Концепция системного построения процесса воспитания
Концепция системного построения процесса воспитания (Авторы:В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова).
Понятие «воспитание» Это целенаправленное управление процессом развития личности; создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, личности и как индивидуальности.
Цель воспитания Всестороннее гармоничное развитие личности.
Принципы воспитания
1) личностный подход в воспитании:признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; признание их социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития; опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса;
2) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе,ведь только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;
Средовой подход в воспитательной деятельности,
т.е. использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;
4) дифференцированный подход к воспитанию детей,в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания, в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;
5) природосообразность воспитания,которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся.
6) культуросообразность воспитания,т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;
Эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.
Содержание воспитательной работы Знания, умения, навыки, позволяющие вести ребёнку работу по самопознанию, самоутверждению, самореализации. Они приобретаются в учебной и внеклассной деятельности, в процессе которой создаются социальные ситуации пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекватных способов поведения. Благодаря этому формируется потребность и способность осуществлять работу по самосовершенствованию.
Имплицитная концепция воспитания (Автор: И. С. Кон).
Понятие —Имплицитную концепцию воспитания этноса можно рассматривать как центральную неосознаваемую ценностную ориентацию в социальном поведении взрослых по отношению к подрастающим поколениям.
Цель —Укрепление преемственности поколений на устоявшихся традициях; процесс адаптации к социуму (социализация).
Принципы —Стереотипность, повторяемость взглядов, знаний, способов воспитания.
Содержание —имплицитных концепций воспитания во многом определяет позицию человека, как объекта социализации, а также ожидаемые и допускаемые в конкретном этносе меру и характер его субъектности, и проявления субъективности в процессе социализации.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8783 — | 8313 —
или читать все.
госгос / Вопросы по дисциплине .docx
Концепция системного построения процесса воспитания ( В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова ) В этой концепции воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности, подчёркивается, что управление происходит не личностью ученика, а процессом его развития. Это предполагает отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, назидательности, а диалогические методы общения, совместный поиск истины. развитие через воспитывающие ситуации, разнообразную творческую деятельность. Основу содержания воспитательного процесса составляют фундаментальные общечеловеческие ценности. В.А. Караковский выделяет 8 ценностей: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, раскрывая их содержание и значимость в воспитании высоконравственных потребностей и поступков учащихся. Эти ценности предполагают построение гуманистической системы воспитания в школе. Пути приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям: 1. Создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенных на этих ценностях. 2. Формирование отдельных целевых программ учителями, классными руководителями, воспитателями. 3.Разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятия в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основой которых является общечеловеческие ценности. Главный механизм воспитания — это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой происходит всестороннее развитие учащегося. Воспитательная система школы — целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания ( целей, субъектов, их деятельности,общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Авторы концепции считают, что для оптимального функционирования школы недостаточно использование разнообразных видов и форм деятельности, но и необходим широкий спектр деятельности , в котором нужно выделить какой — то один вид в качестве основного, систематизирующего, играющего первостепенную роль. В этом случае школа формирует неповторимую индивидуальность общешкольного коллектива.
Основополагающим идеям гуманистической системы воспитания отведена в концепциироль принципов воспитательного процесса. К ним относятся следующие:
а)личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; признание их социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития; опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса;
б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе,ведь только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;
в) средовой подход в воспитательной деятельности,
использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;
г) дифференцированный подход к воспитанию детей в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, coциально-экономическими и социально-психологическими условиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания, в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;
д) природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей yчащихся и реализацию таких положений, как:
— определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться;
— опора в их формировании на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста;
— преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности школьника;
— изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в общей структуре возрастно-половых проявлений;
— построение психолого-педагогической диагностики, коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов;
— обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции; —
е)культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;
Концепция системного построения воспитательного процесса
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
Помогает проект «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проект разработан в 1991 году учеными Института теории и истории педагогики АПН СССР Концепция системного построения процесса воспитания
Системное построение процесса воспитания «Воспитание ? Воспитание… Воспитание!» В.А. Караковский , Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова
Воспитание- целенаправленное управление процессом развития личности. Воспитание является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим воздействием. Главное в нем – это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Сущность воспитания – управление не личностью, а процессом ее развития.
Из глубины веков дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет оснований и сегодня отказываться от нее как от сверхцели. В.А.Караковский Цели и задачи воспитания Каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на цель-идеал, должен конкретизировать их применительно к своим условиям и возможностям. Усилия педагогов целесообразнее сосредоточить на решении пяти воспитательных задач: 1) формирование у детей целостной и научно- обоснованной картины мира; 2) формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины; 3) приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения; 4) развитие у подрастающего человека креативности, творческой личности; 5) формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.
Основные принципы воспитания: 1) личностный подход в воспитании: признание личности высшей ценностью, уважение уникальности, отношение к воспитаннику как субъекту; 2) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе: уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт; 3) средовой подход в воспитании: использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка; 4) дифференцированный подход к воспитанию детей: отбор содержания, форм и методов в соответствии с особенностями индивида, групп, классов, этнических сообществ; 5) природосообразность воспитания: учет половозрастных особенностей учащихся; 6) культуросообразность воспитания: опора в воспитании на национальные традиции, его культуру; 7) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.
Содержание воспитательного процесса Основу содержания составляют общечеловеческие ценности. В.А. Караковский из всего спектра человеческих ценностей выделяет восемь: ЧЕЛОВЕК СЕМЬЯ КУЛЬТУРА ТРУД ЗНАНИЯ ОТЕЧЕСТВО ЗЕМЛЯ МИР
Человек — абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей». В.А.Караковский Понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики. Семья — единица общества, среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Дети — главный признак семьи. Труд — основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой жизни».. Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания. Знания — результат разнообразного, прежде всего творческого, труда. Знания учащихся — мера труда учителя. Знания, полученные в школе, имеют три главных признака: глубину, прочность знаний, разнообразие знаний. Культура —задача педагога — помочь воспитанникам в овладении материальной и духовной культурой своего народа, ее сокровищами.
Отечество — единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Задача педагога — воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа. Земля — общий дом человечества, вступившего в новую цивилизацию XXI века. Это Земля людей и живой природы. Мир — покой и согласие между людьми, народами и государствами — главное условие существования Земли, человеческой цивилизации. решение самых сложных проблем лежит в сфере простых человеческих отношений. Если каждая школа и ее ближайшее окружение станут зоной мира и покоя, это ослабит и социальное, и национальное напряжение. Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков. А.С.Пушкин
Пути приобщения детей к общечеловеческим ценностям: Первый путь — создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенной на этих ценностях; Второй путь — формирование отдельных целевых программ, например «Духовная история России», «Наша малая Родина», «Интеллектуальная культура личности», «Семья — нравственная ценность человека», «Молодые граждане России» и др.; Третий путь — разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общения и отношении, основой которых являются общечеловеческие ценности. Четвертый путь, кстати, нередко избираемый классными руководителями и воспитателями, когда они один из разделов плана воспитательной работы составляют по следующей схеме:
Общечеловеческие ценности ноябрь 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя Человек Кто «Я» Семья Моя семья Труд Все профес-сии важны Знания КВН Культура Экскурсия Отечество Герои рядом Земля Конкурс плакатов Мир Диспут
Методы воспитания в контексте авторской концепции (системы) Главный механизм воспитания — это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой проектируются и создаются благоприятные условия для всестороннего развития учащихся. Система воспитания должна быть гуманистической и обладать свойственными для нее признаками: — наличие целостного образа собственной школы, представление о ее прошлом, настоящем и будущем; —интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела; — формирование здорового образа жизни учебного заведения; — педагогически целесообразная организация внутренней среды учебного заведения; использование воспитательных возможностей окружающего социума; — реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, где отношения строятся на основе гуманистических ценностей.
Авторы концепции считают, что для успешной реализации воспитательных функций педагогам необходимо: использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности; — использовать такое педагогическое средство, как ключевое дело-«крупную дозу воспитания».
Функционирующая в образовательном учреждении воспитательная система должна выполнять следующие функции: 1) развивающую, направленную на обеспечение развития коллектива и всего организма образовательного учреждения; 2) интегрирующую, содействующую соединению в одно целое воспитательных воздействий; 3) регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка; 4) защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка; 5) компенсирующую, предполагающую создание условий в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей; 6) корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника.
Управление развитием воспитательной системы, по мнению авторов концепции, включает четыре основных направления: — моделирование строящейся воспитательной системы; организацию коллективной творческой деятельности членов школьного сообщества и ориентирование детей и взрослых в процессе такой деятельности на общечеловеческие ценности; корректировку возникающих отношений в этом процессе; рациональное использование воспитательного потенциала среды.
Пути приобщения детей к общечеловеческим ценностям: — создание комплексной программы воспитания, построенной на общечеловеческих ценностях; — формирование отдельных целевых программ; — разработка вместе с детьми общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общения и отношении; — включение в планы воспитательной работы классных руководителей раздела, ориентированного на общечеловеческие ценности.
Говоря о системе воспитательной работы в школе-интернате,надо осознавать, что сегодня поиск возможностей компенсации «белых пятен» в воспитании и социальной адаптации детей, воспитывающихся вне семьи, от рождения и до их гражданского становления — это длительный и постоянный образовательный и воспитательный процессы. Задача нашего учреждения не только в том, чтобы четко представлять модель выпускника ,но и в том, чтобы создать условия для развития и становления личности каждого воспитанника, взаимодействия личности и среды ,способные обеспечить ему жизненный успех, самореализацию в той мере, на которую он способен, и которую в полной мере может обеспечить школа-интернат.
Примерная модель выпускника школы-интерната • осознание себя как личности, индивидуальности ( как свои умственные, физические, так и психические возможности), • психо-эмоциональная устойчивость и гибкость, умение изменяться в изменяющихся обстоятельствах, • умение ставить цели, строить жизненнье планы и проявлять волю в их достижении, • способность быть ответственным и самостоятельным, • знание и умение отстаивать свои права и выполнять обязанности, • знание социальных отношений и умение в них действовать, широкий уровень интересов и способностей, позволяющий не только выбрать профессию, но и сделать свою жизнь содержательной и полезной не только для себя, но и других, • умение общаться на разных уровнях: от деловых до интимно-личностных контактов, • психо-социальная идентичность, • овладение широким кругом бытовых навыков, экономическая компетентность, • уважительное отношение к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение отстоять свою позицию среди окружающих его людей.
педагогика. Системное построение процесса воспитания
Название | Системное построение процесса воспитания |
Дата | 17.12.2019 |
Размер | 27.8 Kb. |
Формат файла | ![]() |
Имя файла | педагогика.docx |
Тип | Документы #100669 |
Подборка по базе: Характеристика технологического процесса на предприятиях обществ, Методика муз. воспитания.docx, Теория обучения и воспитания-конвертированword.docx, Дифференцированный подход в инновационных процессах образования., тест №1 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.docx, Касаткина Елена Геннадьевна ПНК-11 Теория и методика физического, Особенности течения эп. Колич и кач характ эп процесса.pptx, 03 Тема 2.Производственный процесс и принципы его организации. О, 1 Методология процесса проектирования мп системы.docx, ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СТИГМАТИЗАЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ С. | Системное построение процесса воспитания | Системно-ролевая теория формирования личности | Воспитание как пед-й компонент социализации | Формирование образа жизни, достойной Человека | ||||
Авторы | Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, В.А. Караковский «Воспитание? Воспитание… Воспитание!» | Н.М.Таланчук «Введение в неопедагогику» (1991г.) | М.И.Рожков, Л.В.Байбородова, О.С.Гребенюк, С.Л.Паладьев и др. «Организация восп-го процесса в школе» (2000г.) | Н.Е.Щуркова «Образ жизни, достойной Человека и его формирование у школьника» и др. | ||||
Понятие «воспитание» | В.- целенаправленное управление процессом развития личности | В. – процесс человековедения, протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей | В. – пед-й компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека | В.- целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребёнка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нём и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека | ||||
Цели воспитания | Цель – всестороннее гармоничное развитие личности 1. Ф-е целостной и научно обоснованной картины мира 2. Ф-е гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины 3. Приобщ-е к общечел-м ценностям 5. Помощь в осознании собст-го Я, в самореализации · Гум-кий подход к построению отношений · Эстетизация среды жизнедеятельности | Цель – формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей | Цель – Идеальная: гармонично развитый человек Реальная: в сответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития · Гуманистической ориентации воспитания · Социальной адекватности воспитания · Создание воспит-й среды | Цель – личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. У такой жизни есть три основания: истина, добро, красота · Ориентации на социально-ценностные отношения · Принятия ребёнка как данности | ||||
Содержание воспитания | Основа с-я: общечеловеческие ценности (Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир) · Ф-е отдельных целевых программ · Р-ка общ-х договоров, фиксирующих нормы отношений в конкретном коллективе · Раздел плана (ц-ти – н-ли месяца) | Основа с-я: совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребёнку в том или ином возрасте | Содержание воспитания должно обеспечить развитие всех сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной. | Основу с-я составляют этическое воспитание | ||||
Механизм реализации | Функционирование в.с. В.С. – это сложное социально-педагогическое образование, включающее в себя комплекс взаимосвязанных компонентов: цели, деятельность, субъекты деятельности, отношения, освоенная среда, управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему. | Использование форм и методов социального наследования через оказание педагогической помощи учащимся в освоении и выполнении социальных ролей Система восп-х функций: · Контрольно-аналитическая и оценочная · Координация и коррекция Методы в-й д-ти = функциям | Формы, методы и приёмы воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся; их правильный выбор (см.таблицу) | Постепенное, пошаговое движение: 1. ф-е отношения к природе как общему дому человека (1 класс) 2. понимание и принятие норм культурной жизни 3. ф-е предст-й о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле (5-6 класс) 4. ф-е ценностного отн-я к социальному устройству человеческой жизни (7-8 класс) 5. ф-е образа жизни, достойной Человека (9-10 класс) 6. ф-е жизненной позиции, развитие способности к выбору жизн-го пути ( 10-11кл.) | ||||
Критерии и показатели эффективности в-го процесса | Критерии факта: 1. упорядоченность жизнедеятельности школы 2. наличие сложившегося шк-го к-ва, сплочённость школы «по вертикали» 3. интегрированность в-х воздействий в комплексы (центры, клубы, ключевые дела) 1. степень приближённости системы к целям, реализация пед-й концепции 2. общий псих-й климат школы, стиль отн-й, комфорт 3. уровень воспитанности уч-в школы | Критерии – это показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему социальных ролей Критерии воспитанности производны от социальных ролей: сколько с-х ролей, столько и критериев | Нецелесообразно использовать единые для всех ОУ критерии и показатели. Д. быть конкретными, доступными для измерения, понятными для детей и взрослых. 1. Изучение воспитанности школьников 2. Диагностика уровня развития коллектива 3. Исследование организационных аспектов восп-й деятельности | Главный критерий – воспитанность учащихся, три главных основания… могут выполнять роль показателей воспитанности · физич-е и психич-е развитие · качественность р-й д-ти · способности и самочувствие · отношение к своему Я | Воспитание ребёнка как человека культуры | Педагогическая поддержка ребёнка и процесса его развития | Самовоспитание школьников | Воспитание на основе потребностей |
Авторы | Е.В.Бондаревская «Педагогика: личность в гуманистически ориентированных теориях и системах воспитания» (1999г.) | О.С.Газман Газета «1 сентября» №119 1995г. «Потери и обретения в воспитании после 10 лет перестройки» С.М.Юсфин «Кл. рук-ль» 2000г. №3 | Г.К.Селевко «Руководство по организации самовоспитания школьников» | В.П.Созонов «Организация воспитательной работы в классе» (2000г.) | ||||
Понятие «воспитание» | В.- процесс помощи ребёнку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. | В.- специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. П.п. – превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем. | Самовоспитание – процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности. | В.- деятельность педагога, направленная на создание Псих.-пед. условий для удовлетворения базовых потребностей школьника: · в творческой деятельности · в защищённости, безопастности · в уважении, признании · в удовольствии, наслаждении | ||||
Цели воспитания | Цель – целостный человек культуры. (ядро такой личности – субъектность) Ч.к. – свободная личность Ч.к.- гуманная личность Ч.к.- духовная личность Ч.к. – творческая и адаптивная личность Цель конкретизируется в личностном образе ребёнка.(принципы) | Цель – идеал Цель – дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные условия. Нормы поддержки | Цель – воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещённого, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своём профессиональном деле, способного к постоянному самосовершенствованию. Принципы (зачитать) | Цель – обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащегося. · гуманизма | ||||
Содержание воспитания | Основа с-я: субъективный опыт личности с его ценностями и смыслами, умениями и способностями, социальными навыками и способами поведения. Компоненты л-го опыта: · индивидуально-творческий | Основа с-я: базовая культура личности, включающая в себя оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой. Приоритетные направления базовой культуры: · культура жизненного самоопределения · культура семейных отношений · экономическая культура и культура труда · политическая и правовая культура · интел-я, нрав-я и коммун-я культура · физическая культура | ЗУНы, позволяющие вести ребёнку работу по самопознанию, самоутверждению, самореализации. Они приобретаются в учебной и внеклассной деятельности, в процессе которой создаются социальные ситуации-пробы, предст-е собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекватных способов поведения. Благодаря этому ф-ся потребность и способность осущ-ть работу по самосовершенствованию. | С-е в-я должно служить целям жизни воспит-ка и быть связано со становлением мотивационно-потребностной сферы личности ребёнка. | ||||
Механизм воспитания | В. – процесс субъект-субъектного взаимодействия. Ключевые слова – педагогическая помощи и поддержка. Компоненты технологии л-но-ориен-го воспитания: · изучение узловых событий жизни ребёнка · эмпатическое принятие уч-ка · совместное проектир-е этапов его раз-я · адаптация восп-х средств к хар-ру ребёнка · вовлечение его в пед-е и жизнен-е события · раскрепощение для диалога, творчества и т.д. | Взаимосвязанные действия педагога и ребёнка, выполняемые на 5 этапах: 1. диагностический (фиксация проблемы) 2. поисковый (причины проблемы) 3. договорный (проектирование действий) «Воспитание без желания самого ребёнка совершенствовать себя невозможно» (О.С.Газман) | Технология самовоспитания: Теория, Практика, Методика. (см.схему) | Необходимость знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности ребёнка; осознавать, что каждому этапу личностного развития соотв-т: 1. определённая общность людей 2. определённая ведущая деятельность 3. опр-е психич-е новообразования Учёт ведущих для данного возраста потребностей: Мл.шк-к – псих-й комфорт, игра; Ср. шк-к – самоутверждение; Ст.шк-к – поиски себя, философствование, мечты. | ||||
Критерии и показатели эффективности | Критерии воспитанности: 1. уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации личности 2. способность к нравственной саморегуляции поведения 3. мера педаг-й помощи, кот-я необходима уч-ся Вместо модели выпускника – образ свободной духовной личности, ориентир-й на ценности мировой и нац-й культуры. | Критерии результативности в-го п-са: · готовность ребёнка к самоопределению, самореализации · развитость индивидуальных способностей ученика · нравственная направленность личности · физическое и психическое здоровье · защищённость и комфортность ребёнка в школьной сообщности | Постоянно действующий режим диагностики и самодиагностики. Применяется 100-бальная шкала измерения методов педагогического наблюдения. | Два пути оценивания результатов восп-й д-ти: 1. оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий Adblockdetector |