221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Концепции ориентированные на коллективное воспитание

Классификация современных концепций воспитания

В силу специфики жанра для анализа концепций более всего уместен фено­менологический подход, суть которого состоит в выявлении смыслов проекти­руемых изменений в педагогической действительности и углублённом позна­нии внутренних источников, связей, механизмов её развития.

Феноменологический метод адекватен гуманистической направленности со­временных концепций воспитания, он позволяет применить для их анализа иную, отличную от системно-деятельностной, шкалу измерений, где точкой от­счёта является не система, а сам человек (ребёнок, учащийся, студент, препода­ватель) в его движении к самому себе, к своей сущности, социальности, инди­видуальности, духовности, где система становится не целью, а лишь средством, условием, средой его полноценного личностного развития.

Феноменологический анализ предписывает выявление таких сущностных характеристик концепций, как их направленность на проектирование опреде­лённого типа воспитания и соответствующего ему типа личности, обоснование базовых воспитательных процессов и смыслов проектируемых изменений в воспитании. С этих позиций нами выделены следующие виды концепций:

1. Концепции социального воспитания, основан­ные на идеях системно-социального проектирования

(Б.П. Битинас, В.А. Бочарова, С.В. Дармодехин, А.В. Мудрик, Г.Н. Аилонов, М. И. Шилова и др.)

2. Общественно-ориентированные концепции коллективного воспитания, основанные на об­щечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого воспитания, про­ектирования и укрепления воспитательных систем.

(И.А. Зимняя, В.А. Караковский, 3.А. Малькова, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Н.Л. Селиванова, А.И. Шемшурина и др.)

3. Личностно ориентированные культурологические концепции, основанные на человекоцентрированной картине мира, личностном и культурологическом подходах, идеях развития воспитания в кон­тексте культуры, национально-культурной идентификации, гуманизации вос­питания

(Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, Н.Б. Крылова, В.В. Сериков, Е.Ш. Ямбург и др.)

4. Личностно ориентированные концепции самоорганизуемого воспитания, основанные на идеях синергетического под­хода.

(С.В. Кульневич, Н.М. Таланчук)

Анализ показал, что в кризисном, дестабилизированном обществе утрачи­вают своё формирующее значение концепции воспитания, ориентированные на социум и передачу социального опыта, поскольку ребёнок мыслится в них как объект воздействия школы, общества, государства, которые, будучи в кризис­ном состоянии, не имеют для этого ни действенных социально-педагогических механизмов, ни эффективных воспитательных средств. Концепция воспитания в нестабильном, разбалансированном обществе не может быть построена и на идеях абстрактного гуманизма. Она должна, очевидно, базироваться на выявле­нии реальных особенностей социальной ситуации детства, характерных для со­временного российского общества, изучении естественных трудностей социо­культурной адаптации личности в кризисном обществе, где трудно решаемые экономические, военные, межнациональные и другие проблемы обостряют не­обходимость поиска вариативных стратегий воспитания детей, имеющих жиз­ненные проблемы. В связи с этим приоритетное значение приобретают концеп­ции, ориентированные на личные жизненные проблемы детей, на педагогиче­скую помощь и поддержку ребёнка в ситуации его собственной жизни, на во­влечение его в жизнетворчество. В кризисной ситуации возникает новый смысл понятия «воспитание», которое из деятельности по управлению развитием лич­ности превращается в гуманитарную практику и реализуется как деятельность по обучению детей жизни, жизнетворчеству, самоорганизации, укреплению ду­ховно-нравственных основ личности.

Таким образом, изменяются представления о сущности и функциях воспита­ния в современном обществе.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ

Воспитание является родовым понятием в системе педагогического знания, поскольку в отечественной культурно-педагогической традиции педагогика всегда определялась как наука о воспитании подрастающих поколений и чело­веческих индивидов, личностей.

Этимология термина «воспитание» раскрывает путь духовного возвышения человека: древнерусское «възъпитание» – возвышенное питание, украинское «виховати» – извлекать спрятанное – свидетельствуют о духовно-ценностной воспитательной традиции наших предков.

Однако содержание термина «воспитание» претерпело и продолжает пре­терпевать существенные изменения.

В советский период возник и закрепился дуализм в трактовке понятия «вос­питание» в «широком» и «узком» смысле: в первом случае под воспитаниемпонималась совокупная воспитательная (точнее – идеологическая) работа всех государственных и общественно-политических институтов воспитания, во вто­ром – целенаправленная воспитательная деятельность педагогов и родителей, отличная от обучения, направленная на формирование определённых качеств личности. Такое распределение было обусловлено тем, что в тоталитарном го­сударстве теоретическая работа по определению целей, принципов, идейных установок воспитания осуществлялось «сверху» – в политических структурах, а педагогическая наука лишь «разъясняла» эти цели, определяла соответст­вующее им содержание, условия, методы воспитания, критерии воспитанности.

Открыто заняв объектную позицию, педагогическая наука соответственно трактовала и объект своего исследования. Воспитаниеопределялось как целе­направленная педагогическая деятельность, обеспечивающая выполнение соци­ального заказа по формированию личности, принимающей и реализующей в своём поведении коммунистические идеалы и установки правящей партии. В связи с этим обратим внимание читателей на то, что ни одно из находившихся в педагогическом «обороте» в тот период определений воспитания не отражает и не подчёркивает его активный характер и индивидуально-личностную направ­ленность. Чаще всего под воспитанием в широком значении подразумевается процесс организованной и целенаправленной подготовки подрастающего поко­ления к жизни. Под воспитаниемже в узком смысле – преднамеренное и сис­тематическое воздействие взрослых на поведение детей и подростков. Опреде­ляя воспитание как воздействие, педагоги, хотели они этого или нет, утвержда­ли его насильственный характер.

В массовой практике воспитание понималось как специально ор­ганизованный, педагогически управляемый процесс воздействия на личность для формирования у неё желаемых воспитателям качеств. Воздействие имело тоталитарный характер, распространялось на сознание, чувства, поведение, всю систему отношений личности. Объектное отношение к человеку привело к тому, что с воспитанием стали связывать покушение на духовную свободу лично­сти, на её уникальность и самобытность. Воспитание обесценилось, возник кри­зис его смыслов, было утрачено доверие к нему.

Заметим, что на концепцию воспитания в советский период оказала влияние не только идеология, но и утвердившаяся в XX веке научно-техническая карти­на мира, основным принципом которой стал деятельностный подход. Магия деятельностного подхода была столь велика, что даже выдающиеся психологи и педагоги того времени не избежали преувеличения деятельностной сущности воспитания. Во всех определениях воспитания тех времен деятельностный ха­рактер воспитания представлен достаточно убедительно, а его культурная, ду­ховная сущность только подразумевается. Именно с деятельностным подходом коррелировали определения, раскрывающие сущность воспитания с помощью терминов «воздействие», «формирование», «организация деятельности» и т.п.

Разработка в 60-70-х годах XX века теорий, систем и технологий развиваю­щего обучения способствовала проникновению в теорию воспитания категории «развитие» и вызвала её поворот к личности ребёнка. Х.И. Лийметс был одним из первых, кто определил воспитание как управление развитием личности. За­тем такое определение упрочилось в педагогике благодаря исследованиям, про­водившимся в научной школе Л.И. Новиковой.

Представление о воспитании как управлении развитием личности стало зна­чительным шагом в гуманизации теории воспитания, но одновременно породи­ло множество проблем, связанных с вопросом «Что и как развивать?».

Ответ, который дают различные концепции воспитания на поставленный выше вопрос, детерминирован заложенными в них представлениями о лично­сти.

Становление культурно-исторической педагогики даёт новые подтвержде­ния тому, что личность – это не только социально-деятельностная структура, но и духовная, нравственная, культурная субстанция человека. Рассматривая личность в контексте культурно-исторической педагогики, мы считаем, что личность – это человек (ребёнок), имеющий свою жизненную историю, интег­рированный в определённую культурную среду, обладающий свойствами субъектности, самореализующийся в свободно избираемых видах жизнедеятельно­сти, находящийся в процессе саморазвития, поиска смыслов и собственной ин­дивидуальности.

Личность ребёнка ещё не завершена, многое в ней только намечено, а мно­гое ещё не успело проявиться, это не целостная духовная структура, она нахо­дится в состоянии самостроительства, поиска собственного «лика» и личност­ных смыслов собственного бытия. Все это указывает на то, что приоритетной сферой развития личности является ценностно-смысловая. Это означает, что воспитание, претендующее на управление развитием личности, должно иметь целью и главным предметом воспитательной деятельности ценностно-смысловое развитие ребёнка. Таким образом, воспитание – это смыслом по­рождающий процесс.

Читать еще:  Как научить ребенка считать 2 класс методика

Поскольку смыслы могут быть найдены лишь в культуре, важнейшей функ­цией воспитания является приобщение детей к ценностям культуры. При этом собственные усилия личности в их осмыслении приобретают приоритетное значение. Учитывая это, можно дать следующее определение воспитания.

Воспитание – это самоорганизуемый процесс приобщения ребёнка к ценно­стям культуры, включения его в социокультурный опыт, развития ценностно-смысловой сферы сознания, становления индивидуальности, осуществляемый при участии и педагогической поддержке взрослых, школы, общества и госу­дарства.

Другой вариант определения базового понятия может быть таким:

Воспитание – это культуросообразный, социо- и личностно ориентированный педагогический процесс, направленный на приобщение ре­бёнка к ценностям культуры, овладение им социальным опытом, развитие цен­ностно-смысловой сферы его сознания, становление его личности и индивиду­альности.

Анализ современных концепций воспитания детей, преимущества и недостатки популярных методов

Каждое поколение на этапе своего развития рассматривает современные концепции воспитания и выбирает объективный подход. Методы и приемы постоянно совершенствуются, ведь люди стремятся к тому, чтобы избежать проблем в воспитании и развитии собственных детей.

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Концепция воспитания – это неделимое восприятие главных компонентов воспитания: целей, задач, содержания, форм, методов и предполагаемого результата.

Концепции прошлого столетия

Десятилетиями педагоги и родители разных поколений экспериментируют с подбором способа воспитания детей. Они стараются использовать самый объективный подход, чтобы воспитать личность ребенка и привить ему необходимые умения и нормы.

Так, в XX столетии зародилось несколько концепций воспитания. Самые известные педагоги ушедшего века – К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. П. Никитин и Л. А. Никитина, С. Л. Соловейчик, Я. Корчак.

К. Д. Ушинского можно отнести к педагогам XIX века, однако его главный труд «Педагогическая антропология» в нескольких томах переиздавался в начале двадцатого века, тогда и получил широкую огласку. Известны также его учебные книги «Родное слово» и «Детский мир».

Основа подхода Ушинского – философский взгляд на воспитание. Автор считал, что если такие науки, как психология и физиология, раскрывают организм воспитанника (ребенка), то философия определяет идею и суть воспитания. Ушинский видел создание новой педагогики в противовес консервативной, которая базировалась лишь на нормах поведения учащихся. К. Д. Ушинского волновал внутренний мир ребенка, и он первым заговорил о том, что нет единой системы воспитания для всех народов, у каждого народа свои особенности.

А. С. Макаренко создал колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорников. К Макаренко попадали самые проблемные дети, чьи родители опускали руки. Метод Макаренко работал безотказно. Изначально система создавалась для перевоспитания, а потом стала применяться для воспитания. С точки зрения А.С. Макаренко, основные 3 компонента взаимодействия – общество, коллектив, личность.

Коллектив в понимании Макаренко имел такие признаки:

  • общность цели;
  • общность деятельности;
  • поддержание тесной связи с обществом;
  • соблюдение строгой дисциплины.

Макаренко не был ярым гуманистом, иногда воспитывал жестко, «по-мужски», но его система все же сочетала гуманистические принципы с идеей полноценной трудовой деятельности. Особая роль в его методике отведена дисциплине, которую он считал не методом воспитания, а его результатом. По мнению педагога, у правильно воспитанного человека дисциплина – это отдельная нравственная категория.

В 1988 году ЮНЕСКО признала А. С. Макаренко одним из выдающихся педагогов мира. Он написал «Книгу для родителей», в которой обозначил немаловажную роль семьи в воспитании. Этот педагог достиг таких успехов, что мог сказать: «Воспитание – легкое дело».

Б. П. Никитин и Л. А. Никитина – основоположники современного раннего развития. Концепция этой семейной пары базируется на личном опыте взращивания семерых детей. Никитины всему учились сами, но тогда обществу казалось диким многое из того, что сейчас присутствует в нашей жизни как само собой разумеющееся. Именно Никитины применили такие приемы, как:

  • прикладывание к груди сразу после появления на свет;
  • кормление новорожденного по требованию, особенно в ночные часы;
  • совместный сон матери и ребенка;
  • кормление грудью без введения докорма и допаивания водой как минимум до прорезывания первого зуба;
  • избегание искусственной стерильности дома;
  • присутствие снарядов для спорта в жизни ребенка;
  • свобода в стремлении малыша познавать мир вокруг.

По мнению Никитиных, необходимо развивать творческие способности ребенка. Если малыш имеет врожденные данные, то развитие талантов в раннем возрасте поможет ему реализовать себя в будущем, а игнорирование стремлений может на корню загубить талант. Родитель, по мнению Никитиных, должен создать благоприятную среду для развития ребенка во всех направлениях.

Однако крайности недопустимы: заорганизованность (загрузка ребенка занятиями без свободного времени для творчества и познания мира), равно как и заброшенность (удовлетворение только основных потребностей), оказывает негативное влияние на становление личности.

С. Л. Соловейчик – автор подхода для воспитания свободного и нравственного человека. Самая известная книга – «Педагогика для всех», ставшая сенсацией своего времени. Соловейчик отметил, что воспитание ребенка – это самое древнее из всех человеческих дел, и что не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых.

С. Л. Соловейчика выделил несколько принципов, соблюдая которые, не придется ничего менять в ребенке.

  1. Внутренняя свобода личности – основа развития. Свобода не врожденное состояние, ее можно только воспитать.
  2. Взаимоотношения детей и родителей – доверие между ними формирует уверенность в мире и помогает переживать разочарования.
  3. Цель и задача родителей – воспитать самостоятельного ребенка, который без труда сможет отделиться от них и уверенно уйти во взрослую жизнь.
  4. Возможность развиваться психически и физически — главная ценность воспитания. Родители должны этому способствовать.

Я. Корчак – польский учитель и автор книги «Как любить ребенка».

Советы по взращиванию счастливого ребенка от Януша Корчака:

  1. Любить таким, какой он есть, не пытаться его переделать.
  2. Любить свое чадо безвозмездно и делать для него все, что в силах родителей.
  3. Не обижать, не унижать своего отпрыска и не смотреть на проблемы малыша предвзято или свысока.
  4. Не относиться к ребенку как к собственности или как к вещи, сделанной своими руками. Он – самостоятельная личность и никому не принадлежит.
  5. Любить не только своих, но и чужих детей.

Современный подход к воспитанию детей

В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.

Читать еще:  Методы нравственного воспитания дошкольников

Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.

Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.

Основная мысль, на которой базируется гуманистический подход: личность – высшая социальная ценность.

В основу концепции положены такие идеи:

  1. природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
  2. культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
  3. гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
  4. упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).

Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.

Теория воспитания

Теория воспитания – это система приемов, которая объясняет формирование и изменение личности под влиянием воспитания, обосновывает содержание и раскрывает сущность воспитания.

Концепции воспитания XXI века базируются на нескольких известных теориях:

  1. гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);
  2. поведенческая теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
  3. когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);
  4. биологическая теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
  5. психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).

Технологический подход к воспитанию

Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.

Современные технологии воспитания делятся на три типа:

  1. повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
  2. ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
  3. перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов

Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.

Проблемы современного воспитания

Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.

Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях». Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка. Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.

Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.

Основные концепции воспитания коллектива.

Существует множество определений «группы» и «коллектива», которые изменялись по мере развития общества. На современном этапе коллектив (от лат. Kollectivus – собирательный) можно определить как организованную группу людей, объединенных общими усилиями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью.

Коллектив определяется как социальная группа; одно из значений слова «группа» в ряде европейских и русском языке – «круг» (В. Даль – «кружок»). Идея группы отражает представление о равенстве входящих в ее состав лиц, о ее целостности и внутреннем единстве.

Итак, группа – совокупность свободно объединившихся, равно полезных друг другу людей, в процессе кооперативного взаимодействия, удовлетворяющих личные запросы и интересы.

Коллектив для человека – это:

· Сфера его жизнедеятельности, так как значительную часть жизни он проводит в рамках различных коллективов, общественных объединений, коопераций, ассоциаций – трудно представить себе полнокровную жизнь современного человека, не вступающего в разветвленную систему производств, интеллекта, социальной политики, художественного творчества и иных взаимодействий с другими людьми;

· Сфера самоутверждения, самовыражения и самореализации. Только в системе коллективных связей и отношений человек может сопоставлять самоуважение с тем, как его оценивают другие, выразить свою индивидуальность, реализовать свои возможности;

· Сфера общения. Здесь реализуются естественные потребности человека в диалоге, выполнение перцептивной, коммуникативной, интерактивной функции;

· Гарант защиты и поддержки;

· Модель общества – основная база накопления опыта взаимодействия личности с обществом, освоение социальных ролей;

· Носитель социально-нравственных норм и ценностей, реализуемых в системе коллективной деятельности и коллективных отношений;

· Духовное, ценностно-ориентированное единство людей, организационная структура коллектива людей является средством достижения общих, а следовательно личностных целей.

2. Роль коллектива в социализации личности.

Человек — существо социальное, его развитие не возможно без контакта, без совместной деятельности с другими людьми. Он неосознанно стремиться к обществу, и в то же время человек испытывает желание выделиться, осознает себя не составной частью общей массы, а неповторимой яркой индивидуальностью. При этом ему важно, чтобы эту неповторимость видели и ценили окружающие его люди. Эти желания составляют три группы задач его социальной деятельности:

1. Социальная адаптация – активное приспособление к условиям среды, общества в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями и мотивами.

2. Социальная автономизация (индивидуализация) – реализация совокупных установок на себя, выделение себя из группы различными средствами, осознание себя как личности.

3. Интеграция (в сочетании некоторых групп задач) – достижение взаимодействия между личностью и группой (обществом), соотнесение личностных интересов с интересами общества.

Социализация начинается практически с рождения ребенка. Главную роль в этом процессе играет детский коллектив, который является основной базой накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретает ребенок в семье, через общение со сверстниками, в неформальных внешкольных условиях, через СМИ, чтение книг. В ученическом коллективе его освоение планируется и направляется педагогом. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции), а членом других становится в силу, определенных условий. Будучи членом коллектива, воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые присущи этому коллективу. Коллектив открывает возможность накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гуманизм, инициативность, ответственность, справедливость.

Проявление социальной активности каждый воспитанник осознает коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности.

Благодаря коллективу формируются: самооценка и самоуважение, интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков. Незаменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей, так как она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, проявляя взаимопомощь. Через участие в трудовых делах воспитанники включаются в экономические отношения, узнают об экономических проблемах предприятий, арендных и подрядных коллективов. Различные виды деятельности в коллективе способствуют развитию воспитанников, вызывая чувства сопереживания, сочувствия.

Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятную возможность для формирования социально ценностной сущности личности и проявление ее индивидуальности. Детский коллектив – важный фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаются его членами и воспринимаются как свои личные.

3. Типологии коллективов, основные признаки ученического коллектива.

Существуют различные типологии коллективов:

1. По содержанию объединяющей их членов деятельности. Виды:

· Учебные. Членов коллектива объединяет учебно-познавательная деятельность; основные формы объединений – образовательное учреждение, учебные классы, учебная группа;

· Трудовые, объединены совместной трудовой деятельностью, основные формы объединений – предприятия, организации, учреждения, кооператив и т.п., их структурные подразделения (цех, отдел, бригада и т.д.);

· Научные, объединены общей программой научного исследования деятельности; основные формы – исследовательские группы, кафедры, лаборатории; НИИ, ВННК и др.;

· Общественно-политические, объединены духовными и общественными идеалами и устремлениями, политические цели и программы, социально-профессиональные интересы, а также деятельность, направленная на их реализацию; формы объединений – общественные организации, движения, союзы, ассоциации, партии;

· Художественно-творческие, объединены деятельностью в определенной области искусства и культуры; основные формы – творческие мастерские, труппы, творческие союзы, клубы, учреждения культурно-просветительского профиля;

· Клубные, непрофессиональная деятельность, в основе которой лежат их интересы и увлечения (хобби), стремление к межличностному общению, потребности в организации досуга; клубы, кружки ит.д.;

· Спортивные, совместная спортивная деятельность; команды, секции, спортивные школы, общества.

2. По внешне заданной функции (коллектив – инструмент, средство):

· Производственная, для решения конкретного социально производственной задачи: коллектив предприятий, воинской части, педагогический коллектив и т.д.;

· Воспитательная, с целью реализации воспитательных (образовательных) задач, состоит из двух взаимосвязанных относительно самостоятельных – детского и педагогического коллективов.

3. По степени сложенной структуры и опосредовательности межличностных отношений:

· Первичные, небольшие, обеспечение непосредственное межличностное взаимодействие и общение: коллектив класса, группы, бригады;

· Вторичные, более сложные по составу, состоящие из ряда первичных; при наличии общих для всех членов коллектива целей и задач содержания их деятельности могу быть различными, отсутствие или ограничены прямые межличностные контакты;

4. По юридическому (социальному) фиксированному статусу:

· Формальные, юридически фиксированный статус, осуществление социально заданной деятельности;

· Неформальные, добровольно объединяются на основе общих интересов, личностных симпатий, взаимной пользы.

5. По длительности функционирования:

4. Концепции воспитания коллектива А.С. Макаренко.

Педагогическое наследие А.С. Макаренко широко известно в России. По его рекомендациям работают колонии для малолетних преступников за рубежом. Его опыт и теория является фундаментом теории и практики социальной педагогики.

Концепция социального воспитания была основана на формировании личности в новых социальных условиях. Огромен вклад в поиски путей социального воспитания. По его мнению, трудовая колония – наиболее подходящее социальное учебно-воспитательное учреждение для воспитания нового человека, советского гражданина, общественника, коллективиста. Макаренко утверждал, что в едином педагогическом процессе «объединяется как воспитательные деятели и государство и новая семья и совершено уже новый деятель – ребячий – производственный, образовательный и коммунистический первичный коллектив». В его учебно-воспитательном учреждении создавался такой коллектив, где решались педагогические, хозяйственные, производственные проблемы. В нем все решали одни задачи, работали на свое благо и дети, и взрослые, и заведующий и педагогический совет.

А.С. Макаренко утверждал, что счастливый человек существует только в счастливом обществе. И говоря о воспитании личности в коллективе, сформировал основные принципы коллективистской педагогики как уважение к человеку; «как можно больше уважения к человеку, как можно больше требования к нему».

А.С. Макаренко считал, что можно «исправить» человека, необходимо воспитать его так, чтобы он стал активным деятелем новой эпохи. А для этого требуется организация воспитательного процесса направленного на совершенствование личности ребенка. Без такого подхода к детям невозможен истинный гуманизм, уважение к достоинству человека, его творческим возможностям и перспективам. Индивидуальную работу А.С.Макаренко видел не в «возне» с ребенком, а в поиске и использовании таких его особенностей, которые способствуют активному включению в жизнедеятельность коллектива. В статье «Цель воспитания» Макаренко пишет: »Каким бы цельным не представлялся для нас человек в порядке широкого отвлечения, все же люди являются очень разным материалом для воспитания и выпускаемый нами «продукт» тоже будет разнообразным. Общие и индивидуальные качества личности в нашем проекте образуют очень запутанные узлы. Самым опасным моментом является страх перед этой сложностью и этим разнообразием».

Макаренко предупреждал, что недопустимо стремление стричь всех под одну гребенку, недопустима и другая крайность:

Пассивное следование за каждым индивидуумом. Поэтому наряду с общей программой воспитания личности в коллективе необходим «индивидуальный корректив».

Основной путь методики индивидуального воздействия А.С. Макаренко видел в четком определении целей воспитания, в проектировании личности каждого воспитанника.

5. Роль социально педагога в формировании ученического коллектива.

Социальному педагогу необходимо знать, что может являться более эффективным в социализации класса, поэтому он должен иметь максимальную информированность о других факторах социализации, влияющих на развитие каждого воспитанника, наиболее важным среди них может быть – семья, школа, социум. Необходимо использовать их воспитательный потенциал, компенсировать недостатки, не допускать их отрицательного воздействия на школьника. Конечно, социальному педагогу не в силах изменить окружающую среду (социокультуру), но возможно создание условий для успешной социализации учащихся в своем классе.

Приступая к работе необходимо четко представлять возрастные особенности воспитанников, уровень их обучения, успеваемости, традиции и неформальное общение в классе. Классный руководитель является самым авторитетным педагогом в школе, поэтому именно он является источником гуманных отношений, которые необходимо установить между ребятами, а также носитель культурных норм и ценностей. Классный руководитель при совместной деятельности с социальным педагогом должен помочь в формировании сплоченного ученического коллектива. Безопасный диалог с классом – необходимое условие очеловечивания отношений и между самими ребятами.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 27 ; Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Читайте также:

  1. I. Основные термины курса
  2. S: Перечислите основные направления в исламе.
  3. S: Перечислите основные направления в исламе.
  4. S: Перечислите основные направления протестантизма.
  5. S: Перечислите основные причины возникновения религии.
  6. V2:2 Основные мировые религии.
  7. Аграрная реформа П.А. Столыпина: основные задачи и последствия;
  8. Административная реформа в Российской Федерации: задачи и основные направления реализации.
  9. Административная реформа: причины реформирования, основные проблемы реализации.
  10. Анализ финансовой деятельности банка: цели, направления и основные показатели.