221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика обучения фигурному катанию

Методика обучения элементам фигурного катания для начинающих
методическая разработка по физкультуре по теме

Методика разработана с целью оказания помощи инструкторам, тренерам, работающим с начинающими спортсменами или любителями фигурного катания, а также, для тех, кто хочет овладеть навыками самостоятельно. В связи с выросшей популярностью этого вида спорта возникла необходимость выпуска методики, направленной на любой возраст желающих заниматься и овладеть основами катания на коньках.

Скачать:

ВложениеРазмер
metodika.docx581.67 КБ

Предварительный просмотр:

МАУ ДО «ДЮСШ «Северная Олимпия»

Республика Коми г. Сыктывкар

Составитель: Инструктор-методист Боткова Д. Н.

Методика обучения элементам фигурного катания для начинающих

Методика разработана с целью оказания помощи инструкторам, тренерам, работающим с начинающими спортсменами или любителями фигурного катания, а также, для тех, кто хочет овладеть навыками самостоятельно. В связи с выросшей популярностью этого вида спорта возникла необходимость выпуска методики, направленной на любой возраст желающих заниматься и овладеть основами катания на коньках.

Самое главное перед началом занятий обратить внимание на инвентарь. Ботинок должен быть достаточно жестким, подбирается по размеру стопы плюс 1-2 сантиметра, ни в коем случае не приобретайте ботинки на вырост – это усложнит и удлинит процесс обучения. Необходимо также обратить внимание на то, как установлено лезвие. Окончание передней площадки коньков должно совпадать с краем ранта, задняя площадка на каблуке должна занимать центральное место и не уходить ни на миллиметр за каблук.

Лезвие должно быть выточено в форме желобка с чуть приподнятыми острыми краями — это ребра конька, которые имеют огромное значение для всех движений фигуриста. Обязательно надо приобрести чехлы для коньков, чтобы предохранить лезвия и сохранить их в наточенном состоянии. Шнуруются ботинки туго, особенно в сгибе стопы, выше сгиба шнуровку можно немного ослабить, она не должна стеснять движение стопы при вытягивании носка.

Для начала надо просто походить в коньках по ровной поверхности. Руки разведены в стороны и подняты чуть выше талии, ладони повернуты вниз, спина прямая, голова приподнята. Можно поимитировать простые толчки. Стойка в третьей позиции: левая нога сзади, правая вперед под углом 90 градусов, ноги стоят вместе, толчок производится левой ногой, центр тяжести переносится на правую ногу. То же самое повторяем с левой ноги вперед.

Следующий этап – это обучение умению падать. Падаем вперед, назад, в стороны обязательно с упором на руки. Руки смягчают удар. При падении вперед голова должна уходить назад, при падении назад резко наклонить голову вперед.

Описание и методика освоения элементов

1. Спина должна быть прямой, голову держать прямо, смотреть перед собой.

2. Руки разведены в стороны ладонями вниз и подняты чуть — чуть выше талии. Руки не болтаются, они помогают вам держать туловище прямо. Руки выполняют роль своеобразного баланса.

Пример: Вы в цирке бывали? Тогда не раз, наверное, видели, как ходит по катку циркач и держит на плечах длинную палку. Палка помогает сохранять устойчивость или, можно сказать держать баланс, равновесие.

3. Толчок осуществляется внутренним ребром конька. Ноги перед толчком согнуты в коленях. Толкнитесь внутренним ребром левого конька и скользите немного на правой ноге. Отрезок, который вы проедете, окажется совсем коротким. Обязательно разучивайте толчки с правой и с левой ноги.

Без толчка нет скольжения по льду, нет движения вообще. С толчков начинается движение новичка.

Ноги ставятся в так называемую третью позицию: левая нога развернута под углом 90 градусов и прижата к правой ноге. Носок правой ноги нацелен вперед, по направлению будущего скольжения.

Согнув ноги в коленях, отталкиваемся внутренним ребром левого конька ото льда, переносим вес тела на правую ногу, а левую ногу немножко поднимаем надо льдом, оставляя при этом носок развернутым. Надо постараться сразу же какое-то время простоять на одной правой ноге.

Основное условие скольжения фигуриста на одной ноге – перенос центра тяжести на одну ногу. Нога, на которой происходит скольжение, должна быть чуть согнута в колене.

Толчок должен производиться только от опорной ноги. Если ученик ехал на правой ноге, то он должен приподнять левую ногу, которая была сзади во время скольжения, пронести ее немного вперед, прижать к правой ноге в третьей позиции (продолжая при этом скользить на одной левой ноге) и, перенося вес тела на левую ногу, поставить ее затем на лед, оттолкнувшись одновременно внутренним ребром правого конька.

На льду: Цапелька

1.Цапелька для удержания равновесия

2.Одну ногу положить на станок, развернуться к нему спиной. Встать в положение выезда. Нажим на ногу с прямой спиной. С двух ног.

3.Подойти к стене. Сесть. Угол 90 градусов. Сидеть (Рис. 2)

4.Шаг в положение выезда. Выполнять с двух ног

Целостный (Рис. 3)

Фигурист набирает скорость. Делает толчок, и становить на правую (левую) ногу. Свободная нога сгибается и прижимается к опорной ноге на уровне колена. Руки разведены в стороны. Голова поднята. Смотреть перед собой. Задача фигуриста — как можно дольше скользить на одной ноге. Выполнять упражнение нужно с правой и с левой ноги.

Выполнение «цапельки» на полу

Целостный (Рис. 4)

Исходное положение: носки вместе, пятки врозь. Согните ноги и с силой разведите их в разные стороны на расстояние до полуметра. Выпрямляя ноги, сведите их вместе. Опять присядьте, толкнитесь одновременно двумя ногами (внутренними ребрами) и снова с силой сведите их вместе. Импульсивное скольжение вперед оставляет след «фонарика».

Запомните: движение выполняется только на внутренних ребрах коньков и только на мгновение переходит на наружные с тем, чтобы толчок сделать опять внутренними ребрами.

Целостный (Рис. 5)

Набрать скорость, встать на две ноги и заскользим по прямой. Руки вытянуть вперед, по ходу скольжения. Чуть наклоняясь вперед, присесть как можно ниже. Туловище наклонить вперед, но спина должна оставаться прямой. Скольжение происходит на средней части конька. Обязательно держите ноги вместе. Задача – удержать их рядом как можно дольше, не дать разъехаться, постараться в низком приседе скользить как можно дольше.

2. Приседание с удержание позы

целостный (Рис. 6)

Набрав предварительно скорость, присесть на двух ногах. Проскользив немного в приседе на двух ногах, перенести вес тела на одну ногу, а свободную ногу вынести вперед. Продолжить скольжение в таком положении. То же самое проделать и на другой ноге.

2.Пистолетики при помощи опоры

Целостный (Рис. 7)

Набрав скорость, поставить правую ногу на лед и перености на нее вес тела (скользить по прямой). Руки развести в стороны. Левую ногу отвести назад, разворачивая при этом носок. Ноги в коленях прямые. Туловище опускается вперед только после того, как левая нога отведена назад и поднята вверх до отказа.

Вначале трудно будет понять ногу достаточно высоко, это зависит от вашей тренированности. С каждой новой попыткой проскользить по льду в «ласточке» старайтесь поднять ногу как можно выше. Помнить, что туловище может быть опущено только в тот момент, когда нога уже отведена назад до отказа. Скользить нужно на задней части конька.

1.Положение ласточки на полу.

7. Вращение на двух ногах

Целостный (Рис. 8, 9)

При вращении стоя – основой основ является сильная прямая спина. Перед грудью поставить чуть согнутую в локте левую руку, правую отвести в сторону и приподнять ее, чтобы она была как продолжение плеча. А теперь, резким движением левой руки в левую сторону надо открыть ее и увлечь все тело за собой. Правая рука догоняет левую, и после замаха на вращении они обе с силой подтягиваются и прижимаются к груди. Локти в этом положении опущены вниз, кисти вверху. При махе левой руки, как правило «ломается» спина, и фигурист теряет ось вращения и падает. А бывает так, что верхняя часть туловища правильно идет за рукой, а ноги остаются в стартовом положении. Запомните: ноги должны пойти и остаться по отношению к туловищу в том же положении, что вначале. Никакого «скручивания» туловища не должно происходить.

1.Скручивание плечевого пояса.

8. Перебежка вперед (Рис. 10)

Правая рука должна быть впереди, а левая сзади, ладони повернуты ко льду. Соответственно и правое плечо выведено вперед, а левое отведено назад. Толкаемся внутренним ребром правого конька и скользим на наружном ребре левого. Левая нога при этом согнута в колене, а правая находится сзади с развернутым наружу носком. Поскольку скольжение проходит по кругу, то с самого начала нужно «лечь на дугу», то есть наклониться внутрь круга.

Проехав какое-то расстояние на левой ноге, проносим правую к левой и выносим ее немного вперед, поставив затем на лед на внутреннее ребро так, чтобы линия движения на правой ноге пересекала линию движения на левой. Тяжесть туловища одновременно переносится тоже на правую ногу, на середину конька. Толчок левой наружным ребром конька позволит продолжать набор скорости.

При втором шаге ни в коем случае правая ступня не должна проноситься над левой. Проследите за тем, чтобы левая нога произвела толчок не внутренним ребром конька, а наружным. И не зубцом, а ребром.

После того как сделан толчок левой, она отрывается ото льда. При этом ни в коем случае нельзя разворачивать носок. После толчка левая нога чуть — чуть приподнимается надо льдом и никуда ее не нужно уводить.

Отчего плечи начинают «скручиваться»? Чтобы этого не происходило, надо помнить: правая рука вместе с плечом должны впереди находиться над опорной ногой, а левая рука вместе с плечом отведены назад.

Проехав на внутреннем ребре примерно такую же дугу, как на наружном, сделаем толчок внутренним ребром правой ноги и вновь заскользим на наружном ребре левой. После того как мы вывели свободную ногу из скрещенного положения сзади и она стала свободной, плавно подносим ее к опорной, правой ноге и отталкиваемся. Левая нога должна быть подтянута к подъему правой ноги. Туловище при всех этих подсечках остается в неизменном положении.

3. Подойти к стене. Сесть. Угол 90 градусов. Сидеть.

4. Шаг в положение выезда. Выполнять с двух ног

9. Дуга вперед наружу (Рис. 11)

Выполнение этого движения вначале будет очень трудны. Вас будет либо очень резко закручивать по спирали. Либо наоборот вы никак не сможете «лечь» на дугу, потому что наклон будет не достаточным.

Проверьте положение рук. Для дуги на правой ноге на наружном ребре – впереди правая рука и правое плечо, левая рука и левое плечо отведены назад; для дуги на левой ноге на наружном ребре – положение рук и плеч зеркальное. Нога должна быть оттянута назад, развернута носком наружу и находится над следом или чуть-чуть сбоку от следа, который вы прокладываете. При этом, свободная нога след пересекать не должна.

Правая рука и плечо впереди, левая рука и плечо отведены назад. Толкаемся левой ногой на наружное ребро правого конька (правая нога согнута) и скользим по дуге. Плавным движением отводим назад правую руку и плечо и одновременно выводим вперед левую руку и плечо.

Левая свободная нога из положения сзади проносится вперед рядом с опорной ногой. Это движение должно быть закончено в момент, когда вы подъезжаете к оси. Положение, в котором вы сейчас находитесь, позволяет сделать толчок на наружное ребро левого конька, но уже с другой стороны оси. Напомню, что левая рука и плечо впереди, правая рука и плечо отведены назад, правая, свободная, нога после толчка находится сзади и к концу дуги выносится вперед. Можно это движение считать вполне освоенным тогда, когда нам удается замкнуть круг.

3.Подойти к стене. Сесть. Угол 90 градусов. Сидеть.

4. Шаг в положение выезда. Выполнять с двух ног.

10. Дуга вперед внутрь (Рис. 12)

Встаньте в стартовую позицию. Толчок левой ногой на правую ногу вперед обычный, ничем не отличающийся. Левая рука и плечо – впереди, правая сзади. Это необходимо для того, чтобы вас не закручивало даже при самом обычном скольжении вперед. Наклон туловища влево естественно «положит» вас на внутреннее ребро правого конька. На этом ребре и надо постараться продержаться намного дольше. Положение частей тела в этот момент: правая, опорная нога согнута в колене; левая свободна, нога отведена назад и находится над следом, который оставляет ваш конек. При этом носок левой ноги должен быть развернут, колено тоже развернуто.

К концу дуги вперед выносится свободная нога, готовясь к продолжению движения, а также рука и плечо, ранее бывшие сзади. Затем вы приходите на другую ногу, на внутреннее ребро конька, и так далее, продолжая движение вдоль оси. Наклон каждый раз к центру круга, по дуге которого вы едете.

3.Подойти к стене. Сесть. Угол 90 градусов. Сидеть.

4. Шаг в положение выезда. Выполнять с двух ног.

Не спешите овладеть элементами быстро и сразу. Фигурное катание – это длительный, тяжелый, где-то однообразный труд, но приносящий огромную радость от достижений, преодолений себя и ощущения счастья от катания на льду.

Методическая разработка «Обучение катанию на коньках»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 6

Камышловского городского округа

Методическая разработка начального этапа обучения

в программе по конькобежному спорту ,

Разработчик: учитель физической культуры Медведева М.С.

Представляю методическую разработку начального этапа обучения в программе по конькобежному спорту ,

В ходе реализации проекта мной преследовались следующие цели и задачи:
— забота об укреплении здоровья, содействие правильному физическому развитию
— освоение знаний о конькобежном спорте.

— воспитание желания к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта

-приобретение умений и навыков для освоения техники бега на коньках

Метод организации : индивидуальный, фронтальный, поточный
Место проведения : спортивный зал
Инвентарь и оборудование : компьютер, диапроэктор, экран.

Коньки — это такой вид спорта, где новичок получает не меньше удовольствия, чем опытный мастер.
Воздух ведь для всех одинаков, очень свежий, очень снежный.
Катание на коньках воспитывает чувство равновесия укрепляет мышцы ног, спины, живота, суставов, связок, , координации движений.

На катке в первую очередь надо остерегаться обморожений.

Как выбрать коньки?
Коньков, которые годились бы для всех видов конькобежного спорта, нет. Одни нужны для скоростного бега, другие — для фигурного катания, третьи — для хоккея, четвертые — для простого катания.

Коньки делятся на простые и беговые. Простыми называются коньки системы «снегурочка», «нурмис», «английский спорт» и хоккейные.
Беговые коньки спортсмены называют «бегашами» и «норвежками». Лезвие у них тоньше и длиннее, чем у простых. Устойчивости у них для новичков меньше, зато бежать на таких коньках можно быстрее.

Перед тем как начать кататься на коньках — конки надо купить, а чтобы купить коньки — надо знать, как коньки выбрать. Существует четыре основных типа коньков: хоккейные, беговые, фигурные и детские (с двумя лезвиями).

Для игрока в хоккей наиболее важна маневренность — а это означает, что материал, из которого изготовлены хоккейные коньки, должен сочетать в себе прочность и лёгкость. Наиболее оптимальным решением для этого будет изготовление наружной части ботинка из синтетической кожи и нейлона — это обеспечит удобство и безопасность независимо от уровня игры.

Научиться кататься можно на любых коньках.
Но в раннем детстве лучше всего начинать на «снегурочках» или хоккейных. Первые шаги на льду, выработка устойчивости и равновесия, навыки правильного скольжения, знакомство с основами конькобежной техники, даже участие в первых соревнованиях — весь этот путь большинство известных советских скороходов проделало на простых коньках. На них легче овладеть техникой бега.

Второй вопрос — обувь конькобежца. Ботинки для коньков желательно покупать на размер больше того размера обуви, который вы носите в повседневной жизни.

Катание на коньках только тогда доставит удовольствие, если лезвия наточены.
Точите коньки! Заповедь одна из первейших. Точат коньки карборундовым заусенцев — на всех четырех ребрах. Точильные бруски смазываются машинным маслом или смесью масла с керосином.

Любые коньки должны иметь овал, Вначале — грубым, затем — мелким, а потом шлифовальным доводят «рабочую поверхность» полоза до блеска и появления по краям «рабочие поверхности» лезвий конька обычно кладут брусок и выравнивают лезвия до тех пор, пока между плоскостями лезвий и бруском не будут устранены просветы.

как шнуровать ботинки?
Шнуровать ботинки надо крестообразным перехлестом. Шнурки не должны быть толстыми, вполне пригодна обычная бельевая тесьма. Конец ее вставьте в отверстия ботинка сверху, и тогда при стягивании шнуровка не будет распускаться. Нижнюю часть ботинка не следует стягивать сильно, среднюю же обязательно затягивайте потуже, а верхнюю шнуруйте свободно, чтобы при наклоне вперед тесьма не мешала движению.
Скоростной бег — это не хоккей: ноге нужна свобода. Я не советовала бы затягивать шнурки так, чтобы пальцы ног не могли шевелиться. Когда ноги стянуты, они быстрее устают. И мерзнут!

Как одеваться на каток?

Одежда конькобежца должна быть легкой, удобной, облегающей фигуру, чтобы меньше было сопротивление воздуха при беге. На ноги — шерстяные носки, главное — чтобы носки были чистыми. На голову наденьте шапочку; она должна закрывать не только волосы, но и уши, очень чувствительные к морозу.

Лучшие спортсмены мира всегда тренируются в теплой одежде.
Наконец вы оделись, обулись. На льду начинающий скороход чувствует себя на коньках неловко: они разъезжаются в стороны, тело качается, ноги не держат.

Чтобы поскорее научиться двигаться на льду, еще до выхода на каток поупражняться дома:

Немного потопайте по полу, надев на лезвия чехлы, чтобы и коньки не затупить, и пол не испортить.

Походив по комнате, почувствуете устойчивость. Когда овладеете техникой равновесия на непривычной для вас уменьшенной опоре, переходите к более сложным упражнениям.

Держась за спинку стула, попытайтесь сделать полуприседания. Затем постепенно усложняйте движения.

Приседайте, выставляя вперед ногу.

Эти упражнения в комнате нужно проделывать по 8 — 10 минут в день.
Значит, чтобы научиться правильно кататься, надо уметь переносить тяжесть корпуса с одной ноги на другую, а ноги вовремя сгибать. Этому как раз и можно научиться до того, как выходить на лед.

Упражнения для обучения скольжению

Попробуйте выполнить такие имитационные упражнения.
1. Исходное положение (и. п.)
руки за спиной плотно прижаты к туловищу, ступни и колени вместе. Согнув ноги в коленях, наклоните туловище (примерно до 45′ к площади опоры). Сделайте несколько приседаний. Изменяя высоту посадки, попробуйте для себя найти удобную позу.
2. И. п. — то же, что и в предыдущем упражнении. Поочередно отводите ноги (на длину шага) в стороны и назад, слегка сгибая их в колене, ставьте на носок, пяткой вверх.

К этим упражнениям добавьте ходьбу на носках, пятках, наружных сводах стоп, выпадами правым и левым боком, «гусиным» и скрестным шагом, с маховыми движениями рук.
Ценность этих имитационных упражнений в том, что они по своему характеру сходны с бегом на коньках и, следовательно, развивают необходимые навыки, точную координацию.

Чуть-чуть ознакомились с азбучными истинами — теперь можно и на лед!

Если есть возможность, то покатайтесь на малолюдном катке. Первые шаги лучше делать там, где нет большого движения. Выходя на лед, проследите за своими ногами: носки должны быть развернуты наружу. Это обеспечит устойчивость. Сделайте несколько шагов, потом попытайтесь скользить на лезвиях, поставленных параллельно. Освоив это упражнение, скользите на одной ноге. Когда на улице мороз, при дыхании ртом можно вызвать резкое переохлаждение легких и гортани. Дышите не только ртом, но и носом. Холодный воздух, пройдя через носовую полость, нагревается и становится безвредным для горла и легких.
Корпус во время катания наклоните вперед. Если вы, наклоняясь вперед, вдруг упадете, вы не рискуете удариться затылком о лед. Не расстраивайтесь из-за таких неудач. Все начинали с падений.

Посадка конькобежца . Освоить посадку — это значит научиться кататься на согнутых ногах.

Говоря о посадке, еще раз обращаю внимание на наклон корпуса, который помогает делать толчки глубже и сильнее. Кроме того, посадка придает телу обтекаемое положение.
Голова скорохода при беге слегка приподнята, взгляд устремлен на 10— 15 метров вперед.

Бег по прямой .
Плавность и равномерность движения, отсутствие рывков — вот основа хорошего накатистого шага. При беге по прямой нужно научиться равномерно скользить на обеих ногах, чтобы движения выполнялись с одинаковой легкостью как левой, так и правой ногой. Внимательно надо следить за тем, чтобы ноги не подворачивались и по льду скользили коньки, а не ранты ботинок.

Как делать повороты ?
На катке, где стремглав пролетают десятки конькобежцев, которые не всегда точно придерживаются установленных правил, новичок, не умеющий круто повернуть, подвергает себя некоторому риску: если он сам не упадет, то его сшибут другие. Поэтому с первых же дней катания на коньках надо научиться правильно, делать повороты, или, как обычно говорят, ездить «через ножку».
На всех состязаниях конькобежцы бегут против часовой стрелки. Все повороты делаются влево, и поэтому главная работа на повороте ложится на левую ногу — на нее, как на ось, опирается все тело.
Слегка наклоните корпус влево, перенесите вес на левую ногу и поставьте ее на наружную сторону лезвия. После этого проделайте то, что конькобежцы называют перебежкой: перекрещивайте правой ногой левую. Потом поднимите левую ногу и, перекрещивая ею правую ногу сзади, плавно поставьте ее на лед впереди правой.
На поворотах не подпрыгивайте. Тело наклоняйте в сторону поворота, то есть влево. Ноги должны быть все время слегка согнутыми. Заметьте: на повороте вы скользите на обеих ногах больше, чем во время бега по прямой.

Торможение.
Самый простой способ торможения — это упор в лед внутренним ребром конька выставленной вперед ноги. Другой вариант: сведите колени и носки, раздвиньте задники коньков в стороны и согните ноги. Как в лыжах — «плугом».
Третий способ торможения — полуоборотом — несколько сложнее, и им следует пользоваться лишь тогда, когда вы научились достаточно хорошо владеть коньками. Выглядит это так: спортсмен делает на ходу резкий поворот на 90 градусов, ставит коньки перпендикулярно направлению движения — один на внутреннее ребро, другой — на наружное. При этом корпус слегка отклоняется назад.
Различные способы торможения

Как хранить коньки?
Когда кончится зима, не торопитесь бросать коньки в чулан или на антресоли. Протрите их, смажьте машинным маслом лезвия, а кожу ботинок вазелином, аккуратно заверните в бумагу.

Ледовые коньки, как и любая другая обувь, будут служить долго только в том случае, если обеспечить им надлежащий уход. Не надо пугаться — ухаживать за коньками не сложно… но нужно.

Начиная обучение детей конькобежной подготовке с первого класса за 10 лет моей работы в данной школе прослеживается положительная динамика освоения сложнокоординационных упражнений и необходимостью расширения арсенала двигательных действий обучающихся. Учащиеся становились победителями и призерами соревнований по конькобежному спорту. Благодаря тому, что дети посещают дополнительно ДПК « Импульс» обучение и развитее физических качеств идет намного быстрее и эффективнее.

Список использованной литературы.

1. «Век российских скороходов» — Анатолий Юсин.

2. «Физическая культура и спорт» — Михаил Болотовский, Александр Любимов.

3. Конькобежный спорт (учебник для институтов физической культуры)

Методика обучения в фигурном катании

Методика обучения в фигурном катании. Как проходят занятия по фигурному катанию

Просмотр содержимого документа
«Методика обучения в фигурном катании»

Министерство образования Калининградской области государственное автономное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж сервиса и туризма»

Методика обучения в фигурном катании

Презентацию выполнила студентка III курса группы Т12-16 Федорчук Екатерина

  • Введение
  • Особенности в обучении
  • Последовательность обучения новым фигурам
  • Схема проведения занятия
  • Как разучиваются движения
  • Самостоятельное выполнение элемента без контроля рисунка фигуры
  • Точность скольжения
  • Структура и содержание учебно-тренировочных занятий
  • Общеподготовительный этап
  • Этап специальной подготовки
  • Этап контрольных соревнований
  • Этап основных соревнований
  • Переходный период
  • Список интернет-источников

Фигурное катание — конькобежный вид спорта. Основная идея заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов под музыку.

Фигурное катание как отдельный вид спорта сформировалось в 60-х 19 в. и в 1871 году было признано на I Конгрессе конькобежцев. Первые соревнования состоялись в Вене в 1882 году среди мужчин фигуристов.

В 1908 и 1920 годах соревнования по фигурному катанию прошли на летних Олимпийских играх. Надо отметить, что фигурное катание первый из зимних видов спорта, попавший в олимпийскую программу. С 1924 года фигурное катание неизменно входит в программу зимних Олимпийских игр.

Особенности в обучении

Выполнение обязательных фигур связано с начертанием на льду рисунка. В силу этого главным в методике обучения должно стать воспитание у спортсмена аккуратности, внимательности и точности при условии совершенного владения движениями.

Другая особенность обучения обязательным фигурам связана с тем, что выполнение основных элементов базируется на более простых элементах. Такая связь между простым и сложным существует, конечно, и в других разделах фигурного катания, как и в других видах спорта вообще.

Но в обязательных фигурах она выражена наиболее ярко: простые элементы — толчки, дуги, тройки, перетяжки — в различных сочетаниях образуют другие, более сложные фигуры.

Последовательность обучения новым фигурам

При ознакомлении спортсменов с новой фигурой необходимо обращать особое внимание на те движения, позиции и отталкивания, которые встречались в более простых, уже знакомых фигурах. Они должны стать фундаментом, своего рода опорными пунктами при изучении каждой фигуры.

Спортсмены, приступающие к освоению новой фигуры, должны уверенно выполнять весь комплекс движений вне льда. Овладевать позициями эффективнее в зале, перед зеркалом.

Схема проведения занятия

  • Словесное объяснение сути фигуры, принципа выполнения.
  • Показ кинограммы образцового выполнения
  • Разучивание позиций и движений: а) стартовое положение; б) подготовка к элементу; в) положение линии плеч, рук, таза и свободной ноги перед выполнением элемента; г) движение плечевого пояса относительно таза при выполнении элемента; д) движение свободной ноги при выполнении элемента; е) движение опорной ноги при выполнении элемента; ж) положение линии плеч, рук, таза и свободной ноги после элемента; з) подготовка к следующему элементу и далее по приведенной схеме.

Как разучиваются движения

Первоначально все движения разучивают, держась одной рукой за внешнюю опору (гимнастическую лестницу, палку в хореографическом зале и т. д.), а затем переходят к выполнению движений без опоры.

При разучивании нового элемента на льду, например поворота, вначале отрабатывают позиции перед поворотом и после него. Затем переходят к овладению встречным движением плечевого пояса относительно таза. Разучивают его при скольжении на обеих ногах, добиваясь точных движений туловища, правильного положения плеч и рук.

Движение свободной ноги отрабатывают у борта катка, держась за него руками. При этом обращают особое внимание на то, чтобы движение свободной ноги точно согласовывалось с движением опорной, выполняющей въезд и выезд из поворота, и тщательно контролировалась координация движений опорной и свободной ног с работой плечевого пояса.

После того, как фигурист освоит все движения поворота с опорой о борт катка, приступают к выполнению элемента в условиях скольжения, опираясь сначала на руки преподавателя обеими руками, а затем одной рукой. Подобным образом легче разучивать как повороты и перетяжки, так и переводы.

Самостоятельное выполнение элемента без контроля рисунка фигуры

На начальном этапе первостепенное значение приобретает точность соблюдения позиций и реберность выполнения. Излишне ранний переход к выполнению элемента по рисунку кругов может исказить точность позиций, вызвать, например, наклон головы, перекос линии плеч, неправильное положение бедер и другие ошибки. Однако после того, как фигурист усвоил основную схему (обычно после 2—5 тренировочных занятий), нужно приступать к выполнению разучиваемого элемента по начерченным кругам.

Обучение точности скольжения

Важным качеством, необходимым для успешного выполнения обязательных фигур, является точность скольжения.

В основе точного скольжения лежит умение воспроизвести заданное движение во времени и пространстве. В основе точности покрытия лежит гибкость двигательного навыка, вариативность структуры управления.

Точность при простом скольжении может быть улучшена благодаря правильному выбору места следа, в которое должен быть направлен взгляд фигуриста. Выполняя второй след, необходимо стремиться, чтобы он был расположен несколько внутри первого.

Структура и содержание учебно-тренировочных занятий

Построение занятия по изучению обязательных фигур должно учитывать в первую очередь специфику двигательной деятельности спортсмена. В ее основе лежат четыре последовательные зоны состояний: предстартовое состояние и состояния врабатываемости, устойчивости и сниженной работоспособности.

В соответствии с этим устанавливается следующая последовательность в решении задач: организация фигуристов; специальная предварительная подготовка; решение задач определенного учебно-тренировочного занятия; окончание занятия.

Содержание основной части занятия составляют упрощенные варианты выполнения фигур, подводящие и имитационные упражнения. Кроме того, спортсмены отрабатывают наиболее трудные для себя элементы. Для занятий характерно малое число фигур и большое количество повторений. Значительную часть тренировки (70—80%) составляет выполнение фигур по циркулю. Большое внимание уделяется имитационным движениям у борта катка и с помощью преподавателя. Проводятся контрольные соревнования по выполнению простых фигур, отдельных толчков, поворотов и т. п., а во второй половине этого периода — по выполнению сложных фигур.

Этап специальной подготовки

На данном этапе переходят к отработке соревновательного варианта фигур. Для предварительного начертания рисунка меньше используют циркуль (40—50%), с его помощью в основном контролируют точность начертания фигур. Увеличивают число фигур, выполняемых в течение одного занятия, проводят контрольные соревнования по отдельным фигурам, группам фигур и подробно разбирают допущенные ошибки.

Этап контрольных соревнований

В соревновательном периоде (ноябрь — декабрь) фигурист должен быть полностью готов к выполнению всех фигур программы. Тренировку фигур теперь проводят по группам классификации, утвержденной на данный сезон. В этот период сокращают время, отводимое для работы над отдельной фигурой. Серия контрольных стартов должна полностью воссоздавать соревновательную обстановку (разминка, выбор льда, бригада судей, оценка и т. п.).

Этап основных соревнований

На данном этапе ведется целенаправленная работа по исправлению ошибок и недочетов, выявленных в ходе контрольных стартов. Учебно-тренировочные занятия в это время посвящены контрольному выполнению фигур, отработке деталей, исправлению ошибок.

В переходный период постепенно отказываются от контрольных выполнений фигур. Главная задача этого периода — расширение двигательных возможностей спортсмена, поиск и разучивание новых способов выполнения элементов, определение путей совершенствования отстающих звеньев в подготовке фигуриста.

  • https://xn--80ablbaanka7beun6ae4de9e.xn--p1ai/fizkultura/Page-4-50.html
  • http://wreferat.baza-referat.ru/%D0%A4%D0%B8%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
  • http://www.fizkult-ura.ru/sci/figure_skating/29

Фигурное катание для новичков

Идете на каток? Попробуйте освоить азы фигурного катания!

Не только смотреть, но и делать:

Пробуем фигурное катание!

Новогоднее настроение нельзя себе представить без елки, украшений, фонариков и, конечно, зимних забав!

Одним из популярных развлечений зимой является катание на коньках. Сегодня мы будем говорить о его самой грациозной разновидности – фигурном катании!

Фигурное катание – это один из самых красивых зимних видов спорта, в котором сочетаются, с одной стороны, грация, пластика и артистичность, а с другой – большая силовая подготовка, растяжка и серьезная техническая база. Когда смотришь, как спортсмены делают замысловатые дорожки, прыгают в 4 оборота или бесконечно вращаются вокруг своей оси, то кажется, что этот спорт доступен только профессионалам.

Однако это не так! Чтобы насладиться фигурным катанием, достаточно освоить базовые элементы – они также помогут разнообразить ваши походы на каток. Согласитесь, всегда приятно удивить друзей, показав им новый трюк!

Фигурному катанию покорны все возрасты. В последнее время стали популярны группы для взрослых, которые хотят не просто ездить по льду, но и постоянно совершенствовать свою технику.

Что говорят учебники?

Фигурное катание получило свое название из-за элементов, которые участники должны были вычерчивать на льду. Фигур с каждым годом становилось всё больше и больше, но основной список базовых элементов не меняется уже давно и включает в себя 41 фигуру.

Вот 4 основных базовых элемента проката:

Шаги – служат для скрепления всех элементов программы.

Спирали – элемент, при котором одна нога с коньком находится на льду, а вторая поднята выше бедра (она свободна, включая колено и ботинок)

Вращения – вращение спортсменом на лезвии одного или двух коньков. Исполняются стоя, в приседе или в положении ласточки.

Прыжки – самый сложный технический элемент, когда спортсмен отталкивается ребром или носком конька и выбрасывает себя вверх.

Различают 6 основных видов прыжков: сальхов, риттбергер, аксель, тулуп, флип, лутц.

Верю/не верю:

Больше всего на слуху из прыжков, конечно же, тулуп. Верно ли, что он произошел от русского слова «тулуп» – теплая зимняя одежда?

(Ответ вы сможете найти в конце статьи)

Стоит отметить, что приступать к освоению базовых элементов стоит, когда вы уже уверенно стоите на коньках. Сразу же учитесь на фигурных, это сэкономит силы и время.

Несколько упражнений для начинающих:

Основа основ. Выполняя это упражнение, спортсмен разгоняется и начинает скользить на одной ноге. Спина прямо, руки разведены в стороны, вторая нога согнута в колене и прижата к другой ноге, носок смотрит вниз, лезвие чуть прижато к икре. Это самое первое упражнение для начинающих фигуристов.

Разогнавшись, фигурист скользит на параллельных коньках, сгибая колени и уходя в глубокий присед. Руки и спина прямые, мышцы напряжены. Для начала лучше сделать упражнение на полу – приседания, стойка на одной ноге без коньков, затем на льду с места и, наконец, в движении.

Снова скольжение на одной ноге, затем отводим одну ногу назад, нога прямая, носок смотрит вниз, наклоняем туловище вперед. Мышцы напряжены. Руки разведены в стороны.

Из других популярных упражнений также можно выделить пистолетик, когда фигурист приседает с одной выпрямленной ногой впереди, и дорожку, где необходимо отталкиваться разными ногами, то сгибая, то выпрямляя опорную ногу.

Освоив базовые элементы, вы сможете перейти к более сложным. Но здесь мы уже настоятельно советуем работать под присмотром тренера.

Верю/не верю:

Верите ли вы, что российский фигурист Алексей Ягудин, олимпийский чемпион, 4-кратный чемпион мира, 3-кратный чемпион Европы, ни разу не выиграл чемпионат России?

Самый романтичный спорт

Для тех, кто не привык тренироваться один и любит общаться с людьми, фигурное катание может предложить занятия в парах. Существует парное катание и танцы на льду.

В парном катании больше делается упор на спортивную составляющую: в нем есть элементы, которые отсутствуют в других видах катания, – тодесы, поддержки, выбросы и т.д. Здесь оценивается технический уровень пары.

В танцах на льду главнее всего артистическая составляющая, плавность и синхронность движений, взаимодействие пары. Оба вида катания очень эффектно выглядят и пользуются популярностью у болельщиков.

Верю/не верю:

Верите ли вы, что, по статистике, в парном катании узами брака себя соединяет каждая вторая пара?

Если вы сначала решили посмотреть фигурное катание по телевизору, то советуем присмотреться к трансляциям, которые ведет Татьяна Тарасова или Илья Авербух. Они признанные тренеры и очень подробно объясняют, что делает спортсмен, как это оценивается и на что стоит обратить внимание.

Наши фигуристы традиционно сильны и задают моду мировому катанию. Сейчас особенно выделяется женское одиночное катание, где у России подросло талантливое поколение фигуристов.

Ответы на верю/не верю:

1. Нет. Название «тулуп» произошло от английского словосочетания toe loop, что переводится как «прыжок с носка». Но у многих оно ассоциируется именно с теплой одеждой.

2. Да, это так. Алексей 4-кратный вице-чемпион России. Насколько известно, он об этом не переживает.

3. Да, снова верно: статистика не врет. Особая химия, постоянный контакт фигуристов часто приводит к развитию романтических отношений в парах, которые перерастают в брак.

Читать еще:  Методика зайцева обучение чтению скачать
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector