221madou.ru

Мама и Я
32 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Классические концепции воспитания таблица

Классические и современные концепции воспитания.

Концепция воспитания – идея или ряд идей автора или группы авторов относительно воспитательных проблем.

К классическим концепциям воспитания можно отнести концепции: А.С.Макаренко, Януша Корчака, В.А.Сухомлинского, И.П.Иванова.

А.С. Макаренко. Основные идеи теории воспитательного коллектива:

1) разновозрастные отряды – каждому отряду свой возраст, помощь младшим;

2) советы командиров- один из органов самоуправления, дети решали все сами;

4) педагогика параллельного действия – воздействие со стороны Макаренко и командиров;

5) система перспективных линий – ближняя-завтрашняя радость ребенка, средняя, дальняя-воспитание нравственных людей;

6) создание отношение ответственной зависимости, м/у членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие единство целей деятельности (рабочее сплочение).

Януш Корчак. Основная идея: «Воспитатель должен любить детей»:

Нельзя мерить детей на взрослый аршин – нельзя сравнивать ребенка со взрослым, т.к. душа ребенка очень ранима, воспитатель должен любить, понимать детей;

Проступок ребенка по своему ценен, потому что в конфликтах с совестью и вырабатывается моральная стойкость. Пусть дитя грешит (дать ребенку возможность исправиться, прощать ребенка, помогать ребенку решать проблемы);

Всякое общение с ребенком без любви – это общение без внимания. Пустое общение. Оно пагубно для детей;

Если жизнь требует клыков, разве в праве мы вооружать детей одним румянцем стыда тихими вздохами? Твоя обязанность – воспитать людей, а не овечек (нам нужны борцы. А не овечки; воспитать ребенка так, чтобы он смог дать отпор, отстаивать свою позицию).

В.А. Сухомлинский. Основные направления научной и практической деятельности:

1) развитие учения о коллективе;

2) разработка методики работы с отдельной личностью: умение учителя познать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное»; задача школы не просто передать знания, но открыть перед каждым те сферы развития духа, где ученик может достичь вершины, проявить себя, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым; воспитание у ребенка личного отншения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами, обществом и собственной совестью; забота о богатой духовной жизни ребенка, об его здоровье;

3) воспитание у подрастающего поколения нравственности и гражданственности. Идеи Сухомлинского о путях нравственного воспитания основываются на природе ребенка, его психологических особенностях, а воспитание он понимает как постоянное духовное обогащение учителя и ребенка;

4) разработка основ школоведения;

5)воспитание любознательности, интереса к знаниям, науки. Задача Сухомлинского – давать детям глубокие, прочные знания;

6) воспитание чувства ответственности у детей.

И.П. Иванов. Концептуальная идея:воспитание отношений, которые носят характер заботы об улучшении жизни в целом и о каждом воспитаннике. Формула системы: Цель – воспитание общественно активных и творческих людей. Содержание – общественная активность, улучшение окружающей жизни. Методы – рассказ, изъяснение, убеждение, создание воспитывающих ситуаций, «совет по секрету», поощрение. Формы – КТД, игры, беседы, экскурсии, кружки. Педагогические условия – 1) включение каждого ребенка в совместную деятельность

2) отношение педагогов к воспитаннику как к младшему товарищу;

3) развитие в единстве всех 3-х сфер личности (рацио, эмоцио, действие);

4) способы воздействия педагога направлены как на детей, так и на себя;

5) использование различных видов воспитательного воздействия (открытое, незаметное).

Результат – какого человека воспитала система? (коллективиста, творца, общественно-активного человека)

К современным концепциям воспитания можно отнести концепции Е.В. Бондаревской, О.Газмана, Н.Е.Щурковой.

Концепция Е.В. Бондаревской.Цель воспитания – «человек культуры». Культурный человек – это воспитанный человек. Человек культуры – это эталон к которому надо стремиться. Содержательный анализ «человека культуры» и необходимые условия для воспитания:

Личность свободная, способная к самоопределению. Свобода каждой личности – это свобода выбора. Интересы др человека не должны игнорироваться. Чувства собственного достоинства, независимость суждения, умение принимать самостоятельное решение, нести ответственность за свои поступки – это составляющие свободной личности. Условия для воспитания: исключить авторитарные методы и формы, обеспечивая ребенку ситуацию выбора и вариативное обучение.

Личность гуманная. Милосердие, доброта, способность к сопереживанию, альтруизм (безвозмездная помощь), понимание ценностей и неповторимости другого человека. Условия для воспитания: гуманитаризация содержания образования, ориентированная на общечеловеческие ценности. Гуманизация (уважение к человеку) форм, методов обучения и всей системы воспитательных отношений.

Личность духовная. Развитие творческой индивидуальности. Условия для воспитания: побуждать личность к самопознанию и саморазвитию, поиску смысла жизни. Способствовать осмыслению общенациональных ценностей.

Наличие практической подготовки к жизни. Нужно готовить детей к практической деятельности, к инновациям. Условия для воспитания: готовить детей к жизни в условиях рыночной экономики, межнационального общения, повышения роли частной жизни (овладевать основами экономики, компьютерной грамотности, языками мира, бережного отношения к своему психическому и физическому здоровью).

Личность творческая. Личность стремящаяся что-то изменить. Условия для воспитания:создавать условия для развития чувства нового, стремления к созиданию. Поощрять преобразующую деятельность.

Способность к культурной идентификации. Идентификация – принадлежность (например, к национальной культуре). Условия для воспитания: способствовать осознанию школьника, его принадлежности к определенной культуре, интериоризация ее ценностей. Интериоризация – принятие ценностей из внешнего во внутреннее (в себя). Например, у человека, любящего родину формируется ценность патриотизма.

Концепция Газмана. Концептуальное содержание деятельности классного воспитателя (руководителя). Основные положения концепции:

Человек – цель всей социальной политики государства;

Заказчики содержания воспитания – государство, общество, семья, сам человек. До перестройки все школы работали по одной программе, по одному плану. Сейчас дети могут учиться в разных школах (частные школы, воскресные). Это потребности общества.

В сфере воспитания все должно быть построено на основе учета принципа добровольности, мотивов личности, ее потребностей. Ребенок в воспитательном процессе субъективно свободен, он хозяин своих ценностей. Нельзя навязывать ценности.

Реализм в постановке цели воспитания м в подборе средств воспитания.

Цель воспитания – формирование базовой культуры личности.

Компоненты базовой культуры личности:

Культура жизненного самоопределения – самопознание, саморазвитие. Человек – цель государства, а не средство; я сам определяюсь в системе ценностей;

Экономическая культура и культура труда;

Политическая, демократическая и правовая культура (довести до сознания учеников требования правовых норм; добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, получить внутреннюю санкцию (мотивация));

Интеллектуальная (осмыслить значимость интеллектуального труда; проявить любовь к умственному труду; ознакомиться с умениями и навыками организации умственного труда), нравственная, экологическая (формирование у школьников ответственного бережного отношения к природе), физическая культура (содействовать правильному физическому развитию детей; развитие двигательных умений и навыков);

Культура общения и культура семейных отношений (влияние семьи на ребенка).

В.А. Караковский: общечеловеческие ценности – земля, отечество, семья, труд, знание, культура, мир, человек.

Н.Е. Щуркова: ценности выступающие ориентиров в воспитании – человек (уважать человека, помогать, стараться понять), природа, общество, родина, знание, труд, прекрасное.

Классические концепции воспитания

Воспитание как общественное и педагогическое явление

Воспитание-это управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.
Сущностные особенности воспитания:
  1. Целенаправленность
  2. Многофакторность
  3. Длительность
  4. Непрерывность
  5. Комплексность
  6. Вариативность
  7. Двусторонний характер
Диалектика воспитательного процесса заключается в непрерывнос- ти, подвижности, изменчивости его развития.
Движущие силы воспитательного процесса — это его внутренние и внешние про- тиворечия. Внутренние противоречия – между потребностями личности и возможностями их удовлетворения. Внешние противоречия – между школой и семьёй; теорией и практикой; словом и делом и т.д.
Читать еще:  Современные подходы в теории и практики воспитания

Воспитание в системе образования. Характеристика понятий «воспитание», «самообразование», «перевоспитание».

Проблемы воспитания на современном этапе развития общества

— Нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. — Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей ипедагогов. — Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав.
Проблемы
— Нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. — Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей ипедагогов. — Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. — Родителями копируется линия поведения, которая применялась по отношению к ним в детстве. — Применение родителями по отношению к своему ребенку противоположного метода воспитания применяемого к ним в детстве. — Строгого характера отца, требующего беспрекословного послушания, и мягкости матери, которая всячески потакает капризам ребенка.
Проблемы в семье
— Приводит к страхам и вспышкам агрессии. — Ребенок не имеет четких моральных и этических установок, без которых не возможно гармоничное развитие личности.
Последствия

Основные принципы гуманистического воспитания

Проблема цели воспитания. Диалектика цели воспитания

Факторы, влияющие на постановку цели воспитания:
Потребности общества
Потребности производства
Экономический уровень развития общества
Идеология и политика государства
Представления и стремления прогрессивно мыслящих людей
Требования господствующего класса
Возможности учителей и воспитателей
Уровень цивилизованности общества
Идеал человеческого воспитания
Уровень развития педагогической науки и практики
Возможности учебно-воспитательных заведений

6.Зарубежные и отечественные теории развития личности

Неопозитивизм П. Хере, Дж. Вильсон, Р. С. Питерс, А. Харрис, М. Уорнок, Л. Кольберг
Цель: В воспитании главное внимание должно быть уделено развитию человеческого я, так как Человек сам программирует свое развитие, которое в свою очередь оказывает воздействие на его социальный опыт
1. Воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей и ориентировано на интересы ребенка, сохранение его самобытности. 2. Полная гуманизация системы воспитания, справедливость как высший принцип отношений между людьми. 3. Лишь с помощью логического познания и рационального мышления как главного критерия зрелости личности она сможет проявить способность к самореализации, к общению с другими членами общества
Прагматизм Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи, Т. Брамсльд, А. Маслоу, Э. Кэлли
Цель: «Самовыявление» данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей. С позиции индивидуального опыта утверждают, что человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-нибудь заранее сформулированными принципами и правилами.
1. Школа не должна быть оторвана от жизни, обучение – от воспитания. Обучение и воспитание следует осуществлять в процессе выполнения конкретных практических дел. 2. В учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учеников, всемерно ее развивать и стимулировать. 3. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка: «. мы должны стать на место ребенка
Гуманистическая педагогика К. Роджерс, А. Маслоу
Цель: Смысл воспитания состоит в том, чтобы разбудить собственные стремления ребенка к самоактуализации
1. Право учащихся быть субъектами. Становление личности во многом зависит от активности самого человека. 2. Свободная школа, т.е. самоуправление в условиях доверительного общения и сотрудничества. 3. Принципы и приемы психотерапии
Бихевиоризм Б. Ф. Скиннер, Дж. Уотсон, А. Лазарус, А. Бандура, К. Халл, Э. Толмен, С. Пресси
Цель: Человеческое поведение – управляемый процесс. Оно обусловлено применяемыми стимулами и требует положительного подкрепления. Воспитание ориентировано на оперантное поведение человека
1. Цепочка формирования заданного поведения: «стимул-реакция-подкрепление» (S-R-P). 2. Основной механизм закрепленияу обучающегося знаний, умений, навыков и даже мышления – своевременное подкрепление в виде наград и наказаний. 3. Моральное совершенствование человека заключаетсяв умении приспособиться к окружающей среде. 4. Процесс воспитания/обучения управляется с помощью рациональных алгоритмов, стимулирующих индивидуальную деятельность

Классические концепции воспитания

А.С.Макаренко

Основные идеи теории воспитательного коллектива:

· Педагогика параллельного действия.

· Система перспективных линий.

· Создание отношений ответственной зависимости.

Януш Корчак

Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 103 ;

Классические концепции воспитания таблица

1.11.3. Классические педагогические концепции XIX века

В числе классических педагогических концепций XIX в. большую известность и широкое практическое воплощение получила кон­цепция немецкого психолога и педагога Иоганна Фридриха Гербарта (1776 – 1841), по которой ученик предстает в качестве объекта обучения и воспитания, где тщательно разработана сис­тема средств жесткого педагогического управления ребенком, а система обучения носит ярко выраженный сословный характер. Концепция И.Ф.Гербарта представляет собой сплав педагогики, психологии и этики, причем ведущая роль, в отличие от предше­ствующих педагогических концепций, принадлежит глубокому пси­хологическому обоснованию образовательного процесса. Педагогику немецкий просветитель рассматривал как науку и искусство. Как науку педагогику образует сумма теорем об искусстве воспитания. Само искусство воспитания образует сумма навыков, приобретаемых в постоянном действии, соответствующих этим теоремам. Показателем искусства воспитания служит умение обращаться со всяким возрастом и характером.

Обучение и воспитание И.Ф.Гербарт рассматривал как еди­ный процесс, в связи с чем ввел в категориальный аппарат педа­гогики термин «воспитывающее обучение».

Воспитывающее обучение должно быть направлено на развитие многостороннего интереса, имеющего, согласно И.Ф.Гербарту, шесть ви­дов: эмпирический – интерес к окружающему миру; умозрительный – к причинам вещей и явлений; эстетический – к прекрасному; симпатический – к близким людям; социальный – ко всем людям; религиозный. Основой развития интереса он считал возбуждение и поддержание внимания. Широта интересов – основа самодеятельности.

Учебно-воспитательный процесс И.Ф.Гербарт разделил на три блока: управление, обучение и нравственное воспитание. Под уп­равлением понималось дисциплинирование детей. В качестве ме­тодов дисциплинирования предполагалось использовать угрозу, надзор, приказание, запрещение, наказание. При этом И.Ф.Гер­барт подчеркивал, что дисциплинирование детей должно смяг­чаться любовью и снисходительностью к ним.

Процесс обучения И.Ф.Гербарт представил в виде «естествен­ной последовательности» четырех ступеней: две («ясность» и «ас­социация») – по углублению обучения, под которым понимался выход на новые знания, и две («система» и «метод») – по осмыс­лению обучения, т.е. соединению новых знаний с уже имеющи­мися. На первых двух ступенях применяются такие методы обуче­ния, как наглядность и беседа, на двух других – самостоятельная работа учащихся и слово учителя. (Таблица 5)

Таблица 5. – Схема ступеней обучения (по Гербарту)

1. Ясность. Углубление в знания в состоянии покоя

Рассказ учителя, показ нового материала

2. Ассоциация. Углубление в знания в состоянии движения.

Ученик связывает воспринятые знания

с имеющимися представлениями

3. Система. Осмысливание в состоянии покоя. Ученик приводит полученные элементы знаний в систему, делает выводы

Выводы, обобщения, определения, формулы

4. Метод. Осмысливание в состоянии движения

Применение правил на практике (решение задач, упражнений и т.д.)

Нравственное воспитание, по Гербарту, строится на пяти нрав­ственных идеях: это внутренняя свобода, делающая человека цель­ным; совершенство, дающее внутреннюю гармонию; благораспо­ложение, заключающееся в согласовании воли одного человека с волей других людей; права, применяемые в случае конфликта; справедливость. Человек, глубоко осознавший эти идеи, не бу­дет, как полагал немецкий просветитель, вступать в конфликт с окружаю­щим миром. При этом основной закон нравственного воспитания– опора на положительное в ребенке.

Читать еще:  Концепция воспитания учащейся молодежи

Идея жесткого управления педагогическим процессом, лежа­щая в основе теории И.Ф.Гербарта, явилась основанием для отнесения ее к авторитарным педагогическим концепциям.

В центре научных интересов другого немецкого педагога Фрид­риха Адольфа Вильгельма Дистервега (1790 – 1866) были пробле­мы народной школы как школы развития у детей самостоятель­ного мышления и активности и подготовки учителя для нее. Ф.А.Дистервег выделял два аспекта общечеловеческого воспита­ния: с одной стороны, школьное образование на первой его сту­пени не зависит от социальной принадлежности ребенка, все без исключения должны воспитываться «в широком, высоком и воодушевляющем смысле слова»; с другой стороны, начальные ступени любых учебных заведений должны содержать единые знания и нравственные установки, тем самым закладывая основы общего образования человека в широком смысле слова.

Таким путем, по мысли Ф.А.Дистервега, можно обеспечить не только природосообразность образования в соответствии с сущ­ностью самого человека, но и единство, равноправие, связь каж­дого со всеми индивидами и обществом в целом. Важной задачей образования признавалось воспитание национального самосозна­ния в духе добра, справедливости, гуманности, религиозной тер­пимости, солидарности с человечеством. Другие важные задачи образования он видел в воспитании у детей человеческого и национального достоинства, всестороннем развитии их умственных; способностей, становлении характера, основу которого должен составить интеллект.

Ф.А.Дистервег сформулировал три важнейших принципа об­разования. Первый – принцип природосообразности, означающий соответ­ствие образования природным особенностям ребенка, учет зако­нов ею естественного развития. На этой основе немецкий ученый выделил три периода в школьном возрасте ребенка: 6 – 9 лет (повышенная физическая активность, склонность к игре, любовь к сказкам, сенсорное воспитание) – чувственное познание, упражнение чувств; 9 – 14 лет (развитие памяти, накопление представлений об окружающем мире) – развитие абстрактного мышления, умения делать выводы, сравнивать, анализировать; 14 – 16 лет – развивать мышление, твердые нравственные убеждения. Второй принцип – принцип культуросообразности, требую­щий учитывать в содержании воспитания исторически достигну­тый уровень культуры и воспитательный идеал общества. И третий – прин­цип самодеятельности и активности ребенка. По мнению А.Дистервега, реа­лизация этих принципов требует от педагога отказа от всякого насилия в отношении его природных дарований. Напротив, сле­дует всячески содействовать их развитию. Разрабатывая теорию развивающего обучения, немецкий педагог выделил четыре группы дидактических правил: правила обучения, касающиеся ученика; правила обучения, касающиеся материала; правила обучения относительно места и времени; правила обучения, касающиеся учителя.

В XIX веке вопросы образования глубоко анализировались в социальных учениях. Яркими представителями этого направления являются Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895). Теоретики критиковали буржуазное воспитание за классовый характер. Утверждали, что буржуазия дает образование народу лишь в своих интересах, поэтому пролетариат должен захватить власть и уничтожить буржуазное образование. По их идее, только общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность своим членам применять их всесторонне развитые способности. На этой основе разработали теорию коммунистического воспитания, которое включает:

1) умственное образование, способное вооружить подрастающее поколение знаниями основ наук о природе, обществе и мышлении и на их основе сформировать диалектико-материалистическое мировоззрение. «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам»;

2) нравственное воспитание, представляющее собой воспитание духа общественности, социалистического гуманизма, пролетарского интернационализма и патриотизма;

3) физическое воспитание, заключающееся в воспитании здорового, сильного, смелого поколения молодых работников и защитников социалистической родины средствами гимнастики и военных упражнений;

4) политехническое обучение, знакомящее с основными принципами производства и орудиями труда. «Труд и воспитание соединены, но только для целей воспитания», утверждали авторы теории коммунистического воспитания.

Анализ современных концепций воспитания детей, преимущества и недостатки популярных методов

Каждое поколение на этапе своего развития рассматривает современные концепции воспитания и выбирает объективный подход. Методы и приемы постоянно совершенствуются, ведь люди стремятся к тому, чтобы избежать проблем в воспитании и развитии собственных детей.

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Концепция воспитания – это неделимое восприятие главных компонентов воспитания: целей, задач, содержания, форм, методов и предполагаемого результата.

Концепции прошлого столетия

Десятилетиями педагоги и родители разных поколений экспериментируют с подбором способа воспитания детей. Они стараются использовать самый объективный подход, чтобы воспитать личность ребенка и привить ему необходимые умения и нормы.

Так, в XX столетии зародилось несколько концепций воспитания. Самые известные педагоги ушедшего века – К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. П. Никитин и Л. А. Никитина, С. Л. Соловейчик, Я. Корчак.

К. Д. Ушинского можно отнести к педагогам XIX века, однако его главный труд «Педагогическая антропология» в нескольких томах переиздавался в начале двадцатого века, тогда и получил широкую огласку. Известны также его учебные книги «Родное слово» и «Детский мир».

Основа подхода Ушинского – философский взгляд на воспитание. Автор считал, что если такие науки, как психология и физиология, раскрывают организм воспитанника (ребенка), то философия определяет идею и суть воспитания. Ушинский видел создание новой педагогики в противовес консервативной, которая базировалась лишь на нормах поведения учащихся. К. Д. Ушинского волновал внутренний мир ребенка, и он первым заговорил о том, что нет единой системы воспитания для всех народов, у каждого народа свои особенности.

А. С. Макаренко создал колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорников. К Макаренко попадали самые проблемные дети, чьи родители опускали руки. Метод Макаренко работал безотказно. Изначально система создавалась для перевоспитания, а потом стала применяться для воспитания. С точки зрения А.С. Макаренко, основные 3 компонента взаимодействия – общество, коллектив, личность.

Коллектив в понимании Макаренко имел такие признаки:

  • общность цели;
  • общность деятельности;
  • поддержание тесной связи с обществом;
  • соблюдение строгой дисциплины.

Макаренко не был ярым гуманистом, иногда воспитывал жестко, «по-мужски», но его система все же сочетала гуманистические принципы с идеей полноценной трудовой деятельности. Особая роль в его методике отведена дисциплине, которую он считал не методом воспитания, а его результатом. По мнению педагога, у правильно воспитанного человека дисциплина – это отдельная нравственная категория.

В 1988 году ЮНЕСКО признала А. С. Макаренко одним из выдающихся педагогов мира. Он написал «Книгу для родителей», в которой обозначил немаловажную роль семьи в воспитании. Этот педагог достиг таких успехов, что мог сказать: «Воспитание – легкое дело».

Читать еще:  Классические концепции воспитания

Б. П. Никитин и Л. А. Никитина – основоположники современного раннего развития. Концепция этой семейной пары базируется на личном опыте взращивания семерых детей. Никитины всему учились сами, но тогда обществу казалось диким многое из того, что сейчас присутствует в нашей жизни как само собой разумеющееся. Именно Никитины применили такие приемы, как:

  • прикладывание к груди сразу после появления на свет;
  • кормление новорожденного по требованию, особенно в ночные часы;
  • совместный сон матери и ребенка;
  • кормление грудью без введения докорма и допаивания водой как минимум до прорезывания первого зуба;
  • избегание искусственной стерильности дома;
  • присутствие снарядов для спорта в жизни ребенка;
  • свобода в стремлении малыша познавать мир вокруг.

По мнению Никитиных, необходимо развивать творческие способности ребенка. Если малыш имеет врожденные данные, то развитие талантов в раннем возрасте поможет ему реализовать себя в будущем, а игнорирование стремлений может на корню загубить талант. Родитель, по мнению Никитиных, должен создать благоприятную среду для развития ребенка во всех направлениях.

Однако крайности недопустимы: заорганизованность (загрузка ребенка занятиями без свободного времени для творчества и познания мира), равно как и заброшенность (удовлетворение только основных потребностей), оказывает негативное влияние на становление личности.

С. Л. Соловейчик – автор подхода для воспитания свободного и нравственного человека. Самая известная книга – «Педагогика для всех», ставшая сенсацией своего времени. Соловейчик отметил, что воспитание ребенка – это самое древнее из всех человеческих дел, и что не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых.

С. Л. Соловейчика выделил несколько принципов, соблюдая которые, не придется ничего менять в ребенке.

  1. Внутренняя свобода личности – основа развития. Свобода не врожденное состояние, ее можно только воспитать.
  2. Взаимоотношения детей и родителей – доверие между ними формирует уверенность в мире и помогает переживать разочарования.
  3. Цель и задача родителей – воспитать самостоятельного ребенка, который без труда сможет отделиться от них и уверенно уйти во взрослую жизнь.
  4. Возможность развиваться психически и физически — главная ценность воспитания. Родители должны этому способствовать.

Я. Корчак – польский учитель и автор книги «Как любить ребенка».

Советы по взращиванию счастливого ребенка от Януша Корчака:

  1. Любить таким, какой он есть, не пытаться его переделать.
  2. Любить свое чадо безвозмездно и делать для него все, что в силах родителей.
  3. Не обижать, не унижать своего отпрыска и не смотреть на проблемы малыша предвзято или свысока.
  4. Не относиться к ребенку как к собственности или как к вещи, сделанной своими руками. Он – самостоятельная личность и никому не принадлежит.
  5. Любить не только своих, но и чужих детей.

Современный подход к воспитанию детей

В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.

Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.

Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.

Основная мысль, на которой базируется гуманистический подход: личность – высшая социальная ценность.

В основу концепции положены такие идеи:

  1. природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
  2. культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
  3. гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
  4. упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).

Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.

Теория воспитания

Теория воспитания – это система приемов, которая объясняет формирование и изменение личности под влиянием воспитания, обосновывает содержание и раскрывает сущность воспитания.

Концепции воспитания XXI века базируются на нескольких известных теориях:

  1. гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);
  2. поведенческая теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
  3. когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);
  4. биологическая теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
  5. психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).

Технологический подход к воспитанию

Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.

Современные технологии воспитания делятся на три типа:

  1. повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
  2. ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
  3. перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов

Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.

Проблемы современного воспитания

Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.

Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях». Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка. Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.

Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector