221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика глена домана обучение чтению

Методика Домана. Как заниматься? И стоит ли? | Скачать карточки

Сегодня я хочу поговорить об одной из самых известных методике раннего развития – методике Домана. Среди родителей мнения об этой системе довольно противоречивы. Одни говорят о колоссальных успехах, которых они добились при обучении своих деток, другие заявляют о том, что карточки Домана препятствует естественному развитию ребенка, а также требует полного самоотречения со стороны родителей. Кому же верить? Нужно ли заниматься по данной системе? И если заниматься, то как? На все эти вопросы я попытаюсь дать ответы в этой статье.

Стоит ли заниматься по методике Домана?

Сама я очень долго скептически относилась к обучению по Доману. Была убеждена, что для ребенка тяжело и противоестественно десятки раз в день просматривать карточки, вместо того, чтобы познавать реальный мир. Именно такой аргумент выдвигают противники методики — «Лучше водите малыша по комнате и показывайте ему предметы в реальной жизни, чем картинки».

Пытаясь понять, что же все-таки будет лучше для моей дочери, я знакомилась с разными методиками раннего развития, читала отзывы родителей о них, в том числе ближе познакомилась с системой Домана. Отзывы об этом методе поразили меня. Я узнала, что занятия по методу Глена Домана настолько способствуют активизации и развитию мозга, что поднимают на ноги детей, которые раньше не могли ходить по причинам, связанным с повреждениями мозга. Да и здоровым детям занятия также дают огромный толчок в развитии.

Глен Доман доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект. Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга , поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни. Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.

Однако методика Домана в чистом виде многим может показаться достаточно «суровой» — бесконечный поток самой разной и порой ненужной информации. Я сама так думаю, если честно:) Поэтому считаю, что обучение по методике должно быть «разумным»: не нужно превращать занятия только лишь в механический показ карточек и сконцентрироваться нужно не на развитии фотографической памяти (показывая ребенку все поряд), а на развитии мышления ребенка. Как это делать, читайте чуть ниже.

Среди доводов против обучения по методу Глена Домана можно встретить такие: «пичкание» малыша информацией слишком перегрузит его, будет мешать развиваться естественно, каким-либо образом повлияет на психику; занятия лишат ребенка эмоциональности, будут препятствовать нормальному человеческому общению и так далее. Все эти высказывания можно признать верными только лишь в случае, если вы будете слишком фанатично подходить к обучению по Доману, с утра до ночи показывая ребенку картинки, и игнорируя какие-либо другие методы развития. На самом же деле обучение по методике занимает не так много времени и совсем не исключает других игр и нормального человеческого общения, а самое главное — его всегда можно адаптировать под ваши желания — число показов в день сократить, а темы, освещаемые в карточках, брать только те, которые вы считаете интересными и полезными для малыша.

Разумный подход к методике

Итак, по моему мнению, заниматься по методу Домана нужно! Но необходимо придерживаться двух основных принципов :

1. Не нужно гнаться за количеством, стремясь показать как можно больше самых разных карточек, лучше ориентироваться на качество.

Что я имею ввиду под качеством карточек? А это значит, что для обучения лучше брать только ту информацию, которая интересна ребенку в данный момент времени, а главное ту, которую вы сможете в ближайшее время закрепить на примерах реальной жизни, картинках в книгах или в играх. Неоднократно по Таисии я замечала, что просмотренная и неиспользованная информация забывается ею очень быстро. Уже через пару месяцев она и не вспомнит, что я ей показывала гладиолусы и хризантемы. А вот если вскоре после просмотра, например, картинок с животными почитать про них стихи, сходить в зоопарк или поиграть в лото «Животные», результат будет совершенно другой — мало того, что информация прочно укладывается у ребенка в голове, так мы еще и здорово развиваем ассоциативное мышление ! А это очень ценно и полезно для малыша.

Мне кажется дочка даже в лице меняется, когда мы начинаем обсуждать то, что ранее проходили по карточкам, видно, что в этот момент в голове у нее происходит активный мыслительный процесс («Ага, этот тигр в клетке и есть тот тигр, что я видела на картинке»), а глаза так и светятся — видно, что ей очень интересно:) Говорю без преувеличения.

Поэтому всю информацию, прежде чем изучать, нужно хорошенько проанализировать. Стоит ли изучать по карточкам 100 цветов, если реально в играх с малышом вы никогда не будете называть их все? Считаю, что вполне можно ограничиться 15-18 цветами. А некоторые темы, возможно стоит полностью исключить. Все зависит от того, во что вы играете и что обсуждаете с малышом. Немного о том, в каком возрасте какие темы интересны ребенку можно почитать здесь.

Количество показов также должно быть разумным. Не обязательно приставать к малышу с карточками по 20 раз на дню. Показывайте карточки в том количестве, которое приемлемо для вас. Если, занимаясь с ребенком, вы все время будете изводить себя мыслью о том, что перегружаете его и даете ему совершенно ненужную информацию, то ребенок обязательно почувствует ваш посыл.

2. Обучение по Доману нужно совмещать с другими играми и занятиями.

Если вы слишком сосредоточитесь на показе и изготовлении карточек, забыв про то, что ребенок нуждается в живом общении, в познании реального мира и его законов, в творческом и музыкальном развитии, вы действительно лишите своего ребенка очень многого.

В чем суть методики Домана?

Итак, что же собой представляет методика Домана? Вообще говоря, демонстрация карточек – это не единственное, что предлагает Доман, но именно они получили наибольшее распространение, поэтому о них здесь и пойдет речь. Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, вы озвучиваете для малыша, что на них изображено. Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребенок с легкостью запоминает все, чему вы его учите.

Первый тип карточек Домана – энциклопедические , на них представлены картинки с изображением животных, растениий, музыкальных инструментов, профессий и т.д. и яркие подписи красным шрифтом. Карточки предъявляются ребенку тематическими комплектами, например, сначала изучаем диких животных , потом овощи , транспорт .

Кроме энциклопедических карточек существуют карточки для обучения счету ( KoroBoom , My-shop )

и карточки для обучения чтению ( KoroBoom , My-shop ).

Раньше последователям методики ночами приходилось изготавливать материалы, чтобы на следующий день было, что показать ребенку, сегодня, к счастью, можно приобрести готовые комплекты. Мы, например, учились по большому комплекту « Вундеркинд с пеленок ». В этом замечательном наборе есть все самые необходимые темы, на картинках четко выделен изучаемый объект, нет ничего лишнего, и вообще картинки очень красочные. На оборотной стороне есть факты, которые пригодятся, когда вы изучите все основные объекты, изображенные на картинках.

Мне всегда казалось, что показывать карточки в бумажном варианте гораздо удобнее, чем на компьютере (с ними легче соблюдать системный подход по замене изображений, их можно положить на видное место, и тогда про них будет сложно забыть). Но если вы придерживаетесь другого мнения, то вам, должно быть, пригодятся вот такие электронные карточки — КАРТОЧКИ ДОМАНА СКАЧАТЬ . При наличии цветного принтера их также можно распечатать.

Как заниматься?

В разных источниках начинать заниматься предлагается по-разному. Где-то советуют взять 5 комплектов карточек по 5 штук каждый, где-то – 3 комплекта по 10 карточек и т.д., вариантов масса. Я уверена, что каждый вариант рабочий. Для начала выберете любой, какой вам кажется, наиболее адекватным, а впоследствии, глядя на результаты, адаптируете систему под себя и ребенка. Если малышу тяжело просматривать комплект из 10 карточек, он начинает отвлекаться под конец просмотра, то уменьшите количество карточек и наоборот. Мы выбрали для себя вариант с 3 комплектами из 10 карточек . Этот вариант нам подошел.

Читать еще:  Методики развития ребенка до года

Далее, по Доману, каждый набор необходимо показывать по 3 раза в день . Каждую картинку ребенок должен видеть 1-2 секунды . За одну демонстрацию показывают только один набор, и временной промежуток между показами должен быть не менее получаса . После десяти дней занятий (т.е. после того, как вы просмотрели набор 30 раз) из каждого набора изымается одна карточка и заменяется на новую, так делается каждый день, пока комплект карточек не исчерпает себя. Здесь нужно заметить, что если в ваших комплектах изначально было по 5 карточек, то вводить новые карточки нужно начинать уже после пяти дней занятий. Если набор полностью изучен, его заменяют на новый.

Кроме этого, Доман предлагает постепенно увеличивать количество комплектов карточек, демонстрируемых ребенку. Чуть ли не до десяти наборов. При этом каждый из них также нужно показывать в день по 3 раза. Только представьте, это нужно 30 раз в день отвлечь ребенка от его важных дел и показать картинки! Такие цифры могут отпугнуть от этой методики многих мам.

Чтобы все не выглядело так страшно, в методических пособиях обычно производят расчет (количество секунд, затрачиваемых на показ, умножают на количество демонстраций в день) и получают, что на показ карточек понадобится всего несколько минут в день. Но не все так просто как кажется, ведь показ картинок – это не единственное, чем вы занимаетесь и о чем помните весь день. Для начала вам элементарно нужно про них вспомнить, затем бросить все, оторвать малыша от игры и показать ему картинки. Это еще хорошо, если вы все время находитесь рядом с ребенком, и карточки все время при вас, но, к сожалению, не у всех мам есть такая возможность.

Поэтому, повторюсь еще раз, не гонитесь за количеством изучаемых комплектов. Главное — чтобы занятия были интересны вам и ребенку, а обучение не превратилось в обузу. НО все же старайтесь заниматься регулярно, не забрасывайте начатое.

Поэкспериментировав, мы с дочкой остановились на таком режиме: в день у нас было не больше 6 демонстраций, т.е. каждый набор за день мы успевали посмотреть по 2 раза. Каждый третий показ в каждый комплект добавляли по одной новой карточке (т.е. у нас новые картинки добавлялись не каждый день, а чуть реже). Первое время я начинала вводить новые карточки после 30 просмотров комплекта. Но впоследствии, все эти нормы меняла. Так, например, довольно быстро стало ясно, что 30 просмотров комплекта – это очень много, дочь начинает скучать. Количество комплектов же у нас всегда оставалось неизменным – 3. Подробнее о нашем опыте обучения по системе Домана вы можете почитать здесь:

Методика Глена Домана

Когда говорят о раннем развитии ребенка, имеют в виду интенсивное развитие его способностей в возрасте от 0 до 34 лет. После того, как ученые выяснили, что развитие клеток головного мозга к трем годам завершается на 70 %, а к шести-семи годам на 90 %, стало ясно, сколько возможностей мы упускаем, не используя врожденный потенциал малыша.

Одна из методик, которая способствует раннему развитию детей это методика Глена Домана. Это одна из самых знаменитых программ раннего развития детей умственного и физического аспекта. Глен Доман был уверен, что в любом малыше скрыт огромный талант, который может быстро развиваться и открыть перед ребенком большие шансы в будущем. Так решил американский врач-нейрофизиолог после того, как детально изучил особенности развития детей. Доман и его методика раннего развития это большой вклад в успешное будущее вашего ребенка.

Кто такой Глен Доман?

Глен Доман родился в Соединенных Штатах Америки. В 1940 году он получил диплом врача-физиотерапевта. После этого начал изучать детский мозг. Но тут началась Вторая Мировая война и японцы напали на военную базу Пёрл-Харбор. Всё это помешало учёному продолжить исследования. Доман отправился на фронт, участвовал во многих битвах, стал лейтенантом и получив военную награду. Когда он вернулся с войны, то решил продолжить когда-то начатое дело. Он основал Институт достижения потенциала человека, где до конца своих дней работал и исследовал детский мозг.

Принципы методики

Методика Домана следует данным принципам:

  • Начать учить малыша следует в самом раннем возрасте. Чем ваш сын или дочь младше, тем быстрее он научится любому навыку.
  • Обязательно необходимо поощрять чадо и восторгаться его победами.
  • Нужно сформировать между родителями и малышом доверительные отношения. А также уважительно относиться к нему.
  • Учеба должна приносить положительные эмоции.
  • Для учебы нужно создать правильную атмосферу.
  • Необходимо прекратить тренировку до того, как у самого малыша возникнет такое желание.
  • Постоянно познавайте что-то новое.
  • Будьте постепенными. Учеба должна иметь регулярный характер.
  • Не следует проверять то, что ребенок узнал.
  • Пособия по учебе нужно подготовить подробно и за несколько дней до занятия.
  • Если сыну, дочери или даже родителям самим стало скучно, обучение нужно закончить.

Физическое развитие по методике Домана

Самое больше внимание Глен Доман уделял физическому развитию детей. Учёный считал, что оно имеет прямую взаимосвязь с интеллектуальным потенциалом малышей. Именно по этой причине он был уверен, что необходимо физически развивать ребенка с самого его появления на свет.

Ребенок от природы нуждается в том, чтобы много плавать, ходить, ползать, хватать. С самого рождения младенцу нужно дать свободу перемещений и делать все, чтобы он физически развивался. Если мама с папой с раннего детства помогают крошке быть активным, то их сын или дочь будет умственно развиваться гораздо интенсивнее, по сравнению со сверстниками. Поэтому следует постоянно бегать и прыгать с малышом, с раннего детства знакомить его со спортом и физкультурой.

Как научить читать по методике Домана?

Ученый считал, что начать учить читать можно даже крошку, которому едва исполнилось 1,5 года. Нужно только следовать его методике.

Для этого родителям нужны карточки с комплектом слов. Их параметры должен быть 10*50 сантиметров, слова ярко-красного цвета, шрифт 1,5 сантиметров по толщине, а высотой каждая буква должна быть 7,5 сантиметров. Не стоит с самого начала знакомить малыша с трудными

словами. Вы должны постараться найти такие слова, с которыми малыш отлично знаком (бабушка, дедушка, кошка, собака, дом, стол, стул, вода).

Вам нужно следовать данной схеме обучения:

  • Комплект слов это группа из 5 слов, которые объединены одной темой.
  • Учиться нужно по 3 раза каждый день.
  • Понедельник. Покажите сыну или дочери один комплект слов. Проговорите слова четким, ровным голосом. На каждое слово не следует тратить более 15 секунд. Выходит 3 урока с одним комплект слов.
  • Вторник. К комплекту слов, который уже показан, прибавьте еще один. Выходит 6 уроков в день (3 с изученным ранее комплектом слов, 3 с новым) и два комплекта слов.
  • Среда. 3 комплекта слов и 9 уроков.
  • Четверг. 4 комплекта слов и 12 уроков.
  • Пятница. 5 комплектов слов и 15 уроков в один день.
  • Суббота. Добавьте еще один комплект слов, но одновременно с этим из пяти предыдущих исключите по одному слову.

Как научить считать по методкие Домана?

Родители, когда слышат слово три воображают цифру, а их малыши мыслят фактами. Они представляют три мандарина, три дома, три кошки, но

даже не пытаются соотнести слово три с картинкой цифры. Именно на это специфическое для малышей качество и опирался Доман, когда создавал свою программу. Если вы позволите ребенку работать с определенными фактами, а не абстрактными терминами, то у него появится отличная возможность научиться считать, не пересчитывая, понимать количество изображенных предметов, узнать о базовых действиях в математике.

Чтобы научить ребенка считать, вам нужно будет взять 100 карточек размером 27*27 сантиметров. На карточках в хаотичном виде изображены красные точки количеством от 1 до 100. Их диаметр не должен быть больше 2 сантиметров. На уроках малыш сначала узнает термин количество, потом термин уравнение. Затем можете начать обучать ребенка решению математических задач. И лишь затем по методике Домана следует знакомить малыша с графическим изображением чисел, понятием цифра. А уже потом начните решать цифровые уравнения.

Читать еще:  Игры для интеллектуального развития детей

Преимущества методики

Методика развития Домана способствует и физическому развитию детей. Доман определил 7 этапов в прогрессе малыша от младенчества до 7 лет. Данные стадии идут вместе со стадиями развития мозга. В первом периоде верхние отделы спинного мозга управляют слухом, зрением, мануальными навыками и движениями. В финишном периоде ими

управляют верхние отделы коры головного мозга. Любой следующий этап, совершенствуясь, убирает старый этап и контролирует разные роли головного мозга. Скачок от одного уровня к следующему иллюстрируется, согласно программе, определенным количеством жестов и действий. Ребенок, который не обучается по программе, проходит эти этапы за 6,5 лет. А дети, обучающиеся по курсу Глена Домана, проходят данные уровни за 3,5 года.

Методика Гленна Домана: чтение

Методика дала феноменальный результат. И дело было даже не в том, что умственно отсталые дети научились читать. Дети, отстававшие от здоровых сверстников по показателям умственного и физического развития, через полгода занятий по системе Домана превосходили здоровых детей этого же возраста в среднем на 20% по совокупности умственных и физических показателей.

Эту систему он применил в работе со здоровыми детьми. Сегодня, по прошествии нескольких десятков лет, можно говорить: результаты применения метода превзошли ожидания автора – в мире живут и работают несколько десятков нобелевских лауреатов, учившихся в детстве по системе Гленна Домана.

Методика состоит из пяти основных этапов.

Этап первый: СЛОВА

Занятия проводятся в комнате, где тихо, уютно, нет ничего отвлекающего внимание от занятий (например, картин на стенах, необычных предметов). Обязательное условие – хорошее настроение ребенка. Ребенок должен быть сыт, энергичен, готов играть.

Материальная основа методики – карточки. Это прямоугольные куски картона, размером 10х50см, На карточках пишутся слова. Высота букв 7,5 см, цвет ярко-красный , шрифт без засечек, например, «ARIAL», буквы прописные (заглавные). Слово должно располагаться в центре карточки. Слова на карточках можно писать вручную, например, толстым фломастером, но лучше заказать их в любом центре цветной печати. Вам их напечатают на самоклеющейся бумаге, и вы сами аккуратно наклеите самоклейку на приготовленный картон.

Методика рекомендует начинать работать с 15-ю словами. Какие слова будут в числе первых 15-ти ? Первое слово «МАМА», второе чаще всего «ПАПА». Остальные слова выбираются из имен близких, предметов домашнего обихода, названий любимых продуктов, игрушек. В каждой семье список используемых слов разный, главное условие – малыш должен точно знать, о чем или о ком идет речь, когда произносится слово, написанное на карточке.

Первое занятие. Покажите малышу карточку со словом «МАМА» и отчетливо произнесите фразу: «Это означает “мама”». Держите карточку на расстоянии примерно 35–40 см от лица ребенка. Демонстрация займет около 2 секунд. Не комментируйте произнесенное, не просите ребенка повторить слово за вами. Далее продемонстрируйте малышу карточку со словом «ПАПА» и любыми тремя словами из первых 15-ти . Сеанс окончен. Поцелуйте и похвалите ребенка, это нужно обязательно делать в конце каждого сеанса.

В первый день у вас будет еще три демонстрационных сеанса с первыми пятью карточками с интервалом не менее получаса. Всего за первый день на обучение у вас уйдет примерно три минуты.

На второй день вы проведете три сеанса с первыми пятью карточками и добавите еще три сеанса со вторым набором из следующих пяти карточек. В общей сложности во второй день вы проведете шесть сеансов.

На третий день вы добавите к первым двум наборам еще один набор из пяти слов. У вас состоится девять сеансов – три с первым набором, три – со вторым и еще три – с третьим. Все девять сеансов с интервалами не менее получаса растянутся на весь день.

Ребенок не должен скучать. Если не хотите потерять интерес малыша к обучению, не демонстрируйте ему один и тот же набор карточек больше трех раз в день и не держите карточку перед его глазами дольше двух секунд.

На третий день ребенок сам начнет узнавать показываемые ему карточки и произносить написанные на них слова. Освоение первых пятнадцати слов займет 3–4 дня, максимум 5.

Какие результаты вы получите к этому моменту:

  • ребенок научится отличать показываемые ему слова одно от другого;
  • он научится узнавать слово на показанной ему картинке.

Следующая порция слов состоит из пяти наборов по пять слов. Эти двадцать пять слов будут обозначать части тела. Подготовьте карточки и начинайте занятия. Если до сих пор вы только добавляли новые слова и довели общее количество демонстрируемых слов до 15, теперь нужно будет освоить технику постепенной замены.

Для этого с первых же дней отмечайте на каждой карточке дату, когда вы начали демонстрировать эту карточку вашему малышу. По истечении пяти дней после начала демонстраций вы можете заменить это слово на новое.

Работая таким образом, вы будете просматривать в день по 25 слов, собранных в пять наборов по пять слов в каждом. В каждом наборе ежедневно одно старое слово будет заменяться на новое.

Темп освоения новых слов при этом составит 5 слов день. Максимально допустимый темп – 10 слов в день.

Этап второй: СОЧЕТАНИЯ СЛОВ

По мере приближения к завершению первого этапа, следующие (после первых 35) карточки будут содержать не отдельные слова, а их сочетания. Просмотрите перечень освоенных вашим учеником слов и прикиньте, какие можно составить сочетания.

Есть очень удобная для этого дела категория слов. Это слова, обозначающие цвета. Детям работа с цветами, как правило, очень нравится. Например, если в числе первых 35 было слово «яблоко», можно изготовить карточку с сочетанием «зеленое яблоко».

Дальше можно будет ввести в обиход слова, связанные между собой определенными отношениями. Например, антонимы: «длинный/короткий», «верхний/нижний», «черный/белый».

На этом этапе можно дополнить демонстрации слов показом картинок, иллюстрирующих эти слова. Например «высокий» и «низкий» – понятия для маленького человечка довольно абстрактные. А «Высокое дерево» и «низкое дерево» он видит каждый день.

Этап третий: ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

К началу этого этапа малыш выучил около 75 слов, и некоторое количество сочетаний. Пришло время работать с предложениями.

Составьте и нанесите карточки пять простых предложений. Демонстрируйте их ребенку в течение трех-пяти дней. Постепенную замену начните, вынув два старых предложения и вложив новые. Обычно дети усваивают их очень быстро.

При изготовлении карточек придется уменьшить размер шрифта, чтобы предложения помещались на стандартной карточке.

Этап завершается изготовлением книги предложений. В ней будут собраны предложения, пройденные нашим учеником. После каждой страницы с текстом будет идти страница с иллюстрацией поясняющей текст. В качестве иллюстраций вполне неплохо использовать фотографии самого ребенка.

Этап четвертый: РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

На этом этапе ваш ребенок перейдет к освоению сложных предложений. Этот шаг автор методики по важности сравнивает с самым первым, когда ребенок начинает отличать картинки со словами друг от друга.

В построении сложных предложений Гленн Доман рекомендует идти от простого к сложному, и составлять сложные фразы из простых, постепенно добавляя в них слова, усложняющие предложение и раскрывающие смысл. Например, предложение «Дима ест» можно постепенно усложнить, добавив в него дополнение: «Дима ест кашу».

Предложения бессмысленные и юмористические приветствуются.

Вы двигаетесь дальше в освоении учебного материала, демонстрируя ребенку и читая вслух составленные вами сложные предложения и тексты из книги. Здесь наступает важный момент: скорее всего, ребенок начнет узнавать в показываемых ему материалах слова, а то и предложения и пытаться читать их вслух. Это хороший признак, не препятствуйте этому. Но сами не просите его об этом.

Чем длиннее будут становиться предложения, тем труднее будет уместить учебный материал на карточках. На этом этапе можно:

  • уменьшить высоту букв шрифта;
  • изменить цвет букв с красного на черный.

Придерживайтесь следующего правила: можно увеличивать количество слов на карточке или уменьшать размер шрифта, нельзя делать это одновременно. Недопустимо писать надписи на карточках мелкими и неразборчивыми буквами.

Читать еще:  Железнова методика раннего развития

Этап пятый: КНИГИ

На этом этапе малыш перейдет к работе с реальными печатными изданиями, набранными печатным текстом и содержащими множество слов.

Если вашему ребенку еще не исполнилось двух лет, начинайте работать с книгами, в которых тексты набраны шрифтом высотой не менее 2,5 см. Сложные предложения на карточках, которые вы показывали малышу на предпоследнем этапе, скорее всего, приходилось писать буквами высотой около 3 см – иначе они уже не умещаются на карточках. Тем не менее, при переходе к книгам для маленьких детей не допустимо резкое уменьшение размера шрифта. Если ребенок старше 3 лет, размер шрифта может быть уменьшен до 1 см.

Вот правила, которых вам необходимо придерживаться, выбирая книгу, по которой вы будете работать с малышом:

  • объем текста 50–100 слов;
  • слова и предложения должны быть уже знакомы ребенку;
  • на каждой странице должно быть не больше одного предложения;
  • высота букв шрифта не ниже 1 см;
  • текст на страницах должен быть отделен от иллюстраций, и предшествовать им.

Книжка должна быть интересной, занимательной. Пока вы не начали по ней заниматься, просто прочтите ее сами. Если она понравится вам, должна понравиться и вашему малышу. Если книга покажется вам трудной, не откладывайте ее – попробуйте все-таки читать ее вместе с ребенком, помогая ему разобраться.

Вот общие рекомендации, которые Глен Доманн дает тем, кто учит детей читать книги:

  • просмотрите книгу, найдите все новые, незнакомые вашему малышу слова, и разучите их по методике, изложенной выше в описании первого этапа;
  • убедитесь в том, что текст в книге достаточно крупный и разборчивый;
  • убедитесь в том, что читая книгу, ребенок сначала прочтет текст и только потом, перевернув страницу, увидит иллюстрацию;
  • посадите ребенка на колени и откройте книгу, так, чтобы вы оба видели ее. Малыш, разглядывая текст, скорее всего, захочет прочесть вам то, что увидел. Если захочет – это хорошо, поощрите его и послушайте, как он будет читать. Когда он закончит читать текст на странице, прокомментируйте ошибки. Если ребенок маленький, он, скорее всего, не захочет читать. Придется читать вам, а он будет слушать;
  • по прочтении книги, оставьте ее так, чтобы ребенок имел к ней доступ, ему наверняка захочется прочесть ее самому. Пусть читает, сколько захочет.

Как и всякая методика, методика Гленна Домана содержит как позитивные, так и негативные аспекты.

Позитивные аспекты:

  • обучение чтению происходит в игровой форме;
  • постепенно ускоряющийся ритм освоения материала приучает ребенка к быстрому ритму окружающей его жизни;
  • в процессе обучения демонстрируется и развивается присущая маленьким детям фантастическая память. Они без труда запоминают значительное количество информации;
  • рано начав читать, ребенок усваивает большой поток информации, который весьма расширяет его кругозор, делает его энциклопедически образованным.

Негативные аспекты:

  • изготовление карточек – хлопотное дело. Впрочем, поискав в интернете, вы всегда найдете много готовых решений;
  • дети научившиеся «читать» по карточкам, не узнают эти же самые слова, написанные другим шрифтом или даже тем же шрифтом, но другим цветом;
  • попав в школу, ребенок, учившийся читать по методике Гленна Домана, не усваивает материалы, преподаваемые традиционными методами, отстает в учебе.

Проблема в особенностях русской орфографии. Чтобы правильно писать по-русски , необходимо научиться видеть из чего состоит слово (буквы, слоги, приставки, корни, суффиксы, окончания). Ребенок, учившийся по Доману, привыкает воспринимать слова целиком, не деля на части.

Обучение чтению детей раннего возраста по методике Глена Домана

Юлия Кузнецова
Обучение чтению детей раннего возраста по методике Глена Домана

Глен Доман – известный военный врач и педагог. Его методика обучения больных детей родила идею о создании метода раннего развития ребенка.

Основной упор делается на активизации зрительной памяти. Чтение по Г. Доману предполагает чтение слов целиком. Малыш видит, как пишется слово, запоминает его звучание.

Впоследствии он приходит к понятию буквы самостоятельно и начинает читать другие слова.

Показывают карточки со словами, написанными красным шрифтом на белом фоне.

Для занятий нужно подобрать 5 карточек, относящихся к одной теме и демонстрировать малышу каждую по несколько секунд, одновременно произнося название предмета.

Демонстрация карточек проходит на расстоянии 35 см. от лица. В руки ребенку карточки не даются. Показ длится 1-2 секунды, в течении которых четко произносится написанное слово. Начинать следует с простых, хорошо знакомых ребенку слов («мама», «папа», «нос» и т. д).

Показывается не более 5 карточек за 1 раз. Перерывы между занятиями должны быть не менее 30 минут.

Методика предусматривает через три занятия замену одной карточки из набора новой. Таким образом, все картинки будут заменены.

Начиная со второй недели,рекомендуется следующий режим ежедневных занятий: заранее подготовить 5 наборов слов одинаковой или разных тематик; во время каждого занятия один раз демонстрируется один набор; время занятия около 10–15 секунд; в день проводится до 15 демонстраций; каждый набор и карточка показывается ребенку три раза в день.

Заниматься стоит только тогда, когда ребенок спокоен и бодр, выспался и сыт.

То же самое касается обучению счету. Глен Доман показывал детям карточки с определенным количеством кружков и четко называл число. Впоследствии дети уже могли отличать 56 кружков от 57 и т. д. Таким образом, воспринимается не цифра, а общее количество предметов.

Чтение по Г. Доману и его методика раннего развития ребенка показали хорошие результаты. Таким способом были воспитаны несколько десятков нобелевских лауреатов.

Однако в этой методике находят и свои недостатки. Главным из них названа однобокость развития, когда активно стимулируется только зрение, и остаются без внимания обоняние, осязание, слух, вкус и т. д. Еще один недостаток состоит в том, что слова показываются без иллюстраций. У малыша еще мало опыта в жизни, и значения многих слов ему не известны. Слово дается ему без образного сопровождения. Считается, что тем самым стимулируется развитие абстрактного мышления.Но достоверность этого факта до конца не доказана: кстати, дети с ярко выраженным образным мышлением плохо воспринимают эту методику.

В методике Домана ребенок чувствует себя пассивным. Он не является активным участником процесса обучения. В результате есть опасения, что малыш привыкнет получать готовые знания и не будет отыскивать их самостоятельно в будущем. Несмотря на противоречия, методика раннего развития ребенка Глена Домана нашла своих последователей и новаторов. Одним из них стал педагог и психолог из России Андрей Маниченко.

Комплект «Суперкарточки по методике Домана-Маниченко»это 125 карточек на 5 тем: «Читаем в доме», «Читаем на кухне», «Читаем в детской», «Читаем в шкафу», «Читаем на улице».

Итоговое занятие по обучению чтению по методике Н. А. Зайцева в средней группе «Как хорошо уметь читать» Итоговое занятие по обучению чтению по методике Н. А. Зайцева «Как хорошо уметь читать» в средней группе Цель занятия: закрепление пройденного.

Картотека «Фрукты, ягоды, овощи». Карточки Домана Картотека «Фрукты, ягоды, овощи» (карточки Домана) Занимаясь с ребёнком по карточкам Домана с изображениями овощей, фруктов и ягод, вы.

Консультация для воспитателей «Обучение чтению детей с нарушениями речи» Чтение — это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с фонемой, слияние букв в слоги, слогов в слова. Качество.

Круглый стол для родителей детей группы раннего возраста «Организация развития речи детей раннего возраста в семье» Цель: Вовлечение родителей в совместное с детьми общение. Задачи: -Формировать у родителей умения организовывать совместную деятельность.

Обобщение педагогического опыта «Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений» Речь Слайд 1. Добрый день. Я бы хотела предложить вашему вниманию результаты обобщения моего педагогического опыта на тему: «Обучение детей.

Обучение чтению. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка» Программные задачи: учить составлять сказку на предложенную тему.

Обучение чтению., советы для родителей и воспитателей Мы воспитатели должны стремиться к тому,чтобы при выпуске из подготовительной группы,дети уже читали-этого требует настоящее время. Если.

Проект по приобщению детей дошкольного возраста к чтению Городской конкурс инновационных проектов «Инновации в образовании» Номинация «Новые подходы в организации дошкольного образования».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector