221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика обучения глена домана

Методика Домана. Как заниматься? И стоит ли? | Скачать карточки

Сегодня я хочу поговорить об одной из самых известных методике раннего развития – методике Домана. Среди родителей мнения об этой системе довольно противоречивы. Одни говорят о колоссальных успехах, которых они добились при обучении своих деток, другие заявляют о том, что карточки Домана препятствует естественному развитию ребенка, а также требует полного самоотречения со стороны родителей. Кому же верить? Нужно ли заниматься по данной системе? И если заниматься, то как? На все эти вопросы я попытаюсь дать ответы в этой статье.

Стоит ли заниматься по методике Домана?

Сама я очень долго скептически относилась к обучению по Доману. Была убеждена, что для ребенка тяжело и противоестественно десятки раз в день просматривать карточки, вместо того, чтобы познавать реальный мир. Именно такой аргумент выдвигают противники методики — «Лучше водите малыша по комнате и показывайте ему предметы в реальной жизни, чем картинки».

Пытаясь понять, что же все-таки будет лучше для моей дочери, я знакомилась с разными методиками раннего развития, читала отзывы родителей о них, в том числе ближе познакомилась с системой Домана. Отзывы об этом методе поразили меня. Я узнала, что занятия по методу Глена Домана настолько способствуют активизации и развитию мозга, что поднимают на ноги детей, которые раньше не могли ходить по причинам, связанным с повреждениями мозга. Да и здоровым детям занятия также дают огромный толчок в развитии.

Глен Доман доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект. Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга , поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни. Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.

Однако методика Домана в чистом виде многим может показаться достаточно «суровой» — бесконечный поток самой разной и порой ненужной информации. Я сама так думаю, если честно:) Поэтому считаю, что обучение по методике должно быть «разумным»: не нужно превращать занятия только лишь в механический показ карточек и сконцентрироваться нужно не на развитии фотографической памяти (показывая ребенку все поряд), а на развитии мышления ребенка. Как это делать, читайте чуть ниже.

Среди доводов против обучения по методу Глена Домана можно встретить такие: «пичкание» малыша информацией слишком перегрузит его, будет мешать развиваться естественно, каким-либо образом повлияет на психику; занятия лишат ребенка эмоциональности, будут препятствовать нормальному человеческому общению и так далее. Все эти высказывания можно признать верными только лишь в случае, если вы будете слишком фанатично подходить к обучению по Доману, с утра до ночи показывая ребенку картинки, и игнорируя какие-либо другие методы развития. На самом же деле обучение по методике занимает не так много времени и совсем не исключает других игр и нормального человеческого общения, а самое главное — его всегда можно адаптировать под ваши желания — число показов в день сократить, а темы, освещаемые в карточках, брать только те, которые вы считаете интересными и полезными для малыша.

Разумный подход к методике

Итак, по моему мнению, заниматься по методу Домана нужно! Но необходимо придерживаться двух основных принципов :

1. Не нужно гнаться за количеством, стремясь показать как можно больше самых разных карточек, лучше ориентироваться на качество.

Что я имею ввиду под качеством карточек? А это значит, что для обучения лучше брать только ту информацию, которая интересна ребенку в данный момент времени, а главное ту, которую вы сможете в ближайшее время закрепить на примерах реальной жизни, картинках в книгах или в играх. Неоднократно по Таисии я замечала, что просмотренная и неиспользованная информация забывается ею очень быстро. Уже через пару месяцев она и не вспомнит, что я ей показывала гладиолусы и хризантемы. А вот если вскоре после просмотра, например, картинок с животными почитать про них стихи, сходить в зоопарк или поиграть в лото «Животные», результат будет совершенно другой — мало того, что информация прочно укладывается у ребенка в голове, так мы еще и здорово развиваем ассоциативное мышление ! А это очень ценно и полезно для малыша.

Мне кажется дочка даже в лице меняется, когда мы начинаем обсуждать то, что ранее проходили по карточкам, видно, что в этот момент в голове у нее происходит активный мыслительный процесс («Ага, этот тигр в клетке и есть тот тигр, что я видела на картинке»), а глаза так и светятся — видно, что ей очень интересно:) Говорю без преувеличения.

Поэтому всю информацию, прежде чем изучать, нужно хорошенько проанализировать. Стоит ли изучать по карточкам 100 цветов, если реально в играх с малышом вы никогда не будете называть их все? Считаю, что вполне можно ограничиться 15-18 цветами. А некоторые темы, возможно стоит полностью исключить. Все зависит от того, во что вы играете и что обсуждаете с малышом. Немного о том, в каком возрасте какие темы интересны ребенку можно почитать здесь.

Количество показов также должно быть разумным. Не обязательно приставать к малышу с карточками по 20 раз на дню. Показывайте карточки в том количестве, которое приемлемо для вас. Если, занимаясь с ребенком, вы все время будете изводить себя мыслью о том, что перегружаете его и даете ему совершенно ненужную информацию, то ребенок обязательно почувствует ваш посыл.

2. Обучение по Доману нужно совмещать с другими играми и занятиями.

Если вы слишком сосредоточитесь на показе и изготовлении карточек, забыв про то, что ребенок нуждается в живом общении, в познании реального мира и его законов, в творческом и музыкальном развитии, вы действительно лишите своего ребенка очень многого.

В чем суть методики Домана?

Итак, что же собой представляет методика Домана? Вообще говоря, демонстрация карточек – это не единственное, что предлагает Доман, но именно они получили наибольшее распространение, поэтому о них здесь и пойдет речь. Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, вы озвучиваете для малыша, что на них изображено. Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребенок с легкостью запоминает все, чему вы его учите.

Первый тип карточек Домана – энциклопедические , на них представлены картинки с изображением животных, растениий, музыкальных инструментов, профессий и т.д. и яркие подписи красным шрифтом. Карточки предъявляются ребенку тематическими комплектами, например, сначала изучаем диких животных , потом овощи , транспорт .

Кроме энциклопедических карточек существуют карточки для обучения счету ( KoroBoom , My-shop )

и карточки для обучения чтению ( KoroBoom , My-shop ).

Раньше последователям методики ночами приходилось изготавливать материалы, чтобы на следующий день было, что показать ребенку, сегодня, к счастью, можно приобрести готовые комплекты. Мы, например, учились по большому комплекту « Вундеркинд с пеленок ». В этом замечательном наборе есть все самые необходимые темы, на картинках четко выделен изучаемый объект, нет ничего лишнего, и вообще картинки очень красочные. На оборотной стороне есть факты, которые пригодятся, когда вы изучите все основные объекты, изображенные на картинках.

Мне всегда казалось, что показывать карточки в бумажном варианте гораздо удобнее, чем на компьютере (с ними легче соблюдать системный подход по замене изображений, их можно положить на видное место, и тогда про них будет сложно забыть). Но если вы придерживаетесь другого мнения, то вам, должно быть, пригодятся вот такие электронные карточки — КАРТОЧКИ ДОМАНА СКАЧАТЬ . При наличии цветного принтера их также можно распечатать.

Как заниматься?

В разных источниках начинать заниматься предлагается по-разному. Где-то советуют взять 5 комплектов карточек по 5 штук каждый, где-то – 3 комплекта по 10 карточек и т.д., вариантов масса. Я уверена, что каждый вариант рабочий. Для начала выберете любой, какой вам кажется, наиболее адекватным, а впоследствии, глядя на результаты, адаптируете систему под себя и ребенка. Если малышу тяжело просматривать комплект из 10 карточек, он начинает отвлекаться под конец просмотра, то уменьшите количество карточек и наоборот. Мы выбрали для себя вариант с 3 комплектами из 10 карточек . Этот вариант нам подошел.

Читать еще:  Цели воспитания в современных зарубежных педагогических концепциях

Далее, по Доману, каждый набор необходимо показывать по 3 раза в день . Каждую картинку ребенок должен видеть 1-2 секунды . За одну демонстрацию показывают только один набор, и временной промежуток между показами должен быть не менее получаса . После десяти дней занятий (т.е. после того, как вы просмотрели набор 30 раз) из каждого набора изымается одна карточка и заменяется на новую, так делается каждый день, пока комплект карточек не исчерпает себя. Здесь нужно заметить, что если в ваших комплектах изначально было по 5 карточек, то вводить новые карточки нужно начинать уже после пяти дней занятий. Если набор полностью изучен, его заменяют на новый.

Кроме этого, Доман предлагает постепенно увеличивать количество комплектов карточек, демонстрируемых ребенку. Чуть ли не до десяти наборов. При этом каждый из них также нужно показывать в день по 3 раза. Только представьте, это нужно 30 раз в день отвлечь ребенка от его важных дел и показать картинки! Такие цифры могут отпугнуть от этой методики многих мам.

Чтобы все не выглядело так страшно, в методических пособиях обычно производят расчет (количество секунд, затрачиваемых на показ, умножают на количество демонстраций в день) и получают, что на показ карточек понадобится всего несколько минут в день. Но не все так просто как кажется, ведь показ картинок – это не единственное, чем вы занимаетесь и о чем помните весь день. Для начала вам элементарно нужно про них вспомнить, затем бросить все, оторвать малыша от игры и показать ему картинки. Это еще хорошо, если вы все время находитесь рядом с ребенком, и карточки все время при вас, но, к сожалению, не у всех мам есть такая возможность.

Поэтому, повторюсь еще раз, не гонитесь за количеством изучаемых комплектов. Главное — чтобы занятия были интересны вам и ребенку, а обучение не превратилось в обузу. НО все же старайтесь заниматься регулярно, не забрасывайте начатое.

Поэкспериментировав, мы с дочкой остановились на таком режиме: в день у нас было не больше 6 демонстраций, т.е. каждый набор за день мы успевали посмотреть по 2 раза. Каждый третий показ в каждый комплект добавляли по одной новой карточке (т.е. у нас новые картинки добавлялись не каждый день, а чуть реже). Первое время я начинала вводить новые карточки после 30 просмотров комплекта. Но впоследствии, все эти нормы меняла. Так, например, довольно быстро стало ясно, что 30 просмотров комплекта – это очень много, дочь начинает скучать. Количество комплектов же у нас всегда оставалось неизменным – 3. Подробнее о нашем опыте обучения по системе Домана вы можете почитать здесь:

Как обучаться по методу Глена Домана

В чем заключается методика

Врач-физиотерапевт создал методику после изучения поведения детей и подростков, отстающих в развитии. Он разработал несколько теоретических правил, которые облегчают процесс обучения детей и их подготовку к школе. Основной принцип методики – ненавязчивое представление информации.

Методика Домана Глена помогает развивать детей и интеллектуально, и физически

Основные положения методики, предложенной Гленом Доманом:

  • мозг человека развивается только в том случае, если он постоянно работает;
  • добиться больших результатов смогут те дети, которые регулярно получают новую информацию;
  • в интеллектуальном развитии детей немаловажную роль играет физическая активность и гимнастика;
  • мозг детей до 5 лет настроен на получение новой информации. Родителям не нужно насильно привлекать ребенка к обучению.

Действия, которые необходимо выполнять родителям и педагогам:

  • проводить обучение детей с 12-месячного возраста, так как в этом возрасте их мозг лучше усваивает информацию;
  • хвалить малышей за успехи и радоваться положительным результатам;
  • проявлять уважение к детям в процессе обучения;
  • не заставлять малыша выполнять те задания, которые ему не интересны (процесс должен приносить удовольствие);
  • проводить занятия в спокойной обстановке;
  • прекратить занятия, если малышу стало скучно;
  • не проверять усвоение информации обучения;
  • регулярно предоставлять ребенку новую информацию для рассмотрения.

Важно последовательно организовывать процесс обучения.

Физическое развитие по Доману

Глен Доман считает, что физические нагрузки – одна из составляющих частей интеллектуального развития детей. Между моторикой и умственными способностями существует прямая взаимосвязь. Регулярные упражнения стимулируют малышей к познанию окружающего мира. То есть, чем лучше развит ребенок физически, тем лучше подготовлен его мозг к умственным нагрузкам.

Для малышей до года врач-физиотерапевт рекомендует приобрести специальные треки для ползанья. Во время физической активности дети должны быть одеты в легкую одежду, не сковывающую движений.

Комплекс упражнений разработан по возрастам, однако всегда стоит проконсультироваться у своего педиатра: показана ли именно вашему ребенку такая гимнастика. Если есть противопоказания, то от выполнения упражнений придется отказаться.

Совершенствование двигательных навыков у грудничков от 0 до 2 месяцев направлено на формирование рефлексов, позволяющих быстрее научиться ползать и ходить. Список упражнения для детей рассматриваемого возраста:

  • Развитие мануальных навыков. Родители должны предложить отпрыску подходящие для захватывания предметы: деревянные тонкие палки, пальцы рук. Ребенка подтягивают наверх после того, как он обхватит предмет руками. Длительность упражнений – 10 минут.
  • Тренировка вестибулярного аппарата. Родителям необходимо вращать малыша и подкидывать его в воздух в различных плоскостях. Длительность тренировки – 10 минут.

Комплекс упражнений для детей с 2 до 7 месяцев:

  • Развитие двигательных навыков. Кроху помещают в трек для ползанья, а перед ним располагают игрушку. Малыш должен дотянуться до предмета или доползти до него по-пластунски. Каждый день расстояние между игрушкой и ребенком увеличивают.
  • Развитие мануальных способностей (15 минут каждый день)
  • Продолжение формирования вестибулярных навыков (15 минут каждый день).

Физическое развитие детей от 7 до 12 месяцев включает в себя:

  • Ползанье на четвереньках. Длительность ползанья – до 4 часов в сутки.
  • Развитие мануальных возможностей. Ребенок висит на перекладине, а родитель страхует его. Висы выполняют 15 раз в сутки.
  • Развитие равновесия. Ребенка качают, вращают и подбрасывают в различных плоскостях.

С 7–12 месяцев взрослые должны выполнять с детьми специальный комплекс, состоящий из 10 специальных упражнений. Их описание можно найти в книге Домана или в пособиях для молодых родителей.

После года продолжается формирование физических навыков у ребенка. Для этого родителям нужно постепенно приучать отпрыска к хождению. Обучение начинают с нескольких шагов. Гимнастика для детей от года также включает в себя:

  • висы на перекладине;
  • упражнения на равновесие;
  • перехваты турника;
  • занятия с мелкими безопасными предметами.

Постепенно длительность пребывания крохи на ногах увеличивают до 30 минут в день.

Методика Глена Домана для интеллектуального развития

Доман призывает родителей заниматься интеллектуальным развитием отпрысков с 12 месяцев. Врач считает, что раньше этого возраста прибегать к занятиям на совершенствование умственных способностей не следует.

По методике Глена Домана ребенок может быстро обучиться чтению

Доман рекомендует родителям контролировать процесс получения ребенком новых знаний и способностей. Он считает, что на умственные способности малышей во многом влияют разговоры со старшими.

Врач разработал обучающие карточки размером 10х50 см. Буквы на них написаны красным цветом. Высота шрифта составляет 7,5 см. Обучение чтению должно проводиться по строго определенной схеме:

  • Первые сутки – ребенку 3 раза показывают 5 карточек со словами-существительными. Пауза межу занятиями – около 30 минут. В первый день с ребенком проводят 3 занятия
  • Вторые сутки – взрослые 3 раза показывают малышу старые карточки и 3 раза изображения с новыми словами. Второй день включает 6 занятий.
  • Третьи сутки – малышу демонстрируют 10 уже изученных карточек в 6 занятий и 5 новых изображений в 3 сеанса. Всего необходимо провести 9 занятий.

Такая же схема продолжает действовать для изучения других слов. За 1 раз ребенку показывают не более 5 карточек. Процедуру повторяют трижды в день для того, чтобы обучаемый лучше усвоил информацию.

Знакомые картинки малышу показывают в следующие 5 дней. После этого их убирают из поля зрения. Промежуток между занятиями составляет 30 минут. За это время мозг детей успеет переработать полученную информацию.

Каждую карточку с изображением родители показывают ребенку в течение 5–10 секунд.

Во время демонстрации картинок взрослые громко читают слово, написанное на ней.

Обучение счету по методике Домана

В домашних условиях отпрыска можно научить считать. Доман выявил, что у взрослых и детей различные понятия о счете: первые представляют в уме конкретную цифру, вторые ассоциируют число с количеством предметов (конфет, яблок). По этой причине цифры на обучающих картинках представлены красными точками, количество которых соответствует определенному числу.

Читать еще:  Концепция воспитания селевко

Автор подробно рассказывает, как заниматься с материалом, в своих трудах:

  • Приобретают 100 карточек, на которых изображено от 1 до 100 кружков.
  • Обучение счету проводится по следующей методике: в день ребенку показывают по 5 изображений в 3 сеанса. Каждый день из поля зрения ребенка удаляют по 2 карточки со знакомыми цифрами и добавляют новые изображения.

Методика Домана предполагает, что обучающийся с помощью наглядного примера сможет установить связать между количеством предметов и цифрой. Благодаря этому малыш быстро научится выполнять математические действия с многозначными числами. Представленный ранее алгоритм подходит и для обучения чтению.

Для раннего развития детей используются дидактические материалы

Плюсы и минусы методики

К списку плюсов данного способа развития детей можно отнести:

  • совершенствование родителями воспитательных моментов;
  • возможность обучения раннего развития малышей (с 1 года);
  • ненавязчивую форму представления новой информации
  • развитие памяти у детей;
  • доказанную эффективность метода;
  • стимулирование умственных и физических способностей малыша одновременно.

Список недостатков метода:

  • необходимость приобретения обучающих карточек. Демонстрационный материал можно купить в магазинах или изготовить самостоятельно;
  • необходимость соблюдения определенного временного режима. Набор карточек показывают ежедневно через определенный промежуток времени. Это не очень удобно для занятых мам и пап;
  • неэффективность методики для обучения детей старше 5–6 лет.

Один из существенных минусов — вероятность того, что малыш откажется заниматься по карточкам. Врач не описывает, что делать в таких случаях.

Методика Глена Домана

Когда говорят о раннем развитии ребенка, имеют в виду интенсивное развитие его способностей в возрасте от 0 до 34 лет. После того, как ученые выяснили, что развитие клеток головного мозга к трем годам завершается на 70 %, а к шести-семи годам на 90 %, стало ясно, сколько возможностей мы упускаем, не используя врожденный потенциал малыша.

Одна из методик, которая способствует раннему развитию детей это методика Глена Домана. Это одна из самых знаменитых программ раннего развития детей умственного и физического аспекта. Глен Доман был уверен, что в любом малыше скрыт огромный талант, который может быстро развиваться и открыть перед ребенком большие шансы в будущем. Так решил американский врач-нейрофизиолог после того, как детально изучил особенности развития детей. Доман и его методика раннего развития это большой вклад в успешное будущее вашего ребенка.

Кто такой Глен Доман?

Глен Доман родился в Соединенных Штатах Америки. В 1940 году он получил диплом врача-физиотерапевта. После этого начал изучать детский мозг. Но тут началась Вторая Мировая война и японцы напали на военную базу Пёрл-Харбор. Всё это помешало учёному продолжить исследования. Доман отправился на фронт, участвовал во многих битвах, стал лейтенантом и получив военную награду. Когда он вернулся с войны, то решил продолжить когда-то начатое дело. Он основал Институт достижения потенциала человека, где до конца своих дней работал и исследовал детский мозг.

Принципы методики

Методика Домана следует данным принципам:

  • Начать учить малыша следует в самом раннем возрасте. Чем ваш сын или дочь младше, тем быстрее он научится любому навыку.
  • Обязательно необходимо поощрять чадо и восторгаться его победами.
  • Нужно сформировать между родителями и малышом доверительные отношения. А также уважительно относиться к нему.
  • Учеба должна приносить положительные эмоции.
  • Для учебы нужно создать правильную атмосферу.
  • Необходимо прекратить тренировку до того, как у самого малыша возникнет такое желание.
  • Постоянно познавайте что-то новое.
  • Будьте постепенными. Учеба должна иметь регулярный характер.
  • Не следует проверять то, что ребенок узнал.
  • Пособия по учебе нужно подготовить подробно и за несколько дней до занятия.
  • Если сыну, дочери или даже родителям самим стало скучно, обучение нужно закончить.

Физическое развитие по методике Домана

Самое больше внимание Глен Доман уделял физическому развитию детей. Учёный считал, что оно имеет прямую взаимосвязь с интеллектуальным потенциалом малышей. Именно по этой причине он был уверен, что необходимо физически развивать ребенка с самого его появления на свет.

Ребенок от природы нуждается в том, чтобы много плавать, ходить, ползать, хватать. С самого рождения младенцу нужно дать свободу перемещений и делать все, чтобы он физически развивался. Если мама с папой с раннего детства помогают крошке быть активным, то их сын или дочь будет умственно развиваться гораздо интенсивнее, по сравнению со сверстниками. Поэтому следует постоянно бегать и прыгать с малышом, с раннего детства знакомить его со спортом и физкультурой.

Как научить читать по методике Домана?

Ученый считал, что начать учить читать можно даже крошку, которому едва исполнилось 1,5 года. Нужно только следовать его методике.

Для этого родителям нужны карточки с комплектом слов. Их параметры должен быть 10*50 сантиметров, слова ярко-красного цвета, шрифт 1,5 сантиметров по толщине, а высотой каждая буква должна быть 7,5 сантиметров. Не стоит с самого начала знакомить малыша с трудными

словами. Вы должны постараться найти такие слова, с которыми малыш отлично знаком (бабушка, дедушка, кошка, собака, дом, стол, стул, вода).

Вам нужно следовать данной схеме обучения:

  • Комплект слов это группа из 5 слов, которые объединены одной темой.
  • Учиться нужно по 3 раза каждый день.
  • Понедельник. Покажите сыну или дочери один комплект слов. Проговорите слова четким, ровным голосом. На каждое слово не следует тратить более 15 секунд. Выходит 3 урока с одним комплект слов.
  • Вторник. К комплекту слов, который уже показан, прибавьте еще один. Выходит 6 уроков в день (3 с изученным ранее комплектом слов, 3 с новым) и два комплекта слов.
  • Среда. 3 комплекта слов и 9 уроков.
  • Четверг. 4 комплекта слов и 12 уроков.
  • Пятница. 5 комплектов слов и 15 уроков в один день.
  • Суббота. Добавьте еще один комплект слов, но одновременно с этим из пяти предыдущих исключите по одному слову.

Как научить считать по методкие Домана?

Родители, когда слышат слово три воображают цифру, а их малыши мыслят фактами. Они представляют три мандарина, три дома, три кошки, но

даже не пытаются соотнести слово три с картинкой цифры. Именно на это специфическое для малышей качество и опирался Доман, когда создавал свою программу. Если вы позволите ребенку работать с определенными фактами, а не абстрактными терминами, то у него появится отличная возможность научиться считать, не пересчитывая, понимать количество изображенных предметов, узнать о базовых действиях в математике.

Чтобы научить ребенка считать, вам нужно будет взять 100 карточек размером 27*27 сантиметров. На карточках в хаотичном виде изображены красные точки количеством от 1 до 100. Их диаметр не должен быть больше 2 сантиметров. На уроках малыш сначала узнает термин количество, потом термин уравнение. Затем можете начать обучать ребенка решению математических задач. И лишь затем по методике Домана следует знакомить малыша с графическим изображением чисел, понятием цифра. А уже потом начните решать цифровые уравнения.

Преимущества методики

Методика развития Домана способствует и физическому развитию детей. Доман определил 7 этапов в прогрессе малыша от младенчества до 7 лет. Данные стадии идут вместе со стадиями развития мозга. В первом периоде верхние отделы спинного мозга управляют слухом, зрением, мануальными навыками и движениями. В финишном периоде ими

управляют верхние отделы коры головного мозга. Любой следующий этап, совершенствуясь, убирает старый этап и контролирует разные роли головного мозга. Скачок от одного уровня к следующему иллюстрируется, согласно программе, определенным количеством жестов и действий. Ребенок, который не обучается по программе, проходит эти этапы за 6,5 лет. А дети, обучающиеся по курсу Глена Домана, проходят данные уровни за 3,5 года.

Консультация для педагогов «Методика Глена Домана»

Марина Гавриленко
Консультация для педагогов «Методика Глена Домана»

Консультация для педагогов Методика Глена Домана

Среди педагогов всего мира, не найдётся ни одного, кому был бы не знаком метод воспитания Глена Домана. Это уникальная система развивающихся занятий для дошкольника, основанная на свойствах человеческого мозга воспринимать и удерживать информацию.

Создатель этого революционного метода – талантливый нейрохирург Глен Доман – пришел к нему не сразу. Работая с детишками, у которых были зафиксированы нарушения центральной нервной системы, врач решил найти способы стимуляции «резервных» клеток головного мозга, которые могли бы начать работать и сгладить дисфункцию. Для этого он использовал карточки с изображенными на них в хаотичном порядке красными точками.

Сначала целью Домана было научить детей фиксировать взгляд. Достигнув успеха, он пошел дальше и стал показывать им карточки с картинками, словами.Результат превзошел ожидания: малыши, ранее считавшиеся безнадежными, стали развиваться. Их мозг «заработал»!

Читать еще:  Методика обучения домана

Эти первоначальные эксперименты, затем положенные в основу широко известного сегодня метода воспитания Глена Домана, со временем стали применяться и в отношении здоровых ребят. Основанием для этого стали успехи детей с пороками развития, которые часто обгоняли своих ровесников, не обремененных тяжелыми заболеваниями.

Не важно, болен ребенок или абсолютно здоров, но для развития физического интеллекта детёнышу нужно двигаться. Осмысленное движение – это основа жизни. Именно так твердил Глен Доман. Методика развития практически базируется на том, чтобы обеспечить ребенку жизнь в движении. Согласно концепции Домана, лучшее место для новорожденного первых месяцев жизни – это пол. А лучшее положение – на животике. Самый важный навык для каждого человека – ползание на животе, затем — на четвереньках. Доман настаивает на том, что ребенка не нужно принудительно вертикализировать, водить, ставить в ходунки или другие приспособления. Дети не должны пропускать период ползания, который способствует укреплению мышц спины, ног, рук, развивает дыхание, зрение и речь.

Развивать интеллект Доман советует, практикуя занятия с карточками — «битами интеллекта».Начинать нужно с примитивной информации: цвета, формы, предметов в квартире, животных и т. д. Например, подготовить несколько карточек с изображением геометрических фигур. Показать их по очереди,называя: «Это ромб, треугольник, круг и т. д.». Похвалить ребенка за внимание и закончить этот маленький урок. Согласно исследованиям Домана, ребенку достаточно просмотреть одну карточку 5 дней по пять раз ежедневно, чтобы навсегда запомнить изображение на ней и его обозначение. Многих интересует прогрессивная методика чтения Глена Домана. В основе ее лежит тот факт, что ребенку сложно воспринимать символы, буквы. Они по сути ничего не обозначают, а вот слова, которые состоят из символов, имеют реальные обозначения. Доман рекомендует учить ребенка читать по словам.Написать на карточке большими буквами самые понятные ребенку слова: «мама», «папа», «баба». Показывать ребенку слова следует довольно быстро, четко озвучивая каждое. Писать их нужно большим шрифтом, каждая буква примерной высотой в 7-10 см. Методика обучения Глена Домана математике также базируется на том, что цифры по сути ничего не значат для ребенка. Это просто символы. Но они могут означать некоторое количество предметов. Стартовать обучение математики нужно из пересчета предметов, а потом уже подключать изучение цифр, которые это количество обозначают.

Плюсы методики Глена Домана

1. Плюс и в том, что автор воспитывает родителей, т. е. объясняет им, что с детьми надо много заниматься. Безусловно, правильно и то утверждение, что чем меньше малыш, тем легче он впитывает любые новые для него знания. Нужно успеть воспользоваться этим. Тесный контакт ребенка и родителя. Регулярные занятия как физическим, так и интеллектуальным развитием ребенка укрепляют связь между поколениями, ребенок не предоставлен сам себе, и с раннего возраста учится впитывать знания.

2. Можно научить читать даже очень маленького ребенка

3. Все обучение для малыша будет выглядеть как приятная игра, в процессе которой ребенок получает большую порцию внимания взрослого и положительные эмоции.

4. У малыша будет развиваться память, он будет получать и запоминать огромное количество разнообразной информации, сможет получить энциклопедические знания, если вы будете не просто учить ребенка читать, а заниматься по методике Глена Домана полноценно.

5. Методика Глена Домана проверена временем: в настоящее время существует множество ученых и даже нобелевских лауреатов, воспитанных по этой методике.

6. Занятия по Глену Доману стимулируют также и физическое развитие ребенка.

Минусы методики Глена Домана

1. Необходимость в изготовлении большого количества карточек, это довольно трудоемко, если делать их полностью самостоятельно, и несколько проще, если купить уже готовые наборы (или распечатать их из интернета)

2. Карточки нужно показывать ребенку ежедневно, по нескольку раз в день, следить за правильной заменой уже продемонстрированных карточек. Если родители загружены на работе, делами по дому, а также другими мероприятиями с детьми (прогулками, детским садом, простыми играми и т. п., то соблюдать распорядок занятий очень тяжело. Если в семье не один, а больше детей, то время для показывания и подготовку карточек найти еще сложнее.

3. Ребенок может не реагировать на карточки, может забыть пройденное, может требовать показываемые карточки — чтобы их потрогать или пожевать, что делать в таких случаях — Глен Доман не уточняет. Также бывают очень активные дети, которым тяжело усидеть на месте, а уж тем более куда-то сосредоточенно смотреть.

4. Возможно возникновение проблем в начальной школе, как и у всех детей, учившихся читать сразу по слогам, складам или словами, а не составлять их из звуков. Школьная программа на это не рассчитана. Детей учат наоборот — идти от звуков к слогам, что может вызвать некоторое непонимание у таких детишек.

5. Обучение проводится с малышами до пяти лет, лучше с рождения. С шестилетками и более старшими детьми методика не работает. 6. Не предусматривает развитие мелкой моторики (занятия по лепке, рисованию, сенсорике (познание ручками) Ученый не уделяет внимание в своей методике тактильному восприятию (мягкий, твердый, колючий). 7. Карточки Домана не учат логически мыслить, анализировать явления, делать выводы, значит, у ребенка не развиваются творческие и исследовательские способности. Карточки Домана не знакомят малыша с фактами, с которыми карапуз соприкасается в жизни или встречается в сказках, стишках, песенках, играх. Впрочем, если добавить к процессу обучения по Доману занимательные развивающие игры, творчество и фантазию, ваш малыш воспримет обучение при помощи банальных карточек на «Ура». 8. Заставить ребенка заниматься физическими упражнениями по секундомеру, практически невозможно. Дети так непоседливы и самостоятельны, что объяснить им, как нужно правильно подтягиваться или бегать по методике Домана весьма проблематично, скорее всего, подобные мероприятия будут приниматься в штыки, а насилие по отношению к ребенку редко способствует его развитию.

Основная идея, нашедшая отражение в разработках Глена Домана, — это то, что главными воспитателями ребёнка являются его родители. Именно они должны дать понять своему чаду, что принимают его таким, какой он есть, и делают всё, чтобы он стал лучше. Не нужно навязать дошкольнику занятия, если он не хочет этого или же быстро устаёт от них. Всему своё время. Возможно, он позже сам проявит интерес к процессу обучения.

Важным моментом является и то, что нет необходимости проверять, как малыш усвоил материал (естественно, речь идёт о детях 2-4 лет). Если ребёнок выразит желание поделиться своими успехами, он непременно сделает это!

Консультация для педагогов «Методика организации и проведения экскурсий для воспитанников ДОУ» Экскурсия – важная форма организации обучения в детском саду. Экскурсии представляют собой особый вид деятельности, которые дают возможность.

Консультация для воспитателей «Методика проведения ОВД» «Методика проведения ОВД» К основным видам относятся: ходьба, бег, прыжки, ползание и лазание, метание и ловля, упражнения в сохранении.

Консультация для «Методика проведения режимных процессов в группах раннего возраста» Консультация для воспитателей «Методика проведения режимных процессов в группах раннего возраста»УМЫВАНИЕ. При проведение умывания детей.

Консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие педагогов с детьми, имеющими нарушения аутического спектра» Аутичесие растройства относятся к искажённому психическому развитию. Ранний детский аутизм (РДА) — это неравномерное развитие психики с.

Консультация для воспитателей Методика заучивания стихотворения Заучивание стихотворения — одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В дошкольном возрасте важно учить.

Мастер-класс для педагогов «Мой весёлый язычок». Методика проведения артикуляционной гимнастики с дошкольниками Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической.

Методика мышечной релаксации по Джекобсону (для детей дошкольного возраста и педагогов) Методика мышечной релаксации по Джекобсону (для детей дошкольного возраста и педагогов) Активный образ жизни, частые стрессы в семье и на.

Консультация для педагогов «Методика обучения детей рисованию предметов» Методика обучения детей рисованию предметов. В дошкольном детстве предметное рисование направлено на освоение основных способов изображения.

Мастер-класс для педагогов «Волшебные колечки» как метод развития связной речи». Методика запоминания текстов Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белочка» №62, п. Октябрьский, Красноярского края, Богучанского.

НОД с использованием методик Глена Домана, Л. Р. Лизуновой «Путешествие послушного Язычка» НОД с использованием методик Глена Домана, Л. Р. Лизуновой «Путешествие послушного Язычка» (старшая группа компенсирующей направленности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector