221madou.ru

Мама и Я
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика развития связной речи

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Связная речь – это смысловое, развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

В дошкольном возрасте развивается две формы связной речи:

Диалог– это обусловленная ситуацией общения и его контекстом речь двоих.

Полилог – если участников разговора трое и более.

Монолог– это развёрнутое высказывание одного лица; последовательное, связное изложение системы мыслей одним лицом. Основная цель монолога – сообщение, о каких то фактах.

По способу изложения выделяют три вида монолога:

1. Описание (дошкольники учатся описывать картинки, игрушки, собственные картинки, живых людей).

2. Повествование (дети составляют рассказы-повествования, сочиняют истории используя серию сюжетных картин, составляют тексты писем своим друзьям).

3. Рассуждение. В рассуждении могут доказываться не одно, а несколько положений, выводов. Один из них обобщающий. Рассуждение требует достаточно развитого мышления и уверенного владения речью.

Специфичность обучения связной речи состоит в том, что данный вид речи включает все компоненты (фонетические, грамматические, лексические) и вбирает в себя все достижения ребенка во владении родным языком.

Обучать связной речи следует как можно раньше. Дети четырех лет успешно овладевают навыками совместного рассказывания при систематическом и правильном обучении.

Обучение должно строиться на общении и быть прямым и систематическим, учитывать возрастные и индивидуальные особенности. Обучение должно использовать те методы, приемы и формы, которые нравятся детям.

Первоначальный этап обучения включает ребёнка в совместное с взрослым рассказывание, а затем доля самостоятельного составления текста увеличивается. Для детей 3,4 года жизни используются игры с имитацией. Взрослый говорит в присутствии ребенка за разных кукол, зверюшек. Ребенок охотно повторяет тексты и дополняет их. Эффективным средством является совместное рассматривание и чтение книг (иллюстрации яркие, крупные…). Простейшим формам описательных рассказов по игрушке обучают детей 4 го года жизни. Дети 5-го года жизни овладевают повествовательным рассказом. Первые рассказы совмещают с показом. Ребёнок передвигает игрушки и комментирует ход и логику событий. Взрослый помогает овладеть компонентами связности. Может подсказать, как начать, связать действие, закончить. Дети 6-го года жизни знакомятся с правилами построения текста, его структурными частями, способами их связи. Для этого используются разные задания: придумать начало, составить недостающую концовку. В обучении описательным рассказам используются рисунки, символы для составления плана.

Пересказ – связное изложение текста, передача содержания с использованием готовых, данных автором, речевых форм.

При обучении пересказу используются тексты созданные великими художниками слова. Ребенок знакомится с богатством родного языка. На основе воспроизведенных текстов сочиняются собственные тексты. Хорошо при этом использовать фотоиллюстрации из семейных альбомов (как я был маленьким, про нашу кошку и т. д.).

Семантизация лексики словаря, обогащение грамматического строя, коррекция звуковой стороны речи дошкольников с речевыми нарушениями. Совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Слово основная единица языка. Она представляет все компоненты:

— в фонетике, так как состоит из звуков речи;

— в лексике, обозначает, кодирует какое то явление, действие;

— в грамматике, существует слово только в определенной грамматической форме.

В дословесный период развития от нуля до девяти – двенадцати месяцев у ребенка формируется понимание речи и пассивный словарь. К девяти – десяти месяцам появляется активный словарь. Норма активного словаря:

— к одному году – 7 – 12 слов;

— к двум годам – 250 – 300 слов;

— к трем годам – 800 – 1000 слов;

— к четырем годам – 1500 – 2000 слов;

— к пяти годам – 2500 – 3000;

— к шести годам – 3500 слов.

Словарь обогащается при всех видах деятельности, на всех занятиях, во время общения. Охотнее всего дети заимствуют лексику друг у друга. Для развития, расширения, уточнения словаря детей используются дидактические игры и упражнения.

При обследовании словаря детской речи выявляются количественный запас имеющихся слов, освоение их смысловой стороны. Для этого подбираются доступные, для определенного возраста, задания:

— на показ и называние предметов;

— на сравнение и классификацию;

— на подбор антонимов, синонимов;

— на называние предметов по описанию.

С помощью разных методов оценивается количественный запас, лексическое разнообразие, развитие значений многозначных слов в речи.

Российский исследователь А.Г.Арушанова предложила для оценки смысловой стороны слова 4 типа специальных заданий на подбор эпитетов, сравнений, обобщающих слов, синонимов. На основе, которых устанавливается оценка в уровнях: высоком, среднем, низком.

Высокий уровень – для детей старшего дошкольного возраста выполнение всех 4 заданий.

Средний уровень – выполнение старшими детьми заданий, являющихся высоким уровнем для младших.

Низкий уровень – все остальные результаты.

Существует логопедическая методика определения уровней освоения слова:

нулевой – нет слова;

первый – слово используется, но нет его понимания;

второй – слово в словаре есть, но используется ограниченно или с ошибками;

третий – слово правильно понимается и употребляется.

Грамматика – совокупность правил об изменении слов и сочетаний слов в предложении. Дети постигают грамматику родного языка практическим путём, самостоятельно в процессе общения.

В освоении грамматики принято выделять:

1. Освоение морфологии – способы изменений слов по родам, числам, падежам, лицам, временам.

2. Освоение словообразования – способы создания, образования одного слова на базе другого.

3. Освоение синтаксиса – способы построения разных типов предложений.

Усвоение грамматического строя связано с усвоением различных частей речи:

Существительные появляются в речи в числе первых слов, и некоторое время употребляются в неизменном виде. Затем дети употребляют единственное и множественное число, винительный и именительный падежи, уменьшительную форму. Если у ребёнка достаточное количество существительных (100 и более), то возникают и первые образования слов по аналогии (носов, ротов, ушов, шапков). Эти формы свидетельствуют об усвоении грамматического строя языка, т.е. усваивает систему, а не правила.

Глаголы. Все названия действий, кроме слова «дай», появляются позже названий предметов, и при построении предложений первоначально опускаются, не согласуются с тем словом, к которому относятся.

Прилагательные. Первые прилагательные обозначают величину (большой, маленький), цвет, вкус, температуру, вес и оценку предметов и сверстников (хороший, плохой, чистый, грязный).

Основная грамматическая работа осуществляется в процессе обучения детей связной речи.

В младшем возрасте используют игры и упражнения (это зайчик, у зайчика есть).

В среднем возрасте используются грамматические игры (Чего не стало? Угадай что это? Что изменилось?).

В старшем возрасте место занимают такие игры и упражнения, как «размытое письмо», «живые слова».

Особенно эффективной является ситуация письменной речи, когда ребенок диктует взрослому свой текст – рассказ.

Грамота. Подготовка и обучение грамоте начинается в группе «почемучки». Дети знакомятся со словом, как названием предметов, действий, качеств. Дети вслушиваются в слова, различают на слух, подбирают похожее по звучанию (печка – свечка). Называют первый звук в слове, подбирают слова с заданным звуком. Дети 5 – 6 лет учатся членению предложений на слова. Определяют последовательность слов в предложении. Составляют предложения с заданным количеством слов. Получают представление о слоге. Учатся делить слова на слоги, определять их количество. Знакомятся с выделением ударного слога в слове. Определяют смыслоразличительную роль ударения в слове. Знакомятся с парными твердыми, мягкими согласными, звонкими, глухими согласными звуками, гласными.

Тема: ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА В ТРУДЕ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Задачи трудового воспитания.

2. Виды труда дошкольников.

3. Формы организации труда.

4. Условия воспитания дошкольников в труде.

5. Средства трудового воспитания дошкольников.

|следующая лекция ==>
Основные движения и их характеристика|ВИДЫ ТРУДА ДОШКОЛЬНИКОВ

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 1330 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста

Елена Мартынова
Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста

«Развитие связной речи у

Дошкольников»

Мартынова Елена Николаевна

Развитие связной речи у дошкольников

Федеральный государственный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывает новые направления в организации речевого развития детей дошкольного возраста. Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика. Во-вторых, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.

Связная речь — это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах— диалоге и монологе.

В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной.

Читать еще:  Метод развития ребенка 2 лет

Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора. Речевые клише облегчают ведение

Монологическая речь — связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развёрнуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация, умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место.Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Эти две формы речи отличаются и мотивами.

-Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий.

— Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания (Л. В. Щерба, А. А. Леонтьев).

Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства. Часто общение протекает в форме диалога с монологическими вставками, когда наряду с короткими репликами употребляются более развернутые высказывания, состоящие из нескольких предложений и содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение сказанного).

Взаимосвязь диалогической и монологической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей. Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно.

Связная речь может быть ситуативной и контекстной.

Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения.

В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь — характер монолога. Но, как подчеркивает Д. Б. Эльконин, неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную — с монологической. И монологическая речь может иметь си-туативный характер.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить.

Связнаяречь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речиоказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Особенности развития связной речи в дошкольном детстве.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи — диалогической, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически малооформленная речь маленького ребенка ситуативна. Ее смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией.

Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает.

Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Но уже в этом возрасте дети учитывают в диалоге при построении своих высказываний то, как их поймут партнеры.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для нее характерны неполные, неопределенно-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. В рассказах ребенка переплетаются факты из материала на заданную тему с всплывающими на поверхность фактами из личного опыта.

Дети 4 — 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, потом).

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.

Знание специфики связной речи и особенностей ее развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения.

В арсенале педагогов- практиков существует множество классических методов и приемов развития связной речи дошкольников.

Методы:

Наблюдение во время прогулок, экскурсий;

Рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним;

Знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. по средством фотографий, картин, картинок, кинофильмов.

Составление различных видов рассказов;

Прием — это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Приемы развития речи можно разделить:

Демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т. д. ;

Методика развития связной речи у дошкольников

Задача развития речи выступает как одна из приоритетных задач дошкольного образования. Овладение средствами родного языка обеспечивает эффективное речевое общение ребенка со взрослыми и сверстниками, без чего невозможно его полноценное развитие.

Дети дошкольного возраста, усваивая родной язык, овладевают такой формой речевого общения, как устная речь — диалогическая и монологическая. Первичной формой языкового общения является диалог, которым дети овладевают спонтанно, хотя это не исключает и специального развития у них умения строить диалоги с использованием различных языковых средств в соответствии с ситуацией.

Обучение дошкольников монологической речи означает обучение их воспроизведению уже имеющегося текста и самостоятельному созданию текстов. Поэтому понятие «текст» является основополагающим для разработки методики формирования у детей умения пересказывать и составлять собственные высказывания.

Методика развития речи дошкольников опирается на представления о тексте как явлении, имеющем закономерности своей организации: «функционально завершенное речевое целое».

Основной характеристикой и критерием текста является связность. В методике речевого воспитания дошкольников также главной целью ставится развитие связной речи. Связность текста понимается довольно широко. Прежде всего, это логика изложения, отражающая динамику развития явлений действительности, их соотнесенность между собой. К факторам связности относится своеобразная организация речевых средств — фонетических, логико-семантических с учетом их функционально-стилистической нагрузки. Связность определяется и коммуникативной направленностью текста — соответствием мотивам, целям и условиям общения, приведшим к возникновению того или иного текста. Наконец, фактором связности выступает само содержание текста, его смысл. Таким образом, «тематическое, стилевое и смысловое единство — признаки текста, которые отличают его от простого набора предложений».

Читать еще:  Методики обучения детей цветам

Исходя из перечисленных характеристик текста, формирование умений и навыков монологической речи у дошкольников требует развития связности и целостности, которые тесно связаны между собой и характеризуются логикой изложения, целесообразной замыслу организацией языковых средств, коммуникативной направленностью, а также композиционной завершенностью. Чтобы связно рассказать о чем-либо, ребенок должен ясно представлять себе объект рассказывания, уметь анализировать его, определять основные свойства, устанавливать причинно-следственные и другие отношения между предметами и явлениями.

Ребенку для достижения связности речи необходимо уметь не только выбирать содержание высказывания, но и использовать необходимые для этого речевые средства:

интонацию, логическое ударение, слова, наиболее точно обозначающие мысль, уметь строить предложения разных типов. Отсюда вытекает необходимость развития у детей умения правильно использовать интонацию отдельного предложения, что способствует структурному единству и смысловой законченности текста.

Связное высказывание ребенка должно соответствовать определенной структуре, зависящей от типа текста. По мнению лингвистов, фундаментальными функционально- смысловыми типами текстов являются описание, повествование, рассуждение и контаминированный текст. Именно эти типы высказывания выбраны в настоящее время и для определения видов детских рассказов (в отличие от ранее принятых рассказов по наблюдению, по памяти, о нарисованном и на тему, предложенную воспитателем, подразделяемые в свою очередь на фактические и творческие, придуманные детьми). В разных по типу текстах структура имеет свои особенности, что учитывается при обучении дошкольников составлению связных высказываний.

Основная функция описания — «запечатлеть какой-то момент, дать образ предмета вместо простого его называния, описание предмета, явления в его естественной среде».

Описание характеризуется статичностью, мягкой структурой, позволяющей переставлять местами его компоненты. Поэтому формирование связной речи детей начинается с составления описательных текстов.

В программу обучения и воспитания в детском саду включено обучение детей описанию предметов и игрушек, предметных и сюжетных картин, собственных рисунков, явлений природы, людей, животных. Разновидностью описательного рассказа является сравнительный — дошкольников учат составлять описание двух предметов с контрастными признаками. Описание может носить и фантастический характер: «Необычный зверь, живущий на севере».

Объективной основой повествования является сюжет, развертывающийся во времени, т.е. в противоположность описанию повествование отличается динамичностью. На первый план выдвигается порядок протекания действий. В повествовании четко выдерживаются завязка, кульминация и развязка. Основное назначение повествования — дать представление о последовательности развития событий, о движении сюжета к развязке. Структура повествования отличается большей жесткостью, поскольку перестановка компонентов ограничена фактором временной последовательности, нарушение которой может привести к искажению объекта. Обучение детей составлению повествовательных текстов занимает в детском саду большое место.

Дошкольников учат составлять разные виды повествований: рассказы по сюжетной картине, по серии картин, связанных одним сюжетом, реалистические рассказы из личного опыта («Как мы с папой ходили в лес по грибы»), сказочные истории, например, по набору игрушек («Как зайчик учился кататься на самокате») и т.д. Важная роль при обучении детей построению повествования отводится разным способам организации зачинов: «Однажды, когда я был маленьким… », «Дело было в деревне», «Это произошло прошлым летом» и т.п.

Рассуждение представляет собой текст, включающий тезис доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует.

Названная структура рассуждения не является жесткой (это сближает его с описанием): доводы в доказательство выдвинутого тезиса могут приводиться в разной последовательности. Характерной чертой названного вида высказывания является включение в него причинно-следственных конструкций, вопросов, оценки.

Рассуждение как функционально-смысловой тип текста доступно детям старшего дошкольного возраста, только овладевающим умением логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное. Например, дошкольники, разгадывая загадку, доказывают свою отгадку, объясняют значение пословицы.

Целостность и связность — признаки, характеризующие как отдельный текст, так и различные по объему выделяемые в нем части — сверхфразовые единства, состоящие из совокупности предложений, связанных между собой тем или иным способом смысловой связи. В тексте высказывается больше, чем в каждом из предложений. Это большее вполне определено связью предложений».

В методике развития речи дошкольников разработаны приемы обучения детей наиболее типичным способам соединения фраз.

Это соединение с помощью «нанизывания» т.е. лексического повтора, местоименной или синонимической замены как средства цепной связи в текстах описательного типа («Это кукла. У куклы…», «Собачка черная. Она лает.», «Это кошка с котятами. Мурка любит своих малышей.»). Овладение цепной связью делает речь ребенка более гибкой и разнообразной. Для построения повествовательных текстов у детей формируются способ параллельной связи предложений между собой.

Важно отметить, что обучение детей построению развернутого связного высказывания основывается на формировании у них элементарного обобщенного знания о структуре текста (начало, середина, конец), представлении о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания. Формирование элементарной ориентировки детей в лингвистических явлениях создает условия для самостоятельного наблюдения за языком текстов, для саморазвития связной речи.

Методика формирования связной монологической речи у дошкольников

Рубрика: Образование и обучение

Дата публикации: 14.01.2019

Статья просмотрена: 2095 раз

Библиографическое описание:

Шабунина Е. А. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №2. — С. 26-30. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/115/3867/ (дата обращения: 23.03.2020).

Как показал обзор методической литературы, существуют огромное множество различных методов и приемов формирования умений монологической речи у детей дошкольного возраста.

Что касается конкретно среднего дошкольного возраста, то методисты обращают особое внимание на использование наглядных методов, к которым относятся наблюдение, рассматривание, показ и описание предметов и явлений, а также на практические методы, к которым относятся игры-драматизации, настольные инсценировки, дидактические игры, игры-занятия.

Словесные методы, в отличие от других, в работе с детьми дошкольного возраста применяются значительно реже в силу возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

При использовании этих приемов у детей среднего дошкольного возраста формируются следующие умения: объем высказывания, соответствие теме и ситуации общения, логичность высказывания, самостоятельность высказывания.

К числу наиболее часто применяемых приемов развития монологической речи относятся:

– речевой образец (используется как предшествующий речевой деятельности детей, сопровождается такими приемами как пояснение и указание);

– повторение (практикуется повторение материала воспитателем, идивидуальное повторение ребенком, либо совместное повторение);

– объяснение, указание (применяется при уточнении структуры описательных рассказов, воспитатель обращает внимание на то, что собой представляет структура рассказа);

– словесное упражнение (предшествующие составлению описательных рассказов, изначально проговариваются отдельные фрагменты рассказа);

– вопрос (используется в процессе рассматривания и при последовательном изложении описания; применяют репродуктивные, поисковые, прямые, подсказывающие, наводящие вопросы) [1].

Как правило, не бывает занятий, на которых бы педагог использовал только один метод или прием развития монологической речи. Каждое занятие представлено сочетанием нескольких приемов и методов. Стоит сразу обратить внимание, что относительно среднего дошкольного возраста использование косвенных приемов является гарантией достижения необходимых результатов. К числу таких приемов относятся: напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.

В данной работе мы рассмотрим основные, наиболее часто используемые методы развития монологической речи.

Прежде всего, стоит обратить внимание на описание, которое используется во многих дошкольных учреждениях, как основная методика развития монологической речи.

Описание представляет собой специальный текст, который начинается с общего определения и называния предмета или объекта; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему.

Такому типу высказывания, как описание, в средней группе уделяется особое внимание, т. к. именно в этом возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки. Этому способствует правильно организованный ход рассматривания игрушек и продуманная постановка вопросов, специальные упражнения. Поэтому воспитатель задает вопросы в определенном порядке, учит детей думать, в какой последовательности будут описывать игрушку и подводит к соблюдению четкой структуры при составлении описания.

Помимо традиционных методов, в последнее время получают широкое распространение современные методы. Так, например, особое распространение получила методика использования мнемотехники. Как объясняют сторонники данной методики, мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное — нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

В рамках нашего исследования наибольший интерес представляют работы, в которых разработаны основы методики развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста. Безусловно, наиболее известными авторами различных методик развития речи в целом и монологической речи как одной из ее форм являются А. М. Леушина, Л. А. Пеньевская, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинсктй, Е. А. Флерина и многие другие.

Читать еще:  Методика зайцева обучение

Своей задачей мы видим рассмотрение именно методик перечисленных авторов, поскольку их опыт берется за основу во всех дошкольных учреждениях, вне зависимости от программы, на которую данное учреждение опирается.

Еще К. Д. Ушинский видел обучение речи детей как способствование обладание «даром слова». Речь у детей может развиваться естественным образом, в процессе общения, однако для ее совершенствования необходимо целенаправленное ее развитие. Автор считал, что пересказ является эффективным средством развития речи ребенка, поскольку, по мнению автора, он только способствуют обогащению ума, тем не менее, чтение художественной литературы является одним из наиболее эффективных средств развития речи детей [3].

В работе О. А. Шороховой «Зависимость развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста от особенностей вариативного обучения пересказыванию» также отмечается эффективность использования такого метода, как пересказ. В результате проведенного исследования, было установлено, что «эффективность овладения детьми связной монологической речью зависит от особенностей вариативного обучения пересказыванию, предполагающего использование разнообразных форм организации занятий, предметную обгащенность микросреды, многовариантность применения разнообразных речевых средств, наличие образцов креативного поведения». Автор говорит о том, особое внимание следует уделять именно чтению литературы, а точнее правильно организации построения подобных занятий, так как в процессе прослушивания художественного текста дети усваивают особенности построения сюжетной линии произведения.

Дело в том, что чтение литературы готовит детей 4–5 лет к осознанию структуры текста. Благодаря чему дети заимствуют некоторые сюжетные линии для выстраивания собственных рассказов.

В работах Е. И. Тихеевой говорится о том, что формирование монологической речи может осуществляться в различных видах работы, наряду с этим автор отводит первостепенную роль чтению и пересказу художественной литературы. Объясняя это тем, что данный метод позволяет детям уяснить основную последовательность построения предложений для передачи основной мысли [10].

О значимой роли живого слова художественной литературы говорит и Е. И. Флерина, которая в своих работах акцентирует внимание на потенциале такого метода как пересказ художественной литературы, обосновывая это тем, что литературные произведения расширяют знания и представления дошкольников, а также обогащают содержание самостоятельных высказываний детей [2].

Е. И. Радина, отмечая особенность детей дошкольного возраста, говорит о их неспособности рассказывать связно, так как их мысли перескакивают с одного события на другой. Что касается пересказа художественной литературы, то данное занятие учит детей придерживаться определенной сюжетной линии, без скачков с темы на тему [9].

Интересный подход к формированию умений монологической речи у детей дошкольного возраста через чтение и пересказ художественной литературы предлагает М. С. Лаврик. Ребенок прослушивает произведение, затем пересказывает его сюжет, а в это время взрослый записывает его, после чего прочитывает, тем самым деятельность детей мотивируется для системного построения сюжетной линии [6].

А. М. Дементьева считает целесообразным в работе по развитию монологической речи детей дошкольного возраста использовать такой метод, как рассказывания. Автор предложила методику развития монологической речи детей дошкольного возраста, в которой она выделила пять видов рассказывания [4].

Проведенный обзор методической литературы по развитию связной речи детей дошкольного возраста, в частности по развитию монологической речи, свидетельствует о том, что методисты отмечают эффективность использования таких методов, как рассказывание и пересказ.

Данную точку зрения разделяют, в большинстве случаев, и педагоги практики. Обзор опыта работы педагогов практиков, свидетельствует о том, что только незначительная их часть указывает на эффективность использования нетрадиционных или современных методов при работе по развитию связной монологической речи у детей дошкольного возраста.

Так, например, Е. В. Плешкова предлагает использовать новые технологии, в числе которых особо выделяет моделирование, которое предполагает умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, которые отображают отношения между предметами. Автор отмечает, что несмотря на эффективность этих новых технологий, к числу которых относится использования двигательных и пространственных моделей, в том числе и модели воображаемого ребенка, они не получили широкого распространения по ряду причин. Однако, как полагает автор, это наиболее перспективный образовательный процесс при формировании у детей связной монологической речи, и он должен быть более широко представлен в современных технологиях по воспитанию и образованию детей дошкольного возраста [8].

Наряду с этим, большинство педагогов практиков больше склоняются к использованию традиционных методов развития связной монологической речи и их разновидностей. Наряду с этим педагоги не ограничиваются традиционными приемами обучения и каждый пытается внести что-то новое.

Так, например, К. Н. Шушляева считает, что процесс развития монологической речи детей среднего дошкольного будет более эффективным при использовании картин и игрушек. К. Н. Шушляева предлагает учить детей самостоятельному описанию игрушек и составлению рассказа о них. При этом автор обращает внимание на необходимость учить детей правильной логике посредством использования повтора (например: «Это зайчик. Зайчик маленький. У зайчика белая шерстка. Шерстка мягкая, пушистая»). Автор предлагает также учить детей составлять рассказ по образцу («Скажи, как я», «Скажи, как Петрушка»). Для этого детям даются одинаковые по наименованию игрушки, которые имеют отличительные признаки (например, один зайчик большой и белый, а другой — маленький и серый). Также автор предлагает использовать ситуации активизирующего общения, дидактические игры, ситуации письменной речи [13].

Н. Ш. Чапанова отмечает эффективность использования таких методов как составление рассказа по игрушкам (или другим предметам) и картинкам. Автор рекомендует использовать такие формы работы как беседа, анализ (оценка) своего собственного и чужого текста, составление плана и рассказа по нему, использование схемы (модели) текста и разного рода упражнений [11].

Об эффективности использования таких методов как рассказывание и пересказ говорят С. В. Кувалова [5], Р. Часовских [12], Т. В. Михеева [7] и другие. Таким образом, можно говорить о существовании двух основных методов работы по формированию связной монологической речи: рассказывание, пересказ. Рассмотрим разновидности этих методов, и наиболее часто используемые приемы в рамках каждого из выделенных методов.

Существует несколько видов рассказывания: рассказывание по игрушкам и предметам; рассказывание по картинке; рассказывание из личного опыта; творческое рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам). Для рассказывания используются такие приемы, как: совместное рассказывание; образец рассказа; частичный образец; анализ образца рассказа; план рассказа (2–3 вопроса); коллективное составление рассказа; составление рассказа подгруппами — «командами»; составление рассказа по частям; моделирование (в старшей и подготовительной группах); оценка детских монологов.

Выделяются следующие виды пересказов:

  1. Подробный пересказ (или он ещё называется пересказ близко к тексту). В этом виде пересказа ребёнок ничего не изменяет, рассказывает от того лица, от чьего было написано произведение, пытается воспроизвести мельчайшие детали произведения.
  2. Пересказ по частям или одной части (фрагмента). Этот вид пересказа часто используется с группой детей, например, в детском саду или школе. Здесь произведение делится на логические части, и каждый ребёнок по очереди пересказывает один какой-то фрагмент произведения. Как правило, используется этот вид с детьми старшего дошкольного возраста, т. к. при таком пересказе необходима хорошая сосредоточенность внимания.
  3. Пересказ с изменением лица. Если художественное произведение написано от первого лица, то, как правило, при таком виде пересказа меняют его на третье лицо. Например, если в произведении автор пишет «Я пошёл…», то при таком пересказе ребёнок должен сказать: «Автор пошёл…»
  4. Пересказ по аналогии. Это творческий пересказ, в котором изменяется герой или события. Например, известную сказку про Колобка, который от дедушки ушёл и от бабушки убежал можно пересказать так, что он никуда не убегал, а лиса, допустим, сама к нему прибежала и т. д. Или все те же события случились не с Колобком, а с другим персонажем.
  5. Пересказ-инсценирование. Это пересказ, который разыгрывается с помощью игрушек или настольного театра. Очень хорошо подходит как для младших дошкольников, так и для старших.

Для рассказывания используются такие приемы, как: вопросы, совместный со взрослым пересказ (договаривание слов), драматизация сюжета, беседа по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций, составление плана пересказа, использование пространственной модели, этюды на выразительность диалога, подсказка, пересказ от лица главного героя, пересказ по частям, по цепочке, оценка детьми, оценка пересказанного текста.

Таким образом, методы и приемы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector