221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы и приемы интеллектуально познавательного воспитания дошкольников

Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ – целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей.

Умственное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатств интересов ребенка, его чувств и всех других черт, которые создают его духовный облик. Цель умственного воспитания дошкольников нельзя понимать упрощенно – как то, чтобы дать детям как можно больше знаний об окружающем, значительно более важно выработать у них общие способы познавательной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать), развивать речь, формировать потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить. Темп умственного развития дошкольников очень высокий в сравнении с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты умственного воспитания дошкольников трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все дальнейшее развитие ребенка. Особенно большая роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков – это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к будущей трудовой деятельности.

Методологической основой умственного воспитания является философская теория познания, которая гласит, что путь познания реального мира осуществляется таким образом: «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания объективной реальности».

Первая ступень познания – живое созерцание, в процессе которого осуществляется непосредственное чувственное восприятие предметов и явлений при помощи ощущений и восприятий. В дошкольном возрасте чувственное восприятие является основным источником знаний детей об окружающем, первой ступенью познания ими реального мира.

Таким образом, умственное развитие ребенка начинается с непосредственного чувственного восприятия окружающего (педагогическое требование наглядности обучения)

Вторая и высшая ступень познания – Абстрактное мышление. Чувственное восприятие постоянно обогащает мышление конкретными, реальными, «живыми» образами, фактами, а абстрактное мышление на основе этих фактов дает возможность проникнуть в такие свойства и отношения вещей, которые недоступны живому созерцанию. Сущность предметов, явлений, их взаимосвязи раскрываются ребенку благодаря мышлению. Абстрактное мышление позволяет экономно расходовать умственные силы ребенка, создавать я его памяти целые совокупности представлений, которыми ребеиок пользуется по аналогии, изучая новые предметы, явления. Мыслительные операции, которыми постепенно овладевает ребенок: анализ, обобщение, классификация, «решение – являются примером экономной работы человеческого мозга.

Решающую роль в познании объективной реальности открывает Практика. Она доказывает силу, мощь, истинность человеческого познания. В игровой, трудовой, учебной деятельности детей проверяется истинность полученных знаний. Практика – не только критерий истины, но и источник познания. Через игру, труд дети легко и незаметно осваивают большое количество знаний, умений и навыков. Процесс познания имеет деятельностно-активный харпктер. Активность заложена в самой человеческой чувствительности. Органы чувств функционирует благодаря реализации в них способности отражать. Ребенок рождается на свет с безусловными рефлексами. На их основе формируются многочисленные условнее рефлексы. Образование условных рефлексов есть установление нервной временной связи в коре головного мозга человека. Эти временные связи является материальное основой всех приобретенных человеком знаний, навыков, привычек, Внешним раздражителем для маленького ребенка являются непосредственные воздействия предметов и явлений окружающего мира. Эти раздражителе воспринимаются органами чувств (анализаторами). Я. П.Павлов назвал их сигналами I сигнальной системы. Функционирование органов чувств тесно связано с потребностями маленького ребенка. Сначала это органические потребности,- удовлетворение которых необходимо для сохранения жизни. Позже появляются и др. потребности: потребность в общении со взрослым, потребность в активных движениях, о активных действиях с предметами. В деятельности с предметами ребенок познает свойства предметов, качества, связи между ними. Активность ребенка имеет Ориентировочно-исслеовательский характер.

В процессе действий с предметами у ребенка возникает Наглядно-действенное мышление. Это самая элементарная форма мышления, возникающая в раннем детстве. В процессе действий с предметами ребенок запоминает образы предметов. Восприятие их обычно сопровождается соответствующей словами взрослых. Происходит взаимодействие между чувственным восприятием и словом, т. е. между I и П сигнальными системами. Неоднократное совпадение слова и действия, слова и качества предмета приводит к тому, что потом только по произнесенному слову взрослого возникает зрительный образ названного предмета. Так получает развитие новая более сложная форма мышления – Наглядно- Образная. С ее помощью решение ряда задач осуществляется ребенком в уме, без участия практических действий – он оперирует только образами. Дошкольника интересует не только новый предмет сам по себе. Он хочет узнать о его назначении, строении, способе использования. Мотивом действия с предметами является Познавательный интерес.

Развитие познавательных интересов у дошкольников проявляется и том, что растет желание заниматься умственной деятельностью. Ребенок задает взрослым много вопросов, любит сравнивать пещи и явления, спорить. Взрослые должны поддерживать любознательность, поощрять ребенка к поиску решения умственной задачи. Возникаем новый тип активности – Умственная активность. Ребенок осмысливает действие, ставит цель, планирует, отбирает способы се достижения. Ребенок переходит уже на новую ступень умственного развития.

Детей нужно приучать к осмысленному восприятию слова, учить понимать его предметное содержание, какое действие или качество оно обозначает. Слово формируется как обобщенное понятие, отрезается, от своего первоначального конкретного образного содержания. Возникает Понятийная или Словесно-логичесКая форма мышления Часто взрослые стремятся быстрей развивать понятийную форму мышления у дошкольников, недостаточно уделяют внимания развитию первых двух форм мышления. Это отрицательно сказывается на умственном и общем психическом развитии детей. Понятийная форма мышления только тогда успешно развивается, когда хорошо развиты наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления. Они являются фундаментом, на котором строится понятийное мышление.

Задачи умственного воспитания дошкольников:

I) формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни;

2). формирование навыков и умений умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей;

3) формирование познавательных интересов и любознательности;

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; Нарушение авторского права страницы

Вопрос №11: Задачи, средства, условия и методы интеллектуально-познавательного воспитания.

Умственное воспитание — планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных интересов, умения применять усвоенные знания в деятельности.

Задачи интеллектуально-познавательного воспитания:

· — сенсорное воспитание (развитие);

· Развитие мыслительной деятельности(овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями). Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания. Начинает функционировать первая форма мышления — наглядно-действенное. Формируется наглядно-образное мышление. Во второй половине дошкольного возраста начинает развиваться словесно-логическое мышление.

Внутри всех форм мышления осуществляется развитие мыслительных операций.

В дошкольном возрасте развиваются такие важные познавательные процессы, как память и воображение.

· Становление речи.Мыслительная деятельность невозможна без речи. Слово — материальная оболочка мысли. Ребенок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающих людей.

· Воспитание любознательности, познавательных интересов.. Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Вопросы ребенка считаются основной формой проявления любознательности, познавательных интересов. Вопросы делят на 2 группы: познавательные и коммуникативные. Коммуникативные вопросы ребенок задает, чтобы привлечь взрослых к своим переживаниям, установить с ними контакт. В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив: дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. Пик вопросов приходится на возраст 4,5 — 5,5 лет.

· Формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.Знания сами по себе еще не обеспечивают полноты умственного развития, поэтому основу умственного воспитания дошкольников составляет ознакомление с окружающим, в процессе которого дети усваивают разнообразные знания. Я. А. Коменский изложил программу знаний, положив в ее основание принцип энциклопедичностит.е. в дошкольном возрасте нельзя ограничивать познание ребенка какими-либо отдельными сторонами действительности. Малыш воспринимает мир целостно, поэтому и знания должны быть разнообразными, знания должны служить воспитанию.

Средства интеллектуально-познавательного воспитания распределяются на две группы:

1) Деятельность детей:деятельность детей дошкольного возраста отличается по видам и содержанию, а следовательно, и по возможностям оказывать влияние на умственное развитие. У детей младшего дошкольного возраста, отводится на так называемую бытовую деятельность, связанную с выполнением режима. Содержание этой деятельности благоприятно для сенсорного развития. Интеллектуальное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх (подвижные, дидактические) заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить. Творческие игры по своей природе отобразительные: в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания, усвоенные ранее. Продуктивные виды деятельности(трудовая, конструктивная, изобразительная) обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Умственное воспитание в трудовой деятельности направлено на обогащение сенсорного опыта детей: ознакомление с материалами, их признаками, свойствами, с их изменениями под влиянием преобразующей деятельности (песок после поливки становится влажным).

2) Произведения духовной и материальной культуры —одни из важных средств интеллектуального воспитания: разнообразные игры и игрушки, пособия, книги, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства.

Методы интеллектуально-познавательного воспитания:

1. Словесные(пояснение, разъяснение, чтение, беседа) как вспомогательные

2. Наглядные(наблюдение, показ предметов, использование дидактических пособий, показ способов действий)

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 60 | Нарушение авторских прав

«Методы активизации познавательной деятельности дошкольников»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Статья «Методы активизации познавательной деятельности дошкольников».

Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как всё в учении интересно и необходимо брать силою воли”

Вопросы активизации познавательной деятельности детей относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания детей.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности ребенка. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения у детей в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Активизация познавательной деятельности была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание педагога к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.

Система работы активизации познавательной деятельности детей к обучению строится на основных положениях: теории деятельности, теории развития познавательного интереса, теории активизации познавательной деятельности ребенка, педагогики коллективных дел.

Активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.

Условия, для проявления познавательной деятельности:

создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности ;

создание “ситуации успеха” для каждого ребенка;

включение ребенка в активную деятельность, коллективные формы работы;

использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;

использование проблемных ситуаций;

практико-ориентированная направленность изучаемого материала.

Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой дети усваивают приемы учения.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность детей.

Создать из повседневного – удивительное.

О сложном говорить увлекательно, эмоционально.

Учить всему кратко, понятно, основательно.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых дети сами должны:

отстаивать свое мнение и принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

самостоятельно выбирать посильное задание и искать варианты решения познавательной задачи;

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего, повышение активности детей: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

самостоятельный поиск необходимой информации;

метод продуктивной деятельности;

овладение разными детьми разного материала;

творческая деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, работа над учебно-исследовательскими проектами и др.;

эвристическая деятельность: “мозговой штурм”, “мозговая атака”, ТРИЗ и др.;

метод эмпатии (метод личной аналогии).

На подготовительном этапе педагогами были показаны занятия и фрагменты занятий, на которых были продемонстрированы те или иные методы и формы активизации познавательной деятельности детей на уроке.

Формы организации деятельности детей

Методы организации деятельности детей :

Главная ценность культуры сегодня – читающий ребенок! Открывая книгу, он вместе с тем, открывает свой личностный потенциал. Книга питает его ум и душу. И тогда книга становится пространством для развития личности, формирования лучших человеческих качеств.

Опыт свидетельствует, что плохо читающие дети обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная память и умственная работоспособность.

При организации работы с литературным текстом педагог формирует умения:

ставить вопросы к тексту;

выделять непонятные места в тексте;

педагог помогает разбираться с непонятными или незнакомыми словами ;

определять основную мысль текста;

Для этого педагог использует следующие компоненты материала:

упражнения, схемы, таблицы, алгоритмы, иллюстрации и др.

репродуктивно-поисковая: составление плана, схемы;

сравнительно-аналитическая: схем, рисунков;

творческая : тесты, кроссворды, задания с ошибками.

Книга – важнейшее средство информационного общения. В книге моделируются жизнь, чувства, мысли и дела, не только отдельной личности, но и всего человечества во всех доступных измерениях времени и пространства:

важнейшее средство пропаганды и популяризации знаний;

важнейшее средство воспитания и образования, повышения культуры учащихся.

Информационные технологии – это все технологии, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, видео, кино).

Использование продуктов информационных технологий (презентация, интерактивная доска, видеоматериалы, учебный фильм и др.) вызывает особый интерес, ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.

Основных факторы, побуждающих детей к активности:

творческий характер познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер деятельности позволяет пробудить у детей творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности.

Учитывая перечисленные факторы, педагог может безошибочно активизировать деятельность детей, так как различный подход к ООД, а не однообразный подход это, прежде всего, у ребенка вызовет интерес к занятиям, учащиеся будут с радостью идти на занятия.

Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на детей оказывает и игра, и состязательность. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.

Активизация учения детей не как усиление деятельности, а как мобилизация педагогом с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил детей на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ребенка в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса – необходимое условие познавательной деятельности.

На современном этапе развития образования проблема активизации познавательной деятельности детей приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность детей. Активное обучение , которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Методы активизации познавательной деятельности : вооружают знаниями, умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств детей; развивают их познавательные силы, личностные образования (активность, самостоятельность, познавательный интерес); выявляют и реализуют потенциальные возможности детей; приобщают к поисковой и творческой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения необходимо вызвать у ребенка интерес к овладению знаниями.

Гин А.А. «Приёмы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь.» Москва. Вита, 1999г.

Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка.» Москва. Просвещение, 2007 г.

Ерёмина О.А. Тематический словарь «От макушечки до пят». Изд. «Учебная литература», 2003 г.

Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Екатеринбург, 2004г.

Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка. Москва, 2007 г.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва, 1994 г.

Сборник программ . Система Виноградовой Н.Ф. Москва. Вентана Граф, 2012 г.

Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1999г..

Шамова Т. И. Активизация учения дошкольников. — М.: Педагогика, 1990. — 128с.

Щукина Г. И. Педагогическая проблемы формирования познавательного интереса дошкольников. — М.: Педагогика, 1998. — 203с.

«Методы и приемы в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
консультация

Консультация для воспитателей

«Методы и приемы в развитии познавательной активности детей

старшего дошкольного возраста»

Скачать:

Читайте также:

  1. D. Прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы
  2. I. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
  3. I. Методы эмпирического исследования.
  4. I. Работы с тяжелыми и вредными условиями труда
  5. I. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
  6. I. Средства, угнетающие нейрональный захват моноаминов
  7. I.4. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦКУРСА
  8. II Биохимические методы
  9. II Методы очистки выбросов от газообразных загрязнителей.Метод абсорбции.
  10. II Методы очистки сточных вод от маслопродуктов.Принцип работы напорного гидроциклона.
ВложениеРазмер
Консультация для воспитателей «Методы и приемы в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«М етоды и приемы в развитии познавательной активности детей

старшего дошкольного возраста»

Целью развития познавательной активности является формирование у детей таких качеств, как: любознательность, находчивость, фантазия, изобретательность, оригинальность, гибкость, самостоятельность, широта и глубина мышления.

Метод проектной деятельности как средства активизации познавательной деятельности у дошкольников

Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.

Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности;

Лэпбук очень мобильная система (можно дать эту папку «погостить» в другую группу или даже домой ребенку);

Лэпбук — тематическая или интерактивная папка. Важно отметить, что лэпбук не просто папка, а наглядно-практический метод обучения детей.

Так же хочется отметить, что при сборе информации и оформлении лэпбука происходит взаимодействие: педагог-ребёнок, ребёнок-родитель, педагог-родитель. Это отличный метод создания ЕОП (единого образовательного пространства) между детским садом и родителями (законными представителями).

Экспериментально-исследовательский метод, как средство развития познавательной активности дошкольников

Познание мира живой и неживой природы, установление причинно- следственных связей происходят успешнее в процессе её опытнической деятельности и экспериментирования.

В ходе экспериментально — исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д. почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем).

Итак, специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

— постановка и решение вопросов проблемного характера;

— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

— фиксация результатов наблюдений, опытов и т.д.

— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

— подражание голосам и звукам природы;

— использование художественного слова;

— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

— трудовые поручения, действия.

Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ — технологии.

Целью ТРИЗ-педагогики является формирование у ребенка логического мышления, развитие полноценных творческих личностей и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретиться ему в будущем.

Руководство деятельностью детей в ходе совместной деятельности осуществляется различными методами: наглядными, практическими, словесными.

Наглядные методы представляют собой наблюдения двух видов, первый вид – наблюдения распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (например, опыты «Притяжение магнитом предметов», «Намагничивание предметов» и др.), второй вид — наблюдение за изменением и преобразованием объектов (опыты «Температура воды», «Вода и пар» и др.). Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении педагогом следующих требований: цели и задачи наблюдения должны быть ясными и конкретными; процесс наблюдения проводиться планомерно и последовательно.

Практические методы , такие как игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом .

Метод элементарных опытов – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления, с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. («Внутри человека есть воздух», «Обнаружить воздух в окружающем пространстве» и др.).

Одним из словесных методов является рассказ педагога. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

Определяя цели и задачи образовательной деятельности, воспитатель должен также продумать приемы активации детей. Условно эти приемы можно обозначить следующим образом:

К вербальным приемам можно отнести:

• чтения художественной литературы,

• малые фольклорные формы.

При чтении литературных сказок можно предложить детям:

нарисовать иллюстрацию к произведению,

вылепить героя из пластилина,

сочинить свою сказку с таким же началом или похожими персонажами,

подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку.

Невербальные приемы это:

• гимнастики для глаз,

На сохранение заинтересованности детей оказывают влияние:

• нетрадиционные формы занятий,

• современные образовательные технологии.

Основной вид деятельности детей в детском саду – это игра и использование игровых приемов активации детей поможет поддержать их интерес в любой деятельности.

К игровым приемам активации относятся:

-Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Дети учатся быстро и логично рассуждать. Интерес у дошкольников вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующие сообразительности, поэтической выдумки.

-Игры-путешествия способствуют углублению, закреплению знаний

-Ещё большую активность у дошкольников можно наблюдать при использовании интеллектуальных игр: шарад, головоломок, загадок.

-Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.

-Занятие-сказка (позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний и делает занятие более эффективным).

Таким образом, все методы и приемы должны использоваться в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Тогда дети не утомляются, у них проявляется стойкий интерес, и только в этом случае можно получить хороший, продуктивный результат познавательной активности дошкольников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация предназначена для воспитателей ДОУ всех возрастных групп. Она раскрывает основные методы и приемы, которые использует воспитатель в режимных моментах и во время занятий для обеспече.

Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ, как один из методов активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью повышения их педагогической компетентности в вопросах развития речевых.

Цель: создание условий для формирования основ целостной картины мира дошкольника средствами экспериментальной деятельности.Задачи:&middot.

Памятка для педагогов.

Доклад на педагогический совет «ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ&raquo.

Семинар- практикум«Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста»(нормативно-проектная деятельность по технологииА.Н. Веракса и .

Читать еще:  Методика обучения скорочтению для детей 6 8
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector