221madou.ru

Мама и Я
166 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Культурологическая концепция воспитания

Культурологическая концепция Е.В. Бондаревской

В современных условиях в педагогической науке представлено немало теорий воспитания, авторами которых являются маститые ученые, такие, как Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Е. Щуркова и др.

Культурологическая концепция Евгении Васильевны Бондаревской предъявляет учителю основную идею, смысл которой сводится к тому, что необходимо стремиться воспитывать человека культуры через сохранение культуры как среды, которая питает и растит личность через диалог культур и наполнение образования смыслами. Исходное положение концепции связано с ценностным отношением к человеку как самоцели, к поиску «человека в человеке». Именно поэтому ведущим в организации образования личности должен быть культурологический подход. В рамках культурологического подхода транслируется система отношений к ученику, учителю, образованию в плоскости культуры.

Ученик, согласно этой концепции – это субъект образования, способный к культурному саморазвитию. Учитель – это связующее звено между ребенком и культурой, человек, вводящий с мир культуры (ценностей). Образование – это процесс присвоения культуры через личностные смыслы, сотрудничество и диалог. Таким образом, созидается образовательное пространство, где происходит становление человека культуры, приобщение к ценностям культуры, где высшей ценностью является человек.

В концепции Е.В. Бондаревской образование рассматривается как единственный фактор сохранения человеческого потенциала, социального и духовного здоровья, процесс, стимулирующий саморазвитие личности, становление индивидуального человеческого образа. Опираясь на идеи русских философов начала ХХ века (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский и др.), автор концепции подчеркивает, что человек – это великий мир – микрокосм, он и является эпицентром образования и культуры.

Тип личности, создаваемый и проектируемый через цели воспитания анализируемой концепции, – это человек культуры, освоивший общечеловеческие и национальные ценности, творчески подходящий к решению различных жизненных проблем и демонстрирующий саморегулируемое поведение.

Обращаясь к культуре как среде образования, Е.В. Бондаревская из аксиологического, деятельностного и личностного вариантов рассмотрения культуры выбирает последний, поскольку он позволяет использовать в качестве механизма развития личности персонализацию, а сама личность в этом случае является духовным субъектом и творцом культуры.

По мнению Е.В. Бондаревской, аксиологический и деятельностный подходы к определению культуры также имеют методологическую ценность, поскольку они проработаны концептуально, являются базальными основаниями образования и в своем арсенале имеют соответственно механизмы интериоризации и экстериоризации развития личности.

Е.В. Бондаревская выделила основополагающие ценности культурологического подхода в педагогической системе: естественно, это человек как субъект культуры, образование как развивающая культурная среда, система личных и культурных смыслов, диалог и творчество как пути развития человека в культуре.

Культурологическая концепция воспитания (Н.Е. Щуркова)

Воспитание – это целенаправленное, организационное педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, вхождение его, с помощью педагога, в контекст культуры и развитие способности жить в современном обществе, сознательно троить свою жизнь, достойную человека. Культура воспроизводится ребенком, он совершает восхождение, благодаря тому, что сам делает усилия и воспроизводит то, что открыто человеком, как наиболее достойная форма жизни.

В основании жизни достойного человека лежат три принципа:

1. Добро– эта категория охватывает все, что является «благом» для другого человека. Нелегко строить жизнь на основании добра, необходимы постоянные усилия души.

2. Истина – все, что объективно существует вне воли субъекта, протекает независимо от людских желаний. Овладение истиной раскрывает причины происходящего, предвидя их последствия, т.е. делает личность свободной в своем выборе. Не желая затрачиваться ради нее, мы становимся заложниками обстоятельств (знание людей – общение).

3. Красота– все, что представляет гармоничное сочетание формы и содержания в уникальном варианте. Человек начинает любить жизнь на основании красоты – значит, содействовать в том, что бы человек жил, наслаждаюсь жизнью.

Читать еще:  Развитие ребенка по методике монтессори

Цель воспитания – личность, способная строить жизнь, достойную человека, свою деятельность и поведение, планировать будущее и осуществлять настоящее в согласии с образом достойной жизни.

Задачи воспитания, реализующие цель:

1.формирование у воспитанника образа жизни, обобщенной характеристики картины жизни, с ее сущностными чертами и основными ценностями;

2.формирование жизненных позиций – общее отношение к жизни, и свое положение по отношению к этой жизни. «Я» — «жизнь»;

3.формирование осознанного представления о роли общества в жизни личности, опыта участия общественной жизни, понимания ответственности за свои действия. «Я» — «общество»;

4.формирование идеала достойного человека, живущего по принципам Добра, Истины и Красоты. Основные характеристики идеала – интеллект, нравственность, созидательность;

5.способствовать освоению, усвоению, присвоению основных социальных норм общежития, как условие человеческого существования на Земле.

Н.Е. Щуркова выделяет три слагаемых воспитания: 1) освоение, 2) усвоение, 3) при-своение, которые соответствуют трем профессиональным результатам, свидетельствующим о восхождении воспитанника к культуре: 1) знания, 2) умения, 3) отношения.

Освоение – обеспечивается учебной программой (когда назначение, функции, содержание, сущность, свойства множества объектов познаются, происходит освоение мира ребенком).

Усвоение –разнообразной деятельностью учащихся (усвоение окружающего мира происходит через усвоение набора культурных умений и навыков, необходимых для жизни в данной культуре).

Присвоение – происходит благодаря ценностному проживанию ребенком событий действительности (педагог заботится о том, чтобы ребенок при-сваивал ценности, открытые культурой, вводил их в свою личную структуру.

Ключевые ценности, характеризующие достойную человека жизнь, расположенные в последовательности, согласно возрастному развитию, разворачивание ребенком жизни, как таковой.

1.Ключевой ценностью программы «Первоклассник», является природа, близкая к самому ребенку, так зависящему от натуры, отношение к природе, как к дому человека.

2.В программе «Младший подросток» ключевой ценностью выступает человек, как феномен мира, продукт природы и носитель культуры.

3.В программе «Старший подросток» рассматривается ценность общества. сформированное уважение к социальной стороне жизни человека, к роли гражданина.

4.В программе «Старшеклассник» — образ жизни, достойной человека, как продукт воли, деятельности творчества самого человека. Мировоззрение – формирование принципов добра, истины и красоты, как принципов собственной жизни.

5.Заключительный этап школьного воспитания – личностный, внутренний мир «Я». Эмансипированный от других, обретающий индивидуальные основы и содержание, устанавливающий связь этого «Я» и «жизни». Ключевая ценность программы «Выпускник» – жизненная позиция.

Структурно воспитательный процесс в концепции Н.Е. Щурковой слагают:

Осмысление воспитанником своей жизни в контексте современной культуры, как субъекта среды и субъекта деятельности.

Воспитывающая среда.

Воспитывающая деятельность.

Воспитывающая среда складывается и организуется педагогом из:

предметно-пространственного окружения,

социально-поведенческого окружения,

событийного окружения,

информационного окружения.

Предметно-пространственное окружение становится фактором воспитания, т.е. за предметом видится отношение, за вещами угадываются интересы. «Вочеловечивание» — расценивание предмета с точки зрения значимости его для жизни человека, социальная сущность вещи доводится до сознания воспитанника.

Поведенческая среда школы рождается как некая единая карта поведения, свойственного школьнику в данной школе, за счет доминирования тех, или иных поведенческих форм. Условием создания высокого уровня поведенческой среды является, широко внедряемая в школьном коллективе, ориентация на отношения и интерпретирование любого поведенческого акта, как способа выражения вполне определенного отношения к человеку.

Событийное окружение – это совокупность событий, попадающих в поле восприятия школьника, служащих предметом оценки, поворотом к раздумью и основанием для жизненных выводов. Педагогическое господство над событийным окружением, заключается не в том, что ему закрывают глаза и не позволяют воспринимать негативные или преждевременные для него события, а в том, что делается педагогическая интерпретация происходящего, и тогда ребенок видит картину ценностных отношений, либо утверждаемых, либо отсутствующих. Событие становится фактором его личного развития, по тому, что он был с происходящим, сопереживал случившемуся.

Читать еще:  Концепция воспитания детей дошкольного возраста

Информационное окружение (учебное занятие) выполняет те же функции, при условии, что уровень интеллектуального напряжения школьника всегда должен быть таков, чтобы восприятие информации требовало интеллектуального и духовного умения (Выготский).

Воспитывающая деятельность– непосредственный путь освоения, усвоения, присвоения мира. Это – взаимодействие с окружающей действительностью, формирующее у школьника систему ценностных отношений к миру.

Условия организации воспитывающей деятельности:

Созидательность (пресекает разрушительное начало и стимулирует к повторению этого переживания).

Высокая мотивированность – побуждение, инициирующее целевую активность детей (нравственно-познавательные, эстетические мотивы). Цель организуемой деятельности – лишь средство формирования личности. Целью же педагогической выступает мотивация деятельности, то, что придает ее личностный смысл. Т.е, помимо предметного результата, существует образ воспитательного результата.

Третьим условием воспитательной деятельности является – рефлексия – анализ школьником собственного состояния, переживаний, мыслей. Это содействие формированию субъекта, участвующего в деятельности, личности, способной отдавать себе отчет в свободном выборе из противоречия «надо» и «хочу». Суть рефлексии заключается в приучении к самоконтролю, саморегуляции и в формировании привычки к осмыслению протекающей жизни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Культурологический подход к воспитанию в педагогике

Такие факторы, как увеличение глобализации процессов и размеры современной экспансии приводят к таким результатам:

  • Нивелирование национальных культур.
  • Актуализация проблем необходимости существования таких национальных культур.
  • Мотивация к усилению культурологического процесса как наиболее значимого в системе образования.

Современные подходы к пониманию культурологического подхода

Нет единого определения культурологического подхода в современной научной литературе.

Существует три мнения к определению культурологического подхода.

Культурологический подход – это образовательный, воспитательный и культурные процесс, который происходит в образовательной культурной среде.

Второе определение культурологического подхода – это комплекс теоретических и методологических положений и практических организационно-педагогических мероприятий, которые направлены на передачу и создание культурных ценностей в сфере образования.

Культурологический подход – это изучение личности в взаимодействии с культурной моделью, в контексте её культурологического существования.

Основные положения культурологического подхода в педагогике

Выделяют такие основные положения культурологического подхода в педагогике:

  • Ученик является актёром или субъектом обучения, который может культурно развиваться и способен на саморазвитие.
  • Педагог выступает посредником между учеником и культурной моделью. Педагог знакомит обучаемого с культурными особенностями, уникальностью, самобытностью, помогает определить личность и сформировать систему культурных ценностей.
  • Образование является культурным процессом. В его формировании важную роль играют личные смыслы, общение всех участников образовательно-воспитательного процесса с целью культурного развития.
  • Учебное учреждение является целым культурно-образовательным пространством, где создаются культурные образцы, события, которые влияют на дальнейшее развитие культуры.

Определение 2

Культурологический подход в педагогике – это реализация всех положений и подготовка специалиста-носителя национальной и профессиональной культуры.

При реализации вышеперечисленных положений возможна культурная идентификация личности ученика, осознание к какому этносу он относится, культурной модели, принятие ценностей, понимание организации социальных отношений, особенности которой объясняются спецификой отдельных национальных культур.

Практическая имплементация культурологического подхода к воспитанию и образованию абсолютно меняет представление об обучении как процессе, который направляется на накопление только информационных, познавательных ценностей. Также существенно увеличивает культурные основы образовательного процесса.

Основные требования культурологического подхода

Выделяют такие основные требования:

  • Для образовательных целей требуется повышение уровня формирования национальной культуры, которая часто характеризуется национальной маркировкой.
  • Для содержания образования следует усилить культурологические составляющие.
  • Для педагогических технологий стоит использовать формы и методы педагогического воздействия, которые помогут усвоить культурные ценности, идеалы, образцы поведения и прочее.
  • Для образовательного пространства нужно создать культурологическую среду.
  • Для правильной организации и управления необходимо формирование корпоративной и организационной культуры образовательного учреждения.
Читать еще:  Методика раннего развития зайцева

6. Современные концепции содержания воспитания

Содержание воспитания. Комплексный подход к воспитанию. Культурологическая концепция воспитания. Концепция Н. Е. Щурковой. Концепция педагогической поддержки ребенка.

Под содержанием воспитания понимается система знаний, убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

Концепция – это система взглядов, определенный способ понимания целей, задач, организации воспитательных программ.

До 90-х годов ХХ века в нашей стране приоритетной была концепция, представлявшая комплексный подход к воспитанию. Он предполагает перспективное, комплексное планирование работы, систематический учет ее результатов, корректирование на этой основе воспитательного процесса. Цель воспитания в рамках данного подхода – это всестороннее развитие личности. Аспектами комплексного подхода к воспитанию являются:

тесная взаимосвязь различных направлений воспитания (идейно-политического, нравственного, трудового и др.);

взаимосвязь воспитания и самовоспитания;

единство обучения, воспитания и развития;

взаимодеятельность школы, семьи и общественности.

Главная идея комплексного подхода – личность, являясь целостным образованием, не воспитывается по частям; воспитание обеспечивает ее целостное развитие.

Культурологическая концепция (Е. В. Бондаревская). Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Целью воспитания является целостный человек культуры. Человек культуры – это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, гуманная, духовная, творческая и адаптивная.

Содержание воспитания включает следующие компоненты личностного опыта:

Концепция Н. Е. Щурковой – формирование образа жизни, достойного Человека. Воспитание понимается как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Цель воспитания – это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека, то есть построенную, по мнению автора, на Истине, Добре и Красоте.

Основу содержания воспитания составляют такие направления, как философическое, диалогическое и этическое воспитание.

Философическое воспитание – это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением – закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни».

Диалогическое воспитание – это стиль педагогического взаимодействия. Это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, другим человеком и т.д.

Этическое воспитание – это «возвышение до ученика», до той высокой этики, когда взаимодействие с ребенком выстраивается в системе «человек – человек».

Программа воспитания направлена на формирование ценностного отношения к природе, человеку, нормам культурной жизни, к социальному устройству; формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития (О. С. Газман) рассматривает воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения.

Цель воспитания – дать школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия и объективные возможности.

Основу содержания воспитания должна составлять базовая культура личности. Ее приоритетными направлениями являются культура жизненного самоопределения, семейных отношений; экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура; экологическая, художественная и физическая культуры.

Центральное звено базовой культуры – культура жизненного самоопределения личности учащегося в четырех важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера (интегративные продукты человеческой деятельности).

Вопросы и задания:

Дайте определение содержания воспитания.

Чем обусловлено многообразие концепций содержания воспитания?

Сравните концепции содержания воспитания и выделите основные линии, сближающие позиции их авторов.

Раскройте смысл составляющих культуры жизненного самоопределения. Почему этот аспект является центральным звеном базовой культуры личности?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×