221madou.ru

Мама и Я
42 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика развития внимания у детей

Как развить внимание у ребенка

Автор: admin · 7 октября, 2019

Для быстрого переход на нажмите на название раздела.

Внимание — это способность любого человека воспринимать какую-то информацию, причем из огромного потока различных сигналов наш мозг отфильтровывает только самые значительные, важные именно ему. Иными словами, такая функция человеческой мозговой деятельности как внимание является своеобразным фильтром, который пропускает нужное и удаляет лишнее. Если такого не будет происходить, то мы просто устанем воспринимать и осмысливать все подряд, будем быстрее утомляться и в конце концов перестанем получать хоть какую-то информацию.

1. У всех людей внимание развито по-разному — кто-то может запомнить сразу лишь одно-два события, то есть его мозг акцентируется на чем-то одном, у кого-то этот показатель больше. То есть у внимания есть объем, и если он небольшой, то мы не можем сразу воспринять несколько различных ситуаций.

2. Кроме того, внимание должно быть устойчиво, т.е. в течение некоторого определенного времени оно не переключается на что-то другое, не утихает, но в то же время и свободно — по желанию должно переключиться на что-то иное. Бывает, что ребенок сидит, играет, и занять его чем-то другим, отвлечь очень сложно. Это как раз и есть такой случай.

3. И, наконец, третий показатель внимания — его избирательность, то есть способность из всего потока информации выбрать ту, которая на тот момент является самой важной.

Внимание следует развивать, тогда можно без труда делать сразу несколько дел, причем все они будут получаться. Какими же способами внимание ребенка можно развить, как можно активировать скрытые способности мозга ребенка на внимание?

Для этого необходимо усердно играть — тренироваться. Например, существует комплекс упражнений на развитие внимания, увеличение его объема, тренировку усидчивости, избирательности.

Существует множество игр, которые непременно заинтересуют вашего малыша.

Как развить внимание ребенка, интересно играя.

Не стоит забывать, что внимание у детей дошкольного возраста непосредственно связано с игрой, пока ребенку интересно он будет играть и заниматься. Интерес пропал – игра закончилась.

С начало ребенок сосредоточено играет 10 минут, потом врем игры, постепенно увеличивается, вырастает до 2 часов. Самые юные дошкольники могут играть 20 – 40 минут, а вот дети старшего дошкольного возраста 1,5 часа, и даже делать перерывы в игре, и возможно на несколько дней.

Взрослый организует деятельность ребенка, старается вызвать интерес и поддержать его, так же взрослый показывает способы, как можно удержать внимание. Ребенок все впитывает в себя и со временем ребенок самостоятельно начинает управлять своим вниманием.

Развивающие игры на внимание.

Игры на развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания.

1. Стоит найти два одинаковых изображения из множества похожих иллюстраций.

Выберете нужные Вам картинки

2 .Найти и указать отличия на изображениях.

Выбрать книгу найди отличия

3. Найти не парную картинку

4. Лабиринты, такие задания помогают развивать концентрацию внимания и пространственное мышление.

Лабиринты для развития внимания

Выбрать и распечатать бесплатно лабиринт бесплатно можно здесь «Лабиринты для детей распечатать»

5. Задания на развитие концентрации
внимания.

Выбрать и скачать бесплатно «Какие картинки ты видишь»

Развиваем внимание и память

6. Выполи по образцу или дорисуй узор.

«Повтори узор» или «Выполни по образцу» выбери свою картинку бесплатно

Дорисуй по образцу

Задания на развитие избирательности внимания.

Надо найти и выделить различные группы предметов.

Раздели предметы на группы или объедини предметы в группы по определенному признаку.

Выбрать картинку для развивающей игры «Раздели предметы на группы»

Развиваем устойчивость и учимся переключать внимание.

Например: «Угадайка» Вы говорите слова ребенку, и просите его хлопать в ладоши, тогда когда тот услышит, например, растение.

Шкаф, кастрюля, стул, кошка, собака, вилка, ложка, мак () и т.п.

Или предложите вставать тогда, когда ребенок услышит животное.

Комод, береза, поле, машина, парта, конфета, лошадь ().

А дальше, объедините эти два варианта, хлопать — когда растение, вставать – когда животное.

Автобус, сковорода, компот, мед, коробка, собака (встал), книга, телевизор, ель (хлопнул), заяц (встал) и т.п.

Очень интересно играть в такую игру, когда несколько детей, азарт и желание победить делают игру очень увлекательной.

Если ребенок знает цифры, то отличная тренировка переключения внимания красно черные таблицы Шульте.

— Найдите числа от 1 до 12

— Найти числа в обратном порядке от 12 до 1

— Ищите цифры по очереди сначала черные от 1 до 12, потом красного цвета от 1 до 12 и в обратном порядке.

Настольная развивающая игра «Внимание»

Повышаем уровень распределения внимания.

Ребенку предложите рисовать круги на листе бумаги, и одновременно считать хлопки, которыми будут сопровождаться рисование. Ребенок рисует и считает, вы – хлопаете. Время упражнения -1 минута. По окончании задания, посчитайте количество кружков и сосчитанное количество ударов, чем больше кружков и правильно посчитано хлопков, тем лучше.

Рисуем двумя руками

Скачать и распечатать картинки для рисования двумя руками «Перейти и распечатать»

Формируем устойчивое внимание.

Ведущий говорит: «К нам приехала барыня, и велела «да» и «нет» не говорить, черное с белым не носить»

И задаете каверзные вопросы, чтобы отвечающий отвечал запрещенные слова.

-Вы поедете на бал?
-Какого цвета наденете платье?
-Я хочу надеть красное платье.
-А разве красное вам к лицу?
— Мне просто нравится красный цвет
-Это будет бальное платье?
-Бальное.
-Ваше бальное платье будет длинным?
-Да (Проигрыш)

А перед этим конечно стоит ребенку показать на примере, как должна выглядеть игра.

Или еще вариант, — «Следи за тем, что говоришь». В ней ведущий (родитель) задает вопросы, а ребенок должен внимательно обдумывать свой ответ. В правилах заранее обговорите что нельзя — например, произносить цифры от 5 до 10, говорить да/нет, избегать в ответе какую-либо букву или что-то другое. Потом поменяйтесь местами, поддайтесь ребенку, чтоб он чувствовал и свои удачи.

Играя 10 минут в день вы отлично поддержите мозг ребенка в тонусе, а так же разовьете внимание и мышление ребенка!

Такая тетрадь должна быть у каждого ребенка

Учимся быть внимательными. Рабочая нейротетрадь

Каждая книга серии «Рабочие нейротетради» — это уникальный сборник суперэффективных заданий, которые действительно развивают способности ребёнка и улучшают работу его головного мозга.

Смотрите так же:

  • РАСПЕЧАТАЙТЕ ЛУЧШУЮ ИГРУ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ
  • ИНТЕРЕСНОЕ РАЗВИТИЕ ДВУХ ПОЛУШАРИЙ
  • ЗАРЯДКА ДЛЯ МОЗГА
    КУБИКИ КООСА

Развиваем внимание у детей: 15 игр, 3500 заданий и упражнений, которые понравятся детям и взрослым

Команда ЛогикЛайк знает, какие игры помогут ребёнку стать более собранным и научиться управлять своим вниманием. Делимся лучшими находками и разработками.

На LogicLike.com дети учатся рассуждать, развивают логику и нестандартное мышление, внимание и память.

Вы заметили, что ребёнок «невнимательный», или услышали эти слова от воспитателя или учителя? Говорят, постоянно витает в облаках… А он действительно невнимательный или ему просто скучно на уроках? Разбираем, на что родителям стоит обратить внимание.

Объем, устойчивость, концентрация и другие свойства внимания, которые нужно развивать

Всего есть шесть свойств внимания. Нарушение каждого из них по-своему отражается на деятельности ребёнка.

1) Объем внимания. При маленьком объеме внимания ребёнок не умеет концентрироваться одновременно на нескольких предметах и удерживать их в памяти.

2) Устойчивость и 3) концентрация внимания. Работайте в этом направлении, если ребёнок быстро отвлекается на посторонние дела, не может долго сосредотачивать внимание.

4) Избирательность внимания. Это свойство крайне важно, чтобы уметь сосредоточить внимание на значимом процессе. И при этом не обращать внимания на второстепенные, отвлекающие стимулы. Проблемы с избирательностью внимания мешают доводить начатое до конца.

5) Распределение внимания. Ребёнку сложно выполнять две задачи одновременно.

6) Переключаемость внимания. Способность быстро и легко переместить внимание с одного действия на другое. Ребёнок с трудом переносит внимание с одного объекта на другой, переключается слишком медленно? Развивайте гибкость внимания.

Понаблюдайте, что дается ребёнку сложнее: воспринимать информацию визуально или на слух? Учитывая это, вы сможете более грамотно подобрать игры и упражнения на внимание.

Выбирайте игры и задания по возрасту

Игры и упражнения на внимание для детей 4-5 лет

Дошкольникам сложнее всего усидеть на месте, поэтому игровая форма занятий подходит им больше всего.

Игра «Запрещенный цвет» на концентрацию и распределение внимания

Перед началом игры установите правила:
— нельзя называть запрещенные цвета, например, зелёный и красный;
— нельзя один и тот же цвет называть дважды.

А теперь задавайте вопросы: «Какого цвета небо? Какого цвета трава? Какого цвета солнце? Какого цвета клубника?» Возможные варианты ответов: «Голубого; как газон; желтого; как сердце».

Игра «Придумай автомобиль» Развиваем избирательность внимания

Предложите ребёнку представить проезжающий мимо автомобиль, который каждый раз возвращается. Как он выглядит? Какие звуки издает? Постепенно картинка должна становиться все более живой и насыщенной.

Читать еще:  Счеты соробан методика обучения

Делайте ребёнку подсказки, но не комментируйте каждое его действие. Так он может отвлечься от игры и потерять интерес к ней.

Игра «Найди лишнее» на концентрацию и распределение внимания

Прочитайте ребёнку стихотворение и попросите хлопать в ладоши, если он слышит лишние слова.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи.

Игра «LOGIC Шульте» развивает концентрацию и устойчивость внимания

В таблицах Шульте в хаотическом порядке размещены цифры, которые необходимо быстро найти в верной последовательности. Помимо внимания и периферического зрения, такой тип заданий развивает навык скорочтения.

Игры и упражнения на внимание для детей 6-8 лет

Младшеклассники легко отвлекаются на посторонние вещи (смартфон, телевизор, вид за окном), поэтому постарайтесь перед занятиями исключить любые раздражители. Придумайте кодовое слово («внимание», «начинаем») и попросите ребёнка сосредоточиться после того, как вы его произнесете.

Игра «Догони робота» на концентрацию, избирательность и устойчивость внимания

Начертите такой квадрат с роботом. Он будет передвигаться вверх, вниз, вправо и влево по вашим командам. Продиктуйте несколько ходов и попросите ребёнка указать, в какую клетку переместился робот. Водить по полю пальцем нельзя.

Упражнение «Слушаю и считаю» Развиваем распределение внимания

Прочитайте предложение, постукивая карандашом по столу. Ребёнок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.

Упражнение «Читаю и считаю» на переключаемость и распределение внимания

Предложите ребёнку прочитать текст и одновременно посчитать количество слов в нем. Для счета не используем пальцы.

Игра «Защитники островов» развивает переключаемость внимания

Эту игру можно назвать морским боем нового уровня. Вместо обычного квадратного игрового поля действие разворачивается на круговой диаграмме. Игрок может выбрать один из трех уровней сложности.

Игра «LOGIC Игрек» развивает объем, устойчивость и переключаемость внимания

В игре 3 уровня сложности:

  • «Новичок» — игрок должен запомнить и повторить в любом порядке расположение точек на экране.
  • «Опытный» — требуется запомнить расположение цифр в правильной последовательности: 1, 2, 3, 4 и т.д.
  • «Мастер» — необходимо запомнить расположение фруктов на экране в нужном порядке.

Игры и упражнения на внимание для детей 9-10 лет

Для детей постарше подойдут более сложные упражнения на внимание. Хорошо, если они будут не сильно напоминать школьные задания, чтобы ребёнок мог отвлечься от учебы и провести свободное время весело и полезно.

Упражнение «Запомни все» на концентрацию и распределение внимания

Предложите ребёнку внимательно рассмотреть какой-то предмет не дотрагиваясь до него. Например, настольную лампу, вазу или связку ключей. Затем пусть ребёнок закроет глаза и постарается описать предмет. Какого он цвета, размера? Какой он на ощупь?

Упражнение «Что изменилось?» Развиваем объем внимания

Разложите на столе около десяти предметов. Можно взять, к примеру, канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, пенал, линейку и т.п. Затем попросите ребёнка запомнить, как лежат предметы.

Затем попросите его закрыть глаза и досчитать до 20-ти. За это время поменяйте некоторые из предметов местами или вовсе уберите. Предложите ребёнку сказать, что изменилось.

Упражнение «Запрещенная цифра» на концентрацию и распределение внимания

Считайте вслух от одного до 41, не называя числа, в которых есть цифра 4. Вместо них говорите: «Не собьюсь». Предложите ребёнку повторить упражнение.

Игра «Атака вируса» развивает концентрацию внимания

Цель игры — окружить Вируса и не дать ему проникнуть в самое сердце микросхем Клапана. Всего доступно три уровня сложности: «легко» — в игре всего один Вирус и есть много возможностей его обезвредить; «трудно» — победить нужно двух Вирусов, что будет не так просто; «ааааа!» — придется попотеть, ведь окружить необходимо трех Вирусов.

Тренировка внимания у детей

Такова любознательная природа ребенка, что его внимание постоянно перескакивает с одного предмета или занятия на другое. Это усложняет жизнь и родителям, и учителям, а главное, ему самому. Все понимают: чем бы ребенок ни занимался, без внимания он не преуспеет. Но никакой трагедии в рассеянном состоянии детского ума нет – внимание можно и нужно тренировать. И, поскольку оно напрямую связано с эмоциями, воздействовать нужно через эмоциональную сферу – применяя увлекательные занятия в форме игры.

Внимательными не рождаются

Что такое внимание? С точки зрения специалистов, это и процесс, и состояние, и условие успешной деятельности, и сама деятельность – и все это одновременно. Отметим, что внимательными не рождаются, ими становятся. Зарождаясь в младенческом возрасте, внимание во многом определяет дальнейшее развитие малыша. Именно этот тончайший инструмент психики и физиологии отвечает за важнейшее духовное право, заложенное в нас Богом, а именно, за способность делать ВЫБОР.

Маленький человек ежедневно и ежесекундно учится отбирать актуальную для него информацию, которая отвечает его потребностям, сосредотачиваться на игрушке и игре (объекте или деятельности). За его рассеянным пока что вниманием тянутся такие важные явления, как интересы и потребности, а по мере взросления и совершенствования психической концентрации – ни много ни мало жизненные установки, а значит, и направленность личности.

Столпы отечественной психологии, говоря о внимании, подчеркивают разные его стороны: Добрынин – значимость его выбора, Рубинштейн – сосредоточенность, Выготский и Леонтьев – важность для него развитой речи, а Гальперин – контролирующее начало.

Внимание – не корова и не дает молока, и потому сложно оценить его конкретный продукт. Но в его «хорошей такой компании» раскрывается «огромный такой секрет»: с ним всякое выполняемое ребенком дело, будь то игра, учеба, освоение бытовых домашних навыков НАМНОГО улучшается.

Растет вместе с ребенком

Домик на детской картинке нарисован вместе с травой и солнцем, сложно представить его в отрыве от этого пейзажа. Также и внимание психологи редко рассматривают как явление самостоятельное. Его связывают с познанием, волей, деятельностью человека, в нашем случае ребенка. Удалось достичь высокой концентрации внимания? Значит, у ребенка включилось и заработало четкое и ясное сознание, которое поможет ему действовать осмысленно. В коре его головного мозга начались высокоскоростные электрические колебания, а все нервные процессы стали гораздо подвижнее.

По тому, насколько малыш может останавливать внимание на каком-то явлении или предмете, еще в младенчестве можно судить о том, успевает ли он в развитии за сверстниками. Различные виды внимания формируются в разном возрасте.

В раннем детстве и в дошкольные годы ребенок сосредотачивается непроизвольно, не подключая волю: его захватывает и поглощает все увлекательное, неожиданное, интересное. Это так называемое непроизвольное внимание. В этом нежном возрасте внимание разделяют на виды по тому принципу, какие психофизиологические функции ребенка больше задействованы: соответственно, на сенсорное, интеллектуальное и моторное.

В средней школе непроизвольное внимание растет вместе с ребенком и дорастает до произвольного, его школьник «подключает» сам – активно, сознательно, с помощью своей воли. Он понимает, что надо концентрироваться на задании, на выполнении контрольной. Он учится сосредотачиваться на речи взрослого и подпитывает свое произвольное внимание яркими впечатлениями. В это время он открывает новые стороны бытия, его кругозор расширяется, а мир становится разносторонним и большим.

Тогда же ребенок может достичь и «высшего пилотажа» сосредоточения – послепроизвольного внимания, когда процесс его деятельности обретает для него самого такую значимость и становится настолько увлекательным, что даже результаты этого захватывающего дела отступают на второй план. Это можно сравнить с состоянием писателя или художника на пике его вдохновения. И такое внимание может принести вашему чаду и практическую пользу в освоении нового, и самые щедрые душевные плоды.

Внимание «по линейке»

Итак, внимание – не корова, молока от него ждать не стоит, и результаты его гуляния по зеленому лугу душевного мира ребенка нам не подсчитать в литрах и килограммах. Не измерить их и в достижениях и успехах. Но само внимание поддается измерению, и вот его основные параметры – это объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость. Все эти свойства любой школьный психолог обязан легко определять с помощью нехитрых методик и специальных тестов, и, конечно, сообщать результаты диагностики уровней развития внимания у детей родителям, объясняя, над чем им придется поработать.

Современная школа для ребенка – не дом отдыха, и, как небезосновательно считают родители, иногда она требует от чада свыше его душевных и физических сил. С понедельника по пятницу школьник живет в состоянии постоянной внутренней собранности, крайнего психо-эмоционального напряжения, готовности воспринимать большой объем материала, выполнять задания, конкурировать с другими детьми.

Если внимание не было достаточно развито в детском саду, в младших классах, то в средней школе ученику приходится крайне тяжело. Без устойчивого внимания неизбежны проблемы с учебой и нервные срывы. Родители недоумевают, почему у их чада – умного, начитанного, а зачастую даже талантливого – успеваемость стремительно падает? Почему его внимание, и так рассеянное, и вовсе теряет помехоустойчивость, а упавшая на уроке линейка выбивает из колеи на целый урок?

Читать еще:  Железнова методика раннего развития

Хороший педагог понимает, что внимание ребенка, особенно маленького, не может удержать сразу много объектов, и потому старается не перегружать внимание учеников. Но время, программа и учебный план диктуют ему «внедрить» в детские головы как можно больше полезных знаний и навыков, что и приходится ему делать на уроках. Как помочь школьнику не утонуть в потоке информации и наилучшим образом воспринять и усвоить материал?

Ответ прост: пришла пора работать над развитием внимания. И необязательно подключать к этой проблеме целый штат репетиторов и психологов. Наверное, вы обрадуетесь, узнав, что эта работа может быть отнюдь не тяжелой и изнурительной, а веселой, захватывающей и увлекательной – и для вас, родителей, и для ваших дочек и сыночков.

Тренируем играючи

Самая популярная методика для развитиявнимания – так называемые корректурные пробы. В качестве «корректора» выступает не взрослый (педагог, психолог или родитель), а сам ребенок. Он берет яркие фломастеры и карандаши и начинает исправлять и вносить коррективы там, куда раньше взрослые его не подпускали.

Начнем с самого простого. В качестве пособия возьмите старую книгу или любой детский журнал (можно и православный – заодно поднатореем в знаниях и понятиях церковной жизни). Определите для ребенка какой-нибудь текст, дайте задания найти и обвести какие-нибудь встречающиеся в тексте буквы, буквицы, символы, картинки, словосочетания и т.п. Проверьте выполнение вашего задания и обязательно похвалите свое дитя, ведь в какой-то степени он с ним обязательно справится.

Когда он освоится с этой простейшей задачкой, усложните ему задание. Теперь пусть он соотнесет два разных объекта: например, геометрическую фигуру и знак препинания. Пусть в квадратике он поставит точку, в круге – запятую, в треугольнике – двоеточие.

Еще более сложный уровень – найти и подчеркнуть среди сплошного потока цифр какую-нибудь важную дату, выделить в общей массе фрагмент текста, цифрового примера, орнамента или тому подобное.

Неплохо было бы вспомнить и детские журналы из прошлого, которые изобиловали простыми и полезными для внимания головоломками. Требовалось распутать шнуры, найти 10 отличий на картинках, соединить части целого. Такие элементарные упражнения современные детские психологи тоже признают полезными для развития внимания.

Ловим диверсанта

Овладев навыком таких операций, младшешкольник сможет включиться в более сложное занятие на внимание – в увлекательную групповую игру. Кто-то называет ее «Шпионы», кто-то «Супер-агенты», «Следопыты» и так далее. Суть занятия проста, дети при помощи педагога или родителя осваивают «секретное шифровальное дело»: взрослый придумывает, а ребенок использует специальные символы, которые обозначают буквы алфавита. Это могут быть человечки, картинки, любые графические изображения, которые несложно запомнить.

Изучив ключи к шифрам, теперь школьник может сам составить секретное зашифрованное письмо, и даже «вскрыть и прочесть переписку засланного шпиона». Для наибольшей вовлеченности детей в процесс игры можно придумать захватывающий сценарий в соответствии с их возрастом и предпочтениями – например, мы раскрываем диверсию, ловим злодея (злого героя сказки), спасаем мышку от кошки, помогаем Красной Шапочке найти дорогу в лесу из букв или цифр, и так далее. Для качественного выполнения такого задания ребенку потребуется предельное внимание.

Дети на подмостках

Дети, подростки и молодежь любят выступать на сцене, возможно, поэтому большой популярностью не только у младших школьников, но и у старшеклассников и даже у студентов пользуется театральное чтение – особое упражнение с текстом. Выразительно читается небольшой отрывок занимательной истории. Затем вырабатываются условные знаки: вот на этом слове нужно похлопать в ладоши, на этом – потопать ногами, а на вот этом можно даже встать и подпрыгнуть. Занятие получается динамичным и веселым. Дети и подростки учатся быстро включаться в работу, концентрировать и переключать внимание, кроме того, знания лучше усваиваются, поскольку подкрепляются действиями.

Полезнейшее «театрализованное» занятие не только развивает внимание и способствует запоминанию текста: преодолеваются барьеры в общении, сплачивается класс или группа, снимаются телесные зажимы, а всплеск положительных эмоций способствует малому или большому успеху каждого ученика. Поверив в свои силы, он сможет перейти на новый уровень развития внимания – послепроизвольный, радуясь процессу игры не меньше, чем ее результату.

По итогам такого занятия будет неплохо подарить маленькие призы или бумажные медали каждому юному участнику. Поверьте, такая игра-учеба запомнится надолго.

Марьиванна… ошиблась!

На ошибках учатся, особенно если это ошибки… учителей. Любимейшее детско-юношеское задание на внимание – проверка ошибок своего педагога. Текст на доске или карточках, написанный учительницей (или мамой) содержит неточности или ошибки. Задача школьника – найти, подчеркнуть, исправить и даже вслух попенять взрослому на его невнимательность, упоминая при этом конкретные правила русского языка. Польза очевидна для всех участников, включая взрослых. Им это помогает воспитывать в себе смирение и развенчивать миф о своей непогрешимости.

Полезно и другое упражнение – поменяться тетрадями с соседом по парте. Внимательно проверяя тетрадку своего приятеля и вынося ему строгий и бескомпромиссный вердикт (ставя оценку), ребенок понимает, что и сам будет оценен за свою работу не менее строго. Это мобилизует его внимание на всех уровнях и во всех проявлениях.

Привычка для спасения

В практической пользе внимания нет сомнений, но есть от него и немалая духовная польза. Важно научить ребенка вниманию для его внутреннего развития и роста, для его осознания себя православным христианином.

Игумен Нектарий (Морозов) в книге «Что нам мешает быть с Богом?» отдает должное хорошо развитому вниманию как свойству психики, говоря о том, что многие житейские проблемы возникают именно от неумения правильно организовать свое время. Из-за нашей невнимательности в повседневности – и в бытовой жизни, и в ее духовном измерении – все может быть неустроенно, беспорядочно, хаотично.

«Внимание – вещь для нашей духовной жизни, для преуспеяния христианского необходимая», – говорит автор. Рассуждая о внутреннем внимании с духовной точки зрения, он размышляет о внимательной и вдумчивой молитве, а также вспоминает высказывания святых отцов Церкви. «Внимай себе» – говорили они, то есть относись со вниманием к происходящему в твоем сердце – давай себе ежедневный и ежеминутный отчет в своих помыслах и поступках.

Конечно, ребенку, даже воцерковленному воспитаннику воскресной школы и еженедельному участнику литургий, такое внимание к своей душе пока что не по силам. Но он растет, мужает, бесстрашно осваивает все разнообразие дарованных ему Богом психофизиологических функций, поднимается по ступеням внутреннего взросления и совершенствуется в восхождении к новым видам внимания. Когда-нибудь он дорастет и до понимания необходимости пристального внимания к своей бессмертной душе.

И нам, взрослым, нужно особенно быть внимательными к его внутреннему миру, чтобы научить честному и самостоятельному вниманию к себе. Внимая себе, со временем ребенок будет готов достойно принять любые жизненные испытания. Хорошо, если эта внимательность превратится для него в добрую привычку. Повзрослев, с ней он преуспеет в духовных усилиях, которые потребуются ему для спасения и жизни вечной.

Методики диагностики внимания у дошкольников

В современном мире высоких технологий, активного ритма жизни родители и педагоги сталкиваются с проблемой низкой концентрации внимания у детей. Методика развития внимания направлена на своевременное решение возникшей проблемы. Ранний возраст — это наилучший период для развития, устранения имеющих нарушений.

Методы, помогающие гиперактивным и невнимательным детям

Проблемы с неустойчивым вниманием проявляются уже с пеленок. Но большое значение этому родители придают лишь в старшем дошкольном возрасте и начальных классах. Невнимательные гиперактивные дети плохо воспринимают информацию, не хотят учиться, не сидят долго на одном месте, становятся вялыми, уставшими, не слушают наши просьбы.

Вот еще несколько признаков внешних проявлений гиперактивности и дефицита внимания:

  • постоянная суетливость, ребенок все время находится в движении;
  • эти движения носят импульсивный характер;
  • повышенная болтливость;
  • может появиться агрессия и частое возникновение конфликтов;
  • постоянная смена настроения и высокая раздражительность;
  • ребенок может отказываться играть со всеми;
  • появляется заниженная самооценка и недовольство собой;
  • ребенок не может сосредоточиться на одном, постоянно отвлекается.

Важно! При коррекции внимания нужно совмещать несколько методов и подходить к проблеме комплексно, исправляя не только поведение ребенка, но и отношение его близкого окружения, родителей, педагогов.

В первую очередь специалисты проводят консультацию для родителей как тренировать у ребенка память и внимание. После необходимого обследования и наблюдения выбирают подходящие способы коррекции, которые включают в себя следующее:

  • Обучение новому поведению всех членов семьи.
  • Исправление психологического микроклимата.
  • Выбор подходящего места для занятий с ребенком.
  • Корректировка режима дня.
  • В коллективе подбор лучшего окружения.
  • Постоянная мотивация ребенка.
  • Приемы для снижения негативного поведения.
  • Подбор индивидуальной поведенческой программы.
  • Мягкое исправление поведения в игровой и непринужденной форме.
  • При необходимости дополнительная корректировка с помощью лекарств.
Читать еще:  Монтессори методика раннего развития от 2 лет

Чтобы добиться результата, ребенок должен быть окружен заботой и вниманием, чувствовать любовь близких и желание помочь, а не навредить.

Тесты и методики диагностики внимания

Тестов на определение внимательности множество. Применять их можно выборочно или использовать сразу несколько методов.

Обратите внимание! Лучший результат ваш ребенок покажет в первые 15 минут. Далее его внимание начнет снижаться и станет рассеянным. Поэтому не стоит тратить на это много времени.

Стоит понимать, что ребенок дошкольного и школьного возраста не будет ничего делать по указке. Поэтому тест должен проводиться в непринужденной игровой форме.

Занятия на внимательность

В настоящее время стоит присмотреться к двум видам диагностики:

  • Тест Мюнстерберга на внимание;
  • Тест Бурдона на внимание.

Изучение избирательности внимания по Мюнстербергу

Чаще всего этот тест проводят для определения подготовки ребенка к школьному образованию, при переходе из младшей в среднюю школу, при изучении сложности обучения и на выявление профессиональной ориентации учащихся. Методика Мюнстерберга на внимание представляет собой набор букв, написанных без пробелов, выделений, одним шрифтом и стилем. Учащемуся предлагают найти определенное количество слов, потратив на это как можно меньше времени.

Тест Мюнстерберга на восприятие и внимание помогает качественно решить задачу, во время которой создается модель определенной деятельности. При этом ребенок должен сосредоточиться на необходимом объекте, осознать, найти его, несмотря на имеющиеся вокруг помехи.

Автор изобрел этот метод еще в начале двадцатого века и он эффективно используется уже несколько десятилетий.

Корректурная проба или тест Бурдона

При проведении этого теста также выдается бланк, на котором выписано произвольное количество букв в несколько рядов. Тестируемому дается задание вычеркивать определенные буквы, предлоги или слоги. Может быть дано задание одну букву вычеркивать, а другую — подчеркивать. Оно проверяет распределение внимания. При этом учащийся должен останавливаться по команде (например, через каждые 60 секунд) и считать количество вычеркнутых букв или слогов.

Результат исследования проверяется по количеству незачеркнутых букв, используемому времени или просмотренным знакам. Таким образом проверяют следующие виды внимания:

  • Концентрация.
  • Устойчивость.
  • Переключаемость.

По имеющимся формулам высчитываются баллы, которые служат для оценки внимательности испытуемого.

Причины рассеянного поведения и способы решения

Часто родители сталкиваются с тем, что ребенок в 8 лет рассеянный и невнимательный, что с этим делать? Слишком активный приобретает множество проблем в школе. Он слишком долго будет усваивать всю программу обучения. С этим необходимо бороться. Первым делом необходимо выяснить причину такого поведения. Существует несколько аспектов, к которым следует приглядеться:

  • Особое значение имеет характер. Если он всегда был неторопливым и малоактивным, то быстро переключаться с одной задачи на другую ему будет сложно. Он часто будет витать в облаках, забыв о цели пребывания в классе. Наоборот слишком подвижный ребенок-холерик будет стараться делать множество дел одновременно, не завершив ни одно из них.
  • Невнимательный ребенок может быть из-за ослабленного организма, перенесенной болезни или начинающей простуды. Возможно, стоит сдать анализы и проверить уровень гемоглобина в крови и давление.
  • Иногда рассеянность проявляется периодами, а в остальное время ребенок достаточно внимательный и усидчивый. Это возникает из-за малого интереса к какому-нибудь предмету. Или просто он ему сложно дается и необходимо ему помочь разобраться.

Методика на развитие внимания

Помочь ребенку развить внимание помогут различные упражнения на запоминания. Они могут быть представлены в виде картинок или чисел. Хорошо помогает отвлечь говоруна изучение одновременно исполняемых движений. Например, вращение руками в противоположные стороны: одной над головой, другой живот. Или рисование двумя руками одновременно фигур (например, круг и прямоугольник). Группа детей с удовольствием вовлекается в такой занимательный и веселый процесс.

Дополнительная информация! Очень полезна будет для изучения таких упражнений книга Ольги Машталь «Лучшие методики развития внимания у детей». Она содержит 1000 заданий, тестов, развивающих игр, текстовых и числовых упражнений. В ней можно найти задачи для всех младших возрастов, да и взрослым она тоже придется по вкусу.

Книга Ольги Машталь «Лучшие методики развития внимания у детей»

Игры для развития слухового внимания

Чтобы убрать невнимательность, надо развивать не только мышление, но и другие стороны, такие как слух и зрение.

Вот некоторые игры, направленные на развитие слухового внимания:

  • «Слушаем слова» — детям называют быстро ряд слов, предварительно предупредив, что они должны хлопнуть в ладоши или топнуть ножкой при слове, означающем животное (например, коза или медведь). Как только у детей начнет получаться, можно усложнить задание, объединив несколько действий: прыгнуть при слове, которое обозначает человека (девочка) и топнуть при слове, обозначающем время суток (день).
  • «Топ-хлоп» — взрослый произносит разные фразы, а ребенок должен хлопнуть, если она правильная или топнуть, если неправильно. Тот, кто невнимателен на уроке, поначалу начнет путать эти действия.
  • «На стол, под стол, стучать» — в этой игре надо дать ребенку задание (прыгнуть, встать на стул, поднять правую руку, пройти вдоль стены и т. д.). При этом родитель тоже выполняет эти действия, но потом начинаете путать ребенка, говоря одно задание, а исполняя другое. Дошкольник должен учиться выполнять то, что ему говорят. Такую же игру можно провести показывая на предмет и называя его.
  • «Найди пару» — надо отобрать несколько пар предметов (носки, одинаковые пуговицы, ленты, пластиковые ложки) и даете задание ребенку разобрать их по парам. Чем старше ребенок, тем больше пар.

Игры для развития зрительного внимания

Аналогичные игры можно проводить на концентрацию зрительного внимания. Это может быть запоминание всех предметов на столе, а потом убирание одного из них. Хороший способ подбирания предметов по цвету или по картинке: белое облако подходит к белой блузке. Более старший ребенок может срисовывать картинки подетально.

Важно! Зрительное восприятие наиболее развито в дошкольном возрасте. Более маленькие дети будут неусидчивыми. Не стоит их сильно заставлять делать задания по этому методу.

В тоже время, глаза — это орган чувств, который используется человеком наиболее часто, и его развитие очень важно для развития ребенка, будто у него дошкольный или подростковый возраст.

Концентрация внимания

Побороть гиперактивность и развить повышенную концентрацию внимания поможет также приучение к порядку и аккуратности. Кроме этого, стоит обсудить с ребенком важность развития таких полезных качеств, как наблюдательность, поиск ошибок и недочетов в работе. Научить его сопоставлять результаты с тем, как сложно было вначале.

Вот еще несколько способов развить концентрацию внимания:

  • Дидактические игры — детей погружают в определенные ситуации, откуда они самостоятельно находят выход, с правильной подсказкой старших.
  • Логические задачи — дети самостоятельно учатся интерпретации некоторых событий и делать правильные выводы.
  • Повышение навыков изобретательности помогает уделять повышенное значение деталям.
  • В более старшем возрасте хорошим способом будет тренировка умножения больших чисел друг на друга в уме.

Настольные и онлайн игры

Не секрет, что сейчас дети слишком много времени проводят за компьютером и смартфоном. От этого их рассеянность только возрастает. Но и здесь можно повысить степень вовлеченности, предложив ребенку развивающие онлайн игры. Многие уже известные нам упражнения давно перенесены в приложения на телефоне. Это и скорочтение, и анаграммы, те же поиски цифр и букв в таблице, пятнашки, различные сравнения и многое другое. Стоит только переключить ребенка с вредных игр на полезные.

Еще один хороший вариант повышения усидчивости и сосредоточенности — это настольные игры. Шахматы, шашки, различные командные игры помогают не только в повышении концентрации, но и развивают память.

Альтернативные техники

Существуют также альтернативные приемы, чтобы развить память и внимание. К ним относятся мышечное расслабление, которое включает в себя массаж и произвольные физические упражнения.

Не стоит путать их с напряжением. Описание упражнений должны быть направлены на расслабление и стать лишь дополнением к основным техникам. Еще на плохую оценку концентрации может оказать страх и неуверенность в себе.

Например, при поступлении в школу необходимо провести подготовительные мероприятия, чтобы ребенок меньше боялся и больше акцентировал внимание на учебе.

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) — это наиболее частое поведенческое расстройство у детей в раннем возрасте. Но если ребенок что-то не понимает или мало усидчивый, не стоит сразу ставить ему самостоятельно диагнозы. Просто с самого раннего возраста больше стоит уделять ему внимания и играть с ним в развивающие игры.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector