221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Концепция происхождения воспитания

Концепции происхождения воспитания

Исследование концепций происхождения воспитания в человеческом обществе. Рассмотрение народной педагогики как первой формы педагогической культуры, существовавшей в первобытном обществе. Изучение особенностей воспитания в период родовой и соседской общин.

РубрикаПедагогика
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления01.03.2015
Размер файла16,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым

«Крымский инженерно-педагогический университет»

Кафедра Начального образования

Концепции происхождения воспитания. Зарождение воспитания в первобытном обществе

Студентка 2 курса

Группы НО — 1- 13

В историко-педагогической науке сложилось несколько концепций происхождения воспитания в человеческом обществе. Сторонники эволюционно-биологической концепции (Ш. Летурно, А. Эспинас) отождествляют инстинктивные действия животных с воспитательной практикой первобытных людей и приходят к выводу о том, что единственная основа воспитания — инстинктивное стремление людей к продолжению рода и закон естественного отбора.

Сторонники психологической концепции (П. Монро и др.) считают, что основой воспитания является инстинктивное стремление детей активно подражать старшим. В основе социально-экономической концепции лежит утверждение о том, что основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Применение примитивных орудий труда и все расширяющееся и усложняющееся сознательное изготовление их повлекли за собой необходимость передачи трудовых знаний, умений и опыта подрастающим поколениям.

Сначала это происходило в процессе трудовой деятельности, всей бытовой и общественной жизни. В дальнейшем воспитание становится особой сферой деятельности и сознания человека. Концепция антропосоциогенеза органически соединяет в себе три предыдущие концепции.

На самых ранних ступенях развития общества, в период первобытнообщинного строя, условия жизни были очень тяжелыми, и, чтобы выжить, людям нужно было держаться всем вместе, трудиться только коллективно. Все в этом обществе было коллективным, не существовало социального неравенства и классов, люди жили в общих жилищах и сообща воспитывали детей, которые принадлежали всему роду.

Начало становления воспитания как общественного явления было связано с усложнением деятельности по передаче подрастающим поколениям накопленного социального опыта. Эта передача носила объективный характер и реализовалась на практике как подготовка молодежи к взрослой жизни. В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. С малых лет они принимали участие в добывании пропитания — собирали съедобные растения, плоды. С возрастом степень их участия в совместном труде со взрослыми увеличивалась. Вместе со старшими и под их руководством дети и подростки приобретали необходимые жизненные и трудовые умения и навыки. Было естественным некоторое различие в воспитании мальчиков и девочек. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их учили бороться, стрелять излука, ездить верхом; девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Всех детей приучали ухаживать за животными, заниматься земледелием; с развитием ремесел обучали их ремеслам.

Дети являлись непременными участниками общинных праздников, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пение, жертвоприношения. Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспитывать у младших почитание старших и умерших. воспитание общество первобытный педагогический

Первой формой педагогической культуры, существовавшей в первобытном обществе, была народная педагогика, включавшая простые педагогические представления, взгляды, идеи, которые наиболее полно проявлялись в трудовой деятельности, в традициях, ритуалах, обычаях, играх, праздниках, устной народной молве, общественно-коллективном и семейно-родовом укладе жизни. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное народное творчество: предания, песни и др.

Переходу юношей и девушек в полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством самых авторитетных и мудрых людей. Она заканчивалась посвящением, состоявшим из публичных испытаний, в которых проверялась готовность молодежи к выполнению обязанностей взрослого члена родового общества.

В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным (девять- одиннадцать лет). Самые младшие мальчики и девочки воспитывались под присмотром женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. Дети проводили много времени в играх, в которых имитировали жизнь взрослых.

Взрослея, мальчики больше времени проводили с мужчинами, приучались к охоте, рыболовству и другим видам трудовой деятельности. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства. В раннюю первобытную эпоху воспитательное воздействие было минимальным. Маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода. Наказания не были жестокими.

В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и усиление социального антагонизма ужесточили формы и методы воспитания. Чаще стали применяться физические наказания. Коллективная традиция воспитания на исходе первобытнообщинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школы, организованные для воспитания «общественного» человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, знанию обрядов. Основной формой воспитания были совместные игры и занятия.

В условиях матриархата до 7—8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин, в более старшем возрасте — раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи для девочек и мальчиков становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи — для бедных и для состоятельных членов общины.

Все подростки обоего пола, достигшие 10—15 лет, проходили инициацию — процедуру посвящения во взрослые. У мальчиков она была более длительной и сложной: проверялась трудовая, нравственная и физическая подготовка. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Ей приписывалась таинственная сила.

Зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности произошло приблизительно 40-35 тысяч лет назад, когда появился человек современного физического типа.

На ранней стадии развития первобытнообщинного строя воспитание:

* осуществлялось в процессе жизнедеятельности;

* было ориентировано на повседневную борьбу за выживание;

* имело половозрастную дифференциацию;

* предполагало групповое, коллективное начало.

В период родовой и соседской общины смысл и содержание воспитания качественно изменяются. Для воспитания было характерно:

Читать еще:  Методика обучения счету на разных возрастных этапах

* зарождение семейного воспитания;

* сочетание половозрастной дифференциации с социальной (воспитание вождей, жрецов, воинов, рядовых общинников);

* появление специальных людей, осуществлявших воспитательный процесс: старейшины, служители культа, опытные воины;

* связь воспитания с религиозно-мифологическим мировоззрением;

* наличие организованных форм воспитания: совместные и раздельные для мальчиков и девочек игры и занятия, создание «домов молодежи» — прообразов первых школ; введение инициаций — процедуры посвящения во взрослые, сопровождающейся традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями.

Программа подготовки к инициации:

для мальчиков была более длительной и сложной (проверялась трудовая, нравственная, физическая подготовка) и включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину;для девочек — обучение ведению домашнего хозяйства.

Воспитание в первобытном обществе прошло сложный путь: от примитивной подготовки подрастающих поколений, неотделимой от совместной жизни и деятельности детей и взрослых, до возникновения семейного воспитания и специально организованных форм воспитательного воздействия, в практике реализации которых складывалось обучение. Таким образом, динамика социального развития постепенно приводила к известной упорядоченности воспитания.

Многие тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (35 — 40 тыс. лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида деятельности человечества.

Смысл существования первобытного человека был предопределен его миросозерцанием: окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Поэтому стихийно возникшие цели воспитания предполагали подготовку к простейшему виду существования и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались лишь на уровне обыденного сознания как отражение практики воспитания, проявляясь в традициях и народном творчестве.

Воспитание зародилось в интегративном, синкретическом виде и способствовало физическому, умственному и нравственно-эмоциональному взрослению первобытного человека Содержание и приемы воспитания усложнялись по мере обогащения общественного опыта и развития сознания. Не выполняя какой-либо особой функции, оно сопутствовало всему процессу передачи жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло 2 — 3 млн. лет тому назад, в эпоху выделения человека из животного мира, которое сопровождалось переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Предкам людей было жизненно необходимо хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, быть сильными, выносливыми. Мощным подспорьем в передаче такого опыта служила речь, возникшая как инструмент коммуникации. Постепенно воспитание как процесс передачи опыта приобретало черты особого вида деятельности и было ориентировано прежде всего на повседневную борьбу за выживание.

Список использованных источников

1.Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов. — М.: ФОРУМ — ИНФРА-М, 1998. — 272 с.

2. Алексеев В. П. Становление человечества. — М.: Политиздат, 1984. — 462 с.

Концепции происxождения воспитания

Структура и краткое содержание курса

Курс истории педагогики делится на следующие основные разделы:

Воспитание в первобытном обществе;

Школа и воспитание в древнем мире и античную эпоху;

Воспитание и школа в эпоху Средневековья и Возрождения;

Школа и педагогика в Новое время;

Школа и педагогика в Новейшее время.

Существует также географическое членение материала: это история педагогики в Европе и европейские воспитательные системы с одной стороны и история педагогики и воспитательные системы Азии и Дальнего Востока. Такое разграничение вызвано тем, что эти два мира, не будучи полярными друг-другу, тем не менее имели много специфики, которую необходимо видеть и знать.

Таким образом, учебно-методический комплекс хронологически и географически охватывает всю историю воспитания и образования (первобытная эпоха, древность, Средневековье, Новое и Новейшее время; Восток и Запад), что позволяет охарактеризовать главные направления развития воспитания и образования человеческого общества.

Так, цивилизации Древнего мира, временные и территориальные границы которого огромны (он существовал с 5-го тысячелетия до н. э. до IX в. н. э. и охватывал 4 материка: Европу, Азию, Африку и Америку), оставили первое наследие организованного воспитания и обучения. Помимо опыта Древнего Востока (Двуречье, Египет, Индия, Китай) такой опыт был накоплен в Средиземноморском центре Античного мира, где господствовали традиции греко-римской культуры, а на периферии — традиции варваров и славян.

Особое место занимает история школы и воспитания Средневековья, когда получили развитие иные, чем в пору Античности, типы образования и парадигмы педагогической мысли. Выйдя из Античного мира, школа и воспитание Средневековья стали однако альтернативой педагогической традиции древних сообществ и цивилизаций. Хотя средневековое воспитание в различных регионах мира не совпало по временным рамкам, тем не менее всюду ему были свойственны общие характеристики. Построенное на статичных сословных отношениях, это воспитание было ограничено социальными регламентациями и репродуктивными принципами обучения. И хотя уже в Средние века зарождались тенденции, направленные на самореализацию человека, освобождение его от жестких социокультурных нормативов, в целом воспитание и обучение готовили личность к месту в заданной социальной страте (от лат. зігаіит — слой), и преодолеть эту заданность было крайне сложно. Другая важная особенность средневекового воспитания — коллективное осознание принадлежности к тем или иным конфессиям и этносам.

В эпоху Нового и Новейшего времени ускорилось формирование общественных и духовных ценностей. Вследствие этого процесса появились концепции воспитания, созданные на основе познания объективных закономерностей природы и общества.

Человек рассматривался прежде всего как член гражданского общества, возвышающийся над социальными и национальными условностями.

Новейшая эпоха прошла под знаком противостояния тоталитарных и демократических режимов, что отразилось на эволюции мировой школы и педагогики.

На рубеже 2-го и 3-го тысячелетий новой эры произошли изменения, вызвавшие необходимость перевести на педагогический язык новые тенденции развития мирового сообщества. Одна из главнейших тенденций — прогресс воспитания и образования, которые являются центром духовности и приобщения к национальным и общечеловеческим культурным ценностям.

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. Сходно в обеих теориях утверждение, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку вещей. Как писал в этой связи П. Монро, «мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде».

Читать еще:  Высокая теория воспитания

В многотомной истории педагогики К. Шмидта воспитание рассматривалось как составная часть развития культуры. Другие авторы рассматривали трансформацию педагогической практики и теории с точки зрения религиозной идеи. Так, П. Ф. Каптерев и П. П. Соколов интерпретировали историко-педагогический процесс с точки зрения соотношения христианской церковно-теологической и светско-реалистической направленности воспитания.

Многие современные исследователи, соглашаясь с необходимостью учитывать при рассмотрении вопроса о происхождении воспитания преемственность между формами рассудочной деятельности у некоторых высших животных и у человека, делают акцент на качественных социальных характеристиках, которые отличали человеческое воспитание при его зарождении в виде особого вида деятельности.

В работах историков педагогики второй половины XIX – начала XX века представлен обширный фонд историко-педагогических знаний, знакомство с которыми всегда интересно и полезно. Однако характерный для них односторонний подход к рассмотрению истории педагогики и школы снижал их продуктивность, поскольку по мере развития общества воспитание все более дифференцировалось в специфический социальный институт, значение которого существенно гипертрофировалось. Так, на рубеже веков и в первые десятилетия XX века в условиях социальных потрясений в развитых странах Европы и в России представители так называемой марксистской мысли рассматривали школу и воспитание преимущественно как орудие социальных преобразований (В. И. Ленин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, Вильгельм и Карл Либкнехты, К. Цеткин и др.).

Диалектика как метод познания включает сформулированный еще Гегелем принцип историзма, в соответствии с которым любой предмет научного изучения должен рассматриваться всесторонне, в развитии и «самодвижении», что позволяет выявлять его конкретные свойства и взаимосвязи с учетом особенностей той или иной эпохи. Это предполагает рассмотрение фактов и явлений практики воспитания в контексте всей школьной системы и школьных традиций; анализ идей, теорий педагогов прошлого – в связи с учетом их целостных концепций воспитания, а также философских и социальных концепций. Обращение к опыту прошлого, ценностям мировой цивилизации предполагает выявление их преемственности с современностью, соотнесения культурного развития каждого народа с развитием всего человеческого сообщества.

В современных условиях вырабатываются новые подходы с целью объективного освещения истории школы и педагогики в странах СНГ и в частности в Казахстане, выявления ее глубинных связей с единым историко-педагогическим процессом в мире. В основу программы курса по истории образования и педагогической мысли положены основные принципы анализа всемирного историко-педагогического процесса: цивилизационный, антропологический, культурологический, формационный, конкретно-исторический, принцип целостности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Концепции происхождения воспитания

Проблема происхождения воспитания всегда интересовала ученых. Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся:

1. Эволюционно-биологическая Представители этой концепции Ш. Летурно – франц. социолог, А. Эспинас, Дж. Симпсон сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве, связывали воспитание с природным стремлением к продолжению рода, с так называемым естественным отбором. По этой концепции воспитание появилось и имеет место не только в человеческом обществе, но и в мире животных и птиц, насекомых.

2. Психологическая концепция. С позиции этой концепции (П. Монро) воспитание также основывается на инстинкте, но объясняет происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. При таком подходе как и в первой концепции игнорируются социальные корни воспитания, которые сводятся только к психологическому процессу.

3. Биосоциальная концепция (трудовая) Авторы биосоциальной концепции (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) допускали существование воспитания только в человеческом обществе, понимали его как процесс сознательной человеческой деятельности, связывали воспитание с появлением трудовой деятельности.

Многие современные исследователи, соглашаясь с необходимостью учитывать при рассмотрении вопроса о происхождении воспитания преемственность между формами рассудочной деятельности у некоторых высших животных и у человека, делают акцент на качественно социальных характеристиках, которые отличали человеческое воспитание при его зарождении в виде особого вида деятельности, считают, что социальная функция воспитания заключается в преднамеренной и целенаправленной передаче общественно исторического опыта подрастающему поколению, в овладении им практическими трудовыми умениями, а также выработанными нравственными нормами и опытом поведения.

Зарождение воспитаниякак особого вида человеческой деятельности произошло 40—35 тыс. лет назад, когда в общинах палеонтропов начинается постепенный переход к коллективному труду.

Специально организованное воспитание в первобытном обществе отсутствовало, вместе с тем, как свидетельствуют данные археологов и этнографов, в этот период сложилась система включения подрастающего поколения в жизнь. В первобытной общине ребенок прямо включался в доступную для него деятельность вместе со старшими.

На ранних стадиях развития первобытного общества, в частности в дородовом обществе, выделялись три возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики.

Родившийся ребенок первоначально находился на попечении матери. Когда он начинал сидеть, его приучали к жесткой пище. Дети считались принадлежавшими всему роду. Специально за ними не присматривали, однако рядом всегда находился кто-то из взрослых. Дети пользовались большой свободой и самостоятельностью, наказания почти не применялись, их учили выносливости, элементарным приемам труда. Им предоставляли возможность на собственном опыте убедиться в правоте взрослых, познакомиться со всеми сторонами их общественной деятельности. Подготовка к жизни в первобытном обществе не отделялась от участия в ней. В совместном труде со взрослыми дети приобретали необходимые умения и навыки. Совместный труд со стороны взрослых носил характер научения, дети же подражали поведению взрослых.

Постепенное накопление приемов и средств физической, трудовой и нравственной подготовки подрастающего поколения приводит к ее качественным изменениям в условиях позднепервобытной общины.

В 8 – 5-м тысячелетиях до н.э. у первобытных людей появляются новые формы деятельности. Наряду с собирательством, охотой они начинают заниматься земледелием и животноводством, т.е. растет дифференциация труда, усложняется социальная структура общества. Создание пищевых запасов позволяет значительно увеличить продолжительность жизни, повышается рождаемость в общине. Групповая форма брака сменяется парным браком. С возникновением семьи закладываются основы домашне-семейной формы воспитания. В младенчестве воспитанием ребенка занималась в основном мать. Зачастую наряду с ней нянчат и кормят ребенка другие женщины рода. Важным обрядом считалось наречение ребенка, проводимое до 3-4 лет. Обычно ребенок получал имя деда – таким образом предок как бы возрождался в потомках. В период с 3 до 6 лет к воспитанию ребенка подключаются другие родственники. В материнско-родовых общинах особую роль играл дядя – брат матери (т.н. авункулат – воспитание у дяди по материнской линии – сохранился до формирования классового общества). В детях стремились развить такие качества, как преданность роду, коллективизм, задиристость. Там, где велись постоянные войны, особое внимание уделялось воспитанию агрессивности.

Читать еще:  Обучение счету по методике зайцева

Окончание детства совпадало с наступлением физической зрелости. К 13 годам дети вступали во взрослую жизнь. Переход в категорию взрослых сопровождался обрядами посвящения – инициациями, которые были особо сложными у мальчиков. Во время таких испытаний проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить боль, лишения, проявлять выносливость. Подготовка к инициациям осуществлялась поэтапно и раздельно для мальчиков и девочек. Инициируемые изолировались в специальные места – «дома юношей», «дома молодежи», где старшие знакомили их с нормами морали, правами и обязанностями в семье и общине. Каждый род имел свою программу обучения, включавшую знания и умения, необходимые для будущего охотника, земледельца, воина. Данная программа предусматривала определенную физическую, трудовую, социально-нравственную подготовку. Обучение зачастую сопровождалось ритуалами, служившими знаками причастности к классу взрослых (татуировка, обрезание и т.п.). Инициации завершались общим праздником – возвращением посвященных в общину. Система инициации привела к тому, что в родовых общинах воспитание дифференцируется, выделяется группа лиц, которая непосредственно занимается воспитанием подрастающего поколения.

С развитием производительных сил, расширением трудового опыта воспитание усложняется, приобретает планомерный и многосторонний характер. Дело воспитания родовая община поручает наиболее опытным людям, появляются зачатки военного воспитания (стрельба из лука, верховая езда, владение копьем и др.). Осуществление воспитания особыми людьми, расширение и усложнение его содержания – все это свидетельствовало о том, что в условиях родового общества воспитание выделяется в особую форму общественной деятельности.

С появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступает разложение первобытного общества. От родовой общины функции воспитания детей переходят к семье.

|следующая лекция ==>
Предмет и задачи истории педагогики|Воспитание в рабовладельческом обществе

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 11455 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Концепции происхождения воспитания.

Раздел 2. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Лекция 14. Воспитание в первобытном обществе

Основные лекционные вопросы:

4.1. Концепции происхождения воспитания.

4.2. Особенности развития первобытного строя на разных этапах.

14.3. Содержание воспитания в родовой общине.

14.4. Семейное воспитание.

Концепции происхождения воспитания.

Первая практика воспитания возникает в период первобытного строя.

Изучению становления воспитания в данный период способствует ряд источников:

— археологические (основные пути усвоения подрастающим поколением социального опыта человечества через обращение к материальной культуре первобытных людей),

— этнографические (информация об особенностях воспитательного процесса у народов, относящихся к различным этносам),

— фольклор (воссоздает воспитательную деятельность и механизм передачи воспитательного опыта вне организационной воспитательной деятельности),

— антропологические (возможность про следить этапы исторического становления воспитательной деятельности человека на различных стадиях развития первобытной культуры).

На основании анализа источников в истории педагогики выделяются следующие концепции происхождения воспитания:

— эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) — воспитательная деятельность людей в первобытном обществе похожа на инстинктивную заботу животных о своем потомстве;

— психологическая (П. Монро) — воспитание происходит от бессознательных инстинктов подражания взрослым;

— социально-экономическая (трудовая) (К Маркс, Ф. Энгельс) — передача трудового опыта лежит в основе возникновения и развития воспитания.

Последователи данных традиционных концепций дополняют их рядом обоснований.
Л. Торкато, Дж. Кнеллер — последователи концепций П. Монро и Ш. Летурно стирают качественную грань между механизмами передачи опыта жизнедеятельности в коллективе людей и подобными механизмами среди животных. Н. Миллер считает, что социальные формы воспитательной деятельности возникают на основе определенных биологических импульсов индивидов, постепенно обретающих общественный характер. Г. Водхаус рассматривает становление воспитания в контексте постепенного усложнения культуры.

Исходя из социально-экономической концепции, имеющей наиболее рациональные основания, рассматривается, что применение примитивных орудий труда и их расширяющееся и усложняющееся сознательное изготовление повлекли за собой необходимость передачи трудовых знаний, умений и опыта подрастающим поколениям. Сначала это происходило в процессе трудовой деятельности, всей бытовой и общественной жизни. В дальнейшем воспитание становится особой сферой деятельности и сознания человека.

Названные традиционные концепции объединены в концепции антропосоциогенеза.
В основе концепции антропосоциогенеза лежит понимание происхождения воспитания как своеобразного скачка от биологической к социальной форме движения материи, а также рассмотрение труда в качестве главной движущей силы антропосоциогенеза. это дает возможность определить основные принципы исследования процесса возникновения воспитания:

— воспитание, преемственно связанное с передачей опыта поведения животных предков людей, имеет принципиальное отличие от названной передачи опыта поведения. Переходная деятельность по передаче опыта подрастающему поколению между специальными действиями животных и собственно воспитанием представляет собой формирующееся воспитание.

— историческая необходимость возникновения воспитания обусловлена объективной социальной потребностью подготовки подрастающих поколений к труду, что предполагает усвоение опыта производственной деятельности.

Антропосоциогенез следует рассматривать как важнейшую предпосылку генезиса воспитания. Происхождение воспитания исторически связано с возникновением системы социального наследования, являющейся как бы надстройкой над биологической системой наследования. Социальная сущность формируется у человека путем усвоения опыта истории в процессе общественно-практической деятельности. Передача опыта от поколения к поколению и является социальным наследованием. Система социального наследования возникает и существует под воздействием культуры. Посредством приобщения подрастающего поколения к культуре происходит формирование человеческих качеств. Культура обеспечивает создание, хранение и передачу новым поколениям образцов производственного и социального поведения, т.е, решает своеобразную общественно-педагогическую задачу. Воспитание — это изначально целенаправленно организованный процесс по руководству становлением человеческой личности в онтогенезе.

Современные исследователи при рассмотрении вопроса о происхождении воспитания акцентируют внимание на его качественных социальных характеристиках, которые позволяют рассматривать воспитание как особый вид деятельности, признавая преемственность форм рассудочной деятельности некоторых высших животных и человека.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector