221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика развития творческих способностей

Методика развития творческих способностей младших школьников на занятиях флористикой

Методика развития творческих способностей младших школьников на занятиях флористикой

Работа детей с природным материалом организуется по принципу от простого к сложному. При этом важное значение приобретает принцип повторяемости действий (например, при выполнении новых поделок учитель (педагог дополнительного образования) опирается на умения, которые сформировались у детей раньше).

Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснения учителя , определенные практические действия (упражнения) детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка. Стимулом для проявления детьми творчества при изготовлении изделий из природного материала является поощрение, одобрение успехов ребенка.

Изготовлению задуманного изделия предшествует большая подготовительная работа (экскурсии в лес, парк, к реке, ботанический сад и др. места). На экскурсиях важно учить детей пристальнее вглядываться в неповторимую красоту природы, видеть прелесть в стройных березках, величавых дубравах, мягком шелесте трав. На экскурсии можно рассказать, что наша Родина богата лесами, в них растут самые разнообразные породы деревьев, представляющих огромный запас древесины, необходимой для народного хозяйства нашей Родины (экологическое воспитание).

В беседе по проведенной экскурсии учитель уточняет впечатления детей об увиденном, приобретенные новые знания. Теперь можно перейти к изготовлению изделий из природного материала. Чтобы сделать поделку, ребенка учат делать тщательный осмотр (анализ) образца, рисунка, фотографии будущего изделия; определять не только внешние характерные особенности, но и детали поделки, способы их соединения. Правильный анализ структуры изготовления поделки является особенно важным звеном в работе. В процессе такого анализа ребенок учится мысленно планировать предстоящую работу по аналогии с образцом.

Работа над игрушкой развивает у детей ориентировочно- исследовательскую деятельность. Поэтому важно, чтобы учитель не объяснял все сам в процессе изготовления изделия. Хороших результатов можно достичь, когда дети будут поставлены в необходимость самим додумать, доделать, проанализировать действия. Именно в этом случае развивается весь спектр творческих способностей младшего школьника.

Таким образом, работа по изготовлению поделок из природного материала начинается с усвоения способа выполнения изделия по образцу, сделанному заранее.

Рассмотрим различные с пособы выполнения изделий из природного материала.

Выполнение игрушки по образцу. Видя перед собой предмет, дети без труда проводят анализ структуры поделки, определяют способ соединения частей, продумывают ход предстоящего дела. Для овладения этим умением учитель предлагает детям создать несколько изделий с опорой на образец, созданный им в ходе анализа задания. При этом педагог должен заботиться о том, чтобы все его действия были точными и чтобы их могли видеть все дети. Если после этого ребята затрудняются приступить к работе, учитель снова объясняет последовательность изготовления изделия.

После успешного усвоения способа изготовления изделия по образцу можно перейти к изготовлению поделки по рисунку (фотографии). И здесь большую помощь может оказать детям использование приема схематической зарисовки изделия, которая облегчит переход от наглядно-действенного мышления к конкретно-образному.

В модельном образе ничего не видно, кроме контура. Это ставит ребенка в необычные условия самостоятельной творческой деятельности и способствует проявлению и развитию у него творческого мышления.

Работа с использованием моделей, чертежей может быть построена следующим образом: составные части почти всех игрушек представляют собой несколько измененные геометрические формы, которые дети легко рисуют. На 1-м занятии после анализа образца учитель предлагает детям посмотреть, как он будет рисовать модель выполняемой игрушки, после чего они на бумаге повторяют чертеж. В дальнейшем учитель должен помогать детям правильно его сделать, после чего дети смогут самостоятельно сделать такой чертеж.

Использование данного приема даст возможность младшим школьникам представить общий ход выполнения задачи, постоянно видеть перед собой цель, проект, результата труда и одновременно будет способствовать развитию представлений, творческого мышления.

Обобщая анализ работы по изготовлению поделок из природного материала по образцу, можно наметить общую характерную схему последовательности работы:

1. Рассматривание и анализ образца изделия.

2. Установление поэтапной последовательности его изготовления с предварительным планированием хода работы.

3. Выбор способа соединения частей (деталей) изделия.

4. Подбор материала и инструментов (с помощью учителя или самостоятельно).

5. Изготовление изделия.

6. Анализ и оценка детских изделий.

Большое воспитательно-образовательное значение при изготовлении поделок из природного материала имеет работа детей по замыслу.

Такие занятия способствуют формированию у младших школьников умения самостоятельно планировать деятельность. Ребенок, прежде чем приступить к работе, должен предварительно наметить действия, определить их последовательность .

При создании изделий учитель учит детей комбинировать природный материал заменять другим.

Организуя работу с природным материалом очень важно использовать и художественную литературу. Дети очень восприимчивы, впечатлительны, произведения художественной литературы являются неиссякаемым источником знаний, вдохновения, мудрости, воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы. Детям надо читать произведения о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений, чтобы все это оказывало воздействие, пробуждало фантазию, воспитывало художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе. Приведем пример такой работы.

Композиция из засушенных растений. Опавшие листья, высушенные травинки и цветы могут получить вторую жизнь в твоих руках. Сделаем на память о лете и осени аппликации из растений.

1. Приготовим материал для работы: засушенные растения, фон. ( Составить эскиз будущей работы (Правильное композиционное решение)).

2. Составим композицию из отобранных деталей.

3. Каждую деталь по очереди помазываем клеем, подложив листочек бумаги.

4. Укладываем деталь на свое место в композиции и приглаживаем через бумагу.

5. Готовую работу кладем под груз до высыхания.

Практическая работа над композицией. В ходе самостоятельной работы учащихся, учитель отмечает лучшие работы, если возникает необходимость в индивидуальной помощи, то оказывает ее. Необходимо обратить особое внимание на технику работы с клеем, т.к. клеевые пятна могут испортить всю композицию. Рекомендуется наносить клеевые пятна на подкладном листе, осторожно кистью или палочкой. Также необходимо в зять под контроль культуру труда, добиваться рационального расположения на рабочем месте материалов и инструментов, п оощрять творческий подход к работе, нестандартные композиции. Если работа осуществляется по подгруппам, то консультантам каждой подгруппы нужно оказывать помощь по подбору материалов, составлении композиции. В конце такой творческой работы дается творческое же задание или обсуждаются результаты по следующему сценарию:

— Как бы ты назвал свою композицию?

— Что помогло бы создать ещё более выразительную картинку?

— Считаешь ли ты полезным занятия по составлению таких композиций?

— Если да, то почему?

— Если нет, то почему?

В качестве материала для составления композиций используются ветки, цветы, листья и другой растительный материал и нерастительный материал. Между главными устанавливаются вспомогательные, дополнительные ветки и цветы . Количество их не регламентируется и зависит от вкуса художника, его замысла и возможностей, от характера растений, величины и пышности задуманной композиции. У каждого главного есть свои дополнительные, различные по длине элементы но все обязательно короче главного и направлены в ту же сторону.

Обычно к главным веткам ставят в качестве дополнителей ветки той же породы, а к цветам — цветы, но иногда к веткам подходят цветы, а к цветам небольшие веточки. Бывают композиции, в которых возникает необходимости в дополнителях. Красота композиции состоит в гармоничном сочетании и равновесии растительного материала.

Композиция — это «сочинение», соединение отдельных деталей в выразительную картинку. Важно умело расположить детали. В декоративной работе, композицией называется расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое.

Заготовка основы для композиции. Основу задуманной формы вырежем из картона. Эту форму обтянем тканью или мешковиной: понемногу наносим на основу клей ПВА и натягиваем ткань. С изнанки приклеим петельку: крепкая нитка плюс кусочек бумаги. Изделие заключим в рамку. Ее можно сделать по-разному. Во-первых, рамкой может быть картонное кольцо, вырезанное по форме изделия и красиво обмотанное шпагатом; во-вторых. деревянная или пластмассовая рамка.

По итогам формирующего этапа эксперимента мы сделали следующие выводы. В процессе работы с природным материалом развивались такие качества как самостоятельность, инициативность, быстрота реакции. Младшие школьники часто демонстрировали эвристические моменты, находя и открывая для себя нестандартные решения. У учащихся существенно повысился интерес к занятиям декоративно-прикладной деятельностью. Таким образом, можно говорить о развитии творческих способностей в процессе изготовления изделий из природных материалов. Также у младших школьников сформировались устойчивые навыки анализа, планирования и изготовления изделий. Они научились работать в коллективе, распределять обязанности между партнерами, видеть затруднения товарищей и оказывать им помощь. Помимо этого, работа над изделиями способствовала формированию навыка пользования простейшими инструментами: ножницами, шилом, ножом, иголкой. Теперь можно давать детям работу по созданию композиций из природного материала для самостоятельной творческой деятельности. При этом учителем решались такие задачи как:

Читать еще:  Классические и современные концепции воспитания

1. Закрепление интеллектуальных навыков (анализа и планирования отдельных персонажей и сценок в целом), практических умений работы с разнообразным природным материалом.

Совершенствование навыков скрепления и соединения деталей изделий, используя при этом инструменты, клей.

Использование детьми природного и дополнительного материалов в различных сочетаниях.

Развитие у детей представлений, воображения, фантазии, творчества.

Развитие личности в целом.

Композиции создаются коллективно, поэтому эта форма работы нацелена на формирование начал коллективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам, стремиться к положительному общему результату труда, преодолевать трудности на пути к общей цели, радуясь при этом совместным успехам и развитию творческих способностей детей.

Специфика работы над композицией заключается в следующем :

1. В анализе предстоящей работы — в определении ее объема, степени сложности изготовления отдельных элементов, подбора необходимого материала, инструмента.

2. В планировании этапов работы над сценками: очередность изготовления отдельных персонажей и последовательность работы над ними; распределение обязанностей между детьми.

3. В работе над общей композицией (отдельных персонажей и оценки в целом).

4. В анализе и оценке результатов: дети анализируют результат не только собственной работы, но и коллективного труда.

Таким образом, развитие творческой личности школьника остается одной из важнейших задач обучения и воспитания. Овладение технологией флористики младшими школьниками в значительной степени влияет на уровень развития творческих начал ребенка. Практическая деятельность учащихся на занятиях флористикой постепенно усложняется, обогащается за счет заданий творческого характера. Во время практической деятельности на занятиях флористикой необходимо создать благоприятные условия для развития творческих способностей младших школьников.

Методы развития творческих способностей учащихся

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 МО «АХТУБИНСКИЙ РАЙОН»

Развитие творческих способностей учащихся

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ОРГАНИЗАТОРОВ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

Разработала: Брыкова М.А.,

старшая вожатая МОУ «СОШ №6

МО «Ахтубинский район»

Создавая художественный образ, человек попадает или в тон и такт природе, или берет фальшивую ноту… Попавшие в тон – преуспевают, взявшие фальшивую ноту – проваливаются. Вот сущность творчества.

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Люди совершают каждый день массу дел, маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача то более, то менее трудная.

Развитие общества зависит от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от интеллектуального потенциала народа. Для того чтобы создать нечто новое или найти новый путь, решая какую-то проблему, требуются особые качества ума такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости.

Творческие способности – особый вид умственных способностей, выражающихся в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, отклоняться в мышлении от традиционных норм и предлагать разнообразные оригинальные идеи, находить способы их воплощения в жизнь.

«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие». [1]

Объектом исследования данной работы является педагогический процесс, именно процесс развития творческих способностей у детей. Цель данного исследования:

1. Изучение проблемы развития творческих способностей детей, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической деятельности в этом направлении педагога-организатора внеклассной работы с детьми.

2. Выявление эффективных приемов развития творческих способностей в условиях средней общеобразовательной школы.

3. Использование специальных приемов для развития творческих способностей детей.

Развитие интереса к творчеству

Значение индивидуальных и возрастных особенностей школьников в процессе формирования творческой личности

Школа – это не только учебное заведение, где дети получают знания. Школа – это коллектив, в котором протекает важная для подрастающего человека часть жизни, направленная на развитие творческих дарований. Готовность учащихся средней школы к творческой деятельности во многом определяет их будущий успех в сфере производства как материального, так и нематериального. Участвуя в коллективном творческом деле, каждый ребенок получает возможность проявить свои способности, открыть для себя и для других грани различных талантов, развить диапазон необходимых в будущем коммуникативных качеств. «Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они, как алмазы, встречаются редко».[2]

Ребенок обладает разнообразными потенциальными способностями. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Развитие способностей школьников нужно начинать с самого раннего возраста, привлекая учащихся в творческий процесс с первого класса. Например, выступление на торжественных линейках, посвященных Дню Знаний или последнему звонку, участие в творческих играх во время проведения праздничных мероприятий и т.п.

В процессе деятельности необходимо учитывать детскую психологию, возрастные и индивидуальные особенности детей. В результате творческой деятельности происходит развитие самого участника, его духовных сил, способностей и задатков. Участвуя в творческом процессе, ребенок развивается прежде всего личностно, а не профессионально, в зависимости от собственных потребностей и приобретает жизненно необходимые умения. В центре всего творческого процесса стоит развитие самого ребенка как самоценной личности, его вхождение в культуру и самоопределение в ней, задачи самопознания и саморазвития, ценностные ориентации.

Внеклассная работа с детьми отличается по форме в зависимости от их возраста. В начальной школе главная задача – организовать внимание детей, направить их мысль, воображение, фантазию, уточнить цели, задачи, действия в условиях вымысла, придать импровизации определенную завершенность. Переходный возраст характеризуется внутренним кризисом в развитии ребенка, противоречивостью, полярностью определяющих его моментов. Повышается и обостряется эмоциональная возбудимость, создается свой внутренний мир. Подростки требуют особого внимания, среди них много «трудных» учеников, переживающих этот период особенно остро. Залогом успеха в работе с такими учениками могут быть только внимание и уважение к ним как к личностям, вера в их возможности, поддержка их позитивных устремлений. Формирующиеся в этом возрасте убеждения требуют эмоционального закрепления, и творческая работа над образом особенно значима, так как, с одной стороны, еще более расширяет эмоциональный спектр для закрепления убеждения, с другой стороны, увеличивает возможности выбора собственной позиции, что неизбежно влечет проблему личной ответственности. Поэтому образная игра важна для подростка так же, как для детей ролевая игра.

Наряду с возрастными особенностями необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Принимать во внимание социальную среду, в которой он формируется как личность. Это определит его готовность к самовосприятию и самовыражению, возможность понимания предлагаемого материала. « Понимание… не может быть навязано со стороны, а только пропускается через собственный опыт и осмысливается».[3]

Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее успешно развиваться.

Значительную роль в повышении творческих способностей школьников играет интеллектуально-эмоциональная атмосфера свободы и непринужденности при обсуждении той или иной темы, например, плана мероприятий, текста сценария, статьи в школьную газету. Вовлекая ребят в творческий процесс, можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Виды творческой деятельности

Усвоение человеческой культуры никому не дается легко, и мудрое общение взрослых с живой душой ребенка – залог его будущих успехов. Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя. Существуют различные виды творческой деятельности.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

К декоративно-прикладной творческой деятельности относится художественно-оформительская работа. Участие в конкурсе рисунков или плакатов, кропотливая работа учащихся над очередным выпуском «Школьных новостей», подготовка сцены к мероприятию, оформление стендов или тематической выставки – все это требует выдумки, фантазии, оригинальных и неожиданных решений. Школьники увлеченно относятся к созданию сценического реквизита, изготовлению декораций, пошиву костюмов.

Другой вид творческой деятельности – художественно-эстетическая, которая включает в себя театр, музыку, хореографию. Театр помогает вовлечь детей в интересную для них деятельность, приблизить к искусству, к пониманию образов. Музыка, по словам Аристотеля, способна оказывать известное «воздействие на этическую сторону души».[4] В ряде мероприятий музыка является весомым составным компонентом. Соответствующая тематике заставка-фонограмма способна украсить любое школьное мероприятие. В качестве музыкального оформления часто используются фрагменты классических произведений, музыка современных композиторов, фонограммы песен. Участие школьников в театрализованных представлениях («Посвящение в первоклассники» (Приложение 1), «Посвящение в старшеклассники», «Праздник царицы Осени» (Приложение 2), новогодние утренники, «Вечер встречи с выпускниками», «Праздник Азбуки» (Приложение 3), «Безопасное колесо», «Выпускной вечер»), в литературно-музыкальных композициях («Была такая война…», «Участникам Сталинградской битвы посвящается…»), тематических вечерах («День защитника Отечества», «День 8 Марта»), торжественных линейках («День Знаний», «Последний звонок») оказывает непосредственное влияние на духовно-нравственное становление личности, развитие творческих способностей учащихся. Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей здесь направлено на создание игровой ситуации. Ослепительное детское воображение рождает целую фантастическую жизнь – красочную, богатую, захватывающую, а элементы игры, изобретательности и творческого подхода – важные жизненные постулаты. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность. Без творчества и способностей нельзя достигнуть высоких результатов. Именно благодаря этому создается своеобразный микроклимат для развития творческих сторон.

Читать еще:  Монтессори методика раннего развития читать онлайн

Методы развития творческих способностей учащихся

Великая формула «отца» космонавтики К.Э. Циолковского приоткрывает завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».[5]

Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. И наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

В процессе развития творческих способностей большое значение придается следующим принципам:

Например, в ходе подготовки любого школьного мероприятия при подборе участников обязательно учитывается возраст ребенка, а также психологические особенности каждого. На первой репетиции дети знакомятся со сценарием. Высказываются различные мнения в ходе обсуждения текста, часто вносятся коррективы. Следующий этап – чтение по ролям, работа над интонацией, а уже в ходе репетиций происходит создание сценического образа.

Наряду с принципами используются и методы:

МЕТОДЫ

Практические Наглядные Словесные

К практическим методам относятся, репетиционный период, моделирование (изготовление реквизита, декораций, костюмов), художественно-оформительская деятельность (составление эскиза оформления сцены, выпуск школьной газеты).

К наглядным методам относится наблюдение. Например, рассматривание рисунков, плакатов, представленных на выставках, знакомство с информацией, размещенной на стендах.

Словесными методами являются: тематическая лекция, беседа, обсуждение той или иной темы на собрании Совета дела или Совета старшеклассников.

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 874 ;

Творческая Личность

ПРОСТРАНСТВО КОУЧИНГА И ТВОРЧЕСТВА

5 современных методов для быстрого развития творческих способностей дошкольника

Если Вы хотите, чтобы ребенок вырос успешным и счастливым, его обязательно нужно развивать творчески. И для этой цели разработаны специальные методы, которые стоит взять на вооружение.

Особенно это касается дошкольников. С четырех лет у них развивается логическое мышление, они переходят рубеж того возраста, когда все было неосознанным. И именно сейчас ум вашего ребенка – хорошая почва, в которую пора сажать семена успеха.

Методы и приемы творческого развития ребенка

Метод аналогий и альтернатив

Цель этого приема – развитие творческого вариативного мышления у ребенка.

Вы даете ребенку задание, в ответ на которое он должен:

придумать все возможные альтернативы ее решения. То есть, разработать множество возможных идей, которые могут быть реализованы как решения.

Например, как добраться до замка принцессы, который стоит на горе? Пешком, прилететь на шаре, прорыть тоннель.

придумать решения по аналогии. То есть, если вы с такой задачей еще не сталкивались, то можно рассмотреть схожие задачи из опыта, и применить решения, которые к этим задачам применялись.

Например, как построить большой песочный замок? Мы помним, что домики из лего строятся постепенно из отдельных деталек. Значит, замок из песка мы можем построить тоже постепенно, а вместо деталек у нас будут горсти песка в ладошках.

Что дает метод:

  • Развивает способность мыслить масштабно
  • Начальный опыт по выстраиванию логических связей
  • Нестандартность мышления
  • Развитие памяти и причинно-следственных связей
  • Гибкость ума

Иными словами, вы в игровой форме приучаете ребенка думать, размышлять, быстро находить целый комплекс решений

3-5 вариантов решений ребенок придумает сразу, и еще 3-5 после обсуждения с вами.

Как быстро будет результат? Если вы будете заниматься регулярно, то буквально через 2-3 занятия уже заметите, что ребенок «вошел во вкус» и у него уже действительно хорошо получается.

Как и когда заниматься? Желательно, чтобы у вас был график. Но если нет времени совсем, то занятия вполне реально проводить, например, за завтраком или по дороге в садик.

Из личного опыта: прием очень помогает ребенку в дальнейшем. Решать задачи в школе ему будет в разы проще. Как правило, такие дети учатся на «отлично».

Метод образно-понятийного мышления

Этот прием развития связан непосредственно с творческим мышлением дошкольника.

Как работать: сначала вы рассказываете ребенку о свойствах, форме, назначении предмета. Даете тактильный контакт. Потом через время спрашиваете, какой это предмет.

Пример: показываем лимон. Он кислый, желтый, ароматный, прохладный, продолговатый, с пупырышками с двух сторон. Нужен для лимонада, добавляется в чай, помогает при простуде. Растет на дереве.

Что дает метод:

  • Развитие ассоциативной памяти
  • Вырабатывается системное мышление
  • Глубокое запоминание на подсознательном уровне
  • Вырабатывается цельность мысли, единство запоминаемого образа
  • Развивается воображение

Как быстро будет результат? Мгновенно.

Так как в процессе занятия задействованы все органы чувств, то результат работы образно-понятийного метода вы получаете сразу

Как и когда заниматься. Зависит от наличия нужного предмета. Для начала «изучите» все, что есть у вас дома.

Из личного опыта: прием очень увлекательный. Вам самим скучно не будет точно.

Какие еще есть технологии для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Метод угадывания

Ставится задача, с которой ребенок раньше не сталкивался.

Опыта нет, как и возможности пробовать и выстраивать оптимальное решение. Ситуация неопределенности.

Цель приема – активизировать внутренние резервы дошкольника, его интуицию

Что дает?

  • Включаются глубинные механизмы психики
  • Развивается природная интуиция
  • Вырабатывается стрессоустойчивость

Например, рисунок с тремя дорогами. Одна темная, с летучими мышами. Вторая зеленая, но с едва заметным болотом и красивыми хищными цветами. Третья – обычная, с птичками. Ребенку нужно выбрать по заданию: дорогу, которая ведет к колдунье, дорогу в царство Водяного или безопасную дорогу домой.

Как быстро будет результат? Зависит от психики ребенка и вашей способности найти к нему подход.

Как и когда заниматься? Как только появляется дело, с которым ваш малыш еще не сталкивался.

Метод заметок

Прием довольно прост. Вы носите с собой блокнот и ручку. И все интересные мысли вашего ребенка записываете.

При этом он знает, что вы записываете именно его идеи и высказывания, что это нужно.

Если ребенок уже умеет писать сам – просто помогите ему, чтобы он это делал регулярно.

Цель – сформировать особый тип творческого поведения

Что дает:

  • Превращение импульсивного потока мыслей в четкий поток образов
  • Вырабатывается привычка структурировать свои мысли и деятельность
  • Создается четкая логическая связь между сознанием, генерирующим идеи, и его физической реализацией
  • Происходит резкий скачок качества и количества творческих мыслей

Как быстро будет результат? Через 5-7 регулярных занятий.

Из личного опыта: ребенок довольно быстро привыкает, глубже понимает суть вещей и в дальнейшем сам способен давать оценку своим идеям. Но этот метод скорее подойдет детям чуть постарше.

Метод мозгового штурма

Самый «модный» современный прием творческого развития ребенка. Прием хорош тем, что допускает полную свободу мысли. Работает на основе полного запрещения критики. Идеи выражаются свободно, любые, самые фантастические и нелогичные.

Цель – полностью раскрепостить мышление от рамок

Что дает?

  • Высокую умственную активность
  • Активизацию творческого мышления, ассоциативной памяти, логики и фантазии

Как быстро будет результат? Мгновенно.

Как и когда заниматься? Лучше делать регулярно в группах. Обычно на мозговой штурм выделяется немного времени. Если работа в группе – по две минуты на одно выступление.

Когда процесс пошел, – через короткое время происходит «взрыв» — своеобразный пик, когда идеи у участников появляются быстро и в большом количестве.

После мозгового штурма обязательно нужно подвести итоги, выбрать лучшие идеи и похвалить своего ребенка

Из личного опыта: дети обычно испытывают восторг от свободного полета своих идей и потом еще долго переживают повышенные эмоции.

Итогом регулярных занятий станет развитое воображение дошкольника, находчивость и способность находить решения даже там, где их, казалось бы, не могло быть

Итак, мы с вами рассмотрели основные методы развития творческого мышления детей. Каждый из приемов – особенный. И каждый помогает развиваться вашим дошколятам.

Главное:

    • заниматься регулярно
    • чередовать виды занятий
    • получать удовольствие

Это очень важно регулярно подбрасывать в топку детской фантазии новые игры и упражнения.

Статья «Методика развития творческих способностей дошкольников»

Методика развития творческих способностей дошкольников на занятиях по декоративно прикладному творчеству

Просмотр содержимого документа
«Статья «Методика развития творческих способностей дошкольников»»

Методика развития творческих способностей дошкольников на занятиях по декоративно прикладному творчеству

Абдуллина Ирина Вагизовна.,

Одной из актуальных проблем образования на современном этапе является развитие духовной культуры личности. Доминирующая составляющая моей воспитательной работы – художественно — эстетическая деятельность.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Знакомство с искусством, приобщение детей к художественной деятельности является одним из признанных в педагогике путей формирования личности, развития ее задатков и качеств.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём. Наиболее близкие и естественные для дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, предметная, изобразительная деятельность. Именно в этих видах деятельности происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению.

Обучение, как правило, начинается с метода проблемного изложения. Воспитатель создаёт проблемную ситуацию, раскрывает противоречие, показывает ход её разрешения. Задача – привлечь детей к соучастию, рассуждению, думанью. Современное образование стремится уйти от данного метода, при котором осуществляется прямой показ решения проблемы.

При использовании частично поискового метода воспитатель создаёт проблемную ситуацию, а дети решают её под руководством на уровне размышления о ней.

Метод обучения, направленный на самостоятельное решение детьми творческих задач, называется исследовательским. Этот метод имеет определённые формы: текстовые проблемные задачи, эксперименты и др. Задачи могут быть индуктивными и дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в творческом добывании знаний и поиске способов деятельности. Эффективному развитию творческого мышления способствуют также наглядные, практические и игровые методы обучения.

Наглядный метод служит для преподнесения знаний, для их контроля, закрепления, обобщения, систематизации. Обучающая и воспитывающая функции метода обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов.

Практический метод реализуется посредством выполнения различного рода упражнения и творческих заданий.

В игре растущая личность удовлетворяет самые разнообразные потребности – общение, познание, движение, самоутверждение, игра отвечает разносторонним интересам ребёнка, его потребности в красоте. Игровые приемы помогают не погасить эмоциональную жизнь ребёнка, а вызвать богатый спектр ассоциаций, помогают проникнуться идеей произведения, поменять образ.

Для претворения в жизнь методов обучения необходимо соблюдение определённых педагогических условий, непосредственно влияющих на развитие творческих способностей дошкольников:

Целенаправленное, систематизированное использование словесных методов, активизирующих внимание ребёнка, работу мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество. В начале каждого занятия рекомендуется проводить небольшую эмоциональную беседу, сообщая о необходимых для предстоящей работы знаниях.

Обучение языку декоративно-прикладного искусства.

Эту работу следует вести поэтапно: от обучения умению анализировать средства художественной выразительности, рассказывая о них, к формированию умений применять эти средства при создании декоративных работ.

Активное изучение детьми под руководством педагога предметов декоративно-прикладного искусства.

Воспитание в детях веры в свои силы и творческие способности.

В развитии творческих способностей существует определённая закономерность: чем больше запас зрительных представлений, тем активнее в сознании возникают разнообразные ассоциации и связи. Перед выполнением заданий необходимо знакомить детей с подобными объектами и явлениями, можно организовать посещение музея декоративно-прикладного искусства, познакомить детей с предметами быта, народного искусства. Эта будет не только одним из этапов подготовки к выполнению задания, но и средством эстетического, патриотического воспитания, знакомства с историей родного народа расширит кругозор детей.

Важно, чтобы преодоление дошкольниками определенных трудностей в процессе художественно-творческой деятельности, в том числе и в области декоративного творчества, вызывало у них чувство удовлетворения, веры в свои силы, в свои творческие способности.

Наибольшие трудности для детей представляют декоративные композиционные поиски, которые могут привести к снижению мотивации творческой активности. Для преодоления этого необходимо последовательное усложнение воспитателям образовательной задачи от занятия к занятию.

По моему мнению данные задачи должны отражать:

1.Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

2.Применение разнообразных художественных материалов и техника работы с ними. Дошкольникам, для выполнения творческих задач предлагаются такие материалы, как карандаш, акварель или гуашь, цветные мелки, уголь и др. В каждом конкретном случае выбор материала обусловлен конкретной задачей.

3.Обсуждение творческих работ детьми. В обсуждении должна принимать участие вся группа совместно с воспитателем. Дошкольникам необходимо выделить в каждом изображении все выразительное, красивое, оригинальное и исправить неудачное.

4.Сочетание систематического контроля за творческой деятельностью дошкольников с педагогически целесообразной помощью им.

5.Использование на занятиях технических средств обучения, видео-, аудиоаппаратуры и специальных наглядных пособий. Эмоциональное воздействие видеообразов на развитие художественного творчества дошкольников трудно переоценить. Для того чтобы после просмотра таких фильмов, дети могли сразу включиться в практическую деятельность, подборку видеоряда необходимо составлять так, чтобы сначала прошли сложные декоративные произведения, способные вызвать эмоции, затем изображения фрагментов. И в конце произведения несложные, приближенные к теме занятия, чтобы у детей сложилось впечатление, доступности работы такого плана.

6.Введение в структуру занятия специальных упражнений по декоративной росписи на развитие творческого мышления, игровых элементов, художественно-дидактических игр и элементов соревнования. Используется как кратковременные моменты по ходу занятий: музыкальные загадки, изображение чувств и настроений с помощью красок и др., так и искусствоведческие викторины “Праздник искусств”, “Ярмарка”.

Конспект открытого занятия по декоративному рисованию «Городецкая роспись. Основные элементы росписи»

Тема: «Городецкая роспись. Основные элементы росписи».

Цели и задачи: развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного. Закрепить знания детей о характерных особенностях разных видов росписи. Познакомить с историей городецкого промысла. Развивать творческие способности. Учить составлять узор. Знакомить с порядком выполнения элемента «Купавка». Учить самостоятельно выбирать цвет для узора.

-Ребята, сегодня у нас занятие по декоративному рисованию. Декоративное рисование – это украшение различными орнаментами предметов быта, т. е. украшение посуды, шкатулок, предметов мебели. Орнаменты, которые мастера используют для росписи своих изделий, бывают самые разные.

— Ребята, вспомните и назовите, какие росписи вы знаете. (хохломская, гжельская, городецкая)

— Ребята, посмотрите и назовите какой росписью расписана разделочная доска. (городецкой росписью)

Сегодня мы поближе познакомимся с городецкой росписью. Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. И название роспись получила от города Городец. Городецкие мастера изготовляли из дерева различные предметы: солонки, коробки, шкатулки, разделочные доски, другие предметы быта. Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой – так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих купавки, бутоны, ромашки. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития. Очень нравилось городецким мастерам рисовать различных птиц (фазанов, петухов, кукушек, голубей)

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

И точки чёрно-белые

На солнышке блестят.

Дидактическая игра «Расставь посуду по полочкам»

Задание. Составить городецкий узор из отдельных элементов (перед каждым ребёнком лежит конверт с элементами городецкой росписи) .

Дети называют элементы, из которых составили узор.

Задание. Украсить городецкой росписью разделочные доски. Роспись выполняется в несколько этапов.

Украсим доску купавками. Вначале рисуем цветовые пятна. В середине узора крупное круглое цветовое пятно – купавка, слева и справа тоже такие круглые крупные пятна – это будут бутоны.

Теперь украшаем основной цветок. Рисуем точку. Далее рисуем лепестки купавки в форме дуг. Купавка готова. Рисуем зелёной краской веточки слева и справа. Примакиванием кисточки рисуем вдоль веточек листочки.

Пока подсыхает краска, поиграем в игру «Чинары-чинары».

Итак, краска подсохла, можно нанести оживку.

— Какие элементы используются в городецкой росписи?

— С чего начинаем рисовать городецкие цветы?

— На сырую или на сухую краску наносится оживка?

Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии/ В.В. Зеньковский.- М.: Школа – Пресс, 1996.

Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики/ Н.О. Лосский. — М.: Прогресс – Традиция, 1998.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector