221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы художественно эстетического воспитания дошкольников

Методы художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста

Тяга к прекрасному присуща людям с самого рождения. Даже самые маленькие дети легко отмечают красоту вокруг себя: будь то красивый цветок, услышанная где-то песня. По мере своего взросления дети стремятся не просто разглядеть красоту вокруг себя, но и принять участие в ее создании – вылепить что-нибудь из пластилина, спеть песенку, нарисовать приглянувшуюся игрушку. А может быть, написать первое стихотворение. Все то, что окружает дошкольников, в будущем будет порождать определенные мысли и чувства внутри них. Упорядочить этот процесс позволяет художественно-эстетическое воспитание, осуществляемое как в дошкольных образовательных учреждениях, так и самими родителями.

Что такое эстетическое воспитание?

Под эстетическим воспитанием дошкольников чаще всего понимается одно из направлений современной педагогики, призванное сформировать в человеке способность видеть и понимать прекрасное, его роль, ценность и значимость в жизни. Художественно-эстетическое воспитание начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всего жизненного пути, претерпевая некоторые изменения (например, смену целей, задач, методов организации и т.д.).

«Эстетика» представляет собой довольно широкую категорию, охватывающую многие стороны и аспекты жизни человека.

Методы эстетического воспитания очень разнообразные

Успешное художественно-эстетическое воспитание позволяет ребенку успешно и гармонично развиваться, совершенствуя художественный вкус в литературе, музыке, живописи и других видах искусства; культуру поведения, внешнего вида и т.д. Поскольку эстетика в равной степени затрагивает понятие прекрасного в форме и содержании, во внутреннем мире человека и его общественной жизни, задачи эстетического воспитания масштабны и многогранны. Ребенок приобретает навыки восприятия прекрасного, оценки (на ранних этапах), а впоследствии учится и создавать продукты, имеющие ту или иную эстетическую ценность.

Сформировать в сознании ребенка понятие о прекрасном – вот фундаментальная задача художественно-эстетического воспитания.

Причем, следует уточнить, что в данном случае категорию «прекрасное» следует несколько отграничить от «красивого». Если представление о красоте менялось со временем и было использовано для характеристики формы, то прекрасное затрагивает содержание и остается неизменным даже по прошествии веков. «Прекрасное» – это глобальная категория, в которую изначально входят и гуманизм, и совершенство, и духовность.

Детям доступны все средства эстетического воспитания

Цели художественного-воспитания

  1. Формирование в ребенке комплексной эстетической культуры.
  2. Способность дошкольников замечать различные проявления прекрасного в окружающем мире.
  3. Способность давать эмоциональную оценку прекрасному.
  4. Формирование потребности в ощущении, созерцании, оценке прекрасного.
  5. Формирование навыков и потребностей в созидании прекрасного.
  6. Формирование художественного вкуса, проявляющегося в умении сопоставить и соотнести явления и предметы окружающей действительности с принятыми эстетическими идеалами.
  7. Наличие четкого представления о прекрасном во всех его проявлениях, сформированных идеалов.

Задачи художественного воспитания

Рассуждая о художественном воспитании ребенка, необходимо выделить в нем как общие цели, так и менее масштабные, но значимые задачи:

  1. Воспитание всесторонне развитой гармоничной личности.
  2. Развитие умения видеть прекрасное и понимать его ценность.
  3. Развитие потребности в совершенствовании своих творческих способностей и навыков.

Основные задачи эстетического воспитания

Средства художественно-эстетического воспитания

  • Изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликация).
  • Драматургия (театральные постановки).
  • Литература.
  • Средства массовой информации (Телевидение, Интернет, газеты, журналы).
  • Музыка.
  • Природа.

Развитие художественных споспобностей – один из методов эстетического воспитания

Методы эстетического воспитания

Важнейшие методы художественно эстетического воспитания и развития дошкольников:

  1. Участие в кружковой деятельности (студиях, кружках и т.д.).
  2. Посещение дошкольных образовательных учреждений.
  3. Посещение тематических выставок, экскурсий.
  4. Личный пример.

Роль семьи в художественно-эстетическом воспитании

Какую бы важную роль в жизни ребенка не играл детский сад и всевозможные кружки и студии, наиболее значимую роль в формировании у него художественного вкуса и представления о прекрасном будет играть его семья. Именно родители и их вклад в воспитание ребенка сыграют решающую роль в становлении его личности в дальнейшем.

Только родители могут помочь ребенку начать занятия музыкой

На что же стоит обращать внимание в первую очередь и какие формы организации и проведения эстетического воспитания дошкольников будут более эффективны?

Личный пример. Кто является первым нравственно-эстетическим идеалом в жизни любого человека? Безусловно, его родители. Именно их поведение и привычки ребенок будет неосознанно копировать первые годы жизни и именно они впоследствии перерастут в устоявшиеся и укрепившиеся формы поведения. Поэтому, любой родитель, желающий вырастить воспитанного и культурного ребенка, должен быть в первую очередь заинтересован в саморазвитии и самовоспитании.

Принятые в семье манеры поведения, формы взаимодействия с окружающими, критерии, по которым прекрасное отделяется от безобразного, дозволенное от неприемлемого – все это впоследствии будет перенимать ребенок. И на этих основах будут строиться его мировоззрение, взгляд на мир и т.д.

Правильное эстетическое воспитание дошкольников в семье и его методы строится на многих базовых составляющих его организации:

  1. Культура внешнего вида выражается соблюдении культуры тела, правил элементарной гигиены, в умении подобрать наряд в соответствии с требованием окружающей обстановки, умении создать общую эстетически выдержанную композицию одежды и аксессуаров.
  2. Культура эмоций; способность искренне показывать свое состояние, не переходя при этом границы дозволенного.
  3. Разумная дисциплина; наличие обязательных для соблюдения режимных моментов.
  4. Общий художественный вкус. Ребенок должен иметь возможность видеть вокруг себя произведения искусства, использованные для оформления быта: это могут быть картины, произведения декоративно-прикладного искусства и т.д.
  5. Эстетика быта. Возможность эстетического оформления окружающего пространства дома помогает ребенку воспринимать как должное свой дом и ценить его. Именно с этого начинается воспитание уважения к своему жилищу, способности поддерживать в нем чистоту и порядок.
  6. Культура общения. Возможность вести с ребенком доверительные беседы на актуальные и волнующие его темы. Формирование у ребенка представления о субординации и дистанции в общении.
  7. Силой, пробуждающей художественный вкус ребенка, также является природа, воплощающая в себе гармоничность и красоту мира. Прогулки на свежем воздухе, сопровождаемые рассказами взрослого об окружающем мире, научит его видеть в ней красоту. А позже – использовать ее в качестве источника вдохновения для созидающей творческой деятельности.
  8. Задействовать творческие навыки ребенка также могут столь любимые ими праздники. Родители могут задействовать ребенка, подключив его к подготовке к празднику. Предложить ему придумать, нарисовать, а позже воплотить в жизнь оригинальное оформление помещения, игровой площадки. Благодаря этому ребенок получает возможность не только развивать и раскрывать в себе таланты, но и делиться своими первыми открытиями с другими детьми.

Культура быта -важный фактор в воспитании чувства прекрасного

Роль игровой деятельности в художественно-эстетическом воспитании дошкольника

Не забывая о том, что в дошкольном возрасте игра по-прежнему играет основополагающую роль, родители могут эффективно применять ее для эстетического развития своего ребенка. К числу игр, служащих для эстетического воспитания ребенка, относятся методы организации:

  • Моделирование игровых ситуаций, требующих поиска необычных, нестандартных решений.
  • Просмотр эпизодов и фрагментов из фильмов или спектаклей.
  • Коллективное сочинение рассказов и сказок.
  • Декламация стихов, выразительное чтение отрывков из художественных произведений.

Декламация стихов – одно из средств эстетического воспитания

Роль творческих занятий в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

Несмотря на всю важность теоретических аспектов художественно-эстетического воспитания, нельзя не отметить, что без практики результат будет минимальным. Сформировать в сознании ребенка любовь к искусству, не предлагая ему возможности соприкоснуться с ним и даже попробовать себя в этом деле сложно.

Именно поэтому одним из важнейших компонентов художественного воспитания ребенка являются творческие занятия, которые легко организовать и в домашних условиях.

Для эффективного музыкального воспитания ребенка можно определить в музыкальную школу, где ему смогут привить навыки игры на интересном ему музыкальном инструменте. Однако если у ребенка нет музыкального слуха и других задатков, переживать за его музыкальный вкус все же не стоит. С раннего возраста приобщая ребенка к музыке – начиная от элементарных потешек, прибауток и колыбельных, родители учат ребенка ценить искусство во всех его проявлениях, вырабатывают потребность в прекрасном и тягу к нему.

Аппликация – способ развивать чувство красоты и одновременно – моторики рук

Для эффективного развития тяги к творчеству также прекрасно подходит и рисование. Очень желательно, чтобы уже с раннего возраста ребенок смог освоить различные техники живописи при помощи карандашей, фломастеров, красок (акварельных и гуашевых) позволяет ребенку знакомиться с окружающим миром, отмечать его признаки и свойства, различать форму и содержание.

Рисование также играет неоценимую терапевтическую роль, позволяя ребенку получить огромный заряд положительных эмоций и неподдельного счастья.

Не менее важную роль в художественном воспитании играет также чтение. Начинать можно с простейших детских стихов, сказок. Регулярное чтение вслух и другие похожие методы не только обогащает словарный запас ребенка и выводит его культуру речи на новый уровень. Но и развивает его морально: учит оценивать поступки героев с точки зрения нравственности, отличать положительных героев от отрицательных, делать выбор в пользу того или иного решения. Чтение книг также приучает ребенка к эффективному использования речи для выражения своих эмоций и потребностей.

Чтение книг – способ привлечь внимание к литературе

Для того, чтобы творчески занятия могли развивать художественно-эстетические представления ребенка, необходимо проводить их с учетом следующих закономерностей:

  1. Предоставление ребенку максимальной самостоятельности. Сосредоточившись на поиске собственного решения, а не действиях по шаблону, ребенок приложит гораздо больше усилий для того, чтобы получить конечный результат творчества. Это значительно повысит в его глазах ценность готового рисунка, вылепленной фигурки и т.д.
  2. Творчество ребенка должно отражать не только объективные свойства и характеристики предметов окружающего мира, но включать в себя эмоциональную составляющую. А именно – его впечатления, мысли, чувства, связанные с ними.
  3. Среда, в которой будет проводиться занятие, должна максимально располагать ребенка расслабиться и раскрепоститься.
  4. Очень важную роль в творческом процессе играет поддержка и похвала со стороны родителей. Критика и порицание должны быть сведены к минимуму.
  5. Прямые указания и наставления лучше заменить тактичными намеками и небольшими подсказками. Не стоит забывать, что родитель должен наставлять ребенка, но никак не давать ему жесткие наставления и инструкции.
  6. В распоряжении ребенка должен быть максимум доступных средств художественной выразительности. Рабочее место должно быть хорошо освещенным и удобным: от этого зависит не только физический, но также психологический комфорт на занятии.
Читать еще:  Методика обучения монтессори

Задачи художественно-эстетического воспитания необходимо формулировать в соответствии с возрастом ребенка и корректировать по мере его взросления.

Понятие прекрасного через изучение природы

Заключение

Умение видеть и ценить красоту вокруг себя – это не врожденное качество, а навык, который формируется путем упорядоченной и систематической работы.

Формирование художественного вкуса начинается с самого рождения ребенка, ненавязчиво и легко том случае, если среда, в которой он находится, будет культурно богатой и ребенку будут доступны различные виды творчества.

Используя методы эстетического воспитания младших и старших дошкольников, можно помочь ребенку увидеть мир по-настоящему ярким и незабываемым.

Средства и методы эстетического воспитания детей в детском саду

Короткова Светлана
Средства и методы эстетического воспитания детей в детском саду

Средства и методы эстетического воспитания детей в детском саду.

Основой процесса эстетического воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, направлена на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности. К общим вопросам эстетического воспитания детей относятся: организованная среда, в которой растет и воспитывается ребенок, использование в оформлении помещения дошкольного учреждения произведений искусства (репродукций картин, эстампов, скульптур и др., привлечение детей к художественной деятельности, учет интересов, наклонностей детей.

Средствами эстетического воспитания детей являются отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности.К ним относятся:

1. Эстетика быта.

Призвана научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни, воспитывать в нем стремление создавать и беречь ее. Художественное оформление дошкольного учреждения обуславливается содержанием воспитательной работы, требованиями по охране жизни и укрепления здоровья, его художественного развития. Чистота и порядок является не только гигиеническими, но и эстетическими требованиями к интерьеру детского сада. Важно, чтобы оформление было стилистически выдержанным. В оформлении помещений можно использовать рисунки детей, родителей, воспитателей. Соответствующим гигиеническим и эстетическим требованиям должно отвечать и оформление площадки детского сада.

2. Произведения искусства.

Их используют в оформлении быта, во время обучения, самостоятельной деятельности. С этой целью подбирают произведения бытовой и сказочной живописи (портреты, натюрморты, пейзажи, графики (эстампы, гравюры, книжные иллюстрации, малые формы скульптуры (изделия из фаянса, гипса, дерева, произведения декоративно-прикладного искусства (керамика, художественное стекло, народные декоративные и др.).

Разнообразные мероприятия в детском саду обязательно сопровождаются музыкой (утренняя гимнастика, досуг и т. п.).

Вырастая среди природы, ребенок учится видеть гармоничность, красоту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в устных рассказах, рисунках и др. Все это сопровождается рассказами педагога о том, что природа является мощным и совершенным творцом прекрасного, в ней черпают вдохновение живописцы, композиторы, писатели, использованием их произведений (например, «Времена года» П. Чайковского, репродукции картин И. Шишкина и др.).

Эффективны экскурсии на природу, ведь пережитые ребенком в дошкольном возрасте впечатления оставляют след на всю жизнь. Для педагога важно подобрать такие слова для сопровождения наблюдения, которые отвечали бы задачам эстетического воспитания.

4. Специальное обучение.

Формированию представлений о прекрасном, навыков художественно-творческой деятельности, развития эстетических оценок, переживаний и вкусов способствует специальное обучение дошкольников в детском саду. Для этого используют различные виды занятий, художественно-дидактические игры, праздники, утренники, экскурсии, прогулки, просмотр кино и телепередач, спектаклей и т. п.

5. Самостоятельная художественная деятельность детей.

Является важным средством эстетического воспитания дошкольников. В процессе художественной деятельности они реализуют свои творческие замыслы, задатки, которые впоследствии могут развиться в способности к художественному творчеству.

Развитие самостоятельной художественной деятельности стимулируют такие факторы:

— процесс обучения на занятиях, его развивающий характер, формирование способов самостоятельных действий;

— художественные впечатления детей, побуждающие их к дальнейшему воплощению в деятельности;

— педагогически целесообразная эстетическая предметная среда;

— поощрительное влияние родителей, которые стимулируют творческие поиски и попытки детей;

опосредованное влияние педагога, который инициирует самостоятельный поиск детей.

Для развития самостоятельной художественной деятельности в группе создают специальные зоны (центры) с необходимым оборудованием, материалами, которыми дети могут свободно пользоваться. Педагог при этом заботится о разнообразии деятельности детей,сочетании различных видов художественной деятельности: изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой, музыкальной.

С ними связаны яркие эстетические переживания детей, стремление испытать себя в разных жанрах искусства. Подготовка к празднику, участие детей в создании его программы, условия проведения, ожидание праздничного действа формируют особое предпраздничное коллективное настроение. К участию в подготовке и праздновании часто привлекают родителей детей, что придает им эмоциональную теплоту.

Интересные замыслы воспитателя по организации эстетического воспитания дошкольников могут достичь своих целей правильным подбором и комбинированием его методов,которые классифицируют по различным критериям:

— по главной педагогической цели.

К таким методам относятся: убеждение; упражнения в практических действиях, направленных на преобразование окружающей среды; проблемные ситуации, побуждающие к творческим и практическим действиям; побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительному отклику на прекрасное, негативное отношения к безобразному;

— по общей и специальной направленности.

К этой группе относят общепедагогические и специальные методы, отбор которых зависит от вида искусства, которому педагог стремится приобщить детей;

методы обучения художественной деятельности.

Среди них выделяют наглядные (образец, показ приемов выполнения действий, словесные (беседы, инструкции, указания, советы, оценка и самооценка результатов деятельности детей);

методы развития художественно-творческих способностей детей.

Основываются они на выработке у детей умения действовать при решении проблемно-поисковых задач, в нестандартных ситуациях.

Исследователи предлагают использовать в эстетическом воспитании дошкольников игровые приемы обучения, игровые ситуации, обыгрывание детских работ на занятиях, что создает положительную эмоциональную атмосферу, способствует эффективному овладению изобразительными навыками и умениями, повышает качество работы и способствует развитию интереса к изобразительной деятельности. Особенно важно обеспечить сочетание различных видов деятельности в развитии художественных умений дошкольников.

Поскольку в дошкольном возрасте ребенок настроен прежде всего на игру, необходимо,широко использовать в целях развития его творчества разнообразные игровые приемы:

— игровые ситуации, которые помогают развить познавательно-творческую активность;

— песни, загадки, стихи, сказки, музыкальные произведения;

— демонстрацию эпизодов кукольных спектаклей, которые сосредоточивают внимание, вызывают положительные эмоции, интерес к изображаемому, углубляют эстетическое удовольствие, но не влияют на результаты работы;

— рассказы — рисование с элементами сказки; поисковые ситуации; воображаемые ситуации.

Дети, у которых выявлены определенные навыки, интересы к художественно-изобразительной деятельности, образуют контингент дошкольных учреждений художественно-эстетического направления, в которых под руководством педагогов с художественным образованием функционируют кружки, студии, творческие мастерские. Привлекают к участию в них детей, согласно их задатков и интересов. Художественная деятельность создает серьезные возможности для проявления индивидуальности ребенка, поэтому его знания, развитие художественных способностей является первоочередным условием осознания ребенком себя как наделенной творческим потенциалом личности, воспитание в себе ответственности за свой талант, как Божий дар, стремление, преодолевая жесткие испытания, неповторимо реализовать свой талант. История мировой культуры знает много примеров, когда все это ребенок начинал осознавать в раннем возрасте. Поэтому каждый педагог должен исходить из того, что, возможно, и его воспитанники вынашивают такие мечты.

Эстетическое развитие связано с формированием всех граней личности. В дошкольном возрасте формируются основы потребностей и вкусов, рождается любовь к искусству, заявляют о себе творческие способности, которыми в разной степени наделен каждый ребенок. Для их реализации необходимо правильно организованное воспитание и обучение, которое учитывает особенности возраста, индивидуальность ребенка.

Руководство воспитателя трудом детей «Условия трудового воспитания в детском саду» Руководство воспитателя трудом детей. Для того чтобы дети могли выполнять трудовые поручения, нести обязанности дежурных, включаться в коллективный.

Формирование эстетического воспитания у детей дошкольного возраста Формирование эстетического воспитания у детей дошкольного возраста Слово «эстетика» в переводе с древнегреческого означает «чувственное.

Консультация «Методы и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Росинка» ХМАО –Югра город Радужный Составила и провела.

Социализация детей с ЗПР посредством трудового воспитания в детском саду Аннотация представленных материалов. Одним из приоритетных направлений современной системы образования является создание условий успешной.

Основные средства эстетического воспитания в детском саду Основные средства эстетического воспитания в детском саду Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой.

Практикум для родителей «Праздники в детском саду как средства сотрудничества детей, педагогов и родителей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение — детский сад №11 г. Меленки Владимирской области «МОЙ АНГЕЛ-МАМА!» Практикум.

Читать еще:  Эволюционно биологическая концепция воспитания

Презентация «Методы и приемы развития речи детей в детском саду» Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста.

Нетрадиционные методы и приемы рисования «Рисование манкой в детском саду» Многие дети очень любят рисовать. Они удивляют взрослых своими шедеврами. Можно рисовать не только красками и карандашами, но и крупами.

Экологическое воспитание в детском саду: программы и методы Экологическое воспитание в детском саду. Проблема экологии сегодня затрагивает все слои населения. Дети нацелены обучаться бережливо, относиться.

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Значение художественно-эстетического воспитания в развитии детей дошкольного возраста

С самого раннего детства ребенок обращает внимание на красивые, яркие предметы вокруг него, по-разному реагирует на различную музыку. Чтение стихов или сказок, рассматривание картинок подсознательно порождают в нем множество приятных эмоций. По мере роста и развития ребенка подсознательное становится все более осознанным, формируется художественно-эстетический вкус, стремление к творческой деятельности. Однако происходит это не само по себе, а в процессе воспитания. Развивая эстетические чувства малыша, родители закладывают фундамент его богатого духовного мира. Поэтому значимость художественно-эстетического воспитания нельзя недооценивать.

Чем это полезно?

Художественно-эстетическое воспитание – процесс сложный, кропотливый, поскольку неразрывно связан с эмоциональной, творческой составляющей детской психики.

Что это дает ребенку?

  • Развивает способность видеть красоту в окружающем мире, искусстве, отношениях людей, быту, природе.
  • Воспитывает чувства, ум ребенка.
  • Обогащает эмоциональную сферу.
  • Помогает развивать фантазию, воображение.
  • Стимулирует желание создавать собственные творческие работы.
  • Ориентирует на получение навыков художественной, а также другой творческой деятельности.
  • Формирует представления о видах искусства.
  • Учит понимать художественную и практическую ценность произведений искусства (музыки, живописи, фольклора, литературы).
  • Учит сопереживать персонажам литературных произведений.
  • Дает представление о понятиях «прекрасное», «безобразное», «гармония», «дисгармония», «трагическое», «комическое».
  • Обогащает чувственный опыт.
  • Формирует эстетический вкус.
  • Учит нравственности.
  • Стимулирует познавательную активность.
  • Обогащает духовную сферу.

Маленький ребенок с раннего возраста учится на примере родителей и того окружения, в котором он растет. Поэтому создавайте для него благоприятные условия, которые будут способствовать формированию чувства прекрасного. Пример должен быть правильным. Ваша одежда, речь, поведение, игрушки для малыша – все это должно закладывать в крохе первые эстетические чувства.

Красота и искусство

Любая методика художественно-эстетического развития дошкольников состоит из художественной части (умение понимать и ценить искусство, творить самому) и эстетической (формирование основ вкуса, гармонии, чувства прекрасного). Осознанным развитием этих сфер можно заниматься с раннего дошкольного возраста, постепенно обогащая опыт ребенка.

Создавая благоприятную среду для эстетического развития, родителям важно позаботиться о том, чтобы дом был чистым, уютным, в нем присутствовали художественные элементы (картины, статуэтки). Если во всем этом чувствуется вкус, со временем ребенок научится его понимать, а затем – развивать это качество в себе.

Научить чувствовать прекрасное лучше всего может природа. Поэтому необходимо дать ребенку представление об этой красоте. Для этого важны частые выезды на природу, рассказы родителей о том, как гармонично в ней все устроено, какие красивые линии, формы, цвета у растений, животных, какая гармония присутствует в цветовой палитре природных ландшафтов в разные времена года. При этом очень важно объяснять и показывать на своем примере, что к природе нужно относиться бережно – не ломать ветки, не убивать просто так насекомых, не бросать мусор в водоем, а увозить его с собой в пакете.

Кроме прочего, выезды на природу будут способствовать гармонизации семейных отношений, расширению кругозора, развитию речи ребенка.

Для развития художественной составляющей интеллекта у детей дошкольного возраста надо постепенно погружать их в мир искусства. Примерно с 2 лет можно знакомить кроху с репродукциями известных картин, изображения на которых будут ему понятны (персонажи или сюжеты сказок, изображения животных, натюрморты с фруктами, цветами). Полезна будет классическая музыка, которую дома включают периодически. В этом возрасте уже можно посещать кукольный театр.

Примерно с 3–4 лет можно начинать обсуждать с крохой услышанное или увиденное, делиться впечатлениями, рассказывать о музыкальных инструментах.

С 4–5 лет полезно посещать с малышом детские музеи или выставки. Немного позже можно познакомить ребенка с детской филармонией или балетом, посещая с ним представления, соответствующие возрасту.

В качестве развивающих наглядных пособий для воспитания чувства прекрасного могут выступать предметы окружения (картины, портреты писателей, постеры с пейзажами), а также плакаты, знакомящие с разными видами ремесел (гжель, хохлома, палех, жостово, дымково), альбомы репродукций, пособия по лепке из глины или пластилина, конструированию из природных материалов, готовые наборы для детского творчества.

Само собой, в детской библиотеке должны быть соответствующие книги. Какие? Прежде всего, сборники русских народных сказок – кладезь народной мудрости. Персонажи этих сказок могут научить ребенка ценить добро, осуждать зло, не совершать плохих поступков, быть трудолюбивым, помогать друзьям – то есть дать дошкольнику нравственную основу для эстетического развития. Из классических произведений в эту категорию можно отнести, в первую очередь, сказки А. Пушкина, сказки и рассказы Н. Носова.

Произведения Ф. Тютчева, А. Фета, И. Бунина помогут малышу воспринимать и ценить красоту родной природы.

Что еще могут сделать родители?

Роль родителей в процессе воспитания художественно-эстетических чувств огромна. Они могут не только с раннего возраста подавать ребенку пример, но и создавать необходимые условия для развития в своем крохе «прекрасного, доброго, вечного». Для этого важно:

  • ограничить время слушания радиостанций, просмотра телевизора, игр за компьютером;
  • выбирать для малыша «старые и добрые» мультфильмы, сказки, развивающие передачи;
  • обсуждая, помогать дошкольнику осмысливать впечатления от произведений искусства;
  • подбирать и выразительно читать лучшие произведения художественной литературы (стихи и сказки классиков, произведения фольклора);
  • часто устраивать живое общение с природой (ходить в парк, выезжать в лес, к пруду, посещать зоопарк);
  • заниматься с ребенком творчеством: петь, рисовать, лепить, танцевать, конструировать, собирать мозаику, клеить панно, инсценировать. Будет прекрасно, если ребенок отразит в своих творениях чувства, вызванные в нем произведениями искусства (посещением картинной галереи, прослушиванием музыкального или литературного произведения) либо общением с живой природой.

Творческие занятия способствуют воспитанию у дошкольников художественно-эстетических качеств, формированию важных навыков:

  • умения составлять композицию;
  • гармонично сочетать цвета и формы;
  • осваивать принципы построения узоров и орнаментов;
  • использовать воображение;
  • развивать терпение, упорство, усидчивость;
  • тренировать мелкую моторику, глазомер;
  • мыслить образно.

Игровое художественное творчество

Известно, что основной вид деятельности ребенка – игра. Один из способов наиболее легко, но при этом глубоко погрузить малыша в творческую, художественную деятельность – предлагать ему сюжетно-ролевые игры. Они помогают познавать межличностные отношения и демонстрировать свои способности. В таких играх дети пользуются своими личными средствами выразительности: речью, интонациями, пением, мимикой, пластикой. Даже самые простые из таких игр развивают эстетическое начало в малышах. Например, играя в «дочки-матери», девочка учится проявлять нежность, ласку, заботу, любовь; играя в доктора, малыш учится сопереживать, помогать другим.

Истинно художественными можно назвать такие виды сюжетных игр, как, скажем, «музыкальный концерт» (особенно для мамы или бабушки, ко дню рождения или к 8 Марта), «праздник» (малыши учатся организовывать и проводить праздник, который порадует гостей), «театр» (многим детям нравится проявлять свои актерские способности, а деткам скромным и стеснительным это помогает раскрепоститься и поверить в себя). Кроме всего прочего, такие виды игр способствуют возникновению между детьми дружбы, основанной на совместных эстетических переживаниях.

Организуя и проводя такие игровые занятия с детьми, взрослые, прежде всего, должны научить детей чувствовать образ того героя, который они хотят воплотить, понимать и уметь передавать его характер.

Также важно всемерно поощрять инициативу детей, их творческое, художественное начало.

Полезные занятия

Кроме всего перечисленного развитию художественно-эстетического начала у дошкольников способствуют и другие игры. В том числе – групповые.

  • «Ищу тебя». Тот, кому выпала роль ведущего, ищет детей по определенным признакам (с серыми глазами, в одежде красного цвета, с именем на гласную букву). Те, кто соответствует заданному параметру, должны подбежать к ведущему. Тот, кто не успел или ошибся, становится ведущим.
  • «Под звуки музыки». Детям предлагается классическое музыкальное произведение (например, «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» Чайковского) и несколько репродукций пейзажей с разными временами года («Золотая осень» И. Левитана, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Рожь» И. Шишкина). Дети должны прослушать музыку и решить, какая из картин соответствует тому настроению, которое мелодия передает («Золотая осень»).
  • «Весна пришла». Детям показывают несколько изображений времен года. Если на картине присутствуют признаки весны, дети подают знак (топают, хлопают, подпрыгивают). Подобную игру можно проводить и по другим временам года. Важно, чтобы дошкольники научились правильно определять признаки любого из них.
  • «Чудеса красок». Каждый ребенок получает набор карточек, на каждой из которых изображено по три воздушных шарика. Два окрашены основными цветами (красным и желтым, или синим и желтым, или красным и синим), а третий – не окрашен вовсе. Задача малышей – смешать присутствующие цвета на палитре и выяснить, какой цвет при этом получится, чтобы затем раскрасить им прозрачный шарик (оранжевый, зеленый, фиолетовый). Победит тот, кто быстрее и аккуратнее справится с работой.
Читать еще:  Базовые теории воспитания и развития

Итак, художественно-эстетическое воспитание – важная часть гармоничного развития маленькой личности. Чтобы этого добиться, взрослые должны сами во всем быть примером, создать соответствующую развивающую среду, организовать активное общение малыша с природой и искусством, предложить ему разнообразную творческую деятельность и всеми способами поощрять его творческие порывы.

Формы и методы эстетического воспитания

Эстетическое воспитание реализуется на каждом этапе развития личности. Оно становится тем более результативным, чем раньше ребенок попадает в сферу адресного эстетического воздействия, которое должно быть единым, совмещать все занятия, любые стороны его жизни.

Система эстетического воспитания направлена на:

  1. Создание у детей набора элементарных знаний, впечатлений, на базе которых формируется интерес к эстетическим явлениям, художественным предметам.
  2. Развитие способностей к эстетическим переживаниям, формирование качеств личности, которые позволят оценить высокохудожественные предметы, явления и дадут возможность получать удовольствие от их созерцания, обладания ими.
  3. Пробуждение в учениках творческих способностей. Эстетически развитая личность становится активным созидателем, старается привести свою жизнь, все, что ее окружает к подчинению усвоенным канонам красоты.

Главное богатство для общества – творческая личность

В повседневном труде, в быту, общении взрослые и дети сталкиваются с эстетическими явлениями. Всюду присутствует красивое и безобразное. Свое влияние на разные сферы жизни оказывает трагическое и комическое. Красота радует, стимулирует активность, безобразное отталкивает. Комические явления помогают увидеть недостатки, трагическое заставляет сочувствовать.

Эстетическое воспитание открывает душу ребенка навстречу новым формам, звукам, краскам, помогает более глубокому пониманию мира, благоприятствует гармоничному развитию и раскрытию себя. Развитое творческое мышление способствует поиску новых путей, в том числе, в области науки, экономики, производственной сфере.

Задачи общества выдвигают на первый план новые требования к человеку. Поскольку он становится главной составляющей производительных сил, он должен быть всесторонне развит. Воспитать творческую личность, имеющую потребность творческой деятельности невозможно без усилий общества и специально направленной на это политики. Поэтому важнейшим средством качественного развития человеческой природы является эстетическое воспитание с самого раннего возраста.

Принципы эстетического воспитания

Творческие способности необходимо развивать с рождения. С раннего детства нужно прививать хороший вкус, вырабатывать потребность общения с возвышенным. Эстетическое воспитание направлено на развитие способности видеть красивое и следование правилам хорошего поведения, опыт доброжелательных отношений с окружающими. Его основой являются такие принципы:

  • Взаимодействие. Любое действие должно стремиться к эстетическому совершенству: общение с ровесниками, природой, предметами искусства, самостоятельная бытовая и трудовая деятельность.
  • Комплексный подход. Воспитание дает ощутимые результаты, если творческая деятельность основана на межпредметных связях, соединяет различные виды искусства.
  • Социализация. Эстетико-художественная деятельность не оторвана от жизни. Так формируется адекватное отношение учеников к окружению, они смогут находить красивое в разных его проявлениях.
  • Системность. Общее и эстетическое развитие взаимосвязаны. При таком подходе гармонично развиваются эмоциональная сфера и все познавательные процессы.
  • Самостоятельное творчество. Методика эстетического воспитания наиболее эффективна в применении к детям дошкольного возраста, если они осваивают какие-то творческие занятия сами: танцы, рисование, лепку или пение в хоре.
  • Эстетика должна главенствовать во всей жизни. Маленьким детям необходимо жить в красоте. Основной воспитательный смысл в осознании важности аккуратности, вежливости. На правильное эстетическое развитие влияет красота помещения, одежды.
  • Учитывается возраст воспитанника. Соответственно возрасту, подбираются средства воспитания. Становление личности в более зрелые годы зависит от того, насколько у младших школьников было правильно сформировано эстетическое восприятие.

Формы организации эстетического воспитания

Методы имеют различия в:

  • способах передачи информации;
  • практической форме организации.

Способы делятся на:

  • наглядные (когда дети знакомятся с примерами искусства);
  • словесные (взрослые рассказывают, объясняют);
  • практические (проведение тестирования, творческих работ).

Наглядные методы (рассматривание картины, прослушивание музыкального произведения вместе) предполагают эмоциональную наполненность момента. Знакомство с предметами искусства должно произвести на малыша яркое впечатление, чтобы это запомнилось.

Форма организации бывает следующей:

  • когда взрослые показывают пример действия, приглашают малыша повторить стихотворение или спеть песенку;
  • воспитатели предлагают малышу самостоятельно определить способ исполнения задачи: что-то вылепить, вырезать или нарисовать.

Нужно помнить, что эстетическое воспитание дошкольников несколько отличается от методов работы с детьми школьного возраста. У малышей акцент ставится на зрительное восприятие, их плавно подводят к осознанию значимости чистоты и порядка. Дети постарше умеют воплотить свои творческие способности. Дошколята учатся оценивать, а школьники уже создают продукт, имеют творческий подход в процессе создания какого-либо предмета.

Методы эстетического воспитания

К основным методам, способствующим развитию у детей эстетических чувств, умению оценивать, применять творчески полученные знания, навыки относятся:

  1. Метод убеждения. Применяется только тогда, когда изучаемое явление прекрасно. У воспитанников возникает эмоциональный отклик при встрече с произведениями искусства, участии в празднике. Метод можно считать в равной степени словесным, т.к. наблюдения детей получают комментарий взрослого, будят мысли и чувства.

Воспитатель должен подобрать самые впечатляющие художественные произведения, позаботиться о соответствующем душевном настрое ребят. Предмет должен быть хорошо освоен педагогом, а речь точна и выразительна. Когда внимание акцентируется на прекрасном, воспитатель дает понятие о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

  1. Метод приучения. Подразумевает практическое действие, упражнение, направленное на изменение окружающей обстановки, привитие принятых в обществе навыков культуры поведения. Содержание метода состоит в том, чтобы научить ребенка видеть и ценить прекрасное, действовать соответственно.

Систематические упражнения, художественная детская практика способствует активности детей.

  1. Метод проблемных ситуаций. Дает пробудиться творческим способностям, желанию действовать. Воспитатель предлагает воспитанникам самим найти способ претворить художественный замысел. К примеру, после прослушивания сказки детям предлагается изобразить кого-то из персонажей. Задача может быть простой или усложненной неудачным выбором героя. Ребенок сам учится думать, приходит к самостоятельному решению, как лучше воплотить задуманное: нарисовать, вылепить, сочинить стишок.
  2. Побуждение к сопереживанию. Отзывчивый человек, который умеет сопереживать, сострадать испытывает радость от общения с людьми, вместе с ними празднует удачи, победы. Дети, умеющие сочувствовать, более открыты и доброжелательны, у них больше друзей, они реже попадают в конфликтные ситуации.

Здесь поможет эмоциональное чтение сказок, обсуждение иллюстраций, кукольного спектакля или музыкального номера.

Традиционные методы воздействия на воспитанников

Рассказ. Он должен быть эмоциональным, иметь сюжетную канву, быть познавательным, влиять на воображение, но не мешать самостоятельной оценке.

Лекция. Посвящается более сложным темам, уместна на занятиях с ребятами постарше. Большую образность придаст оснащение урока наглядным материалом. Допустимо поднять проблемные темы, столкнуть учащихся в обсуждении, склонить к высказыванию своей точки зрения.

Беседа. Это не монолог учителя перед детьми, а взаимный эмоциональный обмен мнениями. В ходе беседы воспитатель использует наглядный материал, толкует научные понятия, подчеркивает те или иные прекрасные характерные черты в произведениях искусства, труде, реальных и вымышленных героях литературы, театра, кино.

Диспут. Призван обнаружить и столкнуть разные точки зрения, поднять проблему, привлечь детей к ее обсуждению. Задача взрослых провести серьезную подготовительную работу, чтобы помочь выявить позиции, стимулировать диалог, направить спор в культурное русло.

Воспитание искусством

Какими бы ни были приемы воспитания, важно, чтобы им были обеспечены необходимые условия:

  • развивающая среда;
  • тесное взаимодействие с природой, искусством;
  • условия для реализации творческого начала.

В младшем возрасте эстетическое воспитание отличается тем, что дети воспринимают все окружающее чувствами. Для них форма и содержание предмета неразрывны. Если ребенку что-то нравится, он испытывает восторг, радость. Задача воспитателя направить это простое душевное движение от обычного восприятия к глубокому пониманию гармонии, красоты, формированию эстетического вкуса.

Приобщение к искусству. Методические рекомендации

Понимание искусства – качество не врожденное, его воспитывают. Чтобы малыш научился воспринимать классическую музыку, он должен слушать ее с раннего детства. Ее нужно тщательно подбирать, включать нечасто. По достижении 3-4 лет, можно попробовать обсуждать услышанное, рассказывать ребенку о музыке и музыкальных инструментах.

Малыши начинают знакомиться с живописью, просматривая иллюстрации к сказкам. Чуть позже художественные произведения подбираются с учетом возраста. Лучше, если это будут близкие и понятные сюжеты, герои или животные.

Знакомство с театром можно начать с 1,5 лет. Театр кукол делает представления не дольше получаса, самые маленькие не успевают утомиться.

Музеи, филармонию, балет дети посещают с 4-5 лет. Лучше выбирать детские тематические музеи, представления, концерты.

Когда родители собираются с ребенком в театр или музей, нужно объяснить ему, как следует себя вести в этом важном месте. Перед мероприятием следует покормить малыша, чтобы потом чувство голода не мешало восприятию прекрасного. Желательно, чтобы путь к «обители муз» не был слишком утомительным. Одежда должна быть продуманной и красивой, это подчеркнет важность события, запомнится.

После культурного мероприятия обязательно нужно обсудить с малышом увиденное, услышанное. Пусть он расскажет о своих впечатлениях, ответит, хочет ли еще в будущем побывать на выставке или в театре. Если ребенок не выказывает восторга, не стоит торопиться с организацией следующего культпохода. Возьмите паузу, организуйте мероприятие через некоторое время.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector