221madou.ru

Мама и Я
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бондаревская концепция воспитания

(Автор концепции Евгения Васильевна Бондаревская). — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемПолина Галамова

Похожие презентации

Презентация на тему: » (Автор концепции Евгения Васильевна Бондаревская).» — Транскрипт:

1 (Автор концепции Евгения Васильевна Бондаревская)

2 Данная концепция разработана известным ростовским ученым академиком Евгенией Васильевной Бондаревской. Ее основные положения изложены в учебном пособии «Педагогика: личность в гуманистически ориентированных теориях и системах воспитания», изданном в Москве и Ростове-на- Дону в 1999 году, и в статье «Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания», опубликованной в 2001 году в первом номере журнала «Педагогика».

3 В фундамент построения концепции воспитания человека культуры положен постулат: «Век техники уступает место веку человека, и человечество ведет творческий поиск путей перехода от техногенной цивилизации XX века к антропогенной цивилизации будущего». Таким образом, Е.В. Бондаревская как ученый представляет в педагогике оптимистический вариант развития современного российского общества XXI века.

4 вера в то, что реальность подобного перехода зависит от образования, от воспитания человека культуры, который и выступает в концепции в качестве культурно- воспитательного идеала. Другим концептуальным ориентиром для автора является образ российского общества XXI века как общества открытого, демократического, правового, с развитой структурой общественного самоуправления, населенного образованными, воспитанными, культурными людьми.

5 образ культуры XXI века, которому должен соответствовать человек культуры основной и единственный предмет заботы школы и цель воспитания. Этот образ видится автору как мировой интеграционный процесс, в котором исключены межнациональные, межконфессиональные конфликты и происходит смешение этносов, этнических культур. Но в то же время обострено стремление каждого этноса, нации сохранить свою идентичность, свои национальные ценности.

6 Определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении Отношение к ребенку как к субъекту, носителю активности, для проявления которой ему необходимо пространство свободы, где он имел бы возможность автономизироваться, выбирать, оценивать, совершать поступки, является основным признаком гуманистического личностно- ориентированного воспитания вообще, а культурологического в особенности.

7 С одной стороны, целенаправленная деятельность педагогов по созданию условий для саморазвития личности, с другой как восхождение личности к ценностям, смыслам, обретение ею ранее отсутствующих свойств, качеств, жизненных позиций. Поэтому главным элементом личностно- ориентированного воспитательного процесса является личность ребенка, сам же процесс предстает в форме последовательных позитивных изменений, результатом которых является личностный рост ребенка. Иными словами, воспитательный процесс это процесс, происходящий с личностью ребенка, суть которого в становлении его личностного образа.

8 Используя понятие идеальной формы, автор обращается к известной мысли В.В. Зеньковского о том, что каждая детская личность имеет свой, заданный при рождении, путь индивидуального развития, и поэтому «всякая личность должна найти свой путь, свою идеальную форму». Личностный смысл развития состоит в поиске индивидуального пути. Однако жизненный путь личности это не только и не столько события, дела, поступки и переживания, сколько личностное отношение к ним, сколько смысл, вкладываемый в них, отношения и смыслы индивидуальные, необщие, окрашенные жизненным опытом, приобретенным на жизненном пути.

9 Воспитательный процесс это и есть процесс становления осознанного отношения личности ко всему, что с ней происходит, это внутренняя духовная работа, протекающая в сознании вокруг собственных дел и поступков, а также дел и поступков других людей, это работа по осмыслению, оценке явлений природы, социума

10 Воспитательный процесс жизнетворчество социализация культурная идентификация духовно- нравственное развитие личности индивидуализация

11 Это целостный человек культуры. Ядром личности человека культуры, обеспечивающим ее целостностъ, является субъектность. Именно она обеспечивает единство и меру свободы, гуманности, духовности и жизнетворчества.

12 это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры. гуманная личностьэто духовная личность личность и творческая, и адаптивная

13 природосообразность культуросообразность индивидуально-личностный подход ценностно-смысловой подход сотрудничество

14 компоненты личностного опыта, овладение которыми указывает на становление личности как человека культуры: а)аксиологический (ценностно-смысловой), включающий универсальные общечеловеческие ценности, которые «присваиваются» сознанием и становятся личностными смыслами отношений человека к миру, людям, самому себе; б) культурологический различные «культурные задания» и культурные среды, в которых разворачивается жиз­недеятельность личности (академическая, оздоровительная, семейная, досуговая и др.); общекультурные способности] произведения культурного творчества, включенные в содержание духовной жизни личности; ценности и традиции! национальной культуры и деятельности по их сохранению, возрождению, воспроизведению и др.; в) жизнетворческий (событийный) события жизни, способы их организации и проживания (например, коллек­тивные творческие дела), технологии жизни, способы изменения своего бытия, преобразования жизненной среды и др,; г)морально-этический накопление опыта пережива­ния и проживания эмоционально насыщенных ситуаций гуманного, нравственного поведения: организация детьми актов милосердия, проявления заботы о близких и дальних, терпимости, уважения к другим людям, переживание чувства совести, стыда, собственного достоинства и др.; д) гражданский участие в общественно полезных делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека и другие ситуации, развивающие опыт гражданского поведения; е) личностный насыщенность жизнедеятельности детей ситуациями реальной ответственности, свободного выбора, принятия решений, рефлексии своих поступков, поведения, способов самооценки, самокоррекции и самовоспитания, проектирования своего поведения, личностного развития и др.; ж) индивидуально-творческий средства развития способностей, формирование различных стилей жизнедеятельности, уверенности в себе, самостоятельности, креативности.

Читать еще:  Гуманистическая концепция воспитания

15 Педагогическая помощь и поддержка. Это, как утверждает Е.В. Бондаревская, ключевые слова в технологии личностно-ориентированного образования. Автор концепции обозначает лишь некоторые компоненты технологии личностно-ориентированного воспитания: изучение узловых событий жизни ребенка; педагогическая интерпретация его индивидуальных особенностей; эмпатическое принятие ученика таким, какой он есть; совместное с учеником проектирование этапов его дальнейшего развития; адаптация воспитательных средств к характеру ребенка; вовлечение его в педагогические и жизненные события; раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития и самостроительства.

16 критерии воспитанности, как: 1) уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации личности, 2) способность к нравственной саморегуляции поведения, 3)мера педагогической помощи, которая необходима учащемуся в самостроительстве собственной личности.

17 свободной духовной личности, ориентированной на ценности мировой и национальной культуры, на творческую самореализацию в мире культурных ценностей, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющейся социокультурной среде.

Концепция Е.В. Бондаревской «Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности»

В исследовании Е. В. Бондаревской личностно ориентированное воспитание понимается как педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. По мнению автора, овладение учащимися базовыми основами культуры — фундаментальная задача общепедагогической подготовки. В качестве основных ценностей, определяющих ориентации воспитания, Е. В. Бондаревская выделяет:

-человеческие (социальная защита личности, помощь, поддержка его индивидуальности, творческого потенциала);

— духовные (совокупный опыт человечества, отраженный в философских теориях и способах мышления);

— практические (способы практической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы);

— личностные (способности, индивидуальные особенности личности, собственного жизнетворчества).

Цель и принципы воспитания. Цель воспитания, как утверждает Е.В. Бондаревская, — это целостный человек культуры. Ядром личности человека культуры, обеспечивающим ее целостность, является субъектность. Именно она обеспечивает единство и меру свободы, гуманности, духовности и жизнетворчества.

— индивидуально-личностного подхода, предполагающий отношение к ребенку как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке; принцип ориентирует на учет незавершенности, открытости личности к постоянным изменениям, неисчерпаемости ее сущностных характеристик; принцип означает непременную направленность воспитания на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности ребенка, на поддержку процессов саморазвития, самовоспитания;

Содержание воспитательного процесса. Основу содержания процесса воспитания ребенка, по мнению Е.В. Бондаревской, составляет субъективный опыт личности с его ценностями и смыслами, умениями и способностями, социальными навыками и способами поведения. Автор концепции выделяет следующие компоненты личностного опыта, овладение которыми указывает на становление личности как человека культуры:

а) аксиологический (ценностно-смысловой), включающий универсальные общечеловеческие ценности, которые «присваиваются» сознанием и становятся личностными смыслами отношений человека к миру, людям, самому себе;

б) культурологический — различные «культурные задания» и культурные среды, в которых разворачивается жизнедеятельность личности (академическая, оздоровительная, семейная, досуговая и др.); общекультурные способности, произведения культурного творчества, включенные в содержание духовной жизни личности; ценности и традиции национальной культуры и деятельности по их сохранению, возрождению, воспроизведению и др.;

в) жизнетворческий (событийный) — события жизни, способы их организации и проживания (например, коллективные творческие дела), технологии жизни, способы изменения своего бытия, преобразования жизненной среды и др.;

г) морально-этический — накопление опыта переживания и проживания эмоционально насыщенных ситуаций гуманного, нравственного поведения: организация детьми актов милосердия, проявления заботы о близких и дальних, терпимости, уважения к другим людям, переживание чувства совести, стыда, собственного достоинства и др.;

Читать еще:  Как научить ребенка считать до 10 методика

д) гражданский— участие в общественно полезных делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека и другие ситуации, развивающие опыт гражданского поведения;

е) личностный — насыщенность жизнедеятельности детей ситуациями реальной ответственности, свободного выбора, принятия решений, рефлексии своих поступков, поведения, способов самооценки, самокоррекции и самовоспитания, проектирования своего поведения, личностного развития и др.;

ж) индивидуально-творческий — средства развития способностей, формирование различных стилей жизнедеятельности, уверенности в себе, самостоятельности, креативности.

Содержание воспитания по мере развития детей насыщается их опытом, жизненными и воспитательными ситуациями.

В концепциях личностно-ориентированного воспитания этот источник усматривается внутри ребенка в виде потенциала его личностного саморазвития, заложенного природой, и субъективного опыта. В силу этого ученик выступает активным участником воспитательного процесса, его субъектом, способным ориентировать этот процесс в соответствии с потребностями своего развития. Воспитание при этом осуществляется как процесс субъект-субъектного взаимодействия, основанный на диалоге, обмене личностными смыслами, сотрудничестве. Именно факт признания наличия у ребенка внутреннего потенциала саморазвития направляет внимание и заботу воспитателя на развитие субъектных свойств личности, способствующих актуализации внутренних потенций, — внутренней независимости, самостоятельности, самодисциплины, самоконтроля, саморегуляции, способности к рефлексии.

Вместе с тем духовные, интеллектуальные и физические силы ребенка еще не развиты, и он не в состоянии полностью справиться с проблемами самовоспитания и жизни в целом. Ему нужна педагогическая помощь и поддержка.

Однако педагогическая поддержка, в представлениях автора концепции, не имеет ничего общего с идеей «управления развитием ребенка», разделяемой авторами иных концепций. Дистанцирование от идеи «управления» обусловлено пониманием воспитательного процесса как внутренне детерминированного самодвижения личности к своей «идеальной форме», индивидуальной целостности, самобытности, а воспитания — как процесса педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности. Поэтому в контексте личностно-ориентированного воспитания культурологического типа есть смысл говорить только о поддержке, но не об управлении. Формы и методы поддержки Многообразны, и они зависят от особенностей личностного образа воспитанника и воспитателя, от ситуации, возраста субъектов воспитательного процесса и многих других факторов. Автор концепции обозначает лишь некоторые компоненты технологии личностно-ориентированного воспитания:

-изучение узловых событий жизни ребенка;

-педагогическая интерпретация его индивидуальных особенностей;

-эмпатическое принятие ученика таким, какой он есть;

-совместное с учеником проектирование этапов его дальнейшего развития;

-адаптация воспитательных средств к характеру ребенка;

-вовлечение его в педагогические и жизненные события;

-раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития и самостроительства.

( Бондаревская Е. Е. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 17-29.)

Презентация «Концепция воспитания человека культуры»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Концепция воспитания человека культуры Выполнили студентки 2 курса Тарасова С., Тестова Е., Портнягина А., Лазарева О.

Понятия воспитания и культуры Воспитание-это социально-обусловленный и педагогически управляемый процесс удовлетворения потребностей личности в свободном саморазвитии, общественных людях, государства — в достойных гражданах Культура-совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом и характеризующих определенный уровень его развития. Culture-понятие, установки, обычаи и особенности поведения, общие для большой группы людей и передающиеся от поколения к поколению.

Данная концепция разработана известным ростовским ученым академиком Евгенией Васильевной Бондаревской. Основные положения изложены в учебном пособии «Педагогика: личность в гуманистически ориентированных тео­риях и системах воспитания», изданном в Москве и Ростове-на-Дону в 1999 году, и в статье «Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания», опубликованной 2001 году в первом номере журнала «Педагогика».

Понятие Воспитание в концепции Е. В. Бондаревской Воспитание опре­деляется как процесс педагогической помощи ребенку в ста­новлении его субъектности, культурной идентификации, со­циализации, жизненном самоопределении.

Базовые процессы жизнетворчество культурная идентификация социализация индивидуализация духовно-нравственное развитие личности

Цель: Цель воспитания, как утверждает Е.В. Бондаревская, — это целостный человек культуры. Ядром личности человека культуры, обеспечивающим ее целостность, является субъектность. Именно она обеспечивает единство и меру свободы, гуманности, духовности и жизнетворчества.

Принципы Природосообразность Культуросообразность Индивидуально-личностный подход ценностно-смысловой подход сотрудничество

Содержание воспитательного процесса аксиологический (ценностно-смысловой) культурологический жизнетворческий (событийный) морально-этический гражданский личностный индивидуально-творческий

Компоненты технологии личностно-ориентированного воспитания: — изучение узловых событий жизни ребенка; — педагогическая интерпретация его индивидуальных осо­бенностей; — эмпатическое принятие ученика таким, какой он есть; — совместное с учеником проектирование этапов его даль­нейшего развития; — адаптация воспитательных средств к характеру ребенка; — вовлечение его в педагогические и жизненные события; — раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития и самостроительства.

Читать еще:  Методы трудового воспитания дошкольников

Критерии оценки ре­зультативности личностно-ориентированного воспитания. 1) уровень цен­ностно-смыслового развития и самоорганизации личности, 2) способность к нравственной саморегуляции поведения, 3) мера педагогической помощи, которая необходима уча­щемуся в самостроительстве собственной личности

Ценности: -человеческие (социальная защита личности, помощь, поддержка его индивидуальности, творческого потенциала); — духовные (совокупный опыт человечества, отраженный в философских теориях и способах мышления); — практические (способы практической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы); — личностные (способности, индивидуальные особенности личности, собственного жизнетворчества).

Смысл: Традиционный подход в оценке уровня воспитанности ориентирует воспитателя на внешне заданные параметры, а не на внутренние, потенциальные возможности саморазви­тия, самоорганизации, самоопределения, и ребенок в этих обстоятельствах обращается в средство реализации каких-то внешних образцов, этических, эстетических, политических идеалов. Подобная ориентация в воспитании и диагностике его результатов обусловила возникновение целых направле­ний «научных» поисков идеальной модели выпускника шко­лы. Автор концепции предлагает отказаться от подобной практики. Вместо модели Евгения Васильевна Бондаревская дарит нам образ свободной духовной личности, ориентиро­ванной на ценности мировой и национальной культуры, на творческую самореализацию в мире культурных ценностей, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющей­ся социокультурной среде. Это размещение человека в куль­туре. И лучше, справедливее не скажешь.

Вывод: Человек культуры- это свободная. Гуманная, духовно развитая и творческая , адаптированная личность.

Бондаревская концепция воспитания

Библиографическая ссылка на статью:
Федосеева Л.А. Концепция педагогического воспитания Е.В. Бондаревской // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/08/90119 (дата обращения: 02.02.2020).

Концепция воспитания человека культуры и нравственности, в которой воспитательный процесс является неотъемлемым атрибутом социализации личности, разработана известным ростовским академиком Евгенией Васильевной Бондаревской [1].

Актуальность концепции Е.В. Бондаревской обусловлена упадком школьного и вузовского образования, кризисом семейного воспитания, общим снижением уровня культуры и нравственной воспитанности всего населения, распространением в молодежной среде правонарушений, наркомании, асоциальных моделей поведения – вседозволенности, национальной нетерпимости, агрессии.

Основные положения концепции Е.В. Бондаревской изложены в учебном пособии «Педагогика: личность в гуманистически ориентированных теориях и системах воспитания» и в статье «Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания» [2].

Концептуальным ориентиром для Е.В. Бондаревской является вера в то, что реальность подобного перехода зависит от образования, от воспитания человека культуры. Центральным ориентиром в построении концепции является образ российского общества как общества правового, демократического, открытого, с развитой структурой общественного самоуправления, населенного культурными, воспитанными, образованными людьми, в котором происходит смешение этносов, этнических культур и исключены межнациональные, межконфессиональные конфликты. Но в то же время обострено стремление каждой нации, этноса сохранить свои национальные ценности, свою идентичность [1].

В концепции Е.В. Бондаревской воспитание определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении субъектных свойств, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении личности. Для проявления активности ребенку необходимо пространство свободы, где он имел бы возможность выбора, оценки, такое отношение является главным элементом культурологического, личностно-ориентированного, гуманистического воспитания [3].

Е.В Бондаревская рассматривает воспитание, с одной стороны, как целенаправленную деятельность педагогов по созданию условий для саморазвития личности, с другой как восхождение личности к смыслам, ценностям, обретение ею ранее отсутствующих качеств, свойств. Поэтому главным элементом личностно-ориентированного воспитания является личность ребенка, выступающая в концепции в качестве культурно-воспитательного идеала, а результатом последовательных позитивных изменений является становление его личностного образа, его личностный рост [3].

С самого рождения ребенок имеет свой путь индивидуального развития, и поэтому всякая личность должна найти свою идеальную форму. Личность выполняет в обществе стабилизирующие и прогрессирующие функции, а именно сохранение, воспроизводство, развитие культуры. Е.В. Бондаревская утверждает, что личностный смысл развития состоит в поиске индивидуального пути с уникальным набором событий, дел, поступков, переживаний и личностным отношением к ним, то есть с опытом, приобретенным на жизненном пути [4].

Воспитательный процесс — процесс становления осознанного отношения личности ко всему, что с ней происходит, это внутренняя духовная работа по оценке, осмыслению собственных дел и поступков, явлений природы, социума. В ходе этой работы и происходит становление позиций личности, нравственных отношений, что и формирует личностный образ человека.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector