Методика развития творческих способностей
Методика развития творческих способностей младших школьников на занятиях флористикой
Методика развития творческих способностей младших школьников на занятиях флористикой
Работа детей с природным материалом организуется по принципу от простого к сложному. При этом важное значение приобретает принцип повторяемости действий (например, при выполнении новых поделок учитель (педагог дополнительного образования) опирается на умения, которые сформировались у детей раньше).
Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснения учителя , определенные практические действия (упражнения) детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка. Стимулом для проявления детьми творчества при изготовлении изделий из природного материала является поощрение, одобрение успехов ребенка.
Изготовлению задуманного изделия предшествует большая подготовительная работа (экскурсии в лес, парк, к реке, ботанический сад и др. места). На экскурсиях важно учить детей пристальнее вглядываться в неповторимую красоту природы, видеть прелесть в стройных березках, величавых дубравах, мягком шелесте трав. На экскурсии можно рассказать, что наша Родина богата лесами, в них растут самые разнообразные породы деревьев, представляющих огромный запас древесины, необходимой для народного хозяйства нашей Родины (экологическое воспитание).
В беседе по проведенной экскурсии учитель уточняет впечатления детей об увиденном, приобретенные новые знания. Теперь можно перейти к изготовлению изделий из природного материала. Чтобы сделать поделку, ребенка учат делать тщательный осмотр (анализ) образца, рисунка, фотографии будущего изделия; определять не только внешние характерные особенности, но и детали поделки, способы их соединения. Правильный анализ структуры изготовления поделки является особенно важным звеном в работе. В процессе такого анализа ребенок учится мысленно планировать предстоящую работу по аналогии с образцом.
Работа над игрушкой развивает у детей ориентировочно- исследовательскую деятельность. Поэтому важно, чтобы учитель не объяснял все сам в процессе изготовления изделия. Хороших результатов можно достичь, когда дети будут поставлены в необходимость самим додумать, доделать, проанализировать действия. Именно в этом случае развивается весь спектр творческих способностей младшего школьника.
Таким образом, работа по изготовлению поделок из природного материала начинается с усвоения способа выполнения изделия по образцу, сделанному заранее.
Рассмотрим различные с пособы выполнения изделий из природного материала.
Выполнение игрушки по образцу. Видя перед собой предмет, дети без труда проводят анализ структуры поделки, определяют способ соединения частей, продумывают ход предстоящего дела. Для овладения этим умением учитель предлагает детям создать несколько изделий с опорой на образец, созданный им в ходе анализа задания. При этом педагог должен заботиться о том, чтобы все его действия были точными и чтобы их могли видеть все дети. Если после этого ребята затрудняются приступить к работе, учитель снова объясняет последовательность изготовления изделия.
После успешного усвоения способа изготовления изделия по образцу можно перейти к изготовлению поделки по рисунку (фотографии). И здесь большую помощь может оказать детям использование приема схематической зарисовки изделия, которая облегчит переход от наглядно-действенного мышления к конкретно-образному.
В модельном образе ничего не видно, кроме контура. Это ставит ребенка в необычные условия самостоятельной творческой деятельности и способствует проявлению и развитию у него творческого мышления.
Работа с использованием моделей, чертежей может быть построена следующим образом: составные части почти всех игрушек представляют собой несколько измененные геометрические формы, которые дети легко рисуют. На 1-м занятии после анализа образца учитель предлагает детям посмотреть, как он будет рисовать модель выполняемой игрушки, после чего они на бумаге повторяют чертеж. В дальнейшем учитель должен помогать детям правильно его сделать, после чего дети смогут самостоятельно сделать такой чертеж.
Использование данного приема даст возможность младшим школьникам представить общий ход выполнения задачи, постоянно видеть перед собой цель, проект, результата труда и одновременно будет способствовать развитию представлений, творческого мышления.
Обобщая анализ работы по изготовлению поделок из природного материала по образцу, можно наметить общую характерную схему последовательности работы:
1. Рассматривание и анализ образца изделия.
2. Установление поэтапной последовательности его изготовления с предварительным планированием хода работы.
3. Выбор способа соединения частей (деталей) изделия.
4. Подбор материала и инструментов (с помощью учителя или самостоятельно).
5. Изготовление изделия.
6. Анализ и оценка детских изделий.
Большое воспитательно-образовательное значение при изготовлении поделок из природного материала имеет работа детей по замыслу.
Такие занятия способствуют формированию у младших школьников умения самостоятельно планировать деятельность. Ребенок, прежде чем приступить к работе, должен предварительно наметить действия, определить их последовательность .
При создании изделий учитель учит детей комбинировать природный материал заменять другим.
Организуя работу с природным материалом очень важно использовать и художественную литературу. Дети очень восприимчивы, впечатлительны, произведения художественной литературы являются неиссякаемым источником знаний, вдохновения, мудрости, воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы. Детям надо читать произведения о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений, чтобы все это оказывало воздействие, пробуждало фантазию, воспитывало художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе. Приведем пример такой работы.
Композиция из засушенных растений. Опавшие листья, высушенные травинки и цветы могут получить вторую жизнь в твоих руках. Сделаем на память о лете и осени аппликации из растений.
1. Приготовим материал для работы: засушенные растения, фон. ( Составить эскиз будущей работы (Правильное композиционное решение)).
2. Составим композицию из отобранных деталей.
3. Каждую деталь по очереди помазываем клеем, подложив листочек бумаги.
4. Укладываем деталь на свое место в композиции и приглаживаем через бумагу.
5. Готовую работу кладем под груз до высыхания.
Практическая работа над композицией. В ходе самостоятельной работы учащихся, учитель отмечает лучшие работы, если возникает необходимость в индивидуальной помощи, то оказывает ее. Необходимо обратить особое внимание на технику работы с клеем, т.к. клеевые пятна могут испортить всю композицию. Рекомендуется наносить клеевые пятна на подкладном листе, осторожно кистью или палочкой. Также необходимо в зять под контроль культуру труда, добиваться рационального расположения на рабочем месте материалов и инструментов, п оощрять творческий подход к работе, нестандартные композиции. Если работа осуществляется по подгруппам, то консультантам каждой подгруппы нужно оказывать помощь по подбору материалов, составлении композиции. В конце такой творческой работы дается творческое же задание или обсуждаются результаты по следующему сценарию:
— Как бы ты назвал свою композицию?
— Что помогло бы создать ещё более выразительную картинку?
— Считаешь ли ты полезным занятия по составлению таких композиций?
— Если да, то почему?
— Если нет, то почему?
В качестве материала для составления композиций используются ветки, цветы, листья и другой растительный материал и нерастительный материал. Между главными устанавливаются вспомогательные, дополнительные ветки и цветы . Количество их не регламентируется и зависит от вкуса художника, его замысла и возможностей, от характера растений, величины и пышности задуманной композиции. У каждого главного есть свои дополнительные, различные по длине элементы но все обязательно короче главного и направлены в ту же сторону.
Обычно к главным веткам ставят в качестве дополнителей ветки той же породы, а к цветам — цветы, но иногда к веткам подходят цветы, а к цветам небольшие веточки. Бывают композиции, в которых возникает необходимости в дополнителях. Красота композиции состоит в гармоничном сочетании и равновесии растительного материала.
Композиция — это «сочинение», соединение отдельных деталей в выразительную картинку. Важно умело расположить детали. В декоративной работе, композицией называется расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое.
Заготовка основы для композиции. Основу задуманной формы вырежем из картона. Эту форму обтянем тканью или мешковиной: понемногу наносим на основу клей ПВА и натягиваем ткань. С изнанки приклеим петельку: крепкая нитка плюс кусочек бумаги. Изделие заключим в рамку. Ее можно сделать по-разному. Во-первых, рамкой может быть картонное кольцо, вырезанное по форме изделия и красиво обмотанное шпагатом; во-вторых. деревянная или пластмассовая рамка.
По итогам формирующего этапа эксперимента мы сделали следующие выводы. В процессе работы с природным материалом развивались такие качества как самостоятельность, инициативность, быстрота реакции. Младшие школьники часто демонстрировали эвристические моменты, находя и открывая для себя нестандартные решения. У учащихся существенно повысился интерес к занятиям декоративно-прикладной деятельностью. Таким образом, можно говорить о развитии творческих способностей в процессе изготовления изделий из природных материалов. Также у младших школьников сформировались устойчивые навыки анализа, планирования и изготовления изделий. Они научились работать в коллективе, распределять обязанности между партнерами, видеть затруднения товарищей и оказывать им помощь. Помимо этого, работа над изделиями способствовала формированию навыка пользования простейшими инструментами: ножницами, шилом, ножом, иголкой. Теперь можно давать детям работу по созданию композиций из природного материала для самостоятельной творческой деятельности. При этом учителем решались такие задачи как:
1. Закрепление интеллектуальных навыков (анализа и планирования отдельных персонажей и сценок в целом), практических умений работы с разнообразным природным материалом.
Совершенствование навыков скрепления и соединения деталей изделий, используя при этом инструменты, клей.
Использование детьми природного и дополнительного материалов в различных сочетаниях.
Развитие у детей представлений, воображения, фантазии, творчества.
Развитие личности в целом.
Композиции создаются коллективно, поэтому эта форма работы нацелена на формирование начал коллективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам, стремиться к положительному общему результату труда, преодолевать трудности на пути к общей цели, радуясь при этом совместным успехам и развитию творческих способностей детей.
Специфика работы над композицией заключается в следующем :
1. В анализе предстоящей работы — в определении ее объема, степени сложности изготовления отдельных элементов, подбора необходимого материала, инструмента.
2. В планировании этапов работы над сценками: очередность изготовления отдельных персонажей и последовательность работы над ними; распределение обязанностей между детьми.
3. В работе над общей композицией (отдельных персонажей и оценки в целом).
4. В анализе и оценке результатов: дети анализируют результат не только собственной работы, но и коллективного труда.
Таким образом, развитие творческой личности школьника остается одной из важнейших задач обучения и воспитания. Овладение технологией флористики младшими школьниками в значительной степени влияет на уровень развития творческих начал ребенка. Практическая деятельность учащихся на занятиях флористикой постепенно усложняется, обогащается за счет заданий творческого характера. Во время практической деятельности на занятиях флористикой необходимо создать благоприятные условия для развития творческих способностей младших школьников.
Методы развития творческих способностей учащихся
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 МО «АХТУБИНСКИЙ РАЙОН»
Развитие творческих способностей учащихся
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ОРГАНИЗАТОРОВ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
Разработала: Брыкова М.А.,
старшая вожатая МОУ «СОШ №6
МО «Ахтубинский район»
Создавая художественный образ, человек попадает или в тон и такт природе, или берет фальшивую ноту… Попавшие в тон – преуспевают, взявшие фальшивую ноту – проваливаются. Вот сущность творчества.
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Люди совершают каждый день массу дел, маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача то более, то менее трудная.
Развитие общества зависит от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от интеллектуального потенциала народа. Для того чтобы создать нечто новое или найти новый путь, решая какую-то проблему, требуются особые качества ума такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости.
Творческие способности – особый вид умственных способностей, выражающихся в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, отклоняться в мышлении от традиционных норм и предлагать разнообразные оригинальные идеи, находить способы их воплощения в жизнь.
«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие». [1]
Объектом исследования данной работы является педагогический процесс, именно процесс развития творческих способностей у детей. Цель данного исследования:
1. Изучение проблемы развития творческих способностей детей, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической деятельности в этом направлении педагога-организатора внеклассной работы с детьми.
2. Выявление эффективных приемов развития творческих способностей в условиях средней общеобразовательной школы.
3. Использование специальных приемов для развития творческих способностей детей.
Развитие интереса к творчеству
Значение индивидуальных и возрастных особенностей школьников в процессе формирования творческой личности
Школа – это не только учебное заведение, где дети получают знания. Школа – это коллектив, в котором протекает важная для подрастающего человека часть жизни, направленная на развитие творческих дарований. Готовность учащихся средней школы к творческой деятельности во многом определяет их будущий успех в сфере производства как материального, так и нематериального. Участвуя в коллективном творческом деле, каждый ребенок получает возможность проявить свои способности, открыть для себя и для других грани различных талантов, развить диапазон необходимых в будущем коммуникативных качеств. «Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они, как алмазы, встречаются редко».[2]
Ребенок обладает разнообразными потенциальными способностями. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Развитие способностей школьников нужно начинать с самого раннего возраста, привлекая учащихся в творческий процесс с первого класса. Например, выступление на торжественных линейках, посвященных Дню Знаний или последнему звонку, участие в творческих играх во время проведения праздничных мероприятий и т.п.
В процессе деятельности необходимо учитывать детскую психологию, возрастные и индивидуальные особенности детей. В результате творческой деятельности происходит развитие самого участника, его духовных сил, способностей и задатков. Участвуя в творческом процессе, ребенок развивается прежде всего личностно, а не профессионально, в зависимости от собственных потребностей и приобретает жизненно необходимые умения. В центре всего творческого процесса стоит развитие самого ребенка как самоценной личности, его вхождение в культуру и самоопределение в ней, задачи самопознания и саморазвития, ценностные ориентации.
Внеклассная работа с детьми отличается по форме в зависимости от их возраста. В начальной школе главная задача – организовать внимание детей, направить их мысль, воображение, фантазию, уточнить цели, задачи, действия в условиях вымысла, придать импровизации определенную завершенность. Переходный возраст характеризуется внутренним кризисом в развитии ребенка, противоречивостью, полярностью определяющих его моментов. Повышается и обостряется эмоциональная возбудимость, создается свой внутренний мир. Подростки требуют особого внимания, среди них много «трудных» учеников, переживающих этот период особенно остро. Залогом успеха в работе с такими учениками могут быть только внимание и уважение к ним как к личностям, вера в их возможности, поддержка их позитивных устремлений. Формирующиеся в этом возрасте убеждения требуют эмоционального закрепления, и творческая работа над образом особенно значима, так как, с одной стороны, еще более расширяет эмоциональный спектр для закрепления убеждения, с другой стороны, увеличивает возможности выбора собственной позиции, что неизбежно влечет проблему личной ответственности. Поэтому образная игра важна для подростка так же, как для детей ролевая игра.
Наряду с возрастными особенностями необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Принимать во внимание социальную среду, в которой он формируется как личность. Это определит его готовность к самовосприятию и самовыражению, возможность понимания предлагаемого материала. « Понимание… не может быть навязано со стороны, а только пропускается через собственный опыт и осмысливается».[3]
Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее успешно развиваться.
Значительную роль в повышении творческих способностей школьников играет интеллектуально-эмоциональная атмосфера свободы и непринужденности при обсуждении той или иной темы, например, плана мероприятий, текста сценария, статьи в школьную газету. Вовлекая ребят в творческий процесс, можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми.
Виды творческой деятельности
Усвоение человеческой культуры никому не дается легко, и мудрое общение взрослых с живой душой ребенка – залог его будущих успехов. Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя. Существуют различные виды творческой деятельности.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
К декоративно-прикладной творческой деятельности относится художественно-оформительская работа. Участие в конкурсе рисунков или плакатов, кропотливая работа учащихся над очередным выпуском «Школьных новостей», подготовка сцены к мероприятию, оформление стендов или тематической выставки – все это требует выдумки, фантазии, оригинальных и неожиданных решений. Школьники увлеченно относятся к созданию сценического реквизита, изготовлению декораций, пошиву костюмов.
Другой вид творческой деятельности – художественно-эстетическая, которая включает в себя театр, музыку, хореографию. Театр помогает вовлечь детей в интересную для них деятельность, приблизить к искусству, к пониманию образов. Музыка, по словам Аристотеля, способна оказывать известное «воздействие на этическую сторону души».[4] В ряде мероприятий музыка является весомым составным компонентом. Соответствующая тематике заставка-фонограмма способна украсить любое школьное мероприятие. В качестве музыкального оформления часто используются фрагменты классических произведений, музыка современных композиторов, фонограммы песен. Участие школьников в театрализованных представлениях («Посвящение в первоклассники» (Приложение 1), «Посвящение в старшеклассники», «Праздник царицы Осени» (Приложение 2), новогодние утренники, «Вечер встречи с выпускниками», «Праздник Азбуки» (Приложение 3), «Безопасное колесо», «Выпускной вечер»), в литературно-музыкальных композициях («Была такая война…», «Участникам Сталинградской битвы посвящается…»), тематических вечерах («День защитника Отечества», «День 8 Марта»), торжественных линейках («День Знаний», «Последний звонок») оказывает непосредственное влияние на духовно-нравственное становление личности, развитие творческих способностей учащихся. Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей здесь направлено на создание игровой ситуации. Ослепительное детское воображение рождает целую фантастическую жизнь – красочную, богатую, захватывающую, а элементы игры, изобретательности и творческого подхода – важные жизненные постулаты. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность. Без творчества и способностей нельзя достигнуть высоких результатов. Именно благодаря этому создается своеобразный микроклимат для развития творческих сторон.
Методы развития творческих способностей учащихся
Великая формула «отца» космонавтики К.Э. Циолковского приоткрывает завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».[5]
Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. И наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.
Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.
В процессе развития творческих способностей большое значение придается следующим принципам:
Например, в ходе подготовки любого школьного мероприятия при подборе участников обязательно учитывается возраст ребенка, а также психологические особенности каждого. На первой репетиции дети знакомятся со сценарием. Высказываются различные мнения в ходе обсуждения текста, часто вносятся коррективы. Следующий этап – чтение по ролям, работа над интонацией, а уже в ходе репетиций происходит создание сценического образа.
Наряду с принципами используются и методы:
МЕТОДЫ
Практические Наглядные Словесные
К практическим методам относятся, репетиционный период, моделирование (изготовление реквизита, декораций, костюмов), художественно-оформительская деятельность (составление эскиза оформления сцены, выпуск школьной газеты).
К наглядным методам относится наблюдение. Например, рассматривание рисунков, плакатов, представленных на выставках, знакомство с информацией, размещенной на стендах.
Словесными методами являются: тематическая лекция, беседа, обсуждение той или иной темы на собрании Совета дела или Совета старшеклассников.
В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.
Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 874 ;
Творческая Личность
ПРОСТРАНСТВО КОУЧИНГА И ТВОРЧЕСТВА
5 современных методов для быстрого развития творческих способностей дошкольника
Если Вы хотите, чтобы ребенок вырос успешным и счастливым, его обязательно нужно развивать творчески. И для этой цели разработаны специальные методы, которые стоит взять на вооружение.
Особенно это касается дошкольников. С четырех лет у них развивается логическое мышление, они переходят рубеж того возраста, когда все было неосознанным. И именно сейчас ум вашего ребенка – хорошая почва, в которую пора сажать семена успеха.
Методы и приемы творческого развития ребенка
Метод аналогий и альтернатив
Цель этого приема – развитие творческого вариативного мышления у ребенка.
Вы даете ребенку задание, в ответ на которое он должен:
— придумать все возможные альтернативы ее решения. То есть, разработать множество возможных идей, которые могут быть реализованы как решения.
Например, как добраться до замка принцессы, который стоит на горе? Пешком, прилететь на шаре, прорыть тоннель.
— придумать решения по аналогии. То есть, если вы с такой задачей еще не сталкивались, то можно рассмотреть схожие задачи из опыта, и применить решения, которые к этим задачам применялись.
Например, как построить большой песочный замок? Мы помним, что домики из лего строятся постепенно из отдельных деталек. Значит, замок из песка мы можем построить тоже постепенно, а вместо деталек у нас будут горсти песка в ладошках.
Что дает метод:
- Развивает способность мыслить масштабно
- Начальный опыт по выстраиванию логических связей
- Нестандартность мышления
- Развитие памяти и причинно-следственных связей
- Гибкость ума