221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Концепции воспитания презентация

Современные подходы к воспитанию
презентация к уроку на тему

Современные подходы к воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
sovremennye_podhody_k_vospitaniyu.pptx71.03 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Современные подходы к воспитанию

Современные подходы к воспитанию Традиционный Деятельностный Личностный Философско-антропологический Синергетический Системный

Проблемные вопросы Что объединяет все современные подходы к воспитанию? Какой из представленных подходов вы считаете наиболее актуальным? Сравните личностный и философско-антропологический подходы. Докажите актуальность деятельностного подхода.

Традиционный подход Основной принцип: ребёнок должен всегда слушаться старших. В каждом обществе складываются определённые традиции воспитания своих будущих членов. Эти традиции обязательно включают в себя приучение ребёнка действовать в соответствии с различными нормами, правилами и запретами . Нормы определяют, что должен делать ребёнок и чего он делать не должен.

Традиционный подход Второй обязательный момент традиционного воспитания — это тёплые эмоциональные отношения родителей с маленькими детьми. Третий принципиально важный момент традиционного воспитания состоит в приобщении ребёнка к тем ценностям, которые разделяют родители или воспитатели.

Противоречия традиционного подхода В результате традиционное воспитание оказывается дважды противоречивым: во-первых, необходимость строгого принуждения ребёнка вступает в конфликт с поддержанием тёплых эмоциональных отношений, во-вторых, чем старше — а значит, самостоятельнее и сильнее — становится ребёнок, тем труднее его принуждать и тем менее поддающимся воспитанию он становится.

Принципы: природосообразности культуросообразности коллективизма требований и контроля за поведением следования традициям.

Содержание воспитания включает: нравственное трудовое воспитание и профориентация патриотическое воспитание дисциплины и культуры поведения эстетическое физическое формирование научного мировоззрения.

Деятельностный подход к воспитанию Деятельностный подход предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира.

Содержание воспитания – это виды воспитывающей деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, трудовая, общественная, художественная, спортивно-оздоровительная, свободное общение.

Принципы: субъектности воспитания, учета ведущих видов деятельности, учета сензитивных периодов развития, проектирования, конструирования воспитательной деятельности, амплификации (усиления) детского развития.

Личностный подход к воспитанию предполагает в качестве ведущего ориентира формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера; воспитание – это создание условий для развития личности; лежит в основе новых стандартов; основан на принципах субъектности , гуманизма, диалогизма , вариативности.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ ( ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ОБУЧАЕМЫХ) Новые стандарты общего образования указывают, что предметом итоговой оценки освоения школьниками основной образовательной программы не могут являться результаты их воспитания: ценностные ориентации, индивидуальные личностные характеристики и т.п. Их предлагается осуществлять в рамках других мониторинговых исследований, которые должны быть направлены, в первую очередь, на выявление проблем воспитанности, с которыми предстоит работать педагогам. То есть оценка качества воспитания – это внутренняя оценка, производимая самим педагогическим коллективом в своих профессиональных целях.

Философско-антропологический развивается в рамках педагогической антропологии и заявляет себя как направление современной педагогики, интегрирующее знание о ребенке как целостном существе, полноценном представителе вида Ноmo sapiens , полноправном участнике воспитательного процесса

Философско-антропологический Воспитание с позиции педагогической антропологии рассматривается как естественный процесс, отвечающий природе человека, как развитие индивидуальных способностей, задатки которых присущи ему от рождения. В основе этого развития лежит важнейшая духовная потребность человека − потребность в воспитании. Поэтому ребенок всегда сенситивен к воспитательному взаимодействию со взрослым, а достаточно воспитанный подросток уже способен испытывать потребность в саморазвитии, в самовоспитании.

Системный подход Системный подход позволяет разрабатывать стройную систему теории воспитания, охарактеризовать все его основные элементы ( цель, содержание, средства, методы). Он является методологической основой, ориентацией в деятельности, при которой объект познания рассматривается как система. Критерии воспитательных систем включают: критерии факта и критерии качества. Концепция воспитательной системы должна быть разработана с учетом особенностей микросоциума , контингента обучаемых, образовательного учреждения.

Синергетический подход Синегетика изучает процессы самоорганизации, саморазвития в природных и социальных условиях. Синергетический подход к воспитанию (В. А. Игнатова, С. В. Кульневич , Н. М. Таланчук , С. С. Шевелева) сложился на основе теории самоорганизации сложных систем. Принципы: самоорганизации, открытости, нелинейности, Неравновесности .

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина» Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Концепция определяет: • характер современного национального воспитательного идеала; • цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; • систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; • основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Современный национальный воспитательный идеал Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Базовые национальные ценности • патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; • социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; • гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; • семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание;

Базовые национальные ценности • наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; • традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; • человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выбор профессии – ответственный момент в жизни каждого молодого человека, поскольку от правильности этого выбора зависит его будущее – как далёкое, так.

Вопрос воспитания остается актуальным на протяжении многих десятилетий. Целые поколения родителей, воспитателей и педагогов стараются подобрать идеальную модель для развития умений и навыков у детей. .

Краткое эссе по планированию воспитательной работы.

В данной статье рассказывается об основных нормативно — правовых документах Международного уровня при работе с детьми ОВЗ. Описаны специальные образовательные условия для детей данной категории. Метод.

Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации».

доклад,презентация о проблемах воспитания в системе образования.

Доклад об актуальности и необходимости создания Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников&raquo.

Современные концепции воспитания

Презентация: «Современные концепции воспитания». Автор: Хитряков М.А.. Файл: «Современные концепции воспитания.ppt». Размер zip-архива: 94 КБ.

Современные концепции воспитания

Современные концепции воспитания

Караковский Владимир Абрамович

История Определение понятия «воспитание» Цель воспитания Принципы воспитания Содержание воспитательного процесса Механизм воспитания

История

Проект этой концепции был разработан в 1991 году учеными института теории и истории педагогики АПН СССР совместно с научными и практическими работниками из различных регионов Советского Союза. В дальнейшем в этот документ вносились уточнения и коррективы. Наиболее полно и детально системные воззрения на процесс воспитания детей в учебном заведении изложены Караковским Владимиром Абрамовичем в книге «Воспитание? Воспитание… Вос-питание!»

Определение понятия «воспитание»

В данной концепции воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А. Караковский подчеркивает, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе воспитания отдается приема опосредованного педагогического воздействия: проходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность. Основное понятие- в совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни.

Цель воспитания

Разработчик концепции полагает, что и в современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всесторонне гармоничное развитие личности. Однако каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям.

Принципы воспитания

Основополагающим идеям гуманистической системы воспитания отведена в концепции роль принципов воспитательного процесса. К ним относятся следующие: Личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; признание их социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительное отношение между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой; Средовой подход в воспитательной деятельности, т.е использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка; Дифференцированный подход к воспитанию детей, в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы;

-Природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный

учет половозрастных особенностей учащихся и реализацию таких положений как: *определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться; *опора в их формировании на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста; *изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в общей структуре; *построение психолого-педагогической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов; *обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции. -Культуросообразность воспитания, т.е опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки; -Эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.

Содержание воспитательного процесса

Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности. В.А. Караковский полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей он выделяет восемь, таких, как: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, и показывает их значение для содержания и организации воспитательного процесса следующим образом:

Человек- абсолютная ценность…

Человек- абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей». Проблема человека всегда была главной проблемой философии, как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики. Сегодня гуманизму возвращается его индивидуальное начало, из средства человек становится целью. Уже сегодня практическими задачами педагога стали выявление и развитие всех сущностных сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознания его собственной неповторимости, побуждение его к самовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя. Мир человека- это взаимодействие людей. В каждом своем поступке надо научиться видеть и выражать отношение к другому человеку.

Семья- начальная структурная единица общества…

Семья- начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Семья возникает, когда в ней появляется ребенок. Значит дети главный признак семьи.

Труд- основа человеческого бытия…

Труд – основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой жизни».Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания. Нередко труд в школе рассматривается как самодовлеющий компонент воспитания, как универсальное средство. Труд воспитательно эффективен, если он многообразен, продуктивен, связан с развитием креативности и включен в гуманистическую воспитательную систему. Труд тогда хорош, когда развивает и реализует актуальные потребности ребенка, общественно значим и направлен на освоение воспитанником окружающего мира.

Знания – результат разнообразного …

Знания – результат разнообразного, прежде всего творческого, труда. Знания учащихся – мера труда учителя. Воспитательная сущность знаний состоит в том, что они не самоцель, а средство к достижению цели – развитию личности ученика. В широком смысле знания – это усвоенный разнообразный социальный опыт в обобщенном виде. Разнообразие знаний — это широкая информированность, предполагающая знание не только программного, но и дополнительного материала.

Культура – великое богатство …

Культура – великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Мерой культуры и воспитанности можно считать интеллигентность. Интеллигентность – антипод хамству и невежеству. Многие великие мира сего видели спасение человеческого в красоте, в художественном творчестве, в высокой культуре. Именно настоящая культура соединяет в себе извечное стремление человечества к истине, добру и красоте.

Отечество – единственная уникальная для каждого человека Родина …

Отечество – единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Чувство Родины формируется не только под влиянием прошлого, но и участием в жизни своих современников – соотечественников, личным вкладом во благо Отечества.

Земля – общий дом человечества …

Земля – общий дом человечества, вступающий в новую цивилизацию XXI века. Это Земля людей и живой природы. Будущее Земли зависит от того, как к ней будут относиться ставшие взрослыми сегодняшние дети. Если они сумеют почувствовать себя землянами, овладеют планетарным мышлением, то сумеют уберечь планету от катастроф и катаклизмов, предрекаемых ей в новом веке.

Мир – покой и согласие между людьми …

Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами – главное условие существование Земли, человеческой цивилизации. Актуальные задачи воспитания – преодоление в людях недоверия и подозрительности в отношении к любым народам и нациям, отказ от образа врага, развитие миротворческой деятельности, включение детей и взрослых в народную дипломатию, а главное – создание в каждой школе атмосферы гражданского мира и национального согласия. Решение самых сложных проблем лежит в сфере простых человеческих отношений. Если каждая школа и ее ближайшее окружение станут зоной мира и покоя, это ослабит и социальное, и национальное напряжение.

Механизм воспитания

Главный механизм воспитания – это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся.Под воспитательной системой понимают «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания ( целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений. Материальной базы ) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат». Система воспитания должна быть гуманистической и обладать свойственными для нее признаками: наличие разделяемого и принимаемого целостного образа собственной школы, представление о ее прошлом, настоящем и будущем, ее специфическим особенностям; событийный характер в организации жизнедеятельности людей, интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела; формирование здорового образа жизни учебного заведения, в котором преобладают порядок, позитивные ценности, мажорный тон, динамизм чередования различных жизненных фаз (событийность и повседневность, праздники и будни ); педагогически целесообразная организация внутренней среды учебного заведения – предметно – эстетической, пространственной, духовной, использование воспитательных возможностей внешней ( природной, социальной, архитектурной ) среды и участие в ее педагогизации; реализации защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, превращение школы в своеобразную общину, жизнедеятельность которой строится на основе гуманистических ценностей.

Создатели данной препзентации

Хитряков Сергей Михайлович; Гилёв Дмитрий Николаевич;

Презентация по теме «Современные концепции воспитания «

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Современные концепции воспитания Воспитание тогда хорошо, когда оно системно

Концепция воспитания — это система взглядов педагога, группы педагогов на воспитательный процесс – его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, а также показатели его эффективности.

I. Концепция Системного построения процесса воспитания Разработана в 1991 году учеными Института теории и истории педагогики АПН СССР и далее продолжена и развита учеными Владимиром Абрамовичем Караковским, Людмилой Ивановной Новиковой, Натальей Леонидовной Селивановой.

Воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности. Главное – создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Принципы Личностный подход Гуманистический подход Средовой подход Дифференцированный подход Природосообразность Культуросообразность Эстетизация среды

II. Концепция системно-ролевой теории формирования личности ребенка Автором теории является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук ( 1991 год).

Воспитание — это процесс человековедения (человековедение – значит вести к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей.

Цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой полноценно выполнять систему социальных ролей.

III. Концепция. Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка Концепция разработана коллективом ярославских и калининградских ученых. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Гребнюк О.С. Ковальчук М.А. и др.

Воспитание — педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека.

Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

IV. Концепция. Формирование образа жизни, достойного Человека. Концепция Надежды Егоровны Щурковой, московского профессора педагогических наук.

Воспитание — целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Цель — личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. В этой концепции слились воедино главные научные идеи и богатейший, уникальный опыт многих педагогов.

Принципы Принцип ориентации на социально-ценностные отношения Принцип субъектности Принцип принятия ребенка как данности Основу воспитательного процесса составляю такие направления как философическое, диалогическое и этическое воспитание.

Механизм формирования образа жизни, достойной Человека

V. Концепция. Воспитание ребенка как человека культуры Данная концепция разработана известным ростовским ученым академиком Евгенией Васильевной Бондаревской. В фундамент концепции положен постулат «Век техники уступает место веку человека, и человечество ведет творческий поиск путей перехода от техногенной цивилизации ХХ века к антропогенной цивилизации будущего».

Воспитание — процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Цель – это целостный человек культуры.

VI. Концепция. Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития Основные положения разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом (1995 год). Продолжили развитие концепции его ученики и коллеги Т.В.Анохина, В.П.Бедерханова, Н.Б.Крылова, Н.Н.Михайлова и др.

Воспитание — специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения.

Педагогическая поддержка Под педагогической поддержкой О.С.Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с коммуникацией, с жизненным, профессиональным, этическим выбором.

VII. Концепция. Самовоспитание школьников Автор концепции – ярославский профессор Герман Константинович Селевко. Главное в становлении личности – процессы саморазвития.

Самовоспитание — Процесс осознанного, управляемого самой личностью, развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.

Цель – воспитать активного, инициативного самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, семьянина и мастера в своем деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствования.

VIII. Концепция. Воспитание на основе потребностей человека Автор концепции ижевский ученый Валерий Петрович Созонов ( 2000г) Воспитание – деятельность педагога, направленная на создание психолого – педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьников.

Потребности школьников: в творческой деятельности; быть здоровым; в защищенности, безопасности; в уважении, признании; в смысле жизни; в самореализации; в удовольствии, наслаждении.

Цель – обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащихся.

Список использованной литературы 1. Байбакова ЛА., Еремкина О.В. и др. Методика воспитательной работы. Учебное пособие. — Рязань, 1993. 2. Бондаревская Е.В., Кулъневич С.Н. Педагогика. — Москва — Ростов-на-Дону, 1999. З.Дик Н.Ф. Личностный подход в воспитании. — Ростов-на-Дону, 1994. 4.Караковский ВА. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. — М., 1992. 5.Караковский ВА., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание, воспитание, воспитание. — М., 1996. 6.Корнетов Г. Какой быть школе XXI века// Учительская газета. 1993. №4. Графические объекты: http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5&img_url=www.pravmir.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2011%2F04%2F371.jpg&pos=0&rpt=simage

Презентацию подготовила методист отдела воспитательной работы МБОУ МЦ г. Иваново Афанасьева Е.А.

  • Светачева Гульнара ВладимировнаНаписать 2655 16.04.2017

Номер материала: ДБ-379762

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    16.04.2017 1308
    16.04.2017 1123
    16.04.2017 1640
    16.04.2017 4851
    16.04.2017 1983
    16.04.2017 6472
    16.04.2017 6671

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Презентация на тему «Современные концепции воспитания»

  • Скачать презентацию (0.81 Мб) 76 загрузок 5.0 оценка

Современные концепции воспитания

Воспитание тогда хорошо, когда оно системно

Концепция воспитания —

это система взглядов педагога, группы педагогов на воспитательный процесс – его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, а также показатели его эффективности.

I. Концепция Системного построения процесса воспитания

Разработана в 1991 году учеными Института теории и истории педагогики АПН СССР и далее продолжена и развита учеными Владимиром Абрамовичем Караковским, Людмилой Ивановной Новиковой, Натальей Леонидовной Селивановой.

Воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности. Главное– создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Принципы

Личностный подход Гуманистический подход Средовой подход Дифференцированный подход Природосообразность Культуросообразность Эстетизация среды

II. Концепция системно-ролевой теории формирования личности ребенка

Автором теории является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук ( 1991 год).

Воспитание — это процесс человековедения (человековедение – значит вести к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей.

Цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой полноценно выполнять систему социальных ролей.

III. Концепция.Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка

Концепция разработана коллективом ярославских и калининградских ученых. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Гребнюк О.С. Ковальчук М.А. и др.

Воспитание —

педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека.

Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

IV. Концепция.Формирование образа жизни, достойного Человека.

Концепция Надежды Егоровны Щурковой, московского профессора педагогических наук.

Воспитание —

целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. В этой концепции слились воедино главные научные идеи и богатейший, уникальный опыт многих педагогов.

Принципы

Принцип ориентации на социально-ценностные отношения Принцип субъектности Принцип принятия ребенка как данности Основу воспитательного процесса составляю такие направления как философическое, диалогическое и этическое воспитание.

Механизм формирования образа жизни, достойной Человека 11 класс Формирование жизненной позиции 9 – 10 классы Образ жизни, достойной Человека 7 – 8 классы Ценностное отношение к социальному устройству жизни 5 – 6 классы Формирование представлений о человеке как субъекте жизни 2 – 4 классы Нормы культурной жизни – истина, добро, красота 1 класс Формирование отношения к природе как к дому человечества

V. Концепция.Воспитание ребенка как человека культуры

Данная концепция разработана известным ростовским ученым академиком Евгенией Васильевной Бондаревской. В фундамент концепции положен постулат «Век техники уступает место веку человека, и человечество ведет творческий поиск путей перехода от техногенной цивилизации ХХ века к антропогенной цивилизации будущего».

Воспитание —

процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Цель – это целостный человек культуры.

VI. Концепция.Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Основные положения разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом (1995 год). Продолжили развитие концепции его ученики и коллеги Т.В.Анохина, В.П.Бедерханова, Н.Б.Крылова, Н.Н.Михайлова и др.

Воспитание —

специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения.

Педагогическая поддержка

Под педагогической поддержкой О.С.Газман понимал превентивную и оперативную помощь детямв решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с коммуникацией, с жизненным, профессиональным, этическим выбором.

VII. Концепция.Самовоспитание школьников

Автор концепции – ярославский профессор Герман Константинович Селевко. Главное в становлении личности – процессы саморазвития.

Самовоспитание —

Процесс осознанного, управляемого самой личностью, развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.

Цель – воспитать активного, инициативного самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, семьянина и мастера в своем деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствования.

Развитие и саморазвитие/ Отклонение от норм развития 1-4 класс: Этика поведения ( Этическое недоразвитие, несамостоятельность ) 5 класс: Самопознание ( Психологическая неграмотность ) 6 класс: Самовоспитание ( Трудновоспитуемость ) 7 класс: Самообучение ( Отставание развития, неуспеваемость ) 8 класс: Самоутверждение( Одиночество, отверженность ) 9 класс: Самоопределение( Конформизм ) 10 класс: Саморегуляция( Неуравновешенность ) 11 класс: Самореализация( Асоциальность )

VIII. Концепция.Воспитание на основе потребностей человека

Автор концепции ижевский ученый Валерий Петрович Созонов ( 2000г) Воспитание – деятельность педагога, направленная на создание психолого – педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьников.

Потребности школьников:

в творческой деятельности; быть здоровым; в защищенности, безопасности; в уважении, признании; в смысле жизни; в самореализации; в удовольствии, наслаждении.

Цель – обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащихся.

Список использованной литературы

1. Байбакова ЛА., Еремкина О.В. и др. Методика воспитательной работы. Учебное пособие. — Рязань, 1993. 2. Бондаревская Е.В., Кулъневич С.Н. Педагогика. — Москва — Ростов-на-Дону, 1999. З.Дик Н.Ф. Личностный подход в воспитании. — Ростов-на-Дону, 1994. 4.Караковский ВА. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. — М., 1992. 5.Караковский ВА., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание, воспитание, воспитание. — М., 1996. 6.Корнетов Г. Какой быть школе XXI века// Учительская газета. 1993. №4. Графические объекты: http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5&img_url=www.pravmir.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2011%2F04%2F371.jpg&pos=0&rpt=simage

Презентацию подготовила методист отдела воспитательной работы МБОУ МЦ г. Иваново Афанасьева Е.А.

Читать еще:  Методика развития мышления и воображения
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
СлайдТекст
1