221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методики развития внимания

Упражнения для развития внимания у взрослых

Каждое мгновение мозг получает множество сигналов как от внешнего мира, так и от внутренних органов. Наша психика просто не способна реагировать на все эти звуки, запахи, зрительные и тактильные образы, ощущения и световые волны. Да это и не нужно. Мы выделяем из всего потока информации лишь важное, значимое или яркое. То, на что обращаем внимание.

Что такое внимание

Внимание определяется как сосредоточение сознания на определенном объекте. Это особый познавательный процесс, отличающийся от всех остальных тем, что он не имеет собственного содержания и существует как бы внутри других психических явлений:

Но несмотря на «несамостоятельность», внимание – очень важный процесс. Уровень его развития влияет и на качество мыслительной деятельности, и на запоминание информации, и на ее анализ, и на четкость движений. От внимания зависит эффективность любой деятельности и безопасность человека.

Глубинной, психофизиологической основой внимания является доминанта – преобладающий очаг возбуждения в коре головного мозга. Он возникает от воздействия самого сильного или значимого раздражителя и буквально подавляет другие очаги возбуждения, заставляя человека сосредотачиваться на главном, первостепенном.

Представьте, что вы читаете интересную книгу или смотрите увлекательный фильм. Вы настолько погружены в этот процесс, что не замечаете ничего вокруг, можете не прореагировать, даже если кто-то окликнет вас по имени, хоть имя для человека является очень сильным раздражителем. Так работает непроизвольное внимание, основанное на интересе. Вас может отвлечь от чтения более сильный раздражитель, например, громкий звук хлопнувшей двери, и происходит переключение внимания на другой объект.

Внимание всегда избирательно и вычленяет из окружающего мира объекты, имеющие для нас особое значение:

  • связанные с интересами и увлечениями;
  • имеющие отношение к потребностям, в первую очередь витальным (жизненно важным);
  • сильные раздражители: громкие звуки, яркие вспышки света, резкие запахи, удары, толчки, боль и т. д.;
  • резкая, неожиданная смена обстановки: новая мебель в квартире друга, выпавший поутру снег за окном, яркий плакат на стене дома.

Это касается непроизвольного внимания, которое возникает как бы само по себе и не требует усилий для его поддержания. А как заставить себя сосредоточиться на чтении скучного учебника, официальной бумаги, на выполнении нудных, неинтересных, но необходимых действий? Ведь если просто заставлять себя концентрировать внимание, то мозг быстро устанет, мысли начнут разбегаться или неудержимо захочется спать.

Когда говорят о необходимости развития внимания, то имеют ввиду произвольное внимание, требующее усилий для его поддержания.

Как научиться управлять произвольным вниманием

Допустим, вы бы хотели стать более внимательными и сосредоточенными, даже когда выполняете скучную работу. Это вполне понятное желание. Но внимание – сложный процесс, обладающий многими свойствами, которые в жизни и деятельности имеют разное значение. Поняв, как работает внимание, в чем оно проявляется, можно научиться им управлять. Это требует меньше усилий и времени, чем упражнения тренингов, но не менее эффективно.

Устойчивость внимания

Это способность продолжительное время сохранять сосредоточение на одном объекте. Если объект вам неинтересен, скучен или однообразен, то поддерживать устойчивое внимание сложно и утомительно. Как показывают исследования, при пассивном поведении человека произвольное внимание сохраняется всего 5–7 секунд. Что вам поможет в этом случае:

  1. Заинтересованность. Любой даже самый скучный учебник содержит полезную информацию. Попробуйте не просто читать, а постараться связать информацию со своими интересами, профессиональной деятельностью и т. д. Если это удастся, то возникнет психическое явление, которое называют послепроизвольным вниманием. Так же как и непроизвольное, оно не требует волевых усилий для поддержания.
  2. Активная мыслительная деятельность. Постарайтесь не просто читать или выполнять бессмысленную на ваш взгляд работу, а найти в ней смысл, начать думать, анализировать информацию. Читая, комментируйте текст, спорьте с автором, выделяйте главное, иронизируйте над тем, что кажется вам ненужным или нелепым. То есть заставляйте мозг работать, и он будет поддерживать вашу сосредоточенность.
  3. Поиск разнообразия. Найдите в объекте, на котором нужно сконцентрировать внимание, что-то необычное, яркое, неожиданное. Вы считаете, что ничего неожиданного в скучном документе нет? А вы постарайтесь найти, сделайте это увлекательной игрой.

Используя такие приемы, можно удержать произвольное внимание уже не 5-7 секунд, а до 20 минут, а если возникнет заинтересованность, а с ней и послепроизвольное внимание, то значительно дольше.

Объем внимания

Говорят, Юлий Цезарь мог одновременно выполнять несколько дел. В этом нет ничего сверхъестественного, даже нетренированный человек в сфере своего внимания способен удерживать 5–9 разнородных, не связанных друг с другом объектов. А если между ними есть логическая связь или они объединяются в целостную конструкцию, то таких объектов может быть значительно больше. Например, в тексте мы воспринимаем не отдельные буквы, а слова или даже целые предложения.

Правда, тут есть ограничения: контролировать мыслительную деятельность вместе с внешней, предметной можно, а вот решать одновременно две задачи, требующие разной умственной работы, значительно сложнее, а иногда и вообще невозможно. Скажем, можно обдумывать план статьи и мыть посуду, а вот читать книгу и параллельно совершать арифметические действия, увы, не получится.

Для того чтобы увеличить объем своего внимания, необходимо соблюдать 2 условия.

  1. Научиться воспринимать объекты, требующие внимания, взаимосвязано, создавать из них воображаемые композиции или объединять их какими-то общими признаками и логическими связями.
  2. Не менее важное условие – включение объектов внимания в деятельность и развитие профессиональных навыков. Например, опытный водитель за рулем без особых усилий одновременно следит за дорогой впереди и в зеркале заднего вида, за показаниями приборов, улавливает нюансы звуков мотора, да еще и слушает пассажира. А хороший учитель не только рассказывает учебный материал и пишет на доске, но и замечает все, что делают в классе его 30 учеников.

Распределение внимания

Это свойство тесно связано с его объемом. Чем лучше мы умеем распределять внимание между различными объектами, тем больше его объем. Именно эта способность дает нам возможность делать несколько дел одновременно.

Способность к распределению внимания зависит не только от тренировки и профессионализма, но и от индивидуальных психологических особенностей.

  • Человеку с подвижной нервной системой и быстрой реакцией легче распределять внимание, зато у него возникают проблемы с концентрацией и устойчивостью.
  • А человек флегматического темперамента дольше сохраняет высокую концентрацию внимания, но с трудом справляется с его распределением и переключением.

Впрочем, есть методики, которые помогут выработать навыки переключения, распределения и устойчивости внимания.

Упражнения по развитию внимания

Как вы уже поняли, сложно говорить о развитии внимания вообще. Эту комплексную задачу можно решить, выполняя упражнения, направленные на улучшение различных свойств этого психического процесса.

Концентрация и устойчивость внимания

Упражнение 1

Возьмите какой-то небольшой и не слишком сложный предмет, например, карандаш или даже собственный палец. Засеките время и сосредоточьте внимание на его кончике. Старайтесь ни на что не отвлекаться, и как только почувствуете переключение внимания (например, в голове возникнет какая-то посторонняя мысль), сразу прекратите упражнение и запишите время, которое прошло с момента его начала.

А теперь повторите это упражнение, только концентрируя внимание, например, на карандаше, старайтесь внимательно и осмыслено его рассматривать:

  • как заточен грифель;
  • какого он цвета;
  • какие есть оттенки;
  • какого цвета рубашка;
  • какие на ней сколы, царапины и т. д.

Чем больше деталей и нюансов вы обнаружите, тем дольше удержите концентрацию внимания. Обратите внимание, как изменилось время сохранения устойчивого внимания.

Упражнение 2. Тренировка слухового внимания

Сядьте поудобнее, чтобы вам ничего не мешало и не отвлекало, расслабьтесь, закройте глаза и прислушайтесь. Сосредоточьтесь на звуках, которые вас окружают.

Читать еще:  Теория свободного воспитания м монтессори

Даже если вам кажется, что в комнате абсолютно тихо, то вы поторопились с выводами – абсолютной тишины не бывает. Будьте внимательнее и вы услышите звуки. Постарайтесь их идентифицировать, сосредоточьтесь на каком-то одном. Упражнение прекращайте, как только начинаете отвлекаться или… засыпать.

Улучшение объема внимания

Упражнение 1

В течение нескольких секунд посмотрите на какой-то предмет или человека. Затем отвернитесь и постарайтесь максимально подробно во всех деталях описать объект вашего наблюдения. Затем вновь повернитесь и определите, что ускользнуло от вашего внимания.

Это упражнение хорошо помогает развивать и кратковременную память, которая непосредственно связана с объемом внимания.

Упражнение 2

Попросите кого-нибудь разложить на столе 15–20 небольших разнородных предметов (карандаш, игрушку, часы, расческу и т. д.). Подойдя к столу, в течение нескольких секунд посмотрите на предметы, затем отвернитесь и назовите, то, что видели. Сколько сумели запомнить? Если больше 7 предметов, то у вас хороший объем внимания.

Распределение внимания

Упражнение 1

Возьмите лист бумаги и два карандаша – по одному в каждую руку. Одновременно постарайтесь нарисовать на листе разные геометрические фигуры, например, правой рукой треугольник, а левой круг.

Упражнение 2

Возьмите лист бумаги и ручку, включите аудиозапись книги или рассказа и начинайте записывать все, что с вами произошло вчера как можно подробнее. Через 10–15 минут остановитесь, прочитайте, что вы написали и перескажите содержание прослушанного отрывка.

Эти упражнения помогут улучшить характеристики вашего внимания, но помните, что любые навыки вырабатываются только благодаря упорным тренировкам. Поэтому упражнения надо выполнять многократно и желательно ежедневно.

Игры для развития концентрации внимания

Для чего необходимо развивать внимание?

Человеку, в любом возрасте, сложно сконцентрироваться из-за отвлекающих факторов: посторонний шум, суета вокруг, и даже собственные мысли.

Мир не останавливается, для того чтобы мы спокойно решили своих задачи.

И если не решать проблему с концентрацией, то возникают такие серьезные проблемы как: провалы в учебе и на работе, разлад в семейной жизни, сложности с освоением новых навыков.

Если Вы читаете это страницу, значит вопрос об улучшении внимания, стал актуальным. А если есть проблема, будем её решать.

Как повысить концентрацию внимания?

Все хорошее к чему стремиться человек, проходит через трудности. Их преодоление и повышает цену, полученных умений. Чтобы преодоление не становилось «вечным боем», достаточно придерживаться основных правил:

Первое правило: главное заставить себя начать, а потом станет легче.

Считается, что существует несколько видов внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.

  • Произвольное внимание базируется на силе воли индивидуума. Это оно помогает заставить себя делать домашние дела, несмотря на такие помехи, как лень.
  • Непроизвольное внимание срабатывается независимо от нашего желания, когда сила посторонних раздражителей, затмевает другие моменты. Например, мы пытаемся уснуть, но вдруг начинаем прислушиваться к скрипам и шорохам в соседней комнате.
  • Послепроизвольное внимание возникает в результате сосредоточения. Преодолевая трудности во время произвольной концентрации, человек привыкает к ним, и сама деятельность начинает вызывать интерес. Именно в этом состоянии выполняется и решается большинство жизненных задач.

Правило второе: регулярность, быстро переходит в хорошую привычку.

Определите себе точное время для занятий и тренировок. Для начала хватит и нескольких минут в день.

Но обязательное условие: пропускать нельзя!

Достаточно один раз дать себе слабину, и считайте, что все придется начинать сначала. Без силы воли (произвольное внимание), на первых парах, не обойтись.

Правило третье: творческих подход, к решению проблемы — это всегда успех.

Не превращайте свои занятия в рутину. Нет ничего хуже постоянно заставлять себя заниматься скучным делом. Есть много вариантов тренировки внимания.

Выбирайте тот, что более всего подходит лично Вам.

Тренировка внимания: Осознание мира

Находясь на улице или на работе, постарайтесь сконцентрировать внимание на том, что происходит вокруг. Подмечайте для себя: где идете, что делаете, кто рядом, чем заняты окружающие, какая погода.

Не позволяйте себе уйти в прострацию и держите внимание.

Для усложнения задачи: отмечайте количество повторяющихся факторов. Например, сколько раз коллега сбежал на перекур, или сколько красных машин затормозило на светофоре.

Выполняя привычные действия, совершайте их осознано. Для начала, сосредоточьтесь на выходе из дома, проконтролируйте каждый свой шаг. Как умылись, оделись, позавтракали, вышли из дома.

Это занятие, не только поможет увеличить силу внимания, но уберет тревожные вопросы: выключил ли утюг, закрыл ли дверь.

Тренировка внимания: Новый взгляд

Попробуйте посмотреть на окружающие Вас предметы более внимательно.

Придумывайте новые свойства для того или иного предмета. Отмечайте качество и внешний вид вещей. Постарайтесь увидеть вокруг себя то, чего не замечали раньше.

Такое упражнение помогает научится переключать внимание с одной задачи на другую.

Тренировка внимания: Медитация

Как ни удивительно, но медитация очень хорошее упражнение для улучшения внимания. Включив хорошую музыку или в полной тишине, полностью расслабьтесь, примите удобную позу. Дышите плавно и свободно. Отвлекитесь от посторонних мыслей.

Переведите мысленный взгляд на кончик носа, и зафиксируйте внимание на нем. Следите только за ощущениями, дыханием и мысленном взглядом на кончике носа.

Как только мысли переключатся на что-то другое, вернитесь в начальную точку.

Игры и упражнения для повышения внимания.

Игр для развития памяти и внимания невероятное количество, и каждый день придумываются новые. Мы приведем здесь ряд, наиболее интересных упражнений, способствующих общему развитию мозговой деятельности.

Упражнения можно выполнять всей семьей, превратив личную тренировку, в развлечение для всех домочадцев.

Для некоторых упражнений, потребуются дополнительные атрибуты, которое можно подготовить самостоятельно или заказать на нашем сайте.

Активная разминка для повышения концентрации внимания — «Алфавит»

Одна из любимейших игр для детей младшего школьного возраста.

Упражнение улучшает концентрацию и внимательность ребенка.

Пояснения:
верхний ряд – буквы, которые нужно называть вслух,

нижний ряд – обозначение какую руку поднимать вверх (правая, левая, обе)

Задача:

одновременно называйте верхнюю букву и поднимайте нужную руку.

Варианты игры:

  1. Случайное расположение заданий относительно букв.
  2. Задания разделены на гласные и согласные буквы. В зависимости от вида буквы, поднимается правая, левая или обе руки.
  3. Используем в задании цветные карточки. Случайное расположение заданий относительно букв.
  4. Используем в задании цветные карточки. Задания разделены на гласные и согласные буквы. В зависимости от вида буквы, поднимается красная, синяя или зеленая карточки.

Известная и веселая разминка для ума «Цветные Слова»

Часто используется в качестве разминки на занятиях как с детьми, так и со взрослыми.

Упражнение способствует формированию связей полушарий мозга, улучшает концентрацию и внимательность. Кроме того, данное упражнение используется в профилактики болезни Альцгеймера.

Задача:

Нужно произнести вслух ЦВЕТ написанного слова, а не читать слово как есть.

Мы усложнили данную игру, и предлагаем использовать несколько вариантов заданий.

Варианты:

  1. Цветные слова- назвать цвет слова
  2. Фигуры- назвать цвет фигуры
  3. Назвать цвет слова, написанного в фигуре

Тест Бурдона для исследования степени концентрации и устойчивости внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в задании буквы или знаки.

Обработка результатов теста

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных (не зачеркнутых) знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков.

Концентрация внимания оценивается по формуле:

С–число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
П–количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Расшифровка показателей:
Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С.

Читать еще:  Знание теоретических концепций воспитания относится к

Развитие внимания по таблицам Шульте.

Вам понадобятся таблицы с разбросанными хаотично цифрами.

Задача – как можно быстрее найти их по-порядку от 1 до 25. Детям можно показывать на цифры пальцем (ручкой), взрослым достаточно пробежать по ним глазами.
Засеките время по секундомеру на прохождение каждой таблицы. Закончив поиск цифр на одной таблице, запишите время, и переходите к следующей.
Средние нормативы на одну таблицу: 7-9 лет – 1 мин 10 сек. Взрослые – 40 сек.

Таблицы Шульте можно использовать и как тренажер, то есть проделывая выше сказанное регулярно Вы:

  • натренируете внимание, улучшите его отдельные показатели
  • концентрацию, распределение, переключение, устойчивость к стрессовым воздействиям,
  • повысите скорость чтения (скорочтение),
  • улучшите быстроту реакций.

Игра на внимательность «Нелепицы»

Помимо внимательности, игра развивает логическое мышление и воображение. Рекомендовано детям младшего школьного возраста, в качестве умственной разминки.

Задание:

На картинках изображены сюжеты известных сказок, но в этих сказках, пошло что-то не так. Все перепуталось, появилось то чего быть не должно, а нужное пропало. А вот что именно не так- предстоит определить Вам.

Художник: Матюгина Александра.

Игра для развития концентрации внимания «Змейка»

Игра развивает концентрацию внимания и оперативную память. Данную игру можно использовать в качестве разминки во время занятий.

Правила игры:

Двигаясь по часовой стрелке от ячейки к ячейке, постарайтесь запомнить количество повторений каждого рисунка.

Задачи в игре могут изменяться:

  • запоминание количества определенных предметов;
  • запоминание количества цветов;
  • запоминание последовательности предметов или цветов.

Варианты:

  • Для разнообразия игры, картинки могут быть одного или разного цвета.
  • Можно использовать одну картинку, но в разных цветах. В этом случае, нужно будет назвать сколько картинок было того или иного цвета.

Игра для развития внимания «Поиск предмета»

Игра развивает концентрацию внимания и оперативную память. Задания простые и подходят для любого возраста.

Задача:

Запомнить предметы на картинке, после чего вспомнить и назвать их.

Варианты игры:

1 ) Запомнить предметы на первой картинке. На второй картинке представлен измененный набор предметов. Необходимо назвать, что появилось, и что пропало.

2) Запомнить какие предметы и где расположены на первой картинке. Посмотрев на вторую картинку, назовите где и что лежало.

3) Запомнить последовательность предметов на первой картинке. Посмотрев на вторую картинку, требуется вспомнить последовательность.

4) На первой картинке, требуется запомнить список предметов. На второй картинке, необходимо найти предметы из списка.

Подобные игры можно найти в мобильных приложениях, или установить на компьютер.

Интересный вариант игры: на столе помещаются предметы, ребенку дается время запомнить их. После чего ребенка просят отвернуться, и часть предметов убирают, а остальные меняют места. Задача ребенка, повернувшись, определить, что пропало.

Диагностика и развитие внимания

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Основные свойства внимания — устойчивость, переключение и распределение.

Устойчивость внимания — это способность дли тельно сосредоточиваться на чем-нибудь. Будущие школьники могут заниматься одним и те же видом деятельности до 1-1,5 часа.

Переключение внимания — это способность переходить от одного вида деятельности к другой, от одного занятия к другому.

Распределение внимания — это способность действовать сразу с двумя или несколькими предме тами. К началу учебного года дошкольники могут распределять внимание между 6-7 предме тами.

В дошкольном возрасте происходит постепенны переход от непроизвольного внимания к произвольному.

Непроизвольное внимание характеризуется тем, что вызвано новыми, привлекательными и интересными в данный момент предметами.

Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно неинтересно.

Умение сосредоточиваться достигается благодаря развитию внимания, которое подчиняется нашей силе воли, действует согласно нашему «произволу». От уровня произвольности внимания, его объема, концентрации зависит успешность обучения в школе.

Выполните вместе ребенком упражнение на развитие концентрации внимания «Соответствие букв».

Сделайте два одинаковых набора карточек, на которых есть все буквы алфавита (можно использовать разрезную азбуку).

Напишите одну букву на одной стороне карточки, оставляя другую чистой.

Разложите карточки рядами «лицом вниз».

Первый игрок выбирает любые две карточки и переворачивает их. Если они совпадают, например, на них буквы «А», то отложите их в сторону и присудите игроку одно очко.

Теперь второй игрок выбирает две карточки. Если совпадающей пары не получилось, положите карточки «лицом вниз» на те же самые места.

Цель упражнения (концентрация внимания): запомнить расположение карточек и выбрать совпадающую пару.

Тесты на выявление уровня развития

внимания у детей

Наиболее популярной методикой для исследования внимания является так называемая корректурная проба. Данный тест поможет выявить уровень разви­тия внимания.

Тест 1. «Корректурная проба»

Ребенок получает бланк, на котором сплошными строками идут в случайном порядке буквы, и зада­ние: вычеркнуть все буквы, с которой начинается строчка. Например, первая строка начинается с бук­вы В, значит, в этой строке вычеркиваем только эту букву. Вторая строка начинается с буквы З — вычер­киваем букву З.

Перед выполнением задания рекомендуется неболь­шая тренировка.

При выполнении этой работы фиксируются:

■ количество знаков, просмотренных за минуту;

На выполнение задания отводится пять минут.

ШЩНГПРМИВАХЪШНБИСТЯМЧТФЕАПУКЭ ОЛПРСЕЧКЧГШСМДИБПЮАЖПЗТМЩЛХЖО АЕБГМБЫФХЙДМНСЛЙОХАЧЕЯРТЦБВДСП

БЛВАРГШОЛЩДЗХЖАСПМРИОТЬЛДБЖЮЦ ЙФЭЫСМРОГШТЬСКМЕИРВМДЬЭЗОРДЛБЬ ЛОТПИНЩЖЮУСНИПДИГОДСЮЗЯЙЖЧГА

Если ребенок просматривает за пять минут 400 знаков и более — у него хорошее внимание.

Если допускает менее 5 ошибок, можно говорить о высокой степени концентрации.

Если ребенок допустил множество ошибок, то уро­вень сосредоточенности низкий. Следовательно, есть необходимость в выполнении упражнений на развитие внимания.

Тест 2. «Корректурная проба»

Ребенок получает бланк, на котором сплошными строками идут в случайном порядке буквы.

ЯЫЖЕСЕКЛАЬСУМСТКВЫПРНОГПИТРШОР ПАЕИТЛДЩЗХЖДЛОВКУЫМЙНРПАСЧЯФЦ ЙТЬЛШДНКМСЧКЙЦУКЕНГШЩЗХЪЭЖДЛО РПАВЫФЯЧСМИТЬБЮЛОРПНГШГНЕКВСМИ ТЬРПНГЛДЫФУАПРНИМАУВУЫЯЧВКЕАСМ ПНГРИТОШЩЛЬБДЗХЖЙЧЮДШГЛЮБОНЕР ЬТПКУАМСВЦФЯЫУКВЧСВЫЦЕПМНРИГРЬ ШОБЩЛЮБДШЬЛГТОНИРЕМПКСАУЧВЦЯЫ ЙВАПРНЕИТЬОРГНПАМЙСВАКЫСВКАЖРВ ЭХОГРПНЕАВМИПАСВЧЫЯФЙЫУВКПНОШД ЗЭЪРУПЛНИЕЛЗЫКУРМЧНКРОИМНКЙУЦИ

— Приготовь синий и зеленый карандаши. Перед тобой лист, на котором подряд записаны буквы. По команде «Зеленый!» ты возьмешь зеленый карандаш и будешь первую букву зачеркивать, а вторую — под­черкивать до тех пор, пока не прозвучит команда «Си­ний». После этого ты положишь зеленый карандаш, возьмешь синий и им, наоборот, будешь первую букву подчеркивать, а вторую — зачеркивать. Когда про­звучит команда «Стоп!», положи карандаш и закончи выполнение задания.

Показать образцы выполнения работы.

Перед выполнением задания провести небольшую тренировку.

Затем проверяющий говорит: «Зеленый!» — и включает секундомер. По истечении одной минуты выключает его , говорит слово «синий» и вновь включает секундомер. Через минуту говорит «Стоп!» и выключает секундомер.

При выполнении этой работы фиксируются:

Количество знаков, просмотренных за минуту;

На основании полученных результатов по заданиям определяется:

■ количество зачеркнутых и подчеркнутых пар букв за 2 минуты — показатель концентрированности внимания, его устойчивости в монотонной работе.

■ количество правильных зачеркнутых и подчеркнутых пар букв в течение первой минуты — пока­затель умения распределять внимание сразу на два вида деятельности.

■ количество правильно подчеркнутых и зачеркнутых пар букв в течение второй минуты – показатель способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Упражнения на развитие внимания

Упражнение на развитие устойчивости внимания

Устойчивость внимания (внимателен ребенок или нет, на сколько хватает его внимания) можно прове­рить по таблице Шульте. Это таблицы с арабскими цифрами от 1 до 25; цифры расположены в случай­ном порядке.

Они применяются и для развития у детей поля чте­ния, выполняются на время. Норматив 25 секунд. В дальнейшем он сокращается до 12 секунд.

Цифры пишутся на листах ватмана из школьной папки для черчения.

Как избавится от невнимательности раз и навсегда!

Тренировка внимания и памяти важна в развитии человека. В 5–6 лет формируется логическое мышление. Детям необходимо выполнять тренинг на развитие внимательности каждую неделю. Также коррекционное образование обязательно должно содержать тренировочные игры и тесты на внимательность. Но тренинг на улучшение внимательности полезен не только детям. Выполняя простые упражнения, вы улучшите свою концентрацию на целях и задачах.

Читать еще:  Игры на развитие эмоционального интеллекта дошкольников

Что влияет на формирование внимания?

Развитие внимания в онтогенезе зависит от нескольких факторов:

  • Формирование дикции человека. Тренинг с целью улучшить речь поможет в развитии внимания, так как в нем используются универсальные задания для мышления. Человек концентрируется на произношении звуков и букв.
  • Хорошее логическое мышление. Упражнения и тесты для ума помогают улучшить внимательность. Кратко пройдите тест на IQ, многие задания из него показывают, насколько вы внимательны к деталям.

Как развить внимание

Чтобы улучшить вашу внимательность и концентрацию, выполняйте следующие занятия:

  • Концентрация. Упражнение часто применяется в психологии. Выберите какой-либо один предмет. Наблюдайте за стрелкой часов, вашим домашним животным, деревом за окном. Около пяти минут, больше ни на что не отвлекайтесь. Усложните занятие, включив музыку или телевизор. Формирование внимательности будет легче, если вы постараетесь всегда выполнять только одно занятие, ни на что не отвлекаясь.
  • Выстрой ряд. Это занятие не только полезно для развития внимательности. Оно положительно влияет на формирование памяти. Разложите перед собой ряд игральных карт. Запомните, какая карта за которой следовала. Сфотографируйте. Затем перемешайте карты и попробуйте по памяти воссоздать ряд.
  • Картинка по памяти. Посмотрите на картинку в течение пяти минут, затем опишите все, что вы запомнили. Чем больше деталей останутся в памяти, тем лучше.
  • Круг-квадрат. Занятие часто встречается в психологии. Возьмите в каждую руку по фломастеру. Ваша задача – одновременно рисовать левой рукой круг, а правой – квадрат. Усложните занятие. Нарисуйте идеальные круги и квадраты за минуту. Если у вас получится более 7 одновременных ровных фигур – у вас хорошо развита внимательность.
  • Спокойствие. Это расслабляющее занятие. Закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании или биение сердца. Постарайтесь ни на что не отвлекаться.
  • Слуховое внимание. Нужно тренировать не только глаза, но и слух. Когда едете в автобусе на работу, попробуйте прислушаться к какому-либо разговору. Или же, гуляя на природе, сосредоточьтесь на окружающих вас звуках. Чем они тише, тем лучше.

Как научить ребенка концентрировать внимание

Рекомендации, которые помогут сосредоточиться:

  • Преподносите информацию в форме игры. Заинтересуйте малыша. Детям нравится все яркое. Занятие должно захватывать все внимание.
  • Одна из ваших основных целей – научить доводить дело до конца. Мотивируйте его, чтобы работа обязательно была выполнена.
  • Предлагайте интересное занятие на развитие логического мышления. Есть некоторые основные приемы развития внимания. Улучшить навыки можно, задавая интересные вопросы. Предлагайте малышу понаблюдать: «Как ты думаешь, где любит спать хомячок?», «Давай поищем на этом дереве желтые листики»
  • Показывайте, как важно быть внимательным. Объясните, что когда он внимателен, то аккуратнее пишет буквы и цифры. И если строить башенку и ни на что не отвлекаться, она получится очень ровной. Просите ребенка, чтобы он был внимательным, внимательно слушал вас. Расскажите историю и спросите, что из нее малыш запомнил. Эти рекомендации помогут не только улучшить концентрацию, но и помогут ребенку стать аккуратнее.

Приёмы развития внимания для детей

В тетради «Развиваем внимание и логическое мышление» для детей 5–6 лет приведены развивающие задания и таблицы, которые тренируют концентрацию внимания. Автор пособия – Елена Бортникова. Основные задания – дорисовать недостающую фигуру или же соединить имеющиеся.

Некоторые задания, которые предлагает Елена Бортникова, представляют собой таблицы, в которых нужно зачеркнуть определенные фигуры или буквы.

Елена Бортникова разработала несколько прописей, которые развивают концентрацию внимания и логическое мышление. Они будут полезны как для домашнего изучения, так и для первых классов в школе.

Методы развития внимания, которые предлагает Е. Бортникова в пособии

Вы можете сделать упражнения для ребенка, взяв за основу те упражнения, которые предлагает Елена Бортникова. Ее рекомендации помогут вам сделать процесс обучения интересным и полезным:

  • Буквенные таблицы. Елена Бортникова предлагает такое упражнение на внимание. Начертите таблицу, где каждая клетка – одна буква. Напишите пять строчек из повторяющихся букв. Предложите ребенку зачеркнуть несколько определенных букв из таблицы.
  • Повторение. Нарисуйте подряд несколько геометрических фигур. Пусть ребенок продолжит ряд. Он сам должен понять закономерность этого упражнения.
  • Найти лишнее. Елена Бортникова предлагает задание, в котором нужно раскрасить тот предмет, который не относится к группе. Можете нарисовать несколько цветов и какое-либо животное. Или же молоток среди посуды.
  • Найти отличия. Бортникова в пособии показывает те занятия, которые вы можете разработать дома для своего ребенка. Нарисуйте несколько картинок, которые отличаются лишь парой деталей. Предложите ребенку найти отличия.
  • Целое из половины. Елена Бортникова предлагает упражнение, в котором нужно нарисовать только часть какой-нибудь картинки. Чтобы ребенку было интересно, возьмите за основу изображение животного или знакомой малышу игрушки. Пусть ребенок, фантазируя, дорисует другую половину картины.

Способы развития внимания, которые не требуют подготовки

Тренинг в игровой форме легко делать во время прогулок:

  • «Съедобное — несъедобное». Помните известную детскую игру «съедобное — несъедобное»? Это прекрасное упражнение на тренировку внимания. Называйте различные предметы и продукты, кидая ребенку мячик. Если вы назвали съедобное – малыш должен поймать мяч, если несъедобное – отбить в вашу сторону.
  • «Летает – не летает». Занятие похоже на предыдущее. Когда вы называете то, что летает, малыш должен поднять руки. Если животное не летает – присесть. Когда ребенок поймет правила задания и будет хорошо справляться с ним, можете немного его запутать. Поднимайте руки на нелетающих предметах. Так вы научите ребенка самостоятельно мыслить и анализировать ситуацию.
  • «Веселая прогулка». Пройдитесь с ребенком по улице. Лучше выбрать тот маршрут, по которому вы редко гуляете. Когда придете домой, расспросите ребенка, где именно вы ходили и что видели. Запомните какие-то детали, спросите, заметил ли их ребенок. Такое занятие применяется в психологии для развития зрительной памяти. В следующий раз еще раз прогуляйтесь и попробуйте заметить что-то новое на привычном маршруте.

Тренинг на внимание можно проводить в форме игры с несколькими детьми. К примеру, такие коллективные игры, которые формируют логическое мышление:

  • Запрещенная буква. Эта игра подходит для детей младшего школьного возраста. Предлагайте детям отвечать на ваши вопросы по очереди, но при этом запретите называть какую-либо букву. Проигрывает тот, кто произнес запрещенную букву. Это также хорошее упражнение для того чтобы улучшить словарный запас.
  • Игра в подсказки. Попросите одного ребенка отойти в сторону. Загадайте оставшейся группе детей какое-либо слово. Отгадывающий должен догадаться, какое слово вы загадали группе. Ребята могут подсказывать. Например, отгадывающий говорит «Какая первая буква в слове?». И дети должны перечислить те слова, в которых эта буква встречается. Чтобы ребятам было легче играть, нарисуйте клеточки для букв слова как в кроссворде.
  • Неверно! Ведущий говорит детям какое-либо утверждение. Например, «голубь умеет летать» или «бегемот красного цвета». Задание таково. Если вы говорите правду, дети должны хлопать. Если утверждение неверно – громко топать. Игру можно сделать более познавательной, если придумать неожиданные утверждения и усложнить задание.
  • Кружок-хлопок. Очень сложное задание на распределение внимания. Предложите детям рисовать круги в течение минуты и считать их. При этом хлопайте, дети также должны считать хлопки. Выигрывает тот, кто правильно посчитал и нарисованные кружки, и хлопки.

Ежедневно занимаясь с детьми во время прогулки, вы поможете им хорошо развить внимание и научиться сосредотачиваться.
‘ alt=»»>

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector