221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Концепция современного образования и воспитания

Анализ современных концепций воспитания детей, преимущества и недостатки популярных методов

Каждое поколение на этапе своего развития рассматривает современные концепции воспитания и выбирает объективный подход. Методы и приемы постоянно совершенствуются, ведь люди стремятся к тому, чтобы избежать проблем в воспитании и развитии собственных детей.

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Концепция воспитания – это неделимое восприятие главных компонентов воспитания: целей, задач, содержания, форм, методов и предполагаемого результата.

Концепции прошлого столетия

Десятилетиями педагоги и родители разных поколений экспериментируют с подбором способа воспитания детей. Они стараются использовать самый объективный подход, чтобы воспитать личность ребенка и привить ему необходимые умения и нормы.

Так, в XX столетии зародилось несколько концепций воспитания. Самые известные педагоги ушедшего века – К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. П. Никитин и Л. А. Никитина, С. Л. Соловейчик, Я. Корчак.

К. Д. Ушинского можно отнести к педагогам XIX века, однако его главный труд «Педагогическая антропология» в нескольких томах переиздавался в начале двадцатого века, тогда и получил широкую огласку. Известны также его учебные книги «Родное слово» и «Детский мир».

Основа подхода Ушинского – философский взгляд на воспитание. Автор считал, что если такие науки, как психология и физиология, раскрывают организм воспитанника (ребенка), то философия определяет идею и суть воспитания. Ушинский видел создание новой педагогики в противовес консервативной, которая базировалась лишь на нормах поведения учащихся. К. Д. Ушинского волновал внутренний мир ребенка, и он первым заговорил о том, что нет единой системы воспитания для всех народов, у каждого народа свои особенности.

А. С. Макаренко создал колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорников. К Макаренко попадали самые проблемные дети, чьи родители опускали руки. Метод Макаренко работал безотказно. Изначально система создавалась для перевоспитания, а потом стала применяться для воспитания. С точки зрения А.С. Макаренко, основные 3 компонента взаимодействия – общество, коллектив, личность.

Коллектив в понимании Макаренко имел такие признаки:

  • общность цели;
  • общность деятельности;
  • поддержание тесной связи с обществом;
  • соблюдение строгой дисциплины.

Макаренко не был ярым гуманистом, иногда воспитывал жестко, «по-мужски», но его система все же сочетала гуманистические принципы с идеей полноценной трудовой деятельности. Особая роль в его методике отведена дисциплине, которую он считал не методом воспитания, а его результатом. По мнению педагога, у правильно воспитанного человека дисциплина – это отдельная нравственная категория.

В 1988 году ЮНЕСКО признала А. С. Макаренко одним из выдающихся педагогов мира. Он написал «Книгу для родителей», в которой обозначил немаловажную роль семьи в воспитании. Этот педагог достиг таких успехов, что мог сказать: «Воспитание – легкое дело».

Б. П. Никитин и Л. А. Никитина – основоположники современного раннего развития. Концепция этой семейной пары базируется на личном опыте взращивания семерых детей. Никитины всему учились сами, но тогда обществу казалось диким многое из того, что сейчас присутствует в нашей жизни как само собой разумеющееся. Именно Никитины применили такие приемы, как:

  • прикладывание к груди сразу после появления на свет;
  • кормление новорожденного по требованию, особенно в ночные часы;
  • совместный сон матери и ребенка;
  • кормление грудью без введения докорма и допаивания водой как минимум до прорезывания первого зуба;
  • избегание искусственной стерильности дома;
  • присутствие снарядов для спорта в жизни ребенка;
  • свобода в стремлении малыша познавать мир вокруг.

По мнению Никитиных, необходимо развивать творческие способности ребенка. Если малыш имеет врожденные данные, то развитие талантов в раннем возрасте поможет ему реализовать себя в будущем, а игнорирование стремлений может на корню загубить талант. Родитель, по мнению Никитиных, должен создать благоприятную среду для развития ребенка во всех направлениях.

Однако крайности недопустимы: заорганизованность (загрузка ребенка занятиями без свободного времени для творчества и познания мира), равно как и заброшенность (удовлетворение только основных потребностей), оказывает негативное влияние на становление личности.

С. Л. Соловейчик – автор подхода для воспитания свободного и нравственного человека. Самая известная книга – «Педагогика для всех», ставшая сенсацией своего времени. Соловейчик отметил, что воспитание ребенка – это самое древнее из всех человеческих дел, и что не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых.

С. Л. Соловейчика выделил несколько принципов, соблюдая которые, не придется ничего менять в ребенке.

  1. Внутренняя свобода личности – основа развития. Свобода не врожденное состояние, ее можно только воспитать.
  2. Взаимоотношения детей и родителей – доверие между ними формирует уверенность в мире и помогает переживать разочарования.
  3. Цель и задача родителей – воспитать самостоятельного ребенка, который без труда сможет отделиться от них и уверенно уйти во взрослую жизнь.
  4. Возможность развиваться психически и физически — главная ценность воспитания. Родители должны этому способствовать.

Я. Корчак – польский учитель и автор книги «Как любить ребенка».

Советы по взращиванию счастливого ребенка от Януша Корчака:

  1. Любить таким, какой он есть, не пытаться его переделать.
  2. Любить свое чадо безвозмездно и делать для него все, что в силах родителей.
  3. Не обижать, не унижать своего отпрыска и не смотреть на проблемы малыша предвзято или свысока.
  4. Не относиться к ребенку как к собственности или как к вещи, сделанной своими руками. Он – самостоятельная личность и никому не принадлежит.
  5. Любить не только своих, но и чужих детей.

Современный подход к воспитанию детей

В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.

Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.

Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.

Основная мысль, на которой базируется гуманистический подход: личность – высшая социальная ценность.

В основу концепции положены такие идеи:

  1. природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
  2. культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
  3. гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
  4. упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).

Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.

Теория воспитания

Теория воспитания – это система приемов, которая объясняет формирование и изменение личности под влиянием воспитания, обосновывает содержание и раскрывает сущность воспитания.

Концепции воспитания XXI века базируются на нескольких известных теориях:

  1. гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);
  2. поведенческая теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
  3. когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);
  4. биологическая теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
  5. психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).

Технологический подход к воспитанию

Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.

Читать еще:  Концепции содержания воспитания

Современные технологии воспитания делятся на три типа:

  1. повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
  2. ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
  3. перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов

Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.

Проблемы современного воспитания

Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.

Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях». Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка. Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.

Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.

Современная концепция системы образования

Современная концепция системы образования

Концепция социально-экономического развития России до 2020 года предусматривает высокий уровень общественного участия в управлении образовательной системой через органы государственно-общественного управления. 29 декабря 2012 г. принят Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который, за исключением отдельных положений, вступил в силу с 1 сентября 2013 г. Он был разработан и принят в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области образования, является основополагающим (базовым) нормативным правовым актом в указанной сфере и охватывает все правоотношения в области образования (от дошкольного до высшего образования). Изменена система уровней образования: в качестве уровней образования выделены дошкольное образование и начальное общее образование, исключены из уровней образования начальное профессиональное образование и послевузовское профессиональное образование 1 .

В Федеральном закон е от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержится определение стандарта: федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. ФГОС начального общего образования и основного общего образования являются неотъемлемой составной частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования и представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию 2 .

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального, основного и среднего (полного) общего образования ( ФГОС начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897, ФГОС среднего (полного) общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

В связи с формированием современной насыщенной информационно-образовательной среды не менее важно обеспечить переход к новой образовательной парадигме системно-деятельностного обучения. Стандарты общего образования первого поколения, регламентирующие содержание образования в дидактических единицах, соответствовали классической образовательной парадигме конца XX в. В начале XXI в. они перестали выполнять функцию педагогической поддержки развития образовательного пространства. Осознание экспертным научно-педагогическим сообществом потребности в новых инструментах развития образовательного пространства России в XXI в. привело к разработке новых образовательных стандартов.

Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В новых стандартах объектом стандартизации стало не содержание образования, ориентированное на достижение относительно частных предметных образовательных результатов, а система требований к образовательным результатам – личностным, метапредметным, предметным. Стандарт общего образования второго поколения представляет совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию 3 .

ФГОС основного общего образования рассматривается как инструмент консолидации государственного, социального и гражданского заказов образованию. Демократизация образования и образовательной деятельности в целом обеспечивается стандартом, предусматривая прямое и непосредственное участие общественности, то есть родителей обучающихся, представителей общественных организаций и бизнеса в управлении образованием, решении ключевых вопросов его развития посредством муниципальных общественных советов, Управляющих советов школ, процедуры общественной экспертизы.

В документе указано, что современное информационное общество требует формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме. Последняя предполагает активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности. Для достижения указанной цели необходимо изменение роли участников образовательного процесса. Если традиционная система преподавания предполагала в качестве основной функции учителя трансляцию информации, а главной функцией ученика – ее репродукцию, то в инновационной системе функции участников учебного процесса меняются. Учитель превращается из источника информации в консультанта. Он должен организовывать деятельность обучающегося по работе с информацией на основе используемой модели урока, а ученик – осуществлять поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации. Задача учителя – научить ребенка учиться, то есть самостоятельно овладевать знаниями и применять их в практической деятельности 4 .

Личность, общество и государство – это трио заказчиков, которые определяют цели, содержание и результаты образовательного процесса, формируют социальный заказ системе образования: государству нужен здоровый и свободный человек. Система образования должна сделать все возможное для воспитания граждан – патриотов, имеющих полноценное общее образование, психологически готовых к конкуренции, перемене стиля и места жизни, работы; обладающих свободой мышления и готовностью к творчеству, стремлением к самореализации; способных поддерживать свое здоровье. Социальный заказ находит отражение и в гражданском заказе системе образования, выражаемом непосредственными потребителями образовательных услуг – обучающимися и их родителями. В самом общем виде гражданский заказ можно сформулировать как требование на обеспечение современного качественного образования, доступного каждому обучающемуся, независимо от места его проживания.

Формирование гражданского заказа на уровне отдельного образовательного учреждения заключается в том, чтобы отразить образовательные запросы обучающихся и их родителей в основной образовательной программе образовательного учреждения. Центром любой образовательной программы становится ребенок, относительно удовлетворения образовательных интересов которого договариваются две стороны – школа и родительское сообщество 5 .

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования отражают понимание научно-педагогическим сообществом вызовов, возникших перед отечественной системой образования в условиях её интеграции в мировое образовательное пространство. На современном этапе информационной революции в значительной степени изменились требования к образованному человеку. Сегодня ему невозможно знать всё о

достижениях в естественных и гуманитарных науках, но очень важно научиться применять свои знания в конкретных жизненных ситуациях.

Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом, включающим решение ряда вопросов нормативно-правового, информационно-методического, организационного обеспечения. Под организацией введения ФГОС понимается комплекс мероприятий, реализация которых необходима (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях) для введения Стандарта после его утверждения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данные мероприятия должны быть взаимоувязаны по содержанию, срокам, ресурсам и ответственным за их реализацию 6 .

В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг., утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 гг.» предусмотрено:

введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 1-х классах в 2011 году;

введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации во 2-х классах в 2012 году;

введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по мере готовности в 5-х классах в 2012 году 7 .

Ведущим механизмом реализации ФГОС является основная образовательная программа. Основная образовательная программа – нормативно-правовой документ, который характеризует содержание образования и организацию образовательного процесса в конкретном общеобразовательном учреждении. В соответствии со ст.9 и п.5. ст.14 закона «Об образовании в РФ» образовательные программы разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно 8 . Именно основная образовательная программа определяет деятельность образовательного учреждения по достижению планируемых образовательных результатов. ФГОС устанавливает требования к структуре основных образовательных программ, которые отражают основные направления образовательного процесса на соответствующей ступени образования.

Читать еще:  Концепция строгого воспитания заключается в

Согласно п.6 ст.9 и п.5 ст.14 Закона РФ «Об образовании в РФ» ООП должна:

включать в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся;

обеспечить достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения ООП, установленных соответствующими ФГОС;

формироваться на основе соответствующих примерных ООП, разработка которых относится к компетенции федеральных государственных органов 9 .

В структуре основной образовательной программы в соответствии с законом «Об образовании в РФ» отсутствует национально-региональный компонент, но выделяются две части: обязательная и формируемая участниками образовательного процесса. Соотношение этих частей (в начальной школе оно составляет 80% и 20%, в основной – 70% и 30%) предоставляет достаточные возможности для варьирования содержания образования с учетом запросов обучающихся и их родителей. Кроме того, в основную образовательную программу включена внеурочная деятельность, содержание и формы реализации которой полностью определяются участниками образовательного процесса.

Согласно Закону «Об образовании в РФ» примерная основная образовательная программа создается на федеральном уровне по ступеням обучения и является основной для разработки основных образовательных программ образовательных учреждений 10 .

При переходе от ФГОС начального общего образования к ФГОС основной ступени обеспечивается преемственность требований к результатам образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и целями основных образовательных программ.

Основная цель образования в соответствии с требованиями ФГОС состоит в развитии личности школьников посредством формирования у них универсальных учебных действий (далее УУД), создания условий для развития творческих способностей и приобретения опыта деятельности. Поэтому требования к результатам освоения основной образовательной программы сформулированы в виде системы предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.

1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». // URL : www.consultant.ru/law/hotdocs/23125.htm l [Дата обращения 12.04.2014]

2 « Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования Ставропольского края» // Под науч. ред. А.А. Волкова, – Ставрополь, 2012. С.7

3 « Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования Ставропольского края» // Под науч. ред. А.А. Волкова, – Ставрополь, 2012. С.5-6

4 Михайловский Ф.А., Новикова С.Н. Рабочая программа как инструмент реализации требований ФГОС. // Вестник Московского городского педагогического университета, 2013. №1. С.113-114.

5 Гурбанова Е.В., Суркова А.В. Федеральный государственный образовательный стандарт: формируем заказ // Народное образование , 2011. №7 . С.116-117.

6 Гоглова М.Н., Покосовская О.В. Информационные инструменты управления введением ФГОС основного и среднего (полного) общего образования // Справочник заместителя директора школы, 2013. №8. С.6-7

7 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011 — 2015 гг.» // URL : www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6641306/. [Дата обращения 23.04.2015]

8 Куприянова Г.В. Логические таблицы как инструмент разработки основной образовательной программы основного общего образования // Справочник заместителя директора школы, 2012. №5. С.40-41.

9 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». // URL : www.consultant.ru/law/hotdocs/23125.htm l [Дата обращения 12.04.2014]

10 Гармашова А.С. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: особенности и порядок введения // Справочник руководителя образовательного учреждения., 2012. №5. С. 40-44.

Концепция современного образования и воспитания

1.3. Современная концепция образования

C изменением характера современного общества происходит также изменение требований к системе образования в целом. Образование (помимо собственно образовательных целей) выполняет важнейшие социальные функции в современном информационном обществе (непрерывное образование субъекта в области телекоммуникационных технологий, коммуникация между субъектами и социальными институтами, технологическое развитие информационного общества и т.д.) и в этом смысле выступает как функциональный механизм, который делает возможным дальнейшее развитие информационного общества.

Современная эпоха диктует необходимость глубинных изменений системы образования. Переход от техногенной к антропогенной цивилизации сопровождается пересмотром привычных представлений о человеке, о мире, сменой ценностных ориентаций.

В процессе становления информационного общества происходят изменения, которые существенно преображают характер, цели и место образования в обществе. Имеются ввиду следующие изменения.

  • Способность информации и теоретического знания выступать в качестве стратегического ресурса постиндустриального общества.
  • Изменение характера науки; наука как «всеобщее знание» становится основной производительной силой общества.
  • Информация, а не труд выступают источником стоимости.
  • Кодифицированное теоретическое знание приобретает решающее значение для осуществления технологических инноваций.
  • Превращение новой «интеллектуальной» технологии в ключевой инструмент системного анализа и принятия решений.
  • Информация, знание становится тем «фундаментальным» социальным фактом, который лежит в основе экономического развития. Информация становится ценностью, ресурсом развития, объединяющей средой, доминантой общественной жизни и существования человека.
  • Изменяется отношение «знание – реальность». Знание понимается прагматично, оно не отражает или описывает реальность, а формирует и конкретизирует её, всякая практика становится интеллектуально насыщенной, то есть значимым становится применение комплекса знаний, позволяющее успешно решить конкретную проблему во всей её многоуровневости.
  • Доступность, открытость информации становится сущностной чертой информационного общества. Информационные технологии формируют единое пространство коммуникации, благодаря чему мир становится взаимосвязанным и взаимозависимым. Увеличивается число глобальных проблем; глобализация становится одной из основных тенденций информационного общества, а динамизм – его необходимой характеристикой.
  • Социальные, гуманитарные, культурные практики интенсифицируются, человек оказывается в ситуации быстро меняющихся картин мира, то есть неизвестного, «открытого» будущего. Одной из основных функций знания и образования становится предвосхищение, прогнозирование. Обращённость в будущее означает, что знание и образование становятся основным способом его формирования.
  • Освоение нового, столкновение с неизвестными факторами, создание новых культурных образцов требует развития креативных способностей человека.
  • На фоне разрастания и появления новых практик, дифференциации и специализации деятельности преодолевается политическая, культурная, технологическая изоляция, происходит столкновение разнородных форм, что ставит проблему их оптимальной соорганизации, обнаружения общих оснований, целей, способов коммуникации между ними.
  • Повышается уровень ответственности человека, возникают новые этические регулятивы его деятельности. Он должен быстро принимать ответственные и гибкие решения в локальной ситуации, уметь проектировать свою деятельность в ситуации разнообразия и конфликта ценностей.
  • В информационном обществе происходит кардинальное изменение в соотношении информационно-духовных и вещественно-энергетических факторов и механизмов развития. Уходит в прошлое техногенная индустриальная и постиндустриальная цивилизация с потребительски ориентированным гуманизмом.
  • Для информационного общества характерен новый тип рациональности – «социоприродной» рациональности и новый тип гуманизма – ноосферного гуманизма, предполагающего коэволюцию общества и природы. Ноосферный гуманизм отличасется от ренессансного и современного футуристической ориентацией, требующей учитывать интересы будущих поколений и предполагающей взгляд на современность с точки зрения будущего. Это осуществимо только в том случае, когда (если) появится возможность опережающего развития информационных процессов, в том числе науки, образования, духовной культуры, информатизации и информационного обеспечения.

Таким образом, переход к информационному обществу требует глубоких изменений в деятельности по производству знаний и по их передачи и усвоению, и, как следствие, принципиально изменяет роль и место образования. Последнее становится основополагающим в общественном развитии.

С процессом развития информационного общества связаны интенсивные процессы становления новой образовательной парадигмы, идущей на смену классической. В основе новой парадигмы лежит изменение фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование, переход от дисциплинарной к системной модели содержания образования, главным в которой является научить понимать мир, общество, себя, своё дело. 7

[Аналитический обзор по проблеме “Образование и информатика” (понятия, состояние, перспективы) // Образование и информатика. Материалы II Международного конгресса ЮНЕСКО. М., 1996. С. XV-5.]

Необходимость в новой образовательной модели (парадигме) вызвана реализацией экогуманистического способа конструирования информационного общества, который основывается на устойчивом и безопасном развитии и приходит на смену технократическому (кризисному, затратному, с неустойчивым развитием).

Прежде всего, меняется основная образовательная цель, которая теперь заключается не столько в знаниевой подготовке, сколько в обеспечении условий для самоопределения и самореализации личности. Это утверждение базируется на изменении отношения к человеку как сложной системе и к знанию, которое должно быть обращено в будущее, а не в прошлое. Критерием реализации новой образовательной модели становится опережающее отражение или степень «познания будущего». В новой образовательной парадигме обучающийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Диалогические отношения преподавателя и обучающегося определяют основные формы организации учебного процесса. Результатом становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.

Читать еще:  Современные концепции воспитания реферат

Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать разнообразные источники информации для решения этих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания.

Подтверждением этому могут стать слова известного экономиста Лестера Туроу: «Знание становится единственным источником долговременного устойчивого конкурентного преимущества, поскольку все остальное выпадает из уравнения конкуренции, но знание может быть использовано только через квалификацию индивидов». 8 Современному обществу нужны люди, умеющие учиться, самостоятельно работать с информацией – только они смогут рассчитывать на успех в информационном обществе.

[Лестер Туроу. Будущее капитализма. Новосибирск, 1999. С. 92.]

Переориентация целей образовательного процесса сопровождается сменой его модели. На смену предметно-онтологической модели обучения повсеместно приходит гносеологическая модель, при которой основу предмета учебной дисциплины составляет методология и история изучаемой науки, ее познавательные средства и технологии. Она формирует у обучающихся «способность самостоятельной выработки целостной системы решения профессиональных проблем, стимулирует потребности продуктивного творческого характера». 9

[Антонова С.Г., Тюрина Л.Г. Современная учебная книга. М., 2001. С. 31-32.]

В современном обществе на смену обучающим практикам приходят образовательные технологии. Образование тематизируется как процесс формирования субъекта культуры, а не как обучение определенным знаниям и навыкам. Формируется современная концепция образования, когда образовательный процесс рассматривается как культурный процесс. В качестве авторов современной концепции можно назвать Б. Гершунского, В. Громыко, О. Долженко, Г. Петрову, Г. Щедровицкого и других исследователей.

Современная концепция образования предполагает формирование новых ценностей образования, которые определяются потребностями субъекта образования, а не внешними целями. Образовательный процесс разворачивается в культурном пространстве, не замыкается рамками образовательных институтов. Он сопровождает субъекта на всем протяжении процесса социализации, образовательные институты выступают лишь как трансляторы культурных ценностей и норм.

Рассматривая современную концепцию образования, определим некоторые тенденции развития современного образования:

  • интенсивное обновление технологий, ускорение темпов развития экономики и общества, вызывающее необходимость такой организации системы образования и образовательного процесса, которая могла бы готовить людей к жизни в быстро меняющихся условиях, давать им возможность обучаться на протяжении всей жизни;
  • переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, обусловливающие особую важность коммуникативной и информационной компетентности личности;
  • демократизация жизни, становление и развитие гражданского общества, определяющие необходимость повышения уровня готовности граждан к ответственному и осознанному выбору;
  • динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, динамичные структурные изменения в сфере занятости, актуализирующие потребность в постоянном повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
  • изменение роли образования в информационном обществе, расширение пространства образования; отказ от классической модели образования, формирование новой концепции образования, ориентированной на реалии информационного общества;
  • трансформация ценностей образования вследствие антропологического поворота в современной культуре;
  • необходимость гуманитаризации современного образования и, соответственно, гуманизации современного общества;
  • возрастание значимости человеческого капитала. Не случайно многие экономически развитые и бурно развивающиеся страны, разрабатывая национальные доктрины, концепции и программы устойчивого и безопасного развития, включают в их состав как одно из стратегических направлений инновационное развитие национальных систем образования.

Принципы построения и адекватной реализации модели современного образования могут быть представлены следующими:

  • принцип междисциплинарности, интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания;
  • принцип опережающего познания и опережающего характера образования,
  • принцип открытости;
  • принцип непрерывности, доступности;
  • принцип эффективности;
  • проектный характер образования;
  • ценностный и культурный плюрализм;
  • концептуализация педагогической практики;
  • изменение содержания образования от заданных образцов к формированию способов, схем их создания.

В современных условиях образование должно соответствовать требованиям, которые предъявляются к нему со стороны общества. Образование выступает как социально-адаптивный механизм, способный реагировать на социальные преобразования и в этом смысле необходимо таким образом разработать модель образования, чтобы оно (образование) функционировало как динамичная и гибкая система, способная реагировать на социальные изменения. Как показывает опыт многих стран, только опережающее развитие сферы образования формирует инвестиционную привлекательность страны и обеспечивает технологический прорыв.

Базовые концепции развития современного образования

Тема 15.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В современном мире наблюдается значительное многообразие теорий и подходов к развитию образования. Сегодня педагогическая теория и практика представлены тремя базовыми концепциями образования: традиционалистской идеологией в обучении, рационалистической моделью школы, феноменологической моделью (А.Н. Джуринский, А.В. Ду-хавнева, Л.Д. Столяренко). Каждая из названных моделей формулирует собственный подход к решению фундаментальных проблем, связанных с образованием человека: определение функции и миссии школы как социального института, выявление общественно значимых целей обучения и воспитания, разработка приоритетов в деятельности школы, формирование содержания образования за счет включения актуальных знаний, реализация интересов и потребностей каждой личности в образовании.

В традиционалистской концепции воспитание и образование рассматриваются как формирование заданных обществом черт личности, что соответствует технократическим целям обучения. Эта концепция образования является базовой в Западной Европе и США, в ее рамках ведущими выступают три постулата.

1. Школьное образование в качестве основной своей цели должно рассматривать овладение учащимися базовыми знаниями, умениями и навыками. Лишь прочно усвоив такие основополагающие «инструменты учения», как чтение, письмо, математическая грамотность, учащиеся смогут потом успешно изучать различные академические дисциплины.

2. Общеобразовательные учебные заведения всех уровней должны нести ответственность за то, чтобы на первый план выдвигалось изучение и усвоение действительно важных и необходимых знаний.

3. Цивилизованная жизнь невозможна без усвоения определенных этических ценностей, следовательно, одна из задач школы – приобщение обучающихся к непреходящим ценностям духовной культуры.

В традиционалистской концепции предлагается решение некоторых проблем образования. В определении целей образования фундаментальная роль школы заключается в сохранении и передаче молодому поколению наиболее существенных элементов культурного наследия человеческой цивилизации – многообразия важных знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию, так и сохранению социального порядка. В формировании содержания школьных программ обучения признается необходимым выделение общего ядра знаний, составляющих костяк академических дисциплин. В организации процесса обучения традиционалисты выступают за стабильные, проверенные временем методы обучения и контроля знаний. В соответствии с данной концепцией важную роль в обучении играют четкие стандарты и критерии успеваемости. Академическую успеваемость учащихся обеспечивают такие инструменты интеллектуального труда, как тщательная проработка учебных материалов, опора на память, повторение пройденного.

Традиционалистская концепция опирается на теоретические положения, разработанные Э. Шартье, Ж. Мажо, Л. Ка-ро, Ж. Капель, Г. Кэвевелти и др.

Рационалистическая концепция основывается на выявлении наиболее эффективных способов усвоения учащимися различных видов знаний, а также решении задач практической адаптации молодежи к существующим социальным условиям через определенные школьно-образовательные механизмы. В рамках данной концепции школа функционирует по принципу индустриальной структуры. Знания рассматриваются как упорядоченная совокупность объективных данных. Они выступают для учащихся как внешняя субстанция и предлагаются им извне как производная от фигуры преподавателя, «образовательного менеджера».

Рационалисты исходят из сравнительно пассивной роли учащихся, которые, получая знания, умения и навыки, приобретают «поведенческий репертуар», необходимый им для адекватного жизнеустройства в обществе. Суть технологии обучения сводится к разработке техники подкрепления, поощрения и наказания, направленной на освоение учащимися определенной образовательной программы.

В основе рационалистической концепции лежат теории П. Блума, Р. Тайлера, Р. Генье, Б. Скиннера и др.

В трактовке феноменологической концепции смысл образования состоит в личностном самовыражении. Учение для феноменологистов персонально значимо. Образование должно наиболее полно и адекватно соответствовать природе человеческой личности. Учение должно управляться не извне, а изнутри. Огромное внимание феноменологисты уделяют среде обучения, которая выступает своеобразным катализатором успешного усвоения знаний. В данной концепции ценностно-значимыми становятся взаимозависимость, сотрудничество, равенство, доверительность. Задача школы – дать возможность свободного развития индивидуальности. Процесс воспитания понимается как помощь в саморазвитии, развитии способностей и своеобразия личности.

К недостаткам феноменологической концепции образования можно отнести ослабление целенаправленного воздействия, возможность формирования людей с приглушенным чувством ответственности и ослабление социальных связей.

Многие педагоги современности, понимая несовершенство этих моделей, основывают образование на религиозной и философской морали, например в традициях вальдорфской педагогики Р. Штайнера. В России среди возможных концепций развития школы выделяются концепция национальной школы Е.П. Белозерцева, концепция диалога культур В.С. Биб-лера, концепция личностно ориентированного образования, концепция непрерывного образования и ряд других.

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 1237 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector