221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формы и методы художественно эстетического воспитания дошкольников

Презентация «Формы и методы художественно-эстетического развития» к педагогическому совету

Людмила Долгополова
Презентация «Формы и методы художественно-эстетического развития» к педагогическому совету

(Слайд 1) Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие. Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития (Слайд 2)оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди непосредственной образовательной деятельности, проводимой с детьми, немалая доля принадлежит той, где дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. (Слайд 3) Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (Слайд 4) (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). Использование в художественно-эстетическом развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект.

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства.

(Слайд 5) Развитие детей раннего возраста начинается с развития различительной чувствительности всего сенсорного аппарата и эмоционального отклика на восприятие наиболее ярких свойств и качеств объектов (предметов и явлений).Ребенок радостно реагирует еще только на отдельные наиболее яркие качества: на ритмические движения, музыкальные звуки, чистые яркие цветовые тона, на лицо матери, ее улыбку, ласковую речь. (Слайд 6) На втором году жизни ребенок воспринимает не только свойства действительности, но и отдельные средства эстетической выразительности в некоторых произведениях искусства.У него возникают адекватные реакции на контрастные выразительные средства в произведениях искусства: веселую и грустную мелодию, быстрый и медленный темп, громкое и тихое звучание музыки и т. д.

(Слайд 7) В младшем дошкольном возрасте повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым элементам их художественной формы, например к ритму, рифме, цвету. У детей становятся более разнообразными реакции и на содержание произведения в целом. Ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал в произведениях искусства, но еще не образу. Мотив его оценки при этом носит предметный или житейский характер (выбрал открытку, потому что «дома такой еще нет», «потому что здесь лодка, можно покататься», «потому что яблоко, оно вкусное»). (Слайд 8) Дети младшей группы замечают лишь отдельные признаки явления, пользуются очень лаконичными выражениями, иногда очень специфическими оценками. У детей активно развивается подражание в простейших видах художественной и игровой деятельности, формируются новые интересы и потребности. (Слайд 9) В изобразительной деятельности дети от простейших действий с карандашом, глиной переходят к изображению, узнаванию, называнию, образному восприятию полученных форм. Ассоциативные образы, возникшие у детей по цвету, пятнам, линиям, форме, под влиянием обучения приобретают все преднамеренный характер изображения. Дети овладевают простейшими навыками не только в изобразительной, но и в музыкальной деятельности, позволяющими им добиваться образности в изображаемом, самостоятельности и первоначального проявления творческой активности.

(Слайд 10) В среднем дошкольном возрасте дети способны к элементарной эстетической оценке художественного образа, к осознанию некоторых эстетических средств, постепенному проникновению во внутреннюю сущность изображаемого. (Слайд 11) Дети замечают связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами. У них возникает предпочтение конкретных произведений и определенных жанров, возникает стремление сравнивать произведения, сопоставлять только что услышанное со знакомым и подходить к некоторым обобщениям. (Слайд 12) Дети хорошо отличают стихи от прозы, различают некоторые виды и жанры произведений литературного, музыкального и изобразительного творчества (сказку от рассказа, марш от пляски, колыбельную песню от плясовой и т. д.). У них отчетливо проявляется стремление к творчеству, самостоятельному решению поставленной задачи в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. Дети становятся способными сознательно добиваться выразительности образа в танце, в пении, в драматизации.

(Слайд 13) К концу старшего дошкольного возраста дети могут более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. (Слайд 14) У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений. (Слайд 15) Активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, пляски, создают аппликации, рисуют, лепят. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и со своим собственным.

(Слайд 16) Процесс эстетического развитияосуществляется с помощью определенных средств: эстетика быта, природа, различные виды искусств (Слайд 17) (декоративно-прикладное, музыкальное, живопись, литература, архитектура, театр).

Все названные средства эстетического развития эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития.

Каждой группе задач эстетического развития соответствуют свои методы.

(Слайд 18) К наглядным методам относится рассматривание отдельных произведений или серий картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Для НОД подбираются произведения одного вида искусства. Со старшими дошкольниками проводятся экскурсии в музеи, на выставки, которые доступны детскому восприятию. Целесообразно поощрять самостоятельное рассматривание произведений искусств в детском саду и вне его.

К словесным методам ознакомления детей с произведениями искусства относится метод беседы, направленный на более глубокое понимание событий, изображённых в картине. Это и метод сравнения картин и в процессе их коллективного обсуждения, и приём демонстрации детям образца рассказа педагога, который должен создать определённое настроение, опираясь на образы из произведений художественной литературы (строки из стихотворения, сказки, рассказа) — быть образным и интересным для детей. (Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина).

М. В. Мацкевич считает, что основным методом ознакомления дошкольников с искусством должен стать игровой. Используя игровые методы и драматизацию, упрощая объяснение, воспитатель излагает серьёзный материал с артистической интуицией и даже юмором, который вносит согревающую интонацию в ход занятия и способствует разрядке при усталости. Данные методы отражают классификацию методов обучения, которые необходимо интегрировать с методами художественного воспитания.

(Слайд 19) Среди методов затрагивающих художественноевоспитание выделяют следующие:

методы формирования эстетического сознания (побуждение к сопереживанию, формирование эмоциональной отзывчивости на прекрасное, метод убеждения);

методы организации художественной деятельности, к ним относятся метод приучения,упражнения в практических действиях: данные методы направлены на развитие эстетического восприятия и вкуса;

метод стимулирования и активизации художественного творчества — к ним принято относить методы поисковых ситуаций, творческих заданий, побуждения детей к творческим проявлениям;

метод схематизации или символического моделирования с помощью пиктограмм — метод позволяющий интегрировать линии развития музыкальной и речевой, художественной и речевой, коммуникативной деятельности детей.

(Слайд 20) Популярен сегодня метод проектов, в последнее время активно используется в практике работы ДОУ и иногда серьёзно конкурирующий с занятиями, он представляет собой альтернативную форму организованного обучения. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведение организованных форм образовательной деятельности. Тема проекта выбирается совместно с детьми, в проекте участвуют родители и тем самым становятся участниками образовательного процесса. По окончанию проекта совместное обсуждение результатов и того нового, что дети узнали и чему научились, что сделали своими руками.

(Слайд 21) Формы:

1. Игры. Игра в осуществлении эстетического развития и воспитания детей в ДОУ выступает в качестве средства интеграции всех видов искусства и художественно-творческой деятельности детей (Г. Г. Григорьева, Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон). Кроме того, мотивы игровой и художественно-творческой деятельности детей сходны. Например, в рисовании, как и в игре, происходит «сдвиг мотива на цель». Специфика детского рисования заключается в том, что, рисуя, малыш реализует те же мотивы деятельности, что и в игре. Только в качестве предметов-заместителей он использует «каракули» и «рисунки-схемы». Желание рассказать о себе и своих переживаниях в рисунке, привлекая других к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Оно постепенно перерастет в стремление выразить свое мировосприятие, впечатление, отношение к поразившему его явлению, событию. Это обстоятельство влияет на специфику протекания всех этапов творческого процесса у дошкольников.

2. НОД. Основной задачей НОД по развитию художественно-эстетической деятельности является формирование у детей структуры самой деятельности. Например, обучение детей лепке, рисованию, аппликации. В соответствии с этим структура занятий с детьми дошкольного возраста повторяет ход развертывания изобразительной деятельности детей –имеет три части: обследовательскую, исполнительскую и оценочную, которые присутствуют на всех занятиях, но характер и длительность каждой из них меняется в зависимости от целей, программного содержания занятий, уровня подготовки детей.

Во время обследовательской части НОД проводится рассматривание и анализ образца; рассматривание, ощупывание или обведение натуры по контуру; чтение и анализ текста; беседа об увиденном, анализ изобразительной задачи; составление описания обследованного образца, предмета, ситуации. Именно в этой части занятия роль взрослого особенно велика. Он планирует и осуществляет руководство анализом образца, натуры, текста.

Во время исполнительской части НОД дети в большинстве случаев действуют самостоятельно: лепят, рисуют, наклеивают. В зависимости от года обучения проводится рисование, лепка, аппликация по подражанию, образцу, с натуры, по представлению, замыслу детей, заданной теме. Роль воспитателя или педагога изостудии сводится к наблюдению и индивидуальной помощи.

В конце НОД – в оценочной его части – педагог вновь активно осуществляет руководство. По окончании работы детям нужно помочь сопоставить полученное изображение с предметом, ситуацией или текстом.

3. Выставки детских работ. Все детские работы взрослый обязательно сохраняет и подшивает в отдельные папки. Периодически они используются для проведения групповых, персональных или коллективных выставок. С одной стороны, они способствуют тому, что дети начинают дорожить своими работами, стремиться к хорошему результату, формируют эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности. С другой стороны, выставки детских рисунков позволяют проследить динамику обучаемости ребенка от младшей до подготовительной к школе группе, наглядно представить результаты воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы в ДОУ.

4. Экскурсии. Экскурсия включает подготовку воспитателя (разработку программных задач, подбор оборудования и др.) и детей к экскурсии; использование взрослым разнообразных методов и приемов организации детского восприятия на экскурсии, когда есть возможность проводить наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, а также на выставках; организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности детей на экскурсии или после нее.

Читать еще:  Концепции воспитания и развития ребенка

5. Праздники и развлечения. Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера или «посиделки» (на фольклорной основе, детские концерты, зрелища (все виды театра, музыкально-литературные концерты, спортивные развлечения, инсценировки, игры-драматизации и музыкальные сказки, игры-забавы, прогулки с сюрпризами, викторины и конкурсы.

Виды праздничных действий, в свою очередь, подразделяются на концерты, театрализованные действия, спектакли, фольклорные праздники на основе народных традиций, комплексные занятия, экскурсии с выступлениями детей, тематические занятия, утренники.

Методы художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста

Тяга к прекрасному присуща людям с самого рождения. Даже самые маленькие дети легко отмечают красоту вокруг себя: будь то красивый цветок, услышанная где-то песня. По мере своего взросления дети стремятся не просто разглядеть красоту вокруг себя, но и принять участие в ее создании – вылепить что-нибудь из пластилина, спеть песенку, нарисовать приглянувшуюся игрушку. А может быть, написать первое стихотворение. Все то, что окружает дошкольников, в будущем будет порождать определенные мысли и чувства внутри них. Упорядочить этот процесс позволяет художественно-эстетическое воспитание, осуществляемое как в дошкольных образовательных учреждениях, так и самими родителями.

Что такое эстетическое воспитание?

Под эстетическим воспитанием дошкольников чаще всего понимается одно из направлений современной педагогики, призванное сформировать в человеке способность видеть и понимать прекрасное, его роль, ценность и значимость в жизни. Художественно-эстетическое воспитание начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всего жизненного пути, претерпевая некоторые изменения (например, смену целей, задач, методов организации и т.д.).

«Эстетика» представляет собой довольно широкую категорию, охватывающую многие стороны и аспекты жизни человека.

Методы эстетического воспитания очень разнообразные

Успешное художественно-эстетическое воспитание позволяет ребенку успешно и гармонично развиваться, совершенствуя художественный вкус в литературе, музыке, живописи и других видах искусства; культуру поведения, внешнего вида и т.д. Поскольку эстетика в равной степени затрагивает понятие прекрасного в форме и содержании, во внутреннем мире человека и его общественной жизни, задачи эстетического воспитания масштабны и многогранны. Ребенок приобретает навыки восприятия прекрасного, оценки (на ранних этапах), а впоследствии учится и создавать продукты, имеющие ту или иную эстетическую ценность.

Сформировать в сознании ребенка понятие о прекрасном – вот фундаментальная задача художественно-эстетического воспитания.

Причем, следует уточнить, что в данном случае категорию «прекрасное» следует несколько отграничить от «красивого». Если представление о красоте менялось со временем и было использовано для характеристики формы, то прекрасное затрагивает содержание и остается неизменным даже по прошествии веков. «Прекрасное» – это глобальная категория, в которую изначально входят и гуманизм, и совершенство, и духовность.

Детям доступны все средства эстетического воспитания

Цели художественного-воспитания

  1. Формирование в ребенке комплексной эстетической культуры.
  2. Способность дошкольников замечать различные проявления прекрасного в окружающем мире.
  3. Способность давать эмоциональную оценку прекрасному.
  4. Формирование потребности в ощущении, созерцании, оценке прекрасного.
  5. Формирование навыков и потребностей в созидании прекрасного.
  6. Формирование художественного вкуса, проявляющегося в умении сопоставить и соотнести явления и предметы окружающей действительности с принятыми эстетическими идеалами.
  7. Наличие четкого представления о прекрасном во всех его проявлениях, сформированных идеалов.

Задачи художественного воспитания

Рассуждая о художественном воспитании ребенка, необходимо выделить в нем как общие цели, так и менее масштабные, но значимые задачи:

  1. Воспитание всесторонне развитой гармоничной личности.
  2. Развитие умения видеть прекрасное и понимать его ценность.
  3. Развитие потребности в совершенствовании своих творческих способностей и навыков.

Основные задачи эстетического воспитания

Средства художественно-эстетического воспитания

  • Изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликация).
  • Драматургия (театральные постановки).
  • Литература.
  • Средства массовой информации (Телевидение, Интернет, газеты, журналы).
  • Музыка.
  • Природа.

Развитие художественных споспобностей – один из методов эстетического воспитания

Методы эстетического воспитания

Важнейшие методы художественно эстетического воспитания и развития дошкольников:

  1. Участие в кружковой деятельности (студиях, кружках и т.д.).
  2. Посещение дошкольных образовательных учреждений.
  3. Посещение тематических выставок, экскурсий.
  4. Личный пример.

Роль семьи в художественно-эстетическом воспитании

Какую бы важную роль в жизни ребенка не играл детский сад и всевозможные кружки и студии, наиболее значимую роль в формировании у него художественного вкуса и представления о прекрасном будет играть его семья. Именно родители и их вклад в воспитание ребенка сыграют решающую роль в становлении его личности в дальнейшем.

Только родители могут помочь ребенку начать занятия музыкой

На что же стоит обращать внимание в первую очередь и какие формы организации и проведения эстетического воспитания дошкольников будут более эффективны?

Личный пример. Кто является первым нравственно-эстетическим идеалом в жизни любого человека? Безусловно, его родители. Именно их поведение и привычки ребенок будет неосознанно копировать первые годы жизни и именно они впоследствии перерастут в устоявшиеся и укрепившиеся формы поведения. Поэтому, любой родитель, желающий вырастить воспитанного и культурного ребенка, должен быть в первую очередь заинтересован в саморазвитии и самовоспитании.

Принятые в семье манеры поведения, формы взаимодействия с окружающими, критерии, по которым прекрасное отделяется от безобразного, дозволенное от неприемлемого – все это впоследствии будет перенимать ребенок. И на этих основах будут строиться его мировоззрение, взгляд на мир и т.д.

Правильное эстетическое воспитание дошкольников в семье и его методы строится на многих базовых составляющих его организации:

  1. Культура внешнего вида выражается соблюдении культуры тела, правил элементарной гигиены, в умении подобрать наряд в соответствии с требованием окружающей обстановки, умении создать общую эстетически выдержанную композицию одежды и аксессуаров.
  2. Культура эмоций; способность искренне показывать свое состояние, не переходя при этом границы дозволенного.
  3. Разумная дисциплина; наличие обязательных для соблюдения режимных моментов.
  4. Общий художественный вкус. Ребенок должен иметь возможность видеть вокруг себя произведения искусства, использованные для оформления быта: это могут быть картины, произведения декоративно-прикладного искусства и т.д.
  5. Эстетика быта. Возможность эстетического оформления окружающего пространства дома помогает ребенку воспринимать как должное свой дом и ценить его. Именно с этого начинается воспитание уважения к своему жилищу, способности поддерживать в нем чистоту и порядок.
  6. Культура общения. Возможность вести с ребенком доверительные беседы на актуальные и волнующие его темы. Формирование у ребенка представления о субординации и дистанции в общении.
  7. Силой, пробуждающей художественный вкус ребенка, также является природа, воплощающая в себе гармоничность и красоту мира. Прогулки на свежем воздухе, сопровождаемые рассказами взрослого об окружающем мире, научит его видеть в ней красоту. А позже – использовать ее в качестве источника вдохновения для созидающей творческой деятельности.
  8. Задействовать творческие навыки ребенка также могут столь любимые ими праздники. Родители могут задействовать ребенка, подключив его к подготовке к празднику. Предложить ему придумать, нарисовать, а позже воплотить в жизнь оригинальное оформление помещения, игровой площадки. Благодаря этому ребенок получает возможность не только развивать и раскрывать в себе таланты, но и делиться своими первыми открытиями с другими детьми.

Культура быта -важный фактор в воспитании чувства прекрасного

Роль игровой деятельности в художественно-эстетическом воспитании дошкольника

Не забывая о том, что в дошкольном возрасте игра по-прежнему играет основополагающую роль, родители могут эффективно применять ее для эстетического развития своего ребенка. К числу игр, служащих для эстетического воспитания ребенка, относятся методы организации:

  • Моделирование игровых ситуаций, требующих поиска необычных, нестандартных решений.
  • Просмотр эпизодов и фрагментов из фильмов или спектаклей.
  • Коллективное сочинение рассказов и сказок.
  • Декламация стихов, выразительное чтение отрывков из художественных произведений.

Декламация стихов – одно из средств эстетического воспитания

Роль творческих занятий в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

Несмотря на всю важность теоретических аспектов художественно-эстетического воспитания, нельзя не отметить, что без практики результат будет минимальным. Сформировать в сознании ребенка любовь к искусству, не предлагая ему возможности соприкоснуться с ним и даже попробовать себя в этом деле сложно.

Именно поэтому одним из важнейших компонентов художественного воспитания ребенка являются творческие занятия, которые легко организовать и в домашних условиях.

Для эффективного музыкального воспитания ребенка можно определить в музыкальную школу, где ему смогут привить навыки игры на интересном ему музыкальном инструменте. Однако если у ребенка нет музыкального слуха и других задатков, переживать за его музыкальный вкус все же не стоит. С раннего возраста приобщая ребенка к музыке – начиная от элементарных потешек, прибауток и колыбельных, родители учат ребенка ценить искусство во всех его проявлениях, вырабатывают потребность в прекрасном и тягу к нему.

Аппликация – способ развивать чувство красоты и одновременно – моторики рук

Для эффективного развития тяги к творчеству также прекрасно подходит и рисование. Очень желательно, чтобы уже с раннего возраста ребенок смог освоить различные техники живописи при помощи карандашей, фломастеров, красок (акварельных и гуашевых) позволяет ребенку знакомиться с окружающим миром, отмечать его признаки и свойства, различать форму и содержание.

Рисование также играет неоценимую терапевтическую роль, позволяя ребенку получить огромный заряд положительных эмоций и неподдельного счастья.

Не менее важную роль в художественном воспитании играет также чтение. Начинать можно с простейших детских стихов, сказок. Регулярное чтение вслух и другие похожие методы не только обогащает словарный запас ребенка и выводит его культуру речи на новый уровень. Но и развивает его морально: учит оценивать поступки героев с точки зрения нравственности, отличать положительных героев от отрицательных, делать выбор в пользу того или иного решения. Чтение книг также приучает ребенка к эффективному использования речи для выражения своих эмоций и потребностей.

Чтение книг – способ привлечь внимание к литературе

Для того, чтобы творчески занятия могли развивать художественно-эстетические представления ребенка, необходимо проводить их с учетом следующих закономерностей:

  1. Предоставление ребенку максимальной самостоятельности. Сосредоточившись на поиске собственного решения, а не действиях по шаблону, ребенок приложит гораздо больше усилий для того, чтобы получить конечный результат творчества. Это значительно повысит в его глазах ценность готового рисунка, вылепленной фигурки и т.д.
  2. Творчество ребенка должно отражать не только объективные свойства и характеристики предметов окружающего мира, но включать в себя эмоциональную составляющую. А именно – его впечатления, мысли, чувства, связанные с ними.
  3. Среда, в которой будет проводиться занятие, должна максимально располагать ребенка расслабиться и раскрепоститься.
  4. Очень важную роль в творческом процессе играет поддержка и похвала со стороны родителей. Критика и порицание должны быть сведены к минимуму.
  5. Прямые указания и наставления лучше заменить тактичными намеками и небольшими подсказками. Не стоит забывать, что родитель должен наставлять ребенка, но никак не давать ему жесткие наставления и инструкции.
  6. В распоряжении ребенка должен быть максимум доступных средств художественной выразительности. Рабочее место должно быть хорошо освещенным и удобным: от этого зависит не только физический, но также психологический комфорт на занятии.
Читать еще:  Монтессори методика раннего развития читать

Задачи художественно-эстетического воспитания необходимо формулировать в соответствии с возрастом ребенка и корректировать по мере его взросления.

Понятие прекрасного через изучение природы

Заключение

Умение видеть и ценить красоту вокруг себя – это не врожденное качество, а навык, который формируется путем упорядоченной и систематической работы.

Формирование художественного вкуса начинается с самого рождения ребенка, ненавязчиво и легко том случае, если среда, в которой он находится, будет культурно богатой и ребенку будут доступны различные виды творчества.

Используя методы эстетического воспитания младших и старших дошкольников, можно помочь ребенку увидеть мир по-настоящему ярким и незабываемым.

Формы и методы эстетического воспитания

Эстетическое воспитание реализуется на каждом этапе развития личности. Оно становится тем более результативным, чем раньше ребенок попадает в сферу адресного эстетического воздействия, которое должно быть единым, совмещать все занятия, любые стороны его жизни.

Система эстетического воспитания направлена на:

  1. Создание у детей набора элементарных знаний, впечатлений, на базе которых формируется интерес к эстетическим явлениям, художественным предметам.
  2. Развитие способностей к эстетическим переживаниям, формирование качеств личности, которые позволят оценить высокохудожественные предметы, явления и дадут возможность получать удовольствие от их созерцания, обладания ими.
  3. Пробуждение в учениках творческих способностей. Эстетически развитая личность становится активным созидателем, старается привести свою жизнь, все, что ее окружает к подчинению усвоенным канонам красоты.

Главное богатство для общества – творческая личность

В повседневном труде, в быту, общении взрослые и дети сталкиваются с эстетическими явлениями. Всюду присутствует красивое и безобразное. Свое влияние на разные сферы жизни оказывает трагическое и комическое. Красота радует, стимулирует активность, безобразное отталкивает. Комические явления помогают увидеть недостатки, трагическое заставляет сочувствовать.

Эстетическое воспитание открывает душу ребенка навстречу новым формам, звукам, краскам, помогает более глубокому пониманию мира, благоприятствует гармоничному развитию и раскрытию себя. Развитое творческое мышление способствует поиску новых путей, в том числе, в области науки, экономики, производственной сфере.

Задачи общества выдвигают на первый план новые требования к человеку. Поскольку он становится главной составляющей производительных сил, он должен быть всесторонне развит. Воспитать творческую личность, имеющую потребность творческой деятельности невозможно без усилий общества и специально направленной на это политики. Поэтому важнейшим средством качественного развития человеческой природы является эстетическое воспитание с самого раннего возраста.

Принципы эстетического воспитания

Творческие способности необходимо развивать с рождения. С раннего детства нужно прививать хороший вкус, вырабатывать потребность общения с возвышенным. Эстетическое воспитание направлено на развитие способности видеть красивое и следование правилам хорошего поведения, опыт доброжелательных отношений с окружающими. Его основой являются такие принципы:

  • Взаимодействие. Любое действие должно стремиться к эстетическому совершенству: общение с ровесниками, природой, предметами искусства, самостоятельная бытовая и трудовая деятельность.
  • Комплексный подход. Воспитание дает ощутимые результаты, если творческая деятельность основана на межпредметных связях, соединяет различные виды искусства.
  • Социализация. Эстетико-художественная деятельность не оторвана от жизни. Так формируется адекватное отношение учеников к окружению, они смогут находить красивое в разных его проявлениях.
  • Системность. Общее и эстетическое развитие взаимосвязаны. При таком подходе гармонично развиваются эмоциональная сфера и все познавательные процессы.
  • Самостоятельное творчество. Методика эстетического воспитания наиболее эффективна в применении к детям дошкольного возраста, если они осваивают какие-то творческие занятия сами: танцы, рисование, лепку или пение в хоре.
  • Эстетика должна главенствовать во всей жизни. Маленьким детям необходимо жить в красоте. Основной воспитательный смысл в осознании важности аккуратности, вежливости. На правильное эстетическое развитие влияет красота помещения, одежды.
  • Учитывается возраст воспитанника. Соответственно возрасту, подбираются средства воспитания. Становление личности в более зрелые годы зависит от того, насколько у младших школьников было правильно сформировано эстетическое восприятие.

Формы организации эстетического воспитания

Методы имеют различия в:

  • способах передачи информации;
  • практической форме организации.

Способы делятся на:

  • наглядные (когда дети знакомятся с примерами искусства);
  • словесные (взрослые рассказывают, объясняют);
  • практические (проведение тестирования, творческих работ).

Наглядные методы (рассматривание картины, прослушивание музыкального произведения вместе) предполагают эмоциональную наполненность момента. Знакомство с предметами искусства должно произвести на малыша яркое впечатление, чтобы это запомнилось.

Форма организации бывает следующей:

  • когда взрослые показывают пример действия, приглашают малыша повторить стихотворение или спеть песенку;
  • воспитатели предлагают малышу самостоятельно определить способ исполнения задачи: что-то вылепить, вырезать или нарисовать.

Нужно помнить, что эстетическое воспитание дошкольников несколько отличается от методов работы с детьми школьного возраста. У малышей акцент ставится на зрительное восприятие, их плавно подводят к осознанию значимости чистоты и порядка. Дети постарше умеют воплотить свои творческие способности. Дошколята учатся оценивать, а школьники уже создают продукт, имеют творческий подход в процессе создания какого-либо предмета.

Методы эстетического воспитания

К основным методам, способствующим развитию у детей эстетических чувств, умению оценивать, применять творчески полученные знания, навыки относятся:

  1. Метод убеждения. Применяется только тогда, когда изучаемое явление прекрасно. У воспитанников возникает эмоциональный отклик при встрече с произведениями искусства, участии в празднике. Метод можно считать в равной степени словесным, т.к. наблюдения детей получают комментарий взрослого, будят мысли и чувства.

Воспитатель должен подобрать самые впечатляющие художественные произведения, позаботиться о соответствующем душевном настрое ребят. Предмет должен быть хорошо освоен педагогом, а речь точна и выразительна. Когда внимание акцентируется на прекрасном, воспитатель дает понятие о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

  1. Метод приучения. Подразумевает практическое действие, упражнение, направленное на изменение окружающей обстановки, привитие принятых в обществе навыков культуры поведения. Содержание метода состоит в том, чтобы научить ребенка видеть и ценить прекрасное, действовать соответственно.

Систематические упражнения, художественная детская практика способствует активности детей.

  1. Метод проблемных ситуаций. Дает пробудиться творческим способностям, желанию действовать. Воспитатель предлагает воспитанникам самим найти способ претворить художественный замысел. К примеру, после прослушивания сказки детям предлагается изобразить кого-то из персонажей. Задача может быть простой или усложненной неудачным выбором героя. Ребенок сам учится думать, приходит к самостоятельному решению, как лучше воплотить задуманное: нарисовать, вылепить, сочинить стишок.
  2. Побуждение к сопереживанию. Отзывчивый человек, который умеет сопереживать, сострадать испытывает радость от общения с людьми, вместе с ними празднует удачи, победы. Дети, умеющие сочувствовать, более открыты и доброжелательны, у них больше друзей, они реже попадают в конфликтные ситуации.

Здесь поможет эмоциональное чтение сказок, обсуждение иллюстраций, кукольного спектакля или музыкального номера.

Традиционные методы воздействия на воспитанников

Рассказ. Он должен быть эмоциональным, иметь сюжетную канву, быть познавательным, влиять на воображение, но не мешать самостоятельной оценке.

Лекция. Посвящается более сложным темам, уместна на занятиях с ребятами постарше. Большую образность придаст оснащение урока наглядным материалом. Допустимо поднять проблемные темы, столкнуть учащихся в обсуждении, склонить к высказыванию своей точки зрения.

Беседа. Это не монолог учителя перед детьми, а взаимный эмоциональный обмен мнениями. В ходе беседы воспитатель использует наглядный материал, толкует научные понятия, подчеркивает те или иные прекрасные характерные черты в произведениях искусства, труде, реальных и вымышленных героях литературы, театра, кино.

Диспут. Призван обнаружить и столкнуть разные точки зрения, поднять проблему, привлечь детей к ее обсуждению. Задача взрослых провести серьезную подготовительную работу, чтобы помочь выявить позиции, стимулировать диалог, направить спор в культурное русло.

Воспитание искусством

Какими бы ни были приемы воспитания, важно, чтобы им были обеспечены необходимые условия:

  • развивающая среда;
  • тесное взаимодействие с природой, искусством;
  • условия для реализации творческого начала.

В младшем возрасте эстетическое воспитание отличается тем, что дети воспринимают все окружающее чувствами. Для них форма и содержание предмета неразрывны. Если ребенку что-то нравится, он испытывает восторг, радость. Задача воспитателя направить это простое душевное движение от обычного восприятия к глубокому пониманию гармонии, красоты, формированию эстетического вкуса.

Приобщение к искусству. Методические рекомендации

Понимание искусства – качество не врожденное, его воспитывают. Чтобы малыш научился воспринимать классическую музыку, он должен слушать ее с раннего детства. Ее нужно тщательно подбирать, включать нечасто. По достижении 3-4 лет, можно попробовать обсуждать услышанное, рассказывать ребенку о музыке и музыкальных инструментах.

Малыши начинают знакомиться с живописью, просматривая иллюстрации к сказкам. Чуть позже художественные произведения подбираются с учетом возраста. Лучше, если это будут близкие и понятные сюжеты, герои или животные.

Знакомство с театром можно начать с 1,5 лет. Театр кукол делает представления не дольше получаса, самые маленькие не успевают утомиться.

Музеи, филармонию, балет дети посещают с 4-5 лет. Лучше выбирать детские тематические музеи, представления, концерты.

Когда родители собираются с ребенком в театр или музей, нужно объяснить ему, как следует себя вести в этом важном месте. Перед мероприятием следует покормить малыша, чтобы потом чувство голода не мешало восприятию прекрасного. Желательно, чтобы путь к «обители муз» не был слишком утомительным. Одежда должна быть продуманной и красивой, это подчеркнет важность события, запомнится.

После культурного мероприятия обязательно нужно обсудить с малышом увиденное, услышанное. Пусть он расскажет о своих впечатлениях, ответит, хочет ли еще в будущем побывать на выставке или в театре. Если ребенок не выказывает восторга, не стоит торопиться с организацией следующего культпохода. Возьмите паузу, организуйте мероприятие через некоторое время.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Формы и методы художественно эстетического воспитания дошкольников

Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий:

· от объема и качества художественной информации,

· от форм организации и видов деятельности,

· от возраста ребенка

· от уровня подготовки, мастерства и способности педагога.

Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепьянной пьесы. В дальнейшем, чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение.

По тому, как дети получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, слушая музыкальную пьесу, песню, сказку, рассматривая картины, или через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает вопросы), методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные. Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно-выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния. В словесном методе также необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей.

Читать еще:  Как научить ребенка быстро читать методика

Меняются методы и в зависимости от форм организации деятельности. На художественных занятиях педагог дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. д. Например, разучивание стихов или песен потребует предварительного исполнения их взрослым, беседы о художественных качествах, выражающих содержание и настроение произведения, применения наглядных пособий (по мере необходимости), повторного неоднократного исполнения детьми текста и т. д. На занятиях художественной лепкой детей обучают приемам, позволяющим им самим составить предмет из отдельных частей или из целого материала (глина, пластилин) вылепить отдельные детали. Следовательно, обучение носит достаточно прямой характер. В самостоятельной деятельности ребенка руководство взрослого сводится к косвенному воздействию, он лишь напоминает, побуждая к действиям, или исправляет ошибки.

Существо методов эстетического воспитания зависит также от возраста детей. Приобщая малышей к прекрасному, воспитатель обращает его внимание на то, какие листья осенью, как хорошо, если в комнате порядок, чистота. Перед старшими ставится иная задача — посильного, но активного «преобразования» окружающего мира под руководством взрослого. Они должны не только наблюдать и оценивать, но уметь оформить уголок для игр, сделать гербарий и т. д. Таким образом, на практике применяются методы формирования наблюдательности, самостоятельных действий, планирования своей деятельности и реализации замысла. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы усложняются.

Итак, мы видим много слагаемых, определяющих характер методов эстетического воспитания. Точно классифицировать их трудно, поскольку они существуют всегда в тесной взаимосвязи с другими. Например, наблюдая с детьми за красивыми движениями плавающих в аквариуме рыбок, воспитатель использует наглядный метод. Если при этом он задает вопросы, поясняет что-либо, то применяет также словесный метод. Привлекая детей к оборудованию аквариума, его украшению, педагог пользуется и методом практических действий.

Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

· метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

· метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

· метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;

· метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

Особенность метода убеждения применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление — прекрасно. Эмоциональный отклик возникает у ребенка при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства, при участии его в общественных праздниках и т. д. Этот метод, можно считать в равной мере как методом наглядного приобщения, так и словесным, поскольку любое наблюдение детей сопровождается одновременным или последующим комментарием воспитателя, будящим чувства и мысль ребенка. Важно умело отобрать наиболее яркие и впечатляющие художественные произведения, создать соответствующую ситуацию и душевный настрой. Педагогу необходимо хорошо освоить предлагаемый детям материал. Речь его должна быть точной, выразительной. Привлекая внимание ребенка к проявлениям прекрасного в различных формах, воспитатель на конкретных примерах убеждает его в том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Сущность метода приучения, упражнения в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность детей. Метод приучения, упражнения требует многократного повторения. Он применяется в различных условиях. Изменение ситуаций помогает ребенку пользоваться усвоенными навыками, стремиться к дальнейшему совершенствованию. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых результатов.

Важно знать, что методы убеждения и приучения не существуют изолированно. Убеждая ребенка в значении добрых поступков, воспитатель неоднократно возвращается к этому, как бы приучая детей к ним. Закрепление приобретенных навыков практическими действиями позволяет преодолеть разрыв между словом и делом в поведении ребенка, который может произносить хорошие слова об окружающем, а действовать вразрез с ними.

Как ни важно непосредственное общение ребенка с прекрасным, одного этого недостаточно. Эстетические переживания всегда связаны с этическими проявлениями. Убеждать надо не только путем непосредственного воздействия прекрасного в искусстве, обществе, быту, природе. Надо активно влиять словом на сознание ребенка, привлекая его к практическим действиям. Рассматриваемые методы помогают пробуждать у детей чувство прекрасного, желание действовать по своим, детским, но законам красоты. Д. Б. Кабалевский говорит: «Прекрасное пробуждает доброе».

В современной педагогической науке особая роль принадлежит методике художественного обучения на занятиях, предусматривающей необходимость создания поисковых «проблемных» ситуаций, дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.

Чтобы усилить воспитывающий и развивающий характер обучения, следует применять методы воспитания, а также методы обучения, развивающие самостоятельность, инициативу, творчество. Это сущность проблемно-поискового метода, широко применяемого в отечественной дидактике. Проблемно-поисковым он называется потому, что воспитатель предлагает детям самим найти способы решения намеченного замысла. Например, детям предлагается изобразить какой-либо персонаж из сказки после ее прослушивания. Эту задачу они решают самостоятельно. Можно сделать удачный или неудачный выбор персонажа и тем усложнить или облегчить выполнение задания. Нужно подумать, как лучше изобразить его (вылепить из глины или нарисовать), какими способами лучше воплотить свой замысел. Таким образом, ребенок учится думать, искать, находить решение, т. е. вести поисковую деятельность.

Чтобы обучение носило развивающий характер, воспитатель должен применять обобщенные способы действий, которые являются основой конкретных методических приемов.
К числу таких способов относятся:

· способы ориентировки в звуковых, зрительных ощущениях, восприятие выразительно-изобразительных средств каждого вида искусства (приобщение детей к художественным произведениям должно базироваться на сенсорной основе);

· способы приобщения детей к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания; (если ребенок научится сопереживать — будет достигнут необходимый нравственно-эстетический эффект);

· способы целостного и аналитического подхода к художественным явлениям (дети, как правило, воспринимают произведение непосредственно и целостно; однако приобретение навыка различать выразительные средства по контрасту или сходству позволит им при последующих встречах с произведением воспринять его полнее и глубже);

· способы ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве.

Таким образом, при разучивании произведений или решении художественных задач следует активно применять способы, позволяющие целенаправленно руководить сенсорной ориентировкой детей, их эмоциональным восприятием, целостным и дифференцированным, самостоятельными, творческими действиями.

Оборудование занятия также должно отвечать не только учебным задачам, но и художественным требованиям. Ребенок испытывает удовольствие, если, допустим, при обучении счету пользуется пособиями красивой окраски и формы, выполненными из привлекательных современных материалов. При этом его познавательные функции активизируются. Обучение и учение — двусторонний процесс, включающий в себя:

· методы обучения, предпринимаемые воспитателем;

способы учения, которыми пользуется ребенок, приобретая художественные знания и умения.

Разносторонний характер действий педагога вызывает соответствующую реакцию у детей. Например, объяснительно-иллюстративный метод вызывает исполнительские, репродуктивные действия («Нарисуй, как я показываю». — Ребенок точно следует указаниям). Метод объяснительно-побуждающий ориентирует на самостоятельный поиск («Послушай пьесу, подумай, какого она характера. Двигайся в танце, как тебе подсказывает музыка»).

Использование методов и приемов в обучении зависит от того, какие качества, способности взрослый хочет развить у ребенка. В одном случае необходимо развить инициативу и самостоятельность, которые нужны при выполнении любой деятельности, в другом — специальные способности, связанные с музыкальной, изобразительной, словесно-художественной практикой.

В современной педагогической практике широко применяются творческие задания, являющиеся наиболее эффективным методом развития творческих способностей детей. Например, развивает инициативу детей придумывание своих загадок, рифм, поиск синонимов. Воспитатель вызывает у ребят желание импровизировать попевки, находить оригинальные движения в игре, создавать новые композиции в танце. Для лучшей реализации замыслов в изобразительной деятельности воспитатель предлагает детям самостоятельно находить интересные решения при выборе материалов, цветовых сочетаний, форм и т. д. Выполнение этих условий позволяет сделать обучение существенным фактором, стимулирующим творческий процесс.

Важным условием художественной деятельности детей являются их самостоятельные действия, которые, в свою очередь, находятся во взаимосвязи с действиями взрослых. Нужно обеспечить такую систему приемов, которая позволила бы ребенку самому справляться с заданием.

Различают два вида приемов воздействия на формирование восприятия, воспроизведения, исполнительства.
1) Педагог побуждает детей к самостоятельным высказываниям по поводу содержания, характера, выразительных средств произведения, к оценке выполнения задания своего и своих сверстников, к различным сопоставлениям, сравнениям, проводимым самими детьми.
2) Дети выполняют задание без помощи воспитателя, в более сложных условиях, например поют без фортепьянного сопровождения, двигаются без предварительных напоминаний, рисуют по собственному замыслу. Самостоятельные действия проявляются и в более легких условиях, когда воспитатель подсказывает, что надо сделать, и ребенок получает задание самостоятельно исправить недочеты своего исполнения, прибегнув к самоконтролю.
Овладев способами самостоятельных действий на занятиях, ребенок применяет их в иных условиях без посторонней помощи.

Эстетическое воспитание предусматривает специальные приемы для развития творческих способностей, включающих качество восприятия и воспроизведения; различение сочетаний цвета, формы, объема; соотношение музыкальных звуков по их высоте, длительности, тембру, динамике; музыкальный, поэтический слух, художественный вкус и т. д.

Практическое применение методов и приемов находится в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей и строится дифференцированно, с учетом продвинутости всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. У детей рано выявляются способности к пению, танцам, чтению стихов, рисованию, лепке. Изучая их склонности, нужно разрабатывать методику, учитывающую выполнение заданий различной трудности.

Отдельные методы носят противоречивый характер. Но приемы, их составляющие, как бы дополняют друг друга. Вот некоторые из них:

· слово воспитателя (пояснения, указания) и наглядные-методы, заключающиеся в демонстрации произведений искусства, показе приемов исполнения;

· приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям;

· показ действий, которым надо точно следовать, и приемы, формирующие способы самостоятельных действий;

· приемы, направленные на упражнение, тренировку в навыках, и творческие задания, предполагающие оригинальность, своеобразие исполнения, выдумку, вариативность.

В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное художественное развитие ребенка.

Сборник статей «Эстетическое воспитание», под ред. Н.А.Ветлугиной, М., 1978.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector