221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методические рекомендации для родителей по трудовому воспитанию

Рекомендации родителям по организации трудового воспитания в семье.
консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
rekomendatsii_po_trudovomu_vospitaniyu.docx15.41 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

по трудовому воспитанию ребенка в семье

Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка, именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать.

В процессе трудовой деятельности у ребенка формируется множество положительных качеств личности, а также совершенствуются умения и навыки, которыми ребенок уже владеет. А гармоничное сочетание трудовых действий с другими видами деятельности открывает широкие возможности для развития ребенка в различных направлениях.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать уже в раннем возрасте. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых порождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие.

Основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:

— приобщение к труду через самообслуживание;

— постепенный переход от самообслуживания к общественно полезному труду;

— постепенное расширение круга обязанностей, их усложнение;

— постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;

— организация обучения выполнению трудовых операций;

— формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;

— учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;

— поощрение прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы.

Труд в семье должен быть посильным для ребенка. Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент — интерес. Любому ребенку интересно поработать пылесосом. Многого он, конечно, не сделает, а вот кое-какие навыки получит. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте — игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом.

За игрой ребенка проще приучить к труду. Например, ваш дом — это космический корабль, и его нужно вычистить перед отлетом. Маленькие дети легко очеловечивают неодушевленные предметы — это качество можно эффективно использовать. Скажите ребенку от имени игрушки, что ей холодно лежать на полу, или пусть игрушки попросят, чтобы их положили на полку.

Помните: давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что за чем следует выполнять, и почему это делается. Ребенку необходимо знать, зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут.

Именно так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить — они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то мы не сможем поесть.

Ребенок старается справиться с трудностями, поэтому, так необходимо поддержать ребенка, заметить даже самый меленький его успех. Это поможет ему преодолеть неуверенность в себе. Будет способствовать лучшему выполнению работы.

Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен: поблагодарите ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом, то и ребенок будет стремиться к этому. Когда ребенок видит, что труд для взрослых — это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.

Учите ребенка доводить начатую им работу до конца, не торопите и не подгоняйте малыша, умейте ждать, пока он завершит работу сам.

Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению к его результатам.

1. Будьте последовательны в своих требованиях.

2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.

5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.

6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета помогает осуществить анализ отношения семьи к формированию у детей трудовых навыков по уходу за растениями на цветнике и огороде, воспитанию природоохранного поведения у ребенка.

Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания. Задачи: Привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового воспитания в жизни ребенка.Вызвать интерес ро.

Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания. Задачи: Привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового воспитания в жизни ребенка.Вызвать интерес ро.

Очень интересный и поучительный материал для родителей.

Консультация для родителей.

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в.

Консультация для родителей: Трудовое воспитание в семье.

Трудовое воспитание в семье. Рекомендации для родителей.

Ольга Теш
Трудовое воспитание в семье. Рекомендации для родителей.

Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство,

которое может оставить своим детям и бедный, и богач.

С древнейших времен труд являлся важнейшим источником воспитания детей. В настоящее время его значение для развития ребенка сильно недооценивается. Множество родителей стремятся на время оградить свое чадо от трудовых поручений. Они считают, что трудолюбие является достоянием зрелого возраста, когда человек уже выбрал свой жизненный путь.В таких случаях нередко слышишь фразу: «Еще успеет наработаться, пусть пока жизни радуется!». Но это утверждение ошибочно, поскольку именно в детстве складывется отношение к трудовой деятельности, восприятие себя в труде и основные трудовые навыки, которыми независимо от желания или нежелания ребенка он должен овладеть. Кроме того, в процессе труда формируются жизненно необходимые качества личности, такие как выносливость, терпение, способность доводить начатое до конца, преодолевать трудности и добиваться успеха. И дело не только в труде как таковом. Если научить ребенка не механически воспроизводить какие-то действия, а работать сознательно, труд побуждает его проявить инициативу, смекалку, изобретательность – все то, что относится к категории творческих возможностей личности. На первый взгляд простое поручение, допустим, починить какую-то свою игрушку, приводит ребенка к активному поиску как это сделать. Он задумывается, задает вопросы, пробует, экспериментирует. При этом активно работает его мысль, развиваются воображение, память, внимание.

Таким образом, подчеркивая неоценимое значение труда для всестороннего развития личности ребенка, предлагаю вашему вниманию, следующие рекомендации по трудовому воспитанию в семье.

1. Отношение ребенка к труду в наибольшей степени зависит от родителей, от их личного примера. Если родители сами не очень трудолюбивые люди и постоянно ругаются между собой только из-за того, кто сегодня должен готовить, убирать и стирать, то и приучить маленького ребенка к труду невозможно, так как все равно с возрастом он будет копировать поведение взрослых. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.

2. Приучать ребенка к труду необходимо как можно раньше, начиная с элементарной уборки игрушек. Детям не очень нравится такое занятие, поэтому лучше делать это в первое время вместе. Для того чтобы ребенок знал, как и куда убирать игрушки, в детской комнате должен быть порядок. Для книг отдельная полка, для машин свой гараж, а для других игрушек коробка.

3. Чем старше становится ребенок, тем более возрастает его потребность делать что-либо самостоятельно. Многие хотят самостоятельно застелить постель, одеться, мыть посуду или постирать свою одежду. Даже если грязи после «уборки» стало больше, а жир только размазался по посуде после мытья — неоценимо велика польза, которую получает юный помощник. Это и привитие навыков самообслуживания, и проявление трудовой инициативы, и познание окружающей действительности. Поощряйте любое проявление самостоятельности и желание помочь взрослым, а так же имейте в запасе дела, которые буду по силам вашему малышу. Не торопитесь подгонять ребенка, умейте ждать, пока он завершит работу сам.

4. После любого, пусть даже не значительного поручения, не забывайте хвалить ребенка, и подчеркивать его неоценимый вклад в общее дело. Выполняя те или иные трудовые задания, он должен видеть результат, осознавать его, и естественно получать за это вознаграждения. Но не торопитесь давать ребенку конфетку или покупать дорогостоящую игрушку, а просто похвалите, приласкайте, укажите, что без его участия все было бы намного хуже! («Ты такой молодец, что вытер пыль, теперь у нас в доме стало чисто, бабушка не будет чихать, а мы сможем быстро закончить уборку и пойти на детскую площадку») – это будет самая лучшая награда помощнику!

5. Не стоит забывать, что если ребенок будет выполнять поручения «по указке», без радости – это не принесет положительного результата. Главное научить его радоваться труду так, как чему-нибудь приятному, чтобы работа не превратилась в какое-то обязательное, угнетающее неинтересное занятие. Поэтому если трудовыепоручения строятся лишь на распоряжениях: «Подай!», «Подержи!», «Вытри», то это отбивает у ребенка всякую охоту трудиться. Больше всего радости ребенок получает от совместного труда. Это значит, взрослый, скажем, столярничая, должен не только просить принести какой-либо инструмент, но и научить, как им пользоваться, какие правила безопасности соблюдать, дать попробовать в деле. Как вариант, можно обычную уборку доме провести в форме занимательной игры («давай посмотрим — кто из нас быстрее – я мою посуду или ты собираешь игрушки»! или «давай я буду поваром, а ты моим помощником – поваренком»). Так повседневные дела сразу превратятся в интереснейшие занятия и принесут несомненную радость всем участникам процесса.

6. Со временем желательно чтобы у ребенка появились каждодневные обязанности по дому. Например, кормить рыбок, поливать цветы, мыть ботинки и т. д. Это не только воспитает в нем чувство ответственности, но и немного облегчит труд взрослых. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Однако перекладывать всю домашнюю работу на ребенка тоже не следует. Его обязанности должны быть посильными, не должны занимать много времени, чтоб не препятствовать его основному виду деятельности – игре.

7. Все трудовые поручения следует давать, объясняя, что, за чем, и почему делается. Ведь если ребенок не будет знать зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут, у него не сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся.Например: «если ты сегодня не помоешь свои ботинки, завтра в сад пойдешь в грязных, и будешь выглядеть очень неаккуратно!». Или «если мы не польем цветы – они завянут, и у нас в доме больше не будет таких красивых растений!».

8. По мере усложнения трудовых поручений следует всегда объяснять и показывать, как добиться лучших результатов. Ведь элементарное умение выжимать тряпку – не дается само по себе, ему нужно учить и научаться! Не забывайте, что все мы люди разные, и поэтому одному достаточно объяснить, а другому нужно показать и не один раз. Не теряйте чувства самообладания, все-таки Вы старше и мудрее!

9. Нужно добиваться, чтобы ребёнок выполнил работу до конца, и проверять её качество. Никогда не доделывайте за ребенка начатое им дело, иначе со временем он начнет уклоняться от выполнения трудовых поручений, зная, что это всегда могут сделать взрослые.

Таким образом, выполняя эти несложные рекомендации, возможно, вы добьётесь положительных результатов в трудовом воспитании детей, и сделаете вашу семейную жизнь ярче!

Марафон «Неделя добрых дел» в подготовительной группе. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних.

Презентация «Трудовое воспитание в ДОУ» «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять.

Трудовое воспитание детей в семье

Нравственная ценность будущего гражданина во многом зависит от умения и желания трудиться. Правильно поставленное трудовое воспитание в семье – основа благополучной жизни в дальнейшем.

Положительные мотивы, которые подвигают человека к труду:

  1. Осознание его общественной значимости, гордость за себя и результат работы.
  2. Наличие материальной заинтересованности.
  3. Физическая потребность в труде и творческом созидании.

Падение престижа труда

Привлечение педагогического наследия прошлого в воспитании детей не всегда уместно, нынешние моральные ценности несколько отличаются, что особенно относится к трудовому воспитанию. Честный труд к сожалению, уже не является почетным.

Тому несколько причин:

  1. По сравнению с условиями жизни многочисленных чиновников, работа рядовых граждан не позволяет достойно содержать семью, обеспечивать своих детей. Их труд оплачивается не по достоинству.
  2. Учитывая размер нищенских пенсий, можно говорить о пренебрежении чиновников, политиков человеком труда.
  3. В стране процветает безработица, работа не имеет адекватной оплаты, люди работают практически даром, но по призванию.

Значение труда для развития личности

Современные родители очень часто недооценивают воспитание трудом. Жалея своих малышей, они оправдывают свои действия тем, что их чада еще наработаются в зрелом возрасте. Но такая позиция ошибочна, поскольку именно в детстве закладывается отношение человека к труду, основные трудовые навыки.

Убираясь по дому или помогая маме помыть посуду, малыш приучается к ответственности, понимает, что если выполнить поручение небрежно, то это никого не обрадует. Чем бы он ни занимался, его помощь демонстрирует любовь, внимание, уважение к родным.

Простое поручение по починке сломавшейся машинки или куклы – это не механическое воспроизведение определенных действий. Сознательный труд рождает инициативу, изобретательность, ребенок находится в активном поиске, стремясь найти пути решения проблемы. В это время развиваются его память, внимание, пробуждается воображение. Когда малыш занимается с небольшими деталями и предметами, формируется его мелкая моторика, которая напрямую влияет на совершенствование центров речи, интеллект.

Рекомендации по трудовому воспитанию для родителей

  1. Взрослые сами должны браться за работу с желанием. Если между папой и мамой постоянно идут препирательства, кому сегодня убирать или сходить в магазин, из ребенка тоже ударника труда не выйдет.
  2. Воспитание трудолюбия нужно начинать как можно раньше. Малыши обычно не любят собирать игрушки после игр, поэтому заниматься этим можно вместе. Весь «реквизит» должен иметь свое место: книги ставят на полку, мягкие игрушки убирают в коробку, машины хранятся в гараже.
  3. Желание помочь, сделать что-то самостоятельно не должны пресекаться родителями, даже если после мытья тарелок на них остается жир, а завязывание шнурков приведет к опозданию в сад и на работу. Родителям следует запастись терпением, а также определенным «арсеналом» дел, которые можно поручить ребенку.
  4. Любое выполненное поручение должно быть вознаграждено. Самое важное вознаграждение – это восхищение и похвала мамы. Юному помощнику очень важно осознавать, что он молодец, видеть пользу от результата своего труда.
  5. Трудовые поручения не должны иметь форму принуждения. Еще лучше, если взрослые будут делать что-то совместно с детьми. Обычную уборку можно провести в форме состязания, игры, а лепка пельменей или пирожков превратится в незабываемый праздник.
  6. У ребенка должны появиться свои постоянные посильные обязанности. Регулярное кормление рыбок или уход за растениями немного освободит старших, а малыш будет чувствовать свою значимость в семейном коллективе.
  7. Дети должны осознавать конечный результат своих усилий, им нужно объяснить, с какой целью производятся те или иные действия: цветы могут увянуть, если их не полить, а рыбки без корма погибнут.
  8. Некоторые действия ребенку нужно показать лично, научить, объяснить, как делать. Возможно, это потребуется не единожды, взрослым нужно запастись терпением.
  9. Необходимо всегда проверять работу, сделанную ребенком, она должна быть осуществлена качественно и до конца. Если взрослые будут сами исправлять огрехи и доделывать, то этим только научат свое чадо уклоняться от поручений, ведь всегда есть кому завершить работу.

Трудовое воспитание мальчика

Наследник вырастет трудолюбивым, если только отец сам не сидит без дела перед телевизором, перекладывая все заботы по дому на плечи жены. Труд старшего мужчины – наглядный пример для малыша.

Сообразуясь с возрастом отпрыска, умный папа привлечет его к посильной помощи: мальчик может подавать инструменты, помочь в саду или гараже. Общение в процессе работы очень сближает, а забивать гвозди или чинить утюг – это не обрыдлая обязанность, а увлекательнейшее занятие.

Трудовое воспитание девочки

Мудрая мать ненавязчиво привлечет дочку к помощи по дому: научит убирать, стирать, готовить элементарные блюда, сервировать стол. Со временем круг ее обязанностей расширится, она научится рукодельничать, заботиться о младших.

Выполняя работу сообща, мама и дочь смогут лучше понимать друг друга. Терпение и похвала старшей обернется в дальнейшем заботой о ней. Привычка заботиться об окружающих вырабатывается с детства.

Памятка о том, чего нельзя

  1. Обязанности по дому нельзя делить на женские и мужские. Вымыть пол или приготовить еду не может быть недостойным занятием для мужчины. Любой труд уважаем.
  2. Нельзя нагружать детей сверх меры. Работа должна быть по силам, ребенку еще необходимо время для основного детского занятия – игры.
  3. «Льзя» и «нельзя» в семье нужно определить четко и закрепить с раннего детства. От того, какую позицию занимают по этому вопросу взрослые, будет зависеть, какая обстановка будет царить в семьях их детей: полная расхлябанность или порядок.
  4. Нельзя освобождать свое чадо от трудовых обязанностей, иначе на выходе получится потребитель. Если ребенок не приучен что-то делать вместе со всеми, в нем никогда не пробудится потребность сделать что-то для других.
  5. Нельзя наказывать трудом за проступки. Такая распространенная родительская практика ошибочна. На любом труде будет лежать «черная метка» наказания. Воспитательный эффект обратный – резко отрицательное отношение к труду. Наказывают лишением удовольствий: запретом на общение с компьютером, поездку за город, лишением карманных денег.
  6. Нельзя ценить только собственные усилия. В детях нужно поддерживать уважительное отношение к любому труду, чаще рассказывать о своей профессии, о том, чем занимаются друзья, родственники, соседи.

Трудовое воспитание в семье поможет ребенку найти себя, правильно реализовать во взрослой жизни. Дедушка Ленин был прав, утверждая, что человек станет счастливым, когда труд будет приносить ему радость, станет его потребностью.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Трудовое воспитание в семье. Консультация для родителей ДОУ

Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство,
которое может оставить своим детям и бедный, и богач.
К. Д. Ушинский

Как известно, такое качество, как трудолюбие нужно формировать у ребенка еще с самого раннего детства. Для развития хорошего отношения ребенка к труду, в семье тоже должно быть отношение к труду на должном уровне. Будет очень хорошо, если малыш уже с ранних лет будет иметь какие-то свои обязанности. Все его заслуги и старания должны объективно оценивать родители, поскольку это повлияет на его дальнейшие неудачи и успехи.
Ребенок должен понимать, что в семье нужно трудиться всем. У каждого члена семьи есть свои обязанности, и он так же, как и все должен принимать в этом участие. Если ребенок почувствует это, то у него будет развиваться чувство ответственности. Труд будет оказывать на него воспитательное воздействие. Не забывайте подчеркивать важность проделанной работы каждого члена семьи для общего блага. От этого ребенок будет лишь гордиться собой.
Наглядно покажите ребенку, как вам приятно выполнять работу по дому. Ваше настроение передастся вашему малышу и вызовет у него желание сделать все самому.

Для приспособления детей к домашнему труду предлагаются следующие правила:
• Как можно раньше приобщайте детей к труду, самостоятельной деятельности, самостоятельному мышлению.

• Используйте игру-труд как средство развития активности ребенка, стимулируйте их свободной инициативой деятельности.
• Учитывайте возможности и желания детей
• Учите ребенка выполнять трудовое задание.
• Практикуйте в семье совместный труд детей и взрослых.
• Не нужно разговаривать с ним в повелительном тоне и приучать его к роли подчинённого.
• Усиливайте содержательный аспект труда.
При организации труда детей учитывайте три уровня помощи, соответствующие трем уровням ответственности.
Первый уровень — ребенку нужно помогать в выполнении работы или делать ее вместе с ним;
второй — есть необходимость в контроле или напоминание;
третий — ребенок выполняет работу без посторонней помощи или напоминания.
— Нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у детей «было что делать», ребенок должен иметь постоянные обязанности.
— «Вкладывайте в труд всю свою душу», работайте с душой.
— Работу выполняйте, будучи в «хорошем расположении духа»!
— Соблюдайте рабочие правила инструкции и технику безопасности.
— Учите детей относиться с уважением, вниманием, доброжелательностью к окружающим людям.
— в труде должны присутствовать приятные эмоции. Нельзя приучать его к труду используя физическую силу. Чаще хвалите его за труды при ваших гостях и друзьях.
— Выполняйте работу качественно, проявляйте усердие к труду и работе.
— Не стесняйтесь принимать помощь от других, если в этом есть необходимость.

Стоит отметить, что привлекая ребенка к труду, развивается ряд таких жизненно необходимых качеств, как: творческое воображение, коммуникабельность, инициативность, терпеливость, старание и многие другие. В дошкольные годы особенно хорошо формируются такие качества, как настойчивость в достижении цели, эмоционально-положительное отношение к труду, аккуратность, умение доводить начатое до конца, осознание цели деятельности и старательность.

Читать еще:  Инновационные теории воспитания
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector