221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Концепция непрерывного воспитания детей и молодежи

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи

в Республике Беларусь (2006) о направлениях и содержании воспитания

Содержание воспитания, которое основывается на учете потребностей, типологических возрастных особенностей детей и учащейся молодежи, на общечеловеческих ценностях и базовых компонентах культуры личности, представлено в концепциях и программах воспитания.Концепция воспитаниясовокупностьидейи принципов, определяющих подходы к процессу воспитания, цель и основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, а также содержание, способы взаимодействия воспитателей и воспитанников в педагогическом процессе.

Программа воспитаниясодержание воспитания (то есть деятельности педагога и учащихся по достижению поставленных целей и задач), сформулированное и распределённое в соответствии с возрастными периодами. В программах воспитания выстраивается постепенное освоение ребёнком ценностей культуры путём постановки ведущих задач (задач-доминант) для каждого возрастного периода (по Н.Е. Щурковой). Приведем примеры.

Воспитательная работа с детьми и молодежью является объектом пристального внимания государства. Министерством образования Республики Беларусь в 2006 году утверждена «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь». В ней раскрываются цели и задачи, содержание, формы, методы и средства воспитания в современных условиях. Концепция определяет методологические подходы к процессу воспитания, основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, базирующиеся на принципах непрерывности и преемственности учебно-воспитательной деятельности и составляющие систему воспитания в нашей стране.

Этот документ устанавливает приоритеты воспитания в учреждениях образования: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота. В Концепции также указывается, что содержание воспитания основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.

Согласно Концепции в процессе воспитания необходимо учитывать следующее требования к его организации: обеспечение качества воспитания; соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания; системность и единство педагогических требований; реализация личностно ориентированного подхода; создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности; преемственность и непрерывность, предполагающие последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении; педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, развитие их инициатив.

В этом нормативном документе приводится характеристика основных составляющих воспитания. К ним относятся: идеологическое воспитание, гражданское и патриотическое воспитание, нравственное воспитание, гендерное воспитание, семейное воспитание, трудовое и профессиональное воспитание, экологическое воспитание, воспитание культуры здорового образа жизни и другие. В соответствии с Концепцией, указанные направления воспитания должны реализоваться с учетом особенностей развития личностим нормативном документе приводится характеристика основных составляющих волспитания:овий для развития творческих способностей воспитанников в учреждениях дошкольного образования, обучающихся на разных ступенях общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

В содержании Концепции (главы II-VII) раскрывается сущность всех компонентов базовой культуры личности, а также условия, возрастная специфика, содержание воспитательной работы по их формированию. На основе Концепции разработана «Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006-2010 годы».

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Определите понятия «воспитание в широком педагогическом значении», «воспитание в узком педагогическом значении». Какие трактовки процесса воспитания существуют в истории педагогики?

2.Охарактеризуйтезакономерности и принципы воспитания?

3.Докажите, чтосодержанием воспитанияличностиявляются ее отношенияк себе и окружающему миру.

4.Раскройте аксиологические основы воспитания.

5.Определитепонятие «воспитательная работа».Сформулируйте принципы воспитательной работы как вида педагогической деятельности.

6. Каковы требования к организации воспитывающей деятельности?

7.Укажите основные направления педагогического руководства самовоспитанием школьников и раскройте содержание его этапов.

8.Дайте краткую характеристикусодержания «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006).

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 1258 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Сообщение на педсовет «Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики.

Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики утверждена Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 16.08.2017 г. № 832.

Концепция развивает основные положения государственной политики в области образования и воспитания, определенные Конституцией Донецкой Народной Республики, Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», Концепцией патриотического воспитания детей и учащейся молодежи, Концепцией формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, Концепцией развития дополнительного образования детей.

Воспитание является составляющей частью образования. Это целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося. Воспитание отражает интересы личности, общества и государства.

Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Его назначение состоит в обеспечении успешной социализации личности в современном обществе, подготовке к самостоятельной жизни, продуктивной трудовой и профессиональной деятельности; в содействии саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию, самосовершенствованию конкурентоспособной личности, готовой к принятию ответственных решений.

Читать еще:  Традиционные концепции происхождения воспитания объясняют

Проблема воспитания детей и молодежи постоянно находится в центре внимания государства, так как воспитание является главным средством передачи подрастающему поколению социально-исторического опыта, культуры, духовно-нравственных традиций, накопленных каждым отдельным этносом и человечеством в целом.

Концепция утверждает ведущую роль семьи в вопросах воспитания как планомерного воздействия на личность, направленного на изменение связей ребёнка с миром, с людьми, формирующего его активную жизненную и гражданскую позицию. Концепция закладывает основы системы противодействия националистическим, экстремистским вызовам и рискам современного детства.

Предметом воспитательной деятельности становятся не только теоретические знания, различные компетенции, практические навыки, но и физическое и духовное здоровье, чувственно-эмоциональная сфера, ценностное восприятие себя и окружающего мира, стратегия поведения в социуме и конкретная социально ориентированная деятельность. Новое время требует от нас понимания воспитания как главного условия динамичного развития и расцвета общества.

Концепция ориентирована на качественно новый общественный статус социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, предусматривающих культурно-исторический и системно-деятельностный подходы к развитию личностного потенциала детей и подростков.

«Если мы будем учить и воспитывать сегодня так, как мы это делали вчера, мы украдем у наших детей завтра». Эти слова известного философа Джона Дьюи, сказанные им в далеком 1926 году, не потеряли своей актуальности и сегодня, когда школа переходит на новые стандарты. Учить и воспитывать так, чтобы не было стыдно за завтрашний день наших детей, — значит строить образовательный и воспитательный процесс в соответствии с требованиями нового времени. Мы должны научить детей искать и находить возможности для самореализации в жизни, преодолевать трудности, чтобы стать сильными, успешными, востребованными своим временем, так как современное образование и воспитание призвано научить ребёнка жить в мире самостоятельно, самостоятельно открывать факты и самостоятельно решать проблемы. Человек будет востребован в том случае, если пойдёт в ногу со временем, а не «осядет» в прошлом.

Настоящее время характеризуется непрерывными процессами преобразований во всех сферах человеческой деятельности. Это в полной мере относится к системе непрерывного воспитания обучающихся. Сложившаяся ситуация в стране, в системе образования, новые потребности и возможности населения требуют находить такие пути деятельности, которые могли бы соответствовать существенным условиям. Главным средством качественного изменения воспитательного процесса может стать высокий профессионализм кадров, способных оперативно реагировать на изменяющиеся потребности социума, обладающих умением анализировать, проектировать свою деятельность и выбирать оптимальные, эффективные средства при организации учебно-воспитательного процесса.

Необходимо отметить, что изменились и требования к качеству образования, связанные с необходимостью соотношения уровня подготовки выпускников и потребностям экономики. Успешность выпускника образовательного учреждения во взрослой жизни связана не только с формальным уровнем образования — освоением образовательных стандартов, но и с приобретёнными компетенциями эффективно действовать в социуме, быть профессионалом в своём деле, гражданином страны, семьянином.

Ожидаемые результаты реализации Концепции: осознание обществом приоритетности и значимости воспитания (от воспитания и образования на всю жизнь к воспитанию и образованию через всю жизнь), воспитание на всех уровнях системы образования, утверждение здорового образа жизни как нормы, возросший уровень духовности и нравственности общества, укрепление гражданской идентичности, устойчивости и сплоченности общества; повышение общественного престижа семьи, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания; развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на координации и объединение усилий всех ее институтов.

С целью реализации концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, я, как классный руководитель 7 и 11 класса в воспитательной работе обращаю внимание на формирование гражданских качеств, всестороннему и гармоничному развитию социально зрелой, творческой личности. Провожу классные часы и беседы с обучающимися по различным направлениям. Такие как: «Культура поведения», «Все люди на земле улыбаются на одном языке» — к международному Дню толерантности, «Здоровье – главное богатство», «Береги красоту природы» и т.д. Кроме этого, в 11 классе уделяю особое внимание беседам по профориентации. Профориентационная работа является естественным продолжение всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является её логическим завершением. Хотелось бы отметить, что на классных часах, беседуя с детьми, стараюсь, чтобы они не были пассивными слушателями, вовлекаю в обсуждение, обучающиеся с интересом вступают в дискуссию, приводят примеры. Кроме того, поддерживаю связь с родителями, по результатам проведенных классных часов, общешкольных мероприятий, информирую родителей об успехах, трудностях, которые возникают у детей, акцентирую внимание на то, что для детей важно общение, совместная деятельность с родителями. На родительских собраниях, которые прошли в конце первой четверти, обговорили с родителями необходимость непрерывности воспитания, пути совместной воспитательной работы.

Понятие «содержание воспитания». Концепция и Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ.

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, умений, навыков, способов деятельности, отношений, качеств и черт личности, которыми должно овладеть подрастающее поколение в соответствии с поставленными целями и задачами. Из этого определения следует, что содержание воспитания отражает его цель и задачи, направлено на их оптимальное достижение и обеспечивает готовность формирующейся личности к оптимальному вхождению в социум. Содержание воспитания ориентировано на развитие личности в соответствии с требованиями, которые предъявляются к человеку со стороны общества, государства и мира в целом на данном историческом этапе его развития. В практическом плане содержание воспитания может быть представлено тремя взаимосвязанными подсистемами:

Читать еще:  Мария монтессори методика обучения

1) нравственные понятия о природе, обществе и человеке, которые должен усвоить воспитанник;

2) привычки, приобретенные в ходе различных видов деятельности и отражающие нормы поведения, принятые в обществе;

3) нравственные чувства, выражающие осознанное индивидуально-личностное отношение воспитанника к окружающей действительности, миру людей и себе самому.

В связи с разнообразием воспитательных концепций и множественностью соответствующих им целей и задач в современной педагогической теории и практике сложились разные подходы к рассмотрению содержания воспитания. На сегодняшний день наиболее распространены четыре подхода к определению этого понятия.

Первый подход связан с пониманием воспитания как процесса управления развитием ребенка, направленного на позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях (И. С. Марьенко). В рамках данного подхода выделяются воспитательные задачи, ориентированные на формирование:

• личности воспитанника как гражданина мира и страны, представителя определенной национальности, жителя конкретной местности, члена общества и семьи<патриотическое воспитание);

• интеллектуальной культуры личности, стойкого познавательного интереса, потребности расширять свой кругозор, постоянно пополнять знания (умственное воспитание);

• духовной культуры личности как совокупности норм и правил поведения, принятых в обществе, на улице, в семье, в школе (нравственное воспитание);

• потребности в освоении воспитанником проявлений общечеловеческой культуры на индивидуально-личностном уровне (эстетическое воспитание);

• потребности в здоровом образе жизни (физическое воспитание).

Второй подход связан с пониманием воспитания как средства трансляции культуры (О. С. Газман, А. В. Иванов). Согласно этому подходу воспитание должно быть направлено на формирование базовой культуры личности, которая понимается как достижение личностью некоторой гармонии, обеспечивающей ей полноценную социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт. С позиций данного подхода содержание воспитания направлено на формирование следующих базовых культур личности: жизненного самоопределения; семейных отношений; экономической культуры и культуры труда; политической, демократической и правовой; интеллектуальной, нравственной культуры и культуры общения; экологической, художественной, физической.

Третий подход связан с пониманием воспитания как компонента социализации (И. А. Колесникова, Л. С. Нагавкина, Е. Н. Барышников). При таком подходе целью воспитания является подготовка подрастающего поколения к участию в сложной системе социальных отношений, сложившихся в экономической, политической и духовной сферах. В соответствии с этим основу в определении содержания воспитания составляют социальные роли, которые должен освоить человек, чтобы реализовать себя в системе общественных отношений (семьянин; член детского, подросткового, молодежного сообщества; ученик; патриот своего города; россиянин; человек мира; человек-творец).

Четвертый подход связан с пониманием воспитания как формирования ценностного отношения личности к миру, познания мира и взаимодействия с ним (Н. Е. Щуркова). С позиций данного подхода содержанием воспитания выступает деятельность, в ходе которой школьник вместе с педагогом познает мир, взаимодействует с миром, старается полюбить его. Основными ценностными ориентирами этого подхода являются:

• педагогический взгляд на воспитание с позиций общечеловеческой культуры;

• педагогическое представление о слагаемых воспитательного процесса как об освоении, усвоении и о присвоении мира подрастающим ребенком, входящим в этот мир на уровне современной культуры;

• определение содержания воспитательного процесса как системы отношений к ценностям достойной жизни достойного человека, а знаний и умений – как средства проживаемых ценностных отношений человека к миру и с миром;

• максимальное расширение поля воспитательного процесса до всей сферы жизнедеятельности ребенка;

• поступенчатое разворачивание жизненных проблем в ходе развития личности ребенка как субъекта собственной жизни;

• философско-педагогическое представление о содержании жизни достойного человека как бесконечной цепи вечных проблем жизни, решение которых не исчерпывает проблему, но ставит человека перед рядом новых бесконечных проблем.

Рассмотренные подходы не противоречат друг другу, а характеризуют воспитание с разных сторон. Знание этих подходов поможет воспитателю всесторонне оценить содержание воспитательного процесса и выбрать свой вариант работы с коллективом. Кроме того, проблема содержания воспитания находит практическое выражение и реально возникает при составлении программы воспитательной работы со школьниками.

Основные требования к организации воспитания:

  • обеспечение качества воспитания;
  • соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания;
  • системность и единство педагогических требований;
  • реализация личностно ориентированного подхода;
  • создание условий для развития творческих способностей учащихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности;
  • преемственность и непрерывность, последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении;
  • педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, развитие их инициатив.

1. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 гг. (далее – Программа) разработана в соответствии со статьей 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи и основана на идеях гуманистического, аксиологического, системного, компетентностного, деятельностного, культурологического, личностно-ориентированного подходов.

Читать еще:  Монтессори методика раннего развития видео

2. Программа определяет основные направления воспитания обучающихся и включает План мероприятий по реализации основных направлений воспитания обучающихся в Республике Беларусь на 2016- 2020 гг.

3. В Программе используются основные термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании и Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.

4. Содержание воспитания основывается на идеологии белорусского государства, на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, отражает интересы личности, общества и государства. 5. Назначение воспитания состоит в обеспечении успешной социализации личности в современном обществе, подготовке к самостоятельной жизни, продуктивной трудовой и профессиональной деятельности в процессе допрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся; в содействии саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию, самосовершенствованию конкурентоспособной личности, готовой к принятию ответственных решений.

6. В соответствии со статьей 18 Кодекса Республики Беларусь об образовании целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9908 — | 7692 — или читать все.

Концепция непрерывного воспитания детей к учащейся молодежи в Республике Беларусь

Цель воспитания детей и учащейся молодежи в РБ – формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности. Под социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельностью поним личность с высоким уровнем культуры, облад творч потенциалом, способн к саморазвитию и самрегуляции. Основные положения концепции воспитания детей и учащ молодежи в РБ : ориентация на гуманистические ценности, самореализация личности воспитанника в процессе воспит, национально-культурная основа воспитания, управление инициативой самого воспитанника в процессе воспитания, условия эффективной воспитат работы.

Создание банка данных о личности воспитанника, обеспечение воспитаннику достойного положения в воспит коллективе, разнообразие видв деятельности в воспит учреждении, стимулирование личностного и профессионального роста воспитателей.

Формирование мировоззрения школьников

Мировоззрение — это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Оно является результатом воспитания. Его структуру составляют знания, взгляды, убеждения. Взгляды и убеждения— это принятые человеком представления о мире, как достоверные и эмоционально переживаемые. Основой для формирования убеждений являются научные знания.

Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа учеников. Усвоение мировоззренческих аспектов знания обеспечивается отбором содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой области знания и деятельности, межпредметными связями, созданием интегрированных курсов. Взгляды и убеждения формируются в общении и в собственной практической деятельности учеников: трудовой, общественной, художественной, технической и пр. Для выработки учениками взглядов очень важна позиция педагога. Он должен сам иметь убеждения, жить в соответствии с ними, уметь говорить о них с учащимися, не навязывая их и одновременно не отказываясь от них из конъюнктурных соображений.

Показателями сформированности мировоззрения являются наличие системы знаний, взглядов и убеждений, которые проявляются в разных видах деятельности, способность совершенствовать свои знания и деятельность.

Умственное воспитание школьников

Умственное воспитаниеэто целенаправленная деятельность учителя по развитию умственных сил, мышления учащихся и привития культуры умственного труда.

Цели и задачи : формирование интеллектуальной культуры, развитие интеллектуального потенциала человека, формирование научного мироззрения. Направления умственного воспитания:1.развитие различных видов мышления; 2.развитие умственных сил учащихся; 3.овладение интеллектуальными умениями. Содержание умственного воспитания включает развитие умственных сил учащихся. Это степень развитости ума, способность человека накапливать знания, овладевать основными мыслительными операциями, развивать интеллектуальные умения, которые характеризуют умственную деятельность учащихся. Умственное развитие и умение мыслить связано с усвоением основных мыслительных операций: анализ, синтез (мыслительное объединение частей в целое); сравнение, классификация. Основной тип заданий, которые можно вкл , чтобы развит интеллектуал умений — Задания исследовательского характера. Задания на установление причинно-следственных связей. Задания, требующие самостоятельно принять решение. Задания на сравнение. Задания на развитие догадки, интуиции. Задания, связанные с анализом и обобщением.

Нравственное воспитание школьников.

Цель: формирование нравственной культуры личности.

Задачи: Формирование нравственного сознания, мотивов, поведения, чувств, суждений, убеждений. Формирование отношений к природе, обществу, труду, людям и самому себе на основе общечеловеческих и национальных ценностей (долг, честь, справедливость)

Содержание: Мотивы > знания > понимание > суждение > убеждение > поступки > поведение > привычки

Проявляется через отношение к себе, к людям, к родным, труду, природе

Реализуется через методы, формы, средства: Походы в музей, дискуссии, конференции, дебаты и т.д.

Результат: формирование нравственности. Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические беседы, конкурсы, тематические досуги.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector