221madou.ru

Мама и Я
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика развития речи детей второго года жизни

«Развитие речи ребенка второго года жизни»

В первой половине второго года жизни у ребенка наиболее интенсивно
развивается понимание речи: он начинает связывать представления об
окружающих его людях с их именами, понимать названия предметов и
некоторых действий. Развитие способности подражания речи проявляется
в том, что дети легко повторяют часто слышимые звукосочетания и
отдельные простые слова. В этот период у ребенка развивается и его
собственная активная речь. К 1 г. 6 мес. дети много лепечут, сопровождая
лепетом свою деятельность. Постепенно лепет усложняется по своему
звуковому составу, появляется и увеличивается запас произносимых
ребенком слов. Для детей этого возраста характерно употребление
простых, односложных слов (на, дай) и слов с повторяющимися
одинаковыми слогами (мама, папа и др.). Словарный запас достигает к 1 г. 6 мес. 30—40 слов, но может быть значительно шире.
В семье необходимо учить детей первого полугодия второго года жизни понимать имена родителей и детей; слова, обозначающие названия знакомых
предметов — игрушек, одежды, обуви, частей тела, некоторых продуктов
питания, блюд, посуды, мебели, животных; слова, обозначающие действия
(например: дай, покажи, принеси, положи, упал, есть, пить, сядь, встань,
спать, гулять), а также слова: да, нет, нельзя, можно и т. д.
Приведенный перечень, безусловно, не следует считать застывшей
нормой для всех. В одинаковых условиях у одних детей понимание речиразвивается несколько раньше, а у других – несколько позже.
Результатом развития понимания многих из указанных слов является то, что ребенок начинает правильно выполнять простые поручения
родителей (дай мяч: покажи, где у собачки нос, глаза, хвост; принеси
башенку; положи кубик на стол), указывать и показывать тот или иной
предмет в натуре и на картинках (собаку, кошку, петуха, различные
игрушки), понимать несложные сюжеты инсценировок, показываемых
воспитателем. Он проявляет активное отношение к демонстрируемым
воспитателем последовательным действиям с предметами (например, в
процессе показа того, как кукла идет, потом падает, ушибается и плачет,
ребенок внимательно слушает, смотрит, издает возгласы, иногда
произносит слова и вслед за воспитателем производит отдельные
действия).

В таких условиях к 1 г. 6 мес. он начинает произносить
облегченные слова («ав-ав». «мяу», «ку-ку», «му-му», «га-га», «топ-топ»,
«бай-бай», «ля-ля», «бах», «аи-аи», «куп-куп», «би-би», «ду-ду», «тук-
тук» и др., обозначающие знакомые предметы, и постепенно заменять их общепринятыми: собака, кошка, петушок, корова, гусь, уточка, машина и
т. п.
Своевременная замена облегченных слов общеупотребительными
происходит быстрее, если взрослые специально учат этому ребенка. При
систематической работе по развитию речи с детьми первой половины
второго года жизни словарный запас у них после 1 г. 6 мес. значительно
возрастает, хотя произношение остается еще несовершенным. Тем не
менее уже на этом этапе необходимо не только давать ребенку
соответствующие образцы слов, но и стараться обращать его внимание
на то, как надо произносить то или иное слово правильно. Ни в коем
случае не следует в разговоре с детьми пользоваться словами с
искаженным звучанием или несовершенными «детскими», так как это
отрицательно сказывается на развитии не только фонетической, но и
смысловой стороны речи детей.
Учитывая, что малышу в возрасте 1 г.— 1 г. 4 мес. еще очень трудно овладеть словами, обозначающими названия предметов, родители
могут при назывании предмета обычным словом употреблять
одновременно и облегченные слова, обозначающие действия этого
предмета (часы тикают «тик-так», собачка лает «ав-ав», кукла топает
сапожками «топ-топ»). Дети легко и быстро усваивают подобные слова.
Вместе с тем не следует закреплять в речи детей облегченные слова,
необходимо своевременно учить их овладевать общеупотребительными
названиями предметов и действий.
Если родители будут систематически обращать внимание ребенка
на правильное произношение звуков, то к двум годам малыш может
овладеть большинством звуков русского языка. Трудны для детей такие
звуки, как ж, з, ч, ш, щ, р. Эти звуки они обычно заменяют другими.
Овладение правильным произношением указанных звуков будет
происходить в течение третьего-четвертого года жизни ребенка.
Во второй половине второго года жизни у ребенка происходит
дальнейшее развитие понимания речи окружающих. Малыш начинает
легко повторять слова, более сложные как по звуковому составу, так и по
значению (машина, игрушка и др.), малознакомые ему слова, а также
отдельные фразы, которые он слышит в речи окружающих. Дети все чаще
по собственной инициативе начинают обращаться к окружающим их
взрослым. Особенно быстро растет запас употребляемых слов,
увеличиваясь к двум годам до 300 и более. Дети начинают использовать в
своей речи различные грамматические формы слов. Усложняется и
синтаксис. Двух- и трехсловные предложения к концу второго года жизни
ребенка сменяются четырех- и пятисловными. К этому времени речь
становится для детей основным средством общения со взрослыми.

На основе развития подражания и памяти
малыши научаются повторять короткие стихи. Легкое усвоение
незнакомых слов и целых фраз ведет к быстрому росту словарного запаса.
Ребенок начинает употреблять не только простые, но и сложные
предложения. В его речи появляются предлоги, союзы, вопросы (где? когда? почему?). Происходит интенсивное овладение грамматическим
строем языка. Речь ребенка становится ведущим средством общения не
только со взрослыми, но и с детьми.

Для формирования активной речи во втором полугодии второго года
жизни необходимо дальнейшее развитие у ребенка способности
подражательно произносить не только знакомые, но и незнакомые
слова. При систематическом проведении занятий по развитию речи и
побуждении детей употреблять то или иное слово в быту, в игре
способность подражания у детей во второй половине второго года
развивается настолько, что на повторных занятиях они начинают
произносить почти все слова, которые употребляет в ходе занятий воспитатель. Больше того, в отдельных случаях малыши дополняют сказанное родителями словами, усвоенными ранее (например, мама обращается к кукле со словами: «Катя, ешь суп», а ребенок добавляет: «С хлебом»).
Все вышесказанное свидетельствует о том, что в результате
систематической работы по развитию речи у ребенка формируется
речевой слух и совершенствуется деятельность рече-двигательного
аппарата. Это дает ему возможность произносить услышанные слова.
Повторяя за близкими то или иное незнакомое слово, дети могут еще
и не знать его смыслового содержания. Поэтому родителям необходимо
в той или иной степени раскрывать содержание слов, с тем чтобы они
могли в дальнейшем правильно их употреблять. Для своевременного развития активной речи детей нужно побуждать ребенка как можно чаще обращаться к
окружающим его взрослым, стараясь при этом, чтобы он пользовался
усвоенными ранее словами и овладевал произношением новых.

«Особенности речевого развития детей второго и третьего года жизни»
статья по развитию речи (младшая группа)

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения, она отражает социальную среду, в которой он растет.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_po_razvitiyu_rechi_1.doc280 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности речевого развития детей второго и третьего года жизни»

Емельяненкова Е.А., воспитатель группы «Колобок»

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения, она отражает социальную среду, в которой он растет.

Речь в своем развитии проходит определенные этапы:

Первый этап речевого развития приходится на возраст от одного до 1,5 лет и связан с формированием пассивной и активной речи.

Пассивная речь. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь — количество понимаемых слов. Речь взрослого, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано. К этому времени ребенок начинает понимать и инструкции взрослого относительно совместных действий. Тем не менее, примерно до 1,5 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря: ребенок усваивает словесные обозначения окружающих его вещей, затем имена взрослых людей, названия игрушек и, наконец, частей тела и лица. Все это — имена существительные, и они обычно приобретаются в течение второго года жизни. К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам.

Активная речь. Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, при этом количество произносимых слов намного меньше, чем понимаемых. Называть вещи своими словами ребенок начинает в возрасте около одного года. К этому времени дети обычно имеют уже представления об окружающем мире в виде образов. В этих условиях для начала освоения речи ребенку остается связать имеющиеся у него образы с сочетаниями звуков, произносимыми взрослыми в его присутствии при наличии в поле зрения соответствующих предметов или явлений.

Грамматика речи. Первый период речевого развития, охватывающий возраст от 1 года до 1,5 лет, характеризуется слабым развитием грамматических структур и употреблением ребенком слов в основном в неизменном виде.

Второй этап речевого развития приходится на возраст примерно от 1,5 до 2,5 лет.

На втором году жизни резко возрастает активный словарь ребенка. До полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30—40 до 100 слов и употребляет их крайне редко. После полутора лет наступает резкий скачок в развитии речи. К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300, а к трехлетнему возрасту—1200—1500 слов. На этом же этапе речевого развития дети начинают использовать предложения в своей речи. Растет интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?» Получив ответ, ребенок самостоятельно повторяет его, причем, как правило, заучивает название сразу, без особого труда вспоминая и воспроизводя его. Пассивный словарь ребенка в этом возрасте не намного отличается от активного, и их соотношение в трехлетнем возрасте составляет примерно 1:1,3.

Предложения. Вначале ребенок пользуется однословными предложениями, выражающими какую-либо законченную мысль. Такие слова-предложения возникают в связи с некоторой конкретной, зрительно воспринимаемой ситуацией. Затем появляются предложения, состоящие из двух слов, включающие как подлежащее, так и сказуемое. Смысл таких двухсловных предложений тот же самый: некоторая мысль или целостное высказывание. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»).

В этом возрасте дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением.

Грамматика речи. Второй период речевого развития представляет собой начало интенсивного формирования грамматической структуры предложения. Отдельные слова в это время становятся частями предложения, происходит согласование их окончаний.

К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи, строит многословные предложения, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов. Примерно в это же время возникает и сознательный контроль за правильностью собственного речевого высказывания.

Третий этап речевого развития соответствует возрасту 3-х лет. К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений, например: «Помнишь, как мы на речку ходили, папа и Нюра купались, а мама где была?» «Я папин и мамин сын, всех дядей племянник, бабушкин и дедушкин внук». «Ты — большая, а я маленький. Когда я буду длинный — до ковра. до лампы. тогда я буду большой».

Самое важное приобретение речи ребенка на третьем этапе речевого развития — то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны первые обобщения.

С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.

Рекомендации для родителей:

  • С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.
  • Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.
  • Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи , песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.
  • Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.
  • Ваши малыш, конечно, уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.
  • На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования свой действий и действий окружающих людей. Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.
  • Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же полезно для разрешения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д.

Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, боле важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.

Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.

Цель игр, приведенных ниже, — открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.

В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.

лекция № 2 по МРР французова

Методика развития речи детей раннего возраста

Развитие речи детей 1-го года жизни.

С точки зрения речевого развития этот год делят на 2 периода:

эмоциональное общение (до 6 месяцев) – инициатива общения у взрослого, где основная задача – вызвать ответную реакцию у ребенка;

С 2-х месяцев развивается «комплекс оживления» и ребенок вступает в предречевую стадию – гуление.

На четвертом месяце появляются голосовые реакции, а к шести месяцам – лепет.

общение на основе понимания взрослого, где главная цель «заставить» ребенка выполнять определенные действия. Это достигается следующим путем:

а. выделение предмета среди других;

б. привлечь внимание к предмету;

в. Вызвать у ребенка эмоциональную реакцию на предмет.

К 8 месяцам ребенок реагирует на слова как на сумму звуков и воспринимает это как ритмико-мелодическую структуру слова. И только к 10 месяцам начинает реагировать на слово, но это слово относится к определенным предметам. Поэтому задачей этого этапа является усвоение слов-обобщений.

На первом году жизни рекомендовано проводить занятие:

показ и называние предмета или игрушки;

называние и действие с предметом;

К году в словаре ребенка должно быть 10 – 15 слов. С 6 месяцев игрушки уже можно частично заменять картинками (с одной картинкой можно проводить до 6 занятий).

Особенности развития речи на 2-ом году жизни.

В соответствии с особенностями нервно-психического развития детей этот период делят на 2 этапа:

Период понимания речи взрослого, звукоподражание, период первых слов. На втором году очень быстро устанавливается связь между словом, предметом и действием и это выходит за рамки конкретных ситуаций. К полутора годам ребенок понимает фразу. К двум годам понимает высказывание в виде описания какой-то прошлой ситуации. Речь становится регулятором поведения.

Этап развития активной речи.

К году – 10 – 15 слов;

К полуторогодам – 30 -40 слов (существительные, глаголы);

1 год 8 месяцев – 100 слов;

2 года – 300 слов (разные части речи);

К двум годам начинает развиваться фонематический слух – это говорит о том, что ребенок овладевает грамматикой; строит сложное предложение; овладевает интонацией.

В этот период идет постановка звуков, но закономерностью будет являться их смягчение.

Методика развития речи на втором году жизни.

В этот период одновременно развивают:

понимание речи взрослого;

развитие активной речи;

умение пользоваться речью как средством общения.

До полутора лет:

Занятия ежедневно с группой детей 5 – 6 человек по 10 минут. Проводятся занятия:

показ и называние картинок, предметов и игрушек;

показ, называние и действия с предметами;

организованное наблюдение за живыми объектами;

показ и называние предметных и сюжетных картинок. Такие занятия имеют свою специфику: показывая картинку, необходимо вызвать подражание звуков и сформировать обобщение.

рассказывание небольших стишков и потешек.

С данными видами занятий рекомендовано проводить:

Структура всех занятий усложняется:

Показ и называние картинки (вводятся картинки, где предмет изображен в действии, с той целью, чтобы ребенок отвечал фразой. Сюжетная картинка требует от ребенка развития наблюдательности. Работа с сюжетными картинками вначале проводится за столом, где педагог показывает, рассказывает и задает вопросы).

С 1 года 10 месяцев:

Вводятся картинки на доске, а дети полукругом около. Структура занятия та же.

Звукоподражательные игры и инсценировки предполагают использование сюжетной игрушки и декорации на столе. Педагог показывает и рассказыват сюжет сам , многократно повторяет определенные подражания, слова или фразы из текста.

Развитие речи ребенка на втором году жизни

Развитие речи ребенка на втором году жизни

Ирочка, спи, уже десятый час пошел!

А куда он пошел?

К началу второго года та подготовительная работа по развитию речи, которая происходила в первые месяцы жизни ребенка, уже дает зримые плоды. Малыш активно и успешно начинает подражать речи взрослых; быстро растет количество слов, которые он понимает. Ребенок уже знает названия многих предметов, движений и действий (сядь, встань, возьми, отнеси). Но пока еще он пользуется односложными предложениями. Так, произнесенное им слово дай в зависимости от ситуации может обозна­чать, чтобы ему дали игрушку, книгу, печенье. Произнося слово Ляля, он тем самым как бы хочет сказать: «Дай мне Лялю» или «Посмотрите, какие у Ляли глазки (платье)», при этом нередко показывает на глаза, платье куклы.

К полутора годам ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и некоторые согласные звуки — [м], [п], [б], [к], [г], [т], [д], [н], [в], [ф], [х], [и]. Многие из согласных звуков часто произносятся им смягченно <дяй вместо дай). Нередко вместо общепринятых слов упо­требляются звукоподражания: корову ребенок называет му, собаку — ав-ав, кошку — мяу, машину — би-би, часы — тик-так. Звукоподражатель­ные слова произносить малышу легче, чем полные. Вместо целого слова он может произносить также ударный или первый слог: кукла — ку, соба­ка — ба, коробка — ко.

С полутора лет у ребенка наблюдается резкий скачок в развитии ак­тивной речи: он начинает изменять слова, пользоваться некоторыми грамматическими формами, связывать слова в фразу: Дай ку (Дай куклу); Вова би-би (Вова хочет машину). Одни и те же слова они могут произно­сить неоднократно.

Постепенно речь становится основным средством общения, вытес­няя мимику и жесты. Наступает период самостоятельного произнесения осмысленных слов. Быстро растет активный словарь малыша — к двум годам он включает уже примерно 300-400 слов (в основном это имена существительные и глаголы, причем глаголы встречаются примерно в 2-3 раза реже, чем имена существительные, появляются в речи наречия: тут, там, здесь). В этот период он учится строить предложения, состоящие из нескольких слов, которые еще, как правило, не согласованы между собой: Вето, бай-бай (Света хочет спать.). Предлоги в большин­стве случаев еще отсутствуют: Вова мика (У Вовы мишка.).

К двум годам ребенок четко произносит почти все гласные звуки, пра­вильно выговаривает многие, наиболее легкие согласные, усваивает про­стейшую интонацию (в его речи появляются вопросительные и восклица­тельные предложения). Отчетливость произнесения звуков в этот период жизни во многом зависит от их места в слове. Так, в простых двусложных словах с открытыми слогами (мама, Вова, Катя) малыш правильно про­износит все звуки; а в словах, состоящих из трех и более слогов, часто за­меняет одни звуки другими, пропускает звуки и слоги (вместо машина — паина, вместо велосипед — апипед). Пропуск звуков наблюдается и в сло­вах со стечением согласных (два согласных находятся рядом): дверь как вей и т. д. Произношение многих звуков неустойчиво, в одних случаях ре­бенок может произнести их правильно, в других — неправильно.

Надо заметить, что темп развития речи у детей различный. Он зависит не только от того, как часто взрослые общаются с ребенком, но также и от индивидуальных его особенностей.

На втором году жизни ребенка необходимо решать следующие задачи речевого развития: развивать у него понимание речи взрослых, умение точ­но подражать словам; поддерживать стремление малыша разговаривать с окружающими, знакомить его с названиями предметов и явлений, выра­жать свои мысли и желания при помощи слов и коротких предложений.

Если на первом году жизни малыша часто называли по имени, то на втором году он уже откликается на него. Ребенок знает и правильно назы­вает близких ему людей (мама, папа, баба), некоторые знакомые ему предметы, игрушки; может выполнить по просьбе взрослых несложные действия, простые поручения.

Ребенок этого возраста повторяет вслед за взрослым звуки, отдельные звукосочетания, слова, даже сложные, непонятные для него. Правда, у не­го это не всегда удачно получается, и возникает множество забавных дет­ских слов, которые так смешат и умиляют взрослых. Но уже к концу вто­рого года ребенок легко и правильно повторяет целые слова и фразы, состоящие из 2-3 и более слов. Он спрашивает взрослых, как называется тот или иной предмет (игрушка): «Что это?». Если к полутора годам ма­лыш составлял в основном предложения из 2 слов, то к концу второго го­да он строит предложения уже из 3-4 и даже более слов.

Характерной особенностью ребенка этого возраста является потреб­ность в речевом общении, а также накоплении впечатлений, происходя­щих в предметной деятельности.

Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действи­ям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но обратить­ся и получить необходимую помощь он может, только овладевая речевым общением. Это и является главным стимулом к усвоению речи.

В играх с малышом учите его правильно называть окружающие предметы (в основном это предметы домашнего обихода: одежда, мебель, посуда, иг­рушки), понимать и выполнять несложные задания; составлять из нескольких слов несложные фразы. Покажите ребенку куклу и спросите: «Это Ляля. Это у Ляли глазки. Это носик. Это ушки. Это ручки, ножки. » Затем пред­ложите ему показать (сначала у куклы, потом и у себя): «Где у Ляли носик (глаза и т. д.)? А у Тани где носик (глаза и т. д.)?».

Понимание речи взрослых к концу второго года жизни качественно меняется — речевые указания окружающих начинают регулировать пове­дение малыша. Так, ребенок уже понимает и может выполнить некоторые простые поручения. Для развития понимания речи, расширения словар­ного запаса малыша предлагайте выбирать среди нескольких игрушек ка­кую-то одну. Разложите перед ребенком игрушки: пирамидку, куклу, по­гремушку и попросите найти среди них, например, пирамидку и дать ее, переложить игрушку или предмет с одного места на другое и т. д. Посте­пенно такие задания усложняются.

Для развития активной речи ребенка нужно создавать такие ситуации, при которых он вынужден обращаться с речью к взрослым. Например, попросите малыша принести какой-то предмет, но для этого он должен сначала попросить его у папы или спросить у бабушки, где он лежит (эти задания следует давать не ранее чем с полутора лет).

Некоторые родители стараются предупредить желания ребенка, не да­ют ему возможности словами выразить свою просьбу.

Например, Андрей подошел к столу и тянется к вазе с фруктами. Мать вместо того, чтобы спросить ребенка: «Что тебе дать?», молча дает ему яб­локо. Он также молча берет его и отходит. В данном случае мать не толь­ко не стимулирует речь малыша, а, наоборот, создает такие условия, ког­да у ребенка отпадает всякая необходимость обращаться к взрослому. Для развития речи необходимо использовать моменты, когда ребенок вынуж­ден по собственной инициативе обращаться к вам. Если он не может на­звать предмет (не знает, как он называется), назовите его сами несколько раз: «Тебе дать мяч (пирамидку)?». Предложите ребенку по мере его воз­можности повторить, назвать данный предмет.

Знакомить малыша с новыми предметами и игрушками можно и в игровой форме. Покажите ребенку игрушку: «Это петушок», а потом быстро спрячьте и спросите ребенка: «Где петушок?». Затем опять по­кажите: «Вот петушок». Потом вновь спрячьте и скажите: «Где пету­шок? Давай его вместе позовем». Продолжая игру, попросите ребенка самостоятельно позвать петушка. После этого дайте игрушку ребенку. Спросите ребенка, как кричит петушок, как лает собака, как мяукает кошка и т. д. Добивайтесь, чтобы ребенок правильно и четко произносил эти звукоподражания.

Дайте малышу рассмотреть, потрогать новую игрушку. После этого посадите ее на стул (положите на кровать, поставьте на ноги), одновре­менно говоря: «Ляля, стой (мишка, спи; зайка, сиди)». Предложите ре­бенку самому накормить ее, уложить спать, поставить. Постепенно он начнет самостоятельно в игровых ситуациях пользоваться глаголами при назывании тех или иных действий.

Играя, ребенок часто разговаривает с игрушками. В таких случаях не следует ему мешать, так как в этот момент совершенствуется его произношение, улучшается подвижность артикуляционного аппарата, развивает­ся голос, дыхание,

Ребенок быстро запоминает слова, которые слышит ежедневно. Ис­пользуйте любую возможность для развития его речи. Так, при подго­товке к завтраку, обеду или ужину, при кормлении называйте свои дей­ствия, предметы, которые ставите на стол: «Это чашка для папы, это чашка для мамы. Это маленькая чашечка для Танечки». Через некото­рое время малыш, подражая вам, ставя посуду на стол, будет сам гово­рить эти слова.

Для стимуляции речи ребенка нужно задавать ему вопросы, на кото­рые первое время вам придется отвечать самим. Мать, разбирая Андрею кровать, спрашивает его: «Куда сейчас Андрюша пойдет? В кроватку. Спать». Постепенно ребенок будет отвечать на такие вопросы сам (в 1 год 8 месяцев Андрюша на этот вопрос отвечал уже не бай-бай, а говорил пать (слать)). Таким образом, у малыша будут постепенно вытесняться упрощенные слова.

Вызвать речевую активность ребенка можно и таким образом: пока­жите игрушечного щенка и спросите малыша: «Это котенок?». Такие про­воцирующие вопросы вызывают у ребенка речевую активность, желание поправить взрослого, назвать предмет правильно, учат его вслушиваться в речь окружающих.

Разговаривать с ребенком надо о тех предметах, которые привлекают его в данный момент, или о тех действиях, которые он совершает. Напри­мер, собираясь с малышом на прогулку, бесполезно говорить с ним об иг­рушках. Лучше обратить его внимание на то, что надо надеть шапочку, ва­ленки и т. д.

На прогулке ребенок видит вокруг себя много новых, незнакомых, привлекательных для него предметов. Он хорошо запомнит слова, обо­значающие то, что его особенно заинтересовало. Вот увидел малыш авто­мобиль. В этот момент и нужно сказать ему, что это машина, что она едет, гудит, что она синего цвета. А дома, после прогулки, спросить, что он ви­дел на улице.

К концу второго года с ребенком можно говорить о тех предметах, ко­торые он сейчас не видит, но уже хорошо знает. Это упражняет не только его речь, но и память, учит вслушиваться и понимать речь без наглядного сопровождения.

Обогащение словарного запаса должно происходить не только за счет существительных или глаголов, но и других частей речи. Двухлетние де­ти могут запомнить, кроме названий, некоторые качества и свойства пред­мета — круглый, мягкий, твердый. Взрослые должны упражнять малыша в их усвоении. Поводом для этого может быть любая ситуация. Так, укла­дывая дочку спать, мать может сказать: «У нашей Тани кровать большая, а у Ляли (кукла) кроватка маленькая. У папы чашка большая, а у Тани — маленькая». Указывая на величину предметов, необходимо помнить, что предметы, предлагаемые для сопоставления, должны находиться рядом, чтобы ребенок видел их. Предложите ему показать, где большая чашка, а где маленькая, где большая ложка, а где маленькая. Следует указывать ребенку и на цвет предметов. Например, Свете купили новое платье. Мать подходит к девочке и говорит: «Какое красивое платье у Светы! Красное»,

Когда вы знакомите малыша с новыми словами, добивайтесь, чтобы он отчетливо произносил в них гласные звуки, стремился правильно упо­треблять согласные. При этом особое внимание следует обращать на твер­дость произнесения согласных звуков (говорить дай, а не дяи). Для этого полезно использовать звукоподражательные слова. Так, показывая игру­шечного гуся, скажите ребенку: «Это гусь. Он кричит га-га-га. А теперь скажи, как кричит гусь». Если малыш будет ошибаться и произносить мягко гя-гя-гя, надо поправить его.

Чем чаще ребенок будет произносить звуки, слова, употреблять фразы, тем совершеннее будет его речевой аппарат, тем быстрее он закрепит в сво­ей речи вновь усвоенные слова. Поэтому родители должны следить, чтобы общение ребенка с окружающими его людьми осуществлялось только с по­мощью речи. Желание ребенка говорить следует всячески поощрять.

Дети второго года жизни очень любят рассматривать цветные картин­ки. Используйте этот интерес малыша для развития его речи: предложи­те ребенку показать какой-либо предмет, найти мишку, зайчика. (Изобра­жение на картинках должно быть красочным и несложным по сюжету.)

Со второго полугодия второго года жизни следует от показа предмет­ных картинок перейти к показу картинок, на которых изображены дейст­вия, совершаемые животными, людьми: собака бежит, кошка ест, малыши играют. Нужно обращать внимание ребенка на эти действия, предлагать называть их. Можно задать такие вопросы: «Кто это?». (Зайка.) «Что он делает?». (Сидит.)

Чтение небольших рассказов, сказок, потешек и стихотворений спо­собствует развитию речи малышей. Чтение стихов вырабатывает у ребен­ка чувство ритма, которое выражается в том, что, слушая их, он нередко в такт начинает покачивать головой, хлопать в ладоши, постукивать ножка­ми. Стихи, прибаутки, потешки должны быть небольшими по объему, ритмичными, несложными по содержанию. Следует поощрять ребенка, если он вслед за вами повторяет отдельные слова, договаривает стихо­творную фразу.

У ребенка второго года жизни проверьте

    Может ли он ответить на простые вопросы, выполнить несложное пору­чение (например, взять со стола ложку, отнести ее на кухню и т. д.)? Легко ли он повторяет за взрослыми слова, небольшие фразы? Какие звуки ребенок к концу второго года произносит отчетливо, доста­точно ясно, какие не всегда четко? Из какого количества слов ребенок строит предложения? Как часто ребенок вступает в общение со взрослыми (с другими детьми) по собственной инициативе?

Эти наблюдения помогут вам установить, на какие стороны речи ре­бенка надо обратить особое внимание.

Читать еще:  Методы художественно эстетического развития дошкольников
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector