221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Метод развития памяти мнемотехника

Урок 5. Мнемотехники

Мнемотехники (приемы мнемоники) – это специальные методы запоминания определенных видов информации, основанные на особенности человеческой психологии, а также на тех четырех правилах запоминания, которые были даны в предыдущих уроках. Знание и использование специальных мнемотехник позволит лучше запомнить цифровую информацию, специфические тексты и термины, имена, лица и фамилии, иностранные слова, выражения и многое другое. В этом занятии будут разобраны основы мнемоники, а также будут описаны основные приемы и методы запоминания различных типов информации.

Оглавление:

Что такое мнемотехника?

Мнемоника или мнемотехники – это специально разработанные приёмы и способы, облегчающие запоминание определенных типов информации. В некоторых учебниках и курсах авторы используют термин «мнемоника» для обозначения всей совокупности приемов и методов запоминания информации, применяемых для определенных данных, а термин «мнемотехника» трактуется как применение на практике методов, определённых для данной конкретной мнемоники.

Главным принципом любой мнемотехники является замена абстрактных объектов понятиями, имеющими визуальное, аудиальное или реже иное чувственное представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией (построение ассоциаций) для упрощения ее запоминания.

Основные мнемонические приёмы:

Прикладной арсенал современной мнемотехники состоит из большого набора унифицированных приёмов запоминания. Среди основных мнемонических приемов и методов можно выделить следующие:

  • Буквенный код. Образование смысловых фраз из начальных (или целенаправленно присвоенных) букв запоминаемой информации.
  • Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией.
  • Рифмы. Создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал.
  • Созвучие. Запоминание терминов или иностранных слов с помощью созвучных уже известных слов или словосочетаний.
  • Метод римской комнаты. Присвоение запоминаемым объектам отдельных мест в хорошо известной вам комнате.

В данном уроке для удобства обучения все мнемотехники будут разбиты на группы в зависимости от вида информации, которую эти мнемотехники помогают запомнить.

Запоминание цифр и чисел

Описанные ниже методики подойдут для запоминания такой информации, как номера телефонов и автомобилей, исторических дат, математических и естественнонаучных констант и т.п.

Цифробуквенный код. Цифробуквенный код – это одна из самых популярных (и древних) мнемотехник. Эта методика основана на том, что каждой цифре присваивается определенная буква. Для запоминания больших чисел из таких букв составляются слова, словосочетания, предложения или даже небольшие истории.

Работу данной мнемотехники продемонстрируем на примере. Ниже приведен цифробуквенный код, который основан на соответствии между согласными звуками, с которых начинается большинство цифр, и, собственно, самими цифрами от 0 до 9.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 н р («раз») д т ч п ш с в м («много», т.к. «д» уже занята цифрой 2)

Чтобы свободно использовать цифробуквенный код, эту таблицу нужно очень хорошо выучить, ее нужно знать не хуже, чем таблицу умножения. А для того чтобы запомнить любое число, например, 739812, нужно сделать следующее:

  1. Разбить наше число на пары цифр: 73-98-12.
  2. После этого нужно перекодировать цифры в слова: первая согласная в слове это первая цифра двузначного числа, а вторая согласная должна соответствовать второй цифре по цифробуквенному коду. Для числа «73» (буквы «с» и «т») можно составить слова: сет, соты, сто, сито и другие. Для цифр 9 и 8 составим слово МаВр, а для цифр 1 и 2 – РаДуга.
  3. Теперь составленные слова, обозначающие пары цифр, нужно использовать для создания определенной истории, например «СТо МаВров увидели РаДугу».

Пройти тренировку по запоминанию телефонов с использованием мнемотехник:

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Метод вешалок или запоминание цифр методом связанных ассоциаций. Метод слов-вешалок основан на зрительных представлениях и позволяет запомнить в правильном порядке перечень, состоящий из любого количества цифр. Для этого вам нужно присвоить каждой цифре десять так называемых слов-вешалок и хорошо запомнить эти слова. А для того чтобы выучить наизусть какое-то число, состоящее из нескольких цифр, нужно увязать образы цифр этого числа с какой-нибудь историей. Например, если присвоить цифре 1 образ спортсмена, а цифре 5 образ школы, то число 15 можно запомнить историей спортсмена, участвующего в школьных соревнованиях.

Совмещение цифр с образами. Этот мнемотехнический прием исходит из того, что у каждой цифры есть форма (то, как она выглядит при написании), и эта форма может напомнить вам очертания каких-нибудь предметов, которые можно использовать в качестве слов-вешалок. Ноль: круг, мяч, солнце. Единица: лом, фонарь, соломинка. И так далее. И как в методе вешалок, при запоминании какого-то числа все его цифры должны быть соединены в какую-то историю.

Метод О’Брайена. Данный мнемонический прием также является модификацией метода вешалок. Доминик О’Брайен предлагает использовать для запоминания чисел образы известных вам людей. Каждой цифре или двузначному числу должна быть присвоена какая-то знаменитость и ее характерное действие. Причем важно хорошо запомнить эти соответствия для каждого числа от 1 до 10 (цифра – персона – действие). Например, присвоим Евгению Плющенко, который занимается фигурным катанием, цифру 1, а актеру Никите Джигурде – цифру 5. Для того чтобы запомнить число 51 по методу Доминика О’Брайена достаточно создать у себя в голове незабываемый образ Джигурды на коньках.

Стоит отметить, что лучше не злоупотреблять использованием описанных выше трех модификаций метода слов-вешалок. Если и применять подобные методики, то лучше выбрать какую-то одну из них, которая кажется вам наиболее удобной. В противном случае вы рискуете запутаться в большом количестве созданных образов и получившихся цепочек ассоциаций.

Если вам нужно запомнить какие-то числа надолго, то для этого можно воспользоваться следующими мнемотехниками:

Ассоциация с другими знакомыми цифрами. Дейл Карнеги советует запоминать даты, ассоциируя их со знаменательными датами, которые вы знаете. Например, легко запомнить, что Куликовская битва состоялась ровно за 600 лет до Летних Олимпийских игр в Москве.

Система Shedd (система Шед). Небольшие числа, например, исторические даты или короткие телефонные номера, можно выучить методом составления специальной фразы, каждое слово в которой находится в строго определенном порядке и имеет число букв, соответствующее запоминаемой цифре. Например, если вы хотите запомнить число 467, то вам нужно придумать фразу, в которой первое слово будет состоять из 4-х букв, второе — из 6-и, а третье слово — из 7-и букв. Так, числу 467 соответствует фраза «слон бегает галопом» (4, 6 и 7 букв соответственно). Ноль в этой системе часто соответствует слову из 10 или любого большего количества букв.

Рифмы. Часто большое количество цифр удобно запоминать при помощи создания рифм или стихотворений. Этот способ подходит, если вам нужно надолго запомнить определенные цифры, имея возможность потратить на это некоторое время. Так можно легко запомнить, какие знаки идут после запятой в числе «Пи».

Запоминание имен и лиц

Очень часто нам необходимо запоминать людей, с которыми мы только познакомились. Все мы обычно склонны хорошо относиться к тем, кто помнит наше имя. Для того чтобы быстро и точно запоминать имена и лица людей, существуют следующие мнемотехники.

Проявить интерес к человеку, немного пообщаться, обращаясь к нему по имени. Здесь работают несколько правил запоминания. Во-первых, вы проявляете интерес к человеку, а также получаете о нем информацию, которая может послужить основой для построения ассоциаций с ним. Во-вторых, вы несколько раз повторяете его имя, что также улучшает запоминание.

Ассоциация с другим хорошо известным вам человеком с таким же именем. Например, многие из нас легко запомнят имя человека, если он является вашим тезкой. Также легко запоминаются имена людей, которые совпадают с именами ваших родителей и хороших знакомых. Но даже если у вас нет знакомых с именем человека, которого нужно запомнить, постарайтесь вспомнить известных личностей с такими же именами: актеров, политиков, музыкантов.

Подбор других модификаций его имени. Например, у имени Александр есть несколько модификаций Саша, Сань, Шура. Как только человек представился, попробуйте про себя назвать несколько модификаций его имени.

Написание имени. Подумайте над тем, как пишется имя человека – представьте себе это визуально. Сколько в этом имени букв? Какая буква первая? Ответы на эти вопросы еще прочнее закрепят образ имени человека в вашем визуальном восприятии. Если есть возможность, вы можете даже написать имя человека на бумаге для усиления восприятия.

Запоминание фамилий. Запоминать фамилии можно, пользуясь мнемоническими приемами, основанными на зрительных ассоциациях. Начинать нужно с поиска мысленной замены или модификации фамилии. Например, моя фамилия Буянов может ассоциироваться с островом Буяном из детских сказок, а также с буйным темпераментом. Затем выбирается какая-то заметная особенность человека, например, черта лица или особенность характера (что больше подходит для фамилии Буянов), которую нужно привязать к выбранной ассоциации фамилии.

Запоминание иностранных языков

Языковые мнемотехники будут полезны для запоминания слов, выражений, грамматических правил, форм глаголов и т.п.

Метод фонетических ассоциаций (МФА). Этот метод появился благодаря тому, что во всех языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. Более того, в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение. Например, слово look (смотреть) можно запомнить, ассоциируя его с похожим по звучанию русским словом «лук». А нарезая «лук», мы не можем «смотреть» на него, так как слезятся глаза.

Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО). Этот мнемонический подход полезен для тех, кто хочет научиться свободно общаться на иностранном языке. Если слова не будут всплывать в вашей памяти автоматически, то вы не сможете бегло говорить на языке. Поэтому, главное не запоминать иностранное слово как перевод родного слова, а сразу ассоциировать иностранное слово непосредственно с соответствующим ему понятием. Чтобы выучить слово «cup» представьте себе чашку с ручкой, и держа образ в сознании несколько раз произнесите «cup», стараясь не вспоминать слово «чашка».

Тренировка использования мнемотехник

Тренироваться применять все эти мнемотехники можно на 4brain с помощью специальных игр и упражнений:

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Читать еще:  Методика обучения робототехнике

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Мнемотехника для развития памяти взрослым

Мнемотехника – запоминание на основе визуального мышления. Существуют разные способы применения этой техники. С помощью методов мнемоники запоминаются такие объемы информации, которые кажутся на первый взгляд не запоминаемыми.

Мнемоническое запоминание осуществляется в четыре этапа. Сначала происходит кодировка, соединение двух образов, запоминание последовательности, отправка в длительную память.

Мнемотехника (мнемоника): что это и как освоить

Метод быстрого запоминания называется мнемотехникой. Сочетание различных приемов позволяет запоминать обширные объемы информации. Приобрести такие способности мечтают многие ученики, инженеры, ученые и простые люди, в личных целях.

В последнее время по телевизору показывают удивительных людей, которые за одну минуту запоминают 100 вытащенных наугад карт или сотню мелких деталей. Такие способности выглядят для простых зрителей настоящим волшебством.

Секрет заключается в том, что эти люди владеют мнемоникой. Они не скрывают того, что закончили курсы мнемотехники и утверждают, что эти тренинги способны развить супер-память у любого желающего.

Важное достоинство техники для развития памяти заключается в том, что ее приемами способен овладеть любой желающий. Сверхспособности или специфические знания для этого не нужны. Тренировка поможет взрослым, подросткам и детям. В любом возрасте легко натренировать память, стоит только захотеть.

Обучение мнемотехнике начинают в любом возрасте. Насколько успешно будут усвоены приемы запоминания, зависит лишь от потраченного вами времени и приложенного старания.

Важнее всего понять закономерности запоминания, узнать базовые принципы и применять мнемотехнику практически. Следует постоянно совершенствовать свое умение, не останавливаться на достигнутом.

Мнемотехнику можно изучить самостоятельно, по источникам в интернете, бесплатно. В этой статье мы расскажем об общих возможностях использования мнемотехники и раскроем ее некоторые секреты.

Мнемоника

Говоря двумя словами, мнемоника – искусство запоминания. Мнемотехника – это приемы и методы запоминания.

Некоторые эффективные методы известны вам с детства. Метод Акростих помогает ученику запомнить раз и навсегда цвета радуги. Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Первая буква каждого слова этого детского стишка совпадает с буквой цвета радуги. И все знают, что радуга имеет семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

С помощью этой методики наши предки заучивали буквы алфавита. Сейчас этот стих не используют, потому что и буквы уже называют по-другому.

Мнемофразы помогают помнить правила синтаксиса: надеваю одежду, одеваю Надежду. Уж замуж невтерпеж.

Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Эти детские стишки помогут нам понять, как работает мнемотехника.

Для того, чтобы хорошо запоминать мастера мнемоники советуют пользоваться системой образов или ассоциаций. Так фамилию Эйнштейна связывают с физикой. Имя Иван похоже по звучанию на диван. Число одиннадцать внешне похоже на барабанные палочки и китайские палочки для еды. Любовь ассоциируется с сердцем.

Метод сочинения истории помогает запомнить не связанные друг с другом слова. К примеру:

Придумаем смешной рассказ про то как ананас играл на барабане, крокодилу это не понравилось, он побежал к барабану, но вентилятор сдул его с пути, и крокодил ударился об кирпич.

Причем, чем более бредовая история, тем скорее она запомнится.

Очень близкая к этой методике – Цепочка. Она предполагает образы выставить в уме в цепочку. Ананас держит барабан, крокодил кусает барабан, на его хвосте висит вентилятор, и кирпич лежит на подножье вентилятора.

Представив в уме такую веселую картинку вы быстрее запомните пять слов. Таким же способом можно запоминать и 10, 20, 100 незнакомых слов.

Самым продвинутым способом запоминания считается метод Локаций. Чтобы им воспользоваться, следует вспомнить в уме привычную обстановку вашей квартиры и обозначить для себя все места каким-то числом. Входная дверь будет номером 1, коврик с парой обуви – 2, кассета с чистой обувью – 3, вешалка с пальто – 4, полка для шляп – 5.

Если теперь на дверь прицепить ананас, на коврик положить барабан, в кассету засунуть крокодила, на вешалку повесить вентилятор и на полку между шляпами спрятать кирпич, мы тоже запомним эти слова, которые слышали недавно впервые.

Также можно вспомнить маршрут, по которому вы ходите каждый день на работу.

Упражнения мнемотехники для начинающих

Совет начинающей аудитории: сохранять спокойствие. Для изучения новой информации следует оставаться спокойным. Это необходимо для того, чтобы лишние эмоции, тревожное состояние не смешивалось с ассоциациями, которые вы выстраиваете в голове, для кодирования. К тому же будет сложно понять для себя, какой метод подходит вам больше.

Новичку полезно понять принципы мнемоники и выбрать подходящие приемы. Замечено, что запоминать разрозненные предметы, несвязанные цифры труднее. Легче запоминать связь между объектами. Хорошо связать уже известную информацию с новой.

Проще запоминаются логические, образные, эмоциональные, яркие ассоциации, а не сами объекты. По этим связям информацию легче найти в памяти и воспроизвести.

Если нет таких связей, их надо создать. В этом и есть суть заучивания в мнемонике.

Мнемотехника работает следующим образом:

  • берутся абстрактные данные;
  • между ними создаются связи – происходит кодирование;
  • запоминание, повторение в удобной форме;
  • декодирование, расшифровка;
  • воспроизведение нужных данных, которые надо было запомнить.

В такой последовательности происходит работа с данными. Новичкам не следует пугаться этого, вроде сложного процесса. Если практически начать применять советы мастеров, окажется, что это не так сложно, как кажется.

Мнемотехника позволяет новичкам использовать те образы и ассоциации, которые им ближе, удержать их в памяти легче.

Как запоминать списки

Описываемые техники помогают запоминать списки. Нам иногда приходится брать с собой длинный список продуктов в магазин, который неудобно держать в руке и запоминать трудно.

Список нужных вещей в дорогу, план выступления тоже выглядят как список. Анекдоты и истории, фокусы тоже люди любят запоминать. В виде списков можно запоминать полезную информацию.

Удобнее все это запомнить, пользуясь мнемоникой.

Эта техника позволяет запоминать списки ненадолго.

Первый десяток слов запомним по тому, на что они похожи по внешнему виду:

  1. Столб, фонарь;
  2. Лебедь;
  3. Попа, ухо;
  4. Стул перевернутый, флаг;
  5. Крючок;
  6. Вишня;
  7. Кочерга, клюшка;
  8. Женщина, гитара;
  9. Воздушный шарик;
  10. Гольф.

Второй десяток – по звучанию:

Нам надо запомнить список:

Чтобы запомнить эти слова представим шубу, болтающуюся на фонаре, свеклу в клюве у лебедя, селедку, шлепающую попу, картошку, сидящую на стуле, велосипед, с крючком в шине. И для каждого слова надо придумать свою бредовую историю, связывающую его с цифрами от 1-10.

Чем история веселее, неожиданнее, тем скорее она запомнится. Мозг отмечает для себя все необычное, неординарное.

Следующий десяток списка свяжите с цифрами от 11 до 20.

Список:

Представим орден с изображением телефона, карету в которой едет ужасная тварь. Телевизор, на экране которого танцует трио. Кровать, где спит Черт. Осьминог хватает пятку. Рубашка болтается на шесте. Варежки полны семечек. В мышеловку попались осы. Дева испекла пирог. Деспот кормит всех бочками меда.

Теперь попробуем воспроизвести список и увидим, что у нас это получится, даже в разброс.

Мнемотехника для развития памяти взрослым: лучшие упражнения

Приемы запоминания можно придумывать разные. Если количество букв в слове считать цифрой, то можно запомнить сложное длинное число. К примеру, корень из двух: 1,4142135623. Смешной стишок в этом поможет.

«Я Дуся, я дура, но я вот нашла корень из два».

Способы мнемотехники под названием Рифмизация помогают запомнить скучные законы по физике. «Тело, впернутое в воду, выпирает на свободу с силой выпертой воды телом, впернутым туды», так звучит закон Архимеда.

Для заучивания иностранных слов подходят приемы созвучия. Слово Swing – раскачиваться, похоже на русское свин. Представляя себе раскачивающегося на качели поросенка, запомним надолго английское слово.

Длинные английские слова можно дробить на короткие для более легкого запоминания.

Методы мнемотехники для запоминания текстов

Цицерон, отправляясь на очередное публичное выступление, всегда шел по одной и той же дороге. Дорога была ему знакома, начиная от кустика до камушка. Ключевые слова, с которых начинались блоки, на которые делил тексты Цицерон, он произносил в уме в тех местах, которые помнил по маршруту.

Для запоминания текстов, выучите маршрут, по которому идете каждый день на работу или в школу. Ключевые слова следует связать с точками дороги, которую вы помните наизусть. Текст хорошо разделить на абзацы или главы, небольшие части. Тогда вы сможете удивить своих друзей и преподавателей, рассказывая текст без ошибок.

Лучшие книги по мнемотехнике

Артур Думчев «Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти»

В этой книге собраны примеры упражнений, разных способов, для развития быстрого запоминания. Артур запомнил число Пи до 22529 знаков.

Пользуясь советами автора, читатели учатся находить решение сложнейших задач в уме, оперировать цифровыми длиннющими цепочками. Интеллект переходит на новую ступеньку.

Роджер Сайп «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей»

В сборнике знаменитого автора, преподавателя стратегий и тактики саморазвития, представлен ряд новшеств и способов, для лучшего запоминания, скорого чтения.

Джошуа Фоер «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания»

Книга повествует о периоде времени, которое автор потратил на изучение собственных способностей к запоминанию. Целый год он раскрывал внутренние потенциалы, скрытые механизмы, защитные нюансы и тренировался.

Тони Бьюзен «Суперпамять»

Автор предлагает читателю развить способности запоминать, сохранять, воспроизводить. Указания и советы Тони Бьюзена приводят к таким результатам, когда механизм памяти служит долго и безотказно.

Доминик О’Брайен «Как развить Суперпамять»

Любой человек при желании может помнить обширные объемы информации, в цифрах, событиях, списках, в виде текстов. Если вы не верите, советуем попробовать поработать со своей памятью по методу О’Брайена. Упражнения дадут уникальный результат через несколько недель.

Денис Букин «Развитие памяти по методикам спецслужб»

Произведение выпущено для тех, кто плохо запоминает информацию. Улучшить возможности ума, стать смелее в коллективе, результативнее в карьере, семье, максимально улучшить потенциал мышления учит Денис Букин.

Читать еще:  Репродуктивный метод художественно эстетического воспитания дошкольников

Станислав Матвеев «Феноменальная память. Методы запоминания информации»

Ученые доказали, что способность помнить тренируется еще успешнее, чем бицепсы. Когда вы начали забывать что-либо, надо потренировать головной мозг. Этот пробел биографии легко исправить, если почитать рекомендации чемпиона запоминания среди россиян.

Кристин Лоберг, Майк Байстер «Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное»

Путь к большому успеху открывает талант хорошо помнить и обрабатывать объемную информацию быстрее других. Эти таланты можно развивать, считает автор, предлагая необычные способы и интересные упражнения.

Нил Барнард «Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти»

У десяти процентов престарелых людей, перешагнувших семидесятилетие замечена болезнь Альцгеймера. Нил Барнард рекомендует полезную еду и упражнения, отодвигающие расстройство мышления, проявления слабоумия и утрату воспоминаний.

Анхельс Наварро «Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти»

Познакомившись с этим произведением, вы узнаете о работе головного мозга, о том, как сохранить ясность мышления до последних дней жизни. Решать интересные головоломки, необычные задачки и синтезировать новые связи нейронов в коре головного мозга, предлагает Анхельс Наварро.

Гарри Лорейн, Джерри Лукас «Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти»

Достигнуть настоящих рекордов в различных сферах жизни, вы сможете, когда прочитаете это простое руководство. Раскроются потенциальные способности запоминания, возможности обрабатывать большой объем текста, цифр и чисел.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники на уроках лит.чтения для развития памяти младших школьников»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft PowerPoint (2).ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю» (Конфуций). «Учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками , он усвоит их на лету.» ( К. Д. Ушинский)

МАСТЕР — КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» Мечетная Елена Николаевна Учитель начальных классов МОУ «Школа №5 города Дебальцево»

Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания» Насчитывает более 2500 лет. Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан

Этапы работы с мнемотаблицей: ●рассматривание, анализ изображения; ●перекодирование информации (преобразование из абстрактных символов в образы); ●запоминание последовательности; ●закрепление в памяти.

МНЕМОТАБЛИЦА И на

Мухи белые летели, И на крышу мухи сели.

С неба звездой, На ладошки водой.

Пословицы в мнемодорожках

В.А.Сухомлинский «Почему синичка плачет?»

З. Александрова «Снежок» Снежок порхает, кружится, на улицах бело, и превратились лужицы, в прозрачное стекло. В саду, где пели зяблики, сегодня – посмотри: как розовые яблоки, на ветках снегири.

Синквейн. Тема. (1 существительное) 2. Два прилагательных. 3. Три глагола. 4. Предложение из четырех слов. 5. Слово, раскрывающее тему.

Выбранный для просмотра документ Теория мастер-класса.docx

учителя начальных классов

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Школа №5 города Дебальцево»

Мечетной Елены Николаевны

ТЕМА МАСТЕР- КЛАССА: « Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников»

ЦЕЛЬ: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

раскрыть понятие мнемотехники, показать ее актуальность, познакомить с принципами технологии, приемами работы с мнемотаблицами на уроках литературного чтения;

дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при организации самостоятельной деятельности детей.

1.Знакомство со слушателями мастер – класса.

2. Представление опыта работы.

У детей младшего школьного возраста зачастую возникают трудности, когда нужно выучить стихотворение, или пересказать текст, соблюдая определенный порядок предложений.

Дело в том, что в начальных классах у детей больше развита зрительная память, нежели слуховая, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.

«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю» (Конфуций). «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»,- писал К. Д. Ушинский.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по развитию памяти приёмы мнемотехники. Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это древняя методика, которая насчитывает 2500 лет. Первооткрывателем мнемоники считают Цицерона. Этой техникой пользовались еще средневековые монахи, которым нужно было запомнить богослужебные тексты. Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Этот дидактический прием можно использовать:

для обогащения словарного запаса;

для обучения пересказу;

при составлении рассказов;

для разучивания стихотворений, скороговорок, пословиц;

при работе с загадками.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Всем знакомый пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — запоминание цветов радуги. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат- одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Мнемодорожка- ряд картинок, по которым можно составить 1 предложение, или рассказ в 2- 4 предложения. Мнемотаблица- это схема, в которой заложен текст (рассказ, стихотворение, загадка, сказка.) Текст и предметные картинки соединяются в один сюжет. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из текста. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить содержание. Очень важно, чтобы этот значок (рисунок) придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше. Нужно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания.

Работа с мнемотаблицами состоит из таких этапов:

1.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2.Перекодирование информации.

4. Закрепление в памяти.

ЦЕЛЬ: при помощи практических упражнений раскрыть последовательность работы с мнемодорожками, мнемотаблицами, развивать умение выделять существенные признаки, осуществлять перекодирование информации из абстрактных символов в образы. Повышать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, воображение, память, связную речь.

1.Составление мнемодорожки на основе текста загадки «С неба звездой, на ладошки водой.»

Идет пешком мышонок с мешком.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

Тощий кощей тащит ящик овощей.

Повторите скороговорки по памяти с опорой на мнемодорожки.(на слайде)

3. Игра «Пословицы в мнемодорожках.»(На слайде мнемодорожки, в которых закодировано содержание пословиц. Задача участников- понять, о чем пословицы и составить их.)

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Под лежачий камень вода не течет.

Яблоко от яблони недалеко падает.

4. Составление мнемотаблицы для быстрого заучивания стихотворения З. Александровой «Снежок».

Мнемотехника в процессе эффективного развития памяти

Категории:
Популярные публикации:
Порекомендовать друзьям:

Bogdan Moroz 19.10.2019 0

Полноценное и всестороннее развитие памяти не заключается только в монотонном повторении заучиваемого материала с целью тренировки этого процесса и сокращения необходимого времени на выполнение данной операции. В действительности это многогранный процесс, включающий в себя не только регулярные тренировки, но и использование эффективных психологических техник, некоторые из которых обнаружены и записаны еще в древней Греции и во времена Римской империи.

Чем является мнемотехника

По своей сути, это набор проверенных и действенных инструментов, работающих на психологическом уровне, помощью которых можно запомнить и воссоздать намного больше информации, чем способен среднестатистический человек за то же самое время. В подавляющем большинстве случаев, приемы направленны на оптимизацию процесса кодирования информации, что позволяет сделать ее компактной, структурированной и удобной для хранения. В результате такой прием расширяет количество исходной информации, способной поместиться в оперативной памяти человека, кроме того, структурированы определенным образом данные легко декодируются и воссоздаются в памяти при необходимости.

Имея в арсенале необходимые знания приемов мнемоники, и обладая определенным опытом их использования, субъект значительным образом расширяет свои возможности в запоминании данных, концентрации, их анализе и длительном хранении при необходимости. Как и в процессе интенсивной тренировки памяти, мнемотехники задействуют различные области головного мозга, чем стимулируют более активную мыслительную деятельность, а в итоге и эффективность.

Подытожив вышенаписанное, можно еще раз сделать акцент на том, что мнемоника – это не специальная тренировка памяти или разработанный курс действий, а просто набор эффективных, рабочих инструментов, которыми нужно научиться пользоваться и применять х соответственно необходимости, вдумчиво и уместно. Также нужно заметит, что не для всех одинаково подходят те или иные инструменты, и в зависимости от типа мышления и его развития, каждый индивидуально подбирает приемы для своего личного арсенала. То же касается и используемых образов для кодирования данных: для кого-то больше работают реальные, а кому-то необходимы абстрактные, не из реального мира. Все познается путем индивидуальных практических занятий на тренажерах или выполняя специальные задачи для практики.

Кто использует мнемонические приемы?

По большей части, вопросами развития памяти и процессами оптимизации запоминания последовательностей интересуются люди, занятые образованием и саморазвитием, так как рассматриваемые техники очень эффективны в процессе обучения новым навыкам. Однако потенциал данного набора инструментов намного шире и такие умения полезны для каждого человека. Владея подобными умениями, можно без проблем запоминать номера телефонов, длинные списки покупок или без шпаргалки подготовить последовательную и качественную речь на презентацию. Это расширяет простые повседневные возможности и выводит продуктивность любого человека на новый уровень.

Четыре принципа работы с образами

Речь об использовании образов зашла не просто так, ведь это основной объект, с которым работает мнемоника, в таком виде информация шифруется, именно в формате образов она храниться в долгосрочной памяти, и после расшифровки может быть использована в любое время в необходимом виде. Как уже было написано, для каждого работают индивидуальные типы образного материала, однако существует четыре основных правила, которые по наблюдениям психологов, значительно влияют на действенность запоминания.

Читать еще:  Методика зайцева обучение

Объем

Имеется в виду трехмерность воображаемого объекта, не плоская картинка, но максимально приближенный к реальности предмет или живое существо. В своем воображении вы сможете развернуть такой образ, посмотреть со всех сторон, придать ему движение и т.д. Эффективность таких объектов гораздо выше и они намного лучше откладываются в памяти. Даже если предмет плоский, скажем лист бумаги, психологи рекомендуют представить его не с фронтальной стороны, возможно под определенным углом, придать ему изгибы, чтобы можно было ощутить его объем.

Полноцветность

По данным психологов-исследователей, значительная часть людей представляют объекты в черно-белом спектре, и это вполне нормально. Однако, для ощущения большей реалистичности создаваемого образа, необходимо совершенно точно иметь представление о цвете и фактуре объекта. Лучше не довольствоваться базовыми цветами, но более точно определить оттенок и насыщенность. Для чего это нужно? Для того, чтобы мозг посчитал эту информацию важной и лучше запомнил.

Детализация

Как и в случае с цветом, мелкие детали очень важны для эффективности используемого метода. Объект ни в коем случае не должен иметь неопределенных характеристик, так званых «пробелов» в информации. Помните, что словесная информация очень хорошо забывается, в то время как реалистичный образ может храниться на протяжении всей жизни.

Размер

Как раз этот параметр работает совсем наоборот. Нам не нужно поддерживать реальное соотношение размеров, так как при этом обязательно что-то будет теряться из виду. Представляемые объекты должны быть приблизительно одинакового размера, хотя в реальной жизни разница может быть колоссальной. Принято считать, что удобно работать с предметами, которые легко помещаются в руке.

Инструменты мнемотехники для развития памяти и концентрации

Не зависимо от тог, какими методами удобнее всего пользоваться именно вам, стоит иметь при себе весь арсенал техник, многие из которых работают уже не одно тысячелетие. Это лишь базовые приемы, на основе которых, опытные техники могут создавать свои уникальные конструкции, имеющие максимальную эффективность. Освоив базовые инструменты, смело можно экспериментировать с их сочетанием и модернизацией.

Эффективное запоминание чисел

Безусловно, такой навык невозможно переоценить, ведь, на сколько эффективнее можно использовать свое время, оплачивая покупки или заполняя необходимые формы с памяти, не подсматривая в соответствующие документы. Одним такой навык дается легче, другие же, могут прибегнуть к некоторым хитростям в виде специального языка образов. Для отработки навыка и доведения до автоматизма, удобно использовать тренажер для запоминания порядка цифр, так получается быстро и практично, без всяких бумаг и подготовок.

Суть мнемотехнического инструмента заключается в заучивании определенного образа для каждой цифры, в самом распространенном варианте их 10 (от 0 до 9), но встречаются варианты таблиц до 100 или 1000. Каждому числу присваивается образ, наиболее похож на него, по вашему мнению, здесь также работает принцип индивидуальности, так, ваши придуманные образы лучше сохранятся в памяти, чем предложенные кем-то другим. Само запоминание порядка несвязанных цифр выглядит в виде рассказа, где поочередно используются необходимые образы (отвечающие за определенные числа). Например: 0 – круг, 1 – солдат, 2 – фламинго, и чтобы запомнить экстренный номер 102, нужно придумать историю, вроде: солдат стоял, окружен фламинго. Этот метод хорошо работает как с короткими рядками чисел, так и с очень длинными, которые без ассоциаций запомнить практически не возможно.

Дорога Цицерона

Эффективная техника, используема уже на протяжении не одной сотни лет, ею обменивались и пользовались в различных регионах, так что до наших дней дошло несколько ее вариаций с различными названиями. Наверняка вы встретите их в просторах интернета или на страницах специальной литературы: Римская комната, Дворец Памяти, все это одни и те же принципы, предложенные разными людьми. Как и с любым инструментом, для его отработки необходим тренировочный материал, которым могут послужить подготовленные заранее списки несвязанных между собой слов или онлайн-тренажер для запоминания порядка слов. Важно заметить, что запоминаются не только слова, но и их порядок, который при правильном использовании данной техники можно воспроизвести с определенной точки (скажем, со средины) или назвать в обратном порядке без особых затруднений.

Как можно было догадаться, опять понадобятся образы, однако в данном приеме они не заменяют запоминаемые слова на постоянной основе, как в случае с цифрами, а к прочным и устойчивым образам привязываются слова на время.

Данная техника базируется на огромном потенциале нашей навигационной памяти, способной воспроизвести в создании сложнейшие маршруты, привычные для нас в мелких деталях, и тем более жилое пространство, в котором мы бываем очень часто.

Для эффективной работы инструмента подходят только устойчивые образы, которые имеют свое постоянное место, такие как определенное дерево, по дороге домой или картина на стене в гостиной, и абсолютно не подойдет сумка висящая на вешалке, так как она время от времени висит в разных местах и убирается оттуда, для нас она не является устойчивым образом. Запоминание слов происходит путем привязки их к знакомым образам, для этого вы идете в своей памяти по комнате (или нескольким, если слов много) и обязательно в четкой последовательности, не рыская каждый раз другим маршрутом. Каждой знакомой вещи интерьера присваивается определенное слово, скажем, если речь о картине, а нужно запомнить арбуз, представляем нарисованный арбуз на картине, возможно коряво, вашими детьми и т.д. Чем больше слов, тем больше повторений вам понадобиться, чтобы скрепить образы. Со временем, без повторений, данные образы опять разъединятся, и ту же локацию можно будет использовать повторно, до этого времени лучше воспользоваться другой, также известной для вас. Очень частая смена образов на одной карте приведет к путанице, но после отдыха, та же местность снова пригодна для запоминания. Данный инструмент отчасти подходит и как тренажер для запоминания цветов по порядку, однако это не основная его задача.

Для кратковременного запоминания списка слов (скажем, необходимых покупок на вечер), рекомендуют представить эти вещи, разбросанными в определенных местах (опорных точках) по пути на работу. Начиная с лестничной площадки, дальше возможно в лифте, подъезде и т.д.

Цепочка визуальных образов

Один из самых простых методов запомнить список слов быстро и в определенном порядке. Для этого не нужно связывать образы со словами, пусть слова и будут образами, представляются в голове в их естественном виде. При этом важно уравнять их пропорции, то есть, все предметы будут в воображении одинакового размера, чтобы вы могли концентрироваться на них одинаково. Выстраивать цепочку нужно сверху вниз или слева на право (так как мы привыкли читать и писать), а связи между вещами должны быть яркими, а не просто стоящие предметы в определенном порядке. Например, нужно запомнить список покупок: бананы, яйца, молоко и хлеб. Можно представить конструкцию в виде башни, где лежат бананы целой гроздью на лотке с яйцами и раздавили их (так ярче запомниться), потеки белка с желтком стекают на банку с молоком, которая стоит на большом куске тостового хлеба.

При воспроизведении списка, важно концентрироваться только на двух близлежащих образах, а не пытаться вспомнить всю конструкцию целой: сначала бананы и яйца, потом яйца и молоко, потом молоко и хлеб.

Недостаток такого метода в том. Что если потерять из памяти одно звено, можно разрушить и забыть всю конструкцию, однако при должной тренировке он прекрасно работает и выручает в различных ситуациях.

Буквенные образы

Таким приемом пользуются не все, так как он требует подготовки, однако он хорошо подходит студентам для запоминания узкопрофильной информации. Для этого слова, термины или целые фразы кодируются определенными буквами или их сочетаниями. Дальше, после заучивания их связи, достаточно будет запомнить только определенную последовательность букв (несвязное слово) в котором будет закодировано много информации. Кроме запоминания, эта система позволяет сократить время на конспектировании или составлении коротких подсказок для себя.

Рифмование

Инструмент не требует от вас выдающихся способностей к составлению стихов, его метод базируется на превращении слова в более интересный и яркий образ, удобный для запоминания. Отдельно стоящее слово очень сложно на долго запомнить, в то время, как в связке с другими (рифма), оно запомниться гораздо быстрее и точнее (так как другое, похожее по смыслу, не будет подходить по рифме).

Созвучные образы

Иногда необходимо сохранить в памяти новое слово, термин или иностранное слово, которое не имеет никаких ассоциаций у вас с привычными вещами. Для этого нужно найти созвучное слово, уже известное вам. Подойдет даже не слишком уж похожее по звучанию, главное чтобы оно было похожим для вас. Со временем у вас в памяти образуется прочная связь между ними и вы запомните даже очень сложное слово.

Ассоциации

Они позволяют запомнить информацию любого характера быстрее и на долгое время. Все ассоциации могут быть только индивидуальными и вам вряд ли помогут предложенные кем-то образы, так как в вашем мышлении они не образуют логических связей с запоминаемым объектом. Здесь не нужна логика или определенный смысловой вес образов, главное чтобы ассоциации наталкивали вас на мысль об этом объекте.

Метод истории

Простой инструмент, требующий много времени, однако его часто предлагают детям как эффективный способ тренировки памяти на порядок слов. Для его использования нужно превратить список не связанных между собой слов в увлекательную и логическую историю. Другими словами, составить сказку, в которой все объекты запоминания будут встречаться в определенной последовательности. При том, что данный метод требует много времени, он отличается высокой эффективностью и длительным периодом хранения такой информации.

Тренирует ли память мнемотехника?

Первостепенной задачей мнемоники никогда не было развивать память путем определенных тренировок, только разработка эффективных приемов по расширению возможностей памяти, которые смог бы применять каждый человек и достигать более высоких показателей. Тем не менее, задействуя определенные области головного мозга, работа с мнемотехникой все же тренирует память человека. Это не относится к эйдетической, так званной фотографической памяти, о ее тренировке и развитие можно найти информацию в соотве

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector