221madou.ru

Мама и Я
31 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инновационные теории воспитания

Инновационный подход к внедрению современных методик обучения и воспитания
статья на тему

Инновация в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующих социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детской среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
innovatsionnyy_podhod_k_vnedreniyu_sovremennyh_metodik_obucheniya_i_vospitaniya.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный подход к внедрению современных методик обучения и воспитания.

Инновация в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующих социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детской среде.

Для реализации Программы развития школы «От социальной адаптации – к созданию адаптивной школы» мы разработали проекты воспитательной деятельности:

«Я и мое здоровье»

«Я и мир прекрасного».

Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика. Сделать это можно на системно-деятельностном подходе, основе ФГОС второго поколения. Как не вспомнить китайскую мудрость:

Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – Я УСВАИВАЮ.

Цель системно-деятельностного подхода в воспитании – это

  • Создание установки на самостоятельность.
  • Свобода выбора.
  • Подготовка к жизни.
  • Достижение личностных и метапредметных результатов.

Именно системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Поэтому учителю необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования не только для достижения универсальных учебных действий, но и для развития личности каждого ребенка.

Общее между этими процессами: они направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни, пути социального и профессионального самоопределения. Для этого надо развить в учениках поисковую активность, которая проявляется в познавательной и творческой активности, в самостоятельном поиске источников необходимой информации, в готовности и принятию решений в ситуации выбора.

Для реализации системно-деятельностного подхода в воспитании характерны:

  • Проектная деятельность.
  • Деловая игра.
  • Коллективное творческое дело.

Примером служат научно-практические конференции «Шаги в науку» на школьном и муниципальном уровне. Наши работы были признаны лучшими в разных областях знаний: математике, биологии, краеведению: «История церкви в селе Долгое», «Воронцовы-Вельяминовы – история их рода», «Знаете, каким он парнем был» и другие.

Активное участие наших учеников со 2 по 9 класс в различных дистанционных олимпиадах, конкурсах, итоги которых подводим на общешкольном родительском собрании «Парад звезд».

Одной из любимых форм работы в нашей школе – это деловая игра, особенно при реализации проекта «Я и мое здоровье». Деловая игра – метод имитации принятия решений в различных ситуациях, осуществляемым по заданным правилам группой людей.

Различные шоу по типу телевизионных, например, «Счастливый случай», «Звездный час», «От всей души», КВН, краеведение, экскурсии в музеи, встречи с представителями разных профессий, акции социальной направленности и так далее не только расширяют кругозор учащихся, но и развивает их как личность, содействуют воспитанию нравственных качеств. Конечно, чтобы реализовать цели образования, мы провели педагогические советы «Управление процессом социализации школьников как фактор повышения качества образования», «Организация исследовательской деятельности учащихся». Второй год работает проблемная группа «Деятельность учителя по изучению и реализации ФГОС второго поколения, на заседаниях которой изучали требования к уроку по внедрению ФГОС, технологию системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании, метапредметный подход в свете требований ФГОС.

Под инновациями в обучении понимаются новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным и в нашей школе применимы

  • в организации занятий классно-урочной:
  • Игровая методика (викторины, диспуты, дискуссии, уроки-суды, деловые игры);
  • Проектная деятельность.
  • В представлении и передаче содержания образования:
  • Проблемное обучение
  • Организация исследовательской деятельности
  • Блочно-модульное обучение русскому языку в 9 классе.
  • В методах оценивания образовательных результатов:
  • Отметка в баллах до»5».
  • Создание портфолио.

Традиционные и инновационные подходы к воспитанию

Традиционная система воспитания и ее применимость в современном мире

Традиционный подход к воспитанию – это организация учебно-воспитательной деятельности, базирующаяся на классно-урочной системе обучения с применением традиционных направлениях воспитательного воздействия, возникшей и совершенствовавшейся на протяжении длительного исторического периода развития общества.

Традиционное воспитание возникло практически одновременно с развитием общества и проявлялось в различных формах, в зависимости от культурного и исторического этапа социального развития.

К традиционным формам воспитания относится воспитание в родовой и соседской общине, воспитание в Древнем Риме, в крестьянских семьях, советское воспитание.

Ядро традиционной системы воспитания характеризовалось инвариантностью т.е. методика осуществления учебно-воспитательной работы оставалась постоянной на протяжении всех этапов общественного развития.

Основными параметрами традиционной системы воспитания являются:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  1. Базирование на принципе субъект-объектных взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Учащийся в такой системе рассматривается в качестве объекта, на которого оказывается воспитательное воздействие педагога. Равноправие сторон в данном случае не предусмотрено. Статус учащегося находится на более низком уровне, тогда как, педагог обладает полным авторитетом. Традиционная система рассматривает педагога, в качестве единственного полноценного и полноправного субъекта образовательной системы, являющегося своеобразным творцом, деятельность которого ориентирована на воспитание и обучение будущего гражданина. Деятельность педагога нацелена на создание определенного конечного результата, без учета мнения, желания и потребности объекта воздействия. При этом задается нормативный тип поведения, который должен стать итогом его учебно-воспитательной работы.
  2. Традиционное воспитание основывается на трех составляющих: наказание, поощрение и верность избранному педагогом пути. Учебно-воспитательный процесс, по своей сути, является наставничеством педагога, его принуждением к принятию учащимися единственно верного, по его мнению, пути. Авторитет педагога непререкаем и не может подвергаться сомнению или критике. В процессе учебно-воспитательной работы, знания и навыки прививаются посредством методов и средств, избранных педагогом. В случае соблюдения всех правил и требований, успехов в различных направлениях деятельности, учащиеся поощряются, а при несоблюдении правил подвергаются наказанию. Воспитание проходит по, так называемому, «методу кнута и пряника».
  3. Традиционное воспитание реализуется на практике, посредством применения таких форм, как: нотации, поучения, принуждение, приведение жизненных примеров, привитие моральных норм. Не поощряется критическое мышление, выражение собственной точки зрения.
  4. Воспитание носит монологичный характер. Это объясняется тем, что право выбора, голоса, возможность суждения и оценивания принадлежит только педагогу. Ребенку приходится подчиняться системе и «делать так, как надо».
  5. Воспитание носит массовый, коллективный характер. Индивидуальный подход к личности каждого ребенка не предусмотрен.
  6. Приоритет авторитетности и жизненного опыта при возникновении проблемных ситуаций.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Традиционная система воспитания характерна для такого общества, которое характеризуется постоянством и однообразием. В нем идеи, взгляды, ценности не претерпевают изменений и не развиваются. Особенно актуальной традиционная система оказалась для эпохи социализма. Поскольку, именно в этом обществе существует равновесное состояние, устраняются и контролируются, возникающие противоречия, создаются условия гармонии взаимоотношений большинства его членов.

Однако, на современном этапе общественного развития, традиционное воспитание становится все менее актуальным и продуктивным. Ее применение приводит к серьезным проблемам в воспитательной сфере, развивает кризис воспитания. Жизненные ориентиры теряет большинство населения, расширяется пропасть между поколениями, отсутствует социальная ответственность и возникает мировоззренческий хаос.

Традиционное воспитание следует преобразовывать, развивать и модернизировать. Воспитанник должен превратиться из объекта воспитания в его полноправного субъекта, способного самостоятельно выбирать пути и направления развития, оценивать их значимость и эффективность.

Инновационные подходы к воспитанию и их гуманистическая направленность

Со второй половины 20-го столетия в педагогике стали формироваться идеи, вносящие новшества в воспитательную деятельность.

Внедрение инноваций в педагогическую систему связано с применением новых технологий, методов и средств воспитания, разработкой новой идеологии организации учебно-воспитательного процесса и оценкой итогов совершенствования педагогической системы.

Педагогический процесс в настоящее время пронизан гуманистическими идеями, связанными с ориентацией учебно-воспитательного процесса на развитие личности, ее основных качеств, применением индивидуального подхода к каждому воспитаннику, с учетом его персональных потребностей, стремлений, желаний, способностей.

Воспитание ориентируется на развитие духовно-нравственной стороны личности, формирование навыков самостоятельности, саморазвития, самосовершенствования.

Гуманистические пронизывают все инновационные подходы к воспитанию, предполагая их нацеленность на формирование таких качеств личности, как добродушие, милосердие, сострадание, терпение, трудолюбие, уважение к собственной личности, принятие ее значимости для общества, а также личности других людей.

К инновационным воспитательным подходам относятся следующие:

  1. Возрастной подход – основан на учете закономерностей возрастного развития отдельной личности, ее физиологических, психических, социальных, качеств. Данный подход строится на основе принципа природосообразности воспитания.
  2. Индивидуальный подход – основан на ориентации воспитательного воздействия на индивидуальные особенности личностного развития воспитанников.
  3. Личностно-направленный подход – основан на постановке личности воспитанника в основу педагогического процесса и принятии ее в качестве ведущей общественной ценности. Воспитание направлено на развитие основных нравственных качеств личности, не противореча ее потребностям и стремлениям.
  4. Деятельностный подход – основан на рассмотрении деятельности в качестве источника формирования субъектности воспитанника. Личность пребывает в единстве со своей деятельностью и ее направлениями.
  5. Герменевтический подход – основан на философской герменевтике т.е. рассмотрении и интерпретации гуманитарных ориентиров развития личности. Процесс воспитания направляется на психический опыт воспитанника, на его переживания. На переживаниях ребенка основывается его понимания чувств и желаний других людей. Именно воспитанию переживаний уделяется приоритетное внимание.
  6. Событийный подход – основан на рассмотрении воспитания в качестве диалектического процесса, объединяющего яркие, впечатляющие события с повседневными. Уделяется внимание формированию осознания важности повседневности, бытовых процессов и ценности праздничных мероприятий.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Статья «Традиции и инновации в современном воспитании»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Традиции и инновации в современном воспитании

МБОУ Гимназия № 1 имени Н.М. Пржевальского,

Воспитание великое дело: им решается участь человека.

В статье раскрываются условия инновационной работы в воспитании, деятельность классного руководителя

Ключевые слова : образовательный процесс, традиционные методики воспитания, инновационные методики воспитания, соци­ализация личности, воспитательная система класса

Наступивший XXI век называют веком Человека. И если об­разование есть отражение состояния цивилизации, а в ядре обще­ственных явлений находится человек, то в связи с переходом обще­ства к новому социально-экономическому и политическому укладу человечеству пора заняться самим собой и понять всю меру ответ­ственности за свое бытие в прошлом, настоящем и будущем. Со­временному обществу требуются высоконравственные, духовно богатые, способные адаптироваться к изменчивости современного мира, коммуникабельные люди с твердой гражданской позицией. Система современного образования ведет к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самосто­ятельного творческого поиска ученика.

В условиях быстро меняющегося мира и формирования ново­го стиля жизни образовательная система должна адекватно реаги­ровать на запросы общества, внедряя инновации и сохраняя все то ценное, что было наработано не одним поколением русских и со­ветских ученых и педагогов.

Однако система образования сегодня весьма далека от со­вершенства, от требований и новых задач, стоящих перед государ­ством. И мы задаем себе вопрос — не слишком ли в последние не­сколько десятков лет педагоги увлекались традиционным обучени­ем и воспитанием и не стремились экспериментировать, внедрять что-то новое и при этом не заметили, насколько сильно изменилась жизнь вокруг нас и наших учеников, а вместе с ней и социальный заказ, стоящий перед образованием в настоящее время. В то же время традиционные методики в настоящее время являются тем столпом, на котором держится процесс обучения и воспитания. Именно поэтому в Концепции модернизации Российского образо­вания так же декларируется сохранение лучших традиций отече­ственного образования. Такая позиция соответствует двойственно­сти самого образовательного процесса, включающего в себя одно­временно:

преодоление и сохранение,

деятельную активность и созерцание,

новизну и традиционность.

В обеспечении непрерывности процесса развития образова­тельной системы значительная роль принадлежит традициям. По­нятие «традиция» в переводе с латинского означает «передача». В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля дается определение: «Традиция — преданье, все, что устно перешло от од­ного поколения на другое». СИ. Ожегов пишет: «Традиция — то, что переходит или перешло от одного поколения к другому путем преданья, устной или литературной передачи (например, идеи, зна­ния, взгляды, образ действий, вкусы)». В исследованиях профессо­ра В.И. Гема находим, что традиции — это форма реализации пре­емственности между поколениями. К.Д. Ушинский внес термин «исторические традиции в воспитании». А.С. Макаренко ввел тер­мины: преемственность поколений в коллективе, традиции.

Существование традиций невозможно без внедрения иннова­ций. Чтобы это доказать, нужно всего лишь вспомнить поговорку «Все новое — это хорошо забытое старое». А если говорить об обра­зовательном процессе, то можно сказать, что все старое когда-то было новым и те методы формы и подходы к образованию, которые когда-то были инновационными, теперь стали традиционными. От­сюда можно сделать вывод о том, что не стремясь внедрять инно­вации мы не получим традиций, которые будут олицетворением всего самого лучшего, что накоплено в системе образования за многие годы.

Понятие «инновация» относится не только к созданию и рас­пространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, поэтому надо делать ак­цент на психологической подготовке педагогов к работе по иннова­ционным технологиям через включение педагогов в активное об­суждение проблем развивающего обучения на основе индивиду­ального подхода к каждому ребенку.

Об инновациях в образовании в последнее время много гово­рят и пишут, особенно в контексте стандартов нового поколения. Развитие творчества, креативности, инновационное™ мышления невозможно представить без инноваций в образовании, особенно без изучения представлений об инновациях в воспитании, а также разработки и реализации их современной составляющей, которые создают позитивное социальное пространство, эффективные усло­вия для формирования личности обучающегося.

Успешная социализация личности является важнейшим направлением ФГОС нового поколения, в котором отмечается, что «обеспечение воспитания высоконравственного, творческого, ком­петентного гражданина России» является частью процесса пози­тивной, успешной социализации. Процесс успешной социализации предполагает эффективную социальную адаптацию человека в об­ществе, а также его способность в определенной мере противосто­ять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают его само­развитию, самоактуализации, самоутверждению.

Инновационная работа в школе в сфере воспитания состоит из нескольких этапов: поиск новых идей; формирование нововве­дения; реализация нововведения; закрепление новшества, превра­щение в традиции.

Сегодня, в условиях модернизации системы образования, предъявляются требования к профессиональной компетенции педа­гогических работников. Педагог должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные зада­чи:

диагностировать уровень развития обучающихся, выстраи­вать на основе полученных данных технологические, реально до­стижимые цели и задачи педагогической деятельности;

творчески применять известные и разрабатывать авторские образовательные технологии, методические приемы;

отбирать целесообразные содержания, способы и средства с учетом зоны ближайшего развития изменяемых познавательных и социальных характеристик учащихся;

— сотрудничать с родителями, общественностью.

Таким образом, обучение перестает быть основным видом деятельности классного руководителя; акценты в целях деятельно­сти смещаются на организацию образовательно-воспитательной среды, обеспечивающей становление ключевых компетенций, сре­ди которых являются: личностные компетенции (умения самоорга­низации, самореализации); социальные компетенции (умения взаи­модействовать); предметные компетенции (базовые умения, обес­печивающие социальную адаптацию).

В развитии индивидуальности каждого ребенка имеет боль­шое значение работа классного руководителя. Работая с детьми, классные руководители нацелены на реализацию личностно-ориентированного подхода, используют дифференцированный и индивидуальные подходы.

Начальная школа является первой и важнейшей ступенью воспитания, ведущей ребенка к новому мироощущению, мировоз­зрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. Воспитание является целена­правленным управлением процессом развития личности. А значит, и воспитательная система класса должна иметь целенаправленный характер, иметь сложную структуру взаимодействия внутри себя и с внешней социокультурной средой, адаптируясь к условиям этой внешней среды, сохраняя при этом свои характерные особенности и направления.

При этом от классного руководителя требуется творческое видение, знание возрастных и психологических особенностей младших школьников, навыков владения проектными методиками, методом социального проектирования и различными методами пе­дагогической диагностики, анализа, значительной эрудиции и куль­туры. Классный руководитель — это учитель и воспитатель, настав­ник и друг, организатор и соратник, защитник и контролер, разра­ботчик и инспектор.

В гимназии каждый классный руководитель разрабатывает воспитательную систему класса. Она включает в себя индивиду­ально-групповой, ценностно-ориентационный, аналитико-диагностический и функционально-деятельностный компоненты. У каждого классного руководителя создана и накапливается элек­тронная база данных. Классные руководители активно используют возможности сети Интернет, общаются по вопросам воспитания с коллегами из других городов и регионов на различных форумах. Заседания ШМО классных руководителей проходят только в ин­терактивных формах (тренинги, игры, упражнения, разбор педаго­гических ситуаций).

Итак, инновации в воспитании осуществляются не как само­цель, они направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.

Инновации в области воспитания требуют высокого профес­сионализма учителя — творца. Профессия учителя-воспитателя все больше будет отходить от представлений урокодателя, исполнителя в сторону развития индивидуальной творческой личности детей. Важнейшим качеством нового педагога становится неповторимый почерк, личная философская доктрина, стремление к самореализа­ции. И в данном контексте сам учитель, воспитатель становится важнейшим инноватором. Конечно, никогда не исчезнет изначаль­ная функция педагога: развивать, учить и воспитывать детей. Но технология этого сложнейшего процесса будет ориентироваться на введение ребенка в мир Знания, Добра и Культуры. А сам ребенок -это всегда мир новизны, неожиданностей и уникальности. Именно так рассматривается личность в Концепции модернизации образо­вания. Знание ученика — критерий труда учителя, учеба — это боль­шой и нелегкий труд, он особенный, это труд души, формирующий личность. Повторяя известную строку поэта «Учитель, воспитай ученика», почему-то реже заканчиваем ее: «чтобы было потом у кого учиться». А ведь именно в этих словах заключен высокий смысл учительского труда.

Артеменко З.В. Азбука форм воспитательной работы: Справ. / З.В. Артемен-ко. Ж.Е. Завадская. — Минск: Новое знание, 2001. — 313 с.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно нравствен­ного развития и воспитания личности гражданина России.’ Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения. — М.: Просвещение, 2009.

Воронов В. Разнообразие форм воспитательной работы’: [Характеристики форм воспитат. работы в шк. и рекомендации по их проведению] // Воспита­ние школьников. — 2001. -№ 7. — С. 8-13.

Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспита­ние. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем Педагогическое общество России. — М., 2006. — 160 с.

Сокольников Ю. О тенденциях, перспективах и стратегии развития педаго­гической науки на современном этапе: [Анализ истории исслед. воспитания в шк.] // Воспитание школьников. — 2001. — №9.- С. 2-8

Анализ современных концепций воспитания детей, преимущества и недостатки популярных методов

Каждое поколение на этапе своего развития рассматривает современные концепции воспитания и выбирает объективный подход. Методы и приемы постоянно совершенствуются, ведь люди стремятся к тому, чтобы избежать проблем в воспитании и развитии собственных детей.

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Концепция воспитания – это неделимое восприятие главных компонентов воспитания: целей, задач, содержания, форм, методов и предполагаемого результата.

Концепции прошлого столетия

Десятилетиями педагоги и родители разных поколений экспериментируют с подбором способа воспитания детей. Они стараются использовать самый объективный подход, чтобы воспитать личность ребенка и привить ему необходимые умения и нормы.

Так, в XX столетии зародилось несколько концепций воспитания. Самые известные педагоги ушедшего века – К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. П. Никитин и Л. А. Никитина, С. Л. Соловейчик, Я. Корчак.

К. Д. Ушинского можно отнести к педагогам XIX века, однако его главный труд «Педагогическая антропология» в нескольких томах переиздавался в начале двадцатого века, тогда и получил широкую огласку. Известны также его учебные книги «Родное слово» и «Детский мир».

Основа подхода Ушинского – философский взгляд на воспитание. Автор считал, что если такие науки, как психология и физиология, раскрывают организм воспитанника (ребенка), то философия определяет идею и суть воспитания. Ушинский видел создание новой педагогики в противовес консервативной, которая базировалась лишь на нормах поведения учащихся. К. Д. Ушинского волновал внутренний мир ребенка, и он первым заговорил о том, что нет единой системы воспитания для всех народов, у каждого народа свои особенности.

А. С. Макаренко создал колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорников. К Макаренко попадали самые проблемные дети, чьи родители опускали руки. Метод Макаренко работал безотказно. Изначально система создавалась для перевоспитания, а потом стала применяться для воспитания. С точки зрения А.С. Макаренко, основные 3 компонента взаимодействия – общество, коллектив, личность.

Коллектив в понимании Макаренко имел такие признаки:

  • общность цели;
  • общность деятельности;
  • поддержание тесной связи с обществом;
  • соблюдение строгой дисциплины.

Макаренко не был ярым гуманистом, иногда воспитывал жестко, «по-мужски», но его система все же сочетала гуманистические принципы с идеей полноценной трудовой деятельности. Особая роль в его методике отведена дисциплине, которую он считал не методом воспитания, а его результатом. По мнению педагога, у правильно воспитанного человека дисциплина – это отдельная нравственная категория.

В 1988 году ЮНЕСКО признала А. С. Макаренко одним из выдающихся педагогов мира. Он написал «Книгу для родителей», в которой обозначил немаловажную роль семьи в воспитании. Этот педагог достиг таких успехов, что мог сказать: «Воспитание – легкое дело».

Б. П. Никитин и Л. А. Никитина – основоположники современного раннего развития. Концепция этой семейной пары базируется на личном опыте взращивания семерых детей. Никитины всему учились сами, но тогда обществу казалось диким многое из того, что сейчас присутствует в нашей жизни как само собой разумеющееся. Именно Никитины применили такие приемы, как:

  • прикладывание к груди сразу после появления на свет;
  • кормление новорожденного по требованию, особенно в ночные часы;
  • совместный сон матери и ребенка;
  • кормление грудью без введения докорма и допаивания водой как минимум до прорезывания первого зуба;
  • избегание искусственной стерильности дома;
  • присутствие снарядов для спорта в жизни ребенка;
  • свобода в стремлении малыша познавать мир вокруг.

По мнению Никитиных, необходимо развивать творческие способности ребенка. Если малыш имеет врожденные данные, то развитие талантов в раннем возрасте поможет ему реализовать себя в будущем, а игнорирование стремлений может на корню загубить талант. Родитель, по мнению Никитиных, должен создать благоприятную среду для развития ребенка во всех направлениях.

Однако крайности недопустимы: заорганизованность (загрузка ребенка занятиями без свободного времени для творчества и познания мира), равно как и заброшенность (удовлетворение только основных потребностей), оказывает негативное влияние на становление личности.

С. Л. Соловейчик – автор подхода для воспитания свободного и нравственного человека. Самая известная книга – «Педагогика для всех», ставшая сенсацией своего времени. Соловейчик отметил, что воспитание ребенка – это самое древнее из всех человеческих дел, и что не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых.

С. Л. Соловейчика выделил несколько принципов, соблюдая которые, не придется ничего менять в ребенке.

  1. Внутренняя свобода личности – основа развития. Свобода не врожденное состояние, ее можно только воспитать.
  2. Взаимоотношения детей и родителей – доверие между ними формирует уверенность в мире и помогает переживать разочарования.
  3. Цель и задача родителей – воспитать самостоятельного ребенка, который без труда сможет отделиться от них и уверенно уйти во взрослую жизнь.
  4. Возможность развиваться психически и физически — главная ценность воспитания. Родители должны этому способствовать.

Я. Корчак – польский учитель и автор книги «Как любить ребенка».

Советы по взращиванию счастливого ребенка от Януша Корчака:

  1. Любить таким, какой он есть, не пытаться его переделать.
  2. Любить свое чадо безвозмездно и делать для него все, что в силах родителей.
  3. Не обижать, не унижать своего отпрыска и не смотреть на проблемы малыша предвзято или свысока.
  4. Не относиться к ребенку как к собственности или как к вещи, сделанной своими руками. Он – самостоятельная личность и никому не принадлежит.
  5. Любить не только своих, но и чужих детей.

Современный подход к воспитанию детей

В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.

Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.

Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.

Основная мысль, на которой базируется гуманистический подход: личность – высшая социальная ценность.

В основу концепции положены такие идеи:

  1. природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
  2. культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
  3. гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
  4. упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).

Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.

Теория воспитания

Теория воспитания – это система приемов, которая объясняет формирование и изменение личности под влиянием воспитания, обосновывает содержание и раскрывает сущность воспитания.

Концепции воспитания XXI века базируются на нескольких известных теориях:

  1. гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);
  2. поведенческая теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
  3. когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);
  4. биологическая теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
  5. психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).

Технологический подход к воспитанию

Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.

Современные технологии воспитания делятся на три типа:

  1. повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
  2. ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
  3. перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов

Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.

Проблемы современного воспитания

Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.

Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях». Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка. Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.

Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Методы обучения скорочтению детей
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector