221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Концепция воспитание на основе потребностей человека

Воспитание потребностей

В воспитании потребностей необходимо осознать отличие между потребностью и нуждой. Не всякая потребность отражает действительную нужду в чём-либо. Сейчас, в связи с развитием общества потребления, активно взращиваются все новые и новые, нужные и не нужные потребности, которых прежде не знали люди. Это в основном потребности материальные — потребности в технике, бытовых товарах, услугах и т.п. Даже, если эти потребности не могут быть удовлетворены, они вольно или невольно взращиваются и образуют определённые доминанты. Л.И. Божович говорит о том, что если так называемое самодвижение потребностей, связанное с желанием получить положительные переживания направлено на низшие потребности, то это ведёт к страстям и извращениям. Задача воспитания — это взращивание потребностей другого рода, тех которые станут основанием здоровой личности.

«Полноценное формирование человеческой личности решающим образом зависит от того, какие именно по содержанию потребности приобретут у него форму самодвижения и дело воспитания управлять этим процессом» (Л.И. Божович) [6] К сожалению, многие родители не понимают или не хотят понимать смысл родительского долга. Полагая, что залогом душевного благополучия является удовлетворение всех или многих желаний ребёнка, подогретых многочисленной рекламой и установкой на потребление. Как показывает опыт, это не так. Напротив, человек, не умеющий воздерживаться от желаний, которые мешают нормальному развитию или даже вредят ему, находиться во власти и зависимости от них. Он не свободен.

Душевным благополучием можно считать то состояние души, которое соответствует требованиям совести. Недаром на русском языке говориться об этом в разных категориях: поступить по совести, жить в ладу со своей совестью, спать спокойно, мучает совесть, угрызения совести, стыдно, совестно и т.д. Жить по совести может быть нелегко, но радостно! Сдержался, не ударил товарища. Поделился конфетой. Помог маме, хотя не хотел. Эта победа над собой приносит радость.

Если в семье культ потребления, то можно ли ожидать другого от ребёнка? В такой семье, хотя и признаются способы требования неадекватными, но с сочувствием относятся к желаниям ребёнка, оставляя за рамками своего внимания потребности другого рода. Воспитание тогда может иметь успех, когда у ребёнка есть благоприятная почва в виде соответствующих ему потребностей и мотивов. Подготовить землю — значит воспитать потребности в труде, помощи, доброте, прощении. Л.И. Божович так говорит об этом: «Основной теоретической проблемой является возникновение . специфически человеческих побудителей поведения, так называемых духовных потребностей» [6, с.155) Или словами К.Д. Ушинского: «Не удовлетворение желаний, а приложение духовных сил» [80]

Поэтому очень важно с детства формировать потребность в заботе и доброте, участие в домашних делах, развитие познавательных интересов. Тем более, что именно эти потребности соответствует требованиям души, а следовательно ведут к душевному удовлетворению и миру. О подобном опыте работы нам рассказала завуч одной из районных школ. Там проводиться большая работа с детьми: созданы отряды милосердия (они называют их волонтёрами): помогают старикам по хозяйству: чистят снег, возятся в огородах и т. п. Организуют разные вечера и встречи. Об одной из таких встреч она поделилась с нами. Это был вечер встречи, посвящённый Победе. Они пригласили ветеранов (дети даже не знали, что старики, которым они помогали были ветераны войны). Сначала они все вместе посмотрели худ. фильм «Звезда». После просмотра фильма дети были потрясены — на экране они увидели героизм молодых ребят, теперь — тех стариков, которые сидели перед ними. Слёзы и чувство глубокого уважения к людям, о которых они ничего не знали тронули детские сердца. Затем состоялось совместное чаепитие. Старики рассказывали о войне, а дети их с интересом слушали, теперь они смотрели на них по-другому — они видели в них тех двадцатилетних молодых ребят-героев не так далеко ушедших от них по возрасту. Общий духовный подъём и общая радость объединили поколения в единую связь. Такие вечера надолго остаются в памяти как свет в тумане. Это спасительное воспитание, потому что возвышает и преображает душу.

Нравственность на непосредственном, непроизвольном уровне потребностей является очень ценным качеством человека. При правильном воспитании такой уровень формируется в непосредственном опыте ребёнка.

Итак, выделим основные наиболее важные линии в воспитании, направленные на реализацию целей воспитания, которые были обозначены ещё в 17 веке известным педагогом Я.А. Коменским. [91] Рассматривая жизнь человека лишь как «вступление к вечной жизни» он видит задачу школы в подготовке к вечной жизни. Для решения этой задачи он ставит три цели:

1. «Познать себя и вместе с собой всего» (развитие самопознания)

2. Быть владыкою вещей и самого себя, «приспособляя к надлежащему назначению все вещи, употребить их с пользою для своих выгод, везде среди созданий вести себя царственно, т.е. с достоинством и святостью, не служить никакому созданию, даже собственной плоти» (воспитание воли)

3. Представлять собой образ и радость Творца, что достигается религиозностью или Богопочитанием. Средством достижения этой цели служит познание Христа – Богочеловека как «совершеннейшего образа нашего совершенства» (Духовное, нравственное воспитание) [91]

Выделение этих трёх линий воспитания обусловлено тем, что именно нравственность, способность к рефлексии и наличие воли определяют зрелость личности. Эти же линии выделились так же в исследовании образа человека. [33] Поэтому мы не погрешим против истины, если основное внимание уделим трём линиям психологии воспитания: нравственному воспитанию, воспитанию самопознания и воли — как необходимым условиям развития личности, без реализации которых невозможно достижение целей воспитания.

Читать еще:  Методика зайцева обучение чтению

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 2168 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Концепция В.П. Созонова «Педагогическая система на основе потребностей человека»

Современные концепции воспитания

по дисциплине «Педагогика. Педагогические технологии. Социальная педагогика. Управление образовательными системами»

Выполнила студентка

ГруппаФ-МИ 131

Научный руководитель

канд. пед. наук, доцент

Концепция О.С. Газмана «Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя)»

Одна из первых концепций, которая появилась в период демократической перестройки школы, была разработана О. С. Газманом и А. В. Ивановым и адресована классным воспитателям.

Авторы предложили реальную цель воспитания — дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе представить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Базовая культура понимается как некоторая целостность, включающая оптимальное, наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой. Понятие культура включает в гармоническом единстве культуру знания, культуру творческого действия, культуру чувств и общения. Культура это достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт.

Авторы подчеркивают, что воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через достижение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Достижение гармонии — такова суть психологического, нравственного, физического здоровья человека. Авторы выделяют следующие направления базовой культуры:

— культура жизненного самоопределения;

— культура семейных отношений;

— экономическая культура и культура труда;

— политическая. демократическая и правовая культура;

— интеллектуальная, нравственная культура и культура общения;

Центральным, звеном базовой культуры авторы считают культуру жизненного самоопределения, которая характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья.

В самоопределении главным компонентом является выработка позиции творца, преобразующего себя. Самоопределение предполагает самостоятельность, позиционную определенность, программу действий для ее воплощения.

Основным условием, обеспечивающим действие этого механизма, его базой, является наличие сфер самоопределения:
1. Человек.

4. Интегративные продукты человеческой деятельности (ноосфера).

Воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через достижение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью.

Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании человеческого в человеке, самоценности человеческой жизни.

Самоопределение в сфере «Общество» происходит через освоение таких ценностей, как Родина, народовластие, демократия, гласность, семья, труд, гражданская собственность и др.

Самоопределение в сфере «Человек и природа» строит через осознание себя как части природы и через природосообразное совершенствование собственной личности.

Особая область самореализации школьников — развитие творческих способностей. Необходимо помогать ребенку преодолевать сложности в различных видах творческой деятельности.

Самореабилитация предполагает наличие у человека возможностей защитить себя культурными способами от неопределенности, отстоять свою позицию, восстановить мир; умение решать конфликты без нервных перегрузок, способность снять излишнее напряжение, умение овладеть эмоциями, умение отдыхать, адекватно оценивать себя и других.

Самоопределение, самореализация, самоорганизация, самореабилитация, являясь важнейшими компонентами саморазвития личности, становятся и основными направлениями педагогической работы.

Концепция В.П. Созонова «Педагогическая система на основе потребностей человека»

По концепции В.П. Созонова, в воспитании следует опираться на самосознание индивида, исходить из потребностей и внутренних проблем отдельного человека. Воспитанием при этом является деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей личности. К ним относятся свойственные человеку потребности:

– здорового образа жизни;

– уважения, признания, необходимого социального статуса;

Основной целью воспитания по данной концепции служит обеспечение необходимых условий для удовлетворения базовых потребностей личности, а основными принципами являются:

— принцип целостности в подходе к личности;

Содержаниювоспитательного процесса присущи следующие направления:

– организация разнообразной, творческой деятельности;

– создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

– формирование благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе;

– создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности;

– психолого-педагогическое просвещение воспитанников.

Для оценивания результатов воспитательной деятельности автор предлагает два пути:

– оценивание работы воспитателя по созданию условий для жизнедеятельности воспитанников;

– поиск воспитателем глубинных оснований и признаков для оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешние формы поведения, а внутренний мир, отношения, установки.

Воспитание на основе потребностей человека

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Воспитание на основе потребностей человека

Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Созонов. Основные ее положения изложены автором в методическом пособии «Организация воспитательной работы в классе», опубликованном в издательстве «Педагогический поиск» б 2000 году.

Понятие «воспитание». В.П. Созонов выступает против существовавшей многие годы социоцентрической модели воспитательной деятельности. Он пишет: «Предлагаю другой подход к воспитанию: не от общества, а от ребенка, не от коллектива, а от самосознания отдельного члена, не от общественных потребностей, а от потребностей и внутренних проблем человеческого индивида, который пришел в человеческое сообщество и страстно стремится познать себя, непонятного и непокорного, найти в мире свое место, единственное, но законное, выразить, реализовать себя, уникального и неповторимого. И не надо его «формировать», пытаться сделать из маленького человека — вселенского чуда — болванку, унылый стандарт, повторяющий нас самих. Необходимо доверять человеческой природе».

Читать еще:  Игры для интеллектуального развития детей

В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребенка ижевский ученый делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человека. Он убежден, что успех работы воспитателя во многом обусловлен поиском и установлением взаимосвязи процессов реализации базовых потребностей растущего человека и воспитательной деятельности педагога. Базовые потребности, по его мнению, есть главная цель, объект педагогической заботы и критерий эффективности воспитательной работы. Из такого понимания воспитательного процесса и вытекает определение воспитания как деятельности педагога, направленной на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:

1) в творческой деятельности;

2) быть здоровым;

3) в защищенности, безопасности;

4) в уважении, признании, необходимом социальном статусе;

5) в смысле жизни;

6) в самореализации (самоосуществлении);

7) в удовольствии, наслаждении.

Цель и принципы воспитания. Рассматривая человека как существо саморазвивающееся, самоопределяющееся, В.П. Созонов подчеркивает, что ребенок — существо не самодостаточное для саморазвития в силу возраста, малых знаний, слабости физических и духовных сил. Отсюда становится очевидной цель воспитательной деятельности: обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащегося.

Воспитание, в основе которого лежат потребности человека, может базироваться, по мнению В.П. Созонова, на таких принципах:

1. Принцип природосообразности . Давайте откажемся от переделки ребенка. Пусть нашей исходной позицией станет доверие к нему, выращивание в нем личности с учетом имеющегося потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития; поиск, обнаружение и укрепление внутренних сил.

2. Принцип целостности в подходе к ребенку. Будем учиться понимать его как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.

3. Деятельностный принцип. Постараемся осознать: воспитывает не только педагог и не столько нравоучениями, сколько организацией живого опыта бытия, отношений членов сообщества.

4. Эгоцентрированный принцип: обращенность к внутреннему миру, развитие чувства «самости» и ответственности перед внутренним «Я». Критерии успешности воспитания — здоровая «Я-концепция», гармония внутреннего мира ребенка, чувство собственного достоинства.

5. Возрастной принцип: подбор видов, содержания и форм деятельности в соответствии с ведущими потребностями детей разного возраста.

6. Принцип гуманизма: всестороннее взаимодействие воспитателя и воспитанника на объективном единстве целей.

Содержание воспитательного процесса. Оно должно служить целям жизни воспитанника и быть связано со становлением мотивационно-потребностной сферы личности ребенка. К числу основных направлений воспитательной деятельности Валерий Петрович относит следующие:

— организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в классе (группе) как модели, образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляются развитие и благополучная социализация воспитанника (реализация потребности в творческой деятельности);

— создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников (реализация потребности быть здоровым);

— формирование благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе, т.е. обеспечение условий защищенности каждого, даже самого слабого его члена (реализация потребности в защищенности, безопасности);

— создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности и общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого социального статуса в среде сверстников (реализация потребности в уважении, признании);

— обеспечение условий и оказание помощи ребенку (в том числе собственным примером и образом жизни) в поисках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания (реализация потребности в смысле жизни);

— психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, принимать решения; обучение приемам самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания как основополагающим умениям для благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни (реализация потребности в самореализации);

— воспитание (развитие) чувств, привитие оптимистического мировосприятия, научение (и собственным примером) радостному проживанию жизни, каждой ее минуты (реализация потребности в удовольствии, наслаждении).

Механизм воспитания. При осуществлении процесса воспитания педагогу необходимо знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности ребенка, осознавать, что каждому этапу личностного развития соответствуют:

а) определенная общность людей, в которой ребенок пребывает и осваивает социальный опыт;

б) определенная ведущая деятельность, благодаря которой происходит психическое и социальное развитие воспитанника;

в) определенные психические новообразования, которые как краеугольные камни ложатся в основание личности растущего человека.

Имея отчетливые представления о половозрастных особенностях становления личности ребенка, этапах развития его мотивационно-потребностной сферы, педагог должен соблюдать следующие требования:

1) учитывать, какие потребности для данного возраста воспитанников являются ведущими: младший школьник нуждается в психологическом комфорте, игре, участии в деле любимого учителя, который поможет, похвалит и т. д.; подросток жаждет самоутверждения, он хочет состязаться, испытывать себя в трудных, иногда экстремальных ситуациях; юноша занят поисками себя, он любит помечтать, пофилософствовать, «поиграть умом» и совершить нечто романтическое и высокое;

2) готовя воспитанника к мероприятию, необходимо, чтобы ребенок знал его цели, ход и ожидаемые результаты с позиции значимости для себя, ибо ребенок всегда хочет быть субъектом деятельности, а не пешкой, не марионеткой;

3) опираться на прошлый жизненный опыт ребенка (как бы ни был он мал), не противоречить его установкам, уже имеющимся нравственным ценностям и эмоциональной памяти; если же дело новое, то следует вооружить его знанием того, что способно убедить в своей правоте, нарисовать новые перспективы, порепетировать, потренироваться (выработать новые установки), исключить риск, замешательство, поражение;

4) мобилизовать, укрепить волю участников, веру в успех, стремление довести дело до конца, несмотря на трудности, апеллируя к их самолюбию;

5) обеспечить успех, получение ожидаемого удовольствия, достижение общей «завтрашней радости» от самопроявления, преодоления трудностей; все это развивает, повышает самооценку, увеличивает духовные силы.

Читать еще:  Формы и методы художественно эстетического воспитания дошкольников

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. Испытывая чувство неудовлетворения от существующих в педагогической науке и практике подходов и технологий определения эффективности процесса воспитания. В. П. Созонов предлагает два пути оценивания результатов воспитательной деятельности.

Первый путь — это оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий для жизнедеятельности воспитанников. В роли критериев оценки результативности могут выступить такие параметры, как психологический климат коллектива, интеллектуальный и эмоциональный фон жизни, уровень психологической защищенности и свободы каждого ребенка, характер взаимоотношений ученика и учителя, детей между собой, степень доверия, взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничество всех членов школьного сообщества; возможность самопроявления, самоутверждения, самореализации каждого ребенка в формах жизнедеятельности данного коллектива.

Второй путь связан с поиском неких глубинных оснований и признаков для оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешние формы поведения (их можно имитировать), а внутренний мир, отношения, установки. К числу свойств (качеств) внутренне свободного, здорового человека, способного к саморазвитию и самоактуализации, целесообразно отнести:

— самоприятие (подтверждение перед собой ответственности и законности собственного бытия), гармония и согласие внутренних «образов Я»;

— способность к рефлексии, умение оценивать и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой;

— знание себя, своих психофизиологических особенностей: реакций, функций, влечений, способностей, темперамента, а в итоге — особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни;

— признание и принятие окружающей среды, бытия других, внешнего «образа мира»; позитивное мироощущение (уверенность в том, что окружающий мир целесообразен, гармоничен, гуманен);

— способность к пониманию, сочувствию, состраданию другому (эмпатийность);

— чувство собственного достоинства, самоуважение (высокая оценка себя вне зависимости от особых личных достижений и приобретений);

— активность, поиск новых способов отношений с другими, нацеленность на преодоление жизненных проблем, оптимизм, стрессоустойчивость, стремление к достижению поставленных целей;

— признание и готовность к постоянному поиску целей жизни, идеалов, высших надличностных ценностей и смыслов жизни;

— эмоциональная и интеллектуальная независимость, готовность к самостоятельному жизненному выбору;

— включенность в настоящее, способность получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливым.

Таким образом, перечисленные качества личности и комплекс необходимых условий для их развития должны находиться, по мнению В.П. Созонова, в поле зрения того, кто оценивает результаты воспитательной деятельности педагога

Вопрос 23. Современные концепции воспитания. Воспитание на основе потребностей

Воспитание на основе потребностей

Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Созонов. Он выступает против существовавшей многие годы социоцентрической модели воспита­тельной деятельности. Он пишет: «Предлагаю другой подход к воспитанию: не от общества, а от ребенка, не от коллектива, а от самосознания отдельного члена, не от общественных потреб­ностей, а от потребностей и внутренних проблем человеческого индивида, который пришел в человеческое сообщество и стра­стно стремится познать себя, непонятного и непокорного, най­ти в мире свое место, единственное, но законное, выразить, реализовать себя, уникального и неповторимого».

В своих представлениях о влиянии воспитания на разви­тие личности ребенка Созонов делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человека. Базовые потребности, по его мнению, есть главная цель, объект педагогической заботы и критерий эффективности воспитательной работы. Из та­кого понимания воспитательного процесса и вытекает определение воспитания как деятельности педагога, направлен­ной на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:

1) в творческой деятельности;

2) быть здоровым;

3) в защищенности, безопасности;

4) в уважении, признании, необходимом социальном ста­тусе;

5) в смысле жизни;

6) в самореализации;

7) в удовольствии, наслаждении.

Созонов подчеркивает, что ребенок — существо не самодостаточное, для саморазвития в силу возраста, малых знаний, слабости физических и духовных сил. Отсюда становится очевидной цель воспитательной деятельности: обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потреб­ностей личности учащегося. При осуществлении процесса воспи­тания педагогу необходимо знать и учитывать закономернос­ти, логику и стадии развития личности ребенка. Имея отчетливые представления о половозрастных осо­бенностях становления личности ребенка, этапах развития его мотивационно-потребностной сферы, педагог должен со­блюдать следующие требования:

1) учитывать, какие потребности для данного возраста воспитанников являются ведущими: младший школьник нуждается в психологическом комфорте, игре, участии в деле любимого учителя, который поможет, похвалит и т. д.; подросток жаждет самоутверждения, он хочет состязаться, испытывать себя в трудных, иногда экстремальных ситуа­циях; юноша занят поисками себя, он любит помечтать, пофилософствовать, «поиграть умом» и совершить нечто ро­мантическое и высокое;

2) готовя воспитанника к мероприятию, необходимо, что­бы ребенок знал его цели, ход и ожидаемые результаты с позиции значимости для себя, ибо ребенок всегда хочет быть субъектом деятельности, а не пешкой, не марионеткой;

3) опираться на прошлый жизненный опыт ребенка, не противоречить его установкам, уже имеющимся нравственным ценностям; если же дело новое, то следует вооружить его знанием о предстоящем деле, нарисовать новые пер­спективы, порепетировать, потренироваться (выработать новые установки), исключить риск, замешательство, поражение;

4) мобилизовать, укрепить волю участников, веру в ус­пех, стремление довести дело до конца, несмотря на трудности, апеллируя к их самолюбию;

5) обеспечить успех, получение ожидаемого удовольствия, достижение общей «завтрашней радости» от самопроявле­ния, преодоления трудностей; все это развивает, повышает самооценку, увеличивает духовные силы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10282 — | 7952 — или читать все.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector