Методики развития творчества
Методы развития творческих способностей дошкольников.
Слайд 1.Методы развития творческих способностей у детей.
Слайд 2 . Без впечатлений, восторгов, вдохновения,
без жизненного опыта — нет творчества.
Слайд 3. Наш мир нуждается в творцах, причем это не обязательно художники, архитекторы или писатели. Креативные идеи воплощаются в умении находить решение в безвыходной ситуации, совершенствовать вещи и подыскивать им новое применение, выдвигать философские концепции, которые меняют мировоззрение. И заложить основу всего этого вы можете прямо сейчас, помогая ребенку в поисках творческого самовыражения.
Слайд 4. Творческие способности не ограничиваются навыками рисования, пения или лепки. Их актив гораздо шире, он включает в себя следующие умения: стремление познавать мир и делать открытия; умение использовать полученные знания на практике, изобретательство; стремление видеть необычное в повседневных объектах; воображение и фантазия; проявление инициативы; интуиция; живая активность ума. Все эти понятия находят конкретное выражение.
Слайд 5 .Например, дети учатся замечать красоту природы и архитектуры и воплощать это в своих творениях, находить новое применение вещам, изобретают слова, рисуют, представляют себя героями любимых книг, мультфильмов, сочиняют истории, танцуют и поют. Педагогам и родителям важно не затушить искры этих проявлений, ведь они раскрывают потенциал одаренности ребенка.
Слайд 6. Первые задатки творческого подхода проявляются в ребенке очень рано. Даже самостоятельная попытка спуститься с кровати, незаметно дотянуться до телефона, случайно забытого на столе, или рисовать на обоях – это тоже своего рода творческий акт. Ведь ребенок активно исследует окружающую среду, находит применение ее объектам, ставит цели и идет к ним своим нестандартным путем.
Слайд 7. Развитие творческих способностей детей меняется с возрастом: 3-5 лет. В этот период закладывается основной фундамент личности, а потому и творческие способности развиваются наиболее интенсивно. В дошкольный период характерна повышенная любознательность, избирательная и эффективная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении, упорство в достижении целей и повышенная концентрация, яркое воображение, развитое чувство справедливости, чрезвычайная эмоциональная восприимчивость. Малыш испытывает сильную потребность в познании и активно откликается на любые методы творческого развития.
Важно не упустить момент и развить «творческую жилку» в самом раннем возрасте, ведь впечатления этого периода оставят яркие воспоминания на всю жизнь. Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.
Слайд 8. Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.
Слайд 9 . Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.
В процессе организации обучения развитию творческих способностей
большое значение придается общедидактическим принципам:
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.
1. Каждая игра представляет собой набор задач.
2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с
разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут
возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач — способствует развитию
Слайд 10. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо
— развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
— задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
— творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к.
создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Наряду с принципами используют и методы:
К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.
Упражнения — многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
Упражнения подразделяются на: конструктивные, подражательно-
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой
деятельности в сочетании с другими приемами.
Моделирование — это процесс создания моделей и их использования.
К наглядным методам относится наблюдение — рассматривание рисунков, картин, просмотр видеофильмов, презентаций, прослушивание аудиозаписей.
Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.
В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.
Перечисленные методы развития творческих способностей детей, давно знакомы, фактически это программа занятий в детском саду. Однако нельзя забывать о том, что на раннем этапе развития у детей закладываются базовые представления о мире, которые лягут в основу личностных черт и качеств характера ребенка. Личность ребенка развивается непрерывно, а не от случая к случаю, поэтому задача педагогов и родителей создать и постоянно поддерживать среду, которая будет побуждать к творчеству. Развитие творческих способностей у детей – важный процесс формирования гармоничной личности.
Слайд 12 . Отдельно хочется остановиться, о достаточно популярном методе в изобразительной деятельности – использовании нетрадиционных методик.
Слайд 13 .Актуальность необходимости работы по развитию воображения дошкольников связана с усилением интереса педагогов и детских психологов к возможностям изобразительных способностей детей. Именно изобразительная, продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Это объясняется тем, что художественная творческая деятельность в силу своей специфики представляет собой естественную «школу творческого развития».
В современной методике обучению рисованию детей дошкольного возраста разработано немало нетрадиционных приемов, которые способствуют не просто совершенствованию изобразительной деятельности, а направлены на развитие творческого воображения.
Основные нетрадиционные техники, обучение которым осуществляется воспитателями в группах: рисование свечой, «пушистое рисование», рисование на мокрой бумаге или «по-мокрому», рисование на мятом листе, «кляксография», «монотипия», «точечный рисунок», «объемное рисование» (прямо из тюбика с краской), печатание, «набрызг», процарапывание («граттаж»), «ниткография», рисование пальчиками и ладошками, создание коллажей.
Слайд 14 .В аппликации: обрывная аппликация, накладная аппликация, модульная аппликация, симметричная аппликация, ленточная, силуэтная, квиллинг, торцевание, коллаж, оригами, аппликации из крупы, соломы, из засушенных цветов и др.
Слайд 15. В лепке – тестопластика, пластилиновая графика, пластилиновая мозаика.
Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов.
Слайд 16. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальные рисование, лепка, аппликация раскрывают творческие возможности ребенка, позволяют почувствовать краски, пластилин их характер и настроение. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Все дети любят творить. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги, в лепном образе или в виде аппликации.
Дети готовы к творчеству, но важно, чтобы к сотворчеству был готов педагог! От той работы, которую организует и проведет воспитатель совместно с родителями, зависит неординарное отношение будущего творца к своей жизни и деятельности.
Слайд 17. (Ф.М. Достоевский) говорил: «Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, — неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете». Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
Методика творческого развития
Приучать ребёнка к прекрасному, развивать фантазию и художественный вкус необходимо как можно раньше. Андрей Маниченко предложил идею новой методики творческого развития : целенаправленно формировать цветовосприятие ребенка с помощью цветных карточек и творчески развивать малышей с помощью специальных занятий.
Развитие цветовосприятия
В конце XVII века Исаак Ньютон, использовав спектральную последовательность, расположил цвета по кругу, сконструировав таким образом первую научно обоснованную систему из семи цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового. Все остальные цвета, окружающие нас в жизни, являются производными основных цветов, их дополнительными оттенками. Полученные оттенки имеют ассоциативные названия, т.е. названия, которые вызывают у нас ассоциации с тем или иным предметом или явлением. Например: оранжевый можно назвать морковным, т.к. он похож на цвет моркови. Васильковый напоминает цветущие васильки, оливковый – цвет спелых оливок, шоколадный – цвет шоколада и т.д.
Для первоначального знакомства с цветом выбрано 100 оттенков. У каждой карточки есть свой уникальный оттенок, своё оригинальное название на оборотной стороне: небесный, медовый, чайная роза, сомо, божоле, маренго… Там же размещены удивительные факты о происхождении цвета, раскрывается его значение. Ребёнок выучит не только новые цвета, но и расширит словарный запас.
Если Вашему ребенку три-четыре месяца, занятия можно проводить примерно так: возьмите две-три карточки из основных цветов и покажите малышу. При этом Вы сообщаете ребёнку: «Радость моя, это – красный цвет». Держите карточку до тех пор, пока глаза малыша не остановятся на ней. Это может произойти или сразу, или через несколько секунд. Как только взгляд ребенка остановился на карточке, Вы её убираете. Ту же самую операцию Вы проводите с другим цветом. С этими карточками можно работать на протяжении трёх-четырёх дней, показывая их в течение дня три-четыре раза. Такая форма работы с цветами развивает не только мозг ребенка, но и его зрительные и слуховые анализаторы. Ведь Вы произносите название цвета красиво и чётко. Стараться говорить как можно громче не стоит – наоборот, произносите название карточек каждый раз с новой интонацией. Это позволит малышу понять интонационное богатство устной речи и послужит способом привлечения его внимания.
Малышам постарше (шесть месяцев и более) можно показывать за одно занятие четыре-пять карточек с цветами. Вы быстро показываете цвета, называя их при этом, два-три раза в день на протяжении трёх-четырёх дней. Когда ребенок научится распознавать основные цвета, находить их на фоне других цветов, показывать очень мелкие предметы этих цветов, переходите к следующему этапу. Познакомьте малыша с оттенками основных цветов.
Малышам в возрасте одного года и старше можно давать интересную информацию о цветах, расположенную на обороте карточек. Сначала можно описать цвет: объяснить ребёнку, к какой цветовой группе относится данный оттенок, с цветом какого предмета его можно ассоциировать. Например, можно сказать, что жёлтый цвет – это цвет яичного желтка, цвет солнышка, а шоколадный – это коричневый, цвета шоколада.
На следующих занятиях можно познакомить ребёнка с интересным фактом, который связан с данным цветом или оттенком. Например, можно рассказать, что название цвета «фрезовый» произошло от французского слова «фрайс» – «земляника». Фрезовый – это цвет протёртой с сахаром земляники.
Информация на обороте карточек поможет расширить знания малыша по географии, истории, музыке, биологии, минералогии. Малыш узнает, из каких языков к нам пришли названия отдельных цветов и оттенков, что они обозначают.
Не забывайте постоянно закреплять цветовосприятие малыша. Например, гуляя с ребенком на улице, Вы обращаете его внимание на окружающие предметы, называя их цвет. Разнообразить Ваши занятия, игры, прогулки с малышом помогут стихи, которые Вы можете сочинить сами или воспользоваться подборкой стихов из методического пособия.
При знакомстве малыша с оттенками основных цветов можно работать с пятью-десятью карточками два-три раза в день на протяжении двух-четырёх дней. По истечении этого времени смените старые карточки на новые и продолжите занятия по прежней схеме. Наборы карточек с цветами Вы формируете, исходя из Ваших цветовых пристрастий и интереса ребёнка к группам цветов.
Формы показа карточек с цветами могут быть разными.
Вы можете перекладывать карточки на уровне глаз ребенка на расстоянии 30-40 сантиметров от него. Вы можете прикрепить ряд цветных карточек (5-10 штук) на стеклянную дверь на уровне роста ребенка. С одной стороны двери малыш будет видеть цвет, с другой – его название. Каждый раз проходя мимо такого весёлого стекла, ребенок без труда запомнит и сам цвет, и слово, его обозначающее. Карточки на стекле можно менять каждые три-пять дней.
Вы можете выложить из карточек с цветами радугу, чтобы малыш знал в ней порядок цветов. То же можно сделать с оборотной стороной, т.е. со словами.
На одном из занятий Вы можете разложить группы цветов от светлого до тёмного. Затем цвета можно выложить в обратном порядке: от тёмного до светлого. То же самое можно проделать с оборотной стороной карточек, т.е. со словами.
Можно расположить карточки с цветами (5-10 штук) на стене. Через день произведите замену нескольких старых цветов на новые. Лучше на начальном этапе добавлять совершенно другой цвет. Позже можно работать с оттенками одного и того же цвета, постепенно заменяя две-три старые карточки на новые. При этом у малыша будет развиваться наблюдательность. По такой же схеме можно проводить занятия со словами, т.е. с оборотной стороной карточек.
Малышей старше полутора лет можно знакомить с оттенками цветов с помощью сказки. Предлагаем десять «Цветных сказок», главная героиня которых – Капелька – путешествует по сказочным цветным мирам.
Приготовьте карточку василькового цвета, спрячьте в ладонях карточку-Капельку и загадочным голосом произнесите: «Малыш, смотри, кого я нашла. Это же Капелька. Ты знаешь, откуда она к нам пришла? Из сказки». Сохраняя сказочную атмосферу, расскажите первую сказку про Капельку. На словах «мгновенно стала василькового цвета» наложите карточку-Капельку на карточку василькового цвета, и Вы увидите, как Капелька из прозрачной станет васильковой. По окончании сказки можете прогуляться с малышом по дому и накладывать карточку-Капельку на окружающие предметы. А какого ещё цвета может стать волшебная Капелька? Вот она стала цвета дивана, а теперь цвета телевизора, а потом цвета спящей кошки!
Аналогичным образом можно работать с другими сказками. Заранее приготовьте карточки с цветами, которые встречаются в данной сказке. Эти цвета выделены в тексте жирным шрифтом. Называя новый цвет, накладывайте карточку-Капельку на нужную цветную карточку.
В процессе занятий Вы с ребенком создаете свои собственные, воображаемые или ассоциативные цвета, например: цвет весёлого настроения, цвет дождя, цвет смеха, волшебный цвет… Для этого можно воспользоваться белыми карточками. Вы с ребёнком сможете их раскрасить и подписать — так появятся особенные цвета, созданные воображением и настроением Вашего малыша.
Помните, что никто не знает Вашего ребёнка лучше Вас. Поэтому приведённая выше дозировка количества карточек и дней для занятий – не обязательная, а приблизительная. Чем больше творчества и выдумки Вы будете вносить в занятия с малышом, тем интереснее и продуктивнее они будут.
Чтобы Ваши занятия-игры с ребёнком по развитию его цветовосприятия были и продуктивными, и интересными, обратите внимание на наши советы.
1. Не забывайте называть цвета предметов, которые окружают малыша в жизни.
2. Начните знакомство с цветами путём показа предметов одного, определённого цвета. Предметы пёстрой, рябой окраски можно называть позже, когда уже хорошо усвоены чистые, основные цвета.
3. Создавайте свой «цветной» словарик. Пусть в нём появятся «папин цвет», «цвет маминого настроения», «чайный цвет» и многие другие. Помните, что в природе тысячи оттенков, каждому из которых Вы можете дать имя.
Изотворчество
К полугоду Ваш малыш уже приобрёл определённый жизненный и интеллектуальный опыт. Пришла пора и для творчества! К 6-7 месяцам кроха уже сидит за общим столом и почти участвует в разговоре, путешествует по квартире, пробует делать первые шаги, он знает, как работают дверцы шкафов, где живут гремящие кастрюли – всего и не перечислить! Почему бы Вам не заняться с ним рисованием? Чем раньше Вы дадите ребёнку краски, тем лучше. Начните с того, что рисуйте при малыше сами. Показывайте малышу краски, называйте их, демонстрируйте сочетания цветов. Рисование пальчиками подготовит вашего малыша к «настоящему» рисованию, познакомит его с цветом, формой, поспособствует развитию мелкой моторики.
Малыш с помощью 70 специальных игровых заданий научится работать красками, карандашами и мелками, лепить из пластилина, работать с цветной и белой бумагой. Изучение основных художественных принципов позволит развить творческий потенциал ребёнка. Предложенные игры-занятия не обязательно проводить в описанной последовательности. Занимайтесь столько, сколько захочется, и так, как захочется: можно одно занятие проводить несколько дней подряд, можно в один день провести сразу несколько занятий. Для этого, прежде всего, прочитайте методическое пособие от начала до конца, выберите понравившиеся занятия, соответствующие возрасту Вашего ребёнка и его умениям. Вы можете составить индивидуальную программу занятий для Вашего малыша.
Творческая Личность
ПРОСТРАНСТВО КОУЧИНГА И ТВОРЧЕСТВА
5 современных методов для быстрого развития творческих способностей дошкольника
Если Вы хотите, чтобы ребенок вырос успешным и счастливым, его обязательно нужно развивать творчески. И для этой цели разработаны специальные методы, которые стоит взять на вооружение.
Особенно это касается дошкольников. С четырех лет у них развивается логическое мышление, они переходят рубеж того возраста, когда все было неосознанным. И именно сейчас ум вашего ребенка – хорошая почва, в которую пора сажать семена успеха.
Методы и приемы творческого развития ребенка
Метод аналогий и альтернатив
Цель этого приема – развитие творческого вариативного мышления у ребенка.
Вы даете ребенку задание, в ответ на которое он должен:
— придумать все возможные альтернативы ее решения. То есть, разработать множество возможных идей, которые могут быть реализованы как решения.
Например, как добраться до замка принцессы, который стоит на горе? Пешком, прилететь на шаре, прорыть тоннель.
— придумать решения по аналогии. То есть, если вы с такой задачей еще не сталкивались, то можно рассмотреть схожие задачи из опыта, и применить решения, которые к этим задачам применялись.
Например, как построить большой песочный замок? Мы помним, что домики из лего строятся постепенно из отдельных деталек. Значит, замок из песка мы можем построить тоже постепенно, а вместо деталек у нас будут горсти песка в ладошках.
Что дает метод:
- Развивает способность мыслить масштабно
- Начальный опыт по выстраиванию логических связей
- Нестандартность мышления
- Развитие памяти и причинно-следственных связей
- Гибкость ума