221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методики обучения счету в уме

Как научить ребенка считать в уме (1-2 класс) — методика и примеры 🙇

Математика не для всех является легким предметом и далеко не каждому ребенку счет дается сразу. Когда дети идут в 1 класс, у многих родителей возникает вопрос, как научить ребенка быстро считать в уме, и какая из многочисленных методик наиболее подходящая в конкретном случае.

На данный момент известно достаточно много способов раннего развития. Кроме привычных отечественных методик обучения счету, все большую популярность приобретают зарубежные новаторские подходы, показавшие свою эффективность и существенно облегчающие процесс обучения. Занятия с маленькими детьми желательно проводить в игровой форме, чтоб ребенку нравилось приобретать новые знания, прививалась любовь к учебе.

Как научить ребенка быстро считать в уме в 1 и 2 классе

Подходящим возрастом для усвоения устного счета является период с 5 до 8 лет. Именно в этом возрасте начинают интенсивно происходить психические процессы, отвечающие за воображение. Развитие у ребенка, обучающегося в 1-2 классе, навыка считать в уме позволяет быстро и успешно освоить азы математики, подготовить его к восприятию любых образовательных программ.

Основные правила обучения

Важно соблюдение определенных правил, позволяющих быстро усвоить учебный материал:

  1. Занятия не должны утомлять малыша, поэтому лучше заниматься несколько раз в день по 10-15 минут.
  2. Так как учеба делится на этап адаптации, понимания и запоминания, не требуется регулярного повторения пройденного материала. Достаточно на практике применять пройденный материал.

Для этого можно считать предметы, окружающие в повседневной жизни.

  • Задачи должны быть простыми и соответствовать уровню подготовки школьника. Слишком сложные могут вызвать эмоциональное перенапряжение и неприязнь к процессу обучения. Ругать в случае неудачи категорически запрещено. Также не рекомендовано форсировать процесс познания.
  • Подготовка к обучению устному счету в 6 лет

    Когда ребенку исполняется 6 лет, или даже немного раньше, можно начинать подготовку к процессу изучения устного счета. Знакомство с математикой начинается с изучения чисел. Лучше сразу объяснять, что каждое из чисел обозначает группу предметов с конкретным количеством предметов. К примеру, на 1 дереве сидит 2 голубя, или в корзине для игрушек есть 3 мяча.

    Такие игры, как кубики, домино и прочие, помогут ребенку запомнить название цифр и понимать, что они обозначают. В процессе игры можно объяснять вычитание и сложение целых чисел. Ребенок дошкольного возраста, как правило, должен уметь сложить в уме числа в пределах 10.

    Этапы обучения

    Обучение можно условно разделить на несколько этапов. Для каждого этапа характерны свои особенности:

    • использование наглядных примеров из окружающего мира;
    • счет с помощью специальных карточек с изображенными на них цифрами;
    • счет вслух, громко и шепотом, без применения каких либо предметов, или пособий;
    • счет в уме.

    Упражнения для развития навыка счета в уме

    Для того чтобы помочь школьнику освоить математические основы, нужно выполнять достаточно простые упражнения. Их можно выполнять как в 5, так и 7 лет, лишь корректируя сложность чисел.

    1. Для тренировки способности визуализировать числа и проводить с ними операции предложите ребенку, к примеру, назвать все числа от 1 до 50, в которых есть цифра 5.
    2. Для того чтобы освоить навык сложения, предложите ребенку выбрать два любых числа. К примеру, 3 и 5. После ребенок должен прибавить к первому числу 3 второе число 5. К полученному результату снова прибавлять 5 и т.д. Такое же упражнение можно проводить и с вычитанием.
    3. Хорошим пособием для освоения основ математики является таблица Шульте.

    1. Можно раскладывать в несколько блюдечек определенное количество бусинок или других предметов. Так можно понять, из чего состоит определенное число. Такую игру можно выполнять с любыми подручными средствами.
    2. Можно обучатся в процессе рисования, закрашивая ячейки с составом заданного числа определенным цветом.

    Для легкого запоминания таблицы можно использовать стихи, песни, раскраски, компьютерные тренажеры и т.д. Потратив немного времени и усилий на изучения таких таблиц, можно с легкостью осуществлять операции в уме.

    С помощью вычислительных приемов

    После того как хорошо освоены основы, следует перейти к навыку быстро находить наиболее легкие способы вычисления результата. Для этого используются приемы присчитывания и перепрыгивания, присчитывания частями, приведения к круглому числу, перестановки слагаемых. Освоив такие способы, школьник сам для себя определит наиболее легкий для него способ.

    Современные способы обучения

    Как отечественные, так и зарубежные педагоги сходятся во мнении, что учить устному счету следует начать до школы. Современные методики акцентируют внимание на заинтересованности изучаемым предметом.

    По Монтессори

    Методика развития умственных способностей Марии Монтессори, в частности способностей устного счета, основывается на эмпирических и игровых способах обучения с красочными и интересными пособиями.

    Ментальное обучение

    Ментальная арифметика пришла к нам из Японии. Обучение счету происходит с использованием специальных счет – соробан и абакус. После того как освоена работа на данных счетах, начинается процесс обучения в уме. Эффект обучения заключается в том, что после запоминания принципа работы соробана и абакуса, их легко представить в уме и проделать необходимые математические операции.

    Читать еще:  Методы воспитания в семье

    Для эффективного обучения ребенка счету в уме важно своевременно обращаться к методикам развития математических навыков. Слишком рано начинать заниматься не желательно, как и слишком поздно. Существует множество хороших способов научить считать, и адаптировать ребенка к школьной программе. Главным условием является хорошее настроение и психологическая готовность ребенка обучаться. Заставлять не стоит, так как есть риск отбить желание познавать новое.

    Очень интересная статья, после прочтения занялись ментальным методом. Результат почти моментальный!

    Здорово! Я в свои 5-6 лет смотрела и слушала, как учат старшего брата, и за ним повторяла. Попробовали с таблицей Шульте – очень интересно и просто для восприятия ребёнка!

    Вы советуете покупать игрушки только из статьи или думаю альтернативные будут не хуже? спасибо за ответ!

    Здравствуйте!
    Все на усмотрение родителей.Главное, чтобы игрушки были хорошего качества.

    Устный счет: техника быстрого счета в уме

    Зачем считать в уме, если решить любую арифметическую задачу можно на калькуляторе. Современная медицина и психология доказывают, что устный счет — это тренаж для серых клеточек. Выполнять такую гимнастику необходимо для развития памяти и математических способностей.

    Известно множество приёмов для упрощения вычислений в уме. Все, кто видел знаменитую картину Богданова-Бельского «Устный счёт», всегда удивляются — как крестьянские дети решают такую непростую задачу, как деление суммы из пяти чисел, которые предварительно ещё надо возвести в квадрат?

    Оказывается, эти дети — ученики известного педагога-математика Сергея Александровича Рачицкого (он также изображен на картине). Это не вундеркинды — ученики начальных классов деревенской школы XIX века. Но все они уже знают приёмы упрощения арифметических расчетов и выучили таблицу умножения! Поэтому решить такую задачку этим детишкам вполне под силу!

    Секреты устного счёта

    Существуют приемы устного счета простые алгоритмы, которые желательно довести до автоматизма. После овладения простыми приёмами можно переходить к освоению более сложных.

    Прибавляем числа 7,8,9

    Для упрощения вычислений числа 7,8,9 сначала надо округлять до 10, а затем вычитать прибавку. К примеру, чтобы прибавить 9 к двузначному числу, надо сначала прибавить 10, а затем вычесть 1 и т.д.

    Быстро складываем двузначные числа

    Если последняя цифра двузначного числа больше пяти, округляем его в сторону увеличения. Выполняем сложение, из полученной суммы отнимаем «добавку».

    Если последняя цифра двузначного числа меньше пяти, то складываем по разрядам: сначала прибавляем десятки, затем — единицы.

    Если слагаемые поменять местами, то сначала можно округлить число 57 до 60, а потом вычесть из общей суммы 3:

    Складываем в уме трехзначные числа

    Быстрый счет и сложение трехзначных чисел — это возможно? Да. Для этого надо разобрать трехзначные числа на сотни, десятки, единицы и поочередно их приплюсовать.

    Особенности вычитания: приведение к круглым числам

    Вычитаемые округляем до 10, до 100. Если надо вычесть двузначное число, надо округлить его до 100, вычесть, а затем к остатку прибавить поправку. Это актуально если поправка невелика.

    Вычитаем в уме трехзначные числа

    Если в свое время был хорошо усвоен состав чисел от 1 до 10, то вычитание можно производить по частям и в указанном порядке: сотни, десятки, единицы.

    Умножить и разделить

    Моментально умножать и делить в уме? Это возможно, но без знания таблицы умножения не обойтись. Таблица умножения — это золотой ключик к быстрому счету в уме! Она применяется и при умножении, и при делении. Вспомним, что в начальных классах деревенской школы в дореволюционной Смоленской губернии (картина «Устный счет») дети знали продолжение таблицы умножения — с 11 до 19!

    Хотя на мой взгляд достаточно знать таблицу от 1 до 10, чтобы мочь перемножать бо´льшие числа. Например:

    Умножаем и делим на 4, 6, 8, 9

    Овладев таблицей умножения на 2 и на 3 до автоматизма, сделать остальные расчеты будет проще простого.

    Для умножения и деления двух- и трехзначных чисел применяем простые приёмы:

    умножить на 4 — это дважды умножить на 2;

    умножить на 6 — это значит умножить на 2, а потом на 3;

    умножить на 8 — это трижды умножить на 2;

    умножить на 9 — это дважды умножить на 3.

    разделить на 4 — это дважды разделить на 2;

    разделить на 6 — это сначала разделить на 2, а потом на 3;

    разделить на 8 — это трижды разделить на 2;

    разделить на 9 — это дважды разделить на 3.

    Как умножать и делить на 5

    Число 5 — это половина от 10 (10:2). Поэтому сначала умножаем на 10, затем полученное делим пополам.

    Еще проще правило деления на 5. Сначала умножаем на 2, а затем полученное делим на 10.

    Умножение на 9

    Чтобы умножить число на 9, необязательно его дважды умножать на 3. Достаточно его умножить на 10 и вычесть из полученного умножаемое число. Сравним, что быстрее:

    Также давно замечены частные закономерности, которые значительно упрощают умножение двузначных чисел на 11 или на 101. Так, при умножении на 11, двузначное число как бы раздвигается. Составляющие его цифры остаются по краям, а в центре оказывается их сумма. Например: 24*11=264. При умножении на 101, достаточно приписать к двузначному числу такое же. 24*101= 2424. Простота и логичность таких примеров вызывает восхищение. Встречаются такие задачи очень редко — это примеры занимательные, так называемые маленькие хитрости.

    Счет на пальцах

    Сегодня еще можно встретить много защитников «пальчиковой гимнастики» и методики устного счета на пальцах. Нас убеждают, что учиться складывать и отнимать, загибая и разгибая пальцы — это очень наглядно и удобно. Диапазон таких вычислений очень ограничен. Как только расчеты выходят за рамки одной операции возникают трудности: надо осваивать следующий прием. Да и загибать пальцы в эпоху айфонов как-то несолидно.

    Например, в защиту «пальчиковой» методики приводится приём умножения на 9. Хитрость приёма такова:

    • Чтобы умножить любое число в пределах первой десятки на 9, надо развернуть ладони к себе.
    • Отсчитывая слева направо, загнуть палец, соответствующий умножаемому числу. К примеру, чтобы умножить 5 на 9, надо загнуть мизинец на левой руке.
    • Оставшееся количество пальцев слева будет соответствовать десяткам, справа — единицам. В нашем примере — 4 пальца слева и 5 справа. Ответ: 45.

    Да, действительно, решение быстрое и наглядное! Но это — из области фокусов. Правило действует только при умножении на 9. А не проще ли, для умножения 5 на 9 выучить таблицу умножения? Этот фокус забудется, а хорошо выученная таблица умножения останется навсегда.

    Также существует еще множество подобных приемов с применением пальцев для каких-то единичных математических операций, но это актуально пока вы этим пользуетесь и тут же забывается при прекращении применения. Поэтому лучше выучить стандартные алгоритмы, которые останутся на всю жизнь.

    Устный счёт на автомате

    Во-первых, необходимо хорошо знать состав числа и таблицу умножения.

    Во-вторых, надо запомнить приемы упрощения расчётов. Как выяснилось, таких математических алгоритмов не так уж много.

    В-третьих, чтобы приём превратился в удобный навык, надо постоянно проводить краткие «мозговые штурмы» — упражняться в устных вычислениях, используя тот или иной алгоритм.

    Тренировки должны быть короткими: решить в уме по 3-4 примера, используя один и тот же приём, затем переходить к следующему. Надо стремиться использовать любую свободную минутку — и полезно, и нескучно. Благодаря простым тренировкам все вычисления со временем будут совершаться молниеносно и без ошибок. Это очень пригодится в жизни и выручит в непростых ситуациях.

    Как освоить устный счёт школьникам и взрослым

    Лайфхакер подобрал простые советы, сервисы и приложения.

    Кроме отличных оценок по математике, умение считать в уме даёт массу преимуществ на протяжении всей жизни. Упражняясь в вычислениях без калькулятора, вы:

    • Держите мозг в тонусе. Для эффективной работы интеллект, как и мускулатура, нуждается в постоянных тренировках. Счёт в уме развивает память, логическое мышление и концентрацию, повышает способность к обучению, помогает быстрее ориентироваться в ситуации и принимать правильные решения.
    • Заботитесь о своём психическом здоровье. Исследования показывают Could mental math boost emotional health? , что при устном счёте задействованы участки мозга, ответственные за депрессию и тревожность. Чем активнее работают эти зоны, тем меньше риск неврозов и чёрной тоски.
    • Страхуетесь от проколов в бытовых ситуациях. Способность быстро посчитать сдачу, размер чаевых, количество калорий или проценты по кредиту защищает вас от незапланированных трат, лишнего веса и мошенников.
    Читать еще:  Обучение чтению по методике зайцева пошагово

    Освоить приёмы быстрого счёта можно в любом возрасте. Не беда, если сначала вы будете немного «тормозить». Ежедневно практикуйте основные арифметические операции по 10–15 минут и уже через пару месяцев достигнете заметных результатов.

    Как научиться складывать в уме

    Суммируем однозначные числа

    Начните тренировку с элементарного уровня — сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Эту технику осваивают в первом классе, но почему-то часто забывают с возрастом.

    • Предположим, вам нужно сложить 7 и 8.
    • Посчитайте, сколько семёрке не хватает до десяти: 10 − 7 = 3.
    • Разложите восьмёрку на сумму трёх и второй части: 8 = 3 + 5.
    • Добавьте вторую часть к десяти: 10 + 5 = 15.

    Тот же приём «опоры на десятку» используйте при суммировании однозначных чисел с двузначными, трёхзначными и так далее. Оттачивайте простейшее сложение, пока не научитесь совершать одну операцию за пару секунд.

    Суммируем многозначные числа

    Основной принцип — разбить слагаемые числа на разряды (тысячи, сотни, десятки, единицы) и суммировать между собой одинаковые, начиная с самых крупных.

    Допустим, вы прибавляете 1 574 к 689.

    • 1 574 раскладывается на четыре разряда: 1 000, 500, 70 и 4. 689 — на три: 600, 80 и 9.
    • Теперь суммируем: тысячи с тысячами (1 000 + 0 = 1 000), сотни с сотнями (500 + 600 = 1 100), десятки с десятками (70 + 80 = 150), единицы с единицами (4 + 9 = 13).
    • Группируем числа так, как нам удобно, и складываем то, что получилось: (1 000 + 1 100) + (150 + 13) = 2 100 + 163 = 2 263.

    Основная сложность — удержать в голове все промежуточные результаты. Упражняясь в таком счёте, вы заодно тренируете память.

    Как научиться вычитать в уме

    Вычитаем однозначные числа

    Снова возвращаемся в первый класс и оттачиваем навык вычитания однозначного числа с переходом через десяток.

    Предположим, вы хотите отнять 8 от 35.

    • Представьте 35 в виде суммы 30 + 5.
    • Из 5 вычесть 8 нельзя, поэтому раскладываем 8 на сумму 5 + 3.
    • Вычтем 5 из 35 и получим 30. Затем отнимем от 30 оставшуюся тройку: 30 − 3 = 27.

    Вычитаем многозначные числа

    В отличие от сложения, при вычитании многозначных чисел на разряды нужно разбивать только то, которое вы отнимаете.

    Например, вас просят отнять 347 от 932.

    • Число 347 состоит из трёх разрядных частей: 300 + 40 + 7.
    • Сначала вычитаем сотни: 932 − 300 = 632.
    • Переходим к десяткам: 632 − 40. Для удобства 40 можно представить в виде суммы 30 + 10. Сперва вычтем 30 и получим 632 − 30 = 602. Теперь отнимем от 602 оставшиеся 10 и получим 592.
    • Осталось разобраться с единицами, используя всё ту же «опору на десятку». Сперва вычитаем из 592 двойку: 592 − 2 = 590. А затем то, что осталось от семёрки: 7 − 2 = 5. Получаем: 590 − 5 = 585.

    Как научиться умножать в уме

    Лайфхакер уже писал о том, как быстро освоить таблицу умножения.

    Добавим, что наибольшие трудности и у детей, и у взрослых вызывает умножение 7 на 8. Есть простое правило, которое поможет вам никогда не ошибаться в этом вопросе. Просто запомните: «пять, шесть, семь, восемь» — 56 = 7 × 8.

    А теперь перейдём к более сложным случаям.

    Умножаем однозначные числа на многозначные

    По сути, здесь всё элементарно. Разбиваем многозначное число на разряды, перемножаем каждый на однозначное число и суммируем результаты.

    Разберём на конкретном примере: 759 × 8.

    • Разбиваем 759 на разрядные части: 700, 50 и 9.
    • Умножаем каждый разряд по отдельности: 700 × 8 = 5 600, 50 × 8 = 400, 9 × 8 = 72.
    • Складываем результаты, разбивая их на разряды: 5 600 + 400 + 72 = 5 000 + (600 + 400) + 72 = 5 000 + 1 000 + 72 = 6 000 + 72 = 6 072.

    Умножаем двузначные числа

    Тут уже рука сама тянется к калькулятору или хотя бы к бумаге и ручке, чтобы воспользоваться старым добрым умножением в столбик. Хотя ничего сверхсложного в этой операции нет. Просто нужно немного потренировать краткосрочную память.

    Попробуем умножить 47 на 32, разбив процесс на несколько шагов.

    • 47 × 32 — это то же, что и 47 × (30 + 2) или 47 × 30 + 47 × 2.
    • Сначала умножим 47 на 30. Проще некуда: 47 × 3 = 40 × 3 + 7 × 3 = 120 + 21 = 141. Приписываем справа нолик и получаем: 1 410.
    • Поехали дальше: 47 × 2 = 40 × 2 + 7 × 2 = 80 + 14 = 94.
    • Осталось сложить результаты: 1 410 + 94 = 1 500 + 4 = 1 504.

    Этот принцип можно применять и к числам с большим количеством разрядов, но удержать в уме столько операций не каждому под силу.

    Упрощаем умножение

    Кроме общих правил, есть несколько лайфхаков, облегчающих умножение на определённые однозначные числа.

    Умножение на 4

    Можно умножить многозначное число на 2, а потом снова на 2.

    Пример: 146 × 4 = (146 × 2) × 2 = (200 + 80 + 12) × 2 = 292 × 2 = 400 + 180 + 4 = 584.

    Умножение на 5

    Умножьте исходное число на 10, а потом разделите на 2.

    Пример: 489 × 5 = 4 890 / 2 = 2 445.

    Умножение на 9

    Умножьте на 10, а затем отнимите от результата исходное число.

    Пример: 573 × 9 = 5 730 − 573 = 5 730 − (500 + 70 + 3) = 5 230 − (30 + 40) − 3 = 5 200 − 40 − 3 = 5 160 − 3 = 5 157.

    Умножение на 11

    Приём сводится к следующему: впереди и сзади подставляем первую и последнюю цифры исходного числа. А между ними последовательно суммируем все цифры.

    При умножении на двузначное число всё выглядит крайне просто.

    Пример: 36 × 11 = 3(3+6)6 = 396.

    Если сумма переходит через десяток, в центре остаётся разряд единиц, а к первой цифре добавляем один.

    Пример: 37 × 11 = 3(3+7)7 = 3(10)7 = 407.

    Чуть сложнее с умножением на более крупные числа.

    Пример: 543 × 11 = 5(5+4)(4+3)3 = 5 973.

    Как научиться делить в уме

    Это операция, обратная умножению, поэтому и успех во многом зависит от знания всё той же школьной таблицы. Остальное — дело практики.

    Делим на однозначное число

    Для этого разбиваем исходное многозначное число на удобные части, которые точно будут делиться на наше однозначное.

    Попробуем разделить 2 436 на 7.

    • Выделим из 2 436 наибольшую часть, которая нацело разделится на 7. В нашем случае это 2 100. Получаем (2 100 + 336) / 7.
    • Продолжаем в том же духе, только теперь с числом 336. Очевидно, что на 7 разделится 280. А в остатке будет 56.
    • Теперь делим каждую часть на 7: (2 100 + 280 + 56) / 7 = 300 + 40 + 8 = 348.

    Делим на двузначное число

    Это уже высший пилотаж, но мы всё равно попытаемся.
    Предположим, вам надо поделить 1 128 на 24.

    • Прикидываем, сколько раз 24 может поместиться в 1 128. Очевидно, что 1 128 примерно в два раза меньше, чем 24 × 100 (2 400). Поэтому для «пристрелки» возьмём множитель 50: 24 × 50 = 1 200.
    • До 1 200 нашему делимому 1 128 не хватает 72. Сколько раз 24 поместится в 72? Правильно, 3. А значит, 1 128 = 24 × 50 − 24 × 3 = 24 × (50 − 3) = 24 × 47. Стало быть, 1128 / 24 = 47.

    Мы взяли не самый трудный пример, но пользуясь методом «пристрелки» и дроблением на удобные части, вы научитесь совершать и более сложные операции.

    Читать еще:  Современные концепции и системы воспитания

    Что поможет освоить устный счёт

    Для упражнений придётся ежедневно придумывать новые и новые примеры, только если вы сами этого хотите. В противном случае воспользуйтесь другими доступными способами.

    Настольные игры

    Играя в те, где необходимо постоянно вычислять в уме, вы не просто учитесь быстро считать. А совмещаете полезное с приятным времяпрепровождением в кругу семьи или друзей.

    Карточные забавы вроде «Уно» и всевозможные варианты математического домино позволяют школьникам играючи освоить простое сложение, вычитание, умножение и деление. Более сложные экономические стратегии а-ля «Монополия» развивают финансовое чутьё и оттачивают сложные навыки счёта.

    Что купить

    • «Уно»;
    • «7 на 9»;
    • «7 на 9 multi»;
    • «Трафик Джем»;
    • «Хекмек»;
    • «Математическое домино»;
    • «Умножариум»;
    • «Код фараона»;
    • «Суперфермер»;
    • «Монополия».

    Мобильные приложения

    С ними вы сможете довести устный счёт до автоматизма. Большинство из них предлагают решить примеры на сложение, вычитание, умножение и деление по программе младших классов. Но вы удивитесь, насколько это непросто. Особенно если задачи нужно щёлкать на время, без ручки и бумаги.

    Математика: устный счёт, таблица умножения

    Охватывает задания на устный счёт, которые соответствуют 1–6 классам школьной программы, включая и задачи на проценты. Позволяет тренировать скорость и качество счёта, а также настраивать сложность. Например, от простой таблицы умножения можно перейти к умножению и делению двузначных и трёхзначных чисел.

    Математика в уме

    Ещё один простой и понятный тренажёр устного счёта с подробной статистикой и настраиваемой сложностью.

    1 001 задача для счёта в уме

    В приложении используются примеры из пособия по математике «1 001 задача для умственного счёта», которое ещё в XIX веке составил учёный и педагог Сергей Рачинский.

    Математические хитрости

    Приложение позволяет легко и ненавязчиво освоить основные математические приёмы, которые облегчают и ускоряют устный счёт. Каждый приём можно отработать в тренировочном режиме. А потом поиграть на скорость вычислений с собой или соперником.

    Развитие навыка счета в уме у детей

    Если ребёнок плохо считает, его нужно правильно научить этому навыку. Несмотря на наличие всевозможных устройств, помогающих людям производить всевозможные математические действия, навык счёта в уме остаётся актуальным. Владение подобными приёмами позволяет организоваться в различных жизненных ситуациях, положительно влияет на имидж, является демонстрацией интеллектуальных способностей.

    Навык быстрого счёта в уме можно развить в любом возрасте, но лучше уделить внимание развитию этой способности в раннем детстве. Поэтому родители должны знать, как научить ребёнка считать в уме.

    Польза от счёта в уме

    Научить ребёнка быстро считать в уме необходимо, потому что от этого занятия идёт одна только польза, а именно:

    • формируется аналитический склад ума, благодаря чему идёт профилактика таких болезней, как слабоумие, маразм, болезнь Альцгеймера;
    • при походе в магазин или покупке билетов Вы можете быть уверены, что Вас не обманут на кассе;
    • человек, который быстро считает в уме, мгновенно принимает верные решения в трудных ситуациях, просчитывает, какие последствия могут быть, ищет лучшие вариации различных задач;
    • у ребёнка развиваются интеллектуальные способности, что положительно влияет на его самооценку и карьерный рост;
    • дети, которые быстро считают в уме, имеют хорошее развитие речи, мысленной реакции, способности принимать творческие решения.

    Лучший возраст для начала обучения

    Нужно не только знать, как научить ребёнка устному счёту, но и когда лучше начать это делать. Специалисты пришли к общему мнению, что самый благоприятный период для обучения устному счёту – это от 3 до 5 лет. В это время ребёнок легко осваивает лёгкие действия по арифметике (сложение и вычитание). В 5 лет ребёнок решает элементарные примеры и задачки.

    Научить считать в уме школьника довольно просто. Главное, чтобы он знал таблицу умножения. Некоторые люди достаточно быстро умеют складывать, вычитать двузначные числа в уме. Другие молниеносно оперируют трёхзначными величинами. Специалисты не называют такую способность феноменом, а полагают, что это под силу любому человеку после соответствующих тренировок.

    Следует выделить три важных аспекта:

    • способность концентрировать внимание и удерживать в краткосрочной памяти несколько объектов одновременно;
    • знание специальных алгоритмов, умение подобрать нужный в конкретной ситуации;
    • постоянные тренировки.

    При организации упражнений на устные вычисления с дошкольником важно превратить процесс в игру и соблюдать все необходимые условия:

    • установить четкие правила;
    • создать атмосферу состязания – учиться в компании сверстников веселее и азартнее, чем в одиночку;
    • разработать систему поощрений за хорошие результаты.

    Первый этап обучения ребёнка устному счету – усвоение расположения цифр. Примеры игровых заданий:

    • знакомство с понятиями «один» и «много» – счётным материалом могут быть кубики, палочки, любые игрушки;
    • соотнесение количества предметов с конкретной цифрой;
    • счёт порядковый и количественный;
    • изучение состава числа.

    Перечисленные типы упражнений относятся к тренировочной составляющей навыка. Только при наличии успешного результата можно переходить к алгоритмам и занятиям на концентрацию внимания. Если ребёнок не умеет делать данные упражнения, ему надо повторить всё снова и продуктивно тренироваться.

    Эффективные методики обучения счёту в уме

    Обучение ребёнка устному счёту – очень важная вещь в процессе развития детей. В этом могут помочь различные программы:

    • Методика Полякова. Сергей Поляков, советский и российский инженер, посвятил более 10 лет тому, чтобы как можно раньше обучить детей техникам чтения и счёта. Его способ состоит в том, что сначала учат ребят считать до десяти и просят их запомнить итоги всех вариаций на плюс и минус. То есть, отрабатываем действия. Затем дошкольники учатся складывать и вычитать в уме двузначные числа. В данном случае им необходимо понять и запомнить способы, как складывать и вычитать в других десятках.
    • Программа Монтессори. Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач и педагог, много лет посвятила системе обучения детей. Данная программа основывается на эмпирических и игровых формах работы с детьми. Материалы, которые используются в обучении, должны быть удобны в применении и иметь яркие картинки, чтобы ребёнку нравилось заниматься. Также детям необходимо на практике применять полученные знания.
    • Ментальная арифметика – логически продуманная, эффективная методика обучения быстрому устному счету является ментальная арифметика. Занятия можно начинать в дошкольном возрасте, когда мозг гибкий, способный к образованию новых нейронных связей.

    Для обучения ментальной арифметике используется абакус – древние счёты. Первые тренировки – это умение производить действия, используя костяшки. Последующие – отказ от реального счётного инструмента, замена его ментальной картинкой. Преподаватели учат работать два полушария мозга одновременно.

    Мысленная визуализация вычислений – эффективный тренажёр, дающий поразительные результаты. Дети осваивают навык быстрого устного счёта в уме, учатся концентрировать внимание, овладевают специальными алгоритмами вычислений, которые впоследствии рационально используют в нужный момент.

    Методики обучения в разном возрасте

    Обучить ребёнка устному счёту можно с помощью разных способов. Все они зависят от возраста детей:

    • Дети 2-3 лет. На занятиях в игровой форме расскажите ребёнку, что такое счёт и зачем он нужен. Объясните понятия «много» и «мало».
    • Дети 4-5 лет. Используйте желание дошкольника помочь маме с папой по хозяйству. Собирая тарелки со стола, посчитайте их вместе. Раскладывая игрушки по полкам, также устройте совместный счёт. Со временем у ребёнка сформируются понятия «больше» и «меньше». Познакомьте его с разными геометрическими формами: кругом, квадратом, прямоугольником.
    • Дети 5-6 лет. В этом возрасте ребёнок учится сравнивать предметы, которые отличаются по количеству на один. Основным методом обучения является сравнение. Ребёнок учится устанавливать равенство, убирая или дополняя элементы.
    • Дети 7-8 лет. Школьник осваивает десятичную систему исчисления. Можно использовать методику Зайцева «Тысяча плюс», которая доводит до автомата сложение и вычитание чисел до ста. Или метод Глена Домана, при котором школьники учатся устному счёту по карточкам с точками, развивая при этом зрительную память.
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector