221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авторитарная концепция воспитания

Авторитарное воспитание

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

Смотреть что такое «Авторитарное воспитание» в других словарях:

АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ — 1) воспитание, основанное исключительно на слепом признании авторитета и предусматривающее беспрекословное подчинение воспитанников воспитателям; 2) концепция, предусматривающая безусловное подчинение воле воспитателя; подавляя инициативу и… … Профессиональное образование. Словарь

АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ — АВТОРИТАРНОЕ (от лат. auctōritās – влияние, власть) ВОСПИТАНИЕ. Воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. А. в. подавляет инициативу и активность детей, их индивидуальность, ведет к возникновению… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ — воспитат. концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, А. в. препятствует развитию активности детей, их индивидуальности, ведёт к возникновению конфронтации между воспитателем и… … Российская педагогическая энциклопедия

Авторитарное воспитание — (от лат. auctoritas власть, влияние) воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Аггравация (от лат. aggravatio отягощение, утяжеление) преувеличение больным симптомов болезни, С явлением А. чаще… … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

Авторитарное воспитание — это система педагогических мероприятий, цель и основные методы которых направлены на подчинение воспитанника какой либо идеологической и политической идее, воле воспитателя или тому и другому одновременно. В авторитарном воспитании воспитанник,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Авторитарное воспитание — воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, А. в. препятствует развитию активности детей, их индивидуальности, ведет к возникновению конфронтации между… … Педагогический словарь

Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. Доминирующий методы этого типа воспитания требование, упражнение, принуждение … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Авторитарное воспитание детей — – обращение с детьми, требующее беспрекословного их подчинения. Вдобавок к этому детям, как правило, не объясняют, почему им что то запрещают делать. Тем самым, полагают, серьёзно нарушается естественный процесс формирования волевых качеств… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Воспитание — Содержание 1 Общие механизмы научения и воспитания 1.1 Млекопитающие … Википедия

Воспитание — относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. В. как относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной и… … Педагогический терминологический словарь

Гуманистическое и авторитарное воспитание

Однако педагогическая наука пока не имеет единого общего взгляда на то, как следует воспитывать детей.

С древнейших времен и до наших дней существуют два диаметрально противоположных взгляда на воспитание:

1) воспитывать детей нужно в страхе и повиновении;

2) воспитывать детей нужно добротой и лаской.

Если бы жизнь категорически отвергала один из подходов, то он уже давно прекратил бы свое существование. Но в этом-то и вся сложность: в одних случаях большую пользу обществу приносят люди, воспитанные в жестких правилах, с суровыми взглядами на жизнь, с упрямыми характерами и неуступчивыми взглядами, в других – мягкие, добрые, интеллигентные, богобоязненные и человеколюбивые люди.

В зависимости от того, в каких условиях живет народ, какую политику приходится вести государствам, создаются традиции воспитания. В тех обществах, которые уже давно живут спокойной, благополучной жизнью, преобладают гуманистические тенденции воспитания.В обществах, ведущих постоянную борьбу, преобладает жесткое воспитание, основанное на авторитете старшего и беспрекословном повиновении младшего.Вот почему вопрос, как воспитывать детей, – прерогатива не столько науки, сколько самой жизни.

Авторитарное (основанное на слепом подчинении власти) воспитание имеет достаточно убедительное научное обоснование. Так, И.Ф. Гербарт, выдвинув положение о том, что ребенку от рождения присуща «дикая резвость», требовал от воспитания строгости.Приемами воспитания он считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения. Для детей, нарушающих порядок, он рекомендовал ввести в школе штрафные журналы. В значительной степени под влиянием Гербарта сложилась практика воспитания, которая включала целую систему запрещений и наказаний: детей оставляли без обеда, ставили в угол, помещали в карцер, имена провинившихся записывали в штрафной журнал. Россия была в числе стран, во многом следовавших заповедям авторитарного воспитания.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания его естественное развитие. В наши дни эта теория вылилась в мощное течение гуманистической педагогики и приобрела многочисленных сторонников во всем мире.

Среди российских педагогов, активно выступавших за гуманизацию воспитания, – Л.Н. Толстой, К.М. Вентцель, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др. Благодаря их стараниям российская педагогика сделала значительные уступки в пользу детей. Но гуманистические преобразования пока не завершены, российская школа продолжает их умножать.

Гуманистическая педагогика– это система научных теорий, утверждающая воспитанников в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно-воспитательного процесса, развивающихся по своим возможностям. С позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способностей к свободе.

Читать еще:  Классические концепции воспитания таблица

Гуманистическая педагогика ориентирована на личность. Ее отличительные признаки: смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и организации определенного круга умений и навыков; сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях; обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.

Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и учеником, как переход к личностно ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых. Гуманизировать этот процесс – означает создать такие условия, в которых ученик не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика выступает за приспособление школы к ученику, обеспечение атмосферы комфорта и «психологической безопасности».

Гуманистическая педагогика требует:

1) человеческого отношения к воспитаннику;

2) уважения его прав и свобод;

3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; 4) уважения позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

5) уважения права ребенка быть самим собой;

6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

7) ненасильственного формирования требуемых качеств;

8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; 9) признания права личности на полный отказ от качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).

Во всем мире известны творцы гуманистических педагогических систем – М. Монтессори, Р. Штайнер, С. Френе. Созданные ими направления теперь нередко именуются педагогиками.

1. Максим, ученик 7 класса. Вместо того, чтобы делать уроки, до 8 часов вечера играл с друзьями на улице в футбол. Вернулся домой очень поздно, после ужина делать уроки не стал. На упрёки матери ответил грубо: «Отстань со своими нравоучениями, я устал!» и отправился спать.

2. Катя, 7 лет. Семья Кати гостили у родственников в другом городе. Через день по возвращению родственники позвонили и сообщили матери Кати, что у их дочери в день отъезда гостей пропала коллекция почтовых марок.

Марки обнаружили у Кати под подушкой, она их тайно взяла из коллекционного альбома.

Педагогические течения: авторитарное воспитание, гуманистическая педагогика

Авторитарное воспитание

Авторитарное воспитание – это воспитание, в основе которого лежит беспрекословное подчинение воспитанника (учащегося) педагогу.

Сущность авторитарного воспитания заключается в том, что взрослые, которые занимаются воспитанием (воспитатель, педагог, родитель и т.д.) очень требовательны и строги по отношению к детям, держат их под постоянным и жестким контролем. Просьбы и жалобы, не отвечающие запросам со стороны взрослого – игнорируются, так как считаются баловством. Мнение взрослого ставится выше мнения ребенка. От ребенка требуют беспрекословного послушания, в случае если ребенок ослушался, то его неминуемо ждет наказание.

Авторитарный тип воспитания – это низкая удовлетворяемость потребностей и нужд ребенка и высокие требования со стороны взрослого.

При авторитарном типе воспитания, взрослые не вникают в нужды ребенка, их не интересуют его жизненные проблемы и желания. Так же им не интересен внутренний мир ребенка и его переживания.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Авторитарное воспитание вызывает у детей серьезные психологические проблемы, возникновение агрессии. У мальчиков чаще всего развивается несамостоятельность, у девочек – недостаточная целеустремленность.

В процессе такого типа воспитания у детей формируются две крайности:

  • С одной стороны, дети закомплексованы, имеют низку самооценку и целеустремленность. Боятся ошибиться, самостоятельно принять решение. Чужое мнение их пугает и расстраивает.
  • С другой стороны они могут проявлять агрессивность, очень наглы и эгоистичны. В подростковом возрасте могут бросать вызов старшим или даже обществу, совершать безумные поступки. Их ненависть и агрессивное поведение вызваны желанием причинить такую же боль, как они ощутили в детстве другим людям.

Дети, которые были воспитаны в авторитарной семье, психологически разрушены и опустошены, имеют множество комплексов. Пытаясь заглушить свою боль и заполнить душевную пустоту, они часто совершают поступки, которые противоречат нравственным и моральным нормам. В последствие из детей вырастают взрослые, которые решая свои психологические проблемы, совершают правонарушения.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В том случае, если ребенок не справляется с требованиями, которые ему предъявляет авторитарный взрослый, то его наказывают и унижают. Все это может вызвать протест и враждебность по отношению к взрослому. Это связано с тем, что в силу возраста ребенок не может иначе сохранить собственное достоинство и отстоять себя.

Протест может протекать в «открытую», когда ребенок делает наперекор взрослому. А может, напротив, протекать скрыто, когда ребенок таит и копит в себе обиды до поры.

В настоящее время, в современной школе, до сих пор считается, что эффективным является именно авторитарный стиль воспитания. Это мнение сохранилось еще со времен советской школы и присуще учителям старой закалки.

При авторитарном типе воспитания, ребенок не воспринимается как равный участник воспитательно-образовательного процесса. Его мнение не учитывается. И это несмотря на то, что все больше молодых и прогрессивных педагогов доказали на собственном практическом опыте неэффективность авторитарного воспитания и успешность применения гуманистического подхода к воспитанию.

Читать еще:  Методика обучения английскому языку детей 3 лет

По своей природе авторитаризм эффективен в младшем возрасте, в этот период у детей присутствует безусловное уважение личности педагога. Однако с возрастом дети начинают проявлять нежелание подчиняться чьему-то мнению, они начинают относиться к педагогу ровно так же, как и он относится к ним (могут повысить голос, показывают непослушание и т.д.). Все это формирует у детей неверную модель поведения, оказывает негативное влияние на психологическое развитие.

Гуманистическая педагогика

Гуманистическое направление в педагогике является относительно молодым. Оно возникло в конце 50-х начале 60-х годов в Америке. В основе гуманистического воспитания, положены идеи гуманистической психологии.

Гуманистическое воспитание имеет личностно-ориентированный характер и направлено на преодоление авторитаризма в воспитании и обучении детей.

В центре воспитательно-образовательного процесса ставится личность ребенка, его интересы, мнения, стремления, желания и т.д. Исходя из потребностей и возможностей детей, педагог выстраивает процесс воспитания.

Основная цель гуманистической педагогики – это формирование полноценной и разносторонне развитой личности, обладающей необходимым набором знаний, умений и навыков.

Гуманизация воспитания и обучения предполагает своего рода «очеловечивание» данных процессов, то есть, такую их направленности, при которой на первое место выходит личностный смысл данных процессов.

В процессе развития в рамках гуманистической педагогики был разработан ряд положений, которые являются её отличительными признаками и должны обязательно учитываться при реализации процессов обучения и воспитания. Отметим следующие признаки гуманистической педагогики:

  1. Создание эмоционально положительной и благоприятной среды, комфортной для воспитания и обучения.
  2. Дети являются равными участниками педагогического процесса, они имеют возможность принимать равное активное участие в педагогическом процессе.
  3. Установление благоприятного эмоционального климата в детском коллективе, основанном на межличностных отношениях в группе (классе).
  4. Реализуемые педагогом образовательные программы должны быть направлены на максимальное развитие творческого потенциала и возможностей каждого ребенка.
  5. Предоставление детям возможности обсуждения с педагогом возникающих в процессе обучения и воспитания проблем, совместный выбор методов и средств их преодоления, осуществление самооценки собственной деятельности.
  6. Отказ от использования жесткой оценочной шкалы успеваемости, которая оказывает на детей определенное психологическое давление.

Такое построение учебного процесса и педагогического взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы – от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся, до достаточно жестких, которые будут опираться на устойчивую мотивацию и потребности детей.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Концептуальные подходы к воспитанию: авторитарное, свободное, гуманистиче­ское воспитание. Закономерности и принципы воспитания

1). Воспитание — это процесс формирования личности,при котором воспитатели и вос­питанники вступают в отношения между собой. По стилю отношений различают сле­дующие теории воспитания:

А) — авторитарное воспитание (полное подчинение требованиямпедагога, подавление, управление, представитель- И.Ф.Гербарт, методы — угроза, надзор, запрещение, приказание); Основная роль в обучении отводилась учителю и таким методам преподавания, кото­рые предусматривали систематическую передачу учащимся знаний. Деятельность ученика состояла в углублении и осмысливании получаемых от учителя знаний. Пе­редаваемые знания увязывались с развитием чувств и воли учащихся, что выражалось в воспитывающем характере обучения, чему Иоганн Фридрих Гербарт придавал особое значение.

Активным в такой школе являлся учитель, ученики же должны были «сидеть тихо, быть внимательными и выполнять распоряжения учителей». Большая роль в обуче­нии отводилась внешнему порядку, дисциплине, в частности, таким средствам управления, как надзор, приказание, запрещение, наказания, в том числе и телесные, а так­же умениям учителя занять ребенка.

В) — свободное воспитание (выдвинул Ж.Ж.Руссо, он призывал уважать в ребенке растущего человека, стимулировать его естественное развитие)Возникло как протест авторитарному в эпоху Возрождения. Л.Н.Толстой(1829-1910) придерживался концепции свободного воспитания. Создал в Ясной поляне частную школу для крестьянских детей, в основе которой лежал опыт естественного взаимодействия детей и педагогов, превращающий школу в лабораторию жизни.

Толстой отрицал заранее установленные программы, твердое учебное расписание, требовал, чтобы содержание учебных занятий в школе определялось ин­тересами и потребностями детей. Считал, что невозможно заранее знать сущность об­разования, ставил под сомнение необходимость педагогики как науки, знающей, ка­ким образом следует воспитывать человека; ему принадлежит фраза: «воспитание портит, а не исправляет людей».

Основная задача школы, по Толстому, чтобы дети учились хорошо и охотно. «Един­ственный метод образования есть опыт, а единственный критериум его есть свобо­да» — такой вывод сделал Л. Н. Толстой на основе анализа истории развития педаго­гики и философии.

В Яснополянской школе (1862 г.) в трех классах занималось около 40 детей. Чет­веро учителей вели в общей сложности 12 предметов:

1) чтение механическое и постепенное;2) писание;3) каллиграфия;4) грамматика;5) священная история;6) русская история;7) рисование;8) черчение;9) пение;10) математика;11) беседы из естественных наук;12) закон божий. Для развития своей дидактической системы Л. Н. Толстой подготовил комплекс учебных книг с методическими указаниями для учителя под названием «Азбука».

В) —современное воспитании (гуманистическое)(опыт лучших учителей и педагогов ориентировали педагогов на гуманизациювоспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуправле­ния). Представители:В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко,Ш.А.Амонашвили. Цель: гармоничное развитие личности, предполагающий гуманный характер отношений между участниками пед. Процесса. Развитие личности в гуманистическом воспитании – это гармония самости и социумности. Самость-отражение внутреннего плана развития личности, характеризует глубину индивидуальности личности. Социумность- отражение внешнего плана развития личности, прежде всего социализированной.

Читать еще:  Методика нравственного воспитания дошкольников

2). Закономерности процесса воспитания — объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями.

Отдельными сторонами воспита­тельногопроцесса являются:

а) воспитательные отношения (хотите воспитывать-добивайтесь расположения воспи­танника);

б) соответствие целей и действий по ее достижению (деятельность должна соответство­вать целям),

в) воспитание исамовоспитание (переход целей воспитания в цели самой личности);

г) эффективность процессов развития и обучения;

д) квалифицированные действия педагога;

е) интенсивность воздействия на «внутреннюю среду».
3). Принципы воспитания (Подласый Иван Павлович)

1.Личностный подход— опора на личностные качества (организация совместной деятельности-качества личности проявляются в деятельно­сти, организация совместной деятельности способствует укреплению качеств личности),

2.Сочетание личной и общественной направленности-воспитание должно готовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни (организация деятельности педагога требует подчи­нения задач воспитания требованиям общества, государственной стратегии, формиро­вание социально необходимого типа личности),

3.Связь воспитания с жизнью, трудомформирование личности человека в прямой зависимости от жизни и практики (понимание роли труда в жизни общества, бережное от­ношение к общественному достоянию, сочетание личных интересови обществен­ных),

4.Опора на положительное в воспитании (выявление положительного в человеке, при опоре на хо­рошее, развивать другие недостаточно сформированные качества личности),

­ 5.­ Единство воспитательных воздействий (единство требований школы, семьи, обще­ственности).

6. Гуманизация воспитания (гуманное отношение к воспитаннику, уважениеего прав, свобод, ненасильное формирование требуемых качеств, отказ от телесных иунижаю­щих достоинство личности наказаний),

Правила реализации принципа помогают воспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия,

1. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, то­варищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива и т. д.

2. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье.

3. В практике нередко возникают конфликтные ситуации, когда воспитатели не соглашаются с позицией семьи или, напротив, се­мья отрицательно относится к требованиям воспитателей. Часто ро­дители сводят на нет усилия педагогов, заласкивая, занеживая своих детей, воспитывая у них потребительскую психологию. Устранять недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия.

4. Практическая реализация этого принципа требует создания единой системы воспитания как на занятиях, так и во внеучебное время, что обеспечивается соблюдением преемственности и после­довательности.

В воспитательной работе нужно опираться на при­обретенные ранее положительные качества, нормы поведения

5. Способ достижения единства воспитательных воздействий — ко­ординация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социаль­ных институтов. Вот почему воспитателям не надо жалеть усилий на установление и восстановление связей между всеми причастными к воспитанию социальными и государственными службами, людьми.

Таким образом, принципы воспитания — это общие исходные по­ложения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Гуманистическая педагогика направляет воспитательный процесс в соответствии с принципами личностного подхода; сочетания личной и обществен­ной направленности воспитания; связи воспитания с жизнью, тру­дом; опоры на положительное в воспитании; единства воспитатель­ных воздействий.

Вывод: Учет закономерностей, соблюдениепринципов воспитания обеспечат эффек­тивное развитие личности.

25. Понятие внеучебной воспитательной работы, ее цели и задачи, содержание вне-учебной воспитательной работы. Требования к организации внеучебной воспита­тельной работы.

1.Понятие внеурочной воспитательной работы

Внеклассная воспитательная работа(ВВР)- это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые усло­вия для социализации личности ребенка. ВВР имеет большие возможности:

— способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка,

обогащает личный опыт ребенка,

способствуетразвитию удетей интереса к различным видам деятельности,

дети учатся жить в коллективе, сотрудничать друг с другом.

Цель ВВРнаправлена на достижение цели воспитания — усвоение ребенком необхо­димого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой об­ществом системы ценностей.

Задачи ВВР:

— формирование уребенка положительной «Я-концетщии» (уверенность в доброжелательном отношении к нему других людей, чувство собственной значимости).

формирование навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия,

формирование у детей потребности в продуктивной,социально-одобряемой деятельности,

— формирование нравственного, эмоционального,волевого компонентов мировоззрения детей,

— развитие познавательного интереса.

4.Содержание ВВРпредставляет собой адаптированный социальный опыт, эмоцио­нально пережитые реализованныев опыте ребенка разнообразные аспекты челове­ческой жизни — наука, искусство, литература, техника.

Специфика содержания ВВР характеризуется:

-преобладанием эмоционального аспекта над информационным,

-определяющее значение имеет практическая сторона знаний.
Содержание ВВР складываетсяиз:

-познавательной деятельности (формирует познавательный интерес, мотивация — «Что’, Где’. Когда»).

— досуговой (развлекательной) деятельности (организация полноценного отдыха, создание положительных эмоций — дискотека, вечер),

— оздоровительно-спортивной(полноценное физическое развитие, сохранение здоровья, эстафеты. ),

— трудовой деятельности (бытовой, ручной, общественный труд — субботники, кружок),
творческой деятельности (развитие склонностей, интересов — конкурсы, обсуждение. )

Содержание ВВР зависит:

от традиций и особенностей школы,

— особенностей самого учителя.

Поэтому содер­жание ВВР в школах различно.

5.Требованияк организации ВВР:

при организации и проведении ВВР обязательна постановка цели,

перед началом необходимо определить ожидаемые результаты,

необходим- оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке,

педагог должен обладать высокими личностными качествами,

педагог должен быть в постоянном педагогическом поиске.

Вывод: ВВР способствует раскрытию творческих способностей воспитанников.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector