221madou.ru

Мама и Я
26 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Интеграция новых методов воспитания

«Интеграция воспитания в образовательном процессе»
статья

Объем информации в современном мире увеличивается с молниеносной быстротой, и поток ее обрушивается на ребенка, который с трудом может ему противостоять. Важнейшая цель современного образования одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
avgustovskaya_pedagogicheskaya_konferentsiya.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Августовская Педагогическая Конференция

«Современное образование в г.о. Жуковский: традиции и инновации»

Выступление на круглом столе заместителей директора по воспитательной работе, классных руководителей и социальных педагогов.

Статья: «Интеграция воспитания в образовательном процессе»

Объем информации в современном мире увеличивается с молниеносной быстротой, и поток ее обрушивается на ребенка, который с трудом может ему противостоять. Важнейшая цель современного образования одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.
Эти изменения нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании». В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Таким образом, возникла необходимость обращения к интегрированному обучению в педагогической деятельности.

Интеграция — процесс и результат создания неразрывно связного, единого, цельного, и это одна из стержневых структур целостного качественного современного образования и воспитания. В системе начального обучения понятие «интеграция» может принимать несколько значений:

-Во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (где интеграция рассматривается как цель обучения и воспитания).

-Во- вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (где интеграция-средство обучения и воспитания).

-В-третьих, как результат — развитие учащихся.

Обучение и воспитание – это первая ступенька в непрерывной лестнице развития ребёнка в школе. Его надо многому научить, а главное — научить «быть личностью», т.е. быть «субъектом деятельности, общения, самосознания ». Для реализации поставленных целей и задач в федеральных государственных стандартах начального общего образования определена модель выпускника начальной школы:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Для достижения такого результата необходимо создать систему взаимодействия учебной и внеурочной деятельности, которая охватывает всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов, работников дополнительного образования. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. Исходя из собственных наблюдений, можно сказать, что наиболее эффективными, интересными для учителя начальных классов и детей являются интегрированные уроки.

Интегрированным уроком называется любой урок со своей структурой, формами и видами: урок-путешествие, урок-исследование, урок-экскурсия, мультимедиа-урок, проблемный урок, урок-практикум, урок-сочинение, урок деловая или ролевая игра, комбинированный урок, игровые ситуации, музыкальные паузы, методы словесного рисования при работе над художественным текстом, прослушивание музыкальных произведений. Интегрированные уроки нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд. Эти уроки помогают формированию орфографической зоркости, развитию речи и обогащению словарного запаса ребят, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, творческий потенциал.

Чтобы провести интегрированный урок необходимо учителю выбрать объект изучения на уроке и внимательно проанализировать содержание урока, при этом можно привлечь учащихся, они всегда рады помочь учителю, продумать сочетание индивидуальных и групповых форм работы, и не забывать про учет возрастных психологических особенностей обучающихся и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Неотъемлемой частью образовательного процесса в школе является внеурочная деятельность, основная задача которой — так организовать жизнь детского коллектива в свободное время от уроков, чтобы обучающиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.

Внеурочная деятельность — это система занятий школьника, где педагогами решаются задачи воспитания по направлениям: физкультурно-оздоровительное, общекультурное, духовно – нравственное, общеинтеллектуальное , социальное.

В воспитательном процессе есть как и основная цель воспитания – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, так и частная цель – обеспечивать условия для расцвета индивидуальности конкретного ребёнка, с учётом его возрастных особенностей. Этому способствует выбор различных форм и методов воспитания. Индивидуальные формы определяют успешность всех других форм. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Групповые формы в воспитании учащихся, например, творческие группы, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны. К коллективным формам воспитания относятся, внеклассные мероприятия, классные часы, праздники, различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления.

Из всего вышесказанного следует вывод о том, что интегрированное воспитание представляет собой достаточно сложную систему. И для того, чтобы эффективно, удачно, профессионально использовать ее на практике нужно знать теоретические аспекты интегрированного обучения, а также усвоить особенности их использования в начальной школе, которых следует придерживаться для того, чтобы осуществить какой-то определенный педагогический замысел. Процесс интеграции – это перспективный шаг на пути модернизации образования, ведущий к созданию предпосылок в формировании современного целостного представления об окружающей действительности.

Современные методы воспитания личности

Система воспитания так же, как и другие сферы жизни, сейчас все более подвергается влиянию глобальной информатизации, другим процессам, происходящим в разобщающемся обществе. Традиционная система воспитания во многом отходит в прошлое, берутся на вооружение новые образовательные методы, строятся новые теоретические основы.

Педагогическая работа сводится в основном к воспитанию всесторонне развитой и гармоничной личности, для чего необходимо сосредоточиться на следующих целях:

  1. Приобщить подрастающее поколение к общечеловеческим ценностям, сформировать у него соответствующее поведение.
  2. Способствовать укреплению самосознания молодого гражданина, развитию в нем ответственности за будущее Родины.
  3. Стремиться к росту креативности и творческих способностей, утверждению в воспитанниках «Я-концепции», желания к самореализации.

Гуманистическая система воспитания

Современная педагогика провозглашает условием эффективного воспитания осознанное участие детей в деле своего становления. Объект воспитания переходит в разряд субъекта. Собственная активность ребенка становится одним из факторов процесса, воспитатель лишь помогает и направляет, давая воспитаннику возможность самостоятельного выбора, способствуя одновременно его индивидуальному развитию.

Родители и учителя обязательно опираются на национально-культурные традиции, учитывают возраст, уровень развития воспитанников, их привычки, половые, природные особенности.

Методы воспитания личности

Самым оптимальным сейчас представляется комплексный подход к воспитательному процессу, подразумевающий следующие методы:

  • направленные на организацию деятельности, способствующие наработке опыта поведения в обществе;
  • формирующие сознание;
  • стимулирующие поведение.

В основном они служат для передачи личности знаний о происходящих вокруг явлениях. Главная отличительная особенность этих методов – их вербальность . Слово, которое обращается непосредственно к сознанию, действует точно и тонко, оно в большинстве случаев способно подтолкнуть воспитанника к размышлению, оценке своих поступков. Но в отрыве от других методов малоэффективно и не формирует устойчивых убеждений.

Знания, поступки, эмоции ребенка между собой тесно связаны, воспитатель через них может влиять на личность, смещать акценты воздействия, добиваясь определенных целей. Но лишь в комплексе все меры будут действенными.

При выборе методов опытные учителя беспокоятся об их соответствии:

  • принципам обучения;
  • поставленным целям;
  • содержанию задачи;
  • возможностям учащихся и учителей;
  • условиям момента.

Современные подходы

Методика воспитания сегодняшнего дня диктует несколько способов подхода к нему.

Системный

Трактует формирующуюся личность как целостное образование. Цели, содержание и организация воспитательной деятельности максимально взаимосвязаны. Системный подход дает ряд условий для самореализации, творчества, развития индивидуальности.

Деятельно- отношенческий

Воспитанника стимулируют на различные виды деятельности, которые способствуют усвоению общественного опыта. Развивающее влияние такого подхода проявляется только при условии, что вызывает у воспитываемого внутренние переживания, заставляет проявлять к происходящему положительное или отрицательное отношение, стимулирует собственную активность.

Личностно -ориентированный

Обеспечивает воспитаннику возможности самопознания, самореализации. Готовый опыт бывает мало полезен, основой изменений всегда становится способность расти и обучаться с учетом собственного опыта. Главную роль играют не внешние факторы, приоритет отдается активной личности.

Методы отработки привычного поведения

Для формирования устойчивых качеств личности, укоренения правильных привычек необходимы многократные упражнения, доведение до автоматизма определенных действий. Сформированная личность сможет держать под контролем свои чувства и желания, правильно оценивать действия, соотнося их с интересами других людей.

Для эффективной отработки нужного качества применяется приучение. Использование этого метода предполагает некоторое насилие, которое может вызвать протест воспитанника, но оправданно тем, что направлено на его же благо. Принцип гуманности требует смягчения метода, использования его в ряду других.

С помощью требования воспитатель через личные отношения доносит до ученика норму поведения. Этим методом стремятся усилить или затормозить какие-либо качества, действия. Требования могут носить негативную или положительную окраску, вызывать соответствующие реакции. Требование высказывается в виде совета или просьбы, звучит как намек или одобрение, принимает иные целесообразные формы.

Поручение – это наделение воспитанника некоторыми полномочиями и одновременно возложение на него определенной ответственности, что вызывает гордость за оказанное доверие, но и требует усилий в доведении порученного до конца. Если одна из сторон будет иметь слабую мотивацию, воспитательный эффект будет нивелирован.

Создание воспитывающих ситуаций подводит ребенка к необходимости найти решение в ситуации нравственного выбора, путей организации деятельности или освоения социальной роли. Ситуации создаются воспитателем искусственно, дают детям возможность испытать себя, сформировать у них социальную ответственность.

Важные нормы воспитания

Наиболее актуальные проблемы современного общества относятся к сфере духовности и нравственности. Последствиями этого кризиса являются:

  • нарушения представлений о браке и семье: жертвенная любовь, нерасторжимость брака, необходимость воспитания детей воспринимаются как бремя;
  • члены семьи часто неспособны к взаимодействию и сотрудничеству, проявляют нетерпимость, неспособны на участие;
  • социальные роли мужчины и женщины перепутаны, дети теряют ориентиры;
  • падает рождаемость;
  • традиционные нравственные цели утеряны, что провоцирует детей к порокам и греху;
  • нарушение внутрисемейных отношений увеличивает отклонения в состоянии здоровья и поведении детей;
  • нездоровая домашняя атмосфера, психологическая пустота толкают подростков в «тусовку», общение с асоциальными сверстниками.

Методы и формы воспитания личности в спорте

Спортивные занятия, помимо эмоционального удовлетворения, при условии правильной педагогической организации, дают ребятам нравственный опыт, являются средством воспитания.

Во время деятельности, направленной на достижение спортивных результатов, совершенствуются нравственные качества юных спортсменов, их мысли и чувства. Мудрый тренер во время тренировок помогает расширить кругозор воспитанников, повысить их знания, пробудить интерес к практическим и научным исследованиям.

Во время спортивной тренировки тренерами применяются упражнения и приучения, которые тренируют ребят:

  • преодолевать трудности;
  • действовать в коллективе и на его благо. Читайте «Роль коллектива в воспитании личности»;
  • соблюдать дисциплину;
  • проявлять инициативу, действовать самостоятельно.

Биологические процессы не происходят изолированно от социальных функций. Феномен спорта именно в том, что он объединяет в одно целое биологическое и социальное в человеке. Телесное развитие, совершенствование функций организма проходит параллельно с усвоением основных ценностных общественных установок.

Отличительные черты современного воспитателя

  • старается не воспитывать, находясь в плохом настроении;
  • ставит перед ребенком ясные цели, всегда пытается объяснить непонятное, интересуется мнением воспитанника;
  • тренирует в детях самостоятельность, не пытаясь контролировать каждый шаг;
  • вместо «рыбы» дает «удочку»: решения ребенок принимает сам, взрослый только обрисовывает пути к ним;
  • не скупится на похвалу;
  • критика наставника уместна сразу после совершения ошибки, похвала высказывается за конкретные действия;
  • оценивает не личность воспитанника, а высказывает свое отношение к его действиям;
  • несмотря на допущенные ошибки, высказывает уверенность в ученике, сочувствует ему, настраивает оптимистично;
  • воспитательные действия рассчитывает на перспективу, к цели идет поэтапно, не задирая планку;
  • воспитатель строг, но справедлив.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Выступление по теме «Интеграция процессов обучения и воспитания в школе»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Актуальность проблемы интеграции обучения и воспитания в школе.

1. Введение 2.Понятие интеграции 3. Интеграция в учебной деятельности 4. Проблемы интеграции 5. Достоинства интеграции предметов 6. Во внеурочной деятельности 7. Возможности интеграции, мнение ученых 8. Заключение

Со знанием должно быть обязательно связано умение. Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нём приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет. — А.Дистервег

Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. — Протагор

Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому. (М. Монтень)

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Общество нуждается в человеке-гражданине вне зависимости от того, из какой среды он вышел и кем собирается стать

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема сегодняшней встречи очень важна. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.

Какую модель личности призвана воспитать современная школа?

Интеграция — это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира.

Введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом.

Применительно к системе обучения «интеграция» как понятие может принимать два значения: во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире; во-вторых, это нахождение общего в предметных знаниях.

Многолетние наблюдения показывают, что учащиеся, а позднее выпускники средней школы, получив подготовку по тем или иным предметам, затрудняются применять знания, умения и навыки при изучении других предметов на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации. Все это происходит из-за взаимной несогласованности занятий по различным учебным предметам.

Создание у школьника целостного представления об окружающем мире – это цель обучения. Интеграция должна дать ученику те же знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

3. Интеграция в учебной деятельности

История вопроса очень интересна. Педагогическую систему, отвечающую этим задачам, разработал академик Л.В.Занков вместе со своими учениками.

Л.В.Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории, заложенных ещё в начальной школе, невозможно воспитание в детях качеств человека-гражданина . Эти знания содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.

В 70-е годы встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся.Ученик не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей , к использованию их в дифференцированном обучении.

Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока.

Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного восприятия учащимися исследуемого вопроса/

Интеграция предполагает выполнение трёх условий:

объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;
– в интегрированных учебных дисциплинах используются одинаковые или близкие методы исследования;
– интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях , общих теоретических концепциях.

Соблюдение всех трёх условий допускает возможность интеграции дисциплин.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.

В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук . Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей.

Формы урока могут быть различны, но в каждом должно быть достаточно материала для упражнения «деятельных сил» (И.Г. Песталоцци) ребенка, данных ему от природы.

4. Проблемы и трудности в учебной интеграции

Важно учесть тот факт, что интеграционные связи между предметами мало разработаны, изложены противоречиво, много разногласий среди учёных в понимании сущности этих связей. Учителя не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, вынуждены решать эту проблему на эмпирическом уровне.

Более комфортная для учеников и нетрадиционная ситуация совместного преподавания не всегда легко дается учителям. Большим испытанием для педагога может стать ситуация, когда оба учителя присутствуют в классе и играют активную роль в проведении занятия. Здесь требуется и согласованность всех этапов и эпизодов урока, и хорошее взаимопонимание педагогов. Как в любом деле, где два человека активно участвуют в работе, требуется удачное сочетание темпераментов.

Не сразу педагог приучается к тому комфорту, который предоставляет постоянная поддержка в освоении учениками новых знаний и умений. Не сразу отвыкает дублировать материал чужого предмета, к чему приучает практика “межпредметные” связей.

Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (вежлив, ласков, внимателен).

Действительно интеграция учебных дисциплин возможна лишь на “добровольной и взаимовыгодной основе”. Здесь все строится исходя из общих для всех интересов отдельного ученика.

Традиционализм, нежелание выйти за рамки, потратить время на создание новых технологий обучения и воспитания школьников, а нередко и неумение вступить в творческий контакт с коллегами и учениками тормозят освоение педагогами больших возможностей межпредметного взаимодействия урочных и внеурочных занятий данных типов учебных предметов.
5. Достоинства

Главная цель интеграции – создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения. Рассмотрим некоторые возможности при интегрированном построении учебного процесса, позволяющих качественно решать задачи обучения и воспитания учащихся:

1. формируется представление о целостности мира .Такой переход возможен только при наличии определенной базы знания внутрипредметных связей, иначе перенос может быть поверхностным и механическим.

2. Увеличение доли проблемных ситуаций активизирует мыслительную деятельность

4. Интеграция увеличивает информативную емкость урока .

6. Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.

7. Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления

9. интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения учителя

Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

6. Во внеурочной деятельности

Учитель, увлеченный своим делом, непременно мечтает о том, что из его воспитанников получатся в будущем талантливые люди, настоящие творцы.

Как распознать талантливого ребенка? Как обучать одаренных детей?

Несомненно, одно: чем шире у ребенка будет диапазон возможностей для пробы и применения творческого потенциала, тем больше вероятность найти свое любимое занятие. Решить эту задачу силами, каких-либо отдельных дисциплин очень трудно. Здесь на помощь приходит внеурочная деятельность!

Клуб здоровья ( «При пожаре не сидим набираем О1» помимо знакомства с профессиями, рисуют, по биология узнают -о жизненных функциях органов дыхания, по химии- особенности отравления угарным газом и методы предосторожности, ОБЖ и т.д.)

(«Личная безопасность школьника» знакомство с профессией полицейского, ОБЖ, биология- о вреде сотовых телефонов на уроках, о мерах предосторожности, физкультура- о влиянии физкультуры для здоровья школьника, о возможности развития через Фортпост , учатся отвечать полно на вопросы- развитие, музыка- мы начинаем с роликов , с патриотической песни, рисуют в конце)

Предметные недели («Проба пера», «День святого Валентина»- калейдоскоп связей с предметами и жизнью)

Праздники (тематические — люби и знай свой край, профессии, последний герой по питанию и т.д.)

КТД – любимый день учителя ( литература – пресс центр – журналисты — интервью, вокалисты поют, художники рисуют портреты, спортсмены- спортивные соревнования учителей шуточные , СС программисты — фотоколлажи т.д.)

Марафон (все предметы собраны воедино и выбирается самый интеллектуальный и дружный класс)

Кружки Систематичность в организации этих форм занятий со школьниками позволяет добиваться более прочной, широкой и стабильной взаимосвязи учебных и внеурочных занятий.
Массовые формы внеурочных занятий позволяют включить большое количество школьников в активное участие в их подготовке и проведении, успешно стимулируют развитие первоначальных познавательных и учебных интересов у школьников. Данные формы занятий являются для многих учеников «трамплином» к систематическим занятиям вне урока по интересам.

Творческое освоение учителями всех возможностей взаимодействия этих занятий ведет к построению вариативной, динамичной и гибкой системы учебно-воспитательной работы, направленной на развитие личности каждого

7. Возможности интеграции, мнения ученых

Создание интегрированных курсов названо одной из задач обновления содержания образования и методов обучения начальной школы. Обсуждение этой темы привело к выделению некоторых её аспектов:

1. Нужно ли вообще ставить вопрос об интегрированных курсах в школе?

Такие курсы в школе дело не новое. в практике редкие уроки на двоих, но каждый учитель сам- хочет или не хочет ведет интегрированный урок, так как часто темы дети затрагивают более широко и глубоко и знают и читали и спрашивают со всех сторон особенно интересующие их темы.

2. Каковы пути реализации идеи интегрированного обучения?

При использовании разных подходов могут быть и разные результаты:

а) рождение абсолютно новых предметов;

б) рождение новых спец. курсов , обновляющих содержание предметов;

в) рождение цикла уроков, объединяющих материал одного или нескольких предметов с сохранением независимого существования;

г) разовые интегрированные уроки разного характера.

Пока идёт поиск. Проект программы такого курса уже разработан. Методисты при разработке новых курсов должны действовать совместно с физиологами и психологами.

3. О чём нельзя забывать при разработке новых курсов для школы?

Создание новых курсов требует пересмотра учебного плана.

Все чаще слышится мысль ликвидировать многопредметность за счёт интеграции учебных дисциплин. Идет неоднозначнй разговор о создании крупных учебных предметах с большим числом часов. Интегрирование даст экономию времени и рациональное его распределение.

За счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для изучения иностранного языка, для углубленного изучения изобразительного искусства, музыки, для развивающей деятельности учащихся, а также дополнительных уроков практической направленности.

Идея весьма спорная, так как многие педагоги справедливо считают что в погоне за новизной потеряется глубина изложения материала и образование станет более поверхностным.

Высказывается весьма заманчивая идея построить целостный и последовательный курс , специально обучающий школьников видам самостоятельной деятельности : работа с учебной книгой, проведение наблюдений, экспериментов, систематизация и обобщение знаний.

Таким образом, на данном этапе идет поиск более подходящих путей интеграции, и интеграция между учебными предметами не отрицает предметной системы . Она является возможным путем ее совершенствования, преодоление недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами.

Интеграция – это средство интенсификации урока

Соедините знание и труд, дайте знание тем людям, которые по необходимости извлекут из него всю заключающуюся пользу, и вы увидите, что богатства страны и народа начнут увеличиваться с невероятною быстротою. — Д.И.Писарев

Проблем и нерешенных вопросов в данном направлении еще очень много. И хочется чтобы в погоне за новизной мы не растеряли глубину познания истины, чтобы из школы выходили реально многосторонне развитые люди, способные и талантливые. И если понятие «интеграция предметов» сыграет добрую роль –это будет замечательно! Желаем всем успехов в поисках своего верного пути в этом направлении!

Система методов воспитания

Сущность метода и методики воспитания. Под методом воспитания принято понимать способ взаимосвязанной упорядоченной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленный на решение воспитательных задач по развитию и саморазвитию личности ребенка.

Исторический анализ понятия «метод» позволяет проследить специфику его развития в области педагогики. В 20-е годы слово «метод» употреблялось как общий путь достижения цели, что не позволяло провести четкую грань между принципами и методами воспитания в молодой советской школе. Например, «активно-трудовой метод» как категория скорее отражал принцип осуществления связи с трудовой деятельностью и производительным трудом учащихся, нежели способ его осуществления.

В 50-е годы метод ограничивался трактовкой его как способа преподавания учителем учебного материала учащимся. В 60-70 годы метод рассматривался как способ совместной деятельности учителя и ученика (Б.П. Есипов, Г.И. Щукина), в начале 80-х годов – как способ воздействия воспитателя на сознание, волю и чувства учащихся в целях формирования у них убеждений и навыков поведения (Т.А. Ильина), в середине 80-х годов – как способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и школьника (Ю.К. Бабанский), и, наконец, в 90-е годы – как основной способ взаимодействия педагога и учащихся (воспитателя и воспитанника) с целью решения образовательно-воспитательных задач (В.А. Сластенин). Таким образом, мы видим, насколько усложнялась структура метода и усиливалась его личностно ориентированная направленность.

За многие тысячелетия педагогика создала большое разнообразие методов воспитания, которые, как правило, были связаны с именами известных ученых-педагогов: «золотое правило» (метод наглядности) Я.А. Коменского, метод «естественных последствий» Ж.Ж. Руссо, народные традиции и сказки К.Д. Ушинского, метод личного примера Я. Корчака, метод перспективных линий А.С. Макаренко, метод КТД И.П. Иванова, метод опорных сигналов В.Ф. Шаталова, метод интригующих вопросов Е.Н. Ильина и др. Несмотря на эффективность каждого из них, необходимо подчеркнуть, что отдельно взятый пусть даже самый «чудодейственный» метод не может решить всей палитры воспитательных задач школы.

Необходима методика, т.е. система методов, путей, приемов и средств взаимодействия субъектов воспитания, способствующая достижению совместного воспитательного результата. Например, только в определенной совокупности таких методов и приемов, как интригующий вопрос, нравственно окрашенная «чудинка», текстовая «деталька», достижима задача воспитания гражданина-творца в методике Е.Н. Ильина. Только интеграция таких методов, как самообслуживание, самоуправление, общественное мнение и коллективно-творческие дела, позволяет реально осуществить идею воспитания гражданина-коллективиста в методике А.С. Макаренко. И, наконец, только в единстве таких методов и приемов, как эмоциональный всплеск, обмен ролями, заражение и заряжение, возможна реализация методики создания ситуации успеха А.С. Белкина.

Классификация методов воспитания. Методы воспитания не существуют изолированно друг от друга, они определенным образом группируются, образуя классификации. Классификация – это группировка методов воспитания, выделяемая по определенным признакам или основаниям.

В педагогике существуют несколько вариантов классификации методов воспитания. Ю.К. Бабанский подразделяет все методы на четыре основных группы: методы формирования сознания личности ребенка; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности; методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения. В данной систематизации методов воспитания он исходит из логики развития педагогического процесса и педагогической деятельности (рис. 11).

Рис. 11. Система методов воспитания Ю.К. Бабанского

Щукина Г.И. подразделяет методы воспитания на три основные группы: методы формирования сознания или методы убеждения (рассказ, дискуссия, диалог, доказательство, рассказ и т.д.), методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (поручения, требования, пример, упражнения, приучения, создание воспитывающих ситуаций, требование, инструктаж), методы оценки (замечания, наказания, поощрения). Основанием данной классификации является логика деятельностного подхода к воспитанию.

Идентичной можно назвать классификацию методов воспитания Н.Е. Щурковой. В систематизации методов воспитания она также опирается на позиции деятельностного подхода. Система методов воспитания Н.Е. Щурковой наглядно представлена на рис. 12.

Рис. 12. Система методов воспитания Н.Е. Щурковой

Е.Н. Ильин предлагает следующую классификацию: методы убеждения (информация, беседа, рассказ, дискуссия, метод поиска, метод интригующих вопросов, текстовых проблем, чудинок, метод размышления, метод создания ситуаций, ошибок, недомолвок, неточностей и т.д.), методы общения (интригующий вопрос, заценка, деталька, приближение к себе), методы организации деятельности (конкурсы: литераторов, чтецов, писем, стихов; литературный клуб, драматизация, поэтические вечера, грамматические остановки, «кавардачки»), методы педагогического воздействия (отбор нравственно окрашенных «кусков», психологические паузы, монологическое вступление). Ведущим принципом его классификации является гуманистический подход к воспитанию детей.

Значительный интерес представляет классификация методов воспитания, в основе которой лежит логика развития личности, коллектива и коллективных отношений (Л.Ю Гордин, В.М. Коротов). В ней выделены следующие группы: методы организации воспитательного коллектива (единые педагогические требования, коллективное самообслуживание, соревнование, самоуправление, увлечение товарищами, поручение, игра); методы убеждения (информация, поиск, дискуссия, взаимное просвещение, диалог, доказательство, рассказ и т.д.); методы педагогического стимулирования (создание ситуации успеха, радостная перспектива, наказание, поощрение, авансирование, общественное мнение, товарищеское требование, товарищеский контроль, осуждение собранием, доверие и т.д.).

Изучая все многообразие методов воспитания, будущий воспитатель должен осознавать, что лишь в начале своей профессиональной деятельности можно опираться на общепринятые методы и методики воспитания, далее в результате творческих поисков он должен прийти к собственной методике воспитания. Условием же эффективности воспитательного взаимодействия с детьми выступают яркая индивидуальность учителя-воспитателя, высокий уровень его профессиональной компетентности, гуманистические позиции и творческое отношение к работе.

Критерии отбора методов воспитания. Успешность воспитания во многом зависит от целесообразности и оптимальности выбора методов воспитательного взаимодействия педагогов и детей.

Правильный выбор методов воспитания определяется следующими критериями:

— целями и задачами воспитательного процесса;

— содержанием и принципами воспитательного процесса;

— психолого-физиологическими возможностями воспитанников (возрастными особенностями, уровнем воспитанности детей;

— уровнем сформированности классного коллектива);

— организационно-педагогическими условиями воспитания;

— возможностями самих воспитателей (их опытом воспитательной работы, уровнем психолого-педагогической подготовленности к воспитательной деятельности, профессиональными способностями в применении методов, приемов и средств воспитания).

Методика коллективной творческой деятельности. Методика коллективной творческой деятельности предполагает совокупность методов, форм и приемов коллективного взаимодействия, способствующей развитию индивидуальности, самостоятельности, сотрудничества и сотворчества детей.

Методика коллективной творческой деятельности основывается на ведущих идеях гуманистического, личностно ориентированного и деятельностного подходов.

С позиций гуманистического подхода методика коллективной творческой деятельности ориентирована на личность ребенка, где ведущим средством и условием его воспитания выступает коллектив как поле проявления индивидуальности детей, как аура защищенности ребенка в лоне взаимоподдерживающих коллективных взаимосвязей, как ниша, которую ребенок занимает со своей палитрой ценностей в системе коллективных отношений класса или группы. С точки зрения И.П. Иванова, только в коллективе себе подобных каждый ребенок имеет шанс стать образцом подражания и подражать лучшим проявлениям своих сверстников.

С этих позиций все организуемые в школе дела, как правило, предполагают коллективный характер проведения. Творческие усилия воспитателей направлены на поиск многочисленных приемов вовлечения детей в коллективное дело на каждом этапе его проведения. Например, прием «Разведка боем» способствует вовлечению большинства детей отряда или класса в поиск интересных идей и начинаний на предварительном этапе дела. Прием «аукцион идей» целесообразен на этапе коллективного планирования, который начинается с планирования предстоящих дел в микрогруппах («тройках» и «пятерках» детей), и лишь затем групповые планы выносятся на обсуждение всего коллектива класса или отряда. «Аукцион идей» позволяет отобрать самые интересные дела на предстоящий период жизни детей.

Разнообразные технологические приемы организации КТД способствуют быстрому вовлечению детей в коллективное взаимодействие, выбору каждым ребенком «дела по плечу» и по интересам, проявлению самодеятельности и творчества.

Следующим принципиальным положением КТД можно назвать творческий характер. Креативность дел достигается, прежде всего тем, что ни одно КТД в воспитательной работе школы не повторяется.

Педагоги и воспитанники всегда находятся в творческом поиске новых приемов, форм, способов организации даже самых традиционных КТД. Между тем, традиционных общешкольных КТД в течение учебного года обычно насчитается не более восьми, но они, как уже подчеркивалось, не повторяются, в них всегда проявляются новая идея, оригинальная трактовка, нестандартное решение. В некоторых школах, работающих по методике И.П. Иванова, в арсенале воспитательной работы насчитывается до пяти тысяч разнообразных КТД.

Следующей принципиальной позицией И.П.Иванова является деятельностый характер методики КТД. С позиций деятельностного подхода автор технологии считает, что жизнь детей должна быть наполнена не столько мероприятиями (организуемыми кем-либо для детей), сколько делами. Делом И.П. Иванов называет общую работу или важное событие, осуществляемое и организуемое членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и себе. Именно дело в отличие от мероприятия дает возможность, с одной стороны, наполнять жизнь творческими, полезными для себя и других делами, а с другой стороны, осваивать способы организации всех этапов коллективной деятельности, начиная с целеполагания и завершая оценкой проведенного дела.

В методике коллективной творческой деятельности действует закон четырех «С», когда дети сами придумывают, сами планируют, сами организуют и сами оценивают проведенное дело. Здесь важно упомянуть, что делом может считаться только такая работа или событие, в которых заложена общечеловеческая ценность Заботы. Общее дело или событие, в котором содержится глубокий смысл заботы «о себе, о ближних, о дальних» действительно можно назвать КТД.

Четвертым принципиальным положением КТД можно считать ее разновозрастной характер. Это положение было разработано А.С. Макаренко, который в этом плане исходил из того, что взаимовоспитание и взаимообучение разновозрастных детей в многодетных семьях было намного эффективнее воспитательных воздействий родителей на своего единственного ребенка. Здесь «срабатывают» разнообразные психологические механизмы: приятие «ближней взрослости» в лице старших братьев и сестер, отторжение «дальней взрослости» в лице родителей и педагогов, потребность в подражании старшим и защите младших. В разновозрастном взаимодействии и общении, как говорил А.С. Макаренко, осуществляется закон «преемственности поколений», обеспечивающий более успешное развитие и саморазвитие детей. В методике КТД предпочтение отдают не классным коллективам, а временным группам детей различных классов и параллелей, которые «сплачиваются» вокруг очередного дела или события.

Пятым принципиальным положением КТД является его технологичность. Технология коллективной творческой деятельности (дела) представлена в заключительной лекции курса «Современные концепции и технологии воспитания».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читать еще:  Концепция воспитания детей дошкольного и школьного возраста
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector