221madou.ru

Мама и Я
43 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Концепция газмана воспитание

Концепция газмана воспитание

Библиографическая ссылка на статью:
Юрина В.М. Структура воспитательной работы системы О.С. Газмана // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/08/90074 (дата обращения: 03.02.2020).

По мнению О.С. Газмана, в основе содержания воспитания должна быть базовая культура личности, которая представляет собой некоторую целостность, включающую в себя оптимальное наличие качеств и свойств личности, которые позволяют индивиду развиваться таким образом, чтобы избегать конфликтов и вносить вклад в развитие общества. Среди приоритетных направлений базовой культуры можно выделить такие как семейных отношений, жизненного самоопределения, экономическая, политическая, правовая, нравственная, коммуникативная, экологическая, физическая культура [1].

К нормам педагогического взаимодействия Олег Семенович относил, к примеру, любовь к ребенку, душевную теплоту, отзывчивость, умение говорить по-товарищески, умение слушать, слышать и услышать, а также готовность оказать содействие и помощь при решении проблемы, признание права ребенка на свободу выбора и самовыражения, поощрение и одобрение самостоятельности и независимости ребенка. Особое внимание он предлагал обращать в педагогической деятельности на собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку [2].

О.С. Газман утверждал, что главной обязанностью педагога в процессе воспитания является ненавязчивая помощь педагога в саморазвитии, самоопределении и самоорганизации ребенка.

О.С.Газман придерживался мнения, что в воспитании должны присутствовать два вида цели: собственно, цель как идеал и реальная цель.

В качестве идеальной цели он определял целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности. В тоже время реальная цель воспитания в его определении – это дать каждому школьнику базовое образование и культуру, чтобы на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть желание самого индивида и объективные возможности семьи и общества в целом .

Задачи педагогической деятельности состоят в следующем. Это и создание условий для развития учениками лидерских качеств через активизацию их позиции как участников воспитательного процесса, и формирование у ребенка представления о здоровом образе жизни, воспитание потребности в физической культуре. Также важной задачей является повышение творческой активности и мотивации к учебе, формирование нравственной позиции, воспитание морально-нравственных норм, постоянное совершенствование воспитательной работы и создание здоровых творческих отношений между учениками и педагогами [3].

Олег Семенович уделял внимание воспитательному взаимодействию между педагогом и ребенком, которое должно основываться на гуманистических принципах. Он имел ввиду соблюдение в педагогической деятельности ряда правил, которые говорят о том, что ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей, а самореализация педагога проявляется в творческой самореализации ребенка.

Педагог должен принимать ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении, а при возникновении трудностей преодолевать их нравственными средствами. Ещё один принцип говорит о том, что ни в коем случае нельзя унижать достоинства своей личности и личности ребенка [4].

Олег Семенович называл детей носителями грядущей культуры, а воспитание диалогом культур. Также он придерживался принципа, что недопустимо сравнивать детей между собой, можно сравнивать только результаты действий, а защищая ребенка, важно учить его защищаться самостоятельно. И, конечно же, «Доверяя — не проверяй!».

О.С. Газмана

Под воспитанием автором понимается высоко профессиональная деятельность по созданию условий для свободного саморазвития личности ребенка, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в самовоспитании.

Концептуальная цель создание условий для самопознания, самоопределения, самоутверждения, самоактуализации и саморазвития ребенка, направленных на формирования у него образа Я, образа мысли, образа мира и образа жизни свободной, независимой, неповторимой личности человека.

Ключевой идеей концепции О.С. Газмана является культуросообразность воспитания. Он считает, что школа не может ограничиваться только базовым образованием, она, с его точки зрения, должна создавать условия для освоения основ базовой культуры. Отсюда, и особенности содержания воспитания в гуманистической концепции О.С. Газмана. В его основе лежит базовая культура как гармоничное сочетание знаний-убеждений, чувств-эмоций и действий-привычек поведения. К ней автор, прежде всего, относит культуру жизненного самоопределения, культуру семейных отношений, культуру труда и экологии, физическую, интеллектуальную, демократически-правовую, духовно-нравственную культуру. Только в таком сочетании можно действительно говорить о формировании человека высокой культуры, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, реальном (а не мнимом) демократизме и гуманизме отношений взрослого и ребенка. Таким образом, гуманистическая культура воспитания выстраивается на качественно иных взаимоотношениях равноправия, равноценности, уважения и доверия.

Одной из ведущих идей концепции воспитания О.С. Газмана можно считать природосообразность воспитания, основанную на обязательном учете природы ребенка, его половозрастных особенностей, задатков и свойств, способствующих успешному развитию и саморазвитию личности.

Примечательным в концепции О.С. Газмана является то, что в ней отражены ведущие положения экзистенциалистского подхода. Как известно, ключевой идеей экзистенциализма является свобода выбора. Педагогика свободы, изучая ребенка как субъекта выбора, предполагает, что человек сам осуществляет этот выбор по отношению к себе. В этом плане очень важно помочь ему освоить способы самопознания, самоанализа и самоопределения. Вместе с тем свобода не исключает отношений человека с миром. Человек не может быть абсолютно свободным от внешней обусловленности, от объективных обстоятельств, от условий внешней среды, но он способен занять свою позицию по отношению к ним, перейти от внешней обусловленности к внутренней обусловленности сознания и поведения. Это обстоятельство и дает основание рассматривать человека не только как существа биологического и социального, но и экзистенциального (независимого и свободного). Поэтому наряду с такими качествами человека, как независимость, самостоятельность, инициативность, особую значимость приобретает свободоспособность – способность к автономному нонконформистскому существованию; способность независимо реализовывать самостоятельно познанное жизненное предназначения, способность осуществлять собственный индивидуальный выбор. Таким образом, еще раз подтверждается правомерность логики развития человека: от социализации (присвоения человеком социального опыта, социальных норм, ролей и культурных ценностей общества) через его индивидуализацию (максимальную персонализацию, автономию, независимость) к интеграции (успешному вхождению личности в систему социальных отношений).

Особую значимость в данном переходе приобретает идея педагогической поддержки ребенка в автономном духовном развитии, в творческом самовоплощении, в жизненном самоопределении. Ее основное назначение заключается в поддержке развития «самости» ребенка, его самостоятельности и инициативности. В технологическом аспекте педагогическая поддержка может быть представлена этапами деятельности воспитателя (диагностической, поисковой, договорной, деятельностной, рефлексивной) в целях помощи воспитаннику в решении его жизненных проблем.

Читать еще:  Методики развития детей до года

Педагогика свободы, изучая человека как субъекта свободного воспитания, ставит задачу педагогической помощи ребенку как субъекту свободного сознания (самосознания), свободной деятельности (самодеятельности), свободного выбора (самоопределения). Такой подход предопределяет особенности методики воспитания в рамках педагогики свободы личности и педагогической поддержки. Концепция характеризуется методами, которые способствуют:

— изучению человеком самого себя (самопознание);

— утверждению гуманистических позиций в жизни (самоутверждение);

— реализации личностнообразующих потребностей и возможностей (самореализация);

— полной реализации человеком заложенного в нем физического и духовного потенциала (самоактуализация);

— постоянному восстановлению био-энергетических, психо-физических сил человека (самореабилитация);

— развитию культуры умственного, производственного, общественно-полезного труда (самоорганизация);

— осознанному выбору личности целей, позиций и средств самореализации в конкретных жизненных условиях (самоопределение).

В методиках самоопределения, самоутверждения, самореабилитации и самоорганизации личности ребенка превалируют такие формы, как аутотренинги, психотренинги, тренинги бесконфликтного общения, тренинги преодоления конфликтного общения, общенческие игры, сюжетно-ролевые игры, тренинги памяти, упражнения по воображению и фантазии, скорочтению и скорописи, библиотерапия и музотерапия.

Показателями эффективности концепции педагогической свободы личности и педагогической поддержки О.С. Газмана можно считать сформированное самосознание, самодеятельность, свободоспособность, способность к самоопределению и творчеству.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9218 — | 7813 — или читать все.

Концепция педагогики свободы и педагогической под­держки (О. С. Газман)

Новые ориентации и ценности образования, характерные для ситуации постсоветизма, обусловили необходимость об­ращения к пониманию воспитания как деятельности, бази­рующейся на свободном саморазвитии личности и его педа­гогической поддержке.

Одним из первых советских ученых Олег Семенович Газ­ман обращается к педагогическому потенциалу сознания, как главной ценности образования. Сознание — целостная кате­гория образования личности, имеющая три взаимосвязанных компонента: «образ мира», «образ мыслей», «образ Я», в свя­зи с чем эти категории «наиболее точно характеризуют лич­ность как субъекта сознание. сознание творит деятельность, а, значит, и самого человека» (6).

О. С. Газман по-новому ставит вопрос об «объекте» обра­зования. В гуманистической педагогике объектом не может выступать ни отдельная личность, ни класс (группа, коллек­тив). Им является только образовательный материал (пред­меты, явления, символы, модели, ситуации, ценности, дея­тельность, отношения, психологическая атмосфера), в про­цессе выбора, исследования и преобразования которого про­исходит самоопределение и саморазвитие и учителя, и ученика, и взаимодействующей группы. Подобное определение объекта образования ведет к такой с ним работе, которая изменяет и сам материал, и самих субъектов образования, их взаимодействие и взаимовлияние. Самоопределение явля­ется процессом и результатом осознанного выбора лично­стью позиции, целей и средств самореализации в конкретных жизненных условиях, главным механизмом обретения внут­ренней свободы (7).

В соответствии с концепциейпедагогики свободы, педа­гогическая поддержка, по Газману, состоит в совместном с ребенком определении’его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Педагогическая поддержка относится к инойкультуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчест­ве, действительном (а не мнимом) демократизме и гуманиз­ме взаимоотношений взрослого и ребенка (не учителя и ученика, т. е. не в ролевых иерархических функциях). Гума­нистическая культура воспитания есть качественно иное из­мерение человеческих взаимоотношений (равноправия,, рав­ноценности, уважения и доверия).

Весьма знаменательно, что ключевым понятием в этом оп­ределении выступает «преодоление» препятствий. Это связа­но с тем, что предметом педагогики свободы, в отличие от предмета педагогики необходимости, являются способы изучения человек ом самого себя, а не только ес­тественнонаучной картины мира. Изучая мир таким, «каков он есть», как он представлен наукой, педагогика необходимо­сти не ставит перед собой задачу развития у детей способно­сти к самопознанию — это не ее предмет, если она и изуча­ет человека, то в качестве всеобщей, а не частной, лично­стной данности, категории.

. Педагогика свободы, изучая человека как субъекта вы­бора, имеет в виду то, что человек осуществляет этот выбор по отношению к себе. Следовательно, без самопознания сво­бода невозможна. Педагогика свободы рассматривается как теория и практика деятельностипрофессионалов, ориентиру­ющихся на ученика, как на уникальную, духовную «самость». .Онапонимает ученика не как индивидуальную возможность, а какиндивидуальную действительность. Это снимает для нее проблему «человека как объекта воспитания» (предмет социализации) и ставит задачу помощи ребенку как субъек­ту свободного сознания (самосознания), свободной деятель­ности (самодеятельности), свободного выбора (самоопреде­ления).

Свобода не исключает отношения человека с миром, но как акт его активности знаменует переход к независимости от него, от внешней обусловленности к внутренней обуслов­ленности сознания и поведения: «Человек не свободен от условий, но он способен занять позицию по отношению к

ним» (В. Франкл). В этом смысле-человеческая свобода — это конечная свобода. Гуманистическое рассмотрение чело­века и как существа биологического (природного), и как со­циального (культурного), и как экзистенциального (незави­симого, свободного) позволяет определить свободоспособность как характеристику нового измерения личности.

Свободоспособность — способность к автономному, нонконформистскому существованию; способность независимо (учитывая, но и преодолевая биолого-социальную заданность) реализовывать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуществляя собственный, индивидуальный (особый) выбор.

Такая постановка вопроса требует от учителя умения отличать социализацию от индивидуализации.

Подсоциализацией понимается введение ребенка в мир взрослых, научение жить «как ВСЕ люди живут», по общим законам. Социализация предполагает выработку и обретение способности к «адаптивной активности»: первично общество (оно — цель), вторичен человек (он — средство для обще­ства).

Индивидуализация (не путать с индивидуальным подхо­дом к ребенку, чтобы он лучше усвоил задачи социализа­ции) — это деятельность учителя и учащегосяпо поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что за­ложено в нем от природы или что он приобрел в индивиду­альном опыте. Индивидуализация предполагает: 1) индиви­дуально ориентированную помощь ученикам в реализации первичных базовых потребностей — без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинст­ва; 2) создание условий для максимальной свободной реали­зации заданных природой способностей и возможностей, ха­рактерных именно для этого индивида; 3) стержневая черта индивидуализации— поддержка человека в автономном ду­ховном строительстве, в творческом самовоплощении («не­адаптивная активность»), в развитии способности к жизнен­ному самоопределению (экзистенциальному выбору).

Читать еще:  Современная концепция гражданского воспитания в россии

В индивидуализации первичен индивид, вторично общест­во, человек — цель, общество — средство.

Индивидуализация — это система средств, способству­ющая осознанию растущим человеком своего отличия от других; своей слабости и своей силы для духовного про­зрения, для самостоятельного выбора собственного смыс-

ла жизни, это помощь ученику в личностном самоопредении.

Семантический и педагогический смысл такой помощи, т. е.поддержки заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т. е. поддерживается развитие «са­мости», самостоятельности человека.

Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 5858 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Статья «Концепция поддержки ребенка по О.С. Газману»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и представлены им в октябре 1995 года на Всероссийской научно-практической конференции в докладе «Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки». Несколько позже этот доклад был полностью опубликован на страницах газеты « Первое сентября » (№ 119 от 21 ноября 1995 года).

После смерти О.С. Газмана разработку концепции продолжили его ученики и коллеги Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, СМ. Юсфин , которые совместно с работниками Центра «Педагогический поиск» (генеральный директор В.М. Лизинский) подготовили специальный выпуск журнала «Классный руководитель » (2000, № 3) о педагогической поддержке ребенка в образовании.

Понятие «воспитание». При разработке концепции педагогической поддержки О.С. Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов — социализации и индивидуализации .

Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности ( формирование в растущем человеке социально-типичного ), а второй становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке).

Анализируя практику обучения и воспитания, сложившуюся в образовательных учреждениях России к концу 80-х и началу 90-х годов, Олег Семенович приходит к выводу, что школы и их педагогические коллективы выполняют лишь социализирующую функцию и крайне слабо обеспечивают процесс индивидуализации .

Не случайно он определяет воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения , а обучение — как передачу и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности . Он называет воспитание и обучение процессами приобщения человека к общему и должному. А следовательно, в системе образования, по его мнению, не существует процесса, направленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка. Вот таким процессом и должна стать педагогическая поддержка.

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

Продолжая разработку теоретических и технологических основ педагогической поддержки, ученики и коллеги этого известного ученого внесли некоторые коррективы концептуального характера .

Во-первых , в последних работах педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию .

Например, Н.Б. Крылова пишет: «. В целом придерживаясь позиции О.С. Газмана, я все же рассматриваю поддержку в более широком социокультурном контексте как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации».

Во-вторых , предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший принцип личностно-ориентированной (гуманистической) системы воспитания . Этот принцип и отличает Педагогику свободы от Педагогики необходимости (насильственного формирования) .

В-третьих , под педагогической поддержкой нередко понимается мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка , развития его неповторимой индивидуальности.

Раскрывая сущность явления «педагогическая поддержка», разработчики концепции подчеркивают, что семантический и педагогический смысл поддержки заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве . Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность («самость», самостоятельность ) и индивидуальность , т.е. уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов.

Цель и принципы воспитания . О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида целицель как идеал и реальная цель .

Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели.

«Без представления об идеале, — по его мнению, — невозможно строить воспитательную работу даже в условиях, далеких от идеальных».

А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Будучи приверженцем гуманистических идей, О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов . Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.

Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.

Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.

Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.

Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.

Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — Диалог культур.

Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.

Доверяя — не проверяй!

Признавай право на ошибку и не суди за нее.

Умей признать свою ошибку.

Защищая ребенка, учи его защищаться.

Уточняя и корректируя правила деятельности педагога в контексте педагогической поддержки, Н.Б. Крылова называет нормы поддержки , которые должны быть заложены в профессиональной позиции учителя (воспитателя). К ним она относит:

любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности , душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;

Читать еще:  Обучение устному счету по японской методике

приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;

уважение достоинства и доверие , вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений ;

ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения ; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);

поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы ;

умение быть товарищем для ребенка , готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;

собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку .

Содержание воспитательного процесса . Основу содержания воспитания, по мнению О.С. Газмана, может составить базовая культура личности как « некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад )». Приоритетными направлениями базовой культуры являются следующие:

культура жизненного самоопределения;

культура семейных отношений;

экономическая культура и культура труда;

политическая, демократическая и правовая культура;

интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;

Центральное звено базовой культуры — культура жизненного самоопределения личности учащегося в четырех важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера (интегративные продукты человеческой деятельности).

Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании самоценности человеческой жизни, индивидуальности самобытности ее процесса, смысла деятельности, в понимании человека как вершины эволюции.

Самоопределение в сфере «Общество » происходит через освоение ценностей такого порядка, как Родина, народовластие, демократия, гласность, правовое государство, семья, труд, гражданская ответственность.

Самоопределение в сфере «Природа» может строиться через осознание себя как части природы и через природосообразное совершенствование себя (здоровья, эстетического начала, духовных устремлений). Оно включает также овладение экологической культурой, понимание собственной ответственности перед будущими поколениями в процессе освоения и преобразования природы.

«Ноосфера» (продукты человеческой деятельности) как сфера самоопределения предполагает осознание нравственной ответственности в использовании продуктов научно-технического прогресса, формирование у человека представлений о возможных последствиях его некомпетентного взаимодействия с техникой, освоение учащимися мира духовной культуры во всем ее многообразии, т.е. формирование гражданского отношения к историческим, духовным, нравственным завоеваниям народа, восстановление и охрана памятников культуры, воссоздание национальных традиций и их развитие как части мировой духовной и материальной культуры.

Таким образом, самоопределение личности ребенка и связанные с ним процессы самореализации, самоорганизации и самореабилитации являются главным предметом воспитательной деятельности педагога. Для проведения более целенаправленной работы воспитателя по оказанию помощи детям в их развитии и саморазвитии О.С. Газман предлагал разрабатывать и осуществлять пять целевых программ: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». В ряде учебных заведений эти программы стали разделами планов работы классных руководителей.

Механизм воспитания . Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, что воспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии . «Воспитание, — по глубокому убеждению Олега Семеновича, — без желания самого ребенка совершенствовать себя невозможно». Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей — умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации .

Ученики О.С. Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога , выполняемых ими на следующих пяти этапах :

I этап (диагностический) — фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

II этап (поисковый) — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);

III этап (договорный) — проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

IV этап (деятельностный) — действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

V этап (рефлексивный) — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

Решение проблем жизнедеятельности ребенка, формирование качеств его личности происходит тогда, когда воспитателями создаются благоприятные условия для развития школьника в доступных ему видах деятельности (учебной, производственной, досуговой); в общении со средствами массовой коммуникации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в обыденной (бытовой) сфере.

«Деятельность, общение и бытие ребенка, — по утверждению О.С. Газмана, — являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые воспитатель осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей».

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса . В публикациях О.С. Газмана и его учеников нам не удалось обнаружить перечисления критериев и показателей эффективности процесса воспитания школьников. Но анализ ключевых идей концепции делает их очевидными. Поэтому к основным критериям результативности воспитательного процесса возможно отнести такие, как:

готовность ребенка к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации;

развитость индивидуальных способностей ученика;

нравственная направленность личности;

физическое и психическое здоровье школьника;

сформированность базовой культуры учащегося;

защищенность и комфортность ребенка в классной и школьной сообщности.

Эти критерии позволяют рассматривать и оценивать эффективность процесса воспитания и как фактора самореализации ребенка, и как важнейшего условия становления индивидуальности школьника.

Список использованной литературы:

1.Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 61 – 68.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector