221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Концепции воспитания в педагогике

Анализ современных концепций воспитания детей, преимущества и недостатки популярных методов

Каждое поколение на этапе своего развития рассматривает современные концепции воспитания и выбирает объективный подход. Методы и приемы постоянно совершенствуются, ведь люди стремятся к тому, чтобы избежать проблем в воспитании и развитии собственных детей.

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Концепция воспитания – это неделимое восприятие главных компонентов воспитания: целей, задач, содержания, форм, методов и предполагаемого результата.

Концепции прошлого столетия

Десятилетиями педагоги и родители разных поколений экспериментируют с подбором способа воспитания детей. Они стараются использовать самый объективный подход, чтобы воспитать личность ребенка и привить ему необходимые умения и нормы.

Так, в XX столетии зародилось несколько концепций воспитания. Самые известные педагоги ушедшего века – К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. П. Никитин и Л. А. Никитина, С. Л. Соловейчик, Я. Корчак.

К. Д. Ушинского можно отнести к педагогам XIX века, однако его главный труд «Педагогическая антропология» в нескольких томах переиздавался в начале двадцатого века, тогда и получил широкую огласку. Известны также его учебные книги «Родное слово» и «Детский мир».

Основа подхода Ушинского – философский взгляд на воспитание. Автор считал, что если такие науки, как психология и физиология, раскрывают организм воспитанника (ребенка), то философия определяет идею и суть воспитания. Ушинский видел создание новой педагогики в противовес консервативной, которая базировалась лишь на нормах поведения учащихся. К. Д. Ушинского волновал внутренний мир ребенка, и он первым заговорил о том, что нет единой системы воспитания для всех народов, у каждого народа свои особенности.

А. С. Макаренко создал колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорников. К Макаренко попадали самые проблемные дети, чьи родители опускали руки. Метод Макаренко работал безотказно. Изначально система создавалась для перевоспитания, а потом стала применяться для воспитания. С точки зрения А.С. Макаренко, основные 3 компонента взаимодействия – общество, коллектив, личность.

Коллектив в понимании Макаренко имел такие признаки:

  • общность цели;
  • общность деятельности;
  • поддержание тесной связи с обществом;
  • соблюдение строгой дисциплины.

Макаренко не был ярым гуманистом, иногда воспитывал жестко, «по-мужски», но его система все же сочетала гуманистические принципы с идеей полноценной трудовой деятельности. Особая роль в его методике отведена дисциплине, которую он считал не методом воспитания, а его результатом. По мнению педагога, у правильно воспитанного человека дисциплина – это отдельная нравственная категория.

В 1988 году ЮНЕСКО признала А. С. Макаренко одним из выдающихся педагогов мира. Он написал «Книгу для родителей», в которой обозначил немаловажную роль семьи в воспитании. Этот педагог достиг таких успехов, что мог сказать: «Воспитание – легкое дело».

Б. П. Никитин и Л. А. Никитина – основоположники современного раннего развития. Концепция этой семейной пары базируется на личном опыте взращивания семерых детей. Никитины всему учились сами, но тогда обществу казалось диким многое из того, что сейчас присутствует в нашей жизни как само собой разумеющееся. Именно Никитины применили такие приемы, как:

  • прикладывание к груди сразу после появления на свет;
  • кормление новорожденного по требованию, особенно в ночные часы;
  • совместный сон матери и ребенка;
  • кормление грудью без введения докорма и допаивания водой как минимум до прорезывания первого зуба;
  • избегание искусственной стерильности дома;
  • присутствие снарядов для спорта в жизни ребенка;
  • свобода в стремлении малыша познавать мир вокруг.

По мнению Никитиных, необходимо развивать творческие способности ребенка. Если малыш имеет врожденные данные, то развитие талантов в раннем возрасте поможет ему реализовать себя в будущем, а игнорирование стремлений может на корню загубить талант. Родитель, по мнению Никитиных, должен создать благоприятную среду для развития ребенка во всех направлениях.

Однако крайности недопустимы: заорганизованность (загрузка ребенка занятиями без свободного времени для творчества и познания мира), равно как и заброшенность (удовлетворение только основных потребностей), оказывает негативное влияние на становление личности.

С. Л. Соловейчик – автор подхода для воспитания свободного и нравственного человека. Самая известная книга – «Педагогика для всех», ставшая сенсацией своего времени. Соловейчик отметил, что воспитание ребенка – это самое древнее из всех человеческих дел, и что не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых.

С. Л. Соловейчика выделил несколько принципов, соблюдая которые, не придется ничего менять в ребенке.

  1. Внутренняя свобода личности – основа развития. Свобода не врожденное состояние, ее можно только воспитать.
  2. Взаимоотношения детей и родителей – доверие между ними формирует уверенность в мире и помогает переживать разочарования.
  3. Цель и задача родителей – воспитать самостоятельного ребенка, который без труда сможет отделиться от них и уверенно уйти во взрослую жизнь.
  4. Возможность развиваться психически и физически — главная ценность воспитания. Родители должны этому способствовать.

Я. Корчак – польский учитель и автор книги «Как любить ребенка».

Советы по взращиванию счастливого ребенка от Януша Корчака:

  1. Любить таким, какой он есть, не пытаться его переделать.
  2. Любить свое чадо безвозмездно и делать для него все, что в силах родителей.
  3. Не обижать, не унижать своего отпрыска и не смотреть на проблемы малыша предвзято или свысока.
  4. Не относиться к ребенку как к собственности или как к вещи, сделанной своими руками. Он – самостоятельная личность и никому не принадлежит.
  5. Любить не только своих, но и чужих детей.

Современный подход к воспитанию детей

В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.

Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.

Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.

Основная мысль, на которой базируется гуманистический подход: личность – высшая социальная ценность.

В основу концепции положены такие идеи:

  1. природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
  2. культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
  3. гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
  4. упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).

Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.

Читать еще:  Методика обучения детей футболу

Теория воспитания

Теория воспитания – это система приемов, которая объясняет формирование и изменение личности под влиянием воспитания, обосновывает содержание и раскрывает сущность воспитания.

Концепции воспитания XXI века базируются на нескольких известных теориях:

  1. гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);
  2. поведенческая теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
  3. когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);
  4. биологическая теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
  5. психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).

Технологический подход к воспитанию

Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.

Современные технологии воспитания делятся на три типа:

  1. повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
  2. ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
  3. перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов

Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.

Проблемы современного воспитания

Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.

Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях». Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка. Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.

Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.

Основные педагогические концепции. Концепции обучения и воспитания

Концепция — система взглядов, определенное понимание явлений и процессов. Описать концепцию воспитания — значит охарактеризовать основные компоненты воспитания: цели, содержание, принципы, методы, средства и формы, условия. В современной литературе часто в значении «концепция» употребляется термин «модель». Воспитание базировалось на принципах: коммунистической направленности и партийности, связи воспитания с жизнью и коммунистическим строительством, воспитанием в труде, в кол­лективе и через коллектив, единства сознания и поведения, сочетания педагогического руководства с инициативой и самоде­ятельностью учащихся, уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью, опоры на положительное, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, преемственности и систематичности педагогического воздействия, единства педагогических требований школы, семьи и общественности. Система этих принципов реализовывалась во всех сторонах воспитания в школе. Она определяла содержание воспитания: идейно-полити­ческое, нравственное, трудовое, правовое и т.д. Средства воспита­ния составляли система воспитательной работы в школе, учебные и трудовые коллективы, коллективная трудовая и общественная деятельность и пр. Оценивая концепцию, можно сказать, что политический аппарат КПСС через систему воспитания осуществлял идеологиче­скую обработку населения, навязывание единых официальных взглядов, что коллектив превращался в средство подавления лич­ности, формировал конформистов, что цель и содержание воспитнния формулировались над личностно, с позиций государства и производства, а не личности и что использовались преимущест­венно авторитарные методы воспитания.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) — великий отечественный педагог, он обосновал антропологическую концепцию воспитания, утверждая, что воспитание человека возможно только с учетом знаний всех наук о человеке.

Большая заслуга К.Д. Ушинского в разработке идеи народности воспитания. Реализация принципа народности, по его мнению, предполагала:

— создание широкой сети народных школ, обеспечивающих обязательность обучения всех детей, делом воспитания должен руководить сам народ;

— воспитание должно давать детям реальное образование, развивать их умственные способности с тем, чтобы они могли быть использованы в интересах народа;

— центральное место в формировании человека должен занимать родной язык—«сокровищница духа народа»;

— воспитание должно формировать человека, для которого труд является первой потребностью, формировать патриота с твердой волей и характером;

— женщинам должно быть обеспечено образование, равное с мужчинами;

— недопустимо слепое заимствование и внедрение в практику иноземных систем, не соответствующих духу русской народности.

Идею народности Ушинский тесно связывает с религиозно-нравственными устоями православия.

• Антон Семенович Макаренко (1888-1939), выдающийся педагог советского периода, внес большой вклад в теорию и методику воспитания. В своих учреждениях он создавал коллектив, основанный на принципах соединения воспитания и обучения с трудом. Его воспитанники участвовали в производительном труде: работали в мастерских и в цехах заводов, на полях и на фермах, в саду и на огороде. Настоящий, «взрослый» характер придавали труду детей такие элементы, как норма, зарплата, заказ, расценки, прибыль, себестоимость и т. д., поэтому производительный труд являлся одним из главных системообразующих видов деятельности. Современные отечественные концепции воспитания (А.А. Бодалев, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, И.А. Колесников, А.С. Нагавкин, Е.Н. Барышников и др.) Цель воспитания, которая определяется в этой концепции — всестороннее развитие личности. Задачи воспитания были сформулированы следующим образом: приобщение учащихся к системе ценностей, выявление творческого потенциала детей; формирование чувства свободы, уважения к правилам, нормам совместной жизни, развитие способности к объективной самооценке; воспитание положительного отношения к труду. Авторы подчеркивают, что воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой, через определение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Достижение гармонии — такова суть психологического, нравственного, физического здоровья человека. Обосновывая системно-ролевую теорию личности, автор рассматривает такие объективные социальные роли, которые необходимо выполнять каждому человеку, мера освоения и качество выполнения которых определяют его социальный синергетизм, т.е. социальную жизнеспособность. В этой связи развитие личности Н.М. Таланчук определяет как динамику освоения человеком объективной системы социальных ролей и формирования его человековедческой культуры, это освоение совершается на основе синергетического взаимодействия внешних и внутренних факторов и условий. Целью воспитания, по Н.М. Таланчуку, является формирование гармонически развитой личности, владеющей культурой, готовой и способной выполнять объективную систему социальных ролей. Особое внимание Н.М. Таланчук уделяет характеру взаимодействий воспитателя и воспитанников, рассматривая это взаимодействие как главную систему в педагогическом процессе, от функционирования которой решающим образом зависит качество воспитания. По его мнению, эта система ecть синергетическая целостность. Ее движущей силой является синергетизм субъектов взаимодействия. Таким образом, Н.М. Таланчук представил по-новому сущность содержания педагогической деятельности, ее технологию, методы, критерии оценки, педмастерство, педтехнику в их системно-синергетическом единстве и взаимодействии. Автор также предложил системно-функциональную теорию самовоспитательной деятельности личности. Основные концепции и подходы к обучению: Отечественные и зарубежные ученые-педагоги в результате исследований, подтвержденных практикой, сформулировали несколько теорий обучения. В каждой из них за основу берется сложная диалектическая взаимосвязь всех психических процессов личности (ощущений, восприятия, памяти, мышления и т.д.), а также мотивов, потребностей, интересов, чувств и воли обучающих и обучаемых. Наибольшее распространение в нашей стране к настоящему времени получили две теории: ассоциативно-рефлекторная и последовательного формирования умственных действий. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения опирается на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности коры головного мозга человека, которые нашли наиболее полное освещение в работах известных отечественных ученых И.М.Сеченова и И.П.Павлова. Авторы исходили из того, что процесс овладения знаниями, навыками и умениями последовательно складывается из предъявления учебного материала, его восприятия, осмысления, запоминания и последующего применения на практике, т.е. оперирования полученными знаниями в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Главным достоинством теории является возможность усвоения обучаемыми большого объема теоретических знаний, которые должны стать основаниями для решения практических задач. Причем необходимо учитывать, что в зависимости от уровня усвоенных знаний повышается и степень их влияния на практическую деятельность. На основе рассмотренных теорий разработано несколько концепций обучения, в которых акцент делается на деятельность руководителя занятия. В частности, в русле ассоциативно-рефлекторной теории разработана концепция проблемного обучения, представляющая собой совокупность взаимосвязанных методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности на основе поиска решения теоретической или практической задачи (проблемы).Также Контекстное обучение Разработана А.А.ВербицкимВ этом обучении информация предъявляется в виде учебных текстов

Читать еще:  Обучение детей чтению по методике зайцева

Список рекомендуемой литературы

• Психология и педагогика. Учебное пособие/ Под ред. К.А. Абульхановой и др.- М., 1998.

• Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие / Под ред С.А. Смирного. — М.: «Академия», 1998.

• Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. — М. ИЦ, 1999.

• Гессен С.И. Основы педагогики. — М., 1995.

• Зимняя И.А. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.

• Психология и педагогика. /Под ред. А.А. Радугина. — М.: Центр, 1997.

• Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М., 1995.

Современные подходы и концепции воспитания Понафидина Н. Н., Торопова М.М.
статья по теме

Современные подходы и концепции воспитания (Понафидина Н. Н., Торопова М.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
sovremennye_podhody_i_kontseptsii_vospitaniya_s_prezentatsiey.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы и концепции воспитания.

Вопрос воспитания остается актуальным на протяжении многих десятилетий. Целые поколения родителей, воспитателей и педагогов стараются подобрать идеальную модель для развития личности. Однако, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Поиски лучшей модели воспитания привели к появлению нескольких направлений в области педагогики ,образовался специальный раздел под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и современные концепции, в которых воспитание рассматривалось с различных позиций. Концепция воспитания – система взглядов отдельного педагога или группы педагогов на воспитательный процесс – его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности (Степанов Е. Н., Лузина Л. М., с.5).

В настоящее время в России не существует цельной концепции воспитания.В России за последние пятнадцать лет появилось более десятка новых подходов и концепций воспитания. В последние годы понятие «подход» стало значительно чаще использоваться в педагогической лексике. Оно употребляется как исследователями, так и практиками. Если раньше в педагогической науке и практике велась речь фактически о трех подходах — половозрастном, индивидуальном и деятельностном, то в настоящее время их перечень существенно пополнился. В современной научно-методической литературе предлагается применять в своей деятельности системный, синергетический.

P.S/ Синергетический подход в образовании, по сути, заключается в стимулирующем, пробуждающем образовании как открытии себя в сотрудничестве с другими людьми. Чтобы действовать наиболее эффективно, надо действовать в нужное время и в нужном месте. Действия обучающего и обучаемого не приведут к успеху, когда и поскольку они не согласованы с внутренними тенденциями развития последнего. Если эти действия не являются надлежащими, резонансными, они наверняка будут напрасными.

С синергетической точки зрения процедура обучения – это создание условий, при которых становятся возможными процессы приобретения знаний самим обучающимся, его активное и продуктивное творчество. Благодаря совместной активности учитель и ученик начинают функционировать с одной скоростью, жить в одном темпе, попадают в один и тот же взаимосогласованный темпомир. Учитель и ученик сотрудничают друг с другом, взаимообучаются и взаимообогащаются. Обучение становится интерактивным.

А также применяются личностно-ориентированный, средовой, вариативно-модельный, социокультурный, коммуникативный, ситуационный и ряд других подходов.

Подход — это ориентация воспитателя или руководителя образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов воспитательной деятельности . Избирая ту или иную ориентацию, педагог убежден в том, что она способствует достижению успеха в его работе. Например, некоторые педагогические коллективы используют в своей деятельности дифференцированный подход, потому что считают создание учебных групп с приблизительно одинаковыми интеллектуальными возможностями школьников важнейшим условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Другие отдают предпочтение системному подходу, так как залог успеха видят в системном построении практики обучения и воспитания учащихся. А третьи полагают, что добьются успеха тогда, когда в работе с учащимися изберут ориентацию на развитие их индивидуальности, поэтому и стремятся применять в своей деятельности личностно-ориентированный подход.

Чаще всего воспитательная деятельность педагога строится на основе не одного, а нескольких подходов. Разумеется, избираемые им ориентации должны быть не взаимоисключающими, а дополняющими друг друга. Вместе они составляют стратегию воспитательной деятельности и обусловливают выбор тактики действий в конкретной ситуации и в определенный промежуток времени. Необходимо подчеркнуть, что из всего диапазона подходов, применяемых в деятельности, одна ориентация является приоритетной (доминирующей). Благодаря ей формируется качественное своеобразие почерка педагога в организации воспитательной работы.

Подход является комплексным педагогическим средством и включает в свой состав три основных компонента :

1) основные понятия, используемые в процессе изучения, управления и преобразования воспитательной практики;

2) принципы как исходные положения или главные правила осуществления воспитательной деятельности;

3) приемы и методы построения процесса воспитания.

Необходимость создания новых по содержанию концептуальных подходов и концепций воспитания была вызвана политическими, экономическими, социальными переменами в стране.

Анализ практически всех созданных в последние годы концепций воспитания, показал, что наиболее общими, актуальными, доминирующими положениями в них являются следующие:

реализация идей гуманизации и гуманитаризации;

создание условий для раскрытия творческих способностей человека;

всестороннее и гармоничное развитие личности;

социализация личности гражданина России;

формирование жизнеспособной индивидуальности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и самому себе;

становление социально-активной жизнестойкой личности;

формирование личности, способной жить в новом демократическом обществе

формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей;

возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитание свободных граждан с развитым творческим отношением к миру, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству;

сознательное участие человека в разностороннем саморазвитии и в высшей форме саморазвития – самовоспитании;

актуализация проблемы социально-психологической защищенности человека.

Наиболее популярные и значимые современные российские концепции воспитания: презентация

концепция системного построения процесса воспитания;

концепция формирования образа жизни, достойной Человека;

концепция воспитания ребенка как человека культуры;

системно-ролевая теория формирования личности ребенка;

концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития;

концепция воспитания на основе потребностей человека;

концепция воспитания как педагогического компонента социализации личности ребенка;

концепция самовоспитания школьника.

Несмотря на разницу в подходах, характеристика современных концепций воспитания строится на общих закономерностях:

воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль;

эффективность воспитания зависит от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс;

результаты воспитания зависят от всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы и цели, понятные ребенку и педагогу.

Согласно стратегиям модернизации образования в России современные концепции воспитания личности на сегодняшний день имеют несколько основных направлений:

повышение роли воспитательной деятельности в формировании у молодежи новых жизненных установок;

необходимость восстановления соответствия между содержанием, качеством воспитания и потребностями воспитуемой личности, общества и государства;

восстановление роли государства в воспитании молодого поколения;

расширение субъектов воспитания, таких, как социальные институты, учебные заведения и общественность.

Современные концепции воспитания направлены, прежде всего, на формирование в ребенке культурной личности. Несмотря на то, что многие социальные институты до сих пор пользуются устаревшими моделями воспитания, государство стремится усовершенствовать эту систему, чтобы у подрастающего поколения была возможность обретать знания и умения согласно требованиям современного общества и с помощью новейших технологий.. С чего начинается воспитание?

Еще А.С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет».

Чтобы увидеть свои недостатки и начать исправлять их, стоит заняться воспитанием других, а«…исправлять самого себя и есть наилучшее средство воспитывать детей…» – утверждал Л.Н. Толстой. Это долгий процесс, так как«…вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно воспитание» (К.А. Гельвеций).

В основе концепции– всем известное понятие о воспитании как о целенаправленном управлении процессом развития личности(Х. Лийметс). Чтобы этот процесс развития проходил успешно, безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера, так называемое «гуманистическое пространство детства»(И.Д. Демакова). В создании такого пространства воспитатель занимает определенное место, играет одну из главных ролей. Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ(диагностику), воспитатель создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Для того чтобы помочь ребенку, можно определить для себя основное

правило– «ПРАВИЛО7 У».

Уверенность– знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его. Воспитатель– гарант соблюдения прав ребенка.

Успешность– берясь за любое дело, воспитатель должен предвидеть положительный результат, то есть быть уверен, что оно под силу детям и ему.

Удивительность– надо развивать в себе незаурядность, дети не любят«пирожки ни с чем».

Убедительность– уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела.

Уважительность– необходимо взаимное уважение: уважаешь мнение детей, – они уважают твое. Воспитание без уважения– подавление.

Уравновешенность – в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а

анализировать и работать.

Улыбчивость– без чувства юмора в школе жить невозможно. Улыбка– это и оценка, иодобрение, и подбадривание.

И тогда РАДУГА чувств, осветив душу и сердце ребенка, направит его на путь

познания себя..Воспитание успешно, если оно системно.

Система воспитания начинается с того, мы должны четко представляю себе, чего же мы хотим добиться от детей на данном этапе времени, какими мы хотим его увидеть их в конце года, что мы можем изменить и чего ни в коем случае не должны делать. То есть мы на основе анализа за прошлый год, с учетом позитива и негатива в своей работе за прошедший период определяем воспитательные задачи. Серьезно подходим к определению содержания работы с детьми.

Совместной деятельности учеников и взрослых мы должны придавать особое значение. «От сотрудничества– к сотворчеству!» .

Межличностные отношения в классном коллективе– это показатель успешности воспитания.«Цель истинного воспитания– не только в том, чтобы заставить людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистым, но и любить чистоту; не только быть справедливым, но и жаждать справедливости» (Д. Рескин).

Мы должны представить, какими будут наши дети– это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путем САМОразвития и САМОреализации.

Все это и есть главная цель воспитания– счастливый человек!

А сейчас идет долгая и тщательная работа поиска путей достижения цели. «Воспитание детей– рискованное дело. Ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим. Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно ,используя современные подходы или классические ,но давайте делать только хорошую погоду!

Ведь изменчивый, неустойчивый характер погоды в классе плохо влияет на здоровье людей, постоянно в нем находящихся. Особенно плохо влияет на всех резко континентальный климат в классе.

Это – когда в классе рядом существуют разные континенты: континент воспитателей и континент учащихся.

Резко континентальный климат характеризуется резкими перепадами погоды в классе, что крайне негативно сказывается на школо-чувствительных людях, которых в школе – большинство.

Не надо нам в школе, в классе ничего резкого, а тем более континентального.

Концепции воспитания

Воспитание как ключевая категория понимания концепции воспитания

В начале третьего тысячелетия в отечественной образовательной системе начинает формироваться новая культура воспитания, основными характеристиками которой выступает антропоцентризм, демократизм, плюрализм и вариативность социально-воспитательных педагогических стратегий, концепций в воспитании.

В наиболее общем виде под воспитательным процессом в педагогике понимается реализация социализации ребенка, его адаптации к социальным нормам и требованиям, ознакомление с социально одобряемыми на конкретном этапе исторического развития поведенческими стратегиями, социальными образцами, моделями.

Подходы к пониманию концепции в воспитании

Понимание воспитания как целенаправленного процесса, направленного на достижение определенных целей, становится основой для понимания концепции в воспитании.

Термин концепции обозначает совокупность взаимосвязанных взглядов на те или иные процессы, феномены; способ интерпретации явлений, событий, основополагающую идею, общий замысел определенной теории.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Соответственно, полноценная концепция воспитания должна содержать фиксировать понимание роли и целей воспитания на конкретном этапе исторического развития общества, его содержание, цели и задачи, сущность движущей силы и основных механизмов, внутренние и внешние факторы, обеспечивающие успешность достижения поставленных целей, подходы к конструированию модели воспитания.

Таким образом, в современной научной литературе под концепцией в воспитании понимается авторское понимание и трактовка проблемы воспитания как важнейшего социального явления; совокупность идей, положений, определяющих идеологическую, мировоззренческую основы, цели, задачи, содержание, принципы, формы и методы воспитательной деятельности, формы взаимодействия воспитателей с воспитуемыми.

В центре внимания современных отечественных концепций в воспитании – понимание детерминированности воспитательного процесса целым рядом условий, включая личность и деятельность воспитателя, активное межличностное, конвенциональное общение, активная деятельность субъекта воспитания, сотрудничество с коллективом. Множественность факторов, условий, акторов может обеспечить достижение поставленных целей воспитания лишь при условии функционирования в качестве целостной системы.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Типы современных концепций в воспитании

После распада СССР, а, соответственно, и авторитарной советской концепции воспитания, Россия столкнулась с необходимостью разработки и внедрения в практическую деятельность новой общей концепции воспитания, формирования единого воспитательного пространства российского общества. На сегодняшний день в России успешно функционирует более 30 различных концепций, которые могут быть условно представлены следующими группами:

  1. Концепции социального воспитания, основанные на идеях системно-социального проектирования, рассматривающие воспитание как целенаправленный процесс влияния на поведение, жизнедеятельность личности с целью ее социализации;
  2. Концепции, направленные на коллективное воспитание, рассматривающие воспитание как управление личностным развитием;
  3. Личностно-ориентированные культурологические подходы, базирующиеся на антропоцентрической картине мира, понимании воспитания как культурного процесса;
  4. Личностно-ориентированные концепции самовоспитания, рассматривающие воспитание как процесс решения жизненных проблем.

Таким образом, в современной педагогике отсутствует единая общепринятая концепция воспитания, что приводит к стратификации социума, выступает актуальной научной проблемой, требующей решения.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector