221madou.ru

Мама и Я
13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Категории теории воспитания

Общая характеристика, задачи и основные категории теории воспитания

Тема. 12. Теория воспитания как составная часть педагогики

Другие формы организации обучения

Урок — основная форма организации обучения в современной школе

Урок — это коллективная форма обучения, которая характеризуется постоянным составом учащихся, устойчивыми временными рамками (45 минут), заранее составленным расписанием и организацией работы над одним и тем же материалом. В современной отечественной школе урок остается основной формой организации обучения.

Имеется наиболее употребительная общепринятая классификация уроков по дидактической цели (Б. П. Есипов):

§ уроки смешанные, или комбинированные;

§ уроки усвоения новых знаний учащимися;

§ уроки закрепления изучаемого материала;

§ уроки систематизации и обобщения нового материала;

§ уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Структура урока — совокупность его элементов, частей, обеспечивающих целостность урока и достижение дидактических целей. Структура определяется также целью, содержанием, методами и средствами обучения, уровнем подготовки учащихся. Типичная структура комбинированного урока включает: организационный момент, проверку домашнего задания, опрос учащихся по пройденному материалу, изучение нового материала, закрепление его и задание на дом.

В проведении урока важен вопрос об организации учебной деятельности детей. Выделяют три ее формы — фронтальную, индивидуальную, групповую.

В теории и практике урока важное место занимают вопросы подготовки учителя к уроку, планирование и анализ урока. В решении этих вопросов учитель опирается на знание процесса обучения и его закономерностей, предметную методику, педагогическую психологию.

Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации обучения. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т. е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (школьные лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).

Формы внеурочных занятий школьников имеют большое образовательное и воспитательное значение. Они разнообразны и требуют от учителя эрудиции, творческого подхода.

Раздел III. Теория воспитания

Теория воспитания — исторически сложившийся и окончательно оформившийся в XIX веке раздел педагогической науки. В начале XIX века немецкий педагог И. Ф. Гербарт выделил теорию воспитания как вторую (равноценную теории обучения) составляющую педагогики. В 1806 году Гербарт издал свой основной труд»Общая педагогика, выведенная из цели воспитания». Это был первый опыт научного построения теории воспитания. Воспитательная система Гербарта оказала существенное влияние на воспитательную практику западноевропейского общества первой половины XIX века. Уже в это время начал определяться основной круг тех задач, которые призвана решать теория воспитания в соответствии с социальными запросами педагогической практики. Постепенно, со временем, этот круг задач изменялся, модифицировался, дополнялся новыми, и к настоящему времени можно выделить следующие актуальные задачи, оказывающие существенное влияние на проблематику как теории воспитания, так и всей педагогической науки:

§ определение целей и задач современной воспитательной работы;

§ выявление объективных закономерностей воспитания и совершенствования на этой основе педагогической практики;

§ определение содержания, методов и форм воспитательной работы в современных условиях;

§ углубление межпредметного взаимодействия теории воспитания с другими отраслями научного знания в целях уточнения понятийно-категориального аппарата, совершенствования методов исследования и т. д. ;

§ разработка и внедрение в воспитательную практику современных педагогических технологий гуманистического воспитания;

§ анализ, обобщение и распространение передового педагогического опыта воспитательной работы как в традиционных массовых школах, так и в учебных заведениях нового типа;

§ теоретические и практические поиски путей реформирования воспитательной системы и приведение ее в непротиворечивое состояние с социальными институтами;

§ разработка концепции национального воспитания как инструмента формирования национального самосознания личности;

§ исследование перспективных направлений подготовки будущих учителей к воспитательной работе на альтернативных позициях.

Таков основной круг актуальных задач теории воспитания. Он носит непостоянный, изменчивый, вариативный характер и находится в зависимости от социального заказа общества.

Как и в любой отрасли научного знания, в теории воспитания заложена своя логическая структура (П. В. Копнин), включающая концепции, законы, принципы, методы, факты и т. д. Одним из важнейших элементов этой структуры является понятийно-категориальный аппарат, отражающий уровень развития специфического языка теории воспитания, используемого для однозначной (насколько это возможно) трактовки исследуемых объектов, процессов, явлений.

В современной словарно-энциклопедической литературе по педагогике получили отражение важнейшие термины теории воспитания (СНОСКА: См. : Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Авт. -сост. Мижериков. — Ростов Н/Д. : Изд-во «Феникс», 1998. — 544 с. ; Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1/Гл. ред. В. В. Давыдов. — М. : Научное изд-во «Большая российская энциклопедия», 1993. — 608 с).

Системообразующим является понятие «воспитание». От того, как производится трактовка данного понятия, многое зависит в последующем анализе и понимании сущности объясняемого им объективно-закономерного явления. По своей сути оно уникально и не имеет аналогов ни в какой другой науке. Поэтому определение этого понятия не может быть одномерным и статичным. Напротив, оно носит равноуровневый, многовекторный, динамичный характер. В зависимости от конкретных социально-педагогических условий и факторов, уровня развития научной теории на данном историческом этапе и характера ее взаимоотношений с практической деятельностью воспитателей, содержание этого важного понятия наполняется новыми смысловыми оттенками, более глубоко характеризующими сущность отражаемого им социального явления.

Читать еще:  Методы развития творчества у дошкольников

Немало противоречивых и спорных суждений о воспитании, которые содержатся в специальной литературе, зачастую объясняются тем, что многие авторы определяют это понятие индивидуально, применительно к своему личному опыту, не всегда продумывая многоплановый спектр его соотношения с общечеловеческим опытом, накопленным на данный момент. Поэтому немаловажной задачей теории воспитания является анализ становления и развития взглядов представителей не только педагогики, но и других наук, на воспитание, и какое влияние на эту эволюцию оказывал массовый и передовой педагогический опыт.

Дата добавления: 2015-03-29 ; Просмотров: 852 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Определение категории воспитания

Теория воспитания – раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, структурные элементы, концепции воспитания и воспитательные системы

Современные концепции воспитания

Под концепцией, если обратиться к философскому энциклопедическому словарю и толковому словарю русского языка, понимается система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея.

В отечественной педагогической науке основы теории воспитания заложил К.Д.Ушинский в конце 19 в. (Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии; О народности и общественном воспитании).

В 20-30гг. 20в. теорию коллективного воспитания разработал А.С.Макаренко (Цель воспитания; Воспитание в семье и школе; Лекции о воспитании детей; Методика воспитательной работы)

Системное построение процесса воспитания

Название концепцииАвторы
Системное построение процесса воспитанияВ.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, книга «Воспитание? Воспитание… Воспитание!»
Понятие «воспитание»Целенаправленное управление процессом развития личности
Воспитательные задачи1. Формирование у детей целостной и научно-обоснованной картины мира 2. Задача школы и ее педагогов ― дать возможность ребенку представить себе, почувствовать целостную картину мира 3. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения. 4. Развитие у подрастающего поколения креативности, «творческости» как черты личности 5. Формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации
Принципыа) личностный подход в воспитании; б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе в) средовой подход в воспитательной деятельности; г) Дифференцированный подход к воспитанию детей; д) природосообразность воспитания; е) культуросообразность воспитания; ж) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.
Содержание воспитательного процессаФундаментальные ценности: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир
Основные функции воспитания1. Развивающая; 2. интегрирующая; 3. регулирующая; 4. защитная; 5. компенсирующая; 6. корректирующая;
Критерии и показатели эффективности воспитательного процессаI группа ― критерии факта 1. Упорядоченность жизнедеятельности школы 2. Наличие сложившегося единого школьного коллектива 3. Интегрированность воспитательных воздействий II группа ― критерии качества 1. Степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы 2. Общий психологический климат школы, стиль отношений в ней, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт 3. Уровень воспитанности выпускников школы

Определение категории воспитания.

ПерсоналииОпределение категории «воспитание»
Ю.К. БабанскийВоспитание — процесс активного взаимоотношения воспитателя и воспитуемого, в результате которого под воздействием первого через организацию жизни и деятельности, включение в систему общественных отношений формируется всесторонне развитая, гармоничная личность второго.
К.А. Абульханова. Н.В. Васина. А.Г. Лаптев.Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект в интересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам.
В.А. Сластенин. И.Ф. Исаев. А.И. Мищенко. Е.Н. ШияновВоспитание — процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации т.е. целенаправленной передачи социального опыта подрастающему поколению.
Ю.П. СокольниковВоспитание — процесс последовательного усвоения воспитанником социального опыта, накопленного обществом, тех или иных элементов культуры и развития на этой основе его духовных и физических сил, формирования личности.
Х.И. Лейметс. Л.И. Новикова. В.А. Караковский. Н.Л. Селиванова. А.М. Сидоркин.Воспитание — целенаправленное управление процессом развития личности.
А.И. КочетовВоспитание — управление процессом духовного и физического развития индивида.
В.Е. ГуринВоспитание — целенаправленное выявление оптимальных педагогических условий для развития морально-волевых качеств личности, придающих ей гуманистическую направленность, целеустремленность, действенность, устойчивость в сочетании с необходимой гибкостью средств достижения высокой цели, способностью находить оптимальные поведенческие решения.
С.Д. ПоляковВоспитание — целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека.
Б.З. Вульфов. В.Д. Иванов.Воспитание — целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становление его социальности.
А.В. Мудрик.Воспитание — целенаправленное создание условий для развития человека.

Соотношение понятий: формирование, становление, социализация,

Теория воспитания

Воспитание – основные понятия

Воспитание в педагогической науке рассматривают в двух ракурсах:

  • в социальном, как передачу накопленного опыта между поколениями;
  • в педагогическом, как процесс целенаправленного формирования личности, основанный на системе организованных средств влияния на воспитуемого.
Читать еще:  Теоретические концепции воспитания

Воспитание подчиняется требованиям общества. В человеке надо воспитывать гражданственность, уважение к законам и нормам поведения, формировать общечеловеческие ценности.

Современное воспитание носит гуманистический характер, и придерживается социокультурных, индивидуальных и сопричастных направлений в развитии индивида. Современное воспитание отличается технологичностью, эмоциональностью, диалогичностью, ситуативностью и перспективностью.

Основное определение понятия воспитание — это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателя и воспитуемых в процессе реализации общих целей.

Основные компоненты воспитания, основываясь на определении:

  • процесс целенаправленного формирования личности означает (т.е. процесс имеет цель);
  • специально организованная воспитательная система (эффективность воспитания зависит от системности применяемых методов, способов);
  • взаимодействие воспитателя и воспитуемых (обязательное наличие обратной связи);
  • отождествление воспитания с воспитательным процессом.

В современной педагогике получил развитие личностно-деятельностный подход к воспитанию. В основу этого подхода входят:

  • общение, как основа межличностных отношений;
  • управление развитием личности в процессе жизнедеятельности;
  • развитие и социализация личности.

Гуманистическая педагогика рассматривает процесс воспитания, как эффективное сотрудничество между воспитателями и воспитанниками, приводящее к заданной цели. А цель воспитания – это формирование всесторонне гармонично развитой личности.

Основные характерные особенности воспитательного процесса:

  • целенаправленность (наличие правильной цели обеспечивает эффективное достижение результатов);
  • единство цели (наличие общей цели у всех участников воспитательного процесса);
  • длительность (отложенность результата);
  • многофакторность (множество положительных и отрицательных факторов воздействующих на личность);
  • подвижность (воздействующие факторы могут носить стихийный и целенаправленный характер);
  • непрерывность (воспитание – это длительный, системный и непрерывный процесс);
  • комплексность (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания);
  • вариативность (учет индивидуальных особенностей личности);
  • двусторонность (сотрудничество воспитателей и воспитуемых);
  • противоречивость (противоречия – есть движущая сила воспитания).

Важным фактором, влияющим на результат воспитания, является личность воспитателя. Он является носителем мастерства и ценностных ориентации.

Роль самовоспитания в воспитательном процессе достаточно велика. Это осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и искоренение отрицательных личностных качеств.

Основные компоненты самовоспитания:

  • самопознание,
  • самоанализ,
  • самооценка,
  • самоотчет,
  • самоконтроль.
  • самоприказ,
  • самоободрение,
  • самовнушение,
  • самоодобрение,
  • самопоощрение,
  • самонаказание.

Уровень самовоспитания определяет уровень воспитанности личности. Самовоспитание подкрепляет и развивает процесс формирования личности.

Все категории педагогики: обучение, воспитание и самовоспитание, взаимосвязаны друг с другом в едином учебно-воспитательном процессе. Результативность процесса зависит от их единства.

Говоря о воспитании нельзя не отметить его производную – перевоспитание. Это вид воспитания, направленный на устранение сформировавшихся отрицательных и развитие положительных качеств личности. Процесс перевоспитания нелегкий, длительный, предполагающий большие затраты сил и терпения. Перевоспитывать человека гораздо сложнее, чем воспитывать. Особенно трудно перевоспитывать, если отрицательные черты носят устойчивый характер. Макаренко писал: «Воспитывать надо так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать». Перевоспитание как правило дает положительные результаты, если у человека появляется потребность и желание в самоисправлении, он осознает необходимость изменить образ жизни, привычки, поведение.

Для перевоспитания необходимо:

  • расположение человека к воспитателю;
  • выявить причины, породившие проблемы;
  • создать систему целевых ориентации, перспектив;
  • изменить обстановку;
  • воздействовать на личность, сознание, чувства и волю воспитанника.

Современные теории воспитания

В теории воспитания раскрывается сущность, закономерности, движущие силы воспитания, структурные элементы, рассматриваются различные концепции воспитания и воспитательные системы.

В отечественной педагогике основы теории воспитания заложены К. Д. Ушинским еще в конце XIX века. В двадцатые-тридцатые годы XX в. Над теорией воспитания работал А. С. Макаренко.

В современной педагогической науке существуют многочисленные теории и концепции воспитания. Основой современных концепций воспитания служат философские учения или психологические теории:

  • психоаналитическая теория;
  • когнитивная теория;
  • поведенческая (бихевиористская) теория;
  • биологическая (генетическая) теория;
  • социоэнергетическая (культурно-родовая) теория;
  • гуманистическая психология.

Социоцентрический подход определяет цель развития личности, как социализацию. В данном случае гармоничное и всестороннее развитие личности обусловлено внешними заданными нормативами. Фактор саморазвития личности при этом не учитывается.

Другое направление в педагогике в центр научной картины мира выдвигает человека. Развитие таких гуманистических идей способствовало рождению гуманистической теории воспитания. Целью воспитания в гуманистической педагогике является полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Цели воспитания не являются постоянными. С изменением системы общественного устройства и социальных отношений, изменяются и цели воспитания. Они формулируются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. Но общечеловеческие нравственные ценности являются неизменными. Они связаны с понятиями о добре и зле, порядочности, гуманности и любви к природе. К таким не приходящим нормам относятся духовность, свобода, ответственность личности, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие и доброта. Духовность выражается в постоянном стремлении человека к нравственному самосовершенствованию. Свобода определяется стремлением к внутренней и внешней независимости человека, но с учетом соответствующих прав за любой другой личностью. Спутник свободы –ответственность.

Читать еще:  Методика подготовки детей к обучению в школе

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Цель современного воспитания заключается в том, чтобы сделать ребят высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Задание 2. Воспитание как педагогический процесс

Задание 1. Теория воспитания как отрасль педагогической науки. Система воспитания

1) Понятие о теории воспитания

Теория воспитания– раздел педагогики, раскрывающий общие закономерности воспитания, формирования личности.

Объект изучения — процесс воспитания.[2,246]

2) Сравнительный анализ основных признаков науки (теория воспитания и педагогика)

Объектом исследования педагогики как науки является педагогическая действительность во всех её проявлениях. Действительность, которая окружает человека, но не вся действительность, а лишь та, которая проявляется в педагогических явлениях и педагогических фактах.

Педагогическое явление – это явление, происходящее в процессе взаимодействия педагогов и учащихся и отражающее решение определённых педагогических целей и задач с помощью педагогических средств. При этом само явление и его результаты внешне наблюдаемы.

Объектом изучения педагогики иногда называют человека в аспекте педагогических явлений и педагогических фактов (Гребенюк О.С., Рожков М.И).

Объектом также определяют образование человека как способ приобщения его к жизни в обществе, а также любые педагогические процессы, протекающие в педагогической сфере.

Предметом исследования педагогики как науки является исследование сущности развития и формирования человека.

Основными признаками воспитаниякак педагогического явления таковы:

1) Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента.

2) развитие индивидуальности воспитанников, их самоактуализация.

Воспитание, выступая в качестве стимулирующего фактора развития личности ребенка, является средством. Значит, чтобы личность полноценно, нормально развивалась, педагог должен иметь целый арсенал средств.

Протекая во времени непрерывно, воспитание происходит на фоне постоянных изменений личности воспитанника и воспитателя, изменений в самом процессе воспитания.

Объектом воспитания выступает личность.

Таким образом, воспитание является составляющей педагогической науки и имеет с ней общие компоненты. Как педагогика, так и воспитание направлены на одно- развитие человека, его личности.[1]

3) Связь основных категорий теории воспитания.

Как и в любой отрасли научного знания, в теории воспитания заложена своя логическая структура, включающая концепции, законы, принципы, методы, факты и т. д. Одним из важнейших элементов этой структуры является понятийно-категориальный аппарат, отражающий уровень развития специфического языка теории воспитания, используемого для однозначной трактовки исследуемых объектов, процессов, явлений.

Из этого следует, что все понятия и категории теории воспитания взаимосвязаны и дополняю друг друга.Но отличие воспитания от других педагогических процессов в его ориентации на качественное преобразование воспитанника [4]

Задание 2. Воспитание как педагогический процесс

1) Подходы к определению термина «воспитание»

В современной теории воспитания к определению понятия «воспитание» существует два подхода: объективный и субъективный.

Объективный подход рассматривает ребенка как объект педагогического процесса. В этом случае главной направляющей силой развития и формирования ребенка является внешнее воздействие.

Субъективный подход ориентирует взгляд на ребенка как субъекта воспитания. Этот подход признает ребенка как главной, высшей ценности в педагогическом процессе, осознание и признание его права на самоопределение, признание приоритетности субъект-субъектных отношений в области образования и воспитания. Только в результате построения таких отношений ребенок становится активным субъектом жизни. [2,247]

2) Основные особенности процесса воспитания

Процесс воспитания имеет ряд особенностей:

— Целенаправленность. Процесс воспитания может быть эффективен только в том случае, если его цель четко определена, близка и понятна воспитаннику.

— Многофакторность. Данная особенность объясняется наличием многочисленных объективных и субъективных факторов, обусловливающих сложность протекания процесса воспитания.Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы как в процессе обучения.

— Длительность. Процесс воспитания длится всю жизнь. Для него характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.

— Непрерывность. Процесс воспитания — это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

— Комплексность. Данная особенность предполагает единство целей, задач, содержания, форм и методов процесса воспитания.

— Вариативность и неопределенность результатов. Результаты процесса воспитания в одних и тех же условиях его протекания могут быть различны.

— Двусторонность. Реализовывается в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).[2, 248]

3) Логика процесса воспитания

Логика воспитательного процесса определяется его структурой и предполагает при его организации (на любом завершенном временном отрезке и в любой конкретной ситуации) следующие этапы:

— Выдвижение педагогических задач (воспитательных и организационно-практических);

— Отбор содержания и средств, форм, методов, приемов);

— Реализация содержания и средств (организаторская деятельность по решению педагогических задач);

— Анализ и оценка результатов.

При пропуске одного из этапов, воспитательная работа теряет смысл.

Итак, общая логика воспитательного процесса носит объективный характер и на практике ею следует руководствоваться как законом, а нарушение закона чревато последствиями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector