221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Концепция социального воспитания

Тема 4. КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

1. Понятие о социальном воспитании в широком и узком смыслах.

2. Цель, задачи и содержание социального воспитания.

3. Субъекты социального воспитания. Понятие о социальном взаимодействии.

4. Принципы социального воспитания.

5. Методики социального воспитания.

Социальное воспитание – ведущая категория социальной педагогики, предметом которой является социальное воспитание как фактор становления личности в процессе социализации человека.

Социальное воспитание – это сложная комплексная система мер, взаимодействий, воздействий, отношений, в которой интегрируются все воспитательные силы и средства. Оно аккумулирует в себе влияние на педагогический процесс конкретных условий среды (социокультурные, природные, экологические, географо-климатические, социально-бытовые, национальные), рассматривая индивида в контексте его ближайшего окружения.

Термин «социальное воспитание» употребляется в нескольких значениях. В широком социально-педагогическом смысле социальное воспитание – это:

а) педагогически ориентированная система общественно-государственной помощи и поддержки, необходимой подрастающему поколению для его вхождения в жизнь и нормального функционирования на всем ее протяжении;

б) процесс целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие подрастающего поколения всех общественных и государственных образовательных, воспитательных, культурных, оздоровительно-спортивных, медико-психологических, правоохранительных, благотворительных и других организаций и учреждений, цель которых – обеспечить нормальное функционирование в обществе.

Определяя социальное воспитание в широком смысле слова мы отмечаем, что речь идет о поддержке всего подрастающего поколения всем государством и обществом.

В узком смысле под социальным воспитанием понимается:

а) помощь человеку в усвоении социальных норм поведения и отношений в обществе, в результате которой человек становится его полноправным членом;

б) целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности человека (ребенка), необходимых ему для успешной социализации.

Различные определения социального воспитания как ведущей категории социальной педагогики объединяет одно – акцент на социальной составляющей воспитания как многогранного общественного явления. Это воспитание всем обществом, его институтами.

Социальное воспитание имеет практико-ориентированный характер, т.к. нацелено на развитие качеств личности, которые характеризуют индивида как члена общества.

Цель социального воспитания – формирование социально зрелой личности, т.е. личности, не просто усвоившей социальные нормы, ценности, но и реализующей их в социально одобряемых моделях поведения, успешно выполняющей социальные роли и функционирующей в обществе.

Задачи социального воспитания:

— передать позитивный социальный опыт подрастающему поколению;

— создать благоприятные условия для овладения молодым поколением позитивными социальными, духовными ценностями и установками;

— организовать позитивный социальный опыт самого подрастающего поколения.

Ценности социального воспитания находятся в прямой зависимости от социально-политической системы и идеологии того или иного общества. Социальное воспитание призвано опираться на общечеловеческие ценности: Человек, Жизнь, Отечество, Мир, Земля, Семья, Труд, Знания. В демократическом обществе базовыми являются следующие ценности:

— вера в ценность, достоинство каждого человека;

— права и свобода человека;

— толерантность во взаимодействии с окружающими;

— ответственность за себя, близких, общество и мир.

Содержание социального воспитания – это совокупность элементов социального опыта, которая передается молодому поколению в процессе социального воспитания, а также комплекс социально значимых качеств, формируемых у молодежи. Элементами социального опыта являются: социальные нормы, правила, традиции, ценности, стандартные в данном обществе модели поведения, навыки правомерного поведения. Качества личности: образованность, нравственность, ответственность, гражданственность, сознательность, созидательность, толерантность, мобильность, социальная активность.

Субъекты социального воспитания – агенты позитивной социализации молодого поколения (и конкретного ребенка), создающие условия для становления социального субъекта.

А) индивидуальные субъекты социального воспитания – конкретные люди, которые занимаются социальным воспитанием;

Б) групповые субъекты социального воспитания – коллективы (формальные или неформальные);

В) институциональные субъекты – институты социального воспитания и органы управления социальным воспитанием.

Все субъекты социального воспитания должны сотрудничать в процессе взаимодействия. Социальное взаимодействие – организация совместных действий индивидов, групп и организаций. Формами их взаимодействия являются сотрудничество, конкуренция, конфликт.

Эффективность социального воспитания во многом зависит от уровня взаимодействия разнообразных социальных институтов, прежде всего – от взаимодействия семьи, учебно-воспитательных учреждений и социальных служб. При этом имеется в виду не узковедомственное влияние, а согласованное комплексное воздействие на социально-педагогическую ситуацию, которая требует разрешения в интересах ребенка.

Принципы социального воспитания – общие руководящие идеи, положения, требующие последовательности действий; основные требования к содержанию, методам, организации социального воспитания.

Принципы социального воспитания:

1. Гуманистической направленности социального воспитания.

2. Природосообразности социального воспитания.

3. Культуросообразности социального воспитания.

4. Вариативности социального воспитания.

5. Центрации социального воспитания на развитии личности.

6. Коллективности социального воспитания.

7. Диалогичности социального воспитания.

8. Дополнительности социального воспитания.

9. Незавершимости социального воспитания.

Методики социального воспитания детей направлены на создание условий для их развития и духовно-нравственной ориентации в воспитательных организациях. Выделяются три из них:

1) организация социального опыта детей;

2) образование (систематическое обучение; просвещение; стимулирование самообразования);

3) индивидуальная помощь.

Тема 5. СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА

1. Семья как первичный институт социализации ребенка.

2. Функции семьи.

3. Цель, задачи и принципы семейного воспитания.

4. Социально-педагогическая типология семей.

5. Понятие о благополучной и неблагополучной семье.

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в которой вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья – начальная структурная единица общества, закладывающая основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей.

Семья – первичный институт социализации ребенка, важнейший микрофактор его социализации, так как она являет собой ближайшую среду жизни и развития ребенка от рождения. В семье ребенок овладевает первыми социальными нормами, моделями поведения, понятиями, представлениями, ценностными ориентациями в основных сферах социальных отношений.

Социализация ребенка в семье осуществляется благодаря действию традиционного механизма, т.е. неосознаваемого некритического восприятия норм и ценностей, господствующих в семье.

Функции семьи – репродуктивная, воспитательная, социального контроля, экономическая, хозяйственно-бытовая, физического, умственного и физического развития.

Цель семейного воспитания – воспитать достойную человеческую личность. Задачи семейного воспитания: а) создать максимально благоприятные условия для личностного развития ребенка; б) обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка; в) осуществлять разностороннее воспитание ребенка; г) передать жизненный опыт и др.

Семейное воспитание должно осуществляться согласно следующим принципам:

— любовь к ребенку;

— гуманность и милосердие к растущему человеку;

— открытость и доверительность отношений с ребенком;

— вовлечение ребенка в жизнедеятельность семьи как ее равноправного члена;

— оптимистичность взаимоотношений с детьми;

— последовательность в своих требованиях;

— оказание посильной помощи ребенку.

Воспитательный потенциал семьи – это совокупность условий и факторов семьи, определяющих ее педагогические (воспитательные) возможности. Его характеризуют характер нравственно-психологической атмосферы и внутрисемейного общения; жизненный и профессиональный опыт родителей; уровень образованности и общей культуры родителей; уровень заботы и заинтересованности родителей в воспитании детей; наличие семейных традиций и др.

Социально-педагогическая типология семей основана на следующих критериях:

1) по количеству детей: бездетная; малодетная; многодетная

2) по составу: полная; неполная; отдельная; простая; сложная; семья повторного брака

3) по структуре: с одной брачной парой; с одним из родителей супруга или другими родственниками; с двумя или более брачными парами с детьми или без них

Читать еще:  Теории воспитания в педагогике таблица

4) по семейному стажу: молодожены; семья, ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста; семья старшего супружеского возраста; пожилая супружеская пара

5) по географическому признаку: городская; сельская

6) по характеру лидерства в семье: демократическая; авторитарная

7) по семейному укладу: семья – «отдушина»; семья детоцентрического типа; семья, ставящая на первое место здоровье (порядок, комфорт, материальный достаток и др.)

8) по однородности состава (национальность, уровень образования, профессия, социальный статус): социально-гомогенная (однородная); гетерогенная (неоднородная)

9) по качеству отношений и атмосферы в семье: благополучная; неблагополучная; конфликтная; проблемная; нестабильная; с деформированными отношениями между родителями; с деформированными отношениями между родителями и детьми; дезорганизованная

10) по характеру проведения досуга: открытая; закрытая

11) по состоянию психического здоровья: здоровая; невротическая; виктимогенная; психически отягощенная

12) по особым условиям семейной жизни: внебрачная; материнская; дистантная

13) по характеру воспитательного потенциала: воспитательно сильная; воспитательно слабая; с алкогольной зависимостью; аморальная; асоциальная .

Благополучная семья – семья, в которой отмечается постоянный положительный эмоционально-психологический климат, родители успешно справляются с родительскими функциями, решают задачи воспитания и развития ребенка.

Неблагополучная семья – семья, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрыты дефекты воспитания, в результате чего появляются трудные дети. Главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений.

Для педагогов душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия (неблагополучия).

К семьям с явной (открытой) формой неблагополучия относятся конфликтные, проблемные, воспитательно слабые, семьи с алкогольной зависимостью, асоциальные, аморальные, виктимогенные, психически отягощенные семьи.

|следующая лекция ==>
Тема 3. ВИКТИМОЛОГИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДЯАГОГИКИ|ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Дата добавления: 2014-01-15 ; Просмотров: 5477 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Социальное воспитание. Цель, задачи, объект социального воспитания. Личность как субъект социального воспитания

Социальное воспитание – есть воспитание индивида в социуме, социальной среде, социальной общине в ходе его взаимодействия с ними.

Цель социального воспитания: Содействовать развитию человека как личности, реализация его способностей и возможностей в обществе, т.е. через накопление социального опыта и формирование социальной компетентности.

Задачи социального воспитания:

1. Формирование социальной компетентности;

2. Достижение социального самоопределения;

3. Достижение жизненного успеха;

4. Выживание в обществе.

Объектом социального воспитания является человек, ребенок, (процесс относительно целенаправленного и планомерного его развития в воспитательно — образовательных организациях).

Субъекты социального воспитания — конкретные люди (педагоги, социальные педагоги), социальные группы и общности, социальные организации, учебно-воспитательные учреждения.

Личность как субъект социального воспитания.

Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личностью не рождаются, ею становятся. Становление личности происходит в ходе ее социализации, социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе этого процесса происходит усвоение человеком социального опыта, т. е. преобразование его в собственные ценности и ориентации.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации. От рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.

2. Стадия индивидуализации. У подростка появляется желание выделить себя среди других, развивается критическое отношение к общественным нормам поведения.

3. Стадия интеграции. У человека появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в него. Интеграция проходит благополучно, если личностные свойства человека принимаются обществом, группой. Если этого не происходит, то чаще всего встречаются следующие варианты: сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми, с обществом; изменение себя по принципу «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство, социальная адаптация.

4. Трудовая стадия. Охватывает весь период зрелости человека, его трудовой деятельности. Эта стадия характеризуется тем, что человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду и общество через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия. Характеризуется существенным вкладом личности в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его последующим поколениям.

Принципы социального воспитания.

1. Социальное воспитание – есть воспитание индивида в социуме, социальной среде, социальной общине в ходе его взаимодействия с ними.

Принципы воспитания (по А.В. Мудрику) – общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил и рекомендаций.

1. Принцип природосообразности (Аристотель, Я.А. Коменский, А. Дистервег. К.Д. Ушинский.) Суть: социальное воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека. Данный принцип предполагает необходимость учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка при решении задач воспитания.

2. Принцип культуросообразности (Дж. Локк, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.) Суть: социальное воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями, нормами, традициями конкретной национальной, региональной культур , не противоречащих общечеловеческим ценностям.

3. Принцип дополнительности в социальном воспитании. Суть: Предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Социальное воспитание рассматривается как один из факторов развития, наряду с природными, социальными, культурными факторами. Принцип дополнительности позволяет рассматривать воспитание как совокупность взаимодополняющих процессов семейного, религиозного, социального воспитания.

4. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности. Суть: признание приоритета личности. Воспитательно-образовательные учреждения и организации, общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средство развития личности с признанием ее приоритета по отношению к обществу, государству, социальным институтам.

5. Принцип ориентации на социально-ценностные отношения. Суть: детям предъявляются разнообразные объекты мира с точки зрения их значимости для жизни человека.

6. Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития.

7. Принцип коллективности социального воспитания. Суть: Социальное воспитание осуществляется в коллективах различного типа, дает детям опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающим миром, создает условия для позитивного самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

8. Принцип диалогичности социального воспитания Суть: предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам воспитания как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных членов воспитательной организации), а также совместное продуцирование ценностей.

Методы социального воспитания: социально-экономические, организационные, психолого-педагогические, перевоспитание и самовоспитание, арт-терапии.

Под социальным воспитанием в его современной трактовке понимается создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с использованием всех социальных влияний и воздействий.

Методы работы социального педагога – это способы взаимодействия специалиста и подопечного с целью решения конкретной социально проблемы.

Прием – это устойчивый, зафиксированный в общей или профессиональной культуре социального педагога способ действия в определенных условиях, единичное, одноактное действие. Метод включает систему разнообразных приемов и использование различных средств (воспитание, обучение, консультирование, психолого-педагогическая помощь и поддержка, оздоровление, информирование и др.). Например, метод убеждения реализуется при помощи таких приемов, как внушение, разъяснение, анализ ситуации, беседа.

Читать еще:  Концепции воспитания презентация

Выбор форм, методов и приемов социально-педагогической работы зависит от задач и содержания социально-педагогической деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей подопечного, его микросоциального окружения, уровня образования, адаптационных способностей, а также от профессиональной компетенции и мастерства социального педагога. Классификация методов работы социального педагога — выстроенная по определенному признаку система.

Методы социального воспитания подразделяются:

I. В зависимости от того, на что они направлены :

— формирование сознания (взглядов, оценок, понятий, суждений);

— формирование эмоциональных чувств и стремлений (мотивов, чувств, стремлений, идеалов);

— самовоспитание личности (самооценки, самоконтроля, самоорганизации);

— формирование социально-приемлемого поведения и деятельности личности, привычек, отношения с окружающими.

II. В зависимости от характера отношений воспитателя и воспитанника:

— самореализация и индивидуальная коррекция действий.

III. В зависимости от характера влияния среды на личность :

— общение, мнение, приучение, тренировка, организация деятельности, общение-диалог, переучивание;

Классификация общих методов социально-педагогической деятельности может иметь следующую структуру:

— методы формирования сознания подопечного (объяснение, разъяснение, внушение, беседа, диспут, дискуссии, метод примера, работа с литературой и т. д.);

— методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта подопёчного (приучение, упражнение, требование, создание воспитывающих ситуаций, инструктаж и т.д.);

— методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения подопечного (эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, игровые методы и т.д.)

— методы контроля эффективности социально-педагогического процесса (диагностика, анализ результатов деятельности воспитанников, социально-педагогический мониторинг, самоанализ и т. д.).

При классификации на основе функций социально-педагогической деятельности можно выделить следующие группы методов:

— социально-педагогической помощи и поддержки — психолого-педагогической коррекции;

— реабилитации — исследовательские методы.

С учетом основных направлений профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие методы:

— диагностика социальных ценностей личности (наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, экспертная оценка, мониторинг, биографический метод и др.);

— профессиональное взаимодействие с подопечным (убеждение, внушение, информирование, консультирование, гуманизация условий учебы, труда и быта, включение в социально-полезную, трудовую деятельность, создание условий для реализации творческих возможностей личности, использование созидательного потенциала обычаев и традиций и др.);

— организация социально-педагогического процесса (организация профессионального взаимодействия со специалистами различных служб, индивидуальная, групповая, коллективная работа с подопечными;

— формирования сознания личности;

— стимулирования деятельности и поведения индивида;

— организации познавательной, практической деятельности и поведения.

социально-экономические (денежная помощь;

— установление льгот, единовременных пособий, компенсаций;

— патронаж, бытовое обслуживание и др.);

— организационно-управленческие (регламентирование, нормирование, инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требования, критики и самокритики, контроля и проверки выполнения).

Методы перевоспитания. Перевоспитание — это педагогическое воздействие, направленное на предупреждение и преодоле­ние отклонений в поведении личности.

В перевоспитании используются следующие методы:

— метод переубеждения. К нему следует хорошо подготовиться, что­бы предоставить воспитаннику достаточно убедительные аргументы;

— метод переучивания предполагает заполнение досуга воспитанника новым нравственным опытом;

— метод переключения требует вовлечения подростка в новую общественную деятельность, занятия трудом, полезным делом, спортом, туризмом;

— метод «взрыва» по А. С. Макаренко состоит в сильном психологическом воздействии на подростка, что в корне изменяет поведение личности.

Используя методы перевоспитания, социальному педагогу полезно вспомнить слова И. Г. Песталоцци: «Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним».

Метод самовоспитания. В процессе развития личности следует обратить внимание на.важность самовоспитания. Самовоспитание — это процесс сознательного преобразования человеком самого себя, своих телесных, душевных сил и свойств, социальных качеств лич­ности.

Метод мониторинга — отслеживание информации, наблюде­ние, оценка, анализ социально-педагогической ситуации.

Метод генерации настроений — метод диагностики, анализа при­чин поступка и настроения, решение проблем психического со­стояния ребенка.

Биографический метод — исследование жизненного пути вос­питанника для прогнозирования его дальнейшего развития.

Метод убеждения — эмоциональное и глубокое разъяснение сущности проблемы, анализ и выстраивание перспектив.

Метод музыкотерапии, арттерапии:

— Арт-терапия — это увлекательный, эффективный и не слишком затратный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Арт-терапия при работе с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей происходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности, меняет свою психологическую реальность.

— Музыкотерапия — это целенаправленное применение музыки или музыкальных элементов для достижения терапевтических целей, а именно, восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9189 — | 7396 — или читать все.

Понятие социального воспитания, его принципы

Понятие воспитательной организации, их виды и функции.

Воспитательные организации — специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения. Воспитательные организации могут быть охарактеризованы по ряду относительно автономных параметров. По принципу вхождения человека в воспитательную организацию можно выделить обязательные (школа), добровольные (клубы, детские и юношеские объединения и др.), принудительные (спецучреждения для детей с антисоциальным поведением, психическими и иными аномалиями). По юридическому статусу воспитательные организации могут быть государственными, общественными, коммерческими, конфессиональными, частными. По степени открытости-закрытости: открытые (школы), интернатные, закрытые (спецучреждения). По длительности функционирования — постоянные (работающие в течение года) или временные (функционирующие во время каникул). По половозрастному составу: однополые, одновозрастные, разнополые, разновозрастные. У всех воспитательных организаций общая задача — воспитание человека, но решается она каждой из них несколько по-разному, и роль их не только не одинако­ва, но и не равна. Через систему воспитательных организаций общество и государство стремятся обеспечить равные возможности, с одной стороны, для воспитания всего подрастающего поколения, а с другой стороны — для реализации каждым своих позитивных потребностей, способностей и интересов. В процессе социализации детей, подростков, юношей воспитательные организации играют двоякую роль. С одной стороны, именно в них осуществляется социальное воспитание как относительно социально контролируемая часть социализации. С другой стороны — они, как всякие человеческие общности, влияют на своих членов стихийно в процессе взаимодействия членов организации. И это влияние по своему характеру не совпадает с ценностями и нормами, культивируемыми в процессе социального воспитания. Основными функциями воспитательных организаций в процессе социализации можно считать следующие:

· приобщение человека к культуре общества;

· создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации;

· автономизация подрастающих поколений от взрослых;

· дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.

На процесс самоизменения своих членов воспитательная организация влияет в зависимости от ее быта, содержания и форм организации жизнедеятельности и взаимодействия, которые создают более или менее благоприятные возможности для развития человека, удовлетворения им своих позитивных потребностей, способностей и интересов. В то же время практикареальной жизни организации влияет на вектор самоизменения (просоциальный, асоциальный, антисоциальный).

Понятие социального воспитания, его принципы.

— взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. С.в. — составная часть относительно контролируемой социализации (наряду с семейным воспитанием, религиозным воспитанием, коррекционным воспитанием и дизсоциальным воспитанием). С.в. осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организаций и органов управления). Принципы воспитания— основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. П.в. отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания. В современной отечественной педагогике проблема П.в. не имеет однозначного решения. Большое число П.в. объясняется различным пониманием педагогами сущности воспитания, соотношения воспитания и обучения, а также идеологическими соображениями.

Читать еще:  Современные концепции и системы воспитания

Понимание воспитания как составной части развития и социализации человека, как взаимодействия воспитателя и воспитанника позволяет выделить ряд П.в., которые могут рассматриваться как принципы и организации социального опыта человека, и образования, и индивидуальной помощи воспитуемым.

Принцип гуманистической направленности воспитания: Принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

Принцип природосообразности воспитания Современная трактовка принципа природосообразно­сти предполагает, что социальное воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи есте­ственных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, раз­вивать у него ответственность за развитие самого себя, дальнейшую эволюцию ноосферы.

Принцип культуросообразности воспитания:

Воспитание должно приобщать человека к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом, помогать человеку приспосабливаться к тем изменениям, которые постоянно происходят в нём самом и в окружающем его мире, находить способы минимизации отрицательных последствий инноваций. Однако реализация этого принципа существенно осложняется в связи с тем, что общечеловеческие ценности культуры и ценности конкретных социумов не только не идентичны, но могут довольно существенно различаться.

Принцип незавершимости воспитания: Каждый возрастной этап развития человека является самостоятельной индивидуальной и социальной ценностями (а не только и не столько этапами подготовки к дальнейшей жизни). В каждом человеке всегда есть нечто незавершённое и в принципе незавершимое, ибо, находясь в диалогических отношениях с миром и с самим собой, он всегда сохраняет потенциальную возможность изменения и самоизменения. Соответственно воспитание необходимо строить т.о., чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности, найти своё место в мире.

Принцип вариативности социального воспитания: В современных обществах вариативность социального воспитания определяется многообразием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества. Условия для развития и духовно-ценностной ориентации человека планомерно создаются на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях: основываясь на общечеловеческих ценностях; учитывая этнические особенности и местные условия; используя имеющиеся и создавая новые возможности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательных организациях.

Принцип коллективности социального воспитания Современная трактовка принципа предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, даёт человеку опыт жизни в обществе, создаёт условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Принцип центрации социального воспитания на развитии личности: В современной трактовке этот принцип предполагает, что стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь человеку в становлении, обогащении и совершенствовании его человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из её приоритета перед группой и коллективом.

2.3. Социальное воспитание

Наиболее подробно понятие «социальное воспитание» обо сновано в трудах А.

Социальное воспитание понимается в этом контексте как пла номерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации.

Эти условия «создаются в процессе взаимодействия социальных, групповых и индивидуальных субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных сферах: образовании,

1 Фирсов М. В. Введение в теоретические основы социальной работы. — М; Воронеж, 1997. — С. 5.

организации социального опыта человека, индивидуальной по мощи человеку»1.

Понятие «образование» включает в себя систематическое обу чение, просвещение (распространение культуры) и стимулирование самообразования.

Социальный опыт — «единство различного рода умений и на выков, знаний и способов мышления, стереотипов поведения, интериоризированных ценностных ориентации и социальных установок, запечатленных ощущений и переживаний»2.

Индивидуальная помощь выражается в поддержке развития и саморазвития человека, в приобретении знаний, навыков, необходимых для жизни в обществе.

2.4. Социализация и социальная адаптация

Важнейшими понятиями социальной педагогики являются по нятия «социализация» и «социальная адаптация».

В соответствии с принятыми в современной психологии и фи лософии представлениями социализацию можно определить как процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом общественного опыта, в результате чего он становится личностью и приобретает необходимые для жизни в обществе знания и навыки.

Социализация — это многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное, из индивида в личность. Социализация включает освоение культуры человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения и т.д. Состояние этого процесса зависит от общества, образующего социальную среду.

Социальная среда — это целостное психосоциальное простран ство, образованное консолидированным кругом лиц и многообразным пересекающимся на личности влиянием биосоциальных факторов. От соотношения влияний, образующих это пространство, зависят варианты развития личности.

Основными источниками социализации являются различные со циальные институты (семья, образовательные учреждения, формальные и неформальные общественные объединения, государственные структуры и учреждения неправительственного сектора, производственные организации, центры досуга и дополнительного образования и т. д.).

1 Мудрик А. В. Социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи // Новые ценности образования. — М., 1995. — № 3. — С. 56.

Являясь частью воспитательного процесса, социализация выступает как элемент механизма саморегуляции социальной жиз ни, обеспечивает сохранение и развитие социума.

Не менее важным понятием социальной педагогики является социальная адаптация.

Как отмечает Г. И. Царегородцев, «помимо механизмов биологической адаптации у человека вырабатывается адаптация, основанная не только на изменениях морфофизиологической организации, но прежде всего на перестройке социальных отношений между людьми, социально-политических, морально-психологических, экономических и демографических. Такой исход приспособления можно назвать социальной адаптацией, ибо в данном случае мы говорим о приспособлении к социальной среде»1.

Единство биологических и социальных факторов в развитии и социализации человека придает процессу социальной адаптации специфические особенности. Наукой установлено, что приспособление осуществляется при активном участии сознания человека, в процессе обучения, трудовой деятельности. Человек целенаправленно меняет механизмы адаптации или использует их для совершенствования приспособления в соответствии с социальными условиями своего бытия.

Человеческое общество, в котором осуществляется адаптация индивидуума, относится к адаптивно-адаптирующим системам, в отличие от просто адаптивных систем, представленных различными формами биологической жизни. Это означает, что общество не только адаптируется к тем или иным изменениям под влиянием внешних и внутренних условий, но и обладает способностью через систему социальных институтов, через многообразие форм, механизмов и носителей социальной адаптации осуществлять приспособление человека к социуму2. Социально-педагогическая деятельность в этом контексте является мощным адаптирующим фактором.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector