221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Концепция основ воспитания

Современные концепции, подходы и принципы воспитания

Концепция воспитания представляет собой систему взглядов на воспитательный процесс – его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели эффективности.

1. Системное построение процесса воспитания.

Воспитание понимается как целенаправленное управление процессом развития личности. Это часть процесса социализации; оно протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Приоритетными являются диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразная творческая деятельность.

Существуют общие принципы воспитания (личностный подход, гуманистическая направленность, учет индивидуальных особенностей и др.) Выделяются также специфические принципы воспитания будущих специалистов

средовый подход, то есть использование возможностей внутренней и внешней среды учреждения в развитии личности будущего специалиста;

дифференцированный подход к воспитанию личности, то есть отбор содержания, форм и методов воспитательной работы;

природосообразность воспитания – учет половозрастных особенностей, уровня развития личностных свойств, опора на мотивы и потребности студентов конкретного пола и возраста;

культуросообразность воспитания, то есть опора на национальные традиции, культуру;

эстетизация среды жизнедеятельности и развития личности.

Главным механизмом воспитательного процесса является функционирование воспитательной системы, которая представляет собой целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы. Эта система обладает такими характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат, особенности корпоративной культуры и т. п.

Критериями эффективности воспитательного процесса являются: во-первых, факты позволяющие судить о наличии воспитательной системы, во-вторых, критерии качества, помогающие сформировать представления на уровне развития воспитательной системы и ее эффективности.

2. Системно-ролевая теория формирования личности предполагает использование социального механизма наследования и приумножения социальных ценностей, то есть идеалов, норм и знаний, добытых опытом предшествующих поколений.

Основу содержания воспитательного процесса составляет совокупность социальных ролей и социальных ценностей, которые необходимо освоить в определенном возрасте.

Механизм воспитания заключается в целенаправленном использовании форм и способов социального наследования посредством оказания педагогической помощи в освоении и выполнении социальных ролей.

Критериями эффективности воспитательного процесса выступают показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему социальных ролей.

3. Воспитание как педагогический компонент социализации личности.

Воспитание понимается как педагогический компонент процесса социализации и целенаправленные действия по обеспечению условий для развития человека. Эти условия создаются через включение воспитанника в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Содержание воспитания рассматривается как сумма всех существенных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляционной, предметно-практической, экзистенциальной.

Практическая педагогическая деятельность осуществляется с учетом следующих принципов:

‒ социальной адекватности, то есть соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации;

‒ индивидуализации – выделения социальных задач в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанника, а также включение его в различные виды деятельности с учетом особенностей;

‒ социального закаливания, то есть включение воспитанника в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, определенных способов этого преодоления;

‒ создания воспитывающей среды, то есть реальных условий формирования социальности воспитуемого.

Компонентами диагностики воспитательного процесса являются:

√ изучение воспитанности обучаемых (взгляды, ценностные ориентации);

√ диагностика уровня развития коллектива и сложившихся в нем отношений;

√ определение наиболее эффективных педагогических средств и установление малорезультативных и отрицательных воздействий.

4. Воспитание как формирование образа жизни.

Воспитание предполагает ориентацию субъектов воспитательного процесса на свободный выбор нравственной позиции, на ответственность за этот выбор, на сознательность и творчество.

Принципы данной концепции вытекают из анализа цели воспитания. Это принцип ориентации на социально-ценностные отношения; принцип субъективности, то есть развитие способности быть субъектом собственного поведения; принцип принятия воспитанника как данности, означающий признание права на уважение его личности.

Основу содержания воспитательного процесса составляют:

1) философское воспитание, то есть способность к обобщениям;

2) диалогическое (стиль педагогического взаимодействия);

3) этическое (формирование ценностно-смыслового единства педагога и воспитанника.

Показателем эффективности воспитательного процесса являются такие личностные параметры воспитанника, как внешний облик, физическое и психическое развитие, поведение, способности, предпочтения, отношение к самому себе.

5. Воспитание на основе потребностей человека.

Содержание воспитательного процесса включает:

‒ организацию разнообразной творческой деятельности;

‒ создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

‒ формирование благоприятного нравственно-психологического климата, создание здоровых межличностных отношений в коллективе;

‒ создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно-полезной деятельности;

‒ психолого-педагогическое просвещение воспитанников.

Подход представляет собой ориентацию действий педагога на использование определенной совокупности понятий, идей и способов педагогической деятельности. Как комплексное педагогическое средство любой подход включает в себя три основных компонента:

‒ основные понятия, используемые в процессе управления воспитательным процессом;

‒ принципы, основные правила осуществления воспитательной деятельности;

‒ приемы и методы построения процесса воспитания.

Среди современных подходов к воспитанию наиболее эффективными являются следующие:

1. Системный подход при котором объект познания или преобразования рассматривается как система.

Его целесообразность вытекает из того, что:

▪ во-первых, личность воспитанника должна развиваться в целостном педагогическом процессе;

▪ во-вторых, происходит объединение усилий субъектов воспитания;

▪ в-третьих, традиционные воспитательные мероприятия позволяют экономить время и силы педагогического коллектива;

▪ в-четвертых, создаются возможности моделирования условий для самореализации и самовыражения личности воспитанника;

▪ в-пятых, оптимально используется кадровый, финансовый и материально-технический потенциал учреждения.

Воспитательное взаимодействие при этом ведется в трех плоскостях: воспитательная система всего учреждения, воспитательное пространство группы и индивидуальная траектория развития воспитанника.

2. Деятельностный подход – организация и управление целенаправленной разнообразной деятельностью обучаемого. Воспитание по сути представляет собой содеятельность обучаемых и педагогов по реализации совместно выработанных целей и задач. Специально создаются ситуации воспитывающей деятельности, в которых объект учебно-воспитательного процесса превращается в его субъект.

3. Личностно-ориентированный подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самореализации личности обучаемого, развитие его индивидуальности. Педагогическая деятельность при реализации личностно-ориентированного подхода осуществляется на основе принципов самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки.

4. Философско-антропологический подход к воспитанию личности ориентирован на систематическую разработку педагогической антропологии как синтетического учения о человеке обучающемся и воспитывающемся.

5. Синергетический подход нацеливает субъектов создания воспитательной системы на обстоятельное изучение процессов саморегуляции деятельности, общения и отношений в образовательном учреждении, на выявление тенденций, внутренних механизмов и резервов развития создаваемой системы.

В воспитании следует опираться на самосознание индивида, исходить из проблем и внутренних потребностей отдельного человека. Под воспитанием понимается деятельность педагога, направленная на создание условий формирования потребностей человека в творческой деятельности, здоровом образе жизни, защищенности, безопасности, признании, необходимого социального статуса, смысла жизни, самореализации, удовольствия наслаждения.

Читать еще:  Методы развития моторики у детей

Принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса.

Педагог в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами:

принцип целостности в подходе к личности,

В современной педагогике выработаны следующие принципы воспитания:

Принцип педагогической целесообразности предусматривает такую педагогическую деятельность, которая бы стимулировала и формировала у студентов духовные, физические, нравственные качества, составляющие своеобразную программу личности.

Принцип воспитания в коллективе предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

Принцип связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, а также овладение общей культурой и основами научной организации труда.

Принцип развития самодеятельности личности ориентирует на развитие активности, самостоятельности и инициативы.

Принцип единства требований в сочетании с уважением к личности учащихся определяет направления развития отношений педагогов и студентов. Разумная требовательность объективно целесообразна и продиктована нуждами воспитательного процесса.

▪ Совокупное действие всех принципов воспитания обеспечивает успешное определение задач, выбор содержания, форм, методов и средств деятельности педагога, а также педагогически целесообразную деятельность воспитанников.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10282 — | 7952 — или читать все.

Концепции воспитания

Воспитание как ключевая категория понимания концепции воспитания

В начале третьего тысячелетия в отечественной образовательной системе начинает формироваться новая культура воспитания, основными характеристиками которой выступает антропоцентризм, демократизм, плюрализм и вариативность социально-воспитательных педагогических стратегий, концепций в воспитании.

В наиболее общем виде под воспитательным процессом в педагогике понимается реализация социализации ребенка, его адаптации к социальным нормам и требованиям, ознакомление с социально одобряемыми на конкретном этапе исторического развития поведенческими стратегиями, социальными образцами, моделями.

Подходы к пониманию концепции в воспитании

Понимание воспитания как целенаправленного процесса, направленного на достижение определенных целей, становится основой для понимания концепции в воспитании.

Термин концепции обозначает совокупность взаимосвязанных взглядов на те или иные процессы, феномены; способ интерпретации явлений, событий, основополагающую идею, общий замысел определенной теории.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Соответственно, полноценная концепция воспитания должна содержать фиксировать понимание роли и целей воспитания на конкретном этапе исторического развития общества, его содержание, цели и задачи, сущность движущей силы и основных механизмов, внутренние и внешние факторы, обеспечивающие успешность достижения поставленных целей, подходы к конструированию модели воспитания.

Таким образом, в современной научной литературе под концепцией в воспитании понимается авторское понимание и трактовка проблемы воспитания как важнейшего социального явления; совокупность идей, положений, определяющих идеологическую, мировоззренческую основы, цели, задачи, содержание, принципы, формы и методы воспитательной деятельности, формы взаимодействия воспитателей с воспитуемыми.

В центре внимания современных отечественных концепций в воспитании – понимание детерминированности воспитательного процесса целым рядом условий, включая личность и деятельность воспитателя, активное межличностное, конвенциональное общение, активная деятельность субъекта воспитания, сотрудничество с коллективом. Множественность факторов, условий, акторов может обеспечить достижение поставленных целей воспитания лишь при условии функционирования в качестве целостной системы.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Типы современных концепций в воспитании

После распада СССР, а, соответственно, и авторитарной советской концепции воспитания, Россия столкнулась с необходимостью разработки и внедрения в практическую деятельность новой общей концепции воспитания, формирования единого воспитательного пространства российского общества. На сегодняшний день в России успешно функционирует более 30 различных концепций, которые могут быть условно представлены следующими группами:

  1. Концепции социального воспитания, основанные на идеях системно-социального проектирования, рассматривающие воспитание как целенаправленный процесс влияния на поведение, жизнедеятельность личности с целью ее социализации;
  2. Концепции, направленные на коллективное воспитание, рассматривающие воспитание как управление личностным развитием;
  3. Личностно-ориентированные культурологические подходы, базирующиеся на антропоцентрической картине мира, понимании воспитания как культурного процесса;
  4. Личностно-ориентированные концепции самовоспитания, рассматривающие воспитание как процесс решения жизненных проблем.

Таким образом, в современной педагогике отсутствует единая общепринятая концепция воспитания, что приводит к стратификации социума, выступает актуальной научной проблемой, требующей решения.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Моя концепция воспитательной работы
материал по теме

Моя концепция воспитательной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
vstuplenie.doc100.08 КБ

Предварительный просмотр:

Я — счастливый человек, потому что воспитывалась в семье, где царили взаимопонимание, терпение, любовь. Взрослея, присматривалась к окружающим меня людям. Читая художественную и публицистическую литературу, я пыталась анализировать причины, следствия и результаты поступков людей. Появление на свет моей дочери прибавило ещё больше вопросов: имею ли я право воспитывать, как воспитывать, кто кого воспитывает? Именно желание получить ответы определило мой окончательный выбор. Я пришла работать в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением. Основываясь на своём жизненном опыте, жизненном опыте людей и трудах классиков педагогики, я для себя опередили два пути воспитания:

  • первый — императивный;
  • второй — гуманный.

Сколь бы близок ни был классный руководитель к своим воспитанникам, руководить он может, опираясь только на свой авторитет, профессиональные знания и умения.

Учительский авторитет имеет различные значения на разных ступенях школьного обучения. Если на младших школьниках гипнотически действует само звание учитель, то для подростков принципиально важны уже личностные качества педагога, его отношение к ним, его моральный облик, эрудиция, коммуникабельность и компетентность.

Авторитет классного руководителя формируется не сразу. Сначала ребята смотрят на него как на более или менее достоверный источник информации, затем — как на носителя ценности, значимой для ребят, разделяемых ими, и, уже чуть позже, классный руководитель становится доверенным лицом, старшим товарищем и другом.

И тут педагог должен быть сродни артисту: сначала он должен привлечь детей к себе, затем заставить переживать. Причём педагог думается, должен быть великим артистом, потому что призван привлечь к себе детей, которые не терпят не малейшей фальши.

Стремление жить в некоей общности, быть ею защищённой, самоутверждаться в её среде свойственно всем подросткам, да и взрослым тоже. Поэтому, если педагог хочет, чтобы его дети были хорошими, необходимо делать всё, чтобы воспитанники хотели быть такими, чтобы они находили удовольствие в хороших нравственных поступках.

Значит, у педагога не может быть никаких других целей, кроме целей жизни воспитанников. Ведь для ребят идея не отделена от личности, и то, что говорит им любимый учитель, воспринимается совсем по- другому, чем то, что говорит им не уважаемый им человек.

Самые высокие идеи в устах последнего становятся ненавистными.

Поэтому я чаще встаю на место детей, чтобы понять: что их интересует, что радует, что утомляет, что обижает.

Ведь воспитательный процесс прекращается с того и до того момента, пока ребенок не поймет, почему с ним так поступили; пока он не согласится с тем, как с ним поступили; пока он озлоблен, что с ним так несправедливо поступили.

Во всём этом объективная база единства учителя и ученика, то есть необходимое условие возникновения известной всем ( но не всем применяемой ! ) педагоги сотрудничества, которую строю я на принципах гуманизации и демократизации отношений со своими учениками. Воспитание личным примером позволяет добиться наибольшей эффективности. Рассказывая ребятам о своей работе, воспитывая чувство долга, чести, ответственности, дисциплины. Владение навыками оказание первой медицинской помощи помогает мне научить детей действовать правильно в непредвиденных, чрезвычайных ситуациях.

Организация в классе живого уголка помогает привить чувство любви ко всему живому.

Для решения всех педагогических задач есть два подхода. Один императивный, когда педагог сам решает задачу, заставляя своих учеников делать то, что необходимо для их будущего. Другой гуманный, то есть такой, когда учитель стремится приобщить детей к решению педагогических задач, когда он сотрудничает с ними, делает их своими

помощниками в воспитании, обучает тому, что умеет сам.

Самое главное приобретение, которое необходимо сделать ребёнку в период школьного ученичества — это чувство собственного достоинства, вера в себя, вера в то, что он знает, умеет и может.

И достичь этого можно только добром, ибо только добро порождает добро. Так завещал замечательный педагог — наш современник В. А. Сухомлинский. Дети — источник вдохновения и мой долг как педагога дать им с детства, сохранить его, быть им другом.

«С рождения до трёх лет — ребёнок твой бог, с трёх до десяти — он твой раб, с десяти лет — ребёнок твой друг». ( древнекитайская мудрость)

Основная идея — качество воспитания определяется не объёмом проведённых мероприятий, а качеством отношений между детьми и окружающими их взрослыми.

«Последнее 10 — летие в России характеризуется, прежде всего, как период активных социальных преобразований, которые находили и находят своё отражение в тенденциях развития общего среднего образования. Одна из этих тенденций заключалась в фактическом отказе от воспитательного компонента работы в школе и признании приоритетности собственного обучения. Однако разочарование в социальных реформах, долженствующих создать благоденствие человечества, заставляет вспомнить и о воспитании как средства подготовки лучшего будущего» — писал ещё в 1910 году русский философ Г. Шлет.

Основные проблемы в области воспитания связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Отличаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или, наоборот, их безработица. Эта ситуация как порождает внутренние конфликты и проблемы у детей, так и делает очевидными проблемы взаимодействия ребёнка с внешним миром. С другими людьми. В то же время медики, социологи, психологи говорят о том, что резко увеличилось количество детей, «выброшенных на общество», предоставленных самим себе, не знающих, чем заняться, не выбравших стиль жизни.

Всё это делает очевидной необходимость повышения статуса воспитательной работы в школе.

Основные цели и задачи воспитания в школе.

В идеале человек, живущий в современном обществе, должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность, за неё и транслируя гуманистические ценности. Это предполагает, что он:

  • уверен в себе, активен, не боится пробовать;
  • умеет быть терпимым к другим людям, не похожим на него;
  • способен к самообразованию;
  • умеет принимать решения и достигать результаты в соответствии с поставленной целью;
  • умеет брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя права и свободы других.

Исходящая из этого цель воспитания — научить ребёнка :

  • осуществлять выбор в рамках принятых правил и быть успешным в выбранной деятельности;
  • развивать свои силы и способности;
  • понимать и принимать других;
  • адекватно оценивать свои силы и находить возможности их применения;
  • адаптироваться к социальным условиям.

Способы достижения цели:

1. Участие детей в управлении школой и классом ( самоуправление ):

-совместное с педагогом формирование и принятие правил жизни и класса, формирование правил и обязанностей каждого члена школьного классного коллектива;

-совместное принятие ответственных решений, касающихся жизни школьного или классного коллектива;

  • планирование коллективной внеучебной деятельности;
  • наличие гласности (регулярно выходящая детская пресса ).
  1. Создание условий для участия детей в управлении собственной учебной деятельностью.
  2. Создание возможностей для проявления творчества детей в школе :
  • возможность для каждого учащегося школы участвовать в работе детских творческих коллективов, кружков, общешкольных или классных коллективных творческих делах;
  • возможность проявления со стороны детей и осуществления ими любой творческой инициативы.
  1. Включение культуры и навыков достойного поведения в содержание школьного образования.
  2. Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:

-поведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности.

Ведущей целью воспитания нашей школы является идеал личности, способный принимать решения в ситуациях морального выбора.

Поэтому наш педагогический коллектив на первое место ставит вопрос о гумманизации учебно — воспитательного процесса.

Школьные программы воспитания направлены на самосовершенствование личности ребёнка. В основе программ — концепция воспитания Селевко Герман Константинович..

Принципы и подходы к воспитанию:

Принцип гуманистического воспитания предполагает, что дети, как и педагоги, субъект воспитательной системы. Важнейшее условие эффективности такой системы — объединение детей и взрослых в единый коллектив, а главный критерий эффективности развития гуманистической воспитательной системы- развитие личности ребенка.

В основе принципа личностно ориентированного воспитания лежит признание личности ребёнка высшей социальной ценностью; отсутствие попытки переделать его; но умения влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности. Личностный подход можно осуществить только при основательной психологизации образовательного процесса.

Принцип природосообразительности воспитания предполагает, что оно основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании их возраста, пола, особенностей психики и физиологии.

Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции. Культурологический подход выходит на союз базового и дополнительного образования.

Принцип средового подхода очень важен — школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения, превратить школу в культурно — духовный центр микрорайона. В этом смысл и семья займёт особое место.

Деятельный подход в воспитании состоит в понимании того, что ребёнок не готовится в школе к будущей жизни, он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, досуговая, творческая и т. д.

Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами. «Самый опасный результат образования — это прекрасно информированные люди, не отягощённые совестью» (Эрнст Боуер — американский педагог -психолог )

Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учёт их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного пресса.

Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать, какие — либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди. Следует так организовать деятельность учащихся, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал свои личностные качества. Важна опора на чувства ребёнка, а не только на его сознание и поведение. Только через чувства жизненные

ценности, нравственные нормы могут стать собственными ценностями и нормами. (Собственное воспитание).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной работыКлассного руководителя 8 «В» класса«Средней общеобразовательной школы № 4»Быстровой Натальи Александровны. bystrova_koncepciya.jpgКаждый ребёнок — особенный, это б.

Что значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время — время слож.

Что значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время — время слож.

Самопрезентация воспитательной работы в творческой форме.

Воспитание и развитие свободной личности, умеющей самостоятельно действовать с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой к творческой деятельности.

Развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобиль.

В своей статье я рассматриваю важнейшие направления воспитательной работы через организацию коллективных творческих дел. .

Современные концепции воспитания личности в педагогике

В разные времена складывались своеобразные взаимоотношения между родителями и детьми, учениками и педагогами. Современные концепции воспитания – система взглядов, методов, подходов, направленных на выработку определенных навыков поведения, взаимодействия с обществом и окружающей средой. Именно их человек будет использовать во взрослой жизни. От них во многом зависит его благополучие в настоящем и будущем.

Под современной концепцией воспитания подразумевается сразу множество компонентов:

Все они играют главную роль, и не могут быть исключены из списка.

Современные концепции воспитания детей

В основе концепции лежит тщательное изучение личности ученика, учителя, родителей, школьного коллектива. Проводится обязательная диагностика, по результатам которой определяется насколько сформирована личность, и в чем ее индивидуальность. Целью воспитательного процесса является всестороннее развитие.

К задачам относится следующее:

  • определение творческого потенциала;
  • ознакомление и приобщение к принятой системе ценностей;
  • формирование объективной самооценки, адекватного отношения к свободе;
  • уважение к нормам и правилам общества;
  • любовь к труду.

Идеи данной концепции воспитания личности:

  1. Личность – высшая социальная ценность.
  2. Обязательно учитываются возрастные и половые особенности ученика.
  3. Методы должны корректироваться в зависимости от требований национальных и культурных традиций народа.
  4. Процесс обучения не должен вредить, задевать чувства участников.

Используются следующие подходы: системный, дифференциальный, деятельностный, средовой.

Системно-ролевая концепция формирования личности

Воспитание рассматривается как процесс освоения ряда социальных ролей. В результате формируется личность, готовая примерить на себя любую из них.

Социальные роли ученика:

  1. Межличностные: друг, собеседник, мучитель, помощник и другие.
  2. Групповые: лидер, изгой, отщепенец.
  3. Бытовые: дочь, брат, сестра, сосед и другие.
  4. Организационные: организатор мероприятия, клиент, партнер, подчиненный.

Суть всех педагогических процессов заключается в комплексном подходе к воспитанию, объединению различных методов. Вся деятельность направлена на развитие полноценной, полезной для общества личности.

Самовоспитание

Главная роль в этой концепции отводится процессу самовоспитания. Задача педагога помочь сформировать веру в себя, поддерживать в стремлении развиваться самостоятельно, и обеспечить всеми необходимыми инструментами.

Главной целью, является формирование человека со следующими характеристиками:

  • владение теоретическими знаниями о самосовершенствовании и умение применять их на практике;
  • самостоятельность, готовность взяться за любое дело;
  • творческий потенциал;
  • постоянное совершенствование себя;
  • одухотворенность.

Основная жизненная цель гармонично развитой личности – постоянное самосовершенствование.

Воспитание на основе потребностей

Об успехе педагогической деятельности можно судить по тому, насколько хорошо удалось учителю найти связь между потребностями ученика и планом воспитательного процесса. Базовые потребности – главный объект заботы, цель и критерий оценки эффективности работы воспитателя.

К ним относятся:

  • творческая деятельность;
  • сохранение здоровья;
  • безопасность;
  • признание, уважение;
  • самореализация;
  • удовлетворение, наслаждение.

Современные концепции воспитания базируются на принципах:

  1. Природосообразности.
  2. Целостности.
  3. Деятельностный.
  4. Эгоцентрированный.
  5. Возрастной.
  6. Принцип гуманизма.

Все перечисленные принципы применяются вместе, и ни в коем случае не исключают друг друга.

Общие закономерности

Все подходы имеют очевидные отличия. Вместе с тем они основаны на общих закономерностях:

  • воспитание и обучение тесно связаны;
  • активности ученика напрямую влияет на эффективность воспитания;
  • результат зависит от всего комплекса мероприятий: целей, методов, форм.

Стратегия развития педагогики имеет несколько основных направлений:

  • повысить роль учителя и сформировать у нового поколения правильные жизненные установки;
  • восстановить соответствие между качеством, содержанием воспитания и потребностями личности;
  • восстановить роль государства в этом процессе.

Современные концепции воспитания в педагогике направлены в первую очередь на формирование полноценной, самодостаточной личности. Система образования постоянно совершенствуется, и стремится к тому, чтобы у каждого ребенка была возможность получить знания, навыки при помощи современных технологий и методов.

Теория современного воспитания — видео

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector