221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Концепция воспитания детей дошкольного и школьного возраста

Современные педагогические теории воспитания и развития ребенка.

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Современные педагогические теории воспитания и развития ребенка.

Педагогическая теория рассматривается как система знаний, описывающая и объясняющая строго вычлененный круг педагогических явлении. В литературе существует общепринятая классификация педагогических теорий (глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной действительности). Глобальные педагогические теории подразделяются на теории воспитания и теории обучения (Б.И. Коротаев, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин и др.).

Одной из центральных проблем психолого-педагогической теории является рассмотрение соотношения обучения, воспитания и развития ребенка. К концу 30-х г.г. XX в. сложились три основные теории, посвященные этой проблеме.

Первая теория рассматривает развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс (А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.). Данной теории соответствует дидактический принцип доступности, согласно которому детей можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них уже созрели познавательные способности. Эта теория не признает развивающего обучения. В данной теории главное это спонтанность развития, независимость от взрослого и его роли.

Вторая теория признает взаимосвязь развития и обучения (Т.С. Костюк, Н.А. Менчинская и др.).Согласно этой теории, развитие определяется некоторыми внутренними факторами и вместе с тем, обучением и воспитанием, конкретный характер которых зависит от реального уровня развития человека. Развитие и обучение тождественно друг другу.

Третья теория полагает, что развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л.С. Выготский). Взрослый, опираясь на «зону ближайшего развития» «забегает» немного вперед, опережая развитие ребенка. Взрослый «ведет» за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще были бы невозможны. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а культурно-исторических особенностей человека. Данные положения были конкретизированы и обоснованы определенным предметным содержанием в работах АН. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др.

Полученные результаты позволили обосновать положение о ведущей роли обучения в развитии, выявить психолого-педагогические условия развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Педагогическая теория развивающего обучения предполагает высший теоретический уровень трудности обучения; быстрый темп обучения; непрерывное повторение учебного материала в новых условиях; воспитание у детей положительной мотивации учения и познания; гуманизацию взаимоотношений педагогов и детей.

Педагогическая теория развивающего обучения нашла отражение в современной практике школьного образования (Ф.А. Сохин. Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, А.П. Усова, В.А. Петровский. З.А. Михайлова. В.Т. Кудрявцев и др. Приоритетом деятельности школьной ступени, согласно теории развивающего обучения, становится развитие воображения и система творческих способностей детей, задача педагогов активно задействовать игры, конструирование, восприятие сказки. Самостоятельное сочинительство, символическое замещение, моделирование, экспериментирование (А.А. Агаева. О.М. Дьяченко. A.3. Зак, З.А. Михайлова. Н.Н. Подьяков, Т.И. Ерофеева и др.). Необходимо помнить о недопустимости игнорирования возрастных периодов детского развития.

Подлинными источниками развития должны стать специфические виды детской деятельности. Именно здесь происходит возникновение и развитие таких базовых качеств личности, как творческая активность, инициативность, компетентность, ответственность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим.

В педагогических теориях дается классификация воспитания по содержанию. Традиционный подход включает умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Ставится вопрос о необходимости расширения содержания воспитания за счет правового, экологического, этнокультурного и других сторон воспитания.

Современные научные исследования, обогащающие педагогическую теорию, выявляют позитивную тенденцию сближения разных видов деятельности, средств, форм на интересном для детей содержании и концентрацию на этом содержании. Дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности детей, добиться необходимого образовательного эффекта за оптимальное время (см. С.Н. Зырянова, Г.М. Киселева. Л.А. Парамонова и др.).

Современные отечественные педагогические теории, как правило, охватывают локальные направления развития ребенка, учитывают данные психологии и педагогики дошкольного детства, обобщают результаты работы авторов в течение многих лет над той или иной проблемой. Так, например, за последние десятилетия отечественная наука и практика обратились к изучению роли экономики в формировании личности дошкольника. Проблема экономического воспитания до недавнего времени рассматривалась в аспекте трудового, нравственного воспитания (Л.С. Буре, Л.М. Казарян, СМ. Котлярова, Н.М. Крылова. В.Г. Нечаевой, Д.В. Сергеевой, Л.И.Сайгушевой). В настоящее время проблема экономического образования рассматривается в работах А.Д. Шатовой, А.А. Смолеевой, Л.Н. Галкиной и др

Педагогическая теория экономического образования направлена на осуществление элементарного экономического образования , включающая: формирование элементарных экономических знаний (труд как категория экономическая, деньги как социокультурное явление, реклама, полезные навыки и привычки в быту), формирование базисных качеств экономической деятельности (бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие); развитие предпосылок экономического образа мышления и становление ценностных ориентации дошкольников. Задачи и содержание экономического образования предполагает задействование сюжетно дидактической игры («Ярмарка», «Аукцион», «Выставка-продажа», «Супермаркет», «Экономический КВН») (см. Шатова А.Д., Струнилина Н.А. Некоторые аспекты методики экономического воспитания дошкольников. //Библиотечка педагогов Москвы. Выпуск третий. Дошкольное воспитание. Традиции и современность. М.. 1996).

Можно использовать дидактические игры с экономическим содержанием, типа: «Я — спонсор», «Доход — расход»; сюжетно-дидактических играх: «Банк», «Биржа», «Бюро добрых услуг» и др. Данный подход охватывает как механизмы, так и содержание экономического образования как самостоятельной области педагогической теории.

Таким образом, современные педагогические теории рассматривают проблемы обучения, воспитания и развития ребенка в контексте соотношений данных понятий. Изучение зарубежных педагогических теорий обогащает отечественную систему образования. (Идеи С. Френе о журналистике: газета, «пресса», создаваемая детьми и родителями для самих себя; идея обустройства художественно-содержательной развивающей среды по методу Реджио Эмилия — Италия: идея воспитания личной ответственности за свою деятельность — США).

Педагогическая наука как совокупность педагогических теорий постоянно развивается и модернизируется, с учетом накопленного позитивного опыта работы образовательных учреждений.

КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Каждая цель подкрепляется и аргументируется опре­деленной концепцией. Причем у одной цели может быть несколько концепций, объясняющихведущий путь ее достижения, а у каждой концепции — множество конкретных про­грамм.

Рассмотрим на примере одного исторического периода, как менялись концепции воспитания детей при единой цели. Очень показателен в этом отношении период 1917- 1998 гг. в нашей стране. Мы взяли данный отрезок време­ни потому, что именно в это время наблюдалось активное развитие системы общественного дошкольного воспита­ния и происходили социальные, общественно-политичес­кие изменения. Все это не могло не привести к коррекции реальной цели и концепций воспитания подрастающего поколения.

После революции 1917 г., изменившей общественный строй страны, была сформулирована цель воспитания — обществу нужен человек с твердыми идейными убеждения­ми, готовый отстаивать и развивать коммунистические иде­алы. Подчеркивалось, что строящееся общество способно создать все условия для всестороннего гармоничного раз­вития личности. Для реализации сформулированной цели воспитания разрабатывались разные концепции. В 20-е — начале 30-х гг. ведущей была концепция Н.К.Крупской. Концепция определила основные направ­ления реализации поставленной цели: воспитание в детях (дошкольниках в том числе) идейной направленности, кол­лективизма. Признавалась необходимость учета индивиду­альных и возрастных особенностей ребенка. Концепция конкретизировалась не в программе (ее еще не было в то время), а в «Методических письмах».

В 30-е гг. в этой концепции происходят изменения, кор­ректировка на цель: остаются «три кита», на которых пред­лагается выстраивать воспитание детей, — идейность, кол­лективизм, трудолюбие. Требование учета и ориентира на индивидуальное развитие постепенно уходит из концепции. Появляются первые программные документы — «Програм­ма работ дошкольных учреждений» (проект, 1932) и «Про­грамма и внутренний распорядок детского сада» (1934).

Признание педологии лженаукой (1936) резко сместило акценты с индивидуального воспитания на .коллективное. В конце 30-х гг. к указанным выше положениям в концеп­цию вводится требование патриотического и интернацио­нального воспитания (правда, содержание интернациональ­ного воспитания было связано больше с национальностями бывшего СССР). Выходят новые программные документы (1938, 1945).

50-е гг. характеризуются вниманием к умственному раз­витию подрастающего поколения. В концепцию воспитания вносятся соответствующие коррективы. В эти годы в до­школьных учреждениях было введено обязательное обуче­ние детей (Программа 1953-1954 г.) (А.П.Усова, Е.И.Ра- дина, Р.И.Жуковская, В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова и др.).

Постановление 1959 г. об объединении яслей и детского сада в единое дошкольное учреждение вызвало к жизни «Программу воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях нового типа» (1962). В дальнейшем эта Про­грамма переиздавалась с некоторыми дополнениями и уточ­нениями вплоть до 1979 г.

Все названные выше концепции и программы так или иначе были подчинены одной идеальной цели — воспита­нию всесторонне развитой, гармоничной личности, а дей­ствовавшая в тот или иной отрезок времени Программа всегда была единственной и обязательной для всей систе­мы дошкольного воспитания.

Читать еще:  Методика нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Общественно-политические события конца 80-х гг. по­требовали разработки новой концепции воспитания подрастающего поколения начиная с дошкольного возраста. Появляется концепция личностно-ориентированной моде­ли воспитания (1989). Ведущей идеей становится идея вос­питания, направленного на развитие индивидуальности, са­мобытности личности. В новой концепции отсутствовали требования воспитания идейности, патриотизма, коллекти­визма, трудолюбия. На первый план выдвигается развитие творчества, интеллекта, индивидуальной неповторимости.

Важным событием явился факт принятия народами мира (и наконец, и нашей страной) Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка. Попытки составить документ, защищающий и определяющий права ребенка, предпринима­лись в разные периоды развития человечества (укажем лишь некоторые: теория Я. А. Коменского — XVII в.; Женевская декларация прав ребенка — 1924 г.; Декларация прав ребен­ка Н. К. Вентцеля — 1914 г.). Генеральная Ассамблея ООН в 1959 г. приняла этот важнейший документ. В нем говорится, что ребенок обладает важными правами: правом на защиту, на социальное обеспечение, на получение образования, на любовь родителей, на кров, на уважение к его личности и др.

Конечно, принятие документа еще не означает, что все его положения активно реализуются в нашей стране. Нуж­ны не только новые концепции и программные документы — требуется изменить педагогическое мировоззрение всего на­селения, и педагогов прежде всего. А для этого необходимо время. Но тем не менее уже в Концепции воспитания 1989 г. прослеживаются новые подходы, большая ориентация на развитие личности и уважение к ней. За последние годы в стране появились новые вариативные программы, предла­гающие свое решение концепции личностно-ориентированного воспитания детей. Это программы «Радуга» (сост. Т. Н. Доронова. — М., 1996 и другие издания), «Детство» (под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, JI. М. Гурвич. — СПб., 1996), «Развитие» (подготовлена к публикации О. М. Дьячен­ко, Н. С. Варенцовой. — М., 1994), «Истоки» (М.,1997) и др.

Цель и концепции дают возможность сформулировать задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Если ориентироваться на идеальную цель, то задачи от­ражают стороны воспитания: нравственное, умственное, физическое, эстетическое, трудовое. Конкретные задачи мы рассмотрим ниже, когда приступим к изучению содержа­ния и методики педагогической работы с детьми по каждо­му аспекту воспитания. Здесь же важно уяснить, что, не­смотря на то что каждый аспект имеет свою специфику, в процессе формирования целостной личности они тесно вза­имосвязаны и оказывают существенное влияние друг на дру­га. Нравственное воспитание нельзя осуществить без реше­ния задач эстетического, умственного и даже физического воспитания. Задачи умственного воспитания теряют свою значимость для личности, если они искусственно отделены (если это возможно) от задач нравственного воспитания.

Одной из качественных характеристик любой науки яв­ляется нахождение закономерностей развития объекта иссле­дования. В частности, педагогика выясняет закономерности в области воспитания и обучения детей раннего и дошколь­ного возраста. Что же такое закономерности воспитания?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Анализ современных концепций воспитания детей, преимущества и недостатки популярных методов

Каждое поколение на этапе своего развития рассматривает современные концепции воспитания и выбирает объективный подход. Методы и приемы постоянно совершенствуются, ведь люди стремятся к тому, чтобы избежать проблем в воспитании и развитии собственных детей.

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Концепция воспитания – это неделимое восприятие главных компонентов воспитания: целей, задач, содержания, форм, методов и предполагаемого результата.

Концепции прошлого столетия

Десятилетиями педагоги и родители разных поколений экспериментируют с подбором способа воспитания детей. Они стараются использовать самый объективный подход, чтобы воспитать личность ребенка и привить ему необходимые умения и нормы.

Так, в XX столетии зародилось несколько концепций воспитания. Самые известные педагоги ушедшего века – К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. П. Никитин и Л. А. Никитина, С. Л. Соловейчик, Я. Корчак.

К. Д. Ушинского можно отнести к педагогам XIX века, однако его главный труд «Педагогическая антропология» в нескольких томах переиздавался в начале двадцатого века, тогда и получил широкую огласку. Известны также его учебные книги «Родное слово» и «Детский мир».

Основа подхода Ушинского – философский взгляд на воспитание. Автор считал, что если такие науки, как психология и физиология, раскрывают организм воспитанника (ребенка), то философия определяет идею и суть воспитания. Ушинский видел создание новой педагогики в противовес консервативной, которая базировалась лишь на нормах поведения учащихся. К. Д. Ушинского волновал внутренний мир ребенка, и он первым заговорил о том, что нет единой системы воспитания для всех народов, у каждого народа свои особенности.

А. С. Макаренко создал колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорников. К Макаренко попадали самые проблемные дети, чьи родители опускали руки. Метод Макаренко работал безотказно. Изначально система создавалась для перевоспитания, а потом стала применяться для воспитания. С точки зрения А.С. Макаренко, основные 3 компонента взаимодействия – общество, коллектив, личность.

Коллектив в понимании Макаренко имел такие признаки:

  • общность цели;
  • общность деятельности;
  • поддержание тесной связи с обществом;
  • соблюдение строгой дисциплины.

Макаренко не был ярым гуманистом, иногда воспитывал жестко, «по-мужски», но его система все же сочетала гуманистические принципы с идеей полноценной трудовой деятельности. Особая роль в его методике отведена дисциплине, которую он считал не методом воспитания, а его результатом. По мнению педагога, у правильно воспитанного человека дисциплина – это отдельная нравственная категория.

В 1988 году ЮНЕСКО признала А. С. Макаренко одним из выдающихся педагогов мира. Он написал «Книгу для родителей», в которой обозначил немаловажную роль семьи в воспитании. Этот педагог достиг таких успехов, что мог сказать: «Воспитание – легкое дело».

Б. П. Никитин и Л. А. Никитина – основоположники современного раннего развития. Концепция этой семейной пары базируется на личном опыте взращивания семерых детей. Никитины всему учились сами, но тогда обществу казалось диким многое из того, что сейчас присутствует в нашей жизни как само собой разумеющееся. Именно Никитины применили такие приемы, как:

  • прикладывание к груди сразу после появления на свет;
  • кормление новорожденного по требованию, особенно в ночные часы;
  • совместный сон матери и ребенка;
  • кормление грудью без введения докорма и допаивания водой как минимум до прорезывания первого зуба;
  • избегание искусственной стерильности дома;
  • присутствие снарядов для спорта в жизни ребенка;
  • свобода в стремлении малыша познавать мир вокруг.

По мнению Никитиных, необходимо развивать творческие способности ребенка. Если малыш имеет врожденные данные, то развитие талантов в раннем возрасте поможет ему реализовать себя в будущем, а игнорирование стремлений может на корню загубить талант. Родитель, по мнению Никитиных, должен создать благоприятную среду для развития ребенка во всех направлениях.

Однако крайности недопустимы: заорганизованность (загрузка ребенка занятиями без свободного времени для творчества и познания мира), равно как и заброшенность (удовлетворение только основных потребностей), оказывает негативное влияние на становление личности.

С. Л. Соловейчик – автор подхода для воспитания свободного и нравственного человека. Самая известная книга – «Педагогика для всех», ставшая сенсацией своего времени. Соловейчик отметил, что воспитание ребенка – это самое древнее из всех человеческих дел, и что не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых.

С. Л. Соловейчика выделил несколько принципов, соблюдая которые, не придется ничего менять в ребенке.

  1. Внутренняя свобода личности – основа развития. Свобода не врожденное состояние, ее можно только воспитать.
  2. Взаимоотношения детей и родителей – доверие между ними формирует уверенность в мире и помогает переживать разочарования.
  3. Цель и задача родителей – воспитать самостоятельного ребенка, который без труда сможет отделиться от них и уверенно уйти во взрослую жизнь.
  4. Возможность развиваться психически и физически — главная ценность воспитания. Родители должны этому способствовать.
Читать еще:  Общественно ориентированные концепции коллективного воспитания

Я. Корчак – польский учитель и автор книги «Как любить ребенка».

Советы по взращиванию счастливого ребенка от Януша Корчака:

  1. Любить таким, какой он есть, не пытаться его переделать.
  2. Любить свое чадо безвозмездно и делать для него все, что в силах родителей.
  3. Не обижать, не унижать своего отпрыска и не смотреть на проблемы малыша предвзято или свысока.
  4. Не относиться к ребенку как к собственности или как к вещи, сделанной своими руками. Он – самостоятельная личность и никому не принадлежит.
  5. Любить не только своих, но и чужих детей.

Современный подход к воспитанию детей

В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.

Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.

Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.

Основная мысль, на которой базируется гуманистический подход: личность – высшая социальная ценность.

В основу концепции положены такие идеи:

  1. природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
  2. культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
  3. гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
  4. упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).

Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.

Теория воспитания

Теория воспитания – это система приемов, которая объясняет формирование и изменение личности под влиянием воспитания, обосновывает содержание и раскрывает сущность воспитания.

Концепции воспитания XXI века базируются на нескольких известных теориях:

  1. гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);
  2. поведенческая теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
  3. когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);
  4. биологическая теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
  5. психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).

Технологический подход к воспитанию

Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.

Современные технологии воспитания делятся на три типа:

  1. повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
  2. ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
  3. перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов

Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.

Проблемы современного воспитания

Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.

Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях». Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка. Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.

Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.

КОНЦЕПЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Тема – СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Нормативные документы, регламентирующие дошкольное образование.

«Конвенция о правах ребенка», «Декларация прав ребенка», «Концепция дошкольного воспитания», закон РФ «Об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении».

Федеральный государственный стандарт общего образования /ФГОС/.Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация.

Стандартизация вызвана двумя обстоятельствами — необходимостью создания в стране единого образовательного пространства (единый уровень общего образования в разных типах образовательных учреждений) и задачей вхождения России в систему мировой культуры (учет тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике).

Стандартизация (анг. норма, образец) – разработка и использование стандартов, является объективно необходимой деятельностью по упорядочению практики, ее стабилизации в целостные системы, отвечающие исторически изменяющимся потребностям общества.

Стандарт общего образования – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Стандартизация образования в развитых странах мира давно осуществляется – разработка учебных планов и программ, установление определенного уровня образования и др.

Государственный стандарт общего образования – это нормы, требования (устанавливаются Правительством РФ), определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, требования к обеспечению образовательного процесса (материально-техническое, информационно-методическое, кадровое).

КОНЦЕПЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Ключевые позиции обновления дошкольного учреждения – охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы воспитателей в детском саду.

Необходимо обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребёнка, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного воспитания и перестройки системы управления.

Значение дошкольного детства в становлении личности. Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни.

Особенность этого периода – обеспечить общее развитие как фундамента для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.

Формируются качества и свойства психики детей, отношение ко всему окружающему, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психических новообразованиях к концу данного возрастного периода.

Основное значение имеют поддержка и развитие качеств, специфических для возраста, наверстать которые в дальнейшем трудно или невозможно.

Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности – игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности.

Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного и самодеятельного характера должны находиться в центре внимания педагогов.

Данные исследований и опыт лучших детских учреждений показывают, что сама логика развития детских видов деятельности и форм познания мира, при разумном руководстве подводит к зарождению новых психических качеств, к переходу на новую ступень детства.

На любой возрастной ступени ребёнок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и собственные, индивидуальные особенности психики и поведения.

Быть человеком – это значит не только быть «таким, как все», владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.

Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

Читать еще:  Развивающие методики для детей до года

Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми. Качество дошкольного воспитания определяется характером общения взрослого и ребёнка.

В практике семейного и общественного воспитания можно выделить два основных типа или модели такого общения.

Различия определяются не только процессом, но и его конечным результатом – каким в итоге становится ребёнок, какой складывается его личность.

Учебно-дисциплинарная модель – характеризуется следующими признаками.

Цель – вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание; лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми – «Делай, как я!».

Способы общения – наставления, разъяснения, запрет, угрозы, наказания, нотации,

Тактика – диктат и опека. Задача педагога – реализовать программу, удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.

Методические указания как закон, не допускающий исключений. Взгляд на ребёнка как объект, приложения сил воспитательной системы.

Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы, занятия по типу урока. Активность детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. Игра как основной вид деятельности ущемляется во времени, жёстко регламентируется взрослыми.

В рамках этой модели произведения искусства используются взрослыми в утилитарных целях: для получения отрывочных знаний, для отвлечения от нежелательного поведения.

К результатам относятся: взаимное отчуждение взрослых и детей. Дети теряют инициативу, возникает иллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательных воздействий.

Послушание детей лишь свидетель освоения умения жить согласно «двойному стандарту» — «для себя» и «для тёти» (за пределами контакта с взрослыми поведение детей резко меняется).

Личностно-ориентированная модель – альтернатива первой модели. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом, не над, а вместе!».

Цель – содействовать становлению ребёнка как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребёнка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности.

Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребёнка к определяемым канонам, а предупреждает возможных тупиков личностного развития детей исходя из задачи максимально полно развернуть возможность их роста.

Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения – сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития. Взрослые, приобщая ребёнка к искусству (художественная литература, музыка), создают условия полноценного развития, его гуманизации, для проявления и развития творческих способностей. Взгляд на ребёнка как на полноправного партнёра в условиях сотрудничества, отрицание манипулятивного подхода к детям.

Исключительное значение в педагогическом процессе придаётся игре, позволяющей проявить ребёнку собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни.

Ожидаемые результаты – расширение «степеней свободы» ребёнка с учётом его возрастных особенностей, способностей, прав, перспектив.

В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм, индивидуализм детей, формируется коллектив. Их воображение и мышление, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскрепощаются. Развиваются познавательные и творческие способности.

Личностно-ориентированная модель общения ни в какой мере не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения планомерной педагогической работы.

Не отменяет и того факта, что общественное дошкольное воспитание является первым звеном общей системы народного образования и обеспечивает первый этап становления личности.

Охрана и укрепление здоровья детей – фундаментальная предпосылка и воспитания и обучения. Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и его психологическом благополучии.

Физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием. Они пронизывают всю организацию жизни в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов деятельности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Перестройка содержания педагогической работы с детьми. В дошкольном возрасте ребёнок приобретает основы личностной культуры, её базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребёнка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.

Базис личностной культуры – собственно человеческое начало в человеке, средоточие общечеловеческих ценностей (красота, добро, истина) и средства жизнедеятельности – представление о действительности, способы активного воздействия на мир, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему.

Ребёнок приобщается к общим, непреходящим человеческим ценностям, общим универсальным средствам жизнедеятельности, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей.

Воспитание дошкольников. Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком исходит из трактовки процессов воспитания: воспитывать – значит приобщать ребёнка к миру человеческих ценностей. К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности

Обучение дошкольников. В рамках личностно-ориентированного подхода иначе должны быть осмыслены также содержание и принципы обучения.

От обучения знаниям, умениям и навыкам следует перейти к обучению самой возможности приобретать их и использовать в жизни. Взрослые передают ребёнку выработанные в культуре средства и способы познания мира, его преобразования и переживания. Овладение ими ведёт к развитию человеческих способностей.

Формирование культуры познания. По мере ориентировки в природных явлениях, ребёнок овладевает представлениями о живом и неживом, о причине и следствии, о пространстве и времени. Знакомясь с предметами, созданными руками человека, ребенок начинает отличать искусственное от природного, красивое от безобразного, реальное от воображаемого.

Мир человеческих отношений раскрывается ребёнку в представлениях о добре и зле, о своём и чужом, о правде и лжи, о справедливости и несправедливости.

Свой внутренний мир, свои возрастающие возможности раскрываются для ребёнка в представлениях о желаемом и возможном.

Рождаются новые формы мировосприятия, элементы произвольности в решении познавательных задач, интерес к познанию, что в целом и образует культуру познания.

Формирование деятельно-практического отношения к миру (волевой культуры).

Ребёнок приобщается к тем социально выработанным формам активности, которые образуют способы направленного преобразования мира – способы постановки цели, выбора средств и определения последовательности их применения (планирования), прогнозирования возможных эффектов действий. Ребёнок учится преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты.

Формирование культуры чувств. Цель обучения в данном случае – согласование рождающихся у ребёнка эмоций с социально заданными формами эмоциональных переживаний и проявлений взрослых.

Приобщаясь к миру других людей, сопереживая им и подражая их поведению, ребёнок открывает для себя гамму новых чувств, палитру эмоциональных оттенков, обогащающих отношение к окружающему.

Таким образом, ребёнок начинает переживать радость познания, красоту труда, природы, произведений искусства, гордость за свой успех. Обогащается регистр человеческих переживаний, их осознание и потребность в овладении собственными эмоциями, рождается культура чувств.

Единство воспитания и обучения. Условием такого единства является общий подход к отбору материала и организации воспитания и обучения. При этом необходима максимальная реализация тех возможностей ребёнка, которые формируются и проявляются в специфически «детских» видах деятельности. Такая реализация предполагает обогащение содержания и форм детской деятельности при помощи особых средств. Выработка подобных средств и их апробация в практике образует актуальнейшую задачу современной дошкольной педагогики и психологии.

Большую роль в этом играет искусство как уникальное средство формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей. Необходимо насыщать жизнь ребёнка искусством, вводить его в мир музыки, сказки, театра, танца, создавать условия для детского эстетического творчества.

Обогащение духовного мира ребёнка базируется на следующих положениях:

1.Открывающая перспектива. Дошкольники приобретают знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая активизирует потребность к новым знаниям.

2. «Равноценность представленности основных сфер». Согласно этому принципу каждому ребёнку должны быть предоставлены равные возможности для освоения основных сфер жизнедеятельности (природа, общество, я сам).

3. «Свободный выбор». Если воспитатель стремится что-то внушить ребёнку (взгляды, ориентации), то это должно иметь прямое отношение к формированию базиса личностной культуры. Ребёнок располагает правом самоопределения, свободного выбора (что, как, с кем он будет делать). Необходимо дать возможность детям самостоятельно выходить за пределы знаний, умений, полученных от взрослых, создавать новый продукт — рисунок, новую сказку.

/С.А.Козлова, Т.А.Куликова. Дошкольная педагогика./

2. Современные тенденции дошкольного образования.Мировой и отечественный опыт развития образовательных систем. Новые виды учреждений воспитательно-образовательного характера. Разнообразие педагогических услуг. Новые подходы к дошкольному воспитанию. Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector