221madou.ru

Мама и Я
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Концепция воспитания учащейся молодежи

Современные концепции воспитания

До начала 90-х годов прошлого столетия общепринятой в нашей стране была единственная концепция коммунис­тического воспитания молодежи, хотя передовые педагоги ориентировались в своей деятельности и на другие извест­ные в отечественной и зарубежной науке концепции.

В конце 1980-х годов начался новый этап поиска концеп­туальных подходов. Появились различные научные школы и отдельные ученые, которые разрабатывали теорию воспи­тания.

Концепции призваны были ответить на три основных воп­роса: каковы цели воспитания на современном этапе разви­тия общества? каковы содержание и структура воспитатель­ного процесса? кто в большей степени выступает в качестве субъекта воспитания?

В начале 90-х годов коллективом ученых под руковод­ством А.А. Бодалева, З.И. Мальковой, Л.И. Новиковой была предложена концепция воспитания учащейся моло­дежи в современном мире. Она ориентирует педагогов на гуманистическое воспитание, социальное взаимодействие с личностью.

Цель воспитания, которая определяется в этой концепции, — всестороннее развитие личности. Задачи воспитания были сформированы следующим образом: приобщение учащихся к системе ценностей; выявление творческого потенциала де­тей; формирование чувства свободы, способности к объ­ективной самооценке; уважение к правилам, нормам совмест­ной жизни; воспитание положительного отношения к труду.

Идеи, предложенные авторами:

■ личностный подход — признание личности высшей со­циальной ценностью; отношение к воспитаннику как субъекту воспитания;

■ природосообразность — учет половых и возрастных осо­бенностей учащихся;

■ культуросообразность — опора на национальные тради­ции народа;

■ гуманизация межличностных отношений;

■ опора на чувства воспитанников.

В рамках этой концепции выделены следующие подхо­ды: деятельностный; дихотомический; дифференциальный; средовой; системный.

Одна из первых концепций, которая появилась в период демократической перестройки школы, была разработана О.С. Газманом и А.В. Ивановым и адресована классным воспитателям.

Авторы обратились к проблеме целей воспитания и наря­ду с идеальной целью — формирования гармонической, всесторонне развитой личности — предложили реальную. Цель — дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе представить условия для разви­тия тех сторон личности, для которых есть наиболее бла­гоприятные субъективные и объективные возможности се­мьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Базовая культура понимается как некоторая целостность, включающая минимальное, а точнее — оптимальное, нали­чие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культу­рой (т. е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вно­сить в ее развитие посильный вклад).

Понятие «культура» включает в гармоническом единстве культуру знания, культуру творческого действия, культу­ру чувств и общения. Культура — это достижение личнос­тью некоторой гармонии, дающей ей социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт.

Авторы подчеркивают, что воспитание должно обеспечи­вать гармонию человека с самим собой через достижение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, че­ловеческой деятельностью. Достижение гармонии — тако­ва суть психологического, нравственного, физического здо­ровья человека.

Особое внимание авторы уделяют формированию у ребен­ка культуры жизненного самоопределения, способности к культурной самореализации, самоорганизации и саморе­абилитации.

Главное, что необходимо растущему человеку — это здоро- вье, нравственность и способности умственные, трудовые, художественные, коммуникативные, которые в свою очередь являются базой для формирования способности к саморазвитию. Деятельность, общение и бытие (образ жизни ребенка), по мнению авторов, являются теми сферами и основными средствами, которые обеспечивают достижение воспитатель­ной цели.

Концепция воспитания Н.М. Ильинского предлагает в ка­честве цели формирование жизнеспособной, гуманистичес­ки ориентированной индивидуальности по отношению к об­ществу и самой себе.

Жизнеспособность — это наличие у человека (поколения) таких свойств и качеств, которые позволяют не только вы­жить, не деградируя, в «жестких» и ухудшающихся услови­ях социальной и природной среды, но и развиться, духовно возвышаться, воспроизводить и воспитывать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном пла­не, чем родители. Задача жизнеспособной личности — стать индивидуальностью, сформировать свои смысложизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом в своих интересах среду обитания, не разрушая и не уничтожая ее. Жизнеспособность предполагает высокую социальную ак­тивность личности (поколения), направленную на преобра­зование внешней природной и социальной среды и на фор­мирование самого себя в соответствии с заданными целями. В социокультурном плане жизнеспособность проявляется в том, насколько личность и поколение отвечают насущным запросам общества на данном историческом этапе и насколь­ко они могут взять на себя ответственность за его будущее[9].

В соответствии с предложенной стратегической моделью жизнеспособной, гуманистически ориентированной инди­видуальности молодой человек должен обладать следующи­ми личностными и гражданскими качествами:

■ быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в экономической, соци­ально-политической обстановке, сохраняя свою мировоз­зренческую позицию, гуманистические идеалы и цен­ности;

■ обладать высокой социальной активностью, целе­устремленностью и предприимчивостью, стремлением к поиску нового и способностью находить оптималь­ные решения жизненных проблем в нестандартных си­туациях;

■ иметь потребность в жизненных достижениях и успе­хе, способности к самостоятельному принятию реше­ний, постоянному саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств;

■ быть законопослушным, социально ответственным, об­ладать развитым чувством внутренней свободы и соб­ственного достоинства, способностью к объективной са­мооценке и конкуренции с другими;

■ иметь в разумной мере индивидуалистические установ­ки, ориентацию на себя, свои интересы и потребности, обладать рациональным, альтернативным мышлением и прагматическим отношением к жизни;

■ иметь национальное сознание российского гражданина, быть патриотом, борющимся за сохранение единства России и ее становление как великой державы, занима­ющей одно из ведущих мест в мировом сообществе.

Кроме того, каждый жизнеспособный человек должен уметь понимать и быть готовым отстаивать интересы своей социально-возрастной, профессиональной, этнической, со­циальной общности, к которой он принадлежит по своему происхождению и социальному статусу и т. п.[10]

Системно-синергетический подход к воспитанию лежит в основе концепции Н.М. Таланчука, который определяет путь в будущее через «освобождение от философии борьбы, через освоение разумной и цивилизованной философии жиз­ни, т.е. через воспитание человека разумного, человека ци­вилизованного, ориентированного не на разрушение, а на созидание».[11]

Назовем основные исходные положения, изложенные в концепции Н. М. Таланчука.

Сущность всех педагогических явлений и процессов со­ставляет системный синергетизм.

Любая педагогическая система рассматривается как синергетическая целостность.

Источниками и движущими силами развития являются не противоречия, не борьба, не отрицание отрицания, а си­стемный синергетизм.

Педагогика есть наука о системном человековедении, ко­торая не линейно, а системно-синергетически изучает и объ­ясняет все педагогические и социально-педагогические яв­ления и процессы в их единстве и взаимообусловленности. Объективное научное познание всех педагогических яв­лений и процессов может быть только системно-синергетическим, т.е. адекватным их сущности.[12]

В этой связи педагогика рассматривается автором не как наука о воспитании в узком смысле слова, а как наука о системно-социальном человековедении, которое соверша­ется синергетически.

Обосновывая системно-ролевую теорию личности, автор рассматривает такие объективные социальные роли, кото­рые необходимо выполнять каждому человеку, мера осво­ения и качество выполнения которых определяют его соци­альный синергетизм, т.е. социальную жизнеспособность. В этой связи развитие личности Н.М. Таланчук определяет как динамику освоения человеком объективной системы со­циальных ролей и формирования его человековедческой культуры, которое совершается на основе синергетическо-го взаимодействия внешних и внутренних факторов и ус­ловий.

Автор подчеркивает, что воспитание есть не линейный, не однофакторный, даже не полифакторный процесс, а сис-темно-синергетический процесс. Исходя из этого, целью вос­питания, по Н. М. Таланчуку, является формирование гар­монически развитой личности, владеющей человеческой культурой, готовой и способной выполнять объективную систему социальных ролей.

Читать еще:  Методика развития связной речи у детей

Особое внимание Н. М. Таланчук уделяет характеру вза­имодействия воспитателя и воспитанников, рассматривая это взаимодействие как главную систему в педагогическом процессе, от функционирования которой решающим обра­зом зависит качество воспитания. По его мнению, эта сис­тема есть синергетическая целостность. Ее движущей си­лой являются не противоречия и борьба, а синергетизм субъектов взаимодействия: «эффект воспитания достигается не педагогическим воздействием, а синергетическим вза­имодействием педагога и учащихся»[13].

Синергетическая теория воспитательного взаимодействия требует кардинальной перестройки всего педагогического дела. Поэтому Н. М. Таланчуком предлагалась системно-функ­циональная теория педагогической деятельности и синер­гетическая структура цикла педагогической деятельности. Объективная структура педагогического цикла — субъект-субъектная, и фазы педагогического цикла находятся в синергетическом взаимодействии. Автором определяются функции и методы каждой фазы[14], которые представлены в табл.1.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Анализ современных концепций воспитания детей, преимущества и недостатки популярных методов

Каждое поколение на этапе своего развития рассматривает современные концепции воспитания и выбирает объективный подход. Методы и приемы постоянно совершенствуются, ведь люди стремятся к тому, чтобы избежать проблем в воспитании и развитии собственных детей.

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Концепция воспитания – это неделимое восприятие главных компонентов воспитания: целей, задач, содержания, форм, методов и предполагаемого результата.

Концепции прошлого столетия

Десятилетиями педагоги и родители разных поколений экспериментируют с подбором способа воспитания детей. Они стараются использовать самый объективный подход, чтобы воспитать личность ребенка и привить ему необходимые умения и нормы.

Так, в XX столетии зародилось несколько концепций воспитания. Самые известные педагоги ушедшего века – К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. П. Никитин и Л. А. Никитина, С. Л. Соловейчик, Я. Корчак.

К. Д. Ушинского можно отнести к педагогам XIX века, однако его главный труд «Педагогическая антропология» в нескольких томах переиздавался в начале двадцатого века, тогда и получил широкую огласку. Известны также его учебные книги «Родное слово» и «Детский мир».

Основа подхода Ушинского – философский взгляд на воспитание. Автор считал, что если такие науки, как психология и физиология, раскрывают организм воспитанника (ребенка), то философия определяет идею и суть воспитания. Ушинский видел создание новой педагогики в противовес консервативной, которая базировалась лишь на нормах поведения учащихся. К. Д. Ушинского волновал внутренний мир ребенка, и он первым заговорил о том, что нет единой системы воспитания для всех народов, у каждого народа свои особенности.

А. С. Макаренко создал колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорников. К Макаренко попадали самые проблемные дети, чьи родители опускали руки. Метод Макаренко работал безотказно. Изначально система создавалась для перевоспитания, а потом стала применяться для воспитания. С точки зрения А.С. Макаренко, основные 3 компонента взаимодействия – общество, коллектив, личность.

Коллектив в понимании Макаренко имел такие признаки:

  • общность цели;
  • общность деятельности;
  • поддержание тесной связи с обществом;
  • соблюдение строгой дисциплины.

Макаренко не был ярым гуманистом, иногда воспитывал жестко, «по-мужски», но его система все же сочетала гуманистические принципы с идеей полноценной трудовой деятельности. Особая роль в его методике отведена дисциплине, которую он считал не методом воспитания, а его результатом. По мнению педагога, у правильно воспитанного человека дисциплина – это отдельная нравственная категория.

В 1988 году ЮНЕСКО признала А. С. Макаренко одним из выдающихся педагогов мира. Он написал «Книгу для родителей», в которой обозначил немаловажную роль семьи в воспитании. Этот педагог достиг таких успехов, что мог сказать: «Воспитание – легкое дело».

Б. П. Никитин и Л. А. Никитина – основоположники современного раннего развития. Концепция этой семейной пары базируется на личном опыте взращивания семерых детей. Никитины всему учились сами, но тогда обществу казалось диким многое из того, что сейчас присутствует в нашей жизни как само собой разумеющееся. Именно Никитины применили такие приемы, как:

  • прикладывание к груди сразу после появления на свет;
  • кормление новорожденного по требованию, особенно в ночные часы;
  • совместный сон матери и ребенка;
  • кормление грудью без введения докорма и допаивания водой как минимум до прорезывания первого зуба;
  • избегание искусственной стерильности дома;
  • присутствие снарядов для спорта в жизни ребенка;
  • свобода в стремлении малыша познавать мир вокруг.

По мнению Никитиных, необходимо развивать творческие способности ребенка. Если малыш имеет врожденные данные, то развитие талантов в раннем возрасте поможет ему реализовать себя в будущем, а игнорирование стремлений может на корню загубить талант. Родитель, по мнению Никитиных, должен создать благоприятную среду для развития ребенка во всех направлениях.

Однако крайности недопустимы: заорганизованность (загрузка ребенка занятиями без свободного времени для творчества и познания мира), равно как и заброшенность (удовлетворение только основных потребностей), оказывает негативное влияние на становление личности.

С. Л. Соловейчик – автор подхода для воспитания свободного и нравственного человека. Самая известная книга – «Педагогика для всех», ставшая сенсацией своего времени. Соловейчик отметил, что воспитание ребенка – это самое древнее из всех человеческих дел, и что не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых.

С. Л. Соловейчика выделил несколько принципов, соблюдая которые, не придется ничего менять в ребенке.

  1. Внутренняя свобода личности – основа развития. Свобода не врожденное состояние, ее можно только воспитать.
  2. Взаимоотношения детей и родителей – доверие между ними формирует уверенность в мире и помогает переживать разочарования.
  3. Цель и задача родителей – воспитать самостоятельного ребенка, который без труда сможет отделиться от них и уверенно уйти во взрослую жизнь.
  4. Возможность развиваться психически и физически — главная ценность воспитания. Родители должны этому способствовать.

Я. Корчак – польский учитель и автор книги «Как любить ребенка».

Советы по взращиванию счастливого ребенка от Януша Корчака:

  1. Любить таким, какой он есть, не пытаться его переделать.
  2. Любить свое чадо безвозмездно и делать для него все, что в силах родителей.
  3. Не обижать, не унижать своего отпрыска и не смотреть на проблемы малыша предвзято или свысока.
  4. Не относиться к ребенку как к собственности или как к вещи, сделанной своими руками. Он – самостоятельная личность и никому не принадлежит.
  5. Любить не только своих, но и чужих детей.

Современный подход к воспитанию детей

В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.

Читать еще:  Методика обучения зайцева детей дошкольного возраста

Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.

Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.

Основная мысль, на которой базируется гуманистический подход: личность – высшая социальная ценность.

В основу концепции положены такие идеи:

  1. природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
  2. культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
  3. гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
  4. упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).

Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.

Теория воспитания

Теория воспитания – это система приемов, которая объясняет формирование и изменение личности под влиянием воспитания, обосновывает содержание и раскрывает сущность воспитания.

Концепции воспитания XXI века базируются на нескольких известных теориях:

  1. гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);
  2. поведенческая теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
  3. когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);
  4. биологическая теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
  5. психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).

Технологический подход к воспитанию

Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.

Современные технологии воспитания делятся на три типа:

  1. повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
  2. ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
  3. перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов

Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.

Проблемы современного воспитания

Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.

Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях». Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка. Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.

Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.

Воспитательная система класса на основе концепции «Воспитание учащейся молодежи в современном обществе»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

МБОУ «Школа № 45 с углубленным изучением отдельных предметов»

Воспитательная система класса

на основе концепции

«Воспитание учащейся молодежи в современном обществе»

«Рост и воспитание детей — это большое,

серьезное и страшно ответственное дело».

Классный руководитель 8 «б» класса

Бочкова Ольга Васильевна

г. Нижний Новгород

II . Аналитическая часть

III . Концептуальная часть

IV . Механизм функционирования

V . Критерии оценки

Проблема человека всегда была главной проблемой философии, как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики. Личность ребенка из сверхзадачи, мало влияющей на практику воспитания, становится действительно реальной ценностью.

Вся система образования ориентирована на человека, ребенка, ученика. Практическими задачами педагога стали выявление и развитие всех сущностных сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознания его собственной неповторимости, побуждение его к самовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя.

Главный механизм воспитания — это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся.

Воспитательная система — «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат».

— Конституция Российской Федерации;

— Закон Российской Федерации «Об образовании»;

— Конвенция ООН о правах ребёнка;

— Федеральный государственный образовательный стандарт начального и общего образования;

— Концепция патриотического воспитания граждан РФ;

— Указ Президента «О национальной стратегии действий в отношении детей РФ до 2017 года»;

— Устав школы и целевые школьные программы: программа организации внеурочной деятельности младших школьников, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, «Свет знаний».

Общее количество учащихся 8 «б» класса составляет 26 человек, из них 15 мальчиков и 11 девочек. Возраст детей 13,14,15 лет. Основная часть ребят 2001 года рождения (20 чел), 2000 г.р. – 3 чел, 2002 г.р. – 3 чел.

Данный возраст весьма трудный, его называют еще переходным. Это время бурного и плодотворного развития познавательных процессов, происходят значительные изменения в организме ребенка, он формируется как личность.

Класс выглядит достаточно сплоченным. В коллективе наблюдается 5 дружеских групп (в основном по 4-5 человек). В классе есть несколько человек, которые ни в одну из групп не входят, но находятся с остальными в дружеских отношениях. В каждую дружескую группу входят только мальчики или только девочки. Но это не исключает дружеские связи между группами мальчиков и девочек.

В классе действует ученическое самоуправление. Ребята знают структуру классного самоуправления и свои обязанности.

Во внеурочное время большая часть ребят ходят в различные кружки, секции и т.д. Это волейбол, дзюдо, самбо, танцы, музыка, рисование, верховая езда, театральная студия.

Ученики с уважением относятся к учителям и другим работникам школы, выполняют все требования классного руководителя и помогают ему в обустройстве классной комнаты.

Дети воспитываются в разных категориях семей. 18 детей из полных семей, 7 человек из неполных семей , некоторые еще являются и малообеспеченными, 1 человек опекаемый.

Возрастной состав родителей разный (в основном с 1960-х-70-х гг.). Высшее образование имеют большинство родителей, средне специальное – 12 чел, среднее образование – 5 чел.

Читать еще:  Обучение счету по японской методике

В классе есть ученики, которые внимательны и достаточно активны на уроках, быстро схватывают и запоминают учебный материал. Эти дети имеют необходимый уровень сформированности познавательного интереса. К таким учащимся можно отнести: Аганин Артем, Иситов Виталий, Кашина Екатерина, Кочетков Дмитрий, Миронов Алексей, Ушаков Андрей, Дубинина Анастасия. Остальным ученикам требуется повторное объяснение. Они обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, редко проявляют себя на уроках. Со стороны детей мало проявляется интереса к участию в различных конкурсах и мероприятиях. Есть учащиеся, которые периодически пропускают уроки, стоят на школьном контроле. Дисциплина на уроках и переменах бывает не всегда хорошей. Бывают случаи нарушения правил поведения в школе.

Особое внимание следует сосредоточить по профилактике асоциального поведения, на учебной деятельности, повышении мотивации к учению и участию во внеклассной деятельности, усилению работы с семьей, а также развитию остальных направлений воспитательной работы.

Современные теории и концепции воспитания.

Под содержанием воспитания понимается система знаний, убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

Концепция – это система взглядов, определенный способ понимания целей, задач, организации воспитательных программ.

До начала 90х годов 20го столетия в нашей стране общепринятой была единственная концепция коммунистического воспитания молодежи. С конца 80х годов – новый этап поиска концептуальных подходов, отвечающих на три вопроса: каковы цели воспитания? Каковы содержание и структура воспитательного процесса? Кто в большей степени выступает в качестве субъекта воспитания?

1)Концепция воспитания учащейся молодежи в современном мире (Бодалёв А.А.,Малькова, Новикова Л.И.) – ориентирует педагогов на коммун.воспитание, социальное взаимодействие с личностью.

Цель воспитания – всестороннее развитие личности.

Задачи: приобщение учащихся к системе ценностей, выявление творческого потенциала, формирование чувства свободы, уважение к правилам и нормам современной жизни, формирование способностей к самооценке, воспитание положительного отношения к труду.

2)Концепция деятельности классного руководителя (классного воспитателя) (Газман О.С., Иванов А.В.)

Цели: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе представить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные воспитательные возможности в школе, семье, гос.власти. Основными сферами и средствами для достижения цели являются деятельность, общение и бытие.

3)Концепция личностно-ориентированного воспитания как становления человека культуры (Бондаревская)

Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Целью воспитания является целостный чел культуры. Человек культуры–это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, духовная, творческая и адаптивная.
Содержание воспитания включает следующие компоненты личностного опыта:культурологический,морально-этический,личностный.

4)Концепция социальных ролей (Таланчук Н.М.)

Н.М. Таланчук приходит к выводу, что воспитание должно быть системно-ролевым, так как каждый человек объективно принадлежит тому социуму, где он живет, и тут же выполняет социальные роли. Социальная роль — это миссия человека, его предназначение, это реальная деятельность личности в обществе. Воспитание должно подготовить человека к выполнению социальной роли: в семье — сын, дочь,отцовство, материнство; в коллективе — трудовой, экономической, организаторской, педагогической, коммуникативной; в обществе — патриотической, политической, правовой и т.д.; в мире — интерсоциальной, геосоциальной; в «Я»-сфере — учения, самовоспитания, творчества, потребностей и др.

Закономерности воспитания.

Закономерности – это устойчивые и необходимые связи между явлениями действительности. Такие связи в воспитательном процессе возникают всегда независимо от субъектов воспитания. Выделение закономерностей происходит в соответствии с тенденциями педагогической науки.

Классификация закономерностей: (подход Н.Е.Щурковой и Подласова)

1) Воспитание ребенка осуществляется на основе целенаправленной деятельности

2) Воспитание осуществляется на основе активности самого ребенка во взаимодействии с окружающей социальной средой

3) Воспитание будет успешным, если обеспечивается единство общения и воспитания

4) Воспитание будет успешным, если оно опирается на особенности внутреннего мира ребенка

5) Воспитание будет успешным, если обеспечивается единство сенсорных, словесных и деят.факторов развития

6) Воспитание предполагает целостность воспитательных влияний на ребенка

По другой классификации:

1) Зависит ли воспитание от общества

2) Зависимость от условий воспитания, социально-экономического положения

3) Осуществляется ли взаимосвязь с окружающим миром

4) Взаимосвязь с комп.воспитания.

В воспитательном процессе нередко обнаруживается сопротивление личности обучаемого тем педагогическим воздействиям, которые на него оказываются извне организаторами воспитания, или собственным усилиям в процессе самовоспитания.

Сопротивление чаще всего проявляется на начальном этапе воспитания, но может продолжаться в течение всего процесса воспитания.

И тем сильнее оно будет, чем менее близки обучаемому цели воспитания, не соответствующие его интересам, потребностям. Выдвижение таких целей, которые совпадали бы с усилиями обучаемого, осознавались и воспринимались им, снижает внутреннее его сопротивление, делает процесс воспитания персонифицированным, более продуктивным.

Закономерности воспитания, несмотря на свою устойчивость, все же динамичны. Их изменение (одни перестают оказывать влияние на процесс воспитания – как бы отмирают, другие появляются) осуществляется по мере изменения самого воспитания, его целей, социальной сущности, содержания.

На базе закономерностей формируются принципы воспитания. На определенном этапе развития воспитательной реальности многие принципы становятся закономерностями. Закономерности объективно оказывают влияние на педагогическую деятельность любого преподавателя, что повышает ее результативность.

Принципы воспитания, их характеристика

Принципы воспитания всегда соответствуют целям воспитания. Это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию и методам организации воспитательных процессов.

Выделяются следующие принципы:

1) Принцип природосообразности ( по Мудрику) – взаимосвязь естественных и социальных процессов – соответствие воспитания возрасту ребенка

2) Принцип культуросообразности – воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры, включающих специфические ценности, нормы и традиции родного края. Принцип отражает правило мирного сосуществования

3) Принцип центразии – личностный подход- требование признания приоритета личности по отношению к обществу, государству, социальным институтам. Требования по формированию ценностных ориентаций личности, жизненных планов и поведения

4) Принцип дополнительности образования- подход к воспитанию как к совокупности процессов семейного, религиозного и общественного воспитания, соответствующего государственной стратегии

5) Принцип гуманистической ориентации – ребенок рассматривается как главная ценность в системе человеческих отношений, воспитатель должен проявлять уважение к правам и свободам ребенка, предъявлять разумные и посильные требования. Гуманизация- доведение до сознания воспитанника целей его воспитания, отказ от любого насилия, признание права ребенка отказаться от навязывания черт личности, противоречащих его убеждениям

6) Принцип опоры на положительные качества ребенка- в каждом есть и положительное и отрицательное, для создания положительного воспитательного фона нужно ориентироваться на интересы воспитанника

7) Принцип единства требований и уважения к ребенку

8) Принцип индивидуализации воспитания – индивидуальная траектория социального развития каждого ученика, выделяются специальные задачи, соответствующие индивидуальным особенностям воспитанника

9) Принцип соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации – способствует социальной адаптации воспитанника

10) Принцип персонификации воспитания

11) Принцип дифференциации – выбор методов, средств воспитания в соответствии с индивидуальным развитием ребенка

Требования к принципам воспитания: они должны исполняться обязательно, применяться одновременно (комплексно) и им всем должно уделяться одинаковое внимание.

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×