.

Консультация для педагогов «Основные принципы ознакомления дошкольников с искусством» Основные принципы ознакомления дошкольников с искусством. Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует создания определенных.

Консультация для воспитателей «Принципы организации предметно-развивающего пространства, стимулирующего речевую активность» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «Принципы организации предметно-развивающего пространства, стимулирующего речевую активность детей»[/b].

Консультация «Основные принципы педагогической помощи дошкольникам с дизартрией» Наряду с выраженной зависимостью частоты речевых нарушений от тяжести и формы двигательной патологии, имеется тесная связь между клиническими.

Презентация «Основные аспекты организации дополнительного образования в детском саду» В детских садах, помимо основной общеобразовательной программы, реализуются программы дополнительного образования. По ним работают кружки,.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector