221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методики развития творческого воображения

Как развить творческое воображение?

Оно имеет свойство развиваться под влиянием расширения кругозора, накопления опыта, образов и информации. Развитию воображения уделяется внимание с самого детства, на него направлены многие детские игры, упражнения в дошкольных и средних учебных заведениях.

Еще одно свойство воображения – оно не постоянно, периоды спада чередуются с подъемом, так называемым вдохновением, но научно доказано, что вдохновение и свежие идеи чаще приходят к нам именно в процессе работы, после определенного количества усилий.

Классификации

По степени активности:

  • Активное (стимулирует к реализации созданных образов, активизирует творческую деятельность, иногда требует больших усилий, если создание образов необходимо для трудовой деятельности, например, как у писателей, сценаристов, декораторов).
  • Пассивное (не побуждает человека к активным действиям, а только порождает в его сознании образы, которыми он удовлетворяется, не реализовав их, либо они в принципе не реализуемые).
  • Продуктивное (создает новые элементы, так называемые продукты фантазии, то что ранее не существовало).
  • Репродуктивное (воображение на основании существующих явлений и объектов).
  • Мечты (процесс воображения, нацеленный на реальное будущее).
  • Галлюцинации (образы, которые создает измененное сознание).
  • Сновидения.

По связи с прошлым опытом:

  • Воссоздающее (воображение, которое основывается на опыте).
  • Творческое (создание новых образов с минимальной опорой на опыт)

Приемы творческого воображения

  1. Агглютинация (создания нового образа из двух или более уже существующих, например, сказочная «Избушка на курьих ножках» появилась как сочетание «избы» и «курицы»).
  2. Аналогия (образ строится на основании существующего, но с преувеличенными, либо преуменьшенными характеристиками, например, былинные богатыри, которые обладали сказочной силой и могли сражаться с врагом один на один).
  3. Типизация (единичное изображение типичного, существующего образа, например, картины художников-пейзажистов).
  4. Ассоциация (создание целостного образа на основании мелких единиц уже существующих образов).
  5. Олицетворение (создание одушевленного образа на основание элементов неодушевленных. Чаще всего используется в мифах и сказках).

Творческое воображение может быть научным, художественным, технологическим – одним словом, применяться практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Важно различать творческое воображение и мечты, так как оно относится к активному виду и направлено в дальнейшем на реализацию созданных образов, а мечты – это пассивный вид, они могут не мотивировать человека к действиям.

Это интересно

Методы развития творческого воображения

Существует множество конкретных упражнений для развития творческого воображения, но стоит отметить, что основным фактором является накопление и расширение опыта – научного, творческого, технического. Чем больше в сознании человека информации и образов, тем активнее будет работать его воображение, опираясь на них, синтезируя и рождая новые.

Накопление опыта может проходить самыми простыми способами – чтение книг разных жанров (особенно полезны фантастика, детективы, поэзия), посещение музеев, театров, просмотр фильмов, путешествия, общение с разными людьми, освоение новых навыков.

Помимо расширения кругозора важно развивать наблюдательность – обращайте внимание на мелкие детали окружающего вас мира, старайтесь их запоминать, например, мелкие детали на фасаде исторического здания, вывески магазинов, объявления, внешний вид прохожих. Нам кажется, что мы не запоминаем эти детали, но они остаются в нашем подсознании и при необходимости, всплывают во время творческого процесса, помогая ему.

Упражнения на развитие воображения

  1. Придумать название и описание картине. Для этого упражнения желательно пойти в музей современного изобразительного искусства или найти галерею художников-сюрреалистов в интернете. Главное условие – картина не должна быть реалистичной и очевидной по содержанию. Изучайте ее взглядом и записывайте, либо проговаривайте варианты названий и сюжета. Для этой тренировки хорошо подойдут картины Сальвадора Дали или Пабло Пикассо.
  2. Разгадывание визуальных загадок или друдлов. Это лаконичные изображения, которые можно трактовать по-разному, правильного ответа содержанию нет, все образы, которые создает ваше изображение будут верными и чем их больше, тем лучше.
  3. Придумывание биографии прохожим на улице или пассажирам в транспорте. Старайтесь, описывая жизнь человека, продумать как можно больше деталей: кто у него семья, какой институт он заканчивал, где работает и так далее.
  4. Буриме или коллективное сочинение стихов. Это не только веселая популярная игра, но и эффективное упражнения для развития творческого потенциала. Принцип игры: первый участник пишет на листке несколько рифмующихся строчек, заворачивает лист, так, чтобы было видно только последнюю строчку и передает следующему участнику, который на основании этой строчки так же придумывает стих, заворачивает лист и передает дальше. В конце лист разворачивается и, сочиненная общим трудом «поэма» зачитывается одним из игроков.

Чтобы результат получился интересным, лучше избегать банальных рифм, не использовать однокоренные слова и местоимения. Чем неожиданнее будет рифма – тем лучше. Можно играть в буриме заранее обговорив правила (например, размер стиха и содержание), а можно просто придумывать смешные стишки без определенной направленности.

  1. Крокодил. Эта всем известная игра для шумных компаний является идеальным тренажером для творческого воображения. Правила упражнения просты и всем знакомы – один участник сообщает другому на ухо слово (это может быть существительное, устойчивое сочетание, глагол или прилагательное, можно в начале установить правила, что, к примеру, используются только существительные или только глаголы) и тот должен только при помощи жестов объяснить это слово остальным участникам.
  2. Активити. Так же является не только упражнением, но и популярной игрой и имеет множество разновидностей. Классическим вариантом является набор карточек разной сложности, в которых игрокам нужно нарисовать, показать или описать словесно написанное на них слово.

Семинар-практикум «Методы развития творческого воображения»

Елена Николаевна Шайхулова
Семинар-практикум «Методы развития творческого воображения»

Тема: Методы развития творческого воображения

ТРИЗ–образование – является одной из моделей перспективного образования. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ, возникшая в нашей стране в конце 40-х годов (1964г.) усилиями выдающегося российского ученого, бакинского изобретателя, писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера (Альтов) являет собой уникальный инструмент для поиска нетривиальных идей, развития творческого и сильного мышления, формирования творческой личности и коллективов, доказательством того, что творчеству можно и нужно

ТРИЗ, как и другие системы, развивается. ТРИЗ сегодня — это комплекс, состоящий из трех взаимосвязанных направлений ТРИЗ — РТВ —ТРТЛ:

ТРИЗ как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка, осуществить эвристическое обучение. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня. Необходимым условием является практическое воплощение творческой мысли: в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях.

Метод «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» Это не столько метод активизации воображения, сколько способ генерации самых разнообразных идей в группе. Мозговой штурм используется тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода.

Дети не только имеют право на высказывание, но и обязательно предлагают свой вариант решения проблемы. Принимаются любые идеи, даже те, которые кажутся абсурдными. Из множества идей, как правило, выбирается одна и обсуждается более детально. Суть Мозгового Штурма – дать свободный выход мыслям из подсознания, создать условия, расковывающие ребенка.

Читать еще:  Методика обучения счёту в 1 классе

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.

Метод «Маленьких человечков» Этот метод позволяет моделировать и анализировать природу вещества или явления. На занятиях по экологическому воспитанию и этот метод, научить детей анализировать агрегатное состояние вещества и помочь им понять причины такого состояния.

Сущность используемого метода в том, что он позволяет представить ребенку из чего состоит всё, что нас окружает. Почему человечки, а не вещества, атомы, микробы? Потому, что человечки могут думать, производить какие-то действия, вести себя по – разному. У них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам. При моделировании можно поставить себя на место этих человечков, лучше почувствовать и понять через действия, ощущения, взаимодействия строение веществ.

Автор рекомендует: «сообщите детям, что все окружающее состоит из маленьких человечков – даже они сами. Они не всегда видны, но они есть и очень похожи на детей» Использование этого метода позволяет педагогу не только объяснить ребенку окружающие его явления, но еще и наглядно показать их изменения.

Метод «Синектики»— предложен У. Гордоном в 50 годы двадцатого столетия. Термин «синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». Этот метод предлагает поставить себя на место кого (чего) – либо. В детском саду этот метод работает как метод эмпатии, подразумевающим представление детьми себя каким – то конкретным предметом или явлением и передачу чувств, переживаний, настроения этого образа. Автор предложил использовать для развития творческих способностей человека аналогии.

Метод морфологического анализа появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф. Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач.

1. Развитие творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов.

2. развивать комбинаторные умения, получать большое количество вариантов ответа в рамках заданной темы.

Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т. п. Выделим основные критерии,по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда и т. д.

Возраст Место жительства Средство передвижения Стиль одежды Характер

Ребенок Дворец Конь Спортивный костюм Добрый

Подросток Многоэтажный дом Автомобиль Праздничный наряд Вредный

Юноша Лес Ролики Строгий костюм Нытик

Старик Детский сад Лыжи Шорты и майка Весельчак

и т. д. и т. д. и т. д. и т. д. и т. д.

Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т. д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.

Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван-царевич – вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Сколько простора для детского воображения!

Типовые приемы фантазирования Г. С. Альтшуллер в 70 годы двадцатого века предложил использовать для развития творческого воображениятиповые приемы фантазирования:Цель типовых приемов фантазирования: научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку.

— преобразование свойств времени,

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию.

Метод «фокальных объектов» предложен американским психологом Ч. Вайтингом. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Это усовершенствованный метод каталога. Он позволяет найти идеи новых,оригинальных товаров широкого ассортимента: различных сувениров, игр, реклам. Хорошо зарекомендовал себя как способ снятия психологической инерции у взрослых и детей.

Цель МФО – установление ассоциативных с различными случайными объектами.

Изначально нужно выбрать объект, с образом которого будем работать. Можно до поры хранить его в тайне от детей. Затем детям предлагается назвать три любых объекта. Хорошо, если один из них будет представителем природного мира, второй – рукотворного, третий – вообще нематериальное понятие. Но это условие необязательно. Затем дети называют как можно больше свойств и качеств названных объектов. Названные свойства и качества приписываются к изначально выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает. Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений.

Метод Системный оператор. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.

Каждый объект материального мира имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени. Если рассматривать объект материального мира, как систему, состоящую из определённых составляющих, имеющих определённые свойства и качества, то данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему строению. Так, например, пылесос – это система, состоящая и таких частей, как корпус, шланг, щётка и т. д. В свою очередь, пылесос является частью системы бытовая техника. Если учесть, что каждый объект материального мира имеет прошлое, настоящее и будущее, то его рассматривание и анализ можно представить при помощи таблицы,

прошлое настоящее будущее

где С – система, т. е. объект, который находится в центре рассмотрения;

Н/С – надсистема, ближайшее окружение объекта, система, частью которой является объект; П/С – подсистема, структурная единица системы, части, из которых состоит сам объект.

Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение и т. д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе,каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п. Информация заносится в таблицу.

Итог. Работа по ТРИЗ требует системности и времени, но результаты превзойдут все ваши ожидания. Применение технологии ТРИЗ позволит достичь наиболее высоких результатов в работе с детьми, потому что методы технологии ТРИЗ и РТВ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников.

Виды воображения и методики его развития.

Воображение, как состояние или процесс в нервной системе человека, может оказывать на организм глубокое влияние — сделать человека больным («мнимый» больной) или, наоборот, здоровым. В данной разработке представлены виды воображения и игровые методики для развития воображения.

Просмотр содержимого документа
«Виды воображения и методики его развития.»

Воображение -представление, лишенное реального предмета, или необоснованное предположение (Фикция); равным образом деятельность, порождающая такое представление или предположение. Воображение, как состояние или процесс в нервной системе человека, может оказывать на организм глубокое влияние — сделать человека больным («мнимый» больной) или, наоборот, здоровым. С точки зрения психологии акты воображения относятся к области преднаходимого;

Читать еще:  Методика обучения английскому языку детей дошкольного возраста

признак собственной переоценки и высокомерия: «воображающий о себе человек»;

способность сознания создавать образы, представления, Идея(психология)идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, память.

активное (включает воссоздающее и творческое воображение);

пассивное (включает преднамеренное и непредсказуемое воображение);

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде— подчеркивание особенностей объектов, типизация

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем. Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:

Через творчество у ребенка развивается мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы. Развитию воображения способствуют:

разрешение и даже пообщрение множества вопросов

стимулирование независимости, самостоятельных разработок

позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.

В мире существует несколько крупных программ развития креативности у детей. Их авторы: А.Грэб; Торресант; Миклус и Гоули («Одиссея разума»).

Развитию воображения препятствуют:

жесткие полоролевые стереотипы

рвзделение игры и обучения

готовность к изменению точки зрения

преклонение перед авторитетами

Диагностика развития воображения

Игровая методика для педагогов и родителей.

Предлагаемая игровая методика , какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память.

Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса:

стадия приготовления, сбор информации. Заканчивается ощущением невозможности решить проблему

стадия инкубации. Ключевая. Человек сознательно не занимается проблемой

Инсайт. Проверка решения

агглютинация — создание нового образа из частей других образов

гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей

схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств

заострение не только позволяет определить, насколько у ребенка развито воображение, но и является средством его развития.

Психологический смысл данной методики состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации: уйти от конкретности и реальности (например, от вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой.

Для проведения этой методики-игры подойдет любая сюжетная картинка, правда, с некоторыми особенностями. Вот пример такой картинки (рис. 1).

Около всех изображенных предметов расположены пустые кружочки. Для игры также понадобятся такие же по величине кружочки, но уже с нарисованными на них фигурками (рис. 2). Все изображенные в кружочках фигурки имеют свое определенное место на картинке.

Взрослый просит ребенка внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в «необычные» места, а затем объяснить, почему они там оказались.

Анализ выполнения задания.

В зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту задачу.

Одни дети (первый уровень) испытывают значительные трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на «чужие» места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же вам удастся добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: «Кошка на клумбе потому, что она спряталась», «Собака в пруду потому, что она спряталась» и т.п. От кого и почему кошка или собака спрятались, дети при этом уровне развития воображения ответить не могут.

Вместе с тем ситуация коренным образом изменяется, если мы уберем целую картинку и, оставив лишь кружочки, поговорим с ребенком о том, где и почему может находиться тот или иной персонаж. В таких беседах со взрослым дети, как правило, показывают значительно лучшие результаты, чем при самостоятельном объяснении. Они могут придумать — правда, очень короткие и несложные — ситуации и истории (в основном по сюжетам знакомых им рассказов и сказок), объясняющие необычное положение персонажей.

Другие же дети (второй уровень) особых проблем при выполнении этого задания испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, едва мы попросим рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте.

Рассказы дошкольников с этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере малыши очень стараются это доказать. «В прошлом году на даче я видел, как кошка залезла на дерево (помещает кошку на дерево), папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться (ставит собаку в пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)» и т.п.

Если изменить задание и попросить детей объяснить, как расставил персонажи взрослый или другой ребенок, то их рассказы станут более содержательными и детальными, чем тогда, когда они сами ставили картинки и пытались пояснить свои действия. Если же убрать большую картинку, то в отличие от детей с первым уровнем развития воображения они почти не будут реагировать на это, т.е. их рассказы и объяснения не станут качественно ни хуже, ни лучше.

Дети с высоким (третьим) уровнем развития воображения без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение, прищуриваются и т.д.

Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себя какую-либо роль, исходя из которой он и будет вести объяснения. Например: «Я волшебник, сейчас я оживлю эту картинку», — а затем следует фантастический рассказ, объясняющий необычное местоположение предметов. Или после некоторых размышлений: «На столе лежала картинка, и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер (ребенок начинает дуть), и все предметы разбежались». Далее следует сказочный сюжет.

Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Другая особенность в том, что им легче даются объяснения тогда, когда они ставят предметы сами, чем когда их просят рассказать о предметах, размещенных кем-то другим.

Это, вероятно, объясняется тем, что эти дети в своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими управляет. Когда же им надо пояснить «чужое», то они должны проникнуть в «чужой» замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать еще не умеют. Все изображенные в кружочках фигурки имеют свое определенное место на картинке, мы же просим ребенка внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в «необычные» места, а затем объяснить, почему они там оказались.

Читать еще:  Развитие ребенка с рождения методики

Формирование воображения у детей предполагает известную свободу в использовании нормативов и образцов деятельности. Жестко заданные и некритично усвоенные ребенком системы образцов препятствуют творческому решению задач, ведут к однообразным, стереотипным действиям, препятствуют проявлению индивидуальности.

Таким образом, говоря о развитии воображения можно использовать еще один показатель, а именно посмотреть, как ребенок применяет на практике усвоенные образцы и эталоны, т.е. являются ли эти образцы «шорами», ограничивающими его деятельность и препятствующими развитию его воображения и фантазии, или они составляют необходимый базис, на котором впоследствии строятся воображение и творчество ребенка.

Как стать творческим человеком и развить воображение

Воображение представляет процесс визуализации, происходящий в подсознание. Он направлен на создание новых предметов, несуществующих действий, за счет переработки полученных знаний. Полученные в ходе работы воображения предметы и образы могут не соответствовать реальности. Общая характеристика воображения может называться вымыслом.

Способность, дающая сознанию картины, не относящиеся от действительности никакого отношения, называются фантазией. Если воображение направлено на воссоздании будущего самого человека, то это мечта. Общая характеристика воображения тесно связана с психологическими процессами памяти и мышления.

Есть разные теории воображения. Наиболее известна теория, которой придерживались ученые З.Фрейд, Э. Крис, К. Кюби. В ней предполагается брать за основу пережитые в детском возрасте эмоции и чувства. З. Фрейд считал, что все неприятные, незабываемые или яркие переживания, которые испытывают дети, в дальнейшем перерабатываются сознанием, создавая каждый раз новые образы.

Виды воображения

  • Активное − появляющееся вследствие прилагаемых усилий сознанием. Активное воображение создает предметы, которые могут применяться в жизни. Развитая способность увеличивает трудовую деятельность, способствует творческому развитию личности.
  • Пассивным называется процесс получения нереальных образов и предметов, которые нельзя использовать в реальности. Людей с пассивным воображением принято называть пустыми мечтателями. Они как личность не приносят никакого вклада в нашу действительность, в отличие от ценностей, которое приносит активное воображение.
  • Понятие пространства разделяют на следующие виды: реальное и абстрактное. Мы живем в трехмерном пространстве, поэтому пространственное воображение несет большое значение для жизнедеятельности человека. Этот вид способности помогает получить новые необходимые знания, формирующие и решающие задания по ориентации человека как личность в жизни. Пространственное воображение складывается в раннем возрасте. Оно необходимо для работы во многих сферах человеческой жизнедеятельности и несет для человека сложную смысловую нагрузку, направленную на решение логических задач и распознание окружающих объектов.

Этапы становления способности

Эту способность нельзя получить при рождении, оно приобретается в процессе жизнедеятельности человека, основываясь на полученном опыте. Развитие воображения в онтогенезе происходит в 3 этапа.

  • В первую очередь вместе с развитием памяти у ребенка происходит становление воображения. Сначала оно незначительное, из-за отсутствия жизненного опыта. По мере взросления происходит расширение границ способности.

Воображение и его развитие в детском возрасте начинает раскрываться к 3 годам. В эту пору происходит пик развития фантазии у детей, которое они могут не отличить от действительности. Ближе к школьному возрасту, ребенок уже может отличить реальность происходящего от фантазии. Это происходит за счет увеличения жизненного опыта, расширения круга своих интересов, а также связано с появлением в этом возрасте влечения и симпатии.

Воображение и его развитие в детском возрасте переходит на новый уровень в 7–9 лет. В этом сказывается влияние воспитания родителей, понимание ребенком моральных ценностей и обогащение жизненного опыта. Такой скачок в развитии дает возможность выражать фантазии и мечты с помощью игр.

  • В подростковом возрасте происходит формирование человека как отдельной личности. Детское мышление восприятия заменяется на взрослое. Происходит становление творческого начала, так как способность достигает апогея своего развития. В этом возрасте творчество позволяет выразить себя как личность, дает возможность выделиться из окружения.
  • В этом периоде прекращается дальнейшее развитие способности. Оно отдается в распоряжение рассудка. Развитие рационального мышления подавляет воображение, оставляя его потребности далеко позади.

Творческое воображение представляет собой такую разновидность мышления, в процессе которого человеком создаются новые предметы или образы, несущие ценность для человечества. Они появляются вследствие переработки памяти сознанием и с помощью других психологических механизмов.

Творческое развитие представляет собой необходимую часть становления личности. Это не просто трудоемкий процесс, представляющий собой определенную ценность. Существует множество видов творческой деятельности требующих работы фантазии.

Виды творческого воображения

  • Пассивным называется творческое воображение, при котором происходит получение удовлетворения от не существующего желания. Человек при пассивном воображении не хочет что-либо производить в действительности. Его фантазия заменяет ему реальность.
  • Активным называется воображение, направленное на разрешение различных задач, большую часть личного характера. Активное нацелено на будущий период, при котором человек четко разделяет временные промежутки и не теряет чувства реальности. Активная фантазия личности определяется усилием воли и может контролироваться. Активное воображение делится на следующие виды: воссоздающее и творческое.

Так как творческое воображение помогает не только в процессе работы, но и в обычной жизни, позволяет реализоваться как личность, его необходимо постоянно развивать. Развитие творческого воображения у детей и взрослых позволяет улучшить память, расширить мышление легче усваивать информацию.

Существуют различные методики, позволяющие улучшить творческое воображение. Самыми эффективными являются чтение книг и просто богатый жизненный опыт. Достаточно общения с разносторонними, умными людьми, ведения активного образа жизни, занятия разными видами деятельности для получения необходимого опыта. Развитие творческого воображения будет расти вместе с интеллектуальными способностями.

Чтение литературы может улучшить развитие творческого воображения, намного повысить словарный запас. Чтение книг помогает легкому развитию фантазии, потому что при чтении происходит визуализация прочитанного текста. Фантазия задействуется лучше при прочтении качественной интересной литературы.

Активное воображение заставляет проводить аналогию между полученным опытом и действительностью. Способность выстраивать ассоциации является главным спутником фантазии.

Методики для развития мышления и воображения

Необходимо выбрать букву алфавита и назвать предметы, находящиеся в вашем окружении на эту букву. Их должно быть как можно больше. Частое выполнение этого простого задания поможет хорошо развить фантазию и мышление.

Для этого задания необходимо найти интересную по сюжету картинку и придумать к ней названия и описание. Для этого хорошо подойдут работы известных художников. Можно не останавливаться на картинках и перенести это упражнение на встречающихся людей или животных, придумывая им разные истории и биографии. Эти методики помимо развития творческих способностей, добавят еще в вашу копилку креативного мышления.

Смысл этого задания заключается в ответах на вопрос что изображено на рисунке. Лучше всего подойдут рисунки с геометрическими фигурами.

Эти задания, если их выполнять как можно чаще, разовьют память, творческие способности, а также произойдет сильное интеллектуальное обогащение. Исследование творческого воображения происходит с помощью специальных тестов и методик, которые оценивают активное воображение и способы творческого мышления человека.
‘ alt=»»>

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector