221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы духовно нравственного воспитания дошкольников

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ДУХОВНО — НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему

Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Скачать:

ВложениеРазмер
metody_dnv.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ДУХОВНО — НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выполнила: воспитатель 1 кв.кат.

«Биосфера больна . В самом ближайшем будущем мы можем оказаться перед порогом начала необратимых процессов в биосфере, доведенной до критической степени дисбаланса, до критической фазы заболевания «горячкой отравления». В судьбах человечества в сфере жизни Земли фактор времени приобретает первостепенное значение.

Если биосфера больна, если общество тоже страдает разными пороками, то кому их лечить? В первую очередь, конечно, человеку. Он должен заботиться о планете, ее недрах, зеленом и водном покрове, воздухе, ближайшем космическом пространстве, в которое он уже проникает.

Проблема выживания человеческого рода на Земле невыдуманная проблема»

Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». Образованию отводится ключевая роль в духовно — нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, на- стоящему и будущему своей страны. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно — нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования.

Духовно нравственное развитие личности — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; духовнонравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
  • готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
  • формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
  • развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
  • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; готовность и способность выражать и отстаивать свою об- щественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
  • свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
  • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениям.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Базовые национальные ценности

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от националь ной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

  • патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ДУХОВНО — НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Духовно-образовательное направление.

(занятия, чтение детям, беседы, устные поучения, обсуждение поступков героев и детей.)

2. Воспитательно-оздоровительное направление

(праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, походы.)

3. Культурно-познавательное направление

(концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в православных праздниках) .

4. Нравственно-трудовое направление

(труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр) .

Для успешной работы в данном направлении используются разнообразные методы:

наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время:

-чтения воспитателем произведений устного народного творчества;

-показа сказок и других произведений как педагогом, так и детьми;

-рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

-проведения дидактических игр;

-целевых прогулок, экскурсий;

Словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе:

-чтения произведений воспитателем;

-заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;

-рассказывания произведений устного народного творчества детьми;

-бесед с элементами диалога;

-обобщающих рассказов воспитателя;

-ответы на вопросы воспитателя, детей;

-проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);

-сообщение дополнительного материала воспитателем;

-рассматривания наглядного материала;

-рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

-разбора житейских ситуаций;

-проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников;

-чтение родителями сказок, былин и др.

Важное значение имеет практический метод, который используется, когда необходимо:

-изготовить с детьми наглядные пособия;

-организовать вечера с родителями;

-провести игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);

-приготовить с детьми различные блюда народной кухни;

-изготовить поделки на выставки;

-организовать постановку сказок;

-провести экскурсии различной направленности;

-нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.

Следует отметить, что в методике используются разнообразные формы с детьми:

-занятия, чтение произведений, беседы, игры;

-творческая художественная деятельность детей;

-проведение совместных праздников;

-постановка сказок духовно- нравственного содержания;

В работе с родителями можно выделить такие формы:

-собрания на духовно- нравственные темы;

-собрания, на которых родителей знакомят со средствами народной педагогики;

-лектории для родителей;

-открытые показы воспитательно- образовательного процесса;

-вечера вопросов и ответов;

-проведение совместных мероприятий;

-собеседования на диалоговой основе;

-анкетирование и тестирование;

-индивидуальные и групповые консультации;

-наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы) ;

-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;

-привлечение родителей к подбору произведений устного народного творчества определенной тематики;

-выставки совместного творчества.

Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного воспитания дает заметные результаты.

Следует также отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде, но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.

Вывод : для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников; использование многообразных форм и активных методов приобщения дошкольников к истокам национальной культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в освоении основ народной педагогики.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно — патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ. В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в.

Нравственно — патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ. В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в.

Статья раскрывает методы и средства нравственно — патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности «Природа и творчест.

Статья раскрывает проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в дошкольном возрасте.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п.

Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания.

Методы и формы нравственного воспитания

Основной опыт, приобретаемый ребенком еще до школы, состоит в усвоении общественных моральных норм.

Формы и методы нравственного воспитания, к которым прибегают воспитатели, направлены на формирование:

  1. Основы гуманных отношений между сверстниками и старшими, выработки понятий о правилах общежития, желания заботиться о близких.
  2. Коллективистских взаимоотношений, любви к Отечеству, уважения к представителям разных национальностей.
  3. Привычки к труду, желания применить себя в определенном виде деятельности.

Основные звенья системы нравственного воспитания

Развитие нравственных чувств у дошкольников происходит во время общения со взрослыми. Тесное взаимодействие с близкими, воспитателями учат чувству привязанности, вырабатывают желание поступать так, чтобы не огорчать родных. Огорчение взрослых неправильным поступком, одобрение положительного поведения становятся основным рычагом воспитания.

Дошкольники, видя реакцию взрослых, сами получают удовлетворение от хороших поступков, переживают, видя неудовольствие. Сочувствие, отзывчивость, умение радоваться за других, чувство собственного достоинства, справедливости зарождаются в раннем возрасте.

Нравственность воспитывается ежедневными ситуациями. Взрослые, находящиеся рядом дома или в группе детского сада, многосторонне воздействуют на ребенка: учат самостоятельно себя обслуживать, бережно относиться к вещам, быть аккуратными. Особое значение имеет культура взаимоотношений членов семьи и коллектива, умение выслушать, возразить, проявить такт, быть внимательным.

Формы нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Нравственные знания в воспитании детей не менее важны, чем овладение какими-то навыками, конкретными учебными предметами. В раннем возрасте важно развивать не только коллективизм, но и личностные качества. Следование по этому пути формирует собственную значимость, укрепляет самооценку.

Наблюдая за детьми, воспитатели прослеживают динамику изменений, проводят необходимую коррекцию. Самой хорошей формой работы с младшими воспитанниками признается игра, творчество, пример старших, обучение через труд, знакомство с литературными произведениями.

У дошкольников применяются такие основные направления воспитания:

  • развитие личностных качеств;
  • выработка поведения по отношению к другим людям;
  • упрочнение базовых духовных ценностей;
  • привитие понятий об этикете;
  • взращивание патриотических чувств.

Воспитание нравственности у маленьких детей проходит максимально эффективно, если авторитет учителя, родителей на высоте. Воспитанники детсадовского возраста, первых лет обучения в школе подсознательно перенимают поведение взрослого окружения. Процесс обучения должен мягко стимулировать восхождение к новым победам, а не порицать или унижать достоинство ребенка.

Методы нравственного воспитания школьников

Никакой метод не является универсальным. В работе возникают ситуации, требующие сочетания способов педагогического влияния, которые учитывают особенности возраста, индивидуальности, уровень воспитанности отдельных детей, всего класса в целом.

Младшим школьникам необходимы конкретные указания, рекомендации, как поступить в том или ином случае. Воспитатель старается задействовать опыт, уже имеющийся у детей, стимулирует самостоятельность, хвалит за проявление инициативы. По отношению к подросткам старшие становятся более требовательными, учитывают возросшую самостоятельность, вовлекают детей к оценке последствий своего поведения.

Действенность нравственного воспитания целиком зависит от компетентности и профессионализма педагога. Воспитание не достигнет цели, если, провозглашая высокие принципы, учитель придерживается иных правил жизни, его слова расходятся с делами. Требования от уважаемого педагога подростки воспринимают как целесообразные. Иначе, даже подчиняясь выдвинутым правилам под нажимом, дети будут оказывать внутреннее сопротивление диктуемым нормам, воспитательный процесс приобретет противоположный знак.

Формы работы

Во время обучения происходит одновременное ознакомление с нравственными установками. Один из источников их накопления – экскурсии на производство, на природу. У ребят воспитывается бережное отношение к природному и трудовому достоянию.

Чтобы расширить разрозненные жизненные наблюдения воспитанников, со школьниками проводятся беседы. Они обычно строятся на примерах из жизни, обсуждении событий и героев из художественной литературы, кинофильмов, затрагивают этические темы. Чтение, последующий разбор прочитанного помогает понять различия между нравственными и безнравственными поступками. В доступной для детей форме поднимаются вопросы гуманности и справедливости, честности, товарищества, патриотизма.

Еще одно из действенных средств воспитания нравственности – собственная практика подростков: игры, учебные и трудовые занятия, художественная деятельность. Упомянутые виды действий необходимы для воспитания нравственного поведения. Окружающая ребенка доброжелательная и гуманная атмосфера делает воспитательный механизм более активным.

Углубляет и расширяет нравственный опыт школьников приобщение их к искусству. Музыка, театр, живопись знакомят детей с нравственными ситуациями, с которыми в повседневной жизни они могут не столкнуться. Искусство помогает накапливать опыт сопереживания, дает прочувствовать то, что в силу ограниченности детского опыта недоступно. Нравственные уроки из художественных произведений дают возможность самому открыть истину, делают эмоционально богаче.

Классификация методов

Средства, которые используются в воспитании, зависят от возраста, уровня воспитанников, задачи, которую перед собой ставит педагог. Условно методы воздействия бывают трёх групп:

  1. Те, что формируют нравственное поведение (учитель руководит, дает упражнения, наставляет).
  2. Формирующие нравственное сознание (с воспитанниками беседуют, их убеждают, разъясняют сложное для понимания).
  3. Методы, которые затрагивают чувства и отношения (личный пример или поощрение).

Какой бы метод ни выбрал воспитатель, он будет эффективен лишь при соблюдении условий:

  • не унижать ребенка, не наступать на его права;
  • применение метода должно быть осуществимо, иметь логическое завершение;
  • условия для него готовят заблаговременно;
  • недопустимы однотипность, шаблонность;
  • от педагога требуется такт, ребенку нельзя чувствовать себя объектом воспитания;
  • выбирая метод, ориентируются на степень сложности того качества, которое предстоит сформировать;
  • мудрость учителя в предвидении, как может повлиять его воздействие на конкретного воспитанника;
  • нравственное воспитание опирается не только на сознание, во главе должны идти практические методы;
  • ждать моментального результата не стоит, он также может не совпадать с планируемым, поэтому методы используются комплексно, меняются в зависимости от воспитательных задач, индивидуальности ученика.

Дисциплина и культура поведения

В любой деятельности важно наличие дисциплины, особенно это относится к коллективу. Для ребенка дисциплинированность – это проявление уважения к правилам общества, где он существует, к людям, с которыми он живет или общается в саду, школе. Педагоги стремятся к тому, чтобы способы правильного поведения становились осознанными, проявлялись не только под наблюдением, но и в ситуациях, когда таковое отсутствует. В итоге ребенок сам должен прийти к пониманию того, что можно и чего нельзя, несмотря на наличие желания сделать что-либо против правил.

В детском саду малышей учат уважать старших и чужой труд, сочувствовать товарищу. От старших школьников требуется более сознательное отношение к поручению, умение взаимодействовать с коллективом, договариваться, самостоятельно помогать воспитателю, однокласснику.

Соблюдение режимных моментов формирует привычку к дисциплине. Процесс одевания, умывания развивает культуру поведения в коллективе. Дети учатся вежливо обращаться с просьбой пройти или посторониться, предлагают помощь товарищу.

Проблемы с дисциплиной возникают при неправильной организации обстановки. Разнообразные материалы, мебель, оборудование для игры и обучения – вся обстановка должна быть удобной и соответствовать объединению детей. Важно сохранять атмосферу доброжелательности, это способствует формированию дисциплины, навыков культуры поведения.

Единство общественных институтов и семьи в нравственном воспитании

Для достижения успеха важно, чтобы семья, детский сад, школа действовали в едином направлении. Отсутствие консенсуса между ними приводит к раздвоению личности воспитуемого, т.к. ему приходится приспосабливаться к противоречивым требованиям взрослых.

Родителям не только необходимо иметь представление о программе и методике нравственного воспитания, но и адекватно оценивать уровень морального развития своих чад, видеть их положительные, отрицательные качества, осознавать причины и пути исправления негативных сторон личности.

Работа педагога с родителями заключается в педагогическом просвещении, изучении педагогической семейной системы, выявлении трудностей и промахов родителей. Учителя оказывают необходимую поддержку, дают советы и рекомендации, акцентируют внимание родителей на роли личного примера и семейных традиций.

Каждая семья должна прийти к пониманию необходимости требовательной любви, уважения к детям. Похвалы и наказания нужно использовать с соблюдением разумной меры. В кругу семьи полезны семейные чтения, совместное прослушивание любимой музыки, организация игр и развлечений не только для своих чад, но и их друзей.

Необходимость нравственного воспитания осознают не только воспитатели. Родители также заинтересованы, чтобы их дети стали достойными гражданами страны.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Методы исследования духовно-нравственного воспитания дошкольников

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовила Петровская И.Б. Практический психолог ГБОУ ЛНР «Лутугинский УВК ШДС «Журавлик»

«Воспитанию нет начала и конца его тоже не видно, а перемен в этом процессе не существует» Ш.А.Амонашвили

Дошкольный возраст — самая лучшая почва для формирования нравственных качеств. закладываются: нравственное поведение нравственное сознание и нравственное переживание которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь. ,

Разработка модели педагогического обеспечения формирования нравственных качеств дошкольников Определение путей и средств накопления нравственного опыта детьми дошкольного возраста Обоснование и проверка эффективности путей и условий формирования нравственных качеств Цель: определение, обоснование, разработка и апробация педагогических путей и условий нравственного формирования личности дошкольника Исследование уровня духовно-нравственной воспитанности дошкольников.

методы диагностики наблюдение беседа тестирование анкетирование социометрия рисуночный тест ситуация выбора

Диагностика компонентов нравственного развития изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование когнитивного компонента Исследование эмоционального компонента Исследование поведенческого компонента

Изучения когнитивного компонента нравственного развития 1. Методика «Закончи историю» автор Р.Р.Калинина. Цель: изучения осознания детьми нравственных норм. 2.Методика «Подарок» Г.Ф. Гаврилычева Цель: выяснить ценностные ориентации ребенка. 3.Метод «Беседа» Цель: изучение представлений детей о нравственных качествах 4. Тест «Лесенка» В.Г.Щур Цель: исследование самооценки детей 4 – 6 лет. 5.Методика «Какой Я?» Немов Р.С Цель:определение самооценки ребенком-дошкольником наличия у него некоторых качеств личности. 6. Рисунок «Плохой и хороший ребенок» Модификация А.М.Прихожан Цель: изучение понимания эмоционально-оценочных суждений, определение степени самопринятия и следования социальным нормам и правилам.

Диагностика эмоционального компонента нравственного развития 1. Методика «Сюжетные картинки» авторы Л.Г. Матвеева, И.В.Выбойщик. Цель: изучения эмоционального отношения к нравственным нормам 2. Методика «Незаконченный рассказ» (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, Владос, 1995.) Цель: изучение стремления дошкольников и младших школьников к проявлению гуманных отношений. 3.Методика Цветовой тест отношений (ЦТО) модифицированный Р.Р.Калининой. Цель: изучение эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам. Изучения содержания каждой нормы, ее содержания. .

Исследование поведенческого компонента нравственного развития. 1.Методика «Сделаем вместе» Р.Р. Калинина Цель: оценить уровень развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстниками. 2.Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Немов Р.С. Цель: оценивание коммуникативных качеств личности дошкольника, межличностных отношений 3.Методика «Тропинка» Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. – М.: Эко, 1999. – 224 с. Цель: изучить проявления сорадования в поведении детей и их причины. 4.Методика «Круг» Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. – М.: Эко, 1999. – 224 с. Цель: изучить проявления сострадания в поведении детей и их причины.

95% семей поддерживают традиции православной веры 100% празднуют Пасху и Рождество Христово 65% родителей пожелали проводить работу по вопросам духовно-нравственного воспитания детей, начиная с д дошкольного возраста.

Какие цели должны быть реализованы в ДОУ? Знакомство с национальными обрядовыми праздниками — 54%, Знание народных обычаев и примет – 87% Формирование нравственных качеств – 92%.

Цель исследования духовно-нравственного воспитания: определение эффективности процесса духовно-нравственного воспитания и формирования личности дошкольника Задачи исследования: 1.Изучение уровня сформированности нравственных качеств дошкольников. 2. Определение путей и средств накопления нравственного опыта детьми дошкольного возраста 3. Выявление уровня духовно-нравственного развития дошкольников

Изучения осознания детьми нравственных норм

Определения самооценки Самооценка наличия у него некоторых качеств личности Протокол к методике «Какой Я?» Оцениваемые качества личности: 1. Хороший 2. Добрый 3. Умный 4. Аккуратный 5. Послушный 6. Внимательный 7. Вежливый 8. Умелый (способный) 9. Честный 10. Смелый Оценить по вербальной шкале: да, нет, иногда, незнаю

Рисунок «Плохой и хороший ребенок» А.М.Прихожан, З. Василяукайте Определение степени самопринятия и следования социальным нормам и правилам.

Методика «Сюжетные картинки» авторы Л.Г. Матвеева, И.В.Выбойщик Изучение эмоционального отношения к нравственным нормам

оценка уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии и поведении со сверстниками

Оценка уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии и поведении со сверстниками

Временный государственный стандарт дошкольного образования Луганской Народной Республики

Дошкольный возраст — самая лучшая почва для формирования нравственных качеств. закладываются: нравственное поведение нравственное сознание и нравственное переживание которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь. ,

  • Петровская Ирина БорисовнаНаписать 1556 04.05.2018

Номер материала: ДБ-1549122

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    04.05.2018 344
    04.05.2018 400
    04.05.2018 158
    04.05.2018 837
    04.05.2018 711
    04.05.2018 2080
    04.05.2018 650
    04.05.2018 126

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Методы и приемы духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами устного народного творчества.

Вера Смагина
Методы и приемы духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами устного народного творчества.

Анализируя педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу, что моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от детей осознанного, обоснованного поведения, воспитатель ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. Поэтому моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и показательный результат воспитания.

Внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у детей положительное внутреннее отношение и стимулируют их стремление к развитию. Огромное значение здесь имеет работа по использованию произведений устного народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников. В работе прослеживается несколько направлений:

1. Духовно-образовательное

(занятия, чтение детям, беседы, устные поучения, обсуждение поступков героев и детей.)

2. Воспитательно-оздоровительное

(праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, походы.)

3. Культурно-познавательное

(концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в православных праздниках).

4. Нравственно-трудовое

(труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр).

Принципы организации работы по духовно-нравственному

воспитанию средствами фольклора:

Для успешной работы в данном направлении используются разнообразные методы:

наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время:

-чтения воспитателем произведений устного народного творчества;

-показа сказок и других произведений как педагогом, так и детьми;

-рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

-проведения дидактических игр;

-целевых прогулок, экскурсий;

Словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе:

-чтения произведений воспитателем;

-заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;

-рассказывания произведений устного народного творчества детьми;

-бесед с элементами диалога;

-обобщающих рассказов воспитателя;

-ответы на вопросы воспитателя, детей;

-проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);

-сообщение дополнительного материала воспитателем;

-рассматривания наглядного материала;

-рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

-разбора житейских ситуаций;

-проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников;

-чтение родителями сказок, былин и др.

Важное значение имеет практический метод, который используется, когда необходимо:

-изготовить с детьми наглядные пособия;

-организовать вечера с родителями;

-провести игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);

-приготовить с детьми различные блюда народной кухни;

-изготовить поделки на выставки;

-организовать постановку сказок;

-провести экскурсии различной направленности;

-нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.

Следует отметить, что в методике используются разнообразные формы с детьми, назовем важнейшие:

-занятия, чтение произведений, беседы, игры;

-творческая художественная деятельность детей;

-проведение совместных праздников;

-постановка сказок духовно- нравственного содержания;

Анализ методической литературы позволил выделить виды деятельности детей (смотри таблицу).

Опыт воспитателей убеждает в том, что особое внимание необходимо уделить работе с семьей.

В работе с родителями можно выделить такие формы:

-собрания на духовно- нравственные темы;

-собрания, на которых родителей знакомят со средствами народной педагогики;

-лектории для родителей;

-открытые показы воспитательно- образовательного процесса;

-вечера вопросов и ответов;

-проведение совместных мероприятий;

-собеседования на диалоговой основе;

-анкетирование и тестирование;

-индивидуальные и групповые консультации;

-наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы);

-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;

-привлечение родителей к подбору произведений устного народного творчества определенной тематики;

-выставки совместного творчества.

(Материал по работе с родителями представлен в таблице).

Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного воспитания дает заметные результаты.

Следует также отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде, но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.

Наш опыт убеждает в том, что для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную,повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников; использование многообразных форм и активных методов приобщения дошкольников к истокам национальной культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в освоении основ народной педагогики.

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия — вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

Сказка как средство развития речи Презентация предназначена для использования воспитателями и учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений. Сказка — это:.

Читать еще:  Оценка психомоторного развития табличным методом
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector