221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика нравственного воспитания дошкольников

Методы нравственного воспитания дошкольника

Методы воспитания — это пути, способы достижения заданной цели воспитания.

В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый — в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова — в дошкольной педагогике) [17].

Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания.

Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:

— методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;

— методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

— методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение, субъективно-прагматический.

Принципы отбора методов нравственного воспитания:

· соответствие метода цели и задачам воспитания;

· гуманный характер метода;

· подготовленность условий и средств для использования метода;

· избирательность отбора метода;

· тактичность применения метода;

· планирование возможного результата воздействия метода;

· терпение и терпимость педагога при использовании метода;

· преобладающая практическая направленность метода в нравственном воспитании дошкольников.

Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, ав комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.).

2.3. Художественная литература как средство воспитания нравственности у детей дошкольного возраста

Под средствами в педагогике понимают предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Одной из задач в формировании личности старшего дошкольника является воспитание культуры поведения. К средствам воспитания культуры поведения следует отнести развивающую среду, игру, художественную литературу.

Велика роль занятий по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение [15].

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В.Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы он говорил, что, художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою [3].

Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним. От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог как на занятиях, так и вне их.

Автор «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильева говорит о важности тематического распределения произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий. Это позволит педагогу проводить работу по воспитанию культуры поведения детей целенаправленно и комплексно. При этом необходимо использовать повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей. Совсем не обязательно читать детям много художественных произведений, но важно, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по мысли. [17]

Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других. Ими разработано несколько критериев:

— идейная направленность книги (например, моральный облик героя);

— высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы;

— доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

— сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

— конкретные педагогические задачи.

Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги. Поэтому Л.М. Гурович, В.И. Логинова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, С.В. Петерина указывают на важность проведения этической беседы о прочитанном.

Готовясь к беседе, педагог должен продумать, какой аспект культурного поведения он собирается раскрыть перед детьми с помощью данного художественного произведения, и в соответствии с этим подобрать вопросы. Например, воспитатель, прочитав детям «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака и желая дать им представление о скромности, задает вопрос: «Дети, почему парень вскочил на площадку трамвая?» — «Потому что он спешил домой»,— отвечает ребенок. Неправильный вопрос вызвал и не­правильный ответ, отвлек внимание детей от главного в этом произведении.

Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям.

Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.

Читать еще:  Методы развития воображения детей

Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные произведения, например рассказ В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик». В обоих рассказах описываются душевные переживания мальчиков, связанные с тем, что по их вине в одном случае собака, в другом — котенок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. На занятии целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребенок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников. Учитывая, что дети уже знакомы с рассказом Н. Носова «Карасик» и, следовательно, уже должны были осознать подобный ход событий, содержание вопросов к ним по рассказу В. Осеевой «Почему?» меняется. Теперь воспитатель выясняет умение детей сравнивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления; кроме того, ставится конкретная цель: закрепить возникшие у детей чувства и представления о том, что переносить свою вину на другого — это несправедливо, нечестно.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.

Таким образом, беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

Художественная литература является важным средством воспитания нравственности у детей старшего дошкольного возраста.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Средства и методы нравственного воспитания дошкольников

Светлана Гомзякова
Средства и методы нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, средикоторых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

Средством нравственного воспитания дошкольниковявляется собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство — деятельность как таковая — необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Методы воспитания — это пути, способы достижения заданной цели воспитания.

В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю. К. Бабанский, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый — в общей и школьной педагогике; В. Г. Нечаева, В. И. Логинова — в дошкольной педагогике).

Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания.

Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:

методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;

методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение,

Принципы отбора методов нравственного воспитания:

-соответствие метода цели и задачам воспитания;

— гуманный характер метода;

— реальность метода;

— подготовленность условий и средств для использования метода;

— избирательность отбора метода;

— тактичность применения метода;

— планирование возможного результата воздействия метода;

— терпение и терпимость педагога при использовании метода;

— преобладающая практическая направленность метода в нравственном

воспитании дошкольников.

Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.). эмоционального отношения к нравственным нормам. Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.

Инструкция. Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам.Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.

Читать еще:  Методика глена домана обучение чтению

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине.

Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников «Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников» «ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!» 1. Требования к качеству речи педагога.

Мультфильмы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников [«Мультфильмы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Автор опыта: Сороколетова Мария Федоровна, воспитатель муниципального.

Роль книги в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников «Роль книги в формировании духовно – нравственного воспитания дошкольников» «Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если.

Консультация для родителей по развитию речи «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» Консультация для родителей по развитию речи: «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» В основе словесного.

Методы, средства и формы воспитания, используемые в тренировочном процессе дошкольников Для достижения поставленной цели и наилучших результатов в физической культуре я использую несколько методов, средств и форм воспитания.

Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.

Педагогический опыт использования сказок как средства нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста Педагогический опыт по теме «Использование сказок как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» Выполнила:.

План работы духовно-нравственного воспитания дошкольников Месяц Содержание Участники Ноябрь Организованная деятельность с детьми. «Своя хатка – родная матка». Цель: познакомить детей с предметами.

Методы и средства элементарной диагностики уровня воспитания и развития детей при реализации индивидуального подхода Испытывая необходимость анализа результативности воспитательно – образовательной работы, а также для определения дальнейших перспектив мне.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: что учесть и как обыграть

В широком смысле нравственное воспитание дошкольников — это целый ряд педагогических мер, направленных на ознакомление детей с духовными ценностями общества. Этот процесс положительно меняет человеческую личность. Ребенок воспитывается нравственно, входит в социальную среду, приступает к самовоспитанию и взаимодействию с другими людьми.

В чем состоит воспитание нравственности у детей

По мнению опытных педагогов, нравственным качествам невозможно научить, надо постепенно их прививать, вырабатывая нужные социальные навыки. Этот механизм у каждого малыша действует по-особенному.

Важный фактор — единство или различия в нравственных установках, которые прививаются деткам дома и в детском саду. Психологи нередко отмечают такое явление: воспитатели убеждают в важности дружбы и щедрости, а родственники развивают в малыше чувство собственности, безразличие к чужим проблемам и даже агрессию по отношению к другим детям и взрослым (например, «нечего раздавать свои игрушки!» или «а ты его ударь»). В результате такого двойственного воспитания у ребенка возникнет внутреннее противоречие. Он принимает то ту, то иную точку зрения, так как у него нет собственного убеждения.

Важно
Чем младше ребенок, тем он более открыт к окружающему обществу, критическое мышление слабо развито.

Миссия нравственного воспитания современных маленьких детей — формирование равного члена коллектива с одной стороны, и яркой, самобытной личности с другой. В современном обществе необходимы оба качества. Умение работать в команде так же важно для успешной жизни, как и здравая самооценка, открытое выражение собственного мнения, умение отстоять свою позицию.

Существуют несколько способов развить нравственные качества дошкольников: личным примером, чтением литературных произведений, учебой, игрой, трудовой деятельностью, творчеством. В детском саду, как правило, применяются все эти методы. То же происходит и дома. Вольно или не вольно, родители формируют нравственный облик своего ребенка.

Направления нравственного развития:

  • личные качества;
  • моральные ценности;
  • отношение к окружающим;
  • чувства патриотизма;
  • нормы этикета.

Детские учреждения проводят работу по всем направлениям, создавая базу для общеобразовательной школы. Получаемые знания слоями закладываются в сознании, образуя совокупность личных качеств.

Задачи воспитания ребят дошкольного возраста следующие:

  • выработка личных качеств, понятий, привычек, ощущений;
  • культивирование гуманности к другим членам общества;
  • зарождение патриотизма, гордости за родину;
  • вырабатывание у детей с малолетства терпимости к людям разных национальностей и религий;
  • овладение способностью проживать и работать в коллективе, не утрачивая чувства достоинства;
  • воспитание трудолюбия, навыка совместного труда;
  • развитие индивидуальности и творческих способностей.

Родителям нужно понимать, что в группе детского сада на первый план выходит воспитание именно коллективного человека, прививаются общие нормы духовности и нравственности. Развитие индивидуальных способностей проходит в рамках ограниченного выбора занятий, предусмотренных программой дошкольного учреждения. В хорошем детском саду эти занятия разнообразны: рисование, лепка, фольклор, танцы, плавание и др., и родители могут выбрать одно или несколько направлений для своего малыша. И все же у родителей дома гораздо больше возможностей проводить воспитание с учетом личностных характеристик ребенка.

Для нравственного развития дошкольников преподаватели используют следующие приемы:

  1. Творческая работа, произведения литературы и музыки, изобразительное искусство. Художественные образы помогают описать ощущения людей в разных обстоятельствах, а также собственные чувства посредством слова, рисунка, мелодии.
  2. Соприкосновение с природой прибавляет жизненных сил, знакомит с принципами взаимодействия живых существ, позволяет проявиться истинным чувствам малыша.
  3. Собственная деятельность. Играя, обучаясь, трудясь, занимаясь творчеством, малыш передает свое эмоциональное состояние, обучается общению с ребятами, постигает понятия нравственности.
  4. Обстановка, окружающая дошкольника, влияет на процесс воспитания нравственности. В детсаду она создается воспитателями и ровесниками.

Определение нравственного воспитания детей складывается из трех составляющих: отношения к себе, окружающим, живой природе. В зависимости от возраста, необходимы разные воспитательные методы.

Читать еще:  Технократическая концепция воспитания

Раннее детство:

  1. Малыша в детсаду окружают любовью и лаской, учат выражать ответные чувства, помогают адаптироваться в новых условиях.
  2. Мягко, но неуклонно осуждают агрессивность и недоброжелательность по отношению к другим детям.

Младший дошкольный возраст

  1. Миссией воспитания и целью духовного развития младшего дошкольника является генерация обстановки успеха, выработки правильной реакции на хвалу.
  2. Сейчас для детей особенно необходим пример взрослого, суть воспитательного процесса не должна противоречить моральным нормам и действиям родителей.

Средний дошкольный возраст

  1. Значимость живого примера на этом этапе также велика.
  2. Развитию нравственности ребенка помогает решение логических заданий вербального типа: преподаватель обрисовывает ситуацию и просит ребенка порассуждать о ней.
  3. Целью творческих упражнений — вызвать реакцию у дошкольника и обучить умению распознавать, что чувствуют другие люди.
  4. Совместная деятельность развивает взаимоотношения и помогает освоению нравственных убеждений.

Старший дошкольный возраст

Необходимо провести анализ всех положительных и отрицательных поступков детей. Воспитателем детсада в короткий срок выполняется диагностика старших дошкольников, разработка плана действий. Родителям даются советы.

Нравственное воспитание дошкольника в семье

Предлагаем родителям в помощь для воспитания нравственных качеств малыша в домашних условиях игровой набор. Ведь игра является основным видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Так он познает мир, пополняет запас слов и понятий. Воспитание основано на внутренней свободе личности.

Игра 1. «Воздушный шар».

Задачи

Формирование у детишек понятия добрых поступков и его осознание, обучение анализу поступков, умению сделать выводы. Обучение умению отличать персонажей по характеру поступков. Ознакомление с понятиями положительных и отрицательных персонажей. Группировка их по этим признакам.

Содержание игры

Взрослый читает ребенку произведение или отрывок из него. Затем начинается обсуждение. Взрослый задает вопросы, малыш отвечает. Ничего, если сначала ребенок перескажет весь текст. Затем он должен разделить персонажей на «хороших» и «плохих». При этом важно, чтобы малыш объяснил свое решение и привел примеры хороших или плохих поступков каждого персонажа. Положительные герои сажаются в воздушный шар и отправляются в захватывающее путешествие. (И шар, и персонажей можно нарисовать схематично, например, вырезать прямоугольники из разноцветной бумаги).

Игра 2. «Птица Счастья».

Задачи

Стимулировать дошкольников на совершение добрых дел, оказание заботы, помощи окружающим.

Содержание игры

Нарисовать павлина с распущенным хвостом, подвесить его на уровне глаз детей или разместить на столе. Возле птицы поставить коробочку с нарезанными разноцветными кружочками. Приготовить небольшие картинки или фото детей с липучкой на оборотной стороне. Ребята крепят свои картинки на хвост жар-птицы и от каждой картинки лучиком вдоль хвоста выкладывают или крепят (на скотч, пластилин — как удобней и интересней) кружки. Заранее с детьми надо договориться о том, какой цвет кружка какое доброе дело означает. Например, красный круг — помочь делать уроки брату, голубой — помочь маме мыть посуду, оранжевый — помочь в уборке комнаты, зеленый — помочь маме в поливе цветов и т.д. Круглые метки прилепляются на протяжении дня, а вечером — подведение итогов и вручение приза.

Игра 3 «Доброе облачко»

Задачи

Формирование в сознании ребенка понятия доброты, отзывчивости, доброго отношения к родным, умения анализировать свои поступки и дела других, сравнивать их и приходить к выводу.

Содержание игры

Вырезать из картона облачко, прикрепить к нему ленточки в виде дождика. Вывесить картинку облачка на уровне глаз детей. На ленточки прикрепить метки или фото детей (мамы, папы). У каждого своя ленточка. В течение дня или недели на ленты добавляются капельки, обозначающие добрые дела. Вечером или в конце недели подводятся итоги. У кого набралось больше добрых поступков, тот и выиграл.

Цель нравственного воспитания состоит в выработке у детей положительных качеств. Одновременно с этим необходимо сформировать стойкое сопротивление противоположным плохим качествам.

Совет
Воспитание принято осуществлять, убеждая ребенка в преимуществе норм поведения, формированием у него правильных привычек. Избегайте назойливых нудных нравоучений.

Эффективно влияет на ребенка положительный пример родителей, старших братьев, сестер. Важно в целях воспитания рассказывать детям о жизни замечательных людей, знакомить их с персонажами из литературы.

Самый лучший результат воспитания нравственности достигается применением упражнений в нравственных поступках. Следует создавать малышу такие условия, в которых он сможет их совершить. К примеру, когда маленький ребенок падает и не может подняться, нужно чтобы дошкольник постарше оказал ему помощь.

Маленькие иногда ссорятся из-за игрушек. Иногда, в этом вина родителей, которые запрещают малышу давать свои вещи другим детишкам. Ребенка нужно приучить, что надо делиться игрушками («поиграет и отдаст»), интереснее на время поменяться игрушками. При этом нужно учить малыша аккуратному обращению со своими и чужими вещами. Полезно учить маленького делиться сладостями, которыми он угощен, с другими детишками, с мамой и папой, чтобы у ребенка не развились жадность и скупость. Необходимо также поощрить малыша, если он проявляет внимание к другу.

В процессе выполнения подобных упражнений действия малыша постепенно превращаются в привычки.

Нетрудной задачей является приучение ребенка говорить правду, даже самую неприятную. Малыш признается в своей вине, если будет убежден, что получит одобрение родителей за мужественное признание, хотя за отрицательный поступок будет наказан.

Ребят старшего возраста надо приучать к тому, чтобы они стремились оказывать помощь людям, которые в ней нуждаются. Они должны это делать от души, не ожидая похвалы и благодарности.

Таким образом, работа по духовно-нравственному воспитанию малышей проводится совместно воспитателями дошкольных учреждений и родителями ребенка. Такое сотрудничество приводит к положительным результатам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector