221madou.ru

Мама и Я
26 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры на развитие социального интеллекта у дошкольников

Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста: способы реализации

Рубрика: Дошкольное образование

Дата публикации: 28.03.2017

Статья просмотрена: 3363 раза

Библиографическое описание:

Адамова П. А., Винникова В. В., Газарова Т. А., Борохович Л. Ю. Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста: способы реализации // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 21-24. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/56/2175/ (дата обращения: 23.03.2020).

Федеральный государственный образовательный стандарт впервые определяет один из самых важных векторов в развитии ребенка дошкольного возраста как «Социально-коммуникативное развитие». Данное направление упоминает о развитии личности, мотивации и способностей детей в разных видах деятельности.

Почему это важно? Развитие социального интеллекта у детей — это важный и необходимый этап в развитии личности ребенка, так как он определяет эффективность его социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни.

Впервые термин «социальный интеллект» упоминается в 1920 году в работе Э. Л. Торндайка. В ней ученый рассматривает трехкомпонентную модель интеллекта, включающую в себя следующие компоненты (рис. 1).

Рис. 1. Трехкомпонентная модель интеллекта Э. Л. Торндайка

Развитие социальной компетентности — важный и необходимый этап положительной социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Социальное развитие — это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые, и это понятно в силу психофизиологических, индивидуальных особенностей дошкольников. Это — особенности развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности, усвоением норм поведения и взаимоотношений между сверстниками и взрослыми.

Успешное формирование социально значимых личностных качеств от того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте где он живет, что он чувствует в определенные моменты. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Занимаясь различными видами деятельности, дошкольник учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным.

Рассмотрением вопросов развития социального интеллекта у детей занимались многие ученые. Например, О. Б. Чеснокова рассматривает термин «социальный интеллект» применимо к детям дошкольного возраста не как врожденную способность, а как «возможность приобретения ребенком способности ориентироваться в человеческих отношениях, в ситуациях межличностного общения и формирования умения устанавливать причинно-следственные между действиями или отношениями индивидов в ходе становления социальной деятельности» [5].

В тоже время отмечается особая значимость для ребёнка детско-родительских отношений в сложный для него период начала школьного обучения. Важным условием становления социального интеллекта является первичная структура социализации — семья. Непосредственное влияние оказывают, слили семейного воспитания. Особая роль в становлении социального интеллекта принадлежит индивидуально-психологическим особенностям личности, таким как темперамент, любознательность.

Поскольку социальный интеллект обеспечивает познание в субъект — субъектных отношениях, то любознательность в свою очередь способствует продуктивности данного познания. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей. Социальный интеллект является фактором социальной адаптации личности, а успешная адаптация ведет к снижению невротизации личности и к росту личностных достижений.

Социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия. Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста будет успешно происходить при следующих условиях: учет индивидуальных особенностей детей; учет полоролевых особенностей, создании разнообразной среды для проявления любознательности и мотивации к совместной деятельности в плоскостях «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок» (новые игровые пособия, игровые образовательные ситуации); разработанные педагогические технологии «Пять дорожек на встречу друг другу», «Солнечный круг».

Савенков В. А., характеризуя концепцию социального интеллекта, выделяет три группы, описывающие следующие критерии: когнитивные (познавательные), эмоциональные и поведенческие. Обратим внимание на их содержательную сторону, адаптируя их к особенностям дошкольного возраста (рис. 2).

Рис. 2. критерии развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Для развития социального интеллекта детей дошкольного возраста в МАДОУ МО г. Краснодара «Центр — детский сад № 182» «Пять дорожек навстречу друг другу». Ниже приведена методика работы по этой технологии.

1 дорожка. Вхождение впроблемную ситуацию:

− кто такой родной человек?

− знаете ли вы своих родных (бабушек, дедушек, сестер, братьев)? Как их зовут? Чем они занимаются?

− почему родные иногда расстраиваются, бывают печальны? Что может их обидеть?

2 дорожка. Чтение иобсуждение рассказа В. Осеевой «Печенье»

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

− Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

− Ровно? — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

− Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

− Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

− Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба.

− что сделали мальчики с печеньем?

− как нужно было разделить печенье?

− о ком мальчики думали, когда делили печенье?

− как себя чувствовал мама и бабушка? Было ли им обидно?

− какие качества проявили дети по отношению к своим родным?

3 дорожка. Разыгрывание игровых ситуации:

  1. Мама принесла апельсины. Как ты их поделишь между своими родными?
  2. Брат (сестричка) попросил (а) у тебя игрушку поиграть, а вернул (а) сломанную. Как ты поступишь?

4 дорожка. Психологический этюд «Вкусные конфеты»

У ребенка в руках воображаемый кулек с конфетами. Он протягивает кулек детям, дети берут конфету (одну или несколько, тогда у ребенка будет интересно узнать, кому остальные конфеты: себе или друзьям). Дети благодарят ребенка, демонстрируют эмоции (радости, равнодушия и т. д.).

5 дорожка. Составление правил отношения кдругим «Три полезных Я»

(«Я буду», «Я постараюсь», «Я обязательно»)

− «Я буду» проявлять внимание, заботу, сочувствие к своим родным и другим людям;

− «Я постараюсь» помогать в домашних делах;

− «Я обязательно» попрошу прощения.

Технология «Солнечный круг» включает в себя комплекс игр на развитие навыков социального взаимодействия между детьми, «Театр социализации» (театральные постановки, выполненные детьми), социальный макет «Мы с тобой справились!»

Игры на развитие навыков социального взаимодействия «Мост дружбы».

Цель: развитие эмпатии детей, преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей. Развитие положительного отношения к себе.

Ход игры: Педагог показывает детям мяч (клубок ниток, игрушку и т. д.) и говорит: «Ребята, это мост дружбы. Давайте попробуем удержать этот мост нашими лбами. При этом будем говорить друг другу что-нибудь приятное (например: ты — замечательный, ты — веселый, мы — дружим и радуемся)». Акцент ставится на развитие эмпатии детей друг другу.

«Люблю— не люблю».

Цель: развитие способности учитывать интересы и чувства других.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Педагог (ведущим может быть и ребенок) передает по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся». Следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю…». Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю…».

«Магазин игрушек».

Цель: развитие социальных контактов, умений разрешать конфликты.

Ход игры: Дети делятся на две группы — «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой будет каждый из них, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: «Что это за игрушка?» Услышав вопрос, игрушки начинают двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Не догадавшийся, уходит без покупки.

Таким образом, согласно Л. С. Выготскому, основное в образовании дошкольников — это организация их собственного опыта, в данном случае, социально-коммуникативного. Учет особенностей в развитии общения детей друг с другом является значимым, так как позволяет педагогу организовать такое межличностное взаимодействие, которое позволит детям успешно адаптироваться в современном социокультурном пространстве.

  1. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. Под ред А. М. Матюшкина. М., 1965. С. 433–456.
  2. Микляева Н. В. Модель социального интеллекта у детей дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я № 2/2016, С. 4–9.
  3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования с рекомендациями. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 96с.
  4. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 336 с.
  5. Чеснокова О. Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей // Вопросы психологии, 2005. № 6. С. 35–45.

Похожие статьи

Способы развития эмоционального интеллекта у детей.

социальный интеллект, ребенок, дошкольный возраст, друг, ход игры, старший дошкольный возраст, социальное взаимодействие, необходимый этап, какая игрушка, часова стрелка.

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей.

Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр. Ключевые слова: социальное развитие, сюжетно-ролевая игра, личность, деятельность.

Читать еще:  Концепция воспитание на основе потребностей человека

К вопросу о социально-коммуникативном развитии детей 6–7 лет.

Ключевые слова: детство, дошкольный возраст, игра, сюжетно-ролевая игра, социальное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, но и мир социальный, мир взаимоотношений.

Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных.

В процессе коммуникативных навыков старший дошкольный возраст играет важную роль, поскольку именно в данный возрастной период дети: активно начинают ориентироваться во взаимоотношениях людей, интенсивно накапливают первый опыт взаимодействия.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале.

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, основное содержание, ролевой диалог.

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного.

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, основное содержание, ролевой диалог. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой.

Развитие социального интеллекта дошкольников.

социальный интеллект, развитие, процесс, социальный интеллект старших дошкольников, старший дошкольный возраст, социальный опыт, социальная среда, дошкольный период, адекватная самооценка.

Характеристика интеллектуальной сферы детей старшего.

В познавательной сфере детей старшего дошкольного возраста, образуются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Соответственно у ребенка происходит образование развернутого мыслительного процесса — рассуждения.

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных.

Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр. Ключевые слова: социальное развитие, сюжетно-ролевая игра, личность, деятельность.

Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста: способы реализации.

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста: способы реализации.

Новый термин, который привнес ФГОС ДО — социально-эмоциональный интеллект. Что это такое? Ребенок так же, как и взрослый, обладает эмоциями, проявляет их, но еще не может эти эмоции контролировать. Смешно, но даже взрослые тети и дяди не всегда следят за тем, что и как говорят, в какой ситуации, в какое время, с какой интонацией голоса, как проявляют свое отношение к другим. Есть субъекты, которые могут хорошо общаться с людьми, проницательны, предвидят реакцию человека на фразу, событие, даже тон голоса, осознают свои переживания и переживания других людей и т. д. Конечно, таким людям проще живется, они могут избегать «острых углов», с ними приятно, потому что проявляют сочувствие, доброту, внимание. Этой категории людей легче взаимодействовать с окружающими, добиваясь поставленной цели. Таким образом, социально-эмоциональный интеллект определяется как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. В отношении дошкольников эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе.

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые, и это понятно в силу психофизиологических, индивидуальных особенностей дошкольников. Это — особенности развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности, усвоением норм поведения и взаимоотношений между сверстниками и взрослыми. Успешное формирование социально значимых личностных качеств от того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте где он живет, что он чувствует в определенные моменты. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Занимаясь различными видами деятельности, дошкольник учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным/

Особая роль в становлении социального интеллекта принадлежит индивидуально-психологическим особенностям личности, таким как темперамент, любознательность. Поскольку социальный интеллект обеспечивает познание в субъект — субъектных отношениях, то любознательность в свою очередь способствует продуктивности данного познания. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей. Социальный интеллект является фактором социальной адаптации личности, а успешная адаптация ведет к снижению невротизации личности и к росту личностных достижений. Социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия

Таким образом, вопрос развития социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса.

Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. С этой целью в группах нашего детского сада созданы некоторые объекты предметно – развивающей среды для психоэмоциональной разгрузки детей и социализации детей.

Это то место в группе, где ребенок может «спрятаться» от внешнего мира, скрыть свои эмоции от других . Снять напряжение может помочь «подушка-подружка» или большая мягкая игрушка, с которой ребенок может по обниматься. А выплеснуть накопившуюся энергию помогают «подушка-побитушка» и «коврик злости» .

Игры на развитие навыков социального взаимодействия «Мост дружбы». Цель: развитие эмпатии детей, преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей. Развитие положительного отношения к себе. Ход игры: Педагог показывает детям мяч (клубок ниток, игрушку и т. д.) и говорит: «Ребята, это мост дружбы. Давайте попробуем удержать этот мост нашими лбами. При этом будем говорить друг другу что-нибудь приятное (например: ты — замечательный, ты — веселый, мы — дружим и радуемся)

«Люблю— не люблю». Цель: развитие способности учитывать интересы и чувства других. Ход игры: Дети стоят в кругу. Педагог (ведущим может быть и ребенок) передает по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся». Следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю…». Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю…»

игра «Отгадай». Я буду показывать свое настроение или эмоцию, а твоя задача найти изображение этой эмоции на слайде и нажать на него левой кнопкой мыши

Действия детей : выполняют действия согласно инструкции (1. радость, 2. злость, 3. разочарование, 4. удивление, 5. печаль, 6. отвращение, 7. грусть, 8. интерес)

Немаловажный атрибут зоны эмоциональной разгрузки — это «Островок примирения» , целью которого является научить детей разнообразным способам примирения после ссоры – «Скамейка – мирилка» , «Футболка дружбы» и «Кубик – рукопожатия» . Поссорившиеся дети могут самостоятельно использовать их для примирения, зачитывая разученные стихи-мирилки. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства

А также предметно- пространственная среда

Которая создаёт атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия , свободной, творческой и активной личности;

А посредством модернизации предметно- развивающей среды создаются условия, способствующие развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей и способствует развитию коммуникативной компетентности детей.

Развитию социального интеллекта способствуют любые сюжетно-ролевые игры, так как в них всегда отражаются те или иные социальные взаимоотношения (родственные, социально-ролевые).

«Магазин игрушек». Цель: развитие социальных контактов, умений разрешать конфликты. Ход игры: Дети делятся на две группы — «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой будет каждый из них, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: «Что это за игрушка?» Услышав вопрос, игрушки начинают двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Не догадавшийся, уходит без покупки. Таким образом, согласно Л. С. Выготскому, основное в образовании дошкольников — это организация их собственного опыта, в данном случае, социально-коммуникативного.

Благодаря наполнению этих зон ребята могут выразить свое эмоциональное состояние , которое может меняться в течении дня.

Для детей старшего дошкольного возраста целесообразней использовать «Часы настроения» или «Азбуку эмоций » . В этом возрасте они уже умеют различать эмоции , изображенные на картинках или карточках.

Также можно предложить детям нарисовать эмоции , используя шаблоны для рисования.

В качестве оборудования для уголка ещё хотелось-бы представить «Мешочки настроений» . «Мешочек радости» изготовлен из светлого материала с соответствующим изображением лица хорошего настроения. «Мешочек грусти» изготовлен из тёмного материала с соответствующим изображением лица плохого настроения. Мешочки завязаны шнурками. Если у ребёнка плохое настроение, он может взять мешочек, развязать шнурок и «сложить» в него своё плохое настроение, обиды, злость, а потом тщательно завязать. Потом из другого мешочка берёт хорошее настроение, воображаемые смех, улыбку, радость.

В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а на способность чувствовать, думать и творить, уделяется мало внимания. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и др. новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребёнка от неприятностей, от «дурного влияния» , также этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества, помощи и участия, взрослых в развитии ребёнка, без этого невозможно полноценное психическое и социально -эмоциональное развитие личности.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н. В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребёнка к школе, у 67-69% детей возникают страхи, срывы, заторможенность и суетливость. У детей, которые как говорят психологи «не доиграли» часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

Читать еще:  Методы развития воображения детей

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазированию, сочинительству.

Решение этих проблем – театрализованная деятельность .

Для этого в нашем детском саду был создан «Театр социализации»

Который позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей; является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.

Наш «Театр социализации» включает в себя разные виды театров:

1. Би-ба-бо (набор кукол для обыгрывания)

2. Настольный театр .

4. Конусный театр .

5. Пальчиковый театр .

6. « Театр в лицах » — маски героев, шапочки, медальоны.

7. Театр «Козявочка»

8. Теневой театр

9. Театр на трубочках

10. Театр плоскостной деревянный для индивидуальной работы, или игры малыми группами

Примеры игр и упражнений на развитие интеллекта у детей

Под интеллектуальным развитием ребенка подразумевается развитие высших психологических функций (память, мышление, восприятие, речь, воображение), а также эмоциональной, социальной и физической сфер интеллекта. Если кратко, интеллект — это мыслительные способности. Мышление, в свою очередь, зависит от эмоционального, социального, физического развития и памяти. Поэтому родители, решившие помочь своему чаду, должны организовывать занятия с учетом всех перечисленных функций и сфер. Чтобы сделать это грамотно, важно знать, как развивается интеллект на разных возрастных этапах. Притом оказывать непосредственное воздействие и помощь ребенку вы можете уже в дошкольном возрасте.

Возраст и развитие интеллекта

Если говорить о дошкольном возрасте, то есть периоде от 3 до 7 лет, то развитие интеллектуальных способностей тесно связано с типом мышления. У младших дошкольников (3-4 года) преобладает наглядно-действенное мышление, поэтому занятия должны включать в себя обязательно физическую активность и манипулирование предметами.

В 4-5 лет (средний дошкольный возраст) мышление развивается до наглядно-образного, поэтому возможно включать игрушки-заместители, ролевые игры и развивающие мультфильмы. А также игры на социальное взаимодействие и формирование морали.

Наиболее активный период развития интеллекта у детей приходится на старший дошкольный возраст, то есть 5-7 лет. Преобладает словесное и формируется абстрактно-логическое мышление, поэтому здесь вы уже можете включать дидактические и логические игры. Внимание постепенно становится более произвольным, поэтому ребенку уже легче сосредоточиться на решении сложных задач.

Занятия следует проводить в форме игры, чтобы малыш, увлекаясь сюжетом, не замечал, как одновременно с этим учится. В другой форме вам будет крайне трудно провести занятие, ведь дошкольники неусидчивы, их воля неразвита, а условное торможение еще только формируется, поэтому маленькие дети не понимают, зачем им надо что-то изучать, когда хочется играть. Они не могут долго фокусировать внимание на чем-либо.

Также не стоит ожидать от дошкольника энтузиазма по отношению к занятиям. Самый лучший вариант – замечать, когда у ребенка проявляется интерес к определенной деятельности (например к чтению, к рисованию, письму). Проводить занятия нужно не дольше 15 минут: вы заметите, когда малыш устанет и потеряет интерес.

Интеллектуальное развитие дошкольников тесно связано с эмоциями и социальным взаимодействием. Если ребенок ощущает себя комфортно в семье, чувствует себя любимым, его поддерживают и хвалят, то и умственно он будет развиваться гармонично. К тому же, основные навыки, умения и знания малыш приобретает благодаря контакту с семьей.

Дети развиваются по-разному, и требовать о своего ребенка такого же уровня интеллектуального развития, как у кого-то другого, бессмысленно. Это может привести в итоге к формированию у него низкой самооценки и неуверенности в себе.

Игры на умственное развитие младших дошкольников

В 3-4 года ребенок активно исследует мир, ему все интересно, в норме он уже умеет говорить большое количество слов и строить предложения. Все свое любопытство он фокусирует на вас, поэтому именно в этот период родители начинают жаловаться, что кроха не умолкает ни на миг, все время о чем-то спрашивает и практически постоянно двигается.

Чтобы направить его познавательную и двигательную активность в нужное русло, вы можете использоваться следующие игры на развитие интеллекта.

Положите перед малышом 4 игрушки, желательно из одной категории (например, животные: собака, лошадка, медведь, котенок). Попросите ребенка назвать игрушки, а затем отвернуться. Уберите одну игрушку, и когда малыш повернется, спросите: «Кто пропал?». Таким образом можно изучать цвета, если вы сделаете акцент на цвете (белый медведь, коричневая собака и т. д.), формы, названия предметов и растений.

Достаньте чемодан или спортивную сумку и скажите ребенку, что вы едете на море (на природу, к бабушке) и что вам можно взять с собой только 5 вещей. Начинайте складывать вещи вместе с малышом, при этом называйте цифру. Так ребенок учится считать. Постепенно увеличивайте счет и включайте порядковые числительные (первый, второй и т. д.). Эту игру вы можете использовать в другой форме: корзинка на пикник, продукты в магазин, портфель в садик – вариантов множество. Благодаря данному упражнению также формируется логическое мышление.

  • Назад-вперед и лево-право.

Используйте ватман либо пространство комнаты. Нарисуйте схему города, в котором запрятан клад – его и нужно будет отыскать малышу. По дороге к кладу направляйте ребенка: сделай два шага вперед, повернись налево, теперь три шага вперед, под столом возьми письмо с загадкой. Прочитайте загадку малышу, а он должен будет отгадать – и так пока он не дойдет до финиша. Не делайте игру слишком долгой и сложной.

Игры на умственное развитие средних дошкольников

В этот период дети начинают проявлять интерес к изучению букв и письму, а также установлению отношений со сверстниками. Вы можете заметить, что малыш уже выделяет конкретного ребенка из других на площадке, поэтому возраст 4-5 лет – это благоприятный этап для формирования социального интеллекта и изучения этических норм (девочек нельзя бить, старших нужно слушать). Здесь вам помогут следующие игры.

  • Буква в гостях.

Начинайте утро с небольшой сказки: «К нам сегодня в гости пришла буква А! (покажите малышу картинку с буквой или магнитную букву). Она сказала, что ты уже большой и тебе пора знать, из чего состоят слова. Ты ведь хочешь научиться читать сказки? Буква А есть в таких замечательных словах, как «мама», «папа» (слова повесьте тоже и попросите малыша показать в них букву А). Где в слове «мама» буква А? Правильно!»

Разложите на столе овощи, например морковь, картофель, лук, помидор, а пятым положите фрукт. Спросите у малыша, все ли здесь овощи или есть что-то лишнее? Эта игра развивает логику, словарный запас и знания об окружающем мире. Включайте постепенно малознакомые предметы и увеличивайте их количество.

  • Хорошо или плохо?

Данные понятия важно изучать, так как малыш начинает выстраивать личные психологические границы. Что делать можно, а что нельзя, как с ним не могут обращаться, а как могут? В игру можно играть после просмотра мультфильма или прочтения сказки: «Гусеницы поступили хорошо или плохо? Можно ли так поступать?».

Игры на умственное развитие старших дошкольников

В 5-7 лет игры на развитие интеллекта должны способствовать формированию абстрактно-логического мышления, внимания, памяти, связной речи, математических способностей, навыков чтения и знаний об окружающем мире, мелкой моторики.

Предложите малышу две очень похожие картинки, попросите внимательно их рассмотреть и сказать, чем они отличаются.

  • Где плавали рыбки из сказки?

Покажите ребенку три рисунка с аквариумом, а затем расскажите сказку, в которой вы опишите рыбок и сам аквариум. Затем спросите малыша, о каком из трех аквариумов идет речь.

  • Невидимые фигуры.

В воздухе пальцами прочертите фигуру, а потом попросите ребенка зарисовать ее. Проделайте так несколько раз. Когда фигуры будут нарисованы, малыш должен будет их назвать.

  • Домики, где живут цифры.

Нарисуйте несколько домов, где будут жить цифры. Потом сочините сказку о том, как цифра три пошла в гости к цифре один. Спросите малыша, сколько получится, если к трем прибавить один? Объясните, что получится цифра, идущая за цифрой 3. Попросите сосчитать до 5, чтобы малыш мог сам вычислить ответ.

Заключение

Интеллектуальные способности ребенка во многом зависят от вас, а также от грамотности воспитателей и педагогов в детском саду. Если вы будете заниматься с малышом, включать развивающие и дидактические игры, то его умственное развитие будет проходить активно и эффективно. Разумеется, генетика и физиология играют большую роль в данном вопросе, но чаще всего отсутствие определенных знаний и навыков — это педагогическая запущенность и отсутствие должного внимания к своему ребенку.

Как развивать мозг ребенка, чтобы он стал умным и успешным

Интеллектуальное развитие ребенка начинается уже в период внутриутробной жизни. Следовательно, начинать занятия следует еще до рождения малыша. Когда кроха родится, огромное влияние на формирование его интеллектуальных способностей окажет та среда, в которой ему предстоит расти.

Семейное воспитание играет важную роль в становлении всех способностей малыша. Из этой статьи станет понятно, как развивать мозг крохи, чтобы в будущем он стал умным и успешным.

Интеллектуальное развитие ребенка

Интеллектуальное развитие тесно связано с мышлением человека, и все же не исчерпывается только лишь мыслительными процессами. Интеллект человека охватывает разнообразные функциональные сферы. Он объединяет в себе:

  • умственные способности;
  • эмоциональное мировосприятие;
  • физическую культуру.
Читать еще:  Японская методика обучения детей счету

Интеллектуально развитый человек, это, прежде всего, гармоничная личность, которая с легкостью адаптируется к любым жизненным ситуациям и может:

  • быть успешным в учении, быстро и легко усваивать новые знания;
  • применять приобретенные знания на практике;
  • на основе усвоенных знаний уметь создавать что-то новое.

Интеллектуальное развитие включает в себя несколько направлений, каждое из которых играет значительную роль. Выделяют следующие виды интеллекта:

  • вербальный – учит общаться с окружающими людьми, вести диалог, находить контакт со сверстниками;
  • логический – тесно связан с мышлением, помогает рассуждать, решать поставленные задачи и проблемы;
  • физический – учит координировать движения, а также положительно влияет на моторику;
  • эмоциональный – связан с чувствами и впечатлениями человека, помогает анализировать свои ощущения и делать конкретные выводы;
  • социальный – помогает налаживать контакт с обществом и находить свое место в нем;
  • духовный – обогащает внутренний мир человека;
  • творческий – дает возможность творить нечто новое, воплощать свои идеи в реальность.

Таким образом, чтобы человек вырос полноценно развитой личностью, следует уделять внимание всем сферам его интеллекта, а также, организовывать физическую активность. Не стоит забывать, что когнитивное развитие ребенка имеет тесную связь с двигательной функцией.

Что влияет на интеллектуальное развитие ребенка

Развитие интеллекта у детей зависит от:

  • наследственности, получаемой детьми на генетическом уровне;
  • характера течения беременности: лекарства, алкоголь, курение, болезни, эмоциональное состояние во время вынашивания ребенка – все это влияет на формирование будущего интеллекта;
  • образа жизни ребенка, его двигательной и познавательной активности;
  • социального уровня семьи;
  • темперамента и характера;
  • влияния школы;
  • развития интеллекта взрослых;
  • личностных характеристик родителей.

Некоторые причины, влияющие на интеллект ребенка, изменить трудно. Но их можно подкорректировать.

Когда начинают развивать интеллект

Обучением следует заниматься с первых же дней появления младенца на свет. Некоторые матери начинают этот процесс еще тогда, когда кроха находится в утробе. В этот период можно делать первые шаги в формировании интеллектуальной сферы. В наше время разработано множество методик, которые помогают закладывать начальный фундамент интеллекта. На развития будущего малыша воздействуют:

  • цветотерапией;
  • прослушиванием музыки;
  • общением с будущим малышом
  • тактильным воздействием;
  • физической активностью будущей мамы;
  • духовным обогащением женщины в период вынашивания ребенка.

С малышом необходимо заниматься: играть в логические игры, читать ему книги, расширять кругозор и словарный запас. Не стоит забывать, что когнитивное развитие в детском возрасте происходит через игру.

Этапы формирования интеллекта

Огромное влияние на интеллект оказывают мыслительные процессы, а мышление в свою очередь, тесно связано с движением. Пока ребенок маленький, ему необходимо много двигаться: ползать, бегать, заниматься физкультурой, карабкаться по лестнице, прыгать. Все это способствует развитию мозга.

Не стоит ограничивать подвижность крохи, он должен познавать мир в движении. Запреты сдерживают мозговую активность.

Малышу исполнилось два года – пора обратить внимание на формирование логики. Для крохи следует подобрать упражнения на развитие логического мышления.

Первый этап развития – 2-3 года, в этот период мироощущение малыша строится на данных, которые предоставляют органы чувств. Когнитивное развитие в раннем детстве следует организовывать с учетом этого фактора. Процесс обучение строится следующим образом:

  • малышу дают предметы разнообразной текстуры, ощупывая которые, кроха придет к выводу, что все предметы имеют неодинаковую поверхность;
  • повлиять на формирование мышления можно воздействием разнообразия ароматов и вкусов;
  • совершенствование интеллектуальных способностей происходит посредством воздействия на сферу психики, в этом случае проверенным помощником являются сказки.

Второй этап приходится на три-четыре года. В этом возрасте малыш начинает ощущать себя личностью, у него появляются собственные планы, кроха пытается все делать самостоятельно. Не стоит ему мешать, необходимо создавать такую среду, в которой ребенок мог бы, проявляя активность, познавать мир. На втором этапе родителям следует обратить внимание на следующие факторы:

  • поощрять инициативу малыша;
  • давать посильные поручения;
  • относится со всей серьезностью к достижениям малыша;
  • поощрять креативное мышление;
  • воспитывать любовь ко всему живому, учить бережно относиться к природе.

Третий этап – дошкольный. Когнитивное развитие в дошкольном возрасте должно проходить в игровой форме. В этом возрасте у ребенка ведущим видом деятельности является игра: настольные, компьютерные, подвижные игры помогут овладеть новыми знаниями и умениями в ненавязчивой обстановке. Например игровые интеллект тренировки онлайн.

Малышей обучают читать, писать и считать.

В этом возрасте необходимо заострить внимание на общение с людьми. Коммуникативные способности помогут заводить друзей и заниматься коллективной деятельностью. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является базой для обучения в школе.

С поступлением в школу, первоклассник начинает знакомиться с научными знаниями, кроме того, активно развиваются его социальные умения. Школьник учится налаживать отношения с одноклассниками и учителями. Интеллектуальное развитие ребенка влияет и на его школьную успеваемость, и на становление его социальных навыков.

В юношеском возрасте познавательный интерес начинает спадать. В этот период родителям необходимо стимулировать умственную активность и когнитивное развитие подростка, готовить его к предстоящим экзаменам не только умственно, но еще и эмоционально.

Способы развития интеллекта

Формирование и развитие интеллекта у дошкольников можно проводить разными способами. К наиболее эффективным средствам относят игру. Это могут быть и подвижные коллективные игры, и спокойные игры для небольшого количества детей: шашки, шахматы, всевозможные настольные игры. Есть множество других способов:

  1. Детей увлекают творческими заданиями. Полезным занятием для малышей будет лепка, конструирование, рисование.
  2. Занятия математикой развивают логическое мышление.
  3. Чтение помогает пополнить словарный запас и развить эмоциональную сферу.
  4. Компьютерные игры развивают логическое мышление. Отличный вариант — онлайн тренажеры для мозга «Викиум».
  5. Дошкольника учат задавать и отвечать вопросы, это развивает способность рассуждать.
  • занятия с малышами организуют в игровой форме;
  • игрушки для уроков желательно делать совместно;
  • не рекомендуется перегружать малыша, все упражнения должны быть доступными для него;
  • необходимо замечать то, к чему у малыша лежит душа, выявлять у него таланты и способности;
  • в случаях возникновения затруднения, следует прийтина помощь, нельзя оставлять малыша наедине с проблемой;
  • когнитивное развитие в дошкольном возрасте строится в активной игровой форме;
  • достижения ребенка должны быть отмечены, при получении положительного результата ребенка следует похвалить;
  • необходимо изучать интеллектуальные способности дошкольников и развивать их;
  • дошкольника и младшего школьника нужно учить испытывать радость познания.

Школьники и подростки нуждаются в дополнительном источнике жирных кислот омега-3, которые входят в структуру головного мозга и отвечают за память, внимание, мышление и интеллект. Для того чтобы улучшить мыслительные функции, ребенку можно давать препарат Омега интеллект для школьников.

Получая необходимые мозгу нутриенты, школьник будет лучше справляться с учебной программой и умственными нагрузками. Омега интеллект для школьников будет полезен как для младших школьников, так и для учащихся старших классов.

Игры для развития интеллекта

Существует несколько упражнений, которые способствуют развитию мышления. Их можно предложить детям любого возраста. Игры должны проводиться в условиях доброжелательной атмосферы.

Вместе с малышом на бумаге создают план квартиры. Ребенку разъясняют, что план – это вид помещения сверху, своеобразная карта жилища. После чего, на карте делают отметку, помечая крестиком то место, где будут спрятаны сокровища. В роли сокровища может быть игрушка или сладости. Задача малыша – найти клад. В ходе игры малыш научится ориентироваться в пространстве.

Для проведения игры потребуется приготовить изображение деревьев и плодов с них, также можно сделать листики. Задача малыша – подобрать листочки и плоды к нужному дереву. Цель игры – развить логическое мышление.

Игры для развития социального интеллекта

Такие игры необходимы для того, чтобы малыш мог налаживать контакт с окружающими людьми, они помогут освоить нормы поведения в обществе. Игру организовывают в детском коллективе.

Одному участнику завязывают глаза, его задача – добраться до определенного места в сопровождении сверстника. «Поводырь» направляет и подсказывает, куда нужно идти, помогает преодолевать препятствия, возникшие на пути.

Игра учит доверию и взаимопомощи.

Игра помогает ребятишкам налаживать дружественные контакты, получать радость от общения. Это достигается с помощью комплиментов, которые дети делают друг другу.

Взрослые предлагают создать совместно разноцветные цветы, каждый лепесток будет посвящен присутствующему лицу и сопровождаться комплиментом в его адрес. К игре готовят разноцветные лепестки и поляну, атрибуты делают из бумаги.

Развитие эмоционального интеллекта ребенка

Эмоциональные игры помогают получать разные ощущения и анализировать, что является приятным, а что нет.

Детям предлагают сосредоточиться на собственных ощущениях и описать, как они испытывают радость или другие эмоциональные ощущения. Каждый участник игры начинает свою фразу так: Радость – это…

Данная игра помогает детям сосредоточиться на положительных моментах и испытывать приятные ощущения.

Малыши учатся контактировать между собой и доносить другим собственные ощущения. Ведущий пытается выразить с помощью мимики эмоцию или состояние, остальные – угадывают, что испытывает человек, стоящий перед ними. Человек, отгадавший эмоцию, становится ведущим. В игре дети учатся быть внимательными друг другу и понимать желания друг друга.

Интеллектуальное развитие детей проводится в доброжелательной атмосфере. Родители помогают малышам справляться с трудностями. Уроки организуют ежедневно. Выбирая упражнения для когнитивного развития младшего школьника, следует учитывать возраст, способности и интересы ребенка. Заботливые родители должны знать, как развивать мозг ребенка, чтобы он стал умным и успешным.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector