221madou.ru

Мама и Я
62 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Концепция воспитания селевко

Презентация «Самовоспитание школьников» по Селевко

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

САМОВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Система воспитания Селевко Г.К. «Современная модель воспитательной системы класса» « В каждом ребенке-чудо; ожидай его!»

Селевко Герман Константинович — кандидат педагогических наук, научный руководитель авторской «Школы доминанты самосовершенствования личности» (г. Рыбинск Ярославской обл.). Технология саморазвивающего обучения включает в себя все сущностные качества технологий РО и дополняет их следующими важнейшими особенностями: Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности: • в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора); • в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил); • в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность); • в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

ПОНЯТИЕ «ВОСПИТАНИЕ» Самовоспитание — процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ Цель — воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещённого, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своём профессиональном деле, способного к постоянному самосовершенствованию. Акценты целей • Формирование человека самосовершенствующегося (homo self-studius, self- made men). • Формирование СУМ — самоуправляющих механизмов личности. • Воспитание доминанты самосовершенствования, саморазвития личности. • Формирование индивидуального стиля учебной деятельности.

Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебных предметов.

Курс построен с учетом возрастных возможностей и представляет следующую структуру по классам. I-IV классы — Начала этики (саморегуляция поведения); V кл. — Познай себя (психология личности); VI кл. — Сделай себя сам (самовоспитание); VII кл — Учись учиться (самообразование); VIII кл. — Культура общения (самоутверждение); IX кл. — Самоопределение; X кл. — Саморегуляция; XI кл. — Самоактуализация.

В процессе занятий половина учебного времени отводится практической, лабораторной и тренинговой формам работы, включающим • психолого-педагогическую диагностику и самодиагностику учащихся; • составление программ самосовершенствования по разделам и периодам раз вития; • осмысливание, рефлексию жизнедеятельности; • тренинги и упражнения по самовоспитанию, самоутверждению, самоопределению и саморегуляции.

ГУМАННО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД ОБЪЕДИНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ИДЕИ: Взгляд на личность как на цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса; гуманизацию и демократизацию педагогических отношений; отказ от принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях; новую трактовку индивидуального подхода; формирование положительной Я-концепции.

«Я-концепция» — это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение, это отношение к самому себе. Для формирования положительной Я-концепции, считает Г.К.Селевко, необходимо: видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы» — вот убеждение педагога); создавать личности ситуацию успеха, ободрения, поддержки, доброжелательности, чтобы виды жизнедеятельности в учреждении приносили ребенку радость; Исключить прямое принуждение, а так же акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»); Предоставлять возможности и помогать детям реализовать себя в положительной деятельности « В каждом ребенке-чудо; ожидай его!»

МОЯ СТРУКТУРА (КРАТКО) Самопознание ( 5-7 классы) – «какой я» Самоопределение (8 класс) – « кто я» Самоутверждение (9-11 класс) – « как себя вести») Самосовершенствование

НЕДОСТАТКИ ЛОП Переоценка интересов ученика, определяющих содержание и методов обучения Формирование отрывочных знаний Противопоставление коллективной познавательной деятельности

ОПОРНАЯ СХЕМА ДЛЯ ВОЗМОЖНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ТЕМ КЛ.ЧАСОВ ПО СЕЛЕВКО И КОЛЛЕКТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ШКОЛЬНОМ ПЛАНЕ

Сам себе воспитатель. Снова смотримся в зеркало Создание своего имиджа (я для себя) Учитесь понимать красоту человека (я для окруж и для себя) Как стать интересным (я для окружающих) Как стать обаятельной девушкой (я для семьи) Как стать обаятельным юношей (я для семьи) И, наконец, о любви Ваше здоровье в ваших руках Ваши герои .Внутренняя красота человека.(я для окружающих) Поведение:от самооценки к поступку ( я для окружающих) Вырабатывайте характер Человек и обстоятельства Воспитание воли Жизнеутверждающий мажор (я для окруж. и для себя) Учитесь дружить ( я для окруж. и для себя) Учитесь любить труд ( я для себя) «Я» и «Мы». Ваши поручения ( я для окруж) Ваш дневник Вы – деловой человек Природа и вы (я для страны) Ваш досуг Скажите себе: нет! (я для себя) Как работать над собой Перемены к лучшему

Читать еще:  Воспитываем детей по методу марии монтессори

ШКОЛЬНЫЙ ПЛАН (ТЕМАТИЧ. КЛ. ЧАСЫ) В РАМКАХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Концепция самовоспитания школьников

Автор:
Профессор Селевко Герман Константинович
Понятие воспитания.
Главную роль в становлении личности человека играют процессы саморазвития. Воспитание есть, в конечном счете, самовоспитание (идея Выготского Л.С.).
Самовоспитание — это процесс осознанного, управляемого
самой личностью развития, в котором в субъективных целях и
интересах самой личности целенаправленно формируются и
развиваются ее качества и способности.

Цель и принципы воспитания.
Цель воспитания — воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному самосовершенствованию. Главный целевой ориентир — формирование человека самосовершенствующегося.
Для обеспечения формирования такого человека необходимо решить в практической деятельности четыре группы задач:
1) в области обучения;
2) в области воспитания;
З) в области психического развития;
4) в области социализации.
Содержание воспитательного процесса.
Главная составляющая содержания воспитания — знания, умения и навыки, позволяющие ребенку целенаправленно и результативно вести работу по самопознанию, самостроительству, самоутверждению и самореализации своей личности.
Механизм воспитания.
Основу механизма воспитания составляет технология самовоспитания (саморазвития) личности. Данная технология состоит из трех подсистем:
1. «Теория» (целенаправленное и системное обучение детей основам самосовершенствования личности).
2. «Практика» (формирование опыта деятельности учащихся по самовоспитанию).
3. «Методика» (совокупность педагогических технологий и методик, способствующих успешному протеканию процессов саморазвития детей в предметном обучении).

Критерии и показатели эффективности.
Предусматривается постоянно действующий (мониторинговый) режим диагностики и самодиагностики учащихся. Для получения интегральной оценки достигнутых результатов рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
1) критерий факта (поступка);
2) критерий отношений (социометрический);
З) критерий содержания (ценности);
4) критерий метода (способа деятельности);
5) критерий времени (готовность к самостоятельной жизни);
6) критерий доминантности (активность).
По каждому критерию разработаны количественные параметры.

Литература:
1. Селевко ГК. Концепция самовоспитания /1 Современные концепции воспитания / Отв.. ред. Байбородова Л.В. Ярославль 2000,
2. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 1999.
3. Селевко ГК. Современные образовательные технологии. М., 1998.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 98 | Нарушение авторских прав

Концепция самовоспитания Селевко

В своих исследованиях Герман Константинович Селевко последовательно разрабатывает технологический подход в образовании. В рамках этого подхода им разработаны оригинальные концепции: самовоспитания школьников, содержания работы классного руководителя, гуманно-личностно-ориентированного подхода к учащимся, концептуал социального педагога, концепция работы с трудными детьми, а также инновационная образовательная технология – технология саморазвития и самосовершенствования личности учащихся, основой которой является парадигма саморазвития. Особое значение при этом имели использование и разработка на технологическом уровне идей академика А.А. Ухтомского о воспитании доминанты самосовершенствования личности ребенка.

Человек представляет собой часть природы, и его жизнедеятельность подчиняется ее общим законам. Поэтому все применяемые педагогические средства должны быть природосообразными, следовать естественному процессу развития ребенка. Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества, личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью.

Самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть процесса саморазвития.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования.

Самовоспитание, самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.

Общепризнанно, что основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются ее потребности. Познавательные потребности имеют своими истоками животный ориентировочный инстинкт. В возрастном развитии личности (онтогенезе) они проходят стадии любопытства, любознательности, направленного интереса, склонности, осознанного познания и самопознания, творческого поиска.

Потребности в самоутверждении происходят от первичных потребностей обеспечения конкурентного существования среди других представителей животного мира. В человеческом обществе, особенно в детском, потребности в самоутверждении выражаются в стремлении иметь в чем-то преимущество перед окружающими (быть сильнее, результативнее, умнее, удачливее и т.п. Наконец, на высшем уровне потребности в самоутверждении переходят в стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию.

Потребности в безопасности выражаются у человека в стремлении быть защищенным, не чувствовать страха, избегать тревоги, неудач, обид, потрясений.

Стремление к самозащите выражается также в саморегуляции своего состояния и поведения.

Потребности в самоопределении (прогнозирование своего будущего)развиваются на базе уже проявляющихся потребностей в познании, в самоутверждении, самовыражении, защищенности.

Потребности в самореализацииЧастным проявлением указанных потребностей выступает потребность активной деятельности, самоактуализации как полного переживания жизни, постоянного выбора и все большей реализации своих возможностей,

А.А. Ухтомский выдвинул и обосновал фундаментальный общебиологический принцип доминанты, лежащий в основе направленной активности живых систем любых уровней организации. Доминантный очаг может представлять собой функциональное образование в структуре личности, обеспечивающее стойкую направленность внимания, выполнение целенаправленной и системной деятельности.

Доминанта — это «центр, вокруг которого группируются вся деятельность, поведение, творчество человека».

Для того, чтобы процессы самосовершенствования стали доминантными в психическом развитии,

Необходимы след. условия:

Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.

Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности. Создание у учащихся доминантной установки-мотивации на самовоспитание, формирование в школе культа самосовершенствования поможет решить многие сегодняшние проблемы образования, в частности, такие важные, как мотивация учения без внешнего принуждения, самовоспитание.

В самом общем виде современная школа ориентируется на следующие воспитательные модели:

а) модель образованного, интеллектуально развитого выпускника, подготовленного к освоению профессионального этапа обучения;

б) модель физически здорового человека;

в) модель нравственно воспитанного человека и гражданина;

г) модель успешной (продуктивной, творческой) личности;

д) модель адаптирующейся личности, способной приспособиться к наличным социальным условиям и обладающей предприимчивостью, конкурентоспособностью.

Концепция самовоспитания выдвигает еще одну, новую модель воспитательного идеала: самовоспитывающуюся, самосовершенствующуюся, саморазвивающуюся личность.

Зрелый уровень самосовершенствования характеризуют:

· одухотворенность, идейная направленность, высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность, творческий характер деятельности человека;результативность, эффективность самоформирования личности.

К такому уровню самовоспитания ребенок должен подойти в результате применения определенной педагогической технологии, нацеленной, сориентированной на самовоспитание.

На сегодняшнем этапе в реальной обстановке классно-урочной системы главная цель технологии самовоспитания личности дробится на некоторое число подцелей и задач. Дерево целей и задач технологии самовоспитания включает:

в области воспитания:

-превращение процесса школьного воспитания в самовоспитание;

-осуществление личностного подхода в учебно-воспитательном процессе;

-развитие нравственной, волевой и эстетической сфер личности;

-формирование веры ребенка в себя;

-формирование умений самовоспитания и самосовершенствования;

-обеспечение ребенку условий для максимального самовыражения, самоутверждения, самореализации;

-создание воспитательной среды, стимулирующей у учащихся потребности в самосовершенствовании.

в области обучения:

-формирование устойчивой мотивации к учению как к жизненно важному процессу;

-формирование общеучебных знаний, умений, навыков;

-формирование творческих качеств личности, развитие креативного мышления

в области психического развития:

-поиск и развитие индивидуальных способностей ребенка;

-формирование положительной Я-концепции личности ребенка;

-формирование доминанты самосовершенствования личности;

-формирование умений управления собой, саморегуляции;

— составление программ самосовершенствования по разделам и периодам развития.

В области социализации:

-формирование высоконравственного отношения личности к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое, экологическое мышление);

-формирование социальной активности;

-формирование интегративного качества самостоятельности личности -обучение поведению в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции;

-подготовку учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению, профориентацию.

Выводы:Доминанта на самовоспитание и самосовершенствование — установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя — может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.

На внутренние мотивы и процессы самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства.

С АМОВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Система воспитания Селевко Г.К. «Современная модель воспитательной системы класса» « В каждом ребенке-чудо; ожидай его!» — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемgmc.ivedu.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » С АМОВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Система воспитания Селевко Г.К. «Современная модель воспитательной системы класса» « В каждом ребенке-чудо; ожидай его!»» — Транскрипт:

1 С АМОВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Система воспитания Селевко Г.К. «Современная модель воспитательной системы класса» « В каждом ребенке-чудо; ожидай его!»

2 Селевко Герман Константинович — кандидат педагогических наук, научный руководитель авторской «Школы доминанты самосовершенствования личности» (г. Рыбинск Ярославской обл.). Технология саморазвивающего обучения включает в себя все сущностные качества технологий РО и дополняет их следующими важнейшими особенностями: Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности: в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора); в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил); в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность); в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

3 Классификационная характеристика По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе : гуманистическая, антропософская. По основному фактору развития: психогенная. По концепции усвоения : ассоциативно-рефлекторная + развивающая. По ориентации на личностные структуры : нравственно-волевое самоуправление личности — СУМ. По характеру содержания : обучающе- воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая. По типу управления познавательной деятельностью : система малых групп + программная. По организационным формам : классно-урочная + клубная. По подходу к ребенку : педагогика сотрудничества. По преобладающему методу : развивающая + саморазвивающая. По категории обучающихся : массовая.

4 П ОНЯТИЕ « ВОСПИТАНИЕ » Самовоспитание — процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности

5 Ц ЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ Цель — воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещённого, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своём профессиональном деле, способного к постоянному самосовершенствованию. Акценты целей Формирование человека самосовершенствующегося (homo self-studius, self- made men). Формирование СУМ — самоуправляющих механизмов личности. Воспитание доминанты самосовершенствования, саморазвития личности. Формирование индивидуального стиля учебной деятельности.

6 К ОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Ученик — субъект, а не объект процесса обучения Обучение приоритетно по отношению к развитию Обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью – СУМ(самоуправляющих механизмов личности) Ведущая роль теоретических, методологических знаний

7 С ОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ЗУНы, позволяющие вести ребёнку работу по самопознанию, самоутверждению, самореализации. Они приобретаются в учебной и внеклассной деятельности, в процессе которой создаются социальные ситуации — пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекватных способов поведения. Благодаря этому формируется потребность и способность осуществлять работу по самосовершенствованию.

8 Особенности содержания 1. «Теория» — освоение теоретических основ самосовершенствования. В учебный план школы вводится существенная, принципиально важная компонента — курс «Самосовершенствование личности» с I по XI класс. 2. «Практика» — формирование опыта деятельности по самосовершенствованию. Эта деятельность представляет внеурочные занятия ребенка во второй поло вине дня. 3. «Методика» — реализация форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук.

9 Курс дает ребенку базовую психолого- педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебных предметов.

10 Курс построен с учетом возрастных возможностей и представляет следующую структуру по классам. I-IV классы — Начала этики (саморегуляция поведения); V кл. — Познай себя (психология личности); VI кл. — Сделай себя сам (самовоспитание); VII кл — Учись учиться (самообразование); VIII кл. — Культура общения (самоутверждение); IX кл. — Самоопределение; X кл. — Саморегуляция; XI кл. — Самоактуализация.

11 В процессе занятий половина учебного времени отводится практической, лабораторной и тренинговой формам работы, включающим психолого-педагогическую диагностику и самодиагностику учащихся; составление программ самосовершенствования по разделам и периодам раз вития; осмысливание, рефлексию жизнедеятельности; тренинги и упражнения по самовоспитанию, самоутверждению, самоопределению и саморегуляции.

12 Г УМАННО — ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД ОБЪЕДИНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ИДЕИ : Взгляд на личность как на цель образования, личностную направленность учебно- воспитательного процесса; гуманизацию и демократизацию педагогических отношений; отказ от принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях; новую трактовку индивидуального подхода; формирование положительной Я-концепции.

13 «Я-концепция» — это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение, это отношение к самому себе. Для формирования положительной Я-концепции, считает Г.К.Селевко, необходимо: видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы» — вот убеждение педагога); создавать личности ситуацию успеха, ободрения, поддержки, доброжелательности, чтобы виды жизнедеятельности в учреждении приносили ребенку радость; Исключить прямое принуждение, а так же акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»); Предоставлять возможности и помогать детям реализовать себя в положительной деятельности « В каждом ребенке- чудо; ожидай его!»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×
Читайте также:

  1. Cписок победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников
  2. IV. Моральная концепция христианства
  3. Quot;Литературный экзистенциализм». Концепция человека у Ж.-П.Сартра. Анализ прочитанного произведения.
  4. XIV областная психологическая олимпиада школьников
  5. А.С.Хомяков: концепция живого знания и принцип соборности
  6. А.Тойнби и концепция цивилизационного надлома.
  7. Анализ результатов Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории
  8. Анализ экспериментальных данных особенностей интеллектуальной готовности к школе у старших дошкольников
  9. Английская (мильтоновская) концепция печати.
  10. Английская (мильтоновская) концепция печати.