221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Концепция системного построения процесса воспитания

Концепция системного построения процесса воспитания (Авторы:В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова).

Понятие «воспитание» Это целенаправленное управление процессом развития личности; создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, личности и как индивидуальности.

Цель воспитания Всестороннее гармоничное развитие личности.

Принципы воспитания

1) личностный подход в воспитании:признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; при​знание их социальных прав и свобод; ориентация на лич​ность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспи​таннику как к субъекту собственного развития; опора в вос​питательной деятельности на всю совокупность знаний о че​ловеке, на естественный процесс саморазвития формирую​щейся личности, на знание закономерностей этого процесса;

2) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе,ведь только уважительные отно​шения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;

Средовой подход в воспитательной деятельности,

т.е. использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;

4) дифференцированный подход к воспитанию детей,в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, во-первых, в соответствии с этни​ческими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими ус​ловиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания, в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;

5) природосообразность воспитания,которая предпола​гает обязательный учет половозрастных особенностей уча​щихся.

6) культуросообразность воспитания,т.е. опора в воспи​тательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;

Эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.

Содержание воспитательной работы Знания, умения, навыки, позволяющие вести ребёнку работу по самопознанию, самоутверждению, самореализации. Они приобретаются в учебной и внеклассной деятельности, в процессе которой создаются социальные ситуации ­ пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекватных способов поведения. Благодаря этому формируется потребность и способность осуществлять работу по самосовершенствованию.

Имплицитная концепция воспитания (Автор: И. С. Кон).

Понятие —Имплицитную концепцию воспитания этноса можно рассматривать как центральную неосознаваемую ценностную ориентацию в социальном поведении взрослых по отношению к подрастающим поколениям.

Цель —Укрепление преемственности поколений на устоявшихся традициях; процесс адаптации к социуму (социализация).

Принципы —Стереотипность, повторяемость взглядов, знаний, способов воспитания.

Содержание —имплицитных концепций воспитания во многом определяет позицию человека, как объекта социализации, а также ожидаемые и допускаемые в конкретном этносе меру и характер его субъектности, и проявления субъективности в процессе социализации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8783 — | 8313 — или читать все.

госгос / Вопросы по дисциплине .docx

Концепция системного построения процесса воспитания ( В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова ) В этой концепции воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности, подчёркивается, что управление происходит не личностью ученика, а процессом его развития. Это предполагает отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, назидательности, а диалогические методы общения, совместный поиск истины. развитие через воспитывающие ситуации, разнообразную творческую деятельность. Основу содержания воспитательного процесса составляют фундаментальные общечеловеческие ценности. В.А. Караковский выделяет 8 ценностей: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, раскрывая их содержание и значимость в воспитании высоконравственных потребностей и поступков учащихся. Эти ценности предполагают построение гуманистической системы воспитания в школе. Пути приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям: 1. Создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенных на этих ценностях. 2. Формирование отдельных целевых программ учителями, классными руководителями, воспитателями. 3.Разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятия в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основой которых является общечеловеческие ценности. Главный механизм воспитания — это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой происходит всестороннее развитие учащегося. Воспитательная система школы — целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания ( целей, субъектов, их деятельности,общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Авторы концепции считают, что для оптимального функционирования школы недостаточно использование разнообразных видов и форм деятельности, но и необходим широкий спектр деятельности , в котором нужно выделить какой — то один вид в качестве основного, систематизирующего, играющего первостепенную роль. В этом случае школа формирует неповторимую индивидуальность общешкольного коллектива.

Основополагающим идеям гуманистической системы вос­питания отведена в концепциироль принципов воспитатель­ного процесса. К ним относятся следующие:

а)личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;

уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; при­знание их социальных прав и свобод; ориентация на лич­ность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспи­таннику как к субъекту собственного развития; опора в вос­питательной деятельности на всю совокупность знаний о че­ловеке, на естественный процесс саморазвития формирую­щейся личности, на знание закономерностей этого процесса;

б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе,ведь только уважительные отно­шения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;

в) средовой подход в воспитательной деятельности,

использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;

г) дифференцированный подход к воспитанию детей в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, coциально-экономическими и социально-психологическими условиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания, в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;

д) природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей yчащихся и реализацию таких положений, как:

— определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться;

Читать еще:  Зайцев методика обучения

— опора в их формировании на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста;

— преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности школьника;

— изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в общей структуре возрастно-половых проявлений;

— построение психолого-педагогической диагностики, коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов;

— обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции; —

е)культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;

Концепция системного построения воспитательного процесса

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект разработан в 1991 году учеными Института теории и истории педагогики АПН СССР Концепция системного построения процесса воспитания

Системное построение процесса воспитания «Воспитание ? Воспитание… Воспитание!» В.А. Караковский , Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова

Воспитание- целенаправленное управление процессом развития личности. Воспитание является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим воздействием. Главное в нем – это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Сущность воспитания – управление не личностью, а процессом ее развития.

Из глубины веков дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет оснований и сегодня отказываться от нее как от сверхцели. В.А.Караковский Цели и задачи воспитания Каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на цель-идеал, должен конкретизировать их применительно к своим условиям и возможностям. Усилия педагогов целесообразнее сосредоточить на решении пяти воспитательных задач: 1) формирование у детей целостной и научно- обоснованной картины мира; 2) формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины; 3) приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения; 4) развитие у подрастающего человека креативности, творческой личности; 5) формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.

Основные принципы воспитания: 1) личностный подход в воспитании: признание личности высшей ценностью, уважение уникальности, отношение к воспитаннику как субъекту; 2) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе: уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт; 3) средовой подход в воспитании: использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка; 4) дифференцированный подход к воспитанию детей: отбор содержания, форм и методов в соответствии с особенностями индивида, групп, классов, этнических сообществ; 5) природосообразность воспитания: учет половозрастных особенностей учащихся; 6) культуросообразность воспитания: опора в воспитании на национальные традиции, его культуру; 7) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.

Содержание воспитательного процесса Основу содержания составляют общечеловеческие ценности. В.А. Караковский из всего спектра человеческих ценностей выделяет восемь: ЧЕЛОВЕК СЕМЬЯ КУЛЬТУРА ТРУД ЗНАНИЯ ОТЕЧЕСТВО ЗЕМЛЯ МИР

Человек — абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей». В.А.Караковский Понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики. Семья — единица общества, среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Дети — главный признак семьи. Труд — основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой жизни».. Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания. Знания — результат разнообразного, прежде всего творческого, труда. Знания учащихся — мера труда учителя. Знания, полученные в школе, имеют три главных признака: глубину, прочность знаний, разнообразие знаний. Культура —задача педагога — помочь воспитанникам в овладении материальной и духовной культурой своего народа, ее сокровищами.

Отечество — единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Задача педагога — воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа. Земля — общий дом человечества, вступившего в новую цивилизацию XXI века. Это Земля людей и живой природы. Мир — покой и согласие между людьми, народами и государствами — главное условие существования Земли, человеческой цивилизации. решение самых сложных проблем лежит в сфере простых человеческих отношений. Если каждая школа и ее ближайшее окружение станут зоной мира и покоя, это ослабит и социальное, и национальное напряжение. Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков. А.С.Пушкин

Пути приобщения детей к общечеловеческим ценностям: Первый путь — создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенной на этих ценностях; Второй путь — формирование отдельных целевых про­грамм, например «Духовная история России», «Наша малая Родина», «Интеллектуальная культура личности», «Семья — нравственная ценность человека», «Молодые граждане России» и др.; Третий путь — разработка совместно с детьми своеоб­разных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общения и отношении, основой которых являются общечеловеческие ценности. Четвертый путь, кстати, нередко избираемый классными руководителями и воспитателями, когда они один из разделов плана воспитательной работы составляют по следующей схеме:

Общечеловеческие ценности ноябрь 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя Человек Кто «Я» Семья Моя семья Труд Все профес-сии важны Знания КВН Культура Экскурсия Отечество Герои рядом Земля Конкурс плакатов Мир Диспут

Методы воспитания в контексте авторской концепции (системы) Главный механизм воспитания — это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой проектируются и создаются благоприятные условия для всестороннего развития учащихся. Система воспитания должна быть гуманистической и обладать свойственными для нее признаками: — наличие целостного образа собственной школы, представление о ее прошлом, настоящем и будущем; —интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела; — формирование здорового образа жизни учебного заведения; — педагогически целесообразная организация внутренней среды учебного заведения; использование воспитательных возможностей окружающего социума; — реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, где отношения строятся на основе гуманистических ценностей.

Авторы концепции считают, что для успешной реализации воспитательных функций педагогам необходимо: использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности; — использовать такое педагогическое средство, как ключевое дело-«крупную дозу воспитания».

Читать еще:  Занятие по развитию эмоционального интеллекта у дошкольников

Функционирующая в образовательном учреждении воспитательная система должна выполнять следующие функции: 1) развивающую, направленную на обеспечение развития коллектива и всего организма образовательного учреждения; 2) интегрирующую, содействующую соединению в одно целое воспитательных воздействий; 3) регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка; 4) защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка; 5) компенсирующую, предполагающую создание условий в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей; 6) корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника.

Управление развитием воспитательной системы, по мнению авторов концепции, включает четыре основных направления: — моделирование строящейся воспитательной системы; организацию коллективной творческой деятельности членов школьного сообщества и ориентирование детей и взрослых в процессе такой деятельности на общечеловеческие ценности; корректировку возникающих отношений в этом процессе; рациональное использование воспитательного потенциала среды.

Пути приобщения детей к общечеловеческим ценностям: — создание комплексной программы воспитания, построенной на общечеловеческих ценностях; — формирование отдельных целевых программ; — разработка вместе с детьми общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общения и отношении; — включение в планы воспитательной работы классных руководителей раздела, ориентированного на общечеловеческие ценности.

Говоря о системе воспитательной работы в школе-интернате,надо осознавать, что сегодня поиск возможностей компенсации «белых пятен» в воспитании и социальной адаптации детей, воспитывающихся вне семьи, от рождения и до их гражданского становления — это длительный и постоянный образовательный и воспитательный процессы. Задача нашего учреждения не только в том, чтобы четко представлять модель выпускника ,но и в том, чтобы создать условия для развития и становления личности каждого воспитанника, взаимодействия личности и среды ,способные обеспечить ему жизненный успех, самореализацию в той мере, на которую он способен, и которую в полной мере может обеспечить школа-интернат.

Примерная модель выпускника школы-интерната • осознание себя как личности, индивидуальности ( как свои умственные, физические, так и психические возможности), • психо-эмоциональная устойчивость и гибкость, умение изменяться в изменяющихся обстоятельствах, • умение ставить цели, строить жизненнье планы и проявлять волю в их достижении, • способность быть ответственным и самостоятельным, • знание и умение отстаивать свои права и выполнять обязанности, • знание социальных отношений и умение в них действовать, широкий уровень интересов и способностей, позволяющий не только выбрать профессию, но и сделать свою жизнь содержательной и полезной не только для себя, но и других, • умение общаться на разных уровнях: от деловых до интимно-личностных контактов, • психо-социальная идентичность, • овладение широким кругом бытовых навыков, экономическая компетентность, • уважительное отношение к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение отстоять свою позицию среди окружающих его людей.

педагогика. Системное построение процесса воспитания

НазваниеСистемное построение процесса воспитания
Дата17.12.2019
Размер27.8 Kb.
Формат файла
Имя файлапедагогика.docx
ТипДокументы
#100669
Подборка по базе: Характеристика технологического процесса на предприятиях обществ, Методика муз. воспитания.docx, Теория обучения и воспитания-конвертированword.docx, Дифференцированный подход в инновационных процессах образования., тест №1 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.docx, Касаткина Елена Геннадьевна ПНК-11 Теория и методика физического, Особенности течения эп. Колич и кач характ эп процесса.pptx, 03 Тема 2.Производственный процесс и принципы его организации. О, 1 Методология процесса проектирования мп системы.docx, ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СТИГМАТИЗАЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ С.

Системное построение процесса воспитания Системно-ролевая теория формирования личности Воспитание как пед-й компонент социализации Формирование образа жизни, достойной Человека
АвторыЛ.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, В.А. Караковский «Воспитание? Воспитание… Воспитание!»Н.М.Таланчук

«Введение в неопедагогику» (1991г.)

М.И.Рожков, Л.В.Байбородова, О.С.Гребенюк, С.Л.Паладьев и др.

«Организация восп-го процесса в школе» (2000г.)

Н.Е.Щуркова

«Образ жизни, достойной Человека и его формирование у школьника» и др.

Понятие «воспитание»В.- целенаправленное управление процессом развития личностиВ. – процесс человековедения, протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролейВ. – пед-й компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человекаВ.- целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребёнка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нём и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека
Цели воспитанияЦель – всестороннее гармоничное развитие личности

1. Ф-е целостной и научно обоснованной картины мира

2. Ф-е гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины

3. Приобщ-е к общечел-м ценностям

5. Помощь в осознании собст-го Я, в самореализации

· Гум-кий подход к построению отношений

· Эстетизация среды жизнедеятельности

Цель – формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролейЦель –

Идеальная: гармонично развитый человек

Реальная: в сответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития

· Гуманистической ориентации воспитания

· Социальной адекватности воспитания

· Создание воспит-й среды

Цель – личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

У такой жизни есть три основания: истина, добро, красота

· Ориентации на социально-ценностные отношения

· Принятия ребёнка как данности

Содержание воспитанияОснова с-я: общечеловеческие ценности (Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир)

· Ф-е отдельных целевых программ

· Р-ка общ-х договоров, фиксирующих нормы отношений в конкретном коллективе

· Раздел плана (ц-ти – н-ли месяца)

Основа с-я: совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребёнку в том или ином возрастеСодержание воспитания должно обеспечить развитие всех сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной.Основу с-я составляют

этическое воспитание

Механизм реализацииФункционирование в.с.

В.С. – это сложное социально-педагогическое образование, включающее в себя комплекс взаимосвязанных компонентов: цели, деятельность, субъекты деятельности, отношения, освоенная среда, управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему.

Использование форм и методов социального наследования через оказание педагогической помощи учащимся в освоении и выполнении социальных ролей

Система восп-х функций:

· Контрольно-аналитическая и оценочная

· Координация и коррекция

Методы в-й д-ти = функциям

Формы, методы и приёмы воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся; их правильный выбор

(см.таблицу)

Постепенное, пошаговое движение:

1. ф-е отношения к природе как общему дому человека (1 класс)

2. понимание и принятие норм культурной жизни

3. ф-е предст-й о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле (5-6 класс)

4. ф-е ценностного отн-я к социальному устройству человеческой жизни (7-8 класс)

5. ф-е образа жизни, достойной Человека (9-10 класс)

6. ф-е жизненной позиции, развитие способности к выбору жизн-го пути ( 10-11кл.)

Критерии и показатели эффективности в-го процессаКритерии факта:

1. упорядоченность жизнедеятельности школы

2. наличие сложившегося шк-го к-ва, сплочённость школы «по вертикали»

3. интегрированность в-х воздействий в комплексы (центры, клубы, ключевые дела)

1. степень приближённости системы к целям, реализация пед-й концепции

2. общий псих-й климат школы, стиль отн-й, комфорт

3. уровень воспитанности уч-в школы

Критерии – это показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему социальных ролей

Критерии воспитанности производны от социальных ролей: сколько с-х ролей, столько и критериев

Нецелесообразно использовать единые для всех ОУ критерии и показатели.

Д. быть конкретными, доступными для измерения, понятными для детей и взрослых.

1. Изучение воспитанности школьников

2. Диагностика уровня развития коллектива

3. Исследование организационных аспектов восп-й деятельности

Главный критерий – воспитанность учащихся, три главных основания… могут выполнять роль показателей воспитанности

· физич-е и психич-е развитие

· качественность р-й д-ти

· способности и самочувствие

· отношение к своему Я

Воспитание ребёнка как человека культурыПедагогическая поддержка ребёнка и процесса его развития Самовоспитание школьниковВоспитание на основе потребностей
АвторыЕ.В.Бондаревская «Педагогика: личность в гуманистически ориентированных теориях и системах воспитания» (1999г.)О.С.Газман

Газета «1 сентября» №119

1995г. «Потери и обретения в воспитании после 10 лет перестройки»

С.М.Юсфин «Кл. рук-ль» 2000г. №3

Г.К.Селевко

«Руководство по организации самовоспитания школьников»

В.П.Созонов «Организация воспитательной работы в классе» (2000г.)
Понятие «воспитание»В.- процесс помощи ребёнку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.В.- специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения.

П.п. – превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем.

Самовоспитание – процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности.В.- деятельность педагога, направленная на создание

Псих.-пед. условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:

· в творческой деятельности

· в защищённости, безопастности

· в уважении, признании

· в удовольствии, наслаждении

Цели воспитанияЦель – целостный человек культуры.

(ядро такой личности – субъектность)

Ч.к. – свободная личность

Ч.к.- гуманная личность

Ч.к.- духовная личность

Ч.к. – творческая и адаптивная личность

Цель конкретизируется в личностном образе ребёнка.(принципы)

Цель – идеал

Цель – дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные условия.

Нормы поддержки

Цель – воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещённого, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своём профессиональном деле, способного к постоянному самосовершенствованию.

Принципы (зачитать)

Цель – обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащегося.

· гуманизма

Содержание воспитанияОснова с-я: субъективный опыт личности с его ценностями и смыслами, умениями и способностями, социальными навыками и способами поведения.

Компоненты л-го опыта:

· индивидуально-творческий

Основа с-я: базовая культура личности, включающая в себя оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой.

Приоритетные направления базовой культуры:

· культура жизненного самоопределения

· культура семейных отношений

· экономическая культура и культура труда

· политическая и правовая культура

· интел-я, нрав-я и коммун-я культура

· физическая культура

ЗУНы, позволяющие вести ребёнку работу по самопознанию, самоутверждению, самореализации. Они приобретаются в учебной и внеклассной деятельности, в процессе которой создаются социальные ситуации-пробы, предст-е собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекватных способов поведения.

Благодаря этому ф-ся потребность и способность

осущ-ть работу по самосовершенствованию.

С-е в-я должно служить целям жизни воспит-ка и быть связано со становлением мотивационно-потребностной сферы личности ребёнка.
Механизм воспитанияВ. – процесс субъект-субъектного взаимодействия.

Ключевые слова – педагогическая помощи и поддержка.

Компоненты технологии л-но-ориен-го воспитания:

· изучение узловых событий жизни ребёнка

· эмпатическое принятие уч-ка

· совместное проектир-е этапов его раз-я

· адаптация восп-х средств к хар-ру ребёнка

· вовлечение его в пед-е и жизнен-е события

· раскрепощение для диалога, творчества и т.д.

Взаимосвязанные действия

педагога и ребёнка, выполняемые на 5 этапах:

1. диагностический (фиксация проблемы)

2. поисковый (причины проблемы)

3. договорный (проектирование действий)

«Воспитание без желания самого ребёнка совершенствовать себя невозможно» (О.С.Газман)

Технология самовоспитания: Теория, Практика, Методика.

(см.схему)

Необходимость знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности ребёнка; осознавать, что каждому этапу личностного развития соотв-т:

1. определённая общность людей

2. определённая ведущая деятельность

3. опр-е психич-е новообразования

Учёт ведущих для данного возраста потребностей:

Мл.шк-к – псих-й комфорт, игра;

Ср. шк-к – самоутверждение;

Ст.шк-к – поиски себя, философствование, мечты.

Критерии и показатели эффективностиКритерии воспитанности:

1. уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации личности

2. способность к нравственной саморегуляции поведения

3. мера педаг-й помощи, кот-я необходима уч-ся

Вместо модели выпускника – образ свободной духовной личности, ориентир-й на ценности мировой и нац-й культуры.

Критерии результативности в-го п-са:

· готовность ребёнка к самоопределению, самореализации

· развитость индивидуальных способностей ученика

· нравственная направленность личности

· физическое и психическое здоровье

· защищённость и комфортность ребёнка в школьной сообщности

Постоянно действующий режим диагностики и самодиагностики.

Применяется 100-бальная шкала измерения методов педагогического наблюдения.

Два пути оценивания результатов восп-й д-ти:

1. оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector