221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гуманистическая теория воспитания

Теория гуманистического воспитания

Теория гуманистического воспитания, во многих отношениях, является диалектическим продолжением теории коллективного воспитания, отличаясь лишь приоритетами: если первая рассматривает развитие личности в качестве следствия развития коллектива, то вторая говорит о достоинстве человека, свободной и ответственной личности и развитии ее способностей как высших ценностях средствами реализации которой может выступать коллективная деятельность. Этим объясняется тот факт, что большинство отечественных создателей теории и практики гуманистического воспитания (В.А.Сухомлинский, И.П.Иванов, В.А.Караковский, Л.И.Новикова) могут быть также отнесены к приверженцам коллективного воспитания.

Однако, в западной педагогической мысли (Дж.Дьюи, Ж.Пиаже, Л.Кольберг, Э.Эриксон) различия идеологических оснований марксистской и либеральной педагогики приводит к различиям критериев воспитанности, в качестве которых утверждаются: самостоятельность; готовность задавать вопросы и критически воспринимать информацию; уважение прав и интересов других людей без намерения их «переделки»; индивидуальная ответственность и готовность к равноправному и взаимовыгодному сотрудничеству. В контексте гуманистической культуры, представление о целесообразности воспитания уступает место идее ценностного обоснования педагогического действия.

Принципами гуманистического воспитания являются:

1) генетический принцип: в своем воспитании и развитии ребенок проходит в свернутом виде те ступени, по которым развивалась культура и человечество, в соответствии с чем, задача воспитания – не «перепрыгивать» через этапы, а помогать ребенку в проживании каждого возраста;

2) принцип индивидуальности и личности: воспитание не должно «возделывать» или «переделывать» человека, но создавать пространство его развития и самоопределения;

3) принцип активности (деятельности) и успеха: ребенок воспитывается только в результате собственной активности, осмысления и оценки своих достижений;

4) принцип диалога: воспитатели и воспитанники – есть свободные люди, субъекты, отношения между которыми строятся на принципах равноправия и диалога;

5) педагогический оптимизм: негативные проявления ребенка (неумение, неспособность, неготовность) носят ограниченный характер, но его возможности безграничны;

6) принцип гармонизации: основным условием воспитания является гармонизация разных проявлений ребенка, его отношений с миром и самим собой.

Особое значение в контексте гуманистического воспитания приобретает личность воспитателя: он уже не может быть исполнителем чьей-то воли, «винтиком» в некотором общем деле. Важнейшим аспектом его профессионализма становится личностная зрелость и состоятельность, наличие богатого поведенческого и коммуникативного репертуара, опыта творческой деятельности.

|следующая лекция ==>
Теория коллективного воспитания|Методология научно-педагогического исследования.

Дата добавления: 2019-02-07 ; просмотров: 293 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Гуманистическая концепция воспитания

Сущность и целевое назначение гуманистического воспитания

Гуманистическое воспитание – это воспитание, которое основывается на идеях гуманизма. Гуманизм – это особая мировоззренческая позиция, при которой личность признается высшей ценностью, составляющей основу жизни на земле.

Организация гуманистического воспитания и его продуктивность определяются гуманистическими позициями педагога, его компетентностью в этом вопросе, характеризующей его взгляды и отношение к личности, как к особой ценности. Это представляется достаточно трудоемким процессом и сложным в практической реализации. Для его осуществления требуется кардинальная перестройка мировоззрения педагога, управленческого состава учебного заведения, всей образовательной системы и государства в целом.

Организуя гуманистическое воспитание, требуется сформировать гуманную направленность взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Иными словами, воспитание должно носить гуманный характер, что предполагает усиление государственной и общественной заботы по отношению к образовательным структурам.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Концепции гуманистического воспитания рассматривают развитие личности, как процесс взаимосвязанных и взаимозависимых изменений, происходящих в осмысленной и чувственной ее области, отождествляющих степень ее гармонии ее самостоятельности и общественности. Создание условий для достижения этой гармонии в развитии является стратегическим направлением гуманистической концепции воспитания.

Самостоятельность личности проявляется в ее внутреннем психическом и физическом развитии, отражая индивидуальность ее развития. Это обуславливает развитие личности от простого способа ее жизнедеятельности до становления сложных состояний психического характера, осуществляемых посредством развития процессов самопознания, самоорганизации и саморегуляции.

Общественность личности характеризует ее внешнее развитие, а именно формирование навыков, способов общественного взаимодействия, выработку линии поведения, принятие социальных норм, усвоение социальных ценностей и соответствующий им уровень развития основных нравственных и духовных свойств личности.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Целевое назначение гуманистического воспитания характеризуется двусторонней направленностью т.е. оно призвано сформировать разносторонне и гармонично развитую личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию, посредством сохранения гармонии с внутренним устройством и общественными нормами. Это целевое назначение характеризует сбор гуманистических мировоззренческих позиций общества по отношению к личности и ее будущему развитию. Это открывает возможности осмысления личности, в качестве исключительного природного феномена, признавая авторитет ее субъектности, на развитие которой нацелен весь процесс жизнедеятельности.

Читать еще:  Методы художественно эстетического развития дошкольников

Исходя из целевого назначения воспитания, открываются возможности формирования нового взгляда на воздействие личности на свою жизнь, свои права и свободы, несение ответственности за свое поведение, деятельность, поступки, выбор, раскрытие природных задатков, а также стороннее, социальное воздействие общества на личность и ее перспективное развитие.

Уровни реализации гуманистического воспитания

Практическая реализация концепции гуманистического воспитания осуществляется на трех основных уровнях:

  1. Макроуровень – масштабные мероприятия, организуемые на государственном уровне, определяющие направления политики в сфере образования и воспитания, права и свободы граждан, их поддержание и защиту, направления социальной политики в отношении самых слабых и незащищенных слоев населения – детей.
  2. Мезоуровень – мероприятия промежуточного характера, которые осуществляются различными министерствами, ведомствами и социальными институтами. Их деятельность связана с разработкой программ, включающих мероприятия по улучшению качества и условий жизни населения.
  3. Микроуровень – мероприятия, малого объема и охвата, производящиеся отдельными учреждениями воспитания и образования. Они организуют воспитательную деятельность на основе составления программ, включающих гуманистические концепции развития.

Принципы гуманистического воспитания и современные тенденции его развития

Современный этап общественного развития определяет ориентацию функционирования образовательной системы на реализацию концепции гуманистического воспитания.

В первую очередь, ее реализация связана с построением воспитательных программ на основе ориентирования на личностное развитие. Все направления воспитания – общекультурное, социальное, нравственное, профессиональное должны быть гармоничными, чтобы обеспечить свободное и творческое становление личности, и выполнение ею культурно-гуманистической функции.

Еще одной современной тенденцией является направленность на развитие личности в гармонии с культурными ценностями. Такое развитие и его эффективность зависит от степени освоения базовой гуманитарной культуры. В этой связи, при построении учебно-воспитательных программ применяется культурологический подход к отбору их содержания. Для этого, в приоритете стоит повышение статуса гуманитарных дисциплин, их постоянное обновление, совершенствование и развитие, отвечающее условиям социального развития. Планирование образовательных программ и построение методических концепций работы должно осуществляться на основе учета культурного наследия, обычаев и традиций народа, единства общечеловеческой культуры.

Основными принципами гуманистического воспитания являются:

  1. Принцип непрерывности общего и профессионального личностного развития. Он относится к ведущим принципам гуманистической концепции воспитания, подчиняя себе все остальные принципы и направления развития. Гуманизация образовательного процесса является фактором гармоничного развития личности.
  2. Принцип единства реализации деятельностного и личностного подходов в воспитании. В учебно-воспитательном процессе учащийся рассматривается в качестве ведущего субъекта. Каждый учащийся должен воспринимать себя и окружающих людей, как личности, являющиеся ведущими ценностями общества.
  3. Принцип диалогического подхода. Для реализации гармоничного развития личности требуется построения равноправных субъект-субъектных отношений между участниками учебного процесса.
  4. Принцип индивидуально-творческого подхода. Мотивация учащихся к учебной и иным видам деятельности, самопродвижение к конечному результату.
  5. Принцип профессионально-этической взаимной ответственности. Учащиеся развиваются и у них складывается готовность к принятию на себя ответственности за общественное развитие, судьбы людей, положение страны на мировой арене. Это предполагает соблюдение основных моральных норм, следование этическим принципам деятельности.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Гуманистические концепции воспитания

Гуманистические концепции возникали как альтернативные авторитарной педагогике. В гуманистически направленных теориях главной ценностью признавался ребенок и его развитие.К XIX веку Российская педагогическая мысль имела четкие позиции: воспитание личности — это ее формирование в процессе учения и труда. В главном теоретическом произведении «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» К.Д. Ушинский считал, что главным врожденным свойством человека является стремление к деятельности, а потому душа деятельна, активна и может подниматься над миром и собой в процессе труда.

Н.Ф. Бунаков (1837-1904) считал труд главным средством воспитания по достижению нравственного идеала: «Уже всеми признаны общечеловеческое право на труд и общечеловеческая обязанность трудиться, и это яркий пример полного слияния права с обязанностью. В концепцию свободного воспитания Л.Н. Толстого органически вплелись и мотивы практической направленности обучения. Особую роль он отводил опыту: «Только когда опыт будет основанием школы, только тогда, когда каждая школа будет, так сказать, педагогической лабораторией, только тогда школа не отстанет от всеобщего прогресса. »

Читать еще:  Методы гуманистического воспитания

П.Ф. Лесгафт отмечал, что здоровье человека определяется хорошо организованным и педагогически оформленным трудом, который лежит между умственным и физическим развитием человека Трудовое воспитание надо осуществлять с детства. Знаток ранней детской психологии Е.Н. Водолазова писала, что труд надо постоянно разнообразить, чередовать с игрой, умственным напряжением, отдыхом самого различного типа, соблюдать при этом правила гигиены, учитывать особенности детского организма. Знаменитый педагог В.П. Вахтеров в книге «Основы новой педагогики» выразил смысл главного закона воспитания: деятельная природа обучения – практическая направленность всей жизнедеятельности ребенка. Все, что есть в ребенке положительного от природы или приобретенного в воспитании должно быть развито. К концу XIX и XX века началось движение под общим заглавием: «Новое воспитание», которое включало как альтернативу вместе со свободным воспитанием также практико- ориентированное обучение типа Абботсхольской школы Г. Литца, личностной педагогики Р. Гильдебранта и Э. Линде.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Затем появилась книга Э. Кей «Век ребенка» (1902 г.), началось развитие педагогики свободного воспитания в Германии (Х. Шарельман, Ф. Гансберг, М. Пауль, Э. и О. Цурхелен), в России (К.Н. Венцель, Л.Н. Толстой), а так же во Франции, Италии.

Расцвет свободного воспитания связан с двумя факторами: новыми данными о возможностях развития ребенка в психологии и педагогике и протестом против казарменной, унижающей ребенка образовательной системы, утвердившейся во многих странах.

Первая в Италии женщина-доктор медицины, профессор антропологии и гигиены М. Монтессори писала о необходимости создания новой педагогики и реформирования школы: «Для того, чтобы могла народиться научная педагогика, необходимо, чтобы школа давала простор свободным и естественным проявлениям личности ребенка. Прогрессивная педагогическая мысль, начиная с Витторино де Фельтре и до Руссо, ставила в центр педагогической системы личность ребенка. Л.Н. Толстой на практике реализовал эту концепцию, что послужило главным аргументом в развитии идей свободного воспитания.

Конец XX века вывел философию на новый уровень: в центре миросозерцания цивилизации становится человек со всеми его гранями, возможностями и способностями. Работами Н. А. Бердяева, Н.О. Лосского, П.А. Флоренского, В.И. Вернадского и др. провозглашена великая истина:

Человек — вершина и ось развития цивилизации. Он — результат и создатель культуры, К концу XX века работами ученых советского периода (А.Я. Арет, А.А. Бодалев, А.Г. Громцева, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, А.И. Кочетов, Т.И. Михайлов и др.) создана общая теория самовоспитания и самообразования. В ее основе заложена Я- концепция человека.

Составными частями Я-концепции в истории педагогической мысли выступали:

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

А. Философское развитие идеи Я: «самость» Гегеля, «супер — Я» Ницше, типы человека Юнга К.Г. Человек рассматривается как творец цивилизации, как объект и субъект истории, создатель собственной жизни.

Б. Философия жизни человека: Тейар де Шарден, Э.Фромм, Э. Эриксон, К. Лоренц. Человек рассматривается как продукт саморазвития природного потенциала, приобретенного опыта, собственной активности. Человек сам творит свою историю и себя в ней (К. Маркс).

В. Психология личности: Л.С. Выготский, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др. Человек исследуется как объект и субъект социального развития, как объект и субъект деятельности и воспитания.

Г. Психология саморазвития, самопознания, самовоспитания: Р Бернс, А. Адлер, З. Фрейд, А. Маслоу, Г. Олпорт. Человек рассматривается как самоисследователь, как система самоосозвающая, самоактуализирующаяся, самореализующаяся и самосовершенствующаяся.

С 70-х годов XX века в России стала интенсивно развиваться педагогика сотрудничества, представленная выдающимися педагогами-новаторами:

Ш.А. Амонашвили, И.П. Ивановым, Ю.П. Азаровым (доктора педагогических наук, известные ученые), творческими педагогами-практиками Т.И. Гончаровой, И.П. Волковым, Е.Н. Ильиным, А.Б. Резником, В.Ф. Шаталовыми др П.П. Блонский, С.Т Шацкий – мыслители, творческие новаторы-практики 20-х годов утверждали:«Учитель — лишь сотрудник и руководитель ребенка в собственной работе ребенка. В школе ребенок не учится, а лишь упражняется в самостоятельных занятиях» (П.П. Блонский).

Читать еще:  Методы и приемы обучения продуктивным видам деятельности

При этом надо создать такую воспитательную систему, при которой школьник мог бы ориентироваться в происходящих в обществе переменах, самостоятельно готовить себя к жизненному самоопределению, изучать жизнь и найти себя в ней. (В.А. Караковский, А.Б. Резник, А.Н. Тубельский о школе жизненного самоопределения).

В педагогике сотрудничества воплощается связь идей самоопределения, самоуважения, саморегуляции и самосовершенствования, творчества и самотворчества. В.Ф. Шаталов позволяет ученику самому регламентировать свой день и свою работу; у И.П. Волкова дети сами создают, заполняют творческие книжки и анализируют свой творческий рост; у С.Н. Лысенковой вами дети обучаются умению управлять коллективной учебной деятельностью всего класса; в школе самоопределения А.Н. Тубельского вся учебная работа служит обучению осмысливать результаты своей деятельности, развивается способность анализировать свою работу.

Сущность личности в гуманистической концепции воспитания

Личность – человек, как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностями выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя.

В соответствии с аксиологическим подходом гуманизм как социально ценностный комплекс идей требует создания условий для свободного развития сущностных сил человека и творческой реализации его жизненных устремлений. Следовательно, гуманизм, являясь личностно ориентированной системой взглядов, есть своеобразный идеал мироустройства. Он может выступать в виде широких социальных программ, направленных на человека. Гуманность воспитывается как качество личности, как развитие комплекса личностных качеств, обусловливающих отношение людей друг к другу, к обществу, природе, самому себе.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса.

Сегодня гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса. Осознание данной тенденции поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся ранее в ней адаптивной парадигмы, ценностями которой являлись идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность, коллективизм. Это – социальный заказ педагогики в советский период.

Гуманистическая, личностно ориентированная педагогика на протяжении всего периода своего существования пытается сделать личность обучаемого субъектом организованного педагогического взаимодействия. Человек, его возможности, понимание им смысла собственной жизни, своего появления и существования на этом свете – вот, что должно интересовать все социальные науки и педагогику как прикладную философию. Человек – мера всех вещей, ради человека существует сама воспитательно-образовательная система.

Вместе с утверждением личностно ориентированного подхода в педагогике происходит смена репродуктивной парадигмы воспитания, направленной на воспроизводство установившихся образцов и стандартов на креативную (творческую), ориентированную на ценности, имеющую отношение к природе человека и способам осознания им собственного опыта.

В современных психолого-педагогических подходах к воспитанию целью является влияние на развитие потребностей и способностей личности к саморазвитию, что достигается, если у человека появляется интерес к своему «Я», потребности в самопознании, в самоопределении, самореализации, в личностной саморегуляции.

В гуманистической, личностно ориентированной педагогике человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец своего жизненного пути, субъект собственной деятельности. Здесь два паритетных начала: воспитатель и воспитанник. Безусловно, их равенство в этом процессе определяется уровнем знаний, опыта, но каждая из сторон имеет право на безусловное уважение, ошибки, собственную позицию. Весь процесс построен на осознаваемом и принимаемом обеими сторонами ВЗАИМОДЕЙСТВИИ.

Субъектность позиции, как педагога, так и воспитателя диалектична. Воспитанник чаще всего выступает объектом целенаправленного воздействия, но в абсолютной позиции воспринимающего бывает крайне редко, так как все, что делает педагог, воспитанник принимает или не принимает, поддается этому воздействию или сопротивляется, идет на взаимодействие или создает смысловую психологическую защиту, а значит, выступает как субъект этого процесса. Более того, и воспитатель является субъектом воздействия воспитанников, так как во взаимодействии ни одна сторона не остается неизменной.

Объектом в такой парадигме выступают цели, содержание, методы, средства, формы обучения и воспитания, которые тоже оказывают влияние и на педагога и на воспитанника.

Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития. Востребованы не только такие качества, как практичность, интеллектуальная развитость, но и высокая культура, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность. Личностные параметры становятся перспективной линией гуманистического воспитания. Специфика цели гуманистического воспитания – создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector