221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика развития связной речи дошкольников

Методика развития связной речи у дошкольников

Задача развития речи выступает как одна из приоритетных задач дошкольного образования. Овладение средствами родного языка обеспечивает эффективное речевое общение ребенка со взрослыми и сверстниками, без чего невозможно его полноценное развитие.

Дети дошкольного возраста, усваивая родной язык, овладевают такой формой речевого общения, как устная речь — диалогическая и монологическая. Первичной формой языкового общения является диалог, которым дети овладевают спонтанно, хотя это не исключает и специального развития у них умения строить диалоги с использованием различных языковых средств в соответствии с ситуацией.

Обучение дошкольников монологической речи означает обучение их воспроизведению уже имеющегося текста и самостоятельному созданию текстов. Поэтому понятие «текст» является основополагающим для разработки методики формирования у детей умения пересказывать и составлять собственные высказывания.

Методика развития речи дошкольников опирается на представления о тексте как явлении, имеющем закономерности своей организации: «функционально завершенное речевое целое».

Основной характеристикой и критерием текста является связность. В методике речевого воспитания дошкольников также главной целью ставится развитие связной речи. Связность текста понимается довольно широко. Прежде всего, это логика изложения, отражающая динамику развития явлений действительности, их соотнесенность между собой. К факторам связности относится своеобразная организация речевых средств — фонетических, логико-семантических с учетом их функционально-стилистической нагрузки. Связность определяется и коммуникативной направленностью текста — соответствием мотивам, целям и условиям общения, приведшим к возникновению того или иного текста. Наконец, фактором связности выступает само содержание текста, его смысл. Таким образом, «тематическое, стилевое и смысловое единство — признаки текста, которые отличают его от простого набора предложений».

Исходя из перечисленных характеристик текста, формирование умений и навыков монологической речи у дошкольников требует развития связности и целостности, которые тесно связаны между собой и характеризуются логикой изложения, целесообразной замыслу организацией языковых средств, коммуникативной направленностью, а также композиционной завершенностью. Чтобы связно рассказать о чем-либо, ребенок должен ясно представлять себе объект рассказывания, уметь анализировать его, определять основные свойства, устанавливать причинно-следственные и другие отношения между предметами и явлениями.

Ребенку для достижения связности речи необходимо уметь не только выбирать содержание высказывания, но и использовать необходимые для этого речевые средства:

интонацию, логическое ударение, слова, наиболее точно обозначающие мысль, уметь строить предложения разных типов. Отсюда вытекает необходимость развития у детей умения правильно использовать интонацию отдельного предложения, что способствует структурному единству и смысловой законченности текста.

Связное высказывание ребенка должно соответствовать определенной структуре, зависящей от типа текста. По мнению лингвистов, фундаментальными функционально- смысловыми типами текстов являются описание, повествование, рассуждение и контаминированный текст. Именно эти типы высказывания выбраны в настоящее время и для определения видов детских рассказов (в отличие от ранее принятых рассказов по наблюдению, по памяти, о нарисованном и на тему, предложенную воспитателем, подразделяемые в свою очередь на фактические и творческие, придуманные детьми). В разных по типу текстах структура имеет свои особенности, что учитывается при обучении дошкольников составлению связных высказываний.

Основная функция описания — «запечатлеть какой-то момент, дать образ предмета вместо простого его называния, описание предмета, явления в его естественной среде».

Описание характеризуется статичностью, мягкой структурой, позволяющей переставлять местами его компоненты. Поэтому формирование связной речи детей начинается с составления описательных текстов.

В программу обучения и воспитания в детском саду включено обучение детей описанию предметов и игрушек, предметных и сюжетных картин, собственных рисунков, явлений природы, людей, животных. Разновидностью описательного рассказа является сравнительный — дошкольников учат составлять описание двух предметов с контрастными признаками. Описание может носить и фантастический характер: «Необычный зверь, живущий на севере».

Объективной основой повествования является сюжет, развертывающийся во времени, т.е. в противоположность описанию повествование отличается динамичностью. На первый план выдвигается порядок протекания действий. В повествовании четко выдерживаются завязка, кульминация и развязка. Основное назначение повествования — дать представление о последовательности развития событий, о движении сюжета к развязке. Структура повествования отличается большей жесткостью, поскольку перестановка компонентов ограничена фактором временной последовательности, нарушение которой может привести к искажению объекта. Обучение детей составлению повествовательных текстов занимает в детском саду большое место.

Дошкольников учат составлять разные виды повествований: рассказы по сюжетной картине, по серии картин, связанных одним сюжетом, реалистические рассказы из личного опыта («Как мы с папой ходили в лес по грибы»), сказочные истории, например, по набору игрушек («Как зайчик учился кататься на самокате») и т.д. Важная роль при обучении детей построению повествования отводится разным способам организации зачинов: «Однажды, когда я был маленьким… », «Дело было в деревне», «Это произошло прошлым летом» и т.п.

Рассуждение представляет собой текст, включающий тезис доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует.

Названная структура рассуждения не является жесткой (это сближает его с описанием): доводы в доказательство выдвинутого тезиса могут приводиться в разной последовательности. Характерной чертой названного вида высказывания является включение в него причинно-следственных конструкций, вопросов, оценки.

Рассуждение как функционально-смысловой тип текста доступно детям старшего дошкольного возраста, только овладевающим умением логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное. Например, дошкольники, разгадывая загадку, доказывают свою отгадку, объясняют значение пословицы.

Целостность и связность — признаки, характеризующие как отдельный текст, так и различные по объему выделяемые в нем части — сверхфразовые единства, состоящие из совокупности предложений, связанных между собой тем или иным способом смысловой связи. В тексте высказывается больше, чем в каждом из предложений. Это большее вполне определено связью предложений».

В методике развития речи дошкольников разработаны приемы обучения детей наиболее типичным способам соединения фраз.

Это соединение с помощью «нанизывания» т.е. лексического повтора, местоименной или синонимической замены как средства цепной связи в текстах описательного типа («Это кукла. У куклы…», «Собачка черная. Она лает.», «Это кошка с котятами. Мурка любит своих малышей.»). Овладение цепной связью делает речь ребенка более гибкой и разнообразной. Для построения повествовательных текстов у детей формируются способ параллельной связи предложений между собой.

Важно отметить, что обучение детей построению развернутого связного высказывания основывается на формировании у них элементарного обобщенного знания о структуре текста (начало, середина, конец), представлении о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания. Формирование элементарной ориентировки детей в лингвистических явлениях создает условия для самостоятельного наблюдения за языком текстов, для саморазвития связной речи.

Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста

Елена Мартынова
Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста

«Развитие связной речи у

Дошкольников»

Мартынова Елена Николаевна

Развитие связной речи у дошкольников

Федеральный государственный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывает новые направления в организации речевого развития детей дошкольного возраста. Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика. Во-вторых, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.

Читать еще:  Институты воспитания теории воспитания

Связная речь — это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах— диалоге и монологе.

В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной.

Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора. Речевые клише облегчают ведение

Монологическая речь — связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развёрнуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация, умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место.Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Эти две формы речи отличаются и мотивами.

-Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий.

— Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания (Л. В. Щерба, А. А. Леонтьев).

Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства. Часто общение протекает в форме диалога с монологическими вставками, когда наряду с короткими репликами употребляются более развернутые высказывания, состоящие из нескольких предложений и содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение сказанного).

Взаимосвязь диалогической и монологической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей. Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно.

Связная речь может быть ситуативной и контекстной.

Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения.

В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь — характер монолога. Но, как подчеркивает Д. Б. Эльконин, неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную — с монологической. И монологическая речь может иметь си-туативный характер.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить.

Связнаяречь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речиоказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Особенности развития связной речи в дошкольном детстве.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи — диалогической, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически малооформленная речь маленького ребенка ситуативна. Ее смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией.

Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает.

Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Но уже в этом возрасте дети учитывают в диалоге при построении своих высказываний то, как их поймут партнеры.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для нее характерны неполные, неопределенно-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. В рассказах ребенка переплетаются факты из материала на заданную тему с всплывающими на поверхность фактами из личного опыта.

Дети 4 — 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, потом).

Читать еще:  Концепция воспитания это в педагогике

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.

Знание специфики связной речи и особенностей ее развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения.

В арсенале педагогов- практиков существует множество классических методов и приемов развития связной речи дошкольников.

Методы:

Наблюдение во время прогулок, экскурсий;

Рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним;

Знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. по средством фотографий, картин, картинок, кинофильмов.

Составление различных видов рассказов;

Прием — это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Приемы развития речи можно разделить:

Демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т. д. ;

Игры на развитие и формирование связной речи у дошкольников

Умение правильно излагать свои мысли требуется во многих сферах жизнедеятельности. Закладывается оно в детстве, немалую роль в этом играют занятия по развитию речи.

Что такое связная речь дошкольников?

Общее понятие подразумевает умение составлять единое смысловое и структурное высказывание. Оно состоит из законченных отрезков, связанных одной темой.

Если говорить, что такое связная речь у дошкольников определение становится более широким. Оно включает и фонетическую сторону языка, фонематическое восприятие, грамматику, практическое применение знаний. Высказывания дошкольников отличаются небольшим объемом, но структура и смысл в них должны присутствовать.

Чтение художественной литературы учит говорить красиво и правильно

Малыш с рождения испытывает потребность в контакте с близкими, что является предпосылкой к развитию речи. Дети подражают взрослым и пытаются освоить, осознать языковые явления, что отражает творческий подход. Дети сами пытаются создавать слова, речевые обороты, ориентируясь на образцы.

Целью развития речи дошкольников является овладение нормами языка. Воспитатели помогают детям полноценно общаться, пользоваться всеми разновидностями и типами высказываний. Семья также оказывает большое влияние на развитие речи дошкольников. Самообразование мам и пап, их тесный контакт с воспитателями помогают приобрести необходимые навыки малышу.

Виды связной речи у дошкольников

Основными разновидностями речи являются монолог и диалог. Диалогическая речь считается первичной формой общения, подразумевающей обмен высказываниями и установление связей с окружающими.

Диалог в сюжетно-ролевой игре

Монологическое высказывание является законченным текстом, объединенным смысловой и грамматической связью. Используется для сообщения фактов, информирования о своей точке зрения и аргументации.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста идет от диалога к монологу. Под руководством воспитателя складывается умение следить за логикой высказываний, что является первой ступенькой к развитию монологической речи.

Навыки диалога формируются в процессе общения с другими людьми. Монологическая речь сложнее диалогической, этому нужно учиться.

Монологическая речь у дошкольников

В методических материалах дошкольного образования определены типы монолога, которым обучают воспитанников. Рассказывание на определенную тему и пересказ готового текста используются наиболее часто. Дети рассказывают о предметах, картинах, делятся своим опытом.

Существует еще такая разновидность как творческое рассказывание. Отрабатывая пересказ, используют образец рассказа и его анализ. Выпускников обучают составлению плана текста, который помогает структурировать высказывание.

Важно! Часто используется классификация по типам речи: повествование, описание, рассуждение. Монологическая речь у детей дошкольного возраста предполагает понимание тем и границ высказывания, подбор материала и расположение его в нужной последовательности. Обучение монологу начинается с трехлетнего возраста.

Как мыслим, так и говорим

Речь отражает логику мышления, степень развития памяти, восприятия. Язык непосредственно связан с умственным и психическим развитием. Языковые навыки должны быть настолько развиты, чтобы малыш мог быстро создавать в сознании синтаксические конструкции, иметь большой словарный запас.

Научная конференция лингвистов

Основные навыки использования языковых средств должны быть сформированы к моменту поступления в школу. В этом случае не возникнет проблем с усвоением школьной программы.

Как оценить уровень развития связной речи?

Качество развития речи определяется педагогами ДОУ или самими родителями. Обследование ограничивается временными рамками, и не должно превышать 15 минут. Перед выполнением заданий нужно установить эмоциональный контакт, настроить малыша на работу.

Задания даются с использованием наглядности и без нее. Для рассматривания берут знакомые игрушки. Если речь идет об изолированных словах, то их значение должно быть понятно воспитанникам. Наглядность больше используется при обследовании дошкольников 3–5 лет, при обследовании шестилеток значение имеет точная формулировка заданий.

В большинстве методик применяется балльная оценка. Правильный ответ — 3 балла, ответ с неточностями — 2, непонимание задания — 1. После проведения обследования производят подсчет баллов отдельно в каждой категории. Например, из 12 вопросов воспитанник получил 3 балла за 8 вопросов, 2 — за 4. Если 2/3 ответов были оценены тремя баллами, как в этом случае, — это высокое качество. Если 2/3 и больше на 2 балла — среднее, на 1 балл — низкое.

Важно! Правильные ответы следует одобрять. Если ребенок ответил неправильно, нужно сказать верный ответ, в ведомости отметить задание как невыполненное.

Задачи развития речи дошкольников в ДОУ

ФГОС ДО предполагает овладение речью в качестве средства общения и культуры. Обучение, направленное на усвоение языковых обобщений, понимание элементарных языковых явлений, вызовет интерес, обеспечит творческие проявления, тенденцию к саморазвитию.

Разговор об овощах

Проблемы ставятся с учетом возрастных особенностей. У младших дошкольников развивают инициативную речь. Она предполагает, что малыш будет рассказывать о том, что он видит, какие чувства эмоции у него вызывает предмет или явление. Взрослому следует поддерживать стремление воспитанника к диалогу.

В работе с четырехлетними обучающимися большое внимание уделяется монологу. Малыш должен уметь выстроить описание игрушки, картины, явления из 3 — 4 предложений.

Старшие дошкольники совершенствуют свои навыки. В ходе занятий требуется:

  • поддерживать желание обучающегося высказаться;
  • формировать умение составлять план;
  • продолжать развивать умение описывать игрушку, картину;
  • развивать умение составлять рассказы по личному опыту;
  • участвовать в обсуждении;
  • формулировать вопросы;
  • дополнять, исправлять, обобщать ответы одногруппников;
  • формировать умение составлять рассуждение.

Воспитателями используются различные технологии: развивающие, социально-адаптирующие, личностно-ориентированные, наглядного моделирования, ТРИЗ. Планы курсовой подготовки воспитателей предусматривают освоение новых подходов к развитию языковой деятельности.

Читать еще:  Методика обучения английскому дошкольников

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста

Формирование языковых навыков осуществляется в играх, беседах, специально организованных ситуациях. Взрослыми создаются условия для успешного взаимодействия. Дошкольники с ОНР, кроме обычных занятий, работают с логопедом.

Развитие речи детей дошкольного возраста по картине

Картины развивают способности к наблюдению и творчеству. Малыши охотно делятся своими впечатлениями. Нужно начинать с хорошо известных предметов, постепенно переходя к сюжетным картинам.

Нужно соблюдать следующие рекомендации:

  • картина не должна искажать действительность;
  • содержание должно соответствовать возрасту воспитанников;
  • рассматривание продолжается, пока у детей есть интерес;
  • изображение должно хорошо освещаться, выставляется против света;
  • пользоваться указкой во время повествования.

Важно! Рассказать историю помогает серия картинок, объединенных одним сюжетом. Чтобы не использовать раздаточный материал, воспитатели могут использовать презентации, составленные из сюжетных картинок.

Воспитанники должны иметь доступ к дидактическим материалам: альбомам, коробкам с картинками по теме недели.

Формирование связной речи с помощью придумывания и фантазирования

Дошкольники с удовольствием слушают сказки. А если попробовать самим придумать сказочную историю? Этот прием помогает реализоваться в трех ролях: автора, рассказчика и слушателя. В педагогике появился термин сказкотерапия. Придумывая сказку, малыш избавляется от страхов, повышает самооценку.

Игра «Сказка с продолжением» подразумевает продолжение уже известных сказок. Добавление театрализованных элементов сделает игру более интересной, эмоциональной.

Использование пальчикового театра для «Сказки с продолжением»

В подготовительной группе используют словесное фантазирование по музыкальной композиции. Дети иногда просто мечтают под музыку, рассказывают о возникших ассоциациях. Детская фантазия не знает границ.

Обучение дошкольников пересказу

Готовые произведения, предназначенные для пересказа в детском саду, выступают в качестве образцовых текстов. Здесь уже есть придуманный автором сюжет, композиция, языковые средства. Даже с учетом этого обучать пересказу начинают после пяти лет. Тексты должны соответствовать требованиям:

  • доступность содержания;
  • четкая композиция;
  • простой язык;
  • небольшой объем.

На первых занятиях предлагают пересказывать знакомые сказки, чуть позже переходят к незнакомым текстам. Воспитатель помогает детям в случаях затруднений. Широко используется на этом этапе совместный пересказ.

Важно! Сюжетную линию произведения можно восстанавливать посредством использования мнемотаблиц. Постепенно накапливается картотека по прочитанным произведениям. Дети могут использовать ее в сюжетно-ролевых играх.

Влияние пересказа текста на становление связной речи

Изложение прослушанного текста — лучший инструмент в развитии связанной речи у дошкольников. Пересказывая произведение, они обучаются построению предложений, усваивают логику высказывания. Они используют лексику автора и пытаются заменять ряд слов и выражений синонимами.

В ходе пересказа совершенствуется произношение, происходит знакомство с выразительными средствами языка, интонационным оформлением предложений. Сформированность умения высказывать свои мысли определяет успешность обучения в школе, влияет на социализацию.

Игры на развитие речи

Игра — самое любимое занятие дошкольников. Играя, они лучше усваивают различные умения и навыки.

«Представь, что ты…»

К играм можно отнести тематическое общение в парах.

  1. Считалочкой выбираются два участника.
  2. Ведущий назначает роли, используя фразу: «Представь, что ты продавец», «Представь, что ты покупатель».
  3. Между двумя действующими лицами должен состояться диалог.

«Что сначала, что потом»

Игра способствует умению составлять небольшой рассказ, соблюдая последовательность действий. В стадии знакомства с игрой ее проводят с применением картинок. Когда дети усвоят правила, от картинок можно отказаться.

  • Вариант 1. Детям показывают картинки с изображением 2 — 3 действий. Ребенок должен составить рассказ, правильно расставив очередность действий.
  • Вариант 2. Ведущий перечисляет действия, совершенные героем и допускает ошибку в последовательности. Дети должны назвать, где была допущена ошибка.

«Если бы…»

Детям очень нравится эта игра, она позволяет помечтать.

Ведущий задает тему, дети заканчивают предложение:

  • «Если бы я был воспитателем…»
  • «Если бы пропали все цветы на Земле…»
  • «Если бы птицы разучились летать…»

Чтобы речь у дошкольников достигла высокой степени развития, необходимо обогащение языковой и предметной среды. Наглядность, разнообразие приемов и методов, использование приобретенных навыков в режимных моментах приведут к запланированному результату.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Глава VII Методика развития связной речи

§ 1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» (СНОСКА: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – С.468). Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и другие). Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л. П. Якубинский). Речевые клише облегчают ведение диалога.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector