221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика обучения написанию сочинений в начальной школе

Обучение написанию сочинений в начальной школе

Одной из главных задач деятельности учителя начальных классов является развитие речи школьников. От успешной ее реализации во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания.

Особо важное место в системе развития речи школьников занимает сочинение. Сочинение – высшая форма проявления творческих способностей ребенка, требующая от него высокого напряжения, особенно на начальной стадии обучения.

Бесспорно, что для учителя именно сочинение позволяет в полной мере определить эффективность его методики по развитию речи.

Период обучения в начальных классах особенно важен для усвоения устной и письменной связной речи, так как “основы речевого навыка закладываются в начальной школе” и положительный результат будет только в том случае, если ему предшествовала “долгая, кропотливая работа учащихся и учителей”. (М. Р. Львов)

Первые сочинения детей – это рассказы о родной природе, об интересных случаях из жизни, о прогулках, играх, трудовых процессах. В их основах должны лежать личные впечатления от окружающей жизни, наблюдения за внешним миром, мысли, чувства, интересы юных авторов. Однако, читая работы учащихся 1–4 классов, убеждаешься, что в большинстве своем они отражают не личные впечатления о том или ином предмете, явлении реального мира, а скорее сумму знаний о нем, накопленных из различных источников, и некоторый жизненный опыт ребенка. В особенности это касается сочинений о природе. Большинство сочинений о весне, зиме, осени – это не живые, написанные с детской непосредственностью этюды, а сухой перечень признаков того или иного времени года.

Вот, например, ученик 1 класса в домашнем сочинении на тему “Весна” пишет:

Наступила весна. На улице капель и лужи. На реке ломается лед. К нам прилетают птицы.

Верно ли указал первоклассник в своем маленьком сочинении признаки весны? Да, конечно. Именно весной река очищается ото льда, весной прилетают птицы. Но в его описании почти ничего нет от впечатлений сегодняшнего дня. Он писал о весне вообще. А если бы ему помогли присмотреться, какой была весна в тот день, когда он писал работу, мальчик непременно заметил бы, что в середине марта на улицах еще лежит снег, что в скверах и парках рядом с кучами грязного снега появились проталины и на них зеленая прошлогодняя травка, что в воздухе много влаги, небо серое и совсем нет солнца, что перелетные птицы еще где-то в пути, а в парке веселятся лишь воробьи да синички.

А вот сочинения четвероклассников о поздней осени. Читаем:

Инеем покрылась травка, крыши домов, и деревья, и поля. Береговая поросль быстро теряет свою листву. Потемнела река и кажется шире среди голых берегов….

В солнечный день на опушке леса собрались молодые разноцветные осинки. Им стало холодно, и они вышли погреться на солнышке.

Не трудно заметить, что и в этих работах нет ни личных наблюдений детей, ни их собственных мыслей и чувств. Здесь либо общие фразы о признаках осени, либо пересказ отрывков из художественных произведений, помещенных в школьных учебниках. Чуть ли не в каждом из сочинений, находишь избитые, заученные фразы: Солнце светит, но мало греет. Дни стали короче, а ночи длиннее. Пушистая белка заготавливает к зиме шишки и орехи, медведь ищет берлогу. И т. п. Эти штампы кочуют из сочинения в сочинение, из класса в класс.

Известно, что сочинения в 1–4 классах должны быть обучающими, т. е. на уроках подготовки и проведения сочинений нужно учить, о чем писать и как писать. Учитель обязан организовывать наблюдения, учить детей видеть и слышать мир, замечать в нем прекрасное, восторгаться и гармонией красок осеннего дня, и многообразием световых оттенков снега под лучами солнца, и свежестью первых клейких листочков, и звонкой песней жаворонка. К таким сочинениям нужно тщательно готовиться как учителю, так и учащимся.

Прежде всего, учитель должен определить тему сочинения, объекты для наблюдения, подобрать слова, которыми считает необходимым обогатить речь учащихся, дать конкретное задание по сбору материала для творческой работы, организовать экскурсию.

Вот класс готовится к сочинению “Поздняя осень”. Учительница пригласила детей в парк, предложила присмотреться к тому, какая осень сегодня: какое сегодня небо, какой воздух, как выглядят деревья, клумбы, трава, кусты, городские улицы; предложила прислушаться к голосу птиц, оставшихся у нас зимовать. Она направляет внимание учащихся от одного объекта к другому, дети с ее помощью находят нужные слова, чтобы как можно лучше нарисовать картину осеннего дня. Они замечают, что осеннее небо серое, хмурое, неласковое, по нему низко над землей ползут темные тучи. Их гонит ветер. Солнца нет. Сиротливо стоят почерневшие от дождя деревья, ветки их голые, отяжелевшие. На клумбах уже нет цветов, трава засохла. Сохранившаяся кое-где зелень имеет какой-то грязный цвет. Дует холодный резкий ветер. Он уже не гонит по дорогам листья. Они лежат на земле, сырые и грязные. Изредка моросит дождь…

На следующем уроке обсуждаются впечатления от экскурсии, составляется план сочинения, идет работа над новыми словами; учащиеся устно составляют рассказы по плану, упражняются в предупреждении возможных стилистических ошибок.

После такой подготовки дети не будут мучительно вспоминать цитаты из прочитанного об осени. В их памяти запечатлелись краски осеннего дня, сложилось совершенно конкретное представление об этом небольшом кусочке реальной действительности. Учащиеся всех классов любят писать сочинения о весне. Они много читают об этом времени года, охотно отмечают в календарях приметы весны, ждут с нетерпением теплых дней. Но чтобы и в этих сочинениях не было общих мест и примелькавшихся фраз, необходима серьезная подготовительная работа

Хорошо организованная экскурсия в лес, парк, сад может обогатить душу и сознание ребенка яркими впечатлениями, взволнует. Пусть дети внимательно присмотрятся к деревьям, приметят, какой ствол, например, у березки, какой у тополя, как расположены ветки, какого цвета листочки. Пусть посмотрят, как сквозь толщу прошлогодней листвы пробивается изумрудная травка, пусть поищут под кустами первые весенние цветы и сами убедятся, пахнут ли перелески, подснежники, пусть вслушаются в звуки весеннего леса.

Учитель при этом сосредоточивает внимание детей на тех картинах природы, которые способны возбудить сильные чувства, вызвать эстетическое наслаждение. Он приглашает детей полюбоваться, как на фоне голубого неба выглядит группа белоствольных березок, как необыкновенно красивы тонкие веточки плакучей ивы, какой тонкий аромат издают молодые листочки тополя, какими нарядными стали плодовые деревья. Замечено, что даже слабые ученики пишут неплохие сочинения о тех явлениях и объектах природы, которые волнуют, вызывают подъем чувств.

Здесь же, на экскурсии, важно заставить детей выражать вслух свои мысли и чувства, находить точные и выразительные слова для описания увиденного. Так, услышав от детей, что небо голубое, учитель обязательно расскажет об оттенках голубого цвета и попросит затем точнее определить цвет неба над головой. Подумав, учащиеся находят более точные определения: небо сегодня нежно-голубое, светло-голубое. Вместе думают о том, как можно сказать о небе, если на нем нет ни одного облачка, и уясняют, что сегодня оно безоблачное, чистое, ясное, высокое; солнце на нем яркое, ласковое; весенний ветер нежный, ласковый, легкий, слабый, приятный; воздух теплый, прозрачный, ароматный.

Экскурсия не единственный прием подготовки к сочинению, и далеко не все темы следует готовить таким образом. Основой многих сочинений могут быть индивидуальные личные наблюдения, организуемые учителем.

Например, можно предложить детям после уроков поиграть в снежки, и сразу же объяснить детям, что предстоит эту игру описать в сочинении. Чтобы сочинения не вылились в перечисление одних только действий, от учащихся требуется описать: в какое время дня была игра, какая в это время была погода, температура воздуха, какой был снег, (мягкий или колючий, рассыпчатый); подумать, почему такой, и т. д.

Прежде чем написать сочинение на тему “Первый снег”, учащимся рекомендуется наблюдать за тем, когда, в какой день, в какое время суток пошел снег; какими в это время было небо, воздух; как падал снег; как преобразился город; присмотреться, какую форму имеют снежинки.

Однако нельзя забывать, что даже правильно организованные наблюдения далеко не всегда обеспечивают успех в работе над сочинением. На уроках необходимо помочь найти детям нужные слова для описания, уточнить сведения, полученные в ходе наблюдения, помочь правильно понять и осмыслить увиденное. Поэтому беседа, устные рассказы детей расцениваются как необходимые элементы в структуре уроков обучающего сочинения.

При подготовке сочинения на тему “Первый снег” в беседе выясняем, каким был первый снег, и учащиеся узнают, что для описания снега в языке имеется много слов. Снег может быть мягким, пушистым, рыхлым, липким, мокрым или сухим, мелким, колючим. Он может не просто идти, но падать хлопьями, кружиться, валить, сыпаться. А снежинки бывают маленькими, легкими, красивыми, холодными, сверкающими, причудливыми. Они падают, летят, кружатся, ложатся, усыпают землю. Небо в это время бывает низким, облачным, серым, пасмурным, мутным, хмурым, неприветливым. Такая работа, бесспорно, обогащает речь.

Детские сочинения будут действительно творческими, если их авторы научатся искать и находить самые точные и яркие слова для выражения своих мыслей.

Обращает на себя внимание и синтаксическое оформление сочинений младших школьников. В этих работах преобладают конструкции простых распространенных предложений (Наступила поздняя осень. С деревьев падают желтые листья), часто они осложняются однородными членами (Небо стало хмурое и серое. Уже улетели скворцы, грачи и жаворонки). Каждое из этих простых предложений обычно строится правильно, но целый текст нередко пестрит стилистическими погрешностями. Типичный недочет синтаксиса детских сочинений – повторение одних и тех же слов. В сочинениях о природе, например, чаще всего повторяются глаголы быть и стать.

Наступила ранняя осень. Погода стоит ветреная. Деревья стали снимать свой наряд. Некоторые птицы стали готовиться к отлету. Они стали летать стайками, стали укреплять свои крылья.

Ясно светило солнышко. Небо было чистое. И воздух был приятный. Было тихо. На дороге не было грязи.

Иногда, чтобы подчеркнуть временную завершенность действия, учащиеся употребляют наречие уже, не замечая при этом, что в связном изложении мыслей оно повторяется:

Наступила поздняя осень. Ласковое солнце уже не светит. Небо стало серое. На деревьях уже нет листьев. Трава желтая. Цветы уже повяли.

Очень много повторов местоимения я и других слов допускают учащиеся в сочинениях о себе, о своих занятиях, интересах, увлечениях:

Летом я научился плавать. Я ходил купаться на реку. Я с дедушкой ходил рыбачить. Я помогал маме мыть посуду, полы. Лето я провел хорошо.

Подобные ошибки дети, видимо, даже не замечают в своих сочинениях.

Как предупреждать стилистические ошибки указанного типа? Как научить школьников более внимательно относиться к собственной речи?

Работу по предупреждению повторов следует начинать с первых сочинений, с тех, которые составляются коллективно и записываются под руководством учителя.

Учащиеся должны твердо знать, что повторение одних и тех же слов портит речь, что язык наш необыкновенно богат, что при желании можно найти немало слов для правильной, точной и образной передачи мыслей.

Для дальнейшей систематической работы по предупреждению стилистических ошибок можно рекомендовать такие упражнения, как сопоставление двух сочинений на одну и ту же тему с последующими стилистическими выводами, редактирование сочинений, подбор лексических и синтаксических синонимов, взаимопроверка написанных работ с точки зрения стиля.

Например, вниманию учащихся предлагается два небольших сочинения, записанных на доске. Учитель просит прочесть эти работы и сказать, какая из них нравится больше и почему.

1. Я люблю футбол. Эта игра для ловких и сильных. Чтобы быть хорошим футболистом, надо тренироваться, закаляться. В нашей команде я играю вратарем. Мне обидно, когда в мои ворота забивают гол.

Читать еще:  Методика зайцева для развития речи ребенка

2. Я люблю игру футбол. Чтобы хорошо играть в футбол, надо закаляться и тренироваться. В футбол играют взрослые и дети. Я всегда хожу на футбол. Футбол – хорошая игра.

Дети замечают, что оба сочинения об одном и том же, но написаны они по-разному. Во втором повторяется слово футбол, читать его неинтересно. Эту работу нужно поправить, заменив повтор словами игра, матч.

В другом случае учащиеся получают задание отредактировать сочинение, в котором часто повторяются слова лапта и очень:

Я люблю играть в лапту. Мне очень нравится эта игра. Она очень веселая и быстрая. Я все лето играла в лапту. Чтобы играть в лапту, надо быстро бегать и прыгать. Это очень хорошая игра.

Пытаясь заменить слово лапта другими, учащиеся убеждаются, что от такой замены сочинение мало выигрывает. Оказывается, в нем повторяются предложения, в которых говорится об одном и том же. (Я люблю играть в лапту. Мне очень нравится эта игра), в двух разных предложениях утверждается, что эта игра очень хорошая. (Она очень веселая и быстрая. Это очень хорошая игра). Повторяется слово очень, а вот о том, как играют в лапту, ничего не сказано.

Следующая за этим коллективная переработка сочинения поможет детям практически усвоить некоторые правила стилистики, научит более критично относиться к собственным работам творческого характера.

Особенно полезна для повышения стилистической грамотности переработка сочинений, в которых необходимо заменить целые фразы их синтаксическими синонимами. Возьмем такой отрывок из сочинения:

Наступила поздняя осень. На улице стало холодно. Солнышко стало меньше греть. Дни становятся короче.

Чтобы устранить в нем повторение глагола — связки стать, необходимо предложение На улице стало холодно заменить другим: На улице холодно; На улице похолодало. То же самое следует сделать и с предложением Солнышко стало меньше греть. Работа эта для учащихся младших классов трудна, но проводить ее совершенно необходимо, в противном случае перечисленные ошибки будут повторяться в последующих работах учащихся.

Вся система работы над сочинением должна убедить учащихся в том, что лучшими считаются не те сочинения, в которых много эпитетов, сравнений и фраз, взятых из книг. Высокой оценки заслуживают такие работы, авторы которых пишут о себе и окружающей их жизни правдиво, ясно, подбирая наиболее точные слова и предложения для выражения каждой мысли.

Жизнь, новые программы требуют от учителя, чтобы вся работа по подготовке и проведению сочинений служила целям развития учащихся, и организовывать ее надо так, чтобы каждое сочинение обогащало ум детей новыми наблюдениями, душу – сильными впечатлениями и чувствами, речь – новыми словами, умением выражать мысли точно, красиво и грамотно.

Методика работы над сочинением в начальных классах
статья по русскому языку (2 класс) по теме

Методика работы над сочинением в начальных классах, и примерный конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
sochin.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Методика работы над сочинением в начальных классах»

1. Современные требования к проведению уроков сочинения.

Первые сочинения невелики по объему. Для проведения сочинений в 1-ом классе не требуются специальные уроки.

Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Тематика сочинений подсказывается, а иногда и определяется содержанием читаемых произведений. В ходе работы над сочинением закрепляются те орфографические навыки и умения, которые получают учащиеся на уроках грамматики. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Работа носит обучающий характер.

В процессе подготовки и проведения сочинений необходимо выработать у первоклассников:

1. Умение коллективно составлять и под руководством учителя писать небольшие рассказы о своих играх, забавах, работе.

2. Умение излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме

3. Умение строить простое предложение: правильно располагать в нем слова,

видеть границы предложения;

4. Умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и

Чтобы дети овладели этими умениями, необходима система упражнений, основанная на принципе постепенного наращивания трудностей. Поэтому письменным сочинениям в 1-ом классе предшествуют различные обучающие устные упражнения:

составление упражнений, объеденных темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, объеденные темой, составление предложений по сюжетным картинкам, устные рассказы по прочитанному, по аналогии с прочитанным. Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определенном порядке, последовательно.

Сочинения во 2-ом классе — это небольшие сюжетные рассказы, в

которые со второго полугодия можно вводить элемент описания. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме на протяжении всего учебного года. Устному рассказу, как и сочинению, нужно обучать. Устные рассказы вначале составляются коллективно и служат образцом для индивидуальных рассказов, которые рекомендуется проводить лишь во втором полугодии. Сочинения также составляются коллективно по плану, данному учителем или коллективно составленному. Готовый план учитель записывает на доске до урока. Если же план составляется коллективно, то запись идет по мере составления.

С третьей четверти в сочинения и рассказы можно включать элементы описания. Эти элементы представляют собой очень краткие описания отдельных предметов, животных, людей. Прежде чем приступить к работе над сочинениями с элементами описания, учитель обращает внимание детей на те фрагменты из изучаемых ими художественных произведений, которые содержат описания и могут служить образцом.

В 3-ем классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к

этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся:

1. писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях.

2. Написать рассказы о случаях из своей жизни.

3. Писать рассказы по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильма.

4. Самостоятельно составлять план сочинения в форме вопросительных,

повествовательных и восклицательных предложений.

5. Правильно строить простые предложения различных типов.

6. Умению отбирать слова и употреблять их в речи.

Как устные рассказы, так и письменные сочинения проводятся в определенной системе. В начале обучения восстанавливаются навыки работы над сочинением, приобретенные учащимися ранее. Работа начинается с коллективного составления рассказов на темы летних впечатлений. Где это возможно, в сюжеты включаются элементы описания.

В 3-ем классе в сюжетные рассказы и сочинения также вводятся описания единичных предметов и несложных действий: описание рисунка в сочинении « Что я люблю рисовать», описание грибов в сочинении « За грибами». Методика работы над сочинениями с элементами описания та же, что и во 2-ом классе.

Сочинения с элементами рассуждения – новый вид работы. Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается на понимании причинно следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения

Работа над сочинениями включает:

Накопление материала: наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение литературы и др..

Отбор материала в соответствии с темой и ее раскрытием, систематизация материала, его расположение: беседы, обсуждения, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.п..

Речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

2. Классификация сочинений, предназначенных для обучения в начальной школе.

Классификация сочинений
Классификация сочинений помогает учителю в планировании как каждого отдельного сочинения, так и их системы. В практике учителей наибольшее распространение получили сочинения по картине и по серии картин, по экскурсии, по наблюдениям за погодой, растениями и животными, описание картин природы или отдельных предметов, рассказы о труде взрослых и детей, об играх и развлечениях, рассказы по аналогии с прочитанным, по данному учителем началу или концу. К каждому из этих критериев могут быть применена следующая классификация.

По форме: устные, письменные, комбинированные (сочинения и иллюстрации к нему).
1. По источнику детской речи:
а) на основе наблюдения за предметом речи;

б) на основе личного опыта (о пережитом, виденном, слышанном самими учениками;

в) на основе воображения;

г) на основе восприятия произведения искусства (по книжному материалу, спектаклю, музыкальному произведению);

д) по различным источникам одновременно (по книге и картине, по картине и личным наблюдениям).
2. По степени самостоятельности:
а) сочинения коллективные;
б) сочинения индивидуальные.
3. По типам текста:
а) повествование;
б) рассуждение;
в) описание;

г) сочинения смешанного типа (повествования с элементами описания или рассуждения).
4. По тематике:

а) на учебную тему;

б) на свободную тему .

3. Сочинение по картине

В современной методике русского языка существует множество подходов к пониманию сочинений по картине и к методике их проведения.

В частности профессор А.В. Текучев рассматривает сочинения по картине в следующем аспекте:

Это один из самых распространенных и давно применяемых в школе видов сочинения. Варианты их разнообразны – рассказывание сюжета картины, описание пейзажа, введение картины в сочинение в качестве эпизодам, которым начинается или заканчивается сочинение, сочинения по ряду картин (по картинному плану или сравнение их по какому-либо признаку), сочинение по картине с грамматическим заданием. Сочинения по картине проводятся во всех классах и могут быть различными по степени трудности. Перед ними ставятся задачи: научить учащихся смотреть картину, понимать содержание и видеть ее художественные возможности, переводить виденное на язык слова. Картина дает возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании или передаче ее сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать все в нужной последовательности (то есть иметь план). Тематика сочинений по картине разнообразна – почти все виды сочинений, различаемых по жанру, могут быть проведены по картине. С использованием картин на уроках русского языка и литературы может быть связано обучение учащихся сочинениям самых разнообразных видов – описаниям по наблюдениям, портретной характеристике, рассуждениям.

Авторы учебника «Методика русского языка» Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев освещают следующий подход к сочинению по картине:

Сочинения по картине – один из самых распространенных видов сочинений. Картина, как считает К.Д.Ушинский, позволяет учащимся организовывать наблюдение, опираясь на личный жизненный опыт, следовательно, сочинение по картине может рассматриваться как сочинение по личным наблюдениям и впечатлениям, но не только от виденного, а и от слышанного, и от прочитанного. Сочинение по картине может быть поэтому, с одной стороны, сочинением-описанием картины (на основе виденного), с другой стороны, сочинением по поводу картины (на основе виденного, слышанного или прочитанного).

Используя картину на уроках развития речи, преподаватель должен, прежде всего, научить учащихся «читать» ее.

«Прочесть» картину, значит понять творческий замысел художника, чутко воспринять язык живописи как искусства «зримых образов», «говорящих» красок, света и тени и, поняв все это, раскрыть содержание и идейный смысл картины.

В связи с этим большое значение имеет отбор картин. Начинать работу целесообразно с жанровых картин, интересных по тематике, близких и доступных детям, несложных в композиционных отношениях.

В VI классе на уроках литературы учащиеся получают представление об описании, и знакомство с пейзажной живописью становится для них наиболее необходимым.

Подготовкой к работе над картиной-пейзажем может служить анализ картины сюжетного характера, при рассмотрении которой обращается внимание и на пейзаж.

Выбрав для урока картину, преподаватель сам внимательно рассматривает ее, устанавливает, какова тема, идейное содержание картины, какими средствами художественной выразительности пользуется художник, раскрывая свой замысел.

Система вопросов, которые намечает затем преподаватель, обеспечивает последовательность в раскрытии содержания картины, глубину анализа, внимание к главному, основному, помогающему понять замысел художника. Формулируя вопросы, преподаватель предусматривает также и необходимость направлять учащихся в процессе беседы на целесообразное использование тех или иных лексических и грамматических средств для раскрытия темы данной картины; учитывает возможные трудности употребления в речи отдельных слов и выражений, построения предложений и намечает пути их преодоления.

В методике обучения сочинения по картине можно наметить три этапа:

I. Подготовка преподавателя к уроку по картине.

1. Выбор картины с учетом возраста учащихся, степени подготовленности класса и цели, поставленной преподавателем.

2. Изучение содержания картины.

3. Знакомство с биографией, творчеством художника, историей создания картины и средствами реализации замысла художника.

4. Формулировка вопросов для беседы.

5. Составление плана урока.

II. Урок обучающего сочинения по картине (типа описания виденного).

1. Ознакомление учащихся с темой и целью работы.

2. вступительное слово преподавателя о художнике (его творческом пути и отдельных произведениях) или беседа, содержание и объем которой определяется уровнем подготовленности класса, степенью трудности восприятия картины, наличием литературы по данному вопросу.

3. Молчаливое рассматривание картины.

4. Беседа по поводу картины с одновременным анализом ответов учащихся.

5. Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения в зависимости от подготовленности класса.

6. Устное сочинение одного-двух учащихся с последующим рецензированием его другими учащимися со стороны содержания и языкового оформления (такой анализ может быть сделан и преподавателем).

7. Выяснение написания некоторых слов и выражений.

8. Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением по картине.

III Анализ сочинений учащихся и исправление допущенных в них ошибок.

Конспект урока сочинения по картине

Сочинение по картине В.Д. Поленова «Первый снег» («Ранний снег»)

Цель: способствовать формированию умения описывать картину

Задачи: Образовательные: — научить писать сочинение по картине.

Воспитательные: — Воспитывать самостоятельность и творческую активность ребенка.

Развивающие: – развивать мыслительные операции;

– развивать речь учащихся.

Оборудование и литература: картина В.Д. Поленова «Первый снег» («Ранний снег») , тетради, музыка П.И.Чайковского «Времена года. Ноябрь

1. Организация класса на работу.

1. Слово – приветствие.

Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

2. Слово – инструктаж.

3. Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня мы будем писать сочинение-описание по картине.

— В чем особенность сочинения-описания?

4. Сообщение типа текста.

-Ваше сочинение по типу текста будет описание.

— В чем особенность текста-описания?

Методика преподавания написания сочинения в начальных классах (стр. 1 из 6)

1. Методика работы над сочинением. 5

1.1 Методика работы над сочинением в 1-ом классе.

1.2 Методика работы над сочинением во 2-ом классе. 8

1.3 Методика работы над сочинением в 3-ем классе. 10

2. Тема сочинения и ее раскрытие. 13

3. Сочинения по картинкам. 14

4. Сочинения по наблюдениям. 15

5. Сочинения на основе прочитанного. 17

6. Сочинения по данной части. 20

7. Сочинения – миниатюры. 22

Глава II. Методика работы над сочинением разных видов. 23

1. Сочинения на данную тему.

2. План урока сочинения на тему « Весенние цветы» 24

3. Сочинение по материалам экскурсий в зимний парк

4. Сочинение – описание предмета « Веточка березы в

5. Сочинение – описание по картине И.И.Левитана

«Золотая осень» 28

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений – написание сочинений разных видов.

Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его.

Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности.

Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

Согласно программе по развитию речи, во всех классах даются сочинения типа рассказа, но во 2 классе в сочинения вводятся элементы описания, а в 3 классе – элементы рассуждения. Система работы в каждом классе представлена как устными рассказами, так и письменными сочинениями.

Устные рассказы выделяются в особый раздел, так как они проводятся в основном в связи с чтением, что и определяет их методику.

Все сочинения в начальных классах как устные, так и письменные составляются по плану. От готовых планов в первый год обучения дети подводятся к коллективному составлению плана сочинения, а затем и к самостоятельной работе над ними. Что является важной целью в обучении выражения своих мыслей в разных видах сочинений.

К различным видам сочинений даются вопросы для подготовительной беседы. Основная задача этих вопросов – привести в систему впечатления и наблюдения детей, помочь им осознать свой жизненный опыт, определить отношение к тем фактам, которые составляют сюжет рассказа. Если сочинения проводятся по сюжетным картинам или экранным пособиям, то даются вопросы для выяснения их содержания.

К каждому устному рассказу и письменному сочинению даются слова, к ним предлагаются синонимы, учащиеся их используют по-своему усмотрению.

Объект исследования: деятельность учителя и учащихся в процессе обучения написанию сочинений разных видов.

Предмет исследования: методика изучения написания сочинений разных видов как средство обучения, воспитания ребенка.

Цель исследования: определить содержательные методы работы на уроках русского языка по написанию сочинений разных видов.

Гипотеза исследования: Если осуществлять постоянный

контроль за развитием мышления школьников путем проведения систематической диагностики, то развивающий эффект обучения написанию сочинений значительно выше, мышление учащихся будет развиваться интенсивнее.

1. Проанализировать методическую и литературоведческую литературу по написанию сочинений разных видов.

2. Изучить опыт педагогов – практиков по проведению уроков русского языка, по написанию сочинений разных видов.

3. Определить формы, методы, содержание уроков русского языка по написанию сочинений разных видов.

Теоретическая и практическая значимость:

1. Была проанализирована программа и методика работы с детьми.

2. Данная разработка уроков по написанию сочинений разных видов может быть использована педагогами – практиками.

Методическая основа исследования:

Труды выдающихся педагогов и психологов.

1. Теоретический анализ научной и методической литературы.

2. Изучение опыта учителей начальных классов.

3. Наблюдение за работой учащихся на уроках русского языка.

4. Беседа с учителями и учащимися.

1. Изучение литературы по написанию сочинений разных видов (методической, научной).

2. Разработка уроков по написанию сочинений.

3. Обобщение материала.

Содержание работы: в введении отражены объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, методы, этапы исследования.

В I главе – анализ роли написания сочинений на уроках русского языка в школе. Анализ программы по русскому языку для начальных классов средней школы.

В II главе – описана практическая разработка уроков русского языка.

В заключении изложены выводы исследования.

В приложении – результаты деятельности детей (сочинения).

1.1 Методика работы над сочинением в 1-ом классе.

За год обучения в 1-ом классе учащиеся приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, т.е. опыт работы над сочинением. Первые сочинения невелики по объему, основным источником для них является личный жизненный опыт. Это рассказы о событиях, развертывающихся во времени, например: “ Как мы убирали школьный двор”,” Как мы встречали птиц”. В них описывается начало того или иного действия или события, его развитие и конец. Эти сочинения сюжетны, а потому считаются наиболее доступными для учащихся.

Для проведения сочинений в 1-ом классе не требуются специальные уроки. Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Тематика сочинений подсказывается, а иногда и определяется содеожанием читаемых произведений. В ходе работы над сочинением закрепляются те орфографичсские навыки и умения, которые получают учащиеся на уроках грамматики. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Работа носит обучающий характер.

В процессе подготовки и проведения сочинений необходимо выработать у первоклассников:

1. Умение коллективно составлять и под руководством учителя писать небольшие рассказы о своих играх, забавах, работе.

2. Умение излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов;

3. Умение строить простое предложение: правильно располагать в нем слова, видеть границы предложения;

4. Умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.

Чтобы дети овладели этими умениями, необходима система упражнений, основанная на принципе постепенного наращивания трудностей. Поэтому письменным сочинениям в 1-ом классе предшествуют различные обучающие устные упражнения: составление упражнений, объеденных темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, обьеденные темой, составление предложений по сюжетным картинкам, устные рассказы по прочитанному, по аналоргии с прочитанным. Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определенном порядке, последовательно. [14.с.33]. Подготовительная работа к сочинениям начинается в букварный период и проводится на протяжении всего учебного года.

Наиболее элементарными в системе обучающих упражнений являются устные ответы на вопросы, объеденные темой. Эта работа творческая, поскольку от учащихся требуется излагать собственные мысли на заданную тему. Порядок высказывания определяет учитель вопросами,Учащиеся же должны понять вопросы и правильно составить на них ответы в соответствии с темой высказывания. В качестве дидактического материала для этого вида упражнений можно взять демонстрационные картины по развитию речи и учебные диафильмы и диапозитивы.

В альбом демонстрационных картин по развитию речи в 1-ом классе включены картины предметные, сюжетные и пейзажные. Каждая из картин содержит материал, по которому можно составить ответы на вопросы, объеденные темой. Тематика демонстрационных картин тесно связана с материалом для чтения, данным в “Родной речи”, и работа с картиной поможет учащимся глубже понять и осознанно усвоить прочитанное. Вопросы учителя должны быть направлены не только на раскрытие содержания картины, но и на ее осмысление, они должны будить мысль, приучать к самостоятельности суждений, подводить у выводам.

Для примера покажем работу с картиной « Лиса и журавль» художника У.М.Рачева. На картине «Лиса и журавль» изображен лишь один эпизод сказки К. Ушинского – журавль в гостях у лисы. В соответствии с содержанием картины учитель может поставить перед классом следующие вопросы и задания: « К кому пришел журавль на званый обед? Что сделала лиса? С какими словами обратилась она к журавлю? Почему журавль не смог полакомиться кашей? Какой здесь показана лиса? Придумайте название картины.»

Как видим, вопросы сформированы таким образом, сто требуют от учащихся не перессказа сказки, а установления причинно – следственных связей в поступках действующих лиц ( лиса принарядилась, потому что ждала гостя; кашу она размазала по тарелке, чтобы ей больше досталось;- и подводят к выводу: лиса хитрая. Но осмысление содержания картины – это лишь одна сторона дела. Не менее важна и другая – развитие речи учащихся. Составляя вопросы для анализа картины, учитель формирует их так, чтобы ответы на них не были односложными, чтобы учащиеся в ответах использовали новые для них слова и вырожения, правильно определяли порядок слов в предложении. Помня, что подражание- один из эффективных путей развития речи, учитель ориентирует учащихся на использование словарного богатства того художественного произведения, содержание которого отражает картина, поощряет различные варианты ответов на вопросы, учит употреблять точные слова. Так, например, из двух возможных вопросов: « К кому пришел журавль в гости?» и « К кому пришел журавль на званый обед?» – учитель выберет второй и тем самым поможет учащимся использовать в ответе очень точное выраженипе автора сказки, ведь лиса приглашала журавля не просто в гости, а на обед. Не менее важно указать учащимся, что ответы на второй вопрос –»«Что сделала лиса?» – могут быть разными: Лиса нарядилась и Лиса принарядилась. Хозяйка сварила кашу и Хозяйка приготовила кашу. Лиса угощает журавля и Лиса потчует журавля. Так практически учащиеся усваивают разнообразие языка.

Методика обучения написанию сочинений в начальной школе

Для победы необходимо поддержать работу просмотром короткой визитки на Youtube.

Это займет у вас всего 30 секунд.
Вы согласны продолжить работу на сайте после просмотра видео?

Отдел образования, спорта и туризма Оршанского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 20 г. Орши»

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Железовская Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Методика проведения изложений и сочинений в начальной школе

С изменением объёма и качества потребляемой информации изменяются приоритетные цели образования. На первое место выходит личностное развитие ребёнка. Важнейшими задачами становятся формирование коммуникативных умений и развитие творческих способностей, поскольку общение – это деятельность, обеспечивающая и сопровождающая все другие виды деятельности. Работа по развитию речи является приоритетным направлением в системе обучения русскому языку в начальных классах. Основная задача – научить детей высказывать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с требованиями, которые регламентируются программой по русскому языку. Работа с текстом идёт в двух направлениях:

ü формирование умений анализировать готовый текст;

ü обучение пересказу текста в устной и письменной форме (написание изложений), составлению собственных высказываний (написание сочинений).

Систематическая работа над текстом даёт учащимся возможность наблюдать, всесторонне анализировать изучаемые лексические и грамматические явления в их органической взаимосвязи.

Изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер. Их оценивание проводится с учётом двух параметров: содержание и грамотность, на основании норм оценки результатов учебной деятельности младших школьников по русскому языку. В методических рекомендациях по формированию культуры устной и письменной речи обозначено количество и объём обучающих работ данного вида на первой ступени общего среднего образования:

Русский язык в учреждениях общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания

Изложение как вид орфографического упражнения характеризуется чётко выраженной направленностью на развитие речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения. Проводится на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда учащиеся овладели правилом и научились его применять. Правильность применения правила при написании изложения свидетельствует о его усвоении. Для изложения используется текст, насыщенный изучаемыми орфограммами. При подготовке к изложению проводится устный орфографический разбор соответствующих слов. После написания изложения учащимся даётся задание – проверить написание слов, в которых имеются орфограммы на изучаемое правило.

Начинать обучение изложению нужно с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный ребёнку данного возраста. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов. Все слова должны быть ясны по своему значению, синтаксические конструкции доступны для использования их в детской речи. Построение рассказа также должно быть простым: 3 – 4 части, легко выделяемые в абзацы. Очень важно, чтобы самостоятельное письмо, опирающееся на речь самих детей, вводилось как можно раньше. От записи отдельных слов, взятых из устного пересказа, дети переходят к записи предложений, затем фрагментов текста и полных изложений специально подобранных небольших текстов.

Требования к изложению:

ü самостоятельность учащихся при изложении текста (образец не должен зазубриваться и полностью копироваться);

ü использование в тексте изложения лексики, оборотов речи, синтаксических конструкций, взятых из образца;

ü полнота передачи существенных моментов – соблюдение последовательности изложения, причинно-следственной зависимости основных фактов.

Методика проведения изложения

Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают его, следят за сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. Излагаемый текст может быть прочитан учащимися. Определение темы текста.

  1. 2.Беседа по содержанию текста по вопросам учителя.

Ставится 3 – 4 вопроса по содержанию текста с целью определения, всё ли правильно поняли учащиеся, осознали прочитанное, установили причинно-следственные связи. Определение типа текста, его структуры.

Текст прочитывается не более 2 раз, чтобы учащиеся не заучивали его наизусть.

Логическое и композиционное разделение текста на части, их озаглавливание. План изложение записывается на доске.

  1. 5.Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа.

Анализ значений слов и их написания, наблюдение за использованием в тексте изобразительных средств языка, построение наиболее важных синтаксических конструкций. Запись на доске слов и словосочетаний, требующих особого внимания учащихся.

  1. 6.Предварительный пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов.

Учитель предлагает пересказать отдельные фрагменты, спрашивает: «Как бы ты сам рассказал об этом?», «Как эта мысль выражена, как об этом сказано в тексте писателя?». Такие вопросы нацеливают учащихся на самостоятельное изложение мысли. На данном этапе работы коллективно составляются отдельные предложения, при необходимости – фрагменты текста. На доске записываются опорные слова для каждого пункта плана.

Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным словам.

  1. 8.Анализ устного пересказа и его совершенствование.

Коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных моментов. При необходимости текст прочитывается ещё раз.

При необходимости оказывается индивидуальная помощь.

  1. 10.Самопроверка и совершенствование текста учащимися.
  2. 11.Проверка изложения учителем.

Для проведения последующей работы над ошибками учитель анализирует изложения и классифицирует их с учётом:

ü точности и последовательности передачи содержания текста;

ü ошибок в построении предложений;

ü неправильного употребления слов;

ü наиболее грубых и типичных орфографических и пунктуационных ошибок.

Проводится на следующем уроке. Необходимо сравнить написанные учащимися изложения с целью выяснения недочётов в содержании и языке детских работ, разобрать орфографические ошибки. Работа организуется следующим образом:

ü учитель зачитывает первоначальный текст изложения;

ü учитель зачитывает одну или две-три работы с нарушениями последовательности содержания текста; коллективно устанавливается, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены; как следовало бы написать и т.д.;

ü учитель записывает на доске или зачитывает неправильно написанные предложения, ошибки коллективно исправляются;

ü учитель записывает на доске или читает неудачно употреблённые в изложении слова, вместе с детьми определяет, почему данное слово следует считать неудачным, какое слово было бы лучше употребить вместо него;

ü осуществляется орфографический разбор слов с типичными или грубыми ошибками;

ü организуется индивидуальная работа учащихся над ошибками.

На электронном носителе представлена в помощь педагогу методика проведения изложения и памятка для ученика.

Методика проведения урока написания сочинения

Сочинение как вид орфографического упражнения предусматривает самостоятельное построение текста, выражение собственных мыслей в письменной форме. Для написания сочинения учащиеся должны владеть следующими обобщёнными умениями:

  • понять и раскрыть тему сочинения;
  • подчинить своё сочинение определённой мысли;
  • собрать материал, его систематизировать и расположить в нужной последовательности;
  • определить границы сочинения;
  • составить план и писать по плану;
  • создать текст и записать его;
  • использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями;
  • совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочёты.

Классификация сочинений по источникам материала:

  1. 1) на основе личного опыта учащихся:
  • сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учащимися;
  • сочинения на материале экскурсий, наблюдений, походов, игр и др.
  1. 2) на основе опосредованных источников информации:
  • сочинения по картинам, которые делятся на три основных вида:

— повествовательные сочинения по серии сюжетных картинок или по картинному плану;

— повествовательные сочинения по одной картине, где даётся один момент сюжета;

  • сочинение на основе прочитанного;
  • сочинение по просмотренному фильму, спектаклю;

3) на материале разных источников – книжные сведения и материал собственного опыта, собственных наблюдений;

4) на основе творческого воображения – по данному началу или концу, импровизация сказок и т.п. (при этом собственный опыт и книжные сведения творчески перерабатываются).

Работа над сочинением делится на 3 этапа:

1. Накопление материала.

Наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение литературы.

2. Отбор и систематизация материала.

Беседа, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.д.

3. Словесное, речевое оформление сочинения.

Составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Таким образом, урок написания сочинения – своего рода итог проделанной работы. Первый и второй этапы выходят за рамки написания сочинения. Подготовка к сочинению начинается за несколько дней (недель) до написания и может проводится во внеурочное время или на других уроках. Наблюдения на экскурсии организуется за несколько дней, наблюдения в природе – за неделю или месяц. Картина рассматривается непосредственно перед сочинением. Возможно предварительное составление плана сочинения. Подготовительная работа до написания сочинения даёт возможность на уроке организовать более глубокую работу над текстом, его совершенствование.

Методика проведения урока включает:

1. Сообщение темы и задач предстоящего сочинения.

На данном этапе необходимо вызвать интерес, восстановить мотивы, желание выразить свои мысли, создать хорошее настроение.

2. Беседа с целью упорядочения или накопления материала.

Необходимо активизировать всех учащихся, восстановить в памяти накопленный материал или обеспечить его получение.

3. Составление плана или его уточнение.

В начальных классах рекомендуется простой план из 3 – 5 пунктов (без подпунктов). План сочинения записывается на доске.

4. Речевая подготовка текста.

Составление отдельных словосочетаний, предложений или отдельных фрагментов текста по вопросам учителя. Лучшие варианты можно записать на доске в качестве опоры.

5. Устное составление, рассказывание и обсуждение вариантов текста.

Коллективное или индивидуальное (1 – 2 ученика), учитель может в качестве образца предъявить своё сочинение.

6. Орфографическая подготовка.

Запись на доске и орфографический разбор отдельных слов. Особое внимание уделяется словам на изучаемое правило.

7. Самостоятельное написание сочинения.

Занимает основную часть урока и составляет в 3 классе – 20-25 минут, в 4 классе – 25-30 минут. Учитель оказывает индивидуальную помощь.

Совершенствование написанного текста, исправление ошибок.

9. Проверка сочинений учителем.

Анализ и классификация допущенных ошибок для организации работы над ошибками:

  • несоответствие содержания сочинения его теме;
  • нарушение композиции построения текста, неправильная связь между отдельными частями целого рассказа или отсутствие связи;
  • неудачное построение отдельных предложений, неудачная связь между отдельными предложениями или отсутствие связи;
  • неправильная связь между отдельными словами в предложении, неправильный или неудачный порядок слов в предложении;
  • лексические недочёты: неправильное употребление слов и выражений;
  • грубые и типичные орфографические и пунктуационные ошибки.
  1. 10.Работа над ошибками.

Проводится на следующем уроке и включает в себя:

  • зачитывание лучших сочинений;
  • коллективный анализ сочинений:

построения целого текста и связи его частей;

построение отдельных предложений и способов связи предложений в целое;

порядка слов в предложении;

связи между словами в предложении;

употребление отдельных слов и выражений;

коллективная работа над ошибками (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими, содержательными и др.);

индивидуальная работа над ошибками.

Начиная со второго класса, ведётся работа по составлению высказываний по серии сюжетных картинок, по картине в устной форме, затем эта работа продолжается в 3 – 4 классах в письменной форме. Обращение к картине развивает чувства, культуру речи, образное мышление. Умение «видеть» картину – целая наука и она постигается постепенно, в системном подходе. Описание картины – самая трудная форма сочинения. В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя тему картины (что на ней изображено), её композицию (передний, задний план, расположение предметов), действие и действующих лиц, идейный смысл и «настроение» картины. Восприятие произведения искусства требует определённой аналитической работы. Внимательное рассмотрение всех подробностей и деталей приводит к трём главным вопросам: «Что изображено? Как это сделано? Почему?» Вместо простого пересказа сюжета учитель создаёт поисковую ситуацию, которая играет развивающую роль. Опорные категории при анализе картины: цвет, форма, пространство, композиция, образ. На электронном носите в помощь педагогу представлена методика проведения урока написания сочинения и памятка для ученика.

Написание изложений и сочинений – одно из наиболее действенных упражнений в развитии связной речи учеников, которое наряду с другими видами работ в начальной школе учит детей основным умениям работы с текстом, активизирует мыслительную деятельность, развивает творческие способности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector