221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика обучения катанию на коньках

Статья на тему «Обучение катанию на коньках детей дошкольного возраста»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Автор: Фоминых Оксана Владимировна инструктор по физической культуре высшая квалификационная категория

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Рябинка»

Тема: Обучение катанию на коньках детей дошкольного возраста.

Катание на коньках развивает основные группы мышц, особенно ног. При катании на коньках чередуется напряжение с расслаблением мышц ног, что благоприятно влияет на укрепление свода стопы. Во время занятий дети дышат свежим, прохладным воздухом, в результате чего повышается сопротивляемость простудным заболеваниям верхних дыхательных путей. Систематические занятия на коньках развивают вестибулярный аппарат. В результате улучшается способность удерживать равновесие на одной ноге. Во время занятий дети привыкают к определенной дисциплине, а используя желание ребенка овладеть катанием, у него воспитывают волю, терпение, настойчивость, смелость, решительность и уверенность в своих силах.

Катание на коньках – сложный вид движения, состоящий из различных элементов: положения туловища, отталкивания, правильной постановки конька при скольжении, сохранения равновесия. Учить детей этому виду спортивных упражнений можно с 4 лет, если конечно нет ни каких противопоказаний. До начала обучения катанию проводится большая подготовительная работа. Состоит она, прежде всего из приобретения необходимого инвентаря – фигурных коньков и одежды. Для мальчиков черные коньки, для девочек белые.

Они проводятся в помещении. Дети рассматривают коньки, примеряют их, пытаются завязать шнурки. Шнурки должны быть широкими, нужной длины, чтобы ботинок завязался, и не оставались длинные концы. Нужно научиться шнуровать на подъеме туго, а на носках свободно, чтобы ноги не мерзли. Дети встают на коньки, пытаются походить, присесть, отводить ноги назад, передавать вес тела с одной ноги на другую. В положении стоя учатся держать ступни прямо, ноги слегка согнуты, туловище наклонено вперед, спина и плечи расслаблены. Чтобы не портить пола и коньков, упражнения в помещении нужно выполнять на резиновом коврике, дорожке и не снимая чехлы с коньков. Для равновесия на первых порах можно использовать опору.

1. Ноги на ширине плеч, ступни параллельны, руки внизу. Сделать 5-6 пружинистых полуприседаний, руки свободно выносить вперед. После отдыха повторить 2-3 раза.

2. Ноги на ширине плеч. Сделать глубокий присед, руки вперед, выпрямиться. Повторить 4-5 раз.

3. Ноги на ширине плеч. Поочередно наклонять оба конька то вправо, то влево, руки свободно. Повторить 5-6 раз.

4. Постоять на правой, затем на левой ноге, придерживаясь рукой за опору и без нее. Повторить 5-6 раз.

5. Переступая делать повороты вправо, влево, кругом на 90, 180, 360*.

Подготовительные упражнения на полу полезны всем начинающим. Они развивают умение сохранять равновесие при малой опоре, способствуют укреплению голеностопных, коленных и тазобедренных суставов. Однако необходимо помнить, что у детей при первых попытках стоять на коньках от большого напряжения устают ноги. Поэтому необходимо предусмотреть условия для отдыха – скамейки или стулья. И только после того, как дети привыкнут к конькам – походить по снегу, а затем на лед.

Техника обучения катания на коньках:

Положение туловища. Ноги слегка согнуты, туловище немного наклонено вперед, руки свободно согнуты и разведены вниз в стороны. Голова прямо, смотреть вперед. В начале обучения можно разрешить детям передвигаться в высокой посадке, так как движение на коньках выполняется при большом мышечном напряжении, от чего мышцы утомляются, и появляется стремление поднять туловище выше. Поэтому кататься на согнутых ногах можно, немного позже.

Отталкивание ногами. Отталкиваться нужно поочередно то одной, то другой ногой и скользить плавно, поочередно то на одном, то на другом коньке. При отталкивании слегка нажимать внутренним ребром конька на лед. Носок конька при этом немного разворачивается наружу, толчок энергичный, быстрый. Вес тела переносится на другую ногу. Нога, на которой скользят, чуть согнута в колене она принимает на себя всю тяжесть тела. После отталкивания толчковая нога легко сгибается в колене и плавно выносится вперед, чуть впереди опорной ноги. В этот момент начинается отталкивание уже другой ногой.

Повороты. В начале обучения, пока дети не научились хорошо кататься, им не следует выполнять резких поворотов, чтобы не упасть. Поворот совершается по кругу чаще всего влево. Для этого левую ногу ставят на внешнее ребро конька, а отталкиваются только правым коньком в сторону, противоположную повороту. Туловище наклоняется вперед влево к центру круга, ребенок скользит на внешнем ребре левого конька, правая нога располагается сбоку и несколько отстает от левой ноги. Толчок правым коньком производится легко и в сторону назад. Так проходит поворот по кругу. Наиболее распространенным является поворот с скольжении на параллельных коньках. При таком повороте нужно разбежаться по прямой и на большой скорости сделать поворот в нужную сторону. При повороте туловище наклоняется к центру, коньки легким нажимом ставятся на ребро в сторону поворота, движение продолжается по дуге. Внешняя нога движется по кругу несколько большего радиуса и поэтому немного отстает от ноги в сторону которой совершается поворот.

Торможение. Тормозить можно несколькими «полуплугом» и «плугом». Сначала разучивается торможение «полуплугом». После скольжения по прямой ноги ставятся близко друг к другу. Одну ногу, например правую, выдвигают вперед, повернув ее носком внутрь, пяткой снаружи и упираются в лед внутренним ребром конька. Левая нога еще немного сгибается, тяжесть тела в это время должна быть на левой ноге, туловище наклоняется назад. Упор тормозящим коньком сильный. В торможении «плугом» нужно соединить колени и плотно прижать их друг к другу, развести пятки в стороны, носки держать вместе, сильно нажать вниз внутренними сторонами лезвия коньков, согнуть ноги и перенести вес тела несколько назад, на пятки. Можно тормозить и поворотом направо или налево. Это более трудный способ. Им чаще пользуются в играх, когда резко нужно затормозить, например в игре в хоккей.

С первых шагов на льду необходимо учить детей правильно падать: на бок или вперед «рыбкой» — проскользить по льду на животе, вытянув руки. Нельзя опираться на руки, чтобы их не сломать!

Организация бега на коньках:

Обучение бегу на коньках первое время 8-10 минут, постепенно увеличивается до 20-30 минут.

Занятия лучше всего проводить в первую половину дня в период с 10-12 часов, при температуре от +5 до -15*С, в безветренную погоду.

Идеально проводить два занятия в неделю.

Одежда не должна стеснять движения, должна быть легкой, но теплой.

Ботинки с коньками не должны быть тесными, чтобы не замерзли ноги.

Правила поведения на катке:

Двигаться только в одну сторону;

Не портить лед коньками;

Не садится на лед и снег, отдыхать только на скамейке;

Не находится на катке в мокрой одежде;

Дышать через нос и не задерживать дыхание.

Упражнения на резиновой дорожке:

1. Стоять на коньках удерживая равновесие.

2. Ходьба на коньках в прямом направлении.

3. Ходьба на коньках друг за другом по кругу.

4. Ходьба на коньках друг за другом короткими и длинными шагами.

5. Стоя руки на поясе, наклонить оба конька вправо, влево, встать прямо.

6. Ходьба на коньках в быстром и медленном темпе.

7. Стоя ноги на ширине плеч, ступни параллельны друг другу, руки на поясе. Выполнить несколько полуприседаний, руки вытянуть вперед. Вернуться в исходное положение.

8. Стоя руки на поясе, отвести ногу в сторону назад, приставить ее к опорной.

9. Стоя руки опущены, поднять согнутую в колене ногу, руки в стороны. То же другой ногой.

10. Стоя руки опущены, наклонится слегка вперед, руки в стороны, прямую ногу отвести назад. То же другой ногой.

11. Стоя ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на месте.

12. Продвижение вперед на коньках, имитируя скольжение.

Упражнения на снежной утрамбованной площадке:

1. Ходьба по снегу друг за другом.

2. Ходьба по снегу друг за другом широкими и мелкими шагами.

3. Ходьба по начерченным на снегу линиям.

4. Произвольно кататься на площадке, соблюдая правила.

5. Ступни чуть расставлены, параллельны, руки за спиной. Присесть, принять позу конькобежца. Вернуться в исходное положение.

6. Учить падению «рыбкой». Слегка присесть руки внизу. Вытянуть руки вперед, наклониться и упасть в глубокий снег.

7. «Ласточка». Ступни чуть расставлены, параллельны, руки опущены. Туловище наклонить слегка вперед, руки в стороны, прямую ногу отвести назад. Вернуться в исходное положение. То же другой ногой.

8. «Елочка». Скользить на одной ноге, отталкиваясь другой несколько раз подряд. То же другой ногой.

9. Разбег обеими ногами и скольжение на двух коньках.

10. Разбег обеими ногами и скольжение на двух коньках, перенося вес тела с одной ноги на другую.

11. Разбег с помощью одних толчков, выполняя маховые движения рук.

12. Кататься по краям площадки с помощью разбега и скольжения на двух ногах.

1. Ходьба по льду в колонне, в шеренге в медленном и быстром темпе.

2. Ходьба друг за другом длинными и мелкими шагами, врассыпную, меняя направление.

3. Продвижение по прямой: скользить на одной ноге, отталкиваясь другой ногой.

4. Продвижение по прямой: отталкиваясь то одной, то другой ногой с переходом на двухопорное скольжение.

5. Ходьба и скольжение друг за другом в парах.

Читать еще:  Обучение счету по методике зайцева таблицы

6. Разбег из 2-3 шагов с переходом на двухопорное скольжение.

7. Повороты вправо и влево без отрыва ног ото льда.

8. Разбег по прямой, поворот у снежного кома.

9. Передвижение друг за другом длинными шагами.

10. Разбег по прямой до линии, переход на двухопорное скольжение и поворот у снежного кома.

11. Поворот после разбега влево, вправо.

12. «Змейка». Разбег и скольжение объезжая 4-5 снежных комков.

13. Бег по кругу.

14. «Пружинка». Приседание ступни параллельно друг другу.

15. «Пружинка» с прыжками.

16. Разбег, скольжение и прыжок через маленький снежный ком.

17. Разбег и торможение «полуплугом» и «плугом».

18. Разбег и скольжение на одной ноге.

19. Бег по кругу в правую и левую сторону, отталкиваясь ногой.

20. Продвижение друг за другом, руки за спиной.

21. Продвижение друг за другом в парах, с изменением направления.

1. «Шаги великаны». Дети по сигналу начинают двигаться до ориентира длинными шагами. Выигрывает тот, кто сделает меньше шагов.

2. «Перегонки». На расстоянии 10 метров друг от друга проводятся две параллельные линии – старт и финиш. Дети встают на стартовой линии на вытянутые руки друг от друга. По сигналу бегут к финишу. Выигрывает тот, кто первый пересечет линию.

3. «Кто сильнее». На расстоянии 5 метров друг от друга проводятся две параллельные линии. Дети встают на стартовой линии, на вытянутые руки друг от друга. По сигналу бегут, сильно отталкиваясь ногами, до второй линии и скользят на двух коньках, пока не остановятся. Выигрывает тот, кто проскользит дальше всех.

4. «Ласточка». По сигналу дети выполняют разбег и слегка наклоняясь вперед отводят одну ногу назад вверх, руки разводя в стороны, скользят по прямой.

5. «Не задень». Снежные комки кладут по прямой линии на расстоянии 1 метр друг от друга. Дети двигаются друг за другом в колонне, разводят ноги пошире, чтобы не задеть комки.

6. «Пистолетик». На расстоянии 3 метров друг от друга проводятся две параллельные линии. Дети встают на стартовой линии, на вытянутые руки друг от друга. По сигналу бегут, сильно отталкиваясь ногами, до второй линии, приседают, вытянув одну ногу вперед и скользят, пока не остановятся. Выигрывает тот, кто проскользит дальше всех.

ОБУЧЕНИЕ КАТАНИЮ НА КОНЬКАХ

Обучение катанию на коньках рекомендуется программами ДОУ с подготовительной группы детского сада. Т. И. Осокина и другие считают, что раньше 5–6 лет нельзя обучать ребенка катанию на коньках потому, что это заставляет его совершать на коньках сложные и трудные двигатель­ные координации на малой площади опоры, а костно-связочный аппарат нижних конечностей еще недостаточно окрепший. Равновесие, которое должно поддерживаться при передви­жении на льду на коньках, создает дополнительные нагрузки на централь­ную нервную систему.

Катание на коньках является одним из важнейших видов спортив­ных упражнений. Этот вид движений имеет циклический характер и принадлежит к естественным физи­ческим упражнениям, близким по координации к ходь­бе и бегу. Поэтому они доступны для ребенка с разной физической подготовленностью и легко осваиваются детьми. При индивидуальном обучении освоение ребенком катания на коньках возможно и в более раннем возрасте, с 3–4 лет.

Катание на коньках – прекрасное оздоровительное упражнение для детей и взрос­лых, которое является одним из любимых видов активного отдыха. Катание на коньках проводится на свежем воздухе. Это закаливает организм, укрепляет здоровье в целом, раз­вивает физические качества. Дети с удовольствием катаются на коньках, так как это помогает им стать крепкими, ловкими и смелыми. У них вырабатываются согласованные движения рук и ног, ук­репляются мышцы туловища, и формируется осанка.

Закаливание холодным, чистым воздухом является важнейшей оздоровительной мерой, предупреждающей заболевания. У детей усиливается обмен веществ, повышается устойчи­вость организма к различным отрицательным воздействиям окру­жающей среды, без каких-либо нарушений функциональной дея­тельности организма. При катании на коньках улуч­шаются терморегуляторные процессы.

Кроме положительного воздействия на организм ребенка, эти занятия имеют огромное воспитательное значение.

Л. Н. Пустынникова, разработавшая методику обучения катанию детей дошкольного возраста на коньках, считает, что упражнения на коньках содействуют укреплению мышечного и костно-связочного аппарата нижних конечностей. По ее данным, у детей укрепляется свод стопы из-за постоянного чередования напряжения и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, повышается устойчивость вестибуляр­ного аппарата, обеспечивающего поддержание равновесия и по­зволяющего детям «легко и свободно маневрировать на льду, вы­полнять различные фигуры»[32]. Занятия на коньках развивают органы дыхания, дыхательную мускулатуру, так как дыхание согласуется с движениями. В целом усиленная работа органов дыхания обеспечивает хорошую жизнедеятельность детского организма.

Катание на коньках развивает координацию и ритмич­ность движений, улучшает взаимодействие различных отделов центральной нервной системы, повышает уровень работоспособности детского организма.

Во время катания на коньках развивается ориентировка в пространстве, дети более правильно и экономно распоряжаются своими двигательными действиями на катке среди других катающихся. Они начинают оце­нивать расстояние одного предмета до другого, самого себя от других детей. Также формируются первоначальные сведения о скорости передвижения и чувствование скорости, а это помогает детям быстрее реагировать на изменяющиеся условия во время бега на коньках.

При освоении катания на коньках дети используют эти умения в самостоятельной двигательной деятельности и в играх. Занятия по обучению катанию на коньках имеют и воспитательное значение: дети приучаются соблюдать дис­циплину, аккуратность, выполняют тре­бования педагога по организации и подготовке к занятию, оказывают друг другу помощь, организованно входят на каток, приводят в порядок коньки после занятий. У них формируются положительные лич­ностные качества и черты характера. Они проявляют находчивость, смелость, инициати­ву, самостоятельны в выборе различных решений. Этот вид спортивных упражнений заставляет детей обдумывать свое поведение, развивает трудолюбие, умение видеть и ценить прекрасное в природе, обогащает словарь детей. Обучение катанию на коньках способствует эстетическому воспитанию ребенка, чему помогают музыка на занятии, а также занятия танцами и художественная гимнастика, которые сопровождают занятия по освоению элементов фигурного катания. Установлено, что развитие моральной поддерж­ки и волевых качеств, происходит лучше в совместных занятиях с родителями.

В начале обучения педагог сообщает детям первоначальные сведения о технике катания на коньках, истории их появления, правилах безопасности при занятиях на коньках[33].

Катание на коньках обогащает двигательный опыт ребенка, поскольку в процессе обучения этому у него постоянно формируются правильные навыки естественных жизненно необ­ходимых движений, что позволяет их твор­чески использовать в зависимости от обстоятельств.

По мнению А. В. Кенеман и Д. В. Хухлаевой, уже с трех лет дети могут учиться скользить по льду на коньках и выполнять самые про­стые элементы фигурного катания, но для этого требуется квалифицированное руководство со стороны педагога как в плане обучения (дошкольный педагог зачастую сам не умеет кататься на коньках), так и в плане предупреждения травматизма.

По мнению Л. Н. Пустынниковой, старший дошкольный возраст благоприятен для начала обучения катания на коньках, что обусловлено следующими фактами:

1. Организм 5-летнего ребенка вполне подготовлен к овладению элементарными двигательными навыками.

2. В этом возрасте дети уже могут управлять отдельными действиями целостного двигательного акта – сохранять равновесие, удерживать в правильном положении туловище, соблюдать направление толчка, со­гласовывать движения рук и ног.

3. У них значительно улучшается моторная па­мять и развивается речь.

Л. Н. Пустынникова рекомендует соблюдать такую последовательность обучения катанию на коньках. Вначале ребенка необходимо познакомить с пра­вилами поведения на катке и уходом за коньками, одеждой; далее следует на­учить надевать ботинки и шнуровать их. Задолго до начала выхода на лед для обучения катанию на коньках педагог разучивает с детьми физические упражнения для укрепления мышц ног и особенно стопы; также выполняются упражнения, способствующие раз­витию психофизических качеств. Когда дети научатся надевать коньки, с ними проводятся упражнения в помещении на коньках: стояние и ходьба по резиновым коврикам и др.; затем подобные упражнения проводятся на утрамбованной снежной площадке. Лишь после этого дети приступают к выполнению упражнений на льду. Детей учат делать небольшой разбег (3–4 метра) по снегу, после чего выкатываться на лед и скользить на двух параллельных коньках. Обучают правильному исходному положению – «по­садке конькобежца», затем учат кататься с попеременным отталкиванием то одной, то другой ногой. Если ребенок правильно выполняет бег на коньках, то на льду остается рисунок елочки. В беге на коньках ребенок выполняет перекрестные движения рук разноименно с движениями ног. Детей учат выполнению поворотов направо и налево; торможению и оста­новкам. Учат следующим видам торможений: «плугом» (колени сводятся внутрь, задники коньков – наружу, опора осуществляется на внутренние ребра полозьев), «полуплугом» (одна нога занимает перпендикулярное положение по направлению движения). Обучают более сложному виду торможения – торможению поворотом (для торможения ребенок выполняет резкий поворот на 90º , упираясь внутренним и внешним ребрами полозьев). Все виды торможений осваиваются путем многократного повторения. Также детей обучают бегу на коньках по кругу. Закрепляют умения в беге на коньках с помощью игр, проводимых на льду.

В процессе обучения катанию на коньках педагог использует следующие ме­тоды: показ, объяснение, вспомогательные средства; помощь взрослого (ребенка дер­жат за руки), используют для поддержки сани-кресла, специальные стулья.

В ходе проведения занятия педагог следит за степенью утомления детей, чтобы они не переутомлялись, дозирует время проведения занятия, которое по мере взросле­ния ребенка увеличивается с 8 до 25–30 мин. Каждые 5–10 мин занятия ребенку предоставляется возможность отдохнуть на скамейке в течение 2–3 мин.

Читать еще:  Концепции воспитания и развития личности

Необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

1. Двигаться только в одну сторону.

2. Правильно падать (на бок «рыбкой»).

3. Помогать встать упавшему.

4. Не портить лед коньками.

5. Сидеть только на скамейках.

6. Обязательно отдыхать, не спешить.

7. Не кататься в мокрой одежде.

8. После выполнения заданий возвращаться обратно по краю катка.

Основные упражнения, учащие кататься на коньках

Чтобы самостоятельно научиться кататься, потребуется разучить определенный комплекс упражнений. Туда входят подводящие, учащие управляться с коньками, специальные занятия, подходящие будущим хоккеистам. Далее будут рассмотрены упражнения для катания на коньках, способные быстро научить ездить по льду.

Подводящие упражнения без коньков

Сначала нужно потренироваться без них, для чего подойдут следующие рекомендации:

  1. Примите обычную стойку. Руки заложите за спину, прижмите к пояснице. Одной из них возьмите другую за запястье. Нижние конечности поставить вместе. Наклонитесь — угол 50 0 . Расслабитесь, согнитесь. Также согните колени. Сделайте несколько полноценных приседаний.
  2. Примите позу конькобежца. Отведите правую ногу направо, верните ее обратно. Левую — налево, верните обратно. Колено, стопа опорной конечности не должны заваливаться.
  3. Примите положение посадка. Поставьте ногу носком вниз, потом назад. Займите начальное положение. То же самое повторите со второй.

Важно! Эти занятия развивают конечности, бедра. Подобная гимнастика необходима для правильного бега по льду.

Упражнения на коньках в помещении

Упражнения на коньках для начинающих нужны, чтобы привыкнуть к ним. Их следует делать в помещении, подложив коврик. Проще всего будет тем, кто умеет управляться с роликами:

  1. Почаще ходите. Расположение рук нужно менять (на поясе, за спиной, вытянутые в стороны либо опущенные вниз).
  2. Делать приседания.
  3. Наклоняться назад, вперед.
  4. Вращать всеми суставами. Больше всего бедрами.
  5. Попытаться использовать только одну конечность. Это поможет тем, у кого проблемы с равновесием. Постоянно меняйте положение свободной нижней конечности (согните, отводите назад либо выпрямите). Сначала делать занятие, используя что-то для опоры. Когда появятся результаты, попробуйте без опоры.
  6. Займите следующее положение: на внешней части ребра одного и внутренней другого. Двигайте нижними конечностями, меняя их расположение, сгибая колени.

Хорошо помогает ходьба перекрестным шагом либо повороты.

Упражнения для самостоятельного передвижения на коньках

Чтобы самостоятельно такому научиться, проводите следующие занятия:

  1. Станьте к борту. Сделайте небольшое приседание. Возьмитесь за борт. Двигайте конечностями назад, вперед.
  2. Теперь станьте правой стороной. Сделайте предыдущее задание.
  3. Повернитесь левой. Сделайте то же задание, что в пункте 1.
  4. Станьте любым боком, приседайте.
  5. Научитесь ходить по льду. Используйте различные движения. Постоянно меняйте направление. Начинайте с обычного темпа, постепенно переходя к скоростному.

Дальше можно переходить к следующим упражнениям, чтобы научиться кататься на коньках:

  1. Необходимо разбежаться. Начать скользить, приняв позу конькобежца. Сведите колени, руки держите у поясницы. Коньки поставить параллельно. Скользить, не отрывая лезвия ото льда до остановки.
  2. Разбежаться. Скользить во время посадки. Отталкивайтесь коньком , скользящим по льду. Закончить толчок следует боком туловища. А ногу, используемую при отталкивании, займите начальное положение.
  3. Необходимо разбежаться, заскользить. По очереди отставляйте нижние конечности назад. Прикасайтесь носком ко льду. Центром будет конечность, используемая в качестве опоры. Скользить нужно прямолинейно. Расслабьте свободную, направьте носок к поверхности льда. Голень, бедро необходимо расположить под прямым углом.
  4. Разбежитесь, начните скользить. Отведите ногу назад, но конек не должен коснуться льда. Скользите, сохраняя равновесие. Поочередно меняйте опору. Скользить нужно прямолинейно. Свободную надо расслабить, а ее колено должно находиться низко над поверхностью льда.

Специальные подводящие упражнения на коньках на льду

Далее будут описаны начальные упражнения на коньках для хоккея. Дети, желающие стать хоккеистами, обязаны их освоить.

Упражнение елочка

Считается самым простым. Начальной будет позиция 3 (ведущая рука, свободная нога, бедро находятся за опорой, свободная рука перед опорой, осанка прямая). Сделать толчок. Опорную ногу держите прямо, а свободную необходимо перенести перед опорной.

Упражнение называется телега

Надо немного пройти елочкой, после чего ставят ноги по ширине плеч, принимая следующее положение: колени слегка согнуты, над ними расположены плечи, а таз находится строго над ступнями. Голеностопы не должны заваливаться внутрь. Использовать при катании надо поочередно оба ребра лезвий.

Упражнение — самокат

С ним справится даже новичок. Ногу, используемую при отталкивании, нужно поставить за опорную, развернуть ее носком наружу. Немного присядьте, перенесите туда вес туловища, после чего оттолкнитесь.

Упражнение фонарик

Хорошо подойдет для улучшения координации. С ним справится даже ребенок. Нижние конечности необходимо раздвигать, сдвигать так, чтобы образовался круг. Делать это нужно носками наружу, а сдвигать носками внутрь. Чтобы правильно выполнить данное занятие, необходимо немного разработать мышцы бедер. Такого можно добиться регулярными тренировками.

Упражнения для баланса

Для тренировки баланса применяют:

  1. Машинка. Подходит для контроля баланса, а также способствует улучшению пресса. Надо разогнаться, медленно присесть, вытянув руки вперед.
  2. Халф Реми. Присядьте полностью. Одну ногу поставьте на носок, куда перенесите вес туловища.

Все перечисленные выше занятия являются основой для сложных техник.

Как правильно останавливаться?

Тренировка на коньках должна включать в себя занятия для отработки торможения.

Как тормозить полуплугом (сзади)?

Одну ногу немного согнуть. Вторую поставить позади, повернув носок наружу. Останавливаться, скользя внутренней частью лезвия.

Как тормозить полуплугом (спереди)?

Скольжение будет осуществлено 2-мя ногами. Вес больше переносится на левую. Правый конек же выдвигается носком налево. Левым давите вниз, тормозите внутренней стороной.

Как тормозить плугом?

Расположите нижние конечности по ширине плеч. Весь вес перенесите назад. Потом поверните ноги внутрь, соедините колени, станьте так, чтобы коньки находились близко друг к другу.

Как тормозить двумя коньками, поворачивая их в сторону?

Это будет немного напоминать прыжок. Вам нужно повернуться, наклониться в сторону, противоположную той, куда направили движение.

Упражнения для бега по прямой

Для всех перечисленных ниже занятий необходимо сделать разбег в 15 метров.

  1. Разверните носки наружу. Скользите по льду, поставив лезвия параллельно. За счет скольжения, шаги будут увеличиваться.
  2. Как только освоите предыдущее, попробуйте то же самое, но с одной ногой. Другую согните, убрав назад.
  3. Скользите, постоянно меняя расположение верхних конечностей (назад, вниз либо в стороны).
  4. В процессе скольжения попробуйте поочередно отводить одну ногу назад либо в сторону, а потом медленно возвращать ее в опорную позицию, коснувшись льда носком вытянутой конечности. Как только освоитесь, можно будет это делать быстро.
  5. Также попробуйте во время скольжения менять положение торса либо головы. Выпрямляйте либо сгибайте туловище.
  6. Во время скольжения можете поднимать одну из рук выше уровня головы. Данное занятие считается достаточно трудным, потому рекомендуется делать это только взрослым.

Подводя итог, можно отметить, что научиться бегу по льду непросто, поскольку это требует немалых физических сил. Но если активно заниматься, выполняя все описанные выше упражнения, тогда сможете добиться желаемой цели.

Обучение технике катания на коньках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 12:40, реферат

Описание работы

Бег на коньках — это вид физического упражнения, при выполнении которого человек передвигается по ледяной поверхности на специально изготовленных приспособлениях — коньках, прикрепленных к обуви.
Катание на коньках и конькобежный спорт были очень популярны в нашей стране до конца прошлого века. С первыми морозами заливались катки во всех городах, селах, около многих школ

Файлы: 1 файл

КОНЬКИ методичка.doc

Требования безопасности по окончании занятий

После окончания занятия преподаватель должен проверить поименно по списку всех допущенных к занятию. При отсутствии отдельных обучающихся должны быть приняты оперативные меры.

Обучающиеся должны переодеть спортивную форму в раздевалке катка.
По возможности рекомендуется принять душ. Если это нельзя обеспечить, следует тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

Покидать место занятий конькобежным спортом следует организованно. Самовольный, преждевременный уход с занятий запрещается.

ГЛАВА ІІІ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКОЙ КАТАНИЯ НА КОНЬКАХ

3.1 Подготовка к уроку

На первом уроке конькобежной подготовки, еще перед выходом на лед, новичкам необходимо показать и объяснить правильность шнуровки ботинок. Обычно ботинки слабо затягиваются у носка, чтобы была возможность шевелить пальцами, и сильно — на подъеме. Верхние один-два ряда затягиваются не очень сильно, чтобы сохранялась свобода движений в голеностопном суставе.

На первом же занятии учитель должен объяснить детям, какое большое значение в регулировании теплообмена имеет одежда конькобежца. В его экипировку входят: шерстяной костюм (в ветреную погоду — спортивная куртка), шапочка, теплые носки, варежки. Под шерстяной костюм надевают теплое белье.

С первых же уроков надо приучить детей к выполнению необходимых гигиенических требований, следить за тем, чтобы после занятий ребята меняли нижнее белье, снимали спортивную форму.

Каждый урок начинается с построения учащихся в помещении. Учитель принимает рапорт, проверяет присутствующих, делает замечания по спортивной форме и инвентарю, объясняет содержание урока.

Проложив на полу дорожку из 5—6 фанерных листов или кусков линолеума, можно дать учащимся задание походить на коньках, ступая на всю плоскость полоза. Эти упражнения способствуют подготовке мышц и связок к предстоящей работе, развивают у занимающихся чувство равновесия. Перед первым выходом на лед в помещении или на школьной заснеженной площадке, построив детей без коньков, им надо объяснить позу конькобежца, научить правилам падения, что позволит впоследствии избежать травм на льду.

Уроки конькобежной подготовки имеют свою специфику.

Читать еще:  Предмет задачи и методы семейного воспитания

На вводную часть урока следует отводить 5—10 мин. После проведения организационной части урока учащиеся в течение 3—4 мин. разогреваются, выполняя предложенные педагогом разминочные упражнения (как в помещении, так и на улице).

В основной части урока учащиеся работают над выполнением учебных упражнений, намеченных планом занятий.

Весь урок на льду проходит под контролем учителя, которому рекомендуется передвигаться на коньках вместе с ребятами. Надо добиваться, чтобы задания учащиеся выполняли организованно. Например, весь класс, соблюдая дистанцию, проходит 1—2 круга по льду, разучивает технику передвижения по прямой, по повороту, участвует в игре и др. Иногда для большей эффективности урока после вводной части целесообразно, исходя из степени умения ребят кататься на коньках, разделить класс на две самостоятельные группы и давать им разные задания.

Уроки проводят при температуре, специально определенной для того или иного региона страны (учитывают также силу ветра). Основная задача уроков — овладение техникой катания на коньках. На каждом занятии учитель обучает определенному элементу техники — старту, бегу по прямой, по повороту, торможению и т. п.

Упражнения подбирают такие, чтобы одновременно с изучением техники у учащихся развивались физические качества — выносливость, сила, быстрота, гибкость, координация движений.

Если уроки сдвоенные, в середине занятия рекомендуется делать перерыв в 10—15 мин., который учащиеся проводят в помещении. Дети снимают коньки, проделывают комплекс общеразвивающих и специальных упражнений, выслушивают замечания учителя. При 45-минутном уроке отдых в помещении не должен превышать 5 мин. При этом учащиеся не снимают коньки, а лишь слегка ослабляют шнуровку ботинок.

На заключительную часть занятия отводят 5 мин. Учащиеся медленно катаются на коньках, выполняют дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, медленную ходьбу. Заключительную часть можно проводить не только на льду, но и на утоптанной снежной площадке. Замечания по ходу урока лучше всего делать в помещении.

По степени усложнения задач процесс обучения бегу на коньках делят на три этапа: первоначальное изучение техники бега с формированием основного двигательного навыка; углубленное разучивание, которое заключается в развитии пространственных и временных характеристик отдельных движений; закрепление и дальнейшее совершенствование в технике бега.

При обучении бегу на коньках применяют методы целостного разучивания и разучивания по частям. На первом этапе обучения передвижению на коньках основным является целостный метод. В дальнейшем выполнение упражнения в целом чередуется с совершенствованием в технике отдельных его частей (посадка конькобежца, положение на старте, движения ног при беге по прямой и повороту).

В основе техники передвижения на коньках лежит условный рефлекс ходьбы, приобретенный в процессе жизни человека. Отличительная особенность бега на коньках от ходьбы и легкоатлетического бега — скольжение в одноопорном положении, наклон туловища вперед, сгибание ног в коленных суставах почти до угла 90 °, отталкивание от льда в сторону-назад. Такое положение, называемое посадкой конькобежца, обеспечивает ему сравнительно высокую скорость передвижения и уменьшает лобовое сопротивление воздуха.

При планировании учебного материала, определении задач по овладению техникой передвижения на коньках, дозировании допустимых нагрузок необходимо руководствоваться закономерностями анатомо-физиологического и психологического развития детей школьного возраста. Так, для 10 — 11-летних детей (IV класс) характерны как высокие координационные способности, так и начало периода прироста быстроты и темпа движений.

Возраст 11 — 14 лет — время бурного расцвета скоростно-силовых способностей.

Многие специалисты считают, что увеличение объема нагрузок и количества применяемых тренировочных средств в период природного прироста физических способностей еще более стимулирует их развитие. Однако учителю физической культуры необходимо все время помнить и о том, что в развитии физических способностей существуют индивидуальные закономерности. Они зависят от особенностей биологического развития школьников, что определяет индивидуальную направленность в подборе средств воздействия.

В IV классе на конькобежную подготовку, так же как и в остальных классах, учебной программой отведено 16 уроков (исходя из местных условий, число уроков можно варьировать).

Учитель физической культуры в IV классе на этих уроках должен решить следующие задачи: научить школьников правильной посадке конькобежца, простому катанию на коньках, заложить основы техники передвижения по прямой и повороту, сформировать умение тормозить, а также быстро набирать скорость с места старта.

Посадка конькобежца (рис. 1). При правильной посадке туловище наклонено вперед, плечи расположены выше таза, спина согнута в поясничном отделе, мышцы ее расслаблены, ноги согнуты в коленных суставах до угла, близкого к прямому, голова слегка приподнята.

Отрабатывая посадку, педагог должен учитывать, что требование как можно более низкой посадки (ноги сильно согнуты в коленных суставах, большой наклон туловища вперед, плечи на уровне таза) нередко ведет при занятиях с начинающими конькобежцами к непосильной нагрузке, к быстрому утомлению, и закреплению всевозможных технических ошибок, и в результате у ребят снижается интерес к занятиям. Поэтому целесообразно начинать обучение с высокой посадки.

Примерные упражнения для овладения посадкой конькобежца:

  • Стоя на месте, принять положение посадки конькобежца и сохранить его в течение 8—10 сек. 8—10 раз.
  • В посадке конькобежца пружинящие полуприседания. 8—10 раз.
  • В посадке конькобежца поочередное передвижение конька левой, затем правой ноги вперед-назад, не отрывая коньки от льда. 10—12 раз.
  • В посадке конькобежца ходьба вперед небольшими шагами. 6—8 шагов.
  • В посадке конькобежца ходьба приставными шагами вправо затем влево. 6—8 шагов в каждую сторону.
  • В посадке конькобежца перенос массы тела с носка коньков на пятку. 5—6 раз.
  • В посадке конькобежца, ноги шире плеч, приседая на одной ноге, перенести, не поднимаясь, массу тела на другую ногу. По 5—7 раз на левой и правой ноге.
  • В посадке конькобежца перенести массу тела на левую ногу, правую отставить в сторону, затем, приставив ее к левой, перенести на нее массу тела, а левую отставить в сторону. 6—8 раз.

Типичные ошибки, допускаемые при овладении посадкой конькобежца:

Типичные ошибки, допускаемые при обучении посадке конькобежца, и способы их исправления.

  • Плечи «завалены» вниз. Эта ошибка является в свою очередь причиной смещения центра массы тела вперед на носки коньков, что затрудняет конькобежцу скольжение и дыхание. При исправлении ошибки надо приподнять плечи, загрузив при этом оба полоза коньков.
  • Спина прямая, мышцы напряжены, голова опущена вниз. Следует расслабиться, отталкивание осуществляют в сторону всем полозом конька (носок развернут наружу). Чтобы отталкивание было эффективным, а скольжение вперед быстрым, необходимо правильно выполнять смещение центра массы тела в сторону свободной ноги — «маятниковое движение».

3.3 Передвижение по прямой

Передвижение по прямой (рис. 2). Учитель физической культуры, приступая к показу передвижения конькобежца по прямой, должен разъяснить учащимся, что суть данного технического приема состоит из чередований шагов правой и левой ногой.

Примерные упражнения для овладения техникой передвижения по прямой (все упражнения выполняют в посадке конькобежца):

  1. Перенести массу тела на правую ногу, левую отвести назад, затем приставить к правой ноге. По 6—8 раз на правой и левой ноге, спину слегка согнутой по всей длине, голову приподнять, чтобы была хорошо видна вся беговая дорожка. Мышцы спины и туловища расслабить.
  2. Последовательно выполняют отталкивание, заведение свободной ноги назад по дуге, вынос ее вперед (маховое движение) и постановку конька на лед.

2. Перенести массу тела на опорную ногу, другую отвести в сторону, завести назад, а затем приставить к опорной. По 5—6 раз на правой и левой ноге.

3. Приседания на обеих ногах. 10—12 раз.

4. Выпады с высоким подниманием бедра. 8—10 раз.

5. После предварительного разбега на отрезке 10—15 м скольжение на параллельно поставленных коньках. Руки опущены вниз вдоль коленей. 3—4 раза.

6. Скольжение на обоих коньках, поочередно отводя правую и левую ногу назад. 3—4 раза.

7. Скольжение на обоих коньках, поочередно отводя правую и левую ногу в сторону. 5—6 раз.

8. Скольжение на обоих коньках, поочередно отводя ноги в сторону и кратчайшим путем подтягивая безопорную ногу к опорной, касаясь льда носком конька. 3—4 раза.

9. Скольжение на обоих коньках. Отведя ногу в сторону, затем по дуге завести ее назад и, согнув в коленном суставе, приставить к опорной. 3—4 раза.

10. Поочередное скольжение на левой, затем правой ноге, попеременно перенося массу тела с одной ноги на другую. При завершении переноса массы тела на опорную ногу другая нога остается сбоку согнутой в коленном суставе, касаясь льда всей плоскостью лезвия конька. 5—6 раз.

11. То же, что в упр. 10, но, поднеся свободную ногу по дуге к опорной, сместить массу тела в сторону (потеря равновесия), одновременно выполнив толчок. Затем поставить свободную ногу на лед и перенести на нее массу тела. По 3—4 раза на правой и левой ноге.

На каждом занятии необходимо повторять эти упражнения, стараясь все движения выполнять слитно и от урока к уроку увеличивая дистанцию бега.

Типичные ошибки, допускаемые при овладении техникой передвижения по прямой:

Типичные ошибки, допускаемые при освоении техники передвижения по прямой, и способы их устранения.

1. Продолжительное скольжение в положении равновесия. Для исправления ошибки надо раньше начинать смещение, быстрее подтягивать свободную ногу.

2. Отведение туловища в сторону свободной ноги. Следует направлять туловище точно вперед. При скольжении на левой ноге туловище отводить влево, при скольжении на правой — вправо.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector