221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методики развития детей до года

Топ-5 современных методик развития малышей от рождения до года

Вряд ли хватит пальцев на руках, чтобы пересчитать современные развивающие методики для малышей. В данном обзоре из множества представлены пять методик. Они задействуют все важные для ребенка сферы: укрепление здоровья, физическое и интеллектуальное развитие. Все методики опробованы автором на своих детях.

[BLOCK color=orange]Методика Тепляковой (проект «Галка-Игралка») [/BLOCK]

Это разнообразные игры для мам и детей от 0 месяцев до 5 лет. «Галка-Игралка» дала мне осознание того, что игры с детьми — это просто, ведь игры придумываются буквально из «ничего». Это весело и интересно не только для детей, но и для родителей. Результат обязательно будет, но не стоит ждать его немедленно

Методика рассчитана на развитие речи ребенка, креативности, художественных умений, двигательных навыков, математического мышления и пения; она помогает мамам расслабиться и играть с ребенком без сложных пособий и больших временных затрат.

Одна из сильнейших сторон методики для более старших детей — игровое чтение. Подход Тепляковой помогает сделать чтение совсем нескучной игрой.

В основе методики — наработки О.Н. Тепляковой, мамы восьми детей, бабушки девяти внуков, психолога с 37-летним опытом работы. Автор неустанно напоминает мамам о главном: о важности сохранения и развития отношений в игре в противовес гонке за высокими учебными результатами!

Есть нюанс! Зарегистрировавшись на сайте, вы получаете неделю доступа к 323 играм по методике в подарок!

Частное мнение. Анна: «У меня пятеро детей, и я занимаюсь с ними по методике Тепляковой. Очень нравится — и детям, и мне: я реализуюсь творчески, хотя никогда не считала себя творчески одаренной, а дети всегда рады и новым, и уже знакомым играм, все начали рано говорить, а потом рано читать. Младшему скоро год, и вместе с «Галкой-Игралкой» он научился складывать предметы в коробку или в машинку; научился давать предметы, если его попросишь (раньше не давал); начал узнавать животных на картинках».

[BLOCK color=orange]Лена Фокина: динамическая гимнастика, йога, плавание [/BLOCK]

Увы, мне ни разу не довелось побывать на семинарах Лены Фокиной, но, найдя на YouTube ролики, где она объясняет принципы динамической гимнастики и показывает простые упражнения, я освоила их вместе с ребенком. Сын принимал занятия очень тепло, чего не скажешь о его бабушках, которые переживали, что я сыну «ручки-ножки оторву». До зимнего Дахаба мы ни разу не добрались, потому с наныриванием сына (я не адепт ныряний в ванной), я опоздала на 8 месяцев, начав практиковать его в зимнем Таиланде. На третий день наныривания сын поплыл сам — и это было невероятное ощущение, когда твой 8-месячный ребенок чувствует себя в океане как рыба в воде.

Методика рассчитана на физическое развитие младенца с рождения, на доверие между ребенком и родителем, на воссоединение с природой. Способствует трансформации внутрисемейных отношений. Занятия также ведут к общему укреплению организма малыша.

В основе методики — семейный подход: если ты учишь нырять своего ребенка, то обязан и сам учиться плавать и нырять (совершенствоваться). Если занимаешься с малышом йогой, важно улучшать свои навыки. На занятиях динамической гимнастикой Лена учит родителей взаимодействовать с малышом. Во время занятий плаванием мамы получают навык плавания со своим ребенком / с ребенком на глубине в ластах / с ребенком за спиной.

Есть нюанс! Лена Фокина проводит свои обучающие программы там, где есть море: в Египте (Дахаб), Крыму, Абхазии, Азии. Если внимательно следить за программой мероприятий, есть шанс «поймать» семинары в Карелии и на Ладоге. Часто последователями Лены Фокиной становятся приверженцы «естественного родительства», прошедшие соответствующие курсы для беременных, а также родители, которые, путешествуя с малышами с рождения, зимуют в теплых странах.

Частное мнение. Татьяна: «Для нас с мужем и сыном семинары Лены Фокиной стали настоящей трансформацией семьи: мы с мужем будто заново увидели нас, наши отношения и определили место сына в нашей команде».

детская йога с Леной Фокиной

[BLOCK color=orange]Методика Глена Домана [/BLOCK]

Глен Доман американский врач-физиотерапевт, автор восстанавливающих методик для детей с поражениями ЦНС, разработал систему, которая стимулирует мозговую активность человека, развивая все виды памяти. Взрослые, изучающие иностранные языки, нередко пользуются карточками, с одной стороны которой написано слово на русском языке, а с другой — на изучаемом. Если добавить на такую карточку еще и изображение, получится «по Доману». Эффективность данного подхода не вызывала моих сомнений, и когда дочке было около полугода, мы начали занятия. Со временем к карточкам добавились презентации из интернета. Карточки можно создавать самим, добавляя их по мере взросления ребенка, а можно распечатывать их из сети.


Карточки Домана в Google Play. Скриншот

Методика рассчитана на родителей, которые разделяют мнение Домана о том, что основу любого знания составляют факты, и чем больше у человека набор фактов, тем масштабнее будет его база знаний.

В основе методики — специальные карточки с изображениями и названиями, благодаря которым дети учатся быстро запоминать новые предметы, цифры и буквы. Рисунки (а лучше фото) должны быть наклеены на картон, и при этом на обратную сторону карточек наносится точная информация. Факты должны быть систематизированы по разделам: «Животные», «Растения», «Планеты» и т.д.

Есть нюанс! Поскольку дети все новое схватывают легко и с огромной скоростью, то качество преподносимой им информации должно быть высоким.


Карточки Домана в App Store. Скриншот

Частное мнение. «Всё!» (форумчанка): «Я своему годовичку на андроид загрузила карточки Домана с изображением животных, и когда мы в дороге с ним, то смотрим эти картинки. Дома я ему эти же картинки развесила на стены в виде плакатов. Через какое-то время возле плаката он тычет пальчиком и говорит — «Озя» (коза), «Аф» (жираф), «Офь» (ёж). Я бы и не поняла, что он говорит, если бы он при этом на картинку не показывал».

[BLOCK color=orange]Методика Марии Монтессори [/BLOCK]

Не могу сказать, что я поклонник системы Монтессори: зная, как сама Мария Монтессори «воспитывала» свою дочь (сдала в приют), трудно относиться к автору системы непредвзято. Но при этом сама система, принцип которой можно сформулировать как «взрослый, помоги мне это сделать самому», безусловно, действенна.

Методика рассчитана на родителей, которые готовы дать своему ребенку стимул к развитию самостоятельности, и лишь при необходимости оказывать ребенку своевременную помощь.

В основе методики лежат её принципы: индивидуальная программа обучения, максимальная свобода, минимальное вмешательство в деятельность ребенка. Мария Монтессори сделала акцент на любовь детей к воде, песку и мелким сыпучим материалам. Конечная цель методики — стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, заложенных в нем природой.

За реализацию принципов отвечает обстановка классов (Монтессори-среда), которую можно было бы охарактеризовать «как у взрослых»: в ней нет места традиционным пластиковым игрушкам, а есть место зонированию (зона практической жизни, математическая зона, зона сенсорного развития и др.) и уменьшенным копиям привычных взрослых предметов: столы-стулья, чашки-тарелки, веники-совочки и т.д.

В итоге система помогает развивать мелкую моторику ребенка (благодаря игровому использованию различных мелких предметов), логическое мышление и приучает ребенка к порядку.

Есть нюанс! Паззл «система Монтессори» состоит из трех частей: «ребенок», «окружающая среда», «учитель». И момент «учитель» в этой системе наиболее уязвим: Монтессори-педагогов, которые готовы выстраивать с ребенком диалог, а не давить его авторитетом системы, не так много. Негативные отзывы родителей о системе Монтессори чаще всего связаны именно с моментом «не повезло с педагогом». Если вы заинтересованы в том, чтобы развивать ребенка в центре, специализирующемся на принципах Монтессори, заранее познакомьтесь с воспитателями этого центра и изучите отзывы. Чтобы создать свою Монтессори-среду дома и ознакомиться с методами взаимодействия с ребенком по принципу Монтессори, посетите занятия вместе с ребенком, при желании это возможно сделать даже до рождения малыша.

Частное мнение. Елена: «Я несколько раз бывала в Монтессори-центрах со старшим сыном, когда ему не было еще и года. Я поняла, как устроена Монтессори-среда, на чем базируется система. В результате дома создали свою небольшую Монтессори-среду, систематизировав игрушки, добавив коробочки, баночки с прорезями, метелки-совочки-губки. В результате сын в два с половиной года уже вполне прилично мыл посуду и полы, был в состоянии нарезать салат, а с новорожденной дочкой я не жду какого-то определенного возраста и занимаюсь с ней по методике Монтессори с нескольких месяцев, как только она проявила интерес к занятиям».

[BLOCK color=orange] « Школа Семи гномов » [/BLOCK]

Первые 12 книг «Школы Семи гномов» «0-1 год» друзья подарили нам с мужем к рождению дочери. Мы восприняли подарок серьезно: вырезали и склеили черно-белый мобиль, развесили по стенам картинки, выучили потешки и колыбельные. Дочь не слишком одобряла наше рвение к занятиям, рвала картинки и игнорировала мобиль. Но… второй курс, «1-2 года», мы с мужем уже купили сами. Занятия оказались соблазнительными именно с точки зрения родителя — всегда знаешь, чем заняться с ребенком. И интуиция нас не подвела: ближе к двум годам дочка стала настоящим адептом «Школы», а когда родился сын, по уцелевшим брошюрам дочь уже сама занималась с ним, выступая в роли учительницы.

Читать еще:  Методы гуманистического воспитания

Методика рассчитана на родителей, которым нужна пошаговые рекомендации для регулярных занятий с детьми. В «Школе Семи гномов» информация подается дозировано, так, чтобы не перегрузить ребенка. Одна страничка пособия соответствует одному 10-минутному занятию в спокойной обстановке с малышом, находящимся в хорошем настроении.

В основе методики — комплект из 12 книг для каждого года жизни ребенка от рождения до 7 лет, где информация представлена соответственно возрасту малыша. Для детей в возрасте 0-1 год это яркие картинки и абстрактные рисунки, которые можно показывать с любого ракурса, время от времени меняя положение картинок.

Есть нюанс! Нужно учитывать, что возрастная градация заданий «Семи гномов» условна, и не нужно расстраиваться, если ваш годовалый малыш не слишком заинтересовался «уроками», а, допустим, трехлетка не усвоил программу «2-3 года». Дайте ребенку право на индивидуальный темп развития и адаптируйте «Школу» к его возможностям и интересам.

Частное мнение. Алина: «Начав заниматься с ребенком с момента рождения по «Школе Семи гномов», я не остановилась только на «школьных» пособиях: убедившись, что дочке нравятся яркие картинки, я поняла, от чего отталкиваться, и теперь задаю развивающую среду дома сама, развешивая по стенам плакаты и картинки, при этом регулярно меняя их местами. В свои два года дочь еще не говорит, но может на сложных мелких картинках показать много редких животных, насекомых и птиц. И по-прежнему любит «Школу Семи гномов!».

На своем опыте я убедилась, что все эти методики работают в полную силу именно тогда, когда применяются не разово, а регулярно, распространяются за пределы детской комнаты и задействует всех членов семьи. И, конечно, при желании занятия по любой из перечисленных методик можно продолжить в следующей возрастной категории: от 1 года до 3-5-7 лет.

Развитие ребенка — методики для домашнего обучения

В последнее время стало очень популярно развивать детей с самых первых месяцев. Поскольку есть спрос, открылось огромное количество центров раннего развития, в которых можно начать учиться с 6 месяцев. Выбрать можно любой из них, главное, чтобы понравилась программа обучения.

Приблизительное развитие ребенка

Также есть методики самостоятельного развития малыша до года. Если их освоить, можно избежать популярных ошибок в развитии и улучшить способности своего малыша. Главное – его не мучить. Необходимо подобрать под развитие ребенка методики, которые будут ему интересны. Ничто так не развивает, как игра (даже во взрослом возрасте).

Какие функции развиваются у ребенка до года

До года малыш очень стремительно развивается и превращается из маленького комочка, который может только кушать и плакать, в полноценного ребенка, который умеет ходить и даже может сказать несколько слов.

Младенец с развивающей игрушкой

Важно! Каждый ребенок индивидуален, некоторые функции могут развиваться в нестандартной очередности. Поэтому, если кроха не укладывается в нормативы, ничего страшного. Например, некоторые малыши учатся ходить, так и не научившись ползать.

Какие функции у малыша развиваются до года:

  1. Первый месяц – наличие лишь некоторых базовых рефлексов. Обычно дети в этом возрасте по большей части едят и спят, но также способны ощущать запах молока.
  2. Второй месяц – кроха учится фокусировать взгляд на игрушках, сосать пальчик и держать голову. В это время появляется комплекс оживления – позитивная реакция малыша на появление взрослого.
  3. Третий месяц – кроха уже умеет улыбаться, а также начинает гулить. То есть этот возраст – начало речевого развития. В этот период малыш также умеет опираться на ручки, держать голову в положении лежа. На третьем месяце жизни кроха уже может фиксировать взгляд на лицах взрослых, прислушивается к интонациям. Если его держать за ручки и поставить на ровную поверхность, он может даже пытаться делать первые шаги. От настоящих шагов это еще очень далеко. Этот рефлекс является важным признаком, что в будущем малыш научится ходить.
  4. Четвертый месяц. В это время эмоции становятся более разнообразными. К улыбке может добавиться смех. Кроме этого, ребенок может пробовать поддерживать грудь во время еды. Также малышу очень нравится играться погремушками. Если дать крохе подержаться за большие пальцы, тот может даже попробовать сесть из положения лежа.
  5. На пятом месяце младенец уже умеет отличать членов своей семьи от других взрослых людей, брать и отталкивать игрушки. Если поддерживать ребенка ручками, он может даже неплохо опираться ножками. Нередко в этом возрасте начинает формироваться первый лепет, который выражается в выговаривании отдельных простых слогов. Нет ни одной вещи окружающего мира, которая бы не смогла заинтересовать четырех-пятимесячного малыша.
  6. Полгода. Обычно дети к этому возрасту уже могут переворачиваться со спины на живот и пробуют ползать. Если ребенка кормить из ложечки, он способен так кушать. У некоторых младенцев появляется первый зубик.
  7. Седьмой месяц. Здесь ребенок открывает для себя новый способ познания мира – ползание. В этом возрасте можно давать малышу ходунки. Если семимесячный малыш услышит название знакомого предмета, он может даже повернуть голову в его сторону.
  8. На восьмом месяце дети могут самостоятельно стоять в кроватке, держась за стенки (или другую опору). В их арсенале любой предмет становится игрушкой. Собственно это время, когда можно младенцу подарить какую-то развивающую игрушку (например, пирамидку). В 8 месяцев от ребенка можно услышать первое слово (которое, впрочем, еще не будет осознанным).
  9. На девятом месяце малыш пробует ходить самостоятельно, держась за опору, или с помощью родителей. Вопросы, которые ему задаются, малыш способен понять, а также от него можно услышать, как он повторяет слоги за взрослыми.
  10. Десять месяцев. Время, когда малыш начинает активно подражать взрослым.
  11. В одиннадцать месяцев у малыша может быть небольшой словарный запас. Некоторые дети учатся самостоятельно ходить, одеваться и находить предметы в доме.
  12. Наконец, годовалый ребенок уже может знать 10 слов и учит новые. В 12 месяцев дети умеют самостоятельно пить с чашки, а также приносить разные предметы, если родители их об этом попросят.

Важно! В этом возрасте уже можно начинать базовое музыкальное образование (слушать мелодии).

Что такое методика раннего развития

Методика раннего развития – это комплекс методов, приемов и упражнений, направленных на быстрое обучение ребенка до 1 года. Важно понимать, что ни одна подобная техника не способна сотворить чудо и заставить ребенка говорить в 4 месяца. Некоторые родители слишком увлекаются методиками раннего развития, вгоняя малыша в крайний стресс.

Стоит помнить! В первые месяцы жизни информационная перенасыщенность наступает очень быстро (особенно у детской психики до годика), из-за чего могут возникать проблемы со здоровьем, сном, потеря интереса к разным видам деятельности.

Основные методики

Существует огромное количество методик раннего развития ребенка до года. Ни одна из них не может применяться в 100 процентах случаев. Также не существует универсальной техники занятия с целью обучения младенца. Наиболее популярные следующие.

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан являлась последовательницей метода Глена Домана, который заключался в целенаправленном систематизированном ознакомлении младенца с основными понятиями, изображенными в виде картинок на карточках. Сесиль Лупан внесла эмоциональность в этот метод, поскольку она считала, что обучение должно доставлять удовольствие малышу.

Она разработала систему упражнений и игр, направленных на развитие разных навыков ребенка. Для ознакомления с ней необходимо прочитать ее книгу «Поверь в свое дитя». Эта методика предназначена для развития младенцев и детей до 7 лет.

Методика Масару Ибука

Масару Ибука – это японский инженер, который начал интересоваться возрастной психологией и методиками развития детей после того, как его сын перенес тяжелое заболевание, вследствие которого у него развилась умственная отсталость. Он долго консультировался со всеми возможными специалистами, как улучшить когнитивные функции своего чада, что в результате привело к созданию его собственной методики.

В ее основе лежит идея, что формирование мозга ребенка почти полностью завершается до 3 лет. Поэтому, если до этого времени не заложить фундамент, дальше будет значительно тяжелее (если не невозможно) наверстать упущенное. Поэтому он делает основной упор на всестороннем развитии малыша до 3 лет.

Читать еще:  Методы исследования психического развития

Основные принципы методики:

  1. Основное влияние на способности ребенка оказывают не генетические особенности, а окружающая среда, в которой он развивался. Поэтому труд родителей должен быть направлен на ее обеспечение.
  2. Цель этой развивающей методики – в развитии человека, который будет поистине счастливым. Она не ставит собой целью сделать человека вундеркиндом, а через ощущение внутренней гармонии способствовать росту в нем самого созидательного.
  3. Воспоминания из детства играют очень важную роль в формировании взрослой личности.
  4. Нельзя критиковать детей за негативные эмоции, особенно за гнев. Необходимо понять, что стоит за этими состояниями. То есть надо бороться не со следствием, а с причиной.
  5. Основной упор нужно делать на материнском воспитании в раннем возрасте, хотя отец также должен много внимания уделять малышу. По мнению Ибука, отец может вырастить гения, но только мать может сформировать в крохе нужные моральные качества.
  6. Поощряются присутствие в доме бабушек и дедушек, а также общение детей между собой. В более взрослом возрасте Масару поощрял ссоры между маленькими людьми, поскольку для них это первые уроки решения конфликтов.

Важно! Чтобы применять методику, нужно ориентироваться на интересы малыша. При этом Масару Ибука сам говорил, что универсальных рецептов воспитания ребенка не существует, найти индивидуальный подход ко крохе может только мама.

Методика Марии Монтессори

Этот метод является одним из самых популярных. Его базовая идея звучит так: нужно следовать за интересами малыша и помогать ему самостоятельно решать жизненные задачи. В свою очередь, взрослый старается заинтересовать кроху путем создания развивающей среды.

Советы по самостоятельному обучению

Природа уже в ребенка вложила механизмы, благодаря которым он будет становиться все более развитым. Задача родителей – не дать им угаснуть. Поэтому нужно стараться вовремя замечать все познавательные потребности малыша и быстро их удовлетворять.

Важно! Также важно обеспечить формирование развивающих условий, которые могут на 50% характеризовать развитие крохи.

Распространенные ошибки в домашнем обучении

Самая главная ошибка родителей в обучении малыша – попытки торопить события. Дети развиваются индивидуально. Нужно регулярно обследовать кроху у педиатра, который проверит не только физическое, но и психическое развитие ребенка.

Таким образом, ни одна из описанных выше методик не может применяться самостоятельно. Не стоит также действовать слепо. Все авторы указанных выше техник говорят, что только родитель может лучше знать, что сможет стимулировать развитие малыша. Обучать младенца – творческое умение, где нет готовых шаблонов и примеров.

Видео

Обзор популярных методик раннего развития ребенка с видео консультациями и фильмами

Многие специалисты уверены: чем раньше вы начнете работу с малышом по развитию определенных навыков, тем быстрее он получит важные для полноценной жизни способности и умения. На этом принципе и построены многочисленные системы раннего обучения и развития детей. Предлагаем краткую характеристику самых популярных на сегодня методик, чтобы вы могли сориентироваться и подобрать ту, которая поможет максимально раскрыть задатки вашего ребенка.

Классифицировать системы раннего развития тяжело в силу их универсальности, однако психологи условно делят их на физические и общеразвивающие.

Методики раннего физического развития

С первых минут и до годовалого возраста ребенок проживает целую эпоху. Он обучается поднимать головку, сидеть, делать первые самостоятельные шаги, произносить первые слова. Вот почему на этом этапе самым важным для малышей является именно физическое воспитание.

Методика Никитиных

Супруги Никитины еще в советское время показали, как с рождения ребенка помочь ему стать самостоятельной личностью. Как только малыш научился ползать, его исследовательскую деятельность ничем и никем нельзя ограничивать. Например, авторы настоятельно советуют отказаться от всевозможных колясок и манежей, считая их своеобразной детской тюрьмой. Разумеется, перед этим нужно подготовить квартиру, сделав ее максимально безопасной для ребенка.

Главная цель – не мешать детскому развитию, а помогать ему; не заставлять ребенка, а создавать необходимые условия для самосовершенствования. Эта задача выполняется с помощью трех основных принципов:

  • свобода и самостоятельность ребенка (отсутствие специальных тренировок, сочетание спорта с другими видами работы);
  • спортивная обстановка (снаряды, тренажеры) в квартире и легкая одежда, не сковывающая движения малыша;
  • неравнодушие взрослых к успехам и неудачам детей.

Посмотрите видео Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Ребёнка (НУВЭРС Никитиных)

Развивающая динамическая гимнастика

Методика Л. Китаева и М. Трунова удовлетворяет двигательные потребности ребенка до года, а также развивает его врожденные рефлексы. Динамическая гимнастика основывается на древнерусских традициях, когда младенцев брали за подмышки и слегка подбрасывали. Детей постарше, схватив за руки и ноги, вращали вокруг себя, образуя что-то вроде карусели. В таких незамысловатых играх взрослые давали возможность малышам двигаться, когда те еще не имели для этого сформированных навыков. После того как ребенок научится ходить, эти упражнения уже перестают оказывать стимулирующее воздействие. Все наработанные умения нужно переносить на спортивные игры, зарядку и упражнения на спорткомплексах.

Динамическая гимнастика для грудничков (3 месяца), с чего начать?

Динамическая гимнастика для малышей: базовые упражнения, которые помогут расти вашему ребенку здоровым!

Эти упражнения динамической гимнастики подходят как для мальчиков, так и девочек. Смотрите видео и вы узнаете с чего начать!

Плавание с грудничком

Согласно данной методике, важно не просто купать новорожденных, но и плавать с ними. Хотя передвижение маленького ребенка в воде сильно ограничено, плавание укрепляет его мышцы, обучает ориентироваться в пространстве. Поэтому юный пловец начинает вставать и ходить раньше других детей. Сначала упражнения проводятся в ванне, а уже затем в бассейне. Если вы боитесь причинить вред грудничку, найдите инструктора, который обязательно поможет вам избежать серьезных ошибок во время плавания.

Системы общего раннего развития

К методикам, охватывающим развитие у детей способности к самообучению, формированию навыков письма, чтению, совершенствованию психических процессов можно отнести системы Марии Монтессори, Глена Домана, Николая Зайцева и некоторые другие.

Педагогика Монтессори

Основа обучающей методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы ребенок развивался самостоятельно. В работающих по данной педагогической системе детских садах малыши окружены различными предметами, помогающими им самостоятельно экспериментировать и свободно познавать окружающий мир. Воспитатели являются мудрыми помощниками, которые не ограничивают, а направляют детей. То же самое относится и к взрослым, которые должны показывать ребенку пример, которому он будет подражать, и направлять его способности в необходимое русло, обеспечивая соответствующими игрушками. Вот тут подробно о методике Монтессори.

Вальдорфская педагогика

В основе Вальдорфской системы развития лежат абсолютно другие принципы. Обучение делится на три этапа, учитывая возраст детей. Ребенок до семи лет получает новые знания и умения через подражание, с семи до 14 лет подключаются чувства и эмоции. И лишь с 14 лет дети «включают» логику. Данная методика не приемлет раннее интеллектуальное обучение в любом виде. Так, лишь с 3-го класса детей учат чтению, а до школы ребята играют только игрушками из натуральных материалов. Кстати, взрослые должны полностью вычеркнуть из жизни ребенка телевизор, компьютер и видеоигры.

Возможно заинтересует:

Методика Глена Домана

Глен Доман утверждал, что развитие эффективно лишь в период роста головного мозга – то есть до семи лет. Главная задача взрослых – сохранить и преумножить огромный потенциал новорожденного ребенка. Программа раннего обучения состоит из четырех основных направлений: физического развития, умения считать, умения читать и энциклопедическим знаниям.

Так, счет для малышей выглядит как игра с карточками, на которых изображены крупные красные точки. И вслух называется количество точек, а не цифра. Доман считал, что дети легко могут заучивать и систематизировать голые факты. Родителям предлагается сделать набор карточек с изображениями великих людей, растений или животных. Малыш должен не только запомнить название изображения, но и рассказать о нем.

Читать подробно о методике Глене Домана

Методика Сесиль Лупан

Автор методики взяла за основу систему Домана, переработав и упростив ее. Так, Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с младенцем с самых первых минут жизни, пусть даже он и не понимает слов. Зато малыш привыкает к родной речи, а бессмысленные прежде звуки наполняются конкретным смыслом. Когда дети начнут говорить, нужно обучать их чтению. Каждое знакомое слово необходимо написать крупными буквами на карточках и разместить их возле предметов, которые они обозначают. К примеру, «стул» возле стула, а «диван» рядом с диваном. Также автор рекомендует создавать самодельные книги о своем ребенке, в которых, помимо сказок, будут и его фотографии.

Кубики Зайцева

Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей чтению, математике, письму и английскому языку для домашнего и детсадовского образования. Эта методика безумно популярна, так как нравится и родителям, и малышам. Все, что от них нужно – играть очень красочными, необычно звучащими, интересными кубиками и распевать песенки. Обучение и запоминание проходит в увлекательной игровой форме, без особых усилий и энергозатрат. Итак, вначале взрослым нужно приобрести (или изготовить) необходимый материал для упражнений: таблицы, кубики и аудиозаписи. Затем весело и непринужденно играть с малышом: петь, складывать кубики, писать слова кубиками и на табличках. Как говорят опытные мамочки, чтение придет само собой.

Читать еще:  Монтессори методика раннего развития дома

Наверняка, ознакомившись с методиками раннего развития, вы обнаружите, что многие принципы, заложенные в их основе, вы применяете в воспитании собственных малышей. И все же – ни одна педагогическая система не является идеальной, так что лучшим вариантом для думающих родителей, желающих вырастить умного и счастливого ребенка, станет объединение нескольких методик, конечно, с учетом их сильных и слабых сторон.

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!

Как правильно развивать ребенка до года по месяцам?

Здравствуйте, дорогие читатели! С вами психолог-дефектолог Ирина Иванова. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как развивать ребенка до года по месяцам. Недавно мне пришлось присутствовать при дискуссии, которая развернулась в компании молодых современных женщин.

Речь шла о популярном теперь раннем развитии. Все мамы с воодушевлением рассказывали о достижениях своих деток. Кто-то водит их в студию раннего развития, которых теперь открылось очень много. Кто-то в домашних условиях пользуется методикой Глена Домана, и их дети уже к трем-четырем годам знают буквы и чуть ли не готовятся читать книги самостоятельно.

Нашлись даже приверженцы подзабытой ныне, но от этого не ставшей менее ценной, системой воспитания семьи Никитиных, очень популярной в конце прошлого века. Ну, а уж пособия Марии Монтессори не использует теперь только тот, кто вообще ничем не интересуется. Но… все это касалось малышей старше полутора-двух лет. А как же дети, которым не исполнилось и года? Неужели им нужен только здоровый сон и полноценное питание?

Просветить аудиторию на этот счет взялась одна из участниц дискуссии — девушка, работающая в развивающем детском центре психологом. Я хочу познакомить вас с тем, что она нам рассказала. Во-первых, она привела нам авторитетное мнение многих известных специалистов в области детской психологии. Оказывается, не стоит возлагать неоправданные ожидания на искусственную стимуляцию развития.

Каждое умение придет к малышу только тогда, когда для его освоения психика, клетки мозга и весь организм в своем развитии поднимется на определенный уровень. Это генетически заложенное в человеке свойство. Ведь вы не сможете сразу сесть на шпагат, если никогда не занимались гимнастикой? Даже если на одно яйцо посадить двух куриц сразу, цыпленок все равно вылупится только на 21-й день.

Да, подготавливать базу для новых умений и навыков нужно. Когда придет пора, зерно упадет в подготовленную почву, но чрезмерно форсировать события излишне. Что касается грудничков до года, то развивать их можно и нужно, но в соответствии с возможностями малыша.

Чем заниматься с ребенком грудного возраста

Нет слов, очень важно, чтобы и «попка была сухая», и «животик работал, как часы», но нужно помнить и о том, что каждый день жизни младенца бесценен для его развития. Вот несколько рекомендаций о том, как развивать малыша по месяцам, чем с ним играть и заниматься.

Не нужно ухаживать за ребенком в полном безмолвии. Разговаривайте с ним спокойным ласковым голосом, и к концу месяца он станет задерживать свой взгляд на вашем лице, а вы дождетесь первой драгоценной улыбки – приглашения к дальнейшему общению. Повесьте над кроваткой на расстоянии 60 см яркую погремушку, пусть он пробует сосредоточить на ней свой взгляд. На первое время этого достаточно.

Берите чаще младенца на руки, да он и сам предпочитает такое положение. Так реализуется генетически заложенное в человеке стремление к познанию. Причем, когда вы держите кроху, не вздумайте с кем-то спорить в это время или злиться. Только добрая мимика, только спокойный и ровный тон разговора. На этом этапе развития главное – удовлетворение ориентировочного рефлекса.

Выкладывайте грудничка на животик, положив перед ним яркий предмет. Разговаривайте с ним, откликайтесь на его гуление: а-а-а, гу-гу, бу-бу. Пойте песенки, включайте мелодичную музыку, не оставляйте надолго плакать в кроватке, чтобы «приучить» занимать себя самостоятельно. Это предпосылки для будущего невроза.

Как можно красочнее оформите интерьер, в котором младенец проводит больше всего времени – яркие цвета тканей, карусель с мелодичной музыкой, или двигающиеся модули создадут нужное настроение, подготовят к освоению форм и оттенков цвета. Вкладывайте в его ручку погремушки, подвешивайте их на уровне рук, чаще меняйте положение крохи: то в кроватке, то в манеже, то на руках.

Это месяц проявления интереса к игрушкам. С этого времени ребенок может сам их взять, захватить, потянуть к себе. Теперь научите его заниматься с ними: постучать, переложить из ручки в ручку, внимательно рассмотреть. Демонстрируйте ему движущиеся игрушки – прыгающие, кружащиеся. Развитие внимания – основа будущего успешного обучения. Не забывайте отвечать на гуление, которое к пятому месяцу становится активным и очень мелодичным. Так вы помогаете развивать речь, основы которой закладываются именно сейчас.

Ребенок стремится к тому, чтобы начать ползать, и теперь нужно создать для этого условия. Лучше, если это будет специальный манеж, но и часть ковра, закрытая плотным одеялом, тоже подойдет. Выкладывайте перед малышом, лежащим на животике, игрушки. Он будет к ним тянуться и попытается ползти, возможно, на животике или на четвереньках.

Главные развивающие игры в этом месяце – всевозможные коробочки и модули, в которые можно вкладывать и доставать из них предметы. Желательно, чтобы они были снабжены крышками, которые младенцу очень нравится открывать и закрывать.

Это период интенсивного развития понимания речи. Разговаривайте с вашей крохой, показывайте предметы окружающего мира, игрушки, называйте их. Так развивается пассивный словарь и предпосылки к тому, чтобы он сам начал разговаривать. Самые лучшие игрушки на данный момент – коробка или ящик с кубиками и шариками, небольшими игрушками. Пусть ребенок их достает оттуда и вкладывает обратно.

Очень полезны игры с водой во время купания, с плавающими в ней предметами. С этого возраста нужно разумно вводить в обиход понятия «можно» и «нельзя». Не стоит забывать о том, что потакание капризам – почва для развития истеричности, а излишняя строгость – предпосылки для воспитания или бунтаря, или нерешительного в будущем человека.

Не выкладывайте много игрушек сразу, лучше периодически прячьте их и доставайте по очереди. Для того чтобы развивалось мышление, нужно разыгрывать с ними небольшие сценки, понятные малышу. Пусть куклы ходят, едят, спят, кормят кошечек и собачек. Сопровождайте эти спектакли понятными комментариями и звукоподражаниями. Они принесут гораздо больше пользы для развития интеллекта и речи детей, чем самые лучшие развивающие мультики.

Поиграйте в прятки, когда вы будете прятать под платком или пеленкой себя, вашего малыша или игрушку. У детей в этом возрасте появляется модулированный лепет. Выделяйте из него слоги, похожие на слова родного языка, повторяйте их выразительно несколько раз. Так вы создаете предпосылки для того, чтобы их произнес ваш малыш.

Включайте музыку для слушания, пусть это будут легкие мелодии или детские песенки. Стоя на полу или в манеже, дети будут пританцовывать под них. Играйте с игрушками вместе, показывайте их возможности, называйте цвет и форму предметов, просите подать вам определенную вещь. Цепкая память крохи сохранит эти знания, и скоро он сам будет оперировать этими понятиями.

В это период нужно неустанно разговаривать с ребенком. Говорите все, что угодно, нельзя только молчать. Сопровождайте комментариями ваши действия, рассказывайте о том, что происходит в доме, что вы видите на прогулке, за окном.

Всевозможные пирамидки, вкладыши, игры, где требуется что-то куда-то вложить (типа игры «почтовый ящик»), колечки, надевающиеся на штырьки, матрешки, крупные пазлы из пластика – вот минимальный набор развивающих игр и игрушек. Дайте малышу лист плотной бумаги и мягкий карандаш. Он уже способен оставить след на листе, провести черточку. Читайте книжки, играйте в пальчиковые игры, пойте ему песенки и рассказывайте потешки.

Самое главное, без чего нет никакого развития при самом великолепном уходе – это эмоциональный контакт младенца с близкими людьми, а, самое главное, с матерью. Читайте также «Первые месяцы жизни ребенка и самочувствие мамы».

Если вам понравилась эта статья, приглашаю вас поделиться ею с вашими друзьями в социальных сетях. Подписывайтесь на обновления моего блога, и вы узнаете много интересного.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector